Потом святой Парфений, благословив нивы, сады и виноградники архидиакона и своею молитвою и благословением сотворив их плодоносными, возвратился в город, и там отправился прежде всего к архиепископу, дабы, приветствовать его, и потом отплыть на корабле в путь. Архиепископ, любезно встретив угодника Божия, облобызал его, и когда они сели и стали беседовать друг с другом, – святой Парфений сказал ему: – Извещаю тебя, святитель, что чрез несколько дней ты, оставив тело, отойдешь ко Господу, ибо тебя призывает Христос, Истинный Бог наш; ты же, отходя к Богу, как мне открыл Господь, оставишь преемником своим доброго Ипатиана, архидиакона твоего. Архиепископ ответил на это: – Да будет воля Господня! И, облобызав друг друга святым целованием, они расстались. Святой Парфений, отправившись из Ираклии, чрез несколько дней прибыл в свой город Лампсак; а архиепископ Ираклийский, чрез несколько времени снова разболевшись, почил о Господе, вместо же него был поставлен Ипатиан, бывший архидиакон, и так исполнилось пророчество святого. Когда настало время жатвы и собирания всяких плодов, архиепископ Ипатиан отправился в свои поместья, на нивы и виноградники, которые прежде иссыхали от бездождия, и нашел на них великое изобилие плодов, больше всех прежних лет – то было по молитвам и благословению святого Парфения. Архиепископ, наполнив большой корабль пшеницею, вином и всякими плодами, отправился в Лампсак к чудотворцу, дабы принести ему благодарность за его благословение. Святой Парфений принял архиепископа любезно, но привезённых даров не захотел принять, сказав: – Благодари Бога за всё, а сие раздай братии. После довольно продолжительной и любезной беседы со святым, архиепископ Ипатиан, возвратившись к себе домой, по повелению святого, раздал братиям своим множество пшеницы, вина и всяких плодов, и до самой своей кончины исповедовал пред всеми те великие чудеса Божии, какие Господь сотворил чрез раба Своего Парфения. Таким образом угодник Божий и великий чудотворец – святой Парфений, сияя в равноангельном житии, обратил многих от идолопоклонства к истинному Богу и исцелил множество недужных от различных болезней; наконец, он сам разболелся и призываемый от Господа, скончался месяца февраля, в седьмой день, почив с миром в старости маститой. Когда в окрестных городах и селах узнали о честном преставлении святого, отовсюду стеклись на погребение его архиереи, – ираклийский, кизический, мелитопольский, парийский и многие другие епископы и священники. Все они, как будто сговорившись, прибыли в город Лампсак и устроили святому славное погребение; с пением псалмов и других песней духовных, они положили честное тело близ соборной церкви, в созданной им часовне 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исцелил он также в это время и другого человека, по имени Лезвия; с ног до головы он был покрыт струпьями, так что ни в чем не отличался от прокаженного: помазывая его святым елеем и молясь над ним в продолжение трех дней, святитель отпустил его здоровым. Однажды святитель Божий Парфений, по нуждам церковным, отправился во Фракию; прибыв в город Ираклию 1248 , он посетил там сильно болящего в то время архиепископа Ипатиана, и беседуя с ним, спрашивал о причине его болезни. В ту же ночь Господь открыл угоднику Своему Парфению, что архиепископ Ипатиан страдает тяжкою болезнью по причине своего сребролюбия и скупости, так как он присвояет себе вещи и имение даже нищих и убогих. Утром святой Парфений снова пришел к архиепископу и сказал: – Востань, великий архиерей, ведь ты одержим не телесною немощью, но наказываешься по своей душевной немощи: оттряси ее от себя, и ты будешь здоров. На это болящий ответил: – Я и сам сознаю себя грешным, почему и наказывает меня Господь, но, прошу тебя, помолись обо мне, да очищусь я от беззаконий моих. Тогда святой Парфений сказал ему: – Если кто согрешит пред ближним, то не будет ли услышана молитва его, но ты согрешил пред Богом: – итак, что принадлежит нищим, возврати то Богу, и ты будешь здоров и душою и телом. Растроганный этими словами, архиепископ сказал: – Отче, я согрешил пред Господом моим, – Он же есть праведный Судия! И тотчас же, призвав к себе эконома, он приказал принести собранное им от имущества убогих серебро. Увидев, как его много, он молил святого Парфения, чтобы он отдал всё это нищим. Но угодник Божий посоветовал ему, чтобы он сам раздал то, что принадлежит убогим. Тогда больной архиепископ приказал положить себя на повозку и вести к церкви святой мученицы Гликерии: там, собрав нищих и убогих, он им раздал всё свое серебро. Благой же и премилостивый Бог, не презревший двух лепт вдовицы и слёз блудницы и принявши раскаяние мытаря, – принял покаяние и сего архиепископа и через три дня совершенно исцелил его. Святой же Парфений, обходя ежедневно церкви Ираклии, совершал в них свои обычные молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому, привели юношу, мучимого нечистым духом. Человеколюбивый Парфений даже без всякой просьбы всегда помогал своими молитвами страждущим. Но в это время, посмотревши на юношу, показал вид неудовольствия. Родители слезно умоляли человека Божия умилосердиться над их сыном и избавить его от лютой болезни. Но человек Божий отвечал им: «Ваш сын недостоин исцеления, ибо дух мучитель дан ему в наказание за то, что он отцеубийца». Родители ужаснулись... но Парфений спросил у них: – Сын ваш часто оскорблял вас? – Это правда, – отвечал отец. – Вы молились в горести души вашей, – продолжал Парфений, – чтобы Господь наказал его? – Согрешили пред Господом, – отвечали со вздохом родители. Тогда человек Божий сказал: – Пусть же он страждет, как заслуживший это наказание! Но несчастные родители, жалея о сыне, не переставали умолять святителя Христова, чтоб он испросил ему у Бога прощение. Только из снисхождения к слезам родителей Парфений благословил юношу и, помолившись Господу, исцелил его («Четьи-Минеи»). 10. Гнев Божий за оскорбление матери В одном поместьи дочь приказчика, девочка лет пятнадцати, осмелилась с дерзостию сказать своей кроткой матери, заставлявшей ее работать: «Чтобы тебе, старой, глаза повылезли!» И вот, едва были выговорены эти дерзкие слова, как у дочери лопнул один глаз («Москов. церк. вед.» 5-й. 1890 г.). 11. Дети должны быть снисходительны к слабостям родителей Никогда не должны дети дозволять смеяться над недостатками родителей, а тем более никогда не должны дозволять себе дерзких слов и поступков в отношении к ним. Пример Хама, проклятого в своем потомстве за насмешки над слабостию отца, очень ясно показывает, как прогневляется Бог подобными поступками. В житии Иоанна Богослова читаем, что, когда языческая женщина мать хотела быть преступною в отношении к сыну, св. апостол учил сына не отказывать матери в почтении, и молчанием прикрывать беззаконный замысел матери. Так необходимым считал апостол снисхождение к порокам родителей даже среди язычников! («Ч.-М.» 26 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пророчество святого Николая сбылось. Мануил вскоре получил здравие и, будучи взыскан милостью императора, до глубокой старости исправлял важные государственные должности: был неусыпен, человеколюбив и правосуден. Наконец, когда приспела его блаженная кончина, преподобным Николаем был пострижен и в мире отошёл к Господу. О том, сколь ужасно оскорблять родителей Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому 304 , приведён был юноша, жестоко мучимый нечистым духом. Человеколюбивый Парфений при первом взгляде на страждущих, даже без их просьбы всегда помогал им своими молитвами; но, посмотрев на юношу, обнаружил неудовольствие. Родители, припадая к стопам человека Божьего, слёзно умоляли его, дабы умилосердился над их сыном и избавил от лютого недуга. Но человек Божий отвечал им: «Ваш сын недостоин исцеления; дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он – почти отцеубийца». Родители ужаснулись. Парфений спросил у них: «Сын ваш часто оскорблял вас?» – «Так!» – отвечал отец. «Вы молились в горести души вашей, – продолжал Парфений, – чтобы Господь наказал его?» – «Согрешили пред Господом», – отвечали со вздохом отец и мать. Тогда человек Божий сказал: «Пусть же он страждет, как заслуживший это наказание». Но чадолюбивые родители, болезнуя сердцем своим о сыне, не переставали проливать слёзы и умоляли святителя Христова, да испросит ему у Бога прощение. Только их просьбой преклонённый, Парфений благословил юношу и, помолившись Господу, исцелил его. Дети! Ужасайтесь оскорблять своих родителей: их клятва низводит на вас клятву небесную. Помощь ближнему Господь принимает как истинное богослужение Преподобный Досифей 305 , будучи одержим тяжкой болезнью, сказал одному великому старцу Варсонофию: «Владыка мой! Уже не могу в живых быть». На это Варсонофий отвечал: «Чадо! Иди с миром предстать Святой Троице и молись о нас». Братия, услышав этот ответ великого старца, начала негодовать и говорить между собой: «Что великое сделал этот юный монах, что удостоился принять такой ответ от святого отца? Мы не видели, чтобы он удручал себя постом или бдением более других; напротив того, часто на всенощную службу он приходил после всех нас, а иногда оставался и дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Когда старца спросили, нанять ли судебного ходатая (адвоката) в одном споре монастыря с некими людьми, он ответил: «Если купите заступничество людей, Бог вас не заступит». Созерцание Да созерцаю Господа Иисуса как Труженика, в частности: 1) как Труженика, долгие годы трудившегося Своими руками; 2) как Труженика духовного, непрестанно поучавшего людей, утешавшего их, врачевавшего, преподавая новый закон 3) как Труженика неустанного, оставившего заповедь: Трудитесь, пока есть свет (в синод, пер.: Ходите, пока есть свет , Ин. 12:35 . – Пер.). Проповедь о взаимном познании Отца и Сына Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. Ин. 7:29 Никто никогда не осмелился сказать, что знает Бога. Многие лишь говорили, что верят в Бога. Только Господь Иисус изрек слова: Я знаю Его . И тотчас обосновал, откуда Он Его знает, сказав: потому что Я от Него, и Он послал Меня . Первое обоснование: потому что Я от Него – утверждает вечное бытие Сына, а второе: и Он послал Меня – свидетельствует о временном явлении Сына в вещественном как Посланника Святой Троицы. Нам, верующим во Христа, не дано знать Отца так, как Его знает Единородный Сын, но дано нам и заповедано веровать. Заслуга наша – в вере, а не в знании. Если бы все мы знали Бога из наблюдений, то ни у кого бы не было заслуг. Ведь что знаменательного в том, чтобы увидеть и познать? Однако не видеть, но верить – в этом заслуга, в этом добродетель, в этом наше спасение. Недостойны мы лицезреть Бога и познавать Его в видении, ибо расслаблены мы грехом и удалены от Него. Но милость Божия дала нам веру в этой жизни, могущую приблизить нас к Богу и ввести в Царство вечного созерцания и знания в жизни оной. О братья мои, да веруем Христу Господу, ибо Он знает. И говорит Он не от веры, а от знания. Господи милостивый, утверди в нас веру. Простри нам край [ризы] Твоея, дабы держались мы за него до конца жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 7 февраля 1. Св. Парфений, епископ Лампсакийский . Сын диакона из города Мелитополь. Еще ребенком помнил слова Евангелия и старался их исполнять. Поселился близ одного озера, где ловил рыбу, продавал ее и раздавал [деньги] бедным. По Божиему Промыслу был избран в епископа Лампсакийского. Очистил город от идолопоклонства, закрыл языческие храмы, построил многие церкви и укрепил благочестие. Молитвой исцелял любую болезнь, а особую силу проявлял над злыми духами. Однажды, когда хотел он изгнать беса из одного помешанного человека, бес просил его не делать этого. «Дам я тебе другого человека, в которого ты можешь войти и пребывать в нем», – сказал ему Парфений. «Кто этот человек?» – спросил его бес. «Я тот человек, – ответил ему святитель, – войди и обитай во мне!» Услышав это, демон побежал прочь, точно опаляемый огнем, крича: «Как посмел бы я войти в дом Божий?!» Долго пожил святой Парфений и на деле явил свою обильную любовь к Богу и людям. Переселился в вечный Христов покой в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мучч. Фасты девы и с нею и Они пострадали в Кизике (в Мизии) между 305–311 г., в гонение Диоклетиана. Непреодолимая твердость девицы Фавсты в перенесении мучений, изобретенных для нее престарелым языческим жрецом Евиласием, для склонения ее к идолослужению, расположила самого жреца принять веру Христову и мученический венец. Когда эти мученики были брошены в котел, наполненный кипящей серой и смолой, и молились за своих мучителей, то правитель Максим, осудивший их на это мучение, сам бросился в разженный котел и вместе с ними мученически скончался за веру во Христа. Мучч. Дрофеи и с нею и Св. дева Дорофея происходила ивз Каппадокийского г. Кесарии. Правитель области узнал о св. Дорофее, что она христианка, потребовал ее к себе на суд и долго убеждал отречься от Христа. Не успевши в этом, он отправил св. Дорофею к двум женщинам-сестрам, из страха мучений отрекшимся от Христа, Христине и Каллисте, с тем, чтобы они склонили Дорофею к идолопоклонству. Но Христина и Каллиста, после увещаний св. Дорофеи, сами обратились и исповедали Христа, за что были связаны спинами и сожжены в смоляной бочке. После этого была подвергнута жестоким мучениям и св. Дорофея и затем была усечена мечем. Ту же кончину принял и Феофил схоластик, чудесным знамением обращенный ко Христу по молитве св. Дорофеи. Свв. мученики пострадали в Кесарии Каппадокийской в 288 или 300 г. Мощи св. Дорофеи почивают в Риме, в церкви ее имени, а глава в церкви Богоматери в Риме же. Мучч. Мары и сестер единоутробных, и брата их св. преподобномученика отрока. Все они добровольно вызвались пострадать за Христа. После долгих и разнообразных мучений их распинали на крестах и потом усекли мечом. Свв. мученицы были единоутробными сестрами. Отрок Ликарион, по одним сказаниям, был их братом, а по другим – совоспитанником. 7 . Пр. отца нашего епископа Лампсакийского. Сын диакона Христофора, в юности он занимался ловлей рыбы и, «из млада возраста Бога в себе нося», вырученные от продажи рыбы деньги раздавал бедным. Узнав о его добродетельной жизни, местный епископ взял его к себе, дал ему образование и потом посвятил в пресвитера. Вскоре, за свою благочестивую жизнь, св. Парфений был избран епископом г. Лампсака. Приняв святительство в царствование императора Константина, пр. Парфений ревностно искоренял язычество, разрушал языческие капища и созидал св. церкви. Он был прославлен даром чудотворений и умер в глубокой старости (в IV в.). Тело его погребено было близ соборной церкви в г. Лампсаке (в Мизии, при Мраморном море).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пред своим преставлением св. Вукол [ 2 ] вручил свое словесное стадо блаженному Поликарпу [ 3 ] и отошел от временной жизни к вечной. После того, как тело святителя было погребено, Бог благоволил, чтобы у гроба его изросла мирсина [ 4 ], которая отличалась тем, что исцеляла больных. Память святых мучениц Марфы и Марии и брата их святого мученика Ликариона отрока Сии мученики жили в стране Асийской [ 1 ], в те времена, когда на Церковь Христову было воздвигнуто гонение царями и князьями нечестивых идолопоклонников. Марфа и Мария, пребывая в девстве, старались только об угождении Господу и горели желанием приять смерть за Него. Случилось однажды мимо их дома проходить нечестивому воеводе. В это самое время, Марфа, открыв двери дома своего, вместе с сестрою своею, воскликнула, обращаясь к воеводе: — Мы — христианки! Воевода, вместе со своими слугами, услышав эти слова, не обратил на них внимания и прошел мимо. Тогда сестры вслед воеводе опять возопили: — Мы — христиане! На это воевода сказал им: — Я прощаю вам ради юности вашей: мне было бы неприятно умертвить вас. На это святая Марфа воскликнула: — О, воевода, мученическая смерть не есть смерть, но жизнь! Услышав это, воевода сильно разгневался и велел взять святую деву. Тогда вышла из дому и Мария и сказала воеводе: — Что сказала сестра моя, то же скажу и я. Потом вышел из дому и малый отрок, брат мучениц, по имени Ликарион, и воскликнул: — Что сказали Марфа и Мария, то же говорю и я, ибо я христианин. И повелел воевода повесить их всех трех на крестах. Здесь же стояла и матерь их и говорила им: — Спасайтесь, дети мои возлюбленные, и приимите венец от Христа. И сказала Мария, вися на кресте: — Да спасешься и ты, матерь наша с плодом чрева твоего, ибо принесла нас ко Христу. После этого Марфа и Мария прободены были на крестах, а Ликарион усечен воином мечем. Память 7 февраля Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского Соименный девству [ 1 ], святой Парфений родился в Мелитополе [ 2 ]. Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города. Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное Писание, он многое из него так хорошо изучил, что мог сравняться со всяким искусным книжником. В юности он часто ходил на одно, недалеко расположенное, озеро и, ловя там рыбу и продавая ее, вырученные деньги раздавал нищим. С самых юных лет он был исполнен благодати Божией; восемнадцати же лет он, призыванием пресвятого имени Христова, стал изгонять из людей бесов и творить многие чудеса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

134., слово на обретение вериг ап. Петра л. 134 об., житие Антония Вел. л. 135., о Макарии Египетском в патрице л. 136., житие Евфимия Вел. л. 136 об., поминание ап. Тимофея и муч. Анастасия Персянина л. 137, – Климента Анкирского л. 137 об., житие Ксении там же, Григория Богослова съприьтьникъ. мже нало. како вамъ наша л. 138., слово на пренесение мощей Феодора Студита л. 138 об., слово на пренесение мощей Иоанна Златоуста л. 139., похвала Златоустого Игнатию Богоносцу л. 139 об., житие Ксенофонта л. 140., мучение Кира и Иоанна там же, слово Григория Богослова о нищелюбии л. 141 об., чтение от толкования Евангелия Матфея, – о сем замечено ещё: «таковыя бо книги уставлены быша чести от 20 Декабря до поста в праздники, иже не имеют своего л. 143 об., житие Парфения Лампсакийского там же, мучение Никифора л. 144., Златоустого похвала Мелетию Антиохийскому там же, житие Мартиниана там же, слово о обретении главы Иоанна Предтечи л. 144 об., мучение сорока двух, и муч. сорока мучеников л. 147., житие Феофана Сигрианского л. 148., похвала Алексею человеку Божию, нач. «Похвально убо», л. 148 об., Андрея Критского слово на Благовещение л. 150 об., мучение Георгия великомуч. л. 163., житие Афанасия Александрийского л. 165., житие преп. Арсения Вел. л. 165 об., житие преп. Пахомия л. 166 об., житие Онуфрия л. 170., слово Феодора Студита на Рождество Иоанна Предтечи л. 171 об., Феодора Магистра слово похвальное Апостолам Петру и Павлу л. 174 об., слово повествовательное о пренесении ризы Божией Матери в Царьград л. 177., Иоанна Златоустог о похвала Евстафию там же, мучение Прокопия л. 177 об., «житие св. Анатолия, бывшего архиепископа Константинопольского, в нем же и св. Евфимии есть чудо», л. 179., мучение Кирика и Улиты л. 179 об., воспоминание пророку Илие л. 180., мучение св. Пантелеймона л. 182 об., мучение Маккавеев «от словес Иосифа, емуже начало филосовское слово» (это 4 кн. Мак.) л. 183 об., Андрея Критского слово на Преображение л. 186., житие семи отроков л. 187., слово Григория Богослова на новую неделю л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

13 Житие преподобного Трифона Печенгского…, с. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910, сс. 9–10; См. также Архим. Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812, сс. 580–581. 14 Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883, лл. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение: “Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей” (Там же, лл. 20 об., 21). Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому (Диак. П. Веретенников. Святитель Макарий…, с. 75, прим. 6). 15 Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его. Изд. С. И. Смирнова, М., 1908, с. 58. 16 Архим. Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. Ч. 2. М., 1893, с. 230. 17 Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу. М., 1890, л. 3 об. 21 ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904, с. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата — 7 февраля (см.: Архим. Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868, с. 15). По этому поводу имеется такое соображение: “В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою” (Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853, с. 44). И далее говорится: “Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года — день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного (Там же, сс. 44–45). Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

15. По этому поводу имеется такое соображение: «В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою». – Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853, с. 44. И далее говорится: «Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года – день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного». – Там же с. 44–45. Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля. 685 Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому, 2-й тропарь 4-й песни канона на утрени. М., 1872, л. 9 об. Об этом же говорится и в каноне службы на обретение честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго: «Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани " - Минея, месяц октябрь. М., 1980, с. 109. 687 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи. Т. 1. СПб., 1836, с. 257–261. В свите архиепископа Гурия был архимандрит Герман (Полев), ставший затем вторым Казанским святителем (†1567; пам. 23 июня). Он участвовал в заседаниях Собора при Митрополите Макарии (1553 г.), когда была осуждена ересь Матвея Башкина. Ему было поручено отвезти еретика в Иосифов монастырь для увещания; см. Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Изд. 2. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865, с. 337. Несомненно, это было сделано с ведома и благословения Митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010