16 Особым месяцем пусть будет для тебя месяц авив, в который совершаешь ты Пасху Господу, Богу твоему, ибо как раз в этот месяц Господь, Бог твой, вывел тебя ночью из Египта. 2 Приноси Господу, Богу твоему, пасхальную жертву из мелкого и крупного рогатого скота на том месте, которое Господь изберет, чтобы Имя Его там пребывало. 3Во время Пасхи не ешь того, что в себе содержит закваску. Семь дней только пресный хлеб ешь, «хлеб бедствия“ – ведь ты покидал Египет в страхе и спешке. И будет этот хлеб напоминать тебе всю жизнь о дне твоего ухода из Египта. 4Закваски нигде и ни у кого не должно быть на земле вашей все означенные семь дней. И не оставляй до утра мясо животного, которое заколол вечером в первый день. 5Пасхальную жертву нельзя закалывать в тех городах и селениях, которые Господь, ваш Бог, дарует вам, 6нигде, кроме того места, какое Он Сам изберет для того, чтобы Имя Его там пребывало, – там только закалывайте жертву пасхальную, вечером, на закате солнца, в то самое время, в какое покинули вы некогда Египет. 7Мясо жертвы свари и съешь на том самом месте, которое Господь, Бог твой, изберет. А утром можете разойтись по домам. 8Шесть дней ешь пресный хлеб, в седьмой же день, кроме того, – торжественное собрание в честь Господа, Бога твоего; никакой повседневной работой в сей день не занимайся. Напоминание о празднике Недель и празднике Кущей 9Отсчитай семь полных недель с того дня, когда выйдете с серпами на жатву. 10Отмечай всякий раз праздник Недель в честь Господа, Бога твоего, принося дары свои Ему, столь же щедро, как и Он, Господь, твой Бог, благословил тебя. 11Радуйся пред Господом, Богом своим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями, и левитами, что живут в городе твоем; не забудь и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас; радуйтесь и пируйте на том месте, какое изберет Господь, Бог твой, чтобы там Имя Его пребывало. 12Не забывай о том, что ты и сам некогда был рабом в Египте. Строго исполняй эти установления. 13 После того, как уберешь с гумна зерно и закончишь работу в давильне, семь дней справляй праздник Кущей . 14Радуйся на празднике этом вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями, и левитами, что живут в городе твоем; не забывай и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас. 15И все эти семь дней пусть будут праздником в честь Господа, Бога твоего, на том месте, какое Он изберет. Благословлял ведь тебя Господь, Бог твой, в уборке твоего урожая и во всех делах рук твоих – так вот и радуйся этому от души!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

19Из всех сынов Израилевых Я приставил к Аарону и сыновьям его левитов как людей, посвященных для совершения служения при Шатре Откровения от лица сынов Израилевых и для восстановления их единения с Богом, чтобы не случилось какое страшное бедствие среди них, если они решатся подойти слишком близко к Святилищу». 20Моисей и Аарон вместе со всем народом израильским исполнили все повеления Господа, данные Моисею о посвящении левитов. 21Левиты ритуально очистились , выстирали свои одежды, и Аарон преподнес их как дар, возносимый перед Господом; восстановил единение их с Богом, дабы чисты они были. 22 После того приступили левиты к своему служению в Шатре Откровения в помощь Аарону с сыновьями его. Так повеления Господни, данные Моисею о левитах, были исполнены. 23Господь сказал Моисею: 24«Вот что еще касается левитов. Пусть с двадцати пяти лет приступают они к служению и исполнению своих обязанностей при Шатре Откровения. 25После пятидесяти им следует оставлять служение и более его не нести. 26Они могут помогать своим братьям, исполняя некоторые обязанности при Шатре Откровения. Сами же, однако, никакого служения нести не должны. Вот так ты должен распределять обязанности между левитами». О праздновании Пасхи 9 В первый месяц второго года после ухода сынов Израилевых из Египта Господь сказал Моисею в пустыне Синайской: 2«Пусть совершат Пасху сыны Израилевы в установленное время . 3В четырнадцатый день сего месяца пусть совершают ее вечером, перед наступлением темноты, по всем установлениям и указаниям о ней». 4 Потому повелел Моисей сынам Израилевым исполнить Пасхальный обряд. 5И вот в четырнадцатый день первого месяца, вечером, перед наступлением темноты, совершили сыны Израилевы Пасху в Синайской пустыне. Как повелел Господь Моисею, так всё и сделали они. 6Но случилось, что некоторые люди не смогли в тот день соблюсти Пасхальный обряд, из–за покойника лишившись ритуальной чистоты. И вот пришли они тогда же к Моисею с Аароном 7и сказали: «Мы оказались нечисты из–за покойника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1 . Вечер в четверг и день в пятницу были будничным временем, так как можно еще было что-то купить 389 , можно было работать 390 , а властям – судить (суд Синедриона на Спасителем), то есть совершать действия, недопустимые в праздник Пасхи (см.: Лев. 23: 7 ). Кроме того, традиция отпускания римлянами одного из узников в честь праздника по желанию народа («А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника]» – Лк. 23: 27 ; ср.: Мф. 27: 15 ; Мк. 15: 6 ) связана с возможностью для освобожденного участвовать в празднике, в данном случае – в предстоящей пасхальной вечере. 2 . Евангелист Иоанн прямо называет день суда над Христом пятницей перед Пасхой: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» ( Ин. 19: 14 ) – и отмечает, что религиозные руководители, когда повели Христа от Каиафы к Пилату, не вошли в резиденцию римского наместника, так как боялись оскверниться вхождением в дом язычника, что потребовало бы исполнения обрядов очищения и лишило их возможности вечером этого дня (пятницы) есть пасхальную трапезу: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху» ( Ин. 18: 28 ) 391 . Тогда возникает вопрос, не нарушил ли Господь с учениками Закон, вкушая пасху на день раньше? Но здесь следует учесть, что пасхальных агнцев приносили в жертву только в Иерусалимском храме, поэтому пасхальные приготовления апостолов за сутки до наступления календарной Пасхи могли быть осуществлены лишь с ведома первосвященника, то есть в русле общей и одобренной духовным начальством практики. И раз ученикам удалось приготовить пасхального агнца, значит, в тот год было официально разрешено принесение и вкушение пасхального агнца за день до Пасхи. Почему четверг 13-го нисана стал предпраздничным днем, точно неизвестно, но указание ап. Иоанна Богослова, что в год Страданий Христа праздник Пасхи совпал с субботой, которая из-за соединения этих двух торжеств стала «днем великим» ( Ин. 19: 31 ), дает основания для нескольких предположений. Так, вполне вероятно, что пасхальных агнцев разрешено было приносить в жертву заранее, в четверг, ради чести субботы и чтобы не отягощать наступавший в пятницу вечером субботний покой приготовлением жертв. По Закону жертвы начинали приносить около девятого часа (то есть трех часов пополудни). С учетом множества пасхальных агнцев и очень короткого времени на их принесение из-за наступавшей субботы такое увеличение предпраздничных дней было оправданно. Но это только предположения; текст Писания не дает оснований принять какое-то объяснение в качестве окончательного 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

20. Ин. 13:20 . Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Ин. 20:21 ; Мф. 10:40 ; Лк. 9:48, 10:16 . Для большего и сильнейшего утверждения веры учеников, которая не должна колебаться в них предательством Иудиным, Господь указывает им на величие их будущего служения делу Мессии: принимающий того, кого Я пошлю и пр. Это изречение Господь ещё прежде предложил ученикам Своим, посылая их на проповедь ( Мф. 10 и прим.), и теперь, ввиду предстоящих страданий Своих, повторяет его. Нетрудно заметить, что изречения Господа в рассматриваемой речи Его, со ст. 16-го, имеют несколько отрывочный характер. Это показывает, что евангелист приводит не всю Его речь, говорённую во время последней пасхальной вечери, и её надобно дополнять сказаниями первых трёх евангелистов о сем, в особенности ев. Луки (22 и далее). 21. Ин. 13:21 . Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Ин. 11:33, 13:11 . Возмутился духом (ср. прим. к 12:27; 11, 33 и 38): указание на ученика-предателя сделано было уже Господом во время пасхальной вечери и сделано прямо (ср. прим. к ст. 2–5; ср. Мф. 26 и далее; Мк. 14 и далее; Лк. 22 и далее), но тихо. Возникший между учениками спор о первенстве и омовение Господом ног Своим ученикам несколько изгладили тяжёлое и тревожное впечатление сего указания; Иуда же и по прямому указанию на него как предателя (чего, впрочем, не приметили в смятении ученики), продолжал возлежать на вечери, прикрываясь лицемерием и нахальством. Это лицемерие и нахальство ученика, уже продавшего Господа и Учителя своего, но нагло продолжающего притворяться одним из верных Ему учеников и остававшегося всё ещё в малом святом обществе в важнейшие для него минуты, глубоко возмутило Господа, и Он вновь с силой и некоторой напряжённостью напомнил ученикам, что среди них – предатель. На эту силу и некоторую напряжённость речи, излившейся из возмущённого духа, указывают выражения евангелиста: и засвидетельствовал и сказал: истинно, истинно говорю вам. – Предаст Меня: см. прим. к Мф. 26 и парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

324 То есть между тремя и шестью часами утра. Вся ночь у римлян и у иудеев того времени разделялась на четыре стражи, начиная с шести часов вечера, по три часа в каждой страже. 326 Этим иудеи желали получить от Иисуса Христа подобный же чудесный хлеб, или вообще видеть чудо. 328 Хлебом, сшедшим с небес, Господь Иисус Христос называет Себя Самого. Как Бог, Он – Единый Источник жизни всего существующего. 329 В этих и следующих словах Господь учит о Своем теле и крови, предлагаемых верующим в таинстве Святого Причащения. 330 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». 331 и проч., – по-русски: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Итак, вкушающий тело и кровь Христовы, вступает в самое тесное единение с Иисусом Христом. – Смысл учения о таинстве Святого Причащения отчасти уясняется закланием и вкушением иудеями пасхального агнца, прообразовавшего собою Иисуса Христа. Подобно тому, как иудеи вкушали мясо пасхального агнца, так и верующие в Иисуса Христа в таинстве Святого Причащения принимают пречистое тело и кровь Иисуса Христа, Принесшего Себя в жертву за грехи мира. 332 То есть на небо. Здесь Иисус Христос, как очевидно, предсказывает о Своем славном вознесении. 333 и проч., – по-русски: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». – Под глаголами Иисуса Христа разумеется возвышенное учение Его, которое, как дух, оживляет человека и приводит его к вечной жизни. 335 Несомненно, они пришли уже после праздника Пасхи. Из Евангелия не видно, чтобы Господь в этот год ходил в Иерусалим на Пасху. Не видя Его на празднике, книжники и фарисеи и поспешили прийти к Нему. 336 Так у иудеев назывались устные законы и предписания, касающиеся, по преимуществу, внешней жизни человека. Книжники утверждали, что эти законы и предписания будто бы даны были Моисеем, как и Богооткровенный закон, заключающийся в Библии . Предписаниям старцев фарисеи придавали большее значение, чем заповедям Божиим, за что Господь их нередко и обличал.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

40. Тайная Вечеря ( Мф.26:17–35 ; Мк.14:12–25 ; Лк.22:7–38 ; Ин.13:1–38 ) Пасхальная вечеря Приближалась Пасха. Это был самый великий иудейский праздник, в котором принимало участие все население. Иисус с двенадцатилетнего возраста каждый год приходил на эти дни в Иерусалим. В первый день опресноков, когда нужно было заколоть пасхального агнца, ученики Христовы спросили своего Учителя: «Где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» ( Мк.14:12 ). Тогда Господь послал Петра и Иоанна, сказав им: «…При входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте» ( Лк.22:10–12 ). Враги Христа внимательно следили за Ним, чтобы схватить Его без народа, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была для этого очень удобным моментом, так как в это время все были заняты приготовлением к празднику. Поэтому Господь и сокрыл от Иуды место, где будет есть пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату и там приготовили все, что требовалось по закону. Еврейская Пасха праздновалась в четырнадцатый день нисана (марта). К вечеру этого дня каждый израильтянин обязан был совершить пасхальный обряд. «Пасхой» назывался агнец – ягненок, которого после предписанного законом приготовления, не ломая костей, съедали с горькими травами в память исхода евреев из Египта и освобождения их от рабства фараона (см. Исх.12:17–27 ). Пасхальный агнец, служа напоминанием бывшего благодеяния Божия израильскому народу, в то же время являлся пророческим прообразом Агнца Божия, то есть Христа, Который добровольно пошел на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греха, смерти и диавола. И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственною Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый . «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, – сказал Он, – ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» ( Лк.22:15–16 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

5, 15). В лице Христа воскресшего у мертвого организма-Всечеловека оживлена оказалась всего лишь одна Клетка. Остальная масса как была мертвой, так и осталась. Но суть воскресшей Клетки-Христа в том, что в Ней заключена объемлющая весь организм сила Божией благодати, приобщаясь к которой всякая мертвая клетка-человек способна ожить. Христос Воскресе из мертвых, - песнословит Церковь в Пасхальную ночь, - смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Сущим во гробех - это значит, всем нам, духовным мертвецам, Христос дарует Жизнь, а уж наша воля - принимать сей Дар или отвергать. Главная особенность праздников Христовой Церкви не только в том, что они не покрываются пеплом времени, а в том, что суть они Богом установленные ступени жизни рода человеческого. Мир, не ведая того, живет по вечной спирали годичного круга церковных торжеств. И в какую бы цивилизацию человек ни закапывал свою душу - хоть обставься он весь компьютерами, обложись биороботами, летай на тарелках, устройся жить на Марсе, где и время другое и годичный круг не земной - все равно в ночь Пасхи на Земле осветится его душа светом Царства Божия, светом, который 2000 лет тому назад обозначил на Земле границу нашего истинного Отечества. В ощущении близости Родного Дома тянется душа человеческая в Пасхальную ночь к Церкви. И сколь бы ни мытарил человек душу свою мирскими заботами, чувствует она в эту ночь, что любвеобилен Отец наш Небесный, принимает последнего, как и первого, успокаивает пришедшего в одиннадцатый час, как работавшего от часа первого; и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарует... - открывает нам истину в Огласительном Слове на праздник Воскресения Христова святой Иоанн Златоуст, - а посему войдемте все в радость Господа своего! Все насладимся пиром веры; все воспримем богатство благости - явилось общее Царство. Никто пусть не боится смерти - освободила нас от нее смерть Спасителя! Воскрес Христос, и ад низвергся! Воскрес Христос, а жизнь царствует! Воскрес Христос, и ни одного мертвого во гробе! Потому что Христос восстал из мертвых - Первенец из умерших! Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Вознесение Через сорок дней после Своего воскресения собрал Иисус апостолов на горе Елеон, что близ города Иерусалима, и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50 - 51). И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 10 - 11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2085...

—622— её и разделите между собой. Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет царствие Божие. И, взяв хлеб и благословив (ελογσας), преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив (εχαριστσας), подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сия есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов” ( Лк.22:7–20 ; Мк.14:12–18,22–24 ; Мф.26:17–21,23,26–88 ). В приведённом рассказе не только изображена обстановка совершения Христом ветхозаветной пасхальной вечери, не только ясно поименованы оба вида новозаветного таинства, но содержится указание и на внешний приём их освящения. Словами: и благословив, и благодарив, означается молитвенный акт, предшествовавший преломлению хлеба и раздаянию чаши. К сожалению, евангелисты умолчали о том, как именно благословил, какую благодарственную молитву произнёс Спаситель над хлебом и вином; из их повествования можно видеть только, что Иисус Христос совершил новозаветную пасху или таинство евхаристии после ветхозаветного пасхального обряда и в связи с ним. Поэтому обряды и молитвы ветхозаветной пасхи составили как бы вступление к евхаристии и, весьма вероятно, послужили образцом, по которому выработался канон евхаристии. По закону, хозяин дома или старший член семьи, отправлявший пасху (то есть раздроблявший пасхального агнца, раздававший его присутствовавшим за вечерню и рассказывавший историю установления последней), произносил при этом целый ряд псалмов, от 113-го по 118-й, и это составляло так называемый галлел, или молитву хвалы и благодарения. Во время первой и второй чаши прочитывались первые два псалма, представляющие величие и силу Иеговы, которые выразились в избавлении евреев от рабства. Пред 2-й чашей отец семейства в ответ на вопрос сына, почему эта ночь отличается от всех ночей, объяснял по Исх.12:26 цель и значение вечери, вспоминал избавление евреев от рабства в Египте 3328 . При употре- —623— блении третьей чаши произносились остальные псалмы от 115-го до 118-го, в которых высказывается благодарность Иегове за помощь и спасение в несчастии, и содержится, благодарственная песнь Мессии за избавление Его от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 . И будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало, и какого не будет более. 7 . У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. 8 . И прийдут все рабы твои сии ко мне, и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ (твой), которым ты предводительствуешь. 237 После сего и я выйду. И вышел (Моисей) от Фараона с гневом. 238 9 . И сказал Господь Моисею: не послушал вас Фараон, чтобы умножились (знамения Мои) и чудеса Мои в земле Египетской. 10 . Моисей и Аарон сделали все сии (знамения и) чудеса пред Фараоном: но Господь ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей. Глава XII Рассказ об исхождении из Египта прерывается законом об учреждении Пасхи, которая, однако, тесно связана с избавлением от поражения Ангела Истребителя и с самым исходом Израиля из Египта. Пасха, по толкованию комментаторов, означает быстрое прохождение, пролетание с распущенными крыльями, а также заключает в себе мысль пощады. Из стихов 1 и 27 этой главы видно, что сказание об учреждении Пасхи записано Моисеем уже в пустыне, что, впрочем, и не могло быть иначе, так как перед исходом едва достало времени отдать необходимыя словесные приказания. Приказания эти заключаются: а) в учреждении торжественного празднования дня избавления Израиля, 14 Авива, две недели после первого весеннего новолуния (приблизительно в начале апреля), с которого и будет начинаться священный год народа Божия; б) в окроплении кровию пасхального агнца дверей домов, в которых жили Израильтяне; в) в совершении Пасхи, в дорожных одеждах, при чем хлеб должен быть не квашеный, а агнец пасхальный должен быть испечен огнем, кости его не должны быть сломаны, и он должен быть съеден, остатки его должны быть сожжены до утра. Наконец, последнее приказание касалось того пункта, к коему должны направиться отдельныя группы, чтобы соединиться в общую колонну. Останавливаясь на совершении самой пасхи, как священного символа, имевшего глубокое таинственное значение, которое не могло быть понято до пришествия Того, Кто «понес беззакония наши», мы не можем не остановиться на таинственном прообразовательном значении этой ночи, рисующей вдали другое избавление всего человечества кровию агнца, о котором сказано: «Кость не сокрушится от него»; при чем сам Евангелист Иоанн указывает на пророческое значение пасхального агнца книги Исхода ( Uoahha XIX, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6А когда Иисус был в Вифании, в доме Симона Прокаженного, 7приблизилась к Нему, возлежащему на застольи, женщина с алебастровым сосудом многоценного мира, и стала возливать Ему на голову. 8Увидев это, ученики возмутились и говорили: «К чему такая расточительность? 9Ведь можно было продать это за большие деньги и раздать их нищим!» 10Но Иисус, приметив такое, сказал им: «Что вы огорчаете эту женщину? Она сделала для Меня доброе дело. 11Ведь нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами. 12Да, излив миро это на тело Мое, она готовила Меня к погребению! 13Воистину говорю вам, где ни будет возвещаемо Благовестие сие по всему миру, будет сказано и о том, что сделала она, в память о ней». 14Тогда один из Двенадцати, именем Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и спросил: «Что вы мне соблаговолите дать? И я предам вам Его». А они назначили ему тридцать серебряных монет. 16И с той поры он стал искать случая, чтобы предать Его. 17А в первый день праздника Опресноков приблизились ученики к Иисусу со словами: «Где пожелаешь Ты, чтобы мы приготовили для Тебя пасхальную трапезу?» 18А Он сказал: «Ступайте в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: «Час Мой близок; у тебя буду Я праздновать Пасху с учениками Моими " ». 19И сделали ученики, как велел им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. 20А когда наступил вечер, возлег Он за столом вместе с Двенадцатью; 21и когда они ели, Он сказал: «Воистину говорю вам, что один из вас предаст Меня». 22Весьма опечалившись, начали они один за другим спрашивать Его: «Не я ли, Господи?» 23Он же сказал в ответ: «Кто опустил руку свою в одно блюдо со Мной, тот предаст Меня. 24Сын Человеческий идет Своим путем, как предречено о Нем в Писании; но горе тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан! Лучше было бы тому человеку не родиться». 25Тогда Иуда, что предавал Его, вставил слово: «Не я ли, Равви?» Говорит ему Иисус: «Ты сказал». 26А когда они ели, Иисус, взяв в руки хлеб и произнеся над ним благословение, разломил и, раздавая ученикам Своим, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010