Это Божественное «предопределение» (προορισμ ς) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением (πρ γνωσις) свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы 13 . Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: «Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего» (А,7). Слово «привел», то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и «пречистое девство» (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5–6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар – Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: «Воистину обрела Ты благодать – достойная благодати» (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия – синергизма – Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, «восхотев ложного обожения» (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в «кожаные одежды умерщвления» (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) 14 , и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, «как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление» (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), – тогда еще Бог человеколюбивый начал «домостроительствовать» и «педагогически» устроять промыслительный план (οικονομ α) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, «чтобы добро было не принуждаемо» (ПВ IV,19) 15 , мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как «соработать», «содействовать», означают то, что одни люди не были в состоянии «сделать» и «создать» свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3 ; Рим.3:12 ; В,6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Это Божественное " предопределение " (προορισμς) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением (πργνωσις) свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: " Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего " (А,7). Слово " привел " , то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и " пречистое девство " (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5-6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар - Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: " Воистину обрела Ты благодать - достойная благодати " (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия - синергизма - Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, " восхотев ложного обожения " (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в " кожаные одежды умерщвления " (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, " как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление " (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), - тогда еще Бог человеколюбивый начал " домостроительствовать " и " педагогически " устроять промыслительный план (οικονομα) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, " чтобы добро было не принуждаемо " (ПВ IV,19) мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как " соработать " , " содействовать " , означают то, что одни люди не были в состоянии " сделать " и " создать " свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3; Рим.3:12; В,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

И еще. В такие минуты мне светло и радостно видеть, что сам Господь управляет нашим Кораблем - Русской Православной Церковью. Жаль видеть, конечно, что православный мир деградирует под прессом русофобской мировой политики. Но у каждого свой выбор. Нам же, русским, с разбойниками не по пути. Бог в правде, а не том, что " скажут " . 37. Ответ на 34., Иоанна: Преступника судит суд. Но до суда он находится под стражей, в изоляции. Других правил человек не придумал. А Варфоломей - преступник, не только влезший в чужой дом и угрожающий его хозяевам, но еще и нагло провозгласивший право на это.Посмотрим, что на это скажут другие Поместные Церкви. Ваше мнение не в счет. И пока кроме РПЦ его никто не изолировал. 25.11 п. Варфоломей будет освящать новый храм в Бухаресте вместе с Румынским патриархом Даниилом, который, судя по всему, не считает пВ. преступником, которого нужно гнать. А после пВ. туда приедет Иерусалимский патриарх - служить в день св. Апостола Андрея по новому стилю. " Посмотрим, что скажут.. " - это, простите, не христианский подход. Мое мнение, слава Богу, совпадает с мнением нашего Священноначалия и базируется на здравом смысле и духовном восприятии событий. " Что скажут " предстоятели Поместных Церквей меня интересует ровно постольку, поскольку я желаю узнать, насколько глубоко фанарский дух проник в православную среду. 36. Ответ на 34., Иоанна: Преступника судит суд. Но до суда он находится под стражей, в изоляции. Других правил человек не придумал. А Варфоломей - преступник, не только влезший в чужой дом и угрожающий его хозяевам, но еще и нагло провозгласивший право на это.Посмотрим, что на это скажут другие Поместные Церкви. Ваше мнение не в счет. И пока кроме РПЦ его никто не изолировал. 25.11 п. Варфоломей будет освящать новый храм в Бухаресте вместе с Румынским патриархом Даниилом, который, судя по всему, не считает пВ. преступником, которого нужно гнать. А после пВ. туда приедет Иерусалимский патриарх - служить в день св. Апостола Андрея по новому стилю.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/16/kr...

Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она – «дочь Адама» (А,6; С,2) и дочь Давида, «праотца и богоотца» (С,2), из корени которого Она родилась «по обещанию» (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из «корене Иессеева» 20 (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6–7) 21 , не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев («дочь Давида» – А,9) и от самого родоначальника Адама («дочь Адама» – А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как «дочь древнего Адама» находится под «ответственностью отца» (τας πατρικας ευθ νας – С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака 22 Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и «от земли имеет происхождение» (А,2), «тленное тело наследовавшая от Адама» (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) 23 . Как «дочь Адама», Она «из-за Адама предает тело земле» (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее «природно разделяется» от нескверного и пречистого Ее тела, тело же «законному погребению предается» (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама 24 , с ответственностью (αι ευθ ναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. «Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно...» (В,4; ПВ III,2) 25 . Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы. Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже. Но это подлинное учение его, которое мы только что изложили, показывает, насколько этот православный во всем отец Церкви был далек от новейшей еретической «какодоксии» [злославия] Римской церкви о. так называемом «непорочном зачатии» (immaculata conceptio) Святой Девы, то есть о Ее изъятии в рождении от первородного греха 728 . Это новшество, чуждое Писанию и Преданию, догматизированное «непогрешимым» Ватиканом 729 , самовольно отделяет Богоматерь Деву от Ее предков – прародителей и богородителей и от всего прочего человечества, отрицая тем весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета. Этим также умаляются настоящее достоинство и личная святость Пресвятой Девы. Более того, этим ложным «догматом» подрывается вся действительность и истинность нашего спасения, ибо им отрицается единство природы человеческого рода и подвергается сомнению самое воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества 730 . Рассмотрим это более конкретно. 4. По Дамаскину, безгрешный Логос Божий принял человеческую природу, всего человека, чтобы его спасти, чтобы его соединить с Собой и таким способом обóжить его: «Ибо Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всем, чтобы даровать спасение целому (человеку). Иначе то, что не было бы воспринято, осталось бы неисцеленным» (ПВ III:6). Это «восприятие» человека Ипостасью Бога Слова (точнее, нераздельное и неслиянное соединение и воипостазирование, – ПВ III:2, 9:22) обеспечивает постоянное и неразрушимое «второе общение» (δευτραν κοινωναν), о котором говорит святой Иоанн Дамаскин , следуя Григорию Богослову 731 . Это «второе общение» пришло после потери «первого с Богом общения» (А:8) со стороны первого Адама, и, следовательно, Христос, придя в мир, нашел человека падшим и воспринял его всего, кроме, конечно, греха. Святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Господь воспринял «всего Адама, прежде падения, свободного от греха» (В:4), «первое бытие Адама» (ПВ III:1), то есть его природу без греха 732 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд. 21. Подобные чудеса творил Бог часто в Ветхом Завете. Так было чудо с Анной, матерью пророка Самуила (см.: 1Цар.1:19), и с Елисаветой, матерью святого Предтечи, которого Бог освятил еще в утробе матери (см.: Лк.1:15), так же как и пророка Иеремию (см.: Иер.1:5). Из-за этого, конечно, никто никогда не считал, что эти три святых пророка были рождены вне наследия первородного греха. 22. По словам Дамаскина, " от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился " не из соединения природного " , то есть не из брака, ибо Он " зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа " (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, " чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию " (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, " если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих " (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник: " Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти " (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: " Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены " (PG 42,748). Ср. и " Слово на Введение " св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485). 23. Ср.: Андрей Критский, свт. Слово на Успение, 1//PG 97,1052: " И если надо сказать правду, и до Нее дошла природная человеческая смерть " . Святителю Андрею Критскому, который был иерусалимлянином и поэтому выражал иерусалимское предание, следует очень часто Иоанн Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

10 . Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина , ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной «Церкви перворожденных» (D,2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С,8,16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима («ибо нет расстояния между Материю и Сыном» – D,4), а также и о том, как Богородица есть «добротворитель всей природы» и всей твари (А,1; В,2; С,11,16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как – «Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице» (В,12; С,14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин ! 70 И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (ПВ IV,16; В,14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ορθο-δοξ α) и благочестивое поклонение (προσκ νησις), имеющее всегда своим центром «великое благочестия таинство» Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16 ). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к «тайне Христовой» – тайне «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем» (ПВ III,1; А,2; В,9). 1 См.: Migne, PG 94,789–1228. Дальше мы это творение будем цитировать только как ПВ («Точное изложение православной веры») с обозначением книги латинским числом и главы – арабскими числами. «Гомилии» же мы будем цитировать сокращенно: А («На Рождество Богородицы»), В («На Успение I»), С («На Успение II»), D («На Успение III») с обозначением арабскими числами параграфов в нашем издании [т.е.: Богородичные беседы святого Иоанна Дамаскина . Афины, 1970; настоящая статья написана как «Введение» в это издание. С русским переводом Слов на Богородичные праздники прп. Иоанна Дамаскина можно познакомиться в изд.: Творения прп. Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники/Перев. и коммент. свящ. М. Козлова, Д. Афиногенова. М.: Мартис, 1997. 351 с. – Изд.].

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Поэтому именно совсем непозволительно и невозможно отделять Ее от рода Адамова, рода человеческого. Ибо, по словам Дамаскина, Адам есть и Ее прародитель и Она - " дочь Адама " (А,6; С,2) и дочь Давида, " праотца и богоотца " (С,2), из корени которого Она родилась " по обещанию " (В,7; ПВ IV,14), соединяя в Себе священнический и царский корень (А,6). Рождение Святой Девы Марии из " корене Иессеева " (А,3), несмотря на чудесное, благодатию Божией разрешение неплодства Анны (А,2; В,6-7) не есть для Дамаскина никакое сверхприродное изъятие Пресвятой Девы из Ее рода, от Ее праотцев и богоотцев ( " дочь Давида " - А,9) и от самого родоначальника Адама ( " дочь Адама " - А,6; С,2). Наоборот, по словам Дамаскина, Богородица как " дочь древнего Адама " находится под " ответственностью отца " (τας πατρικας ευθνας - С,2) как в отношении к Ее зачатию и рождению от родителей, так и в отношении к Ее смерти. Дева зачата из семени Иоакима (А,2) во утробе Анны, то есть из природного общения брака Иоакима и Анны (А,2; ПВ IV,14) и " от земли имеет происхождение " (А,2), " тленное тело наследовавшая от Адама " (С,8). Так же в отношении смерти, Она умирает смертью человеческою (С,15) Как " дочь Адама " , Она " из-за Адама предает тело земле " (D,4), и пречистая и блаженная душа Ее " природно разделяется " от нескверного и пречистого Ее тела, тело же " законному погребению предается " (В,10). Все это, конечно, недвусмысленно свидетельствует, что и Пресвятая Дева, как и все люди, унаследовала наследие первородного греха от праотца Адама с ответственностью (αι ευθναι) и последствиями его. Поэтому именно святой Иоанн Дамаскин совсем определенно говорит об очищении и освящении Святой Девы нашествием Духа Святого во время Благовещения перед зачатием Ею Сына Божия. " Отец же предопределил Ее, пророки через Духа проповедали, освящающая же сила Духа нашествием своим очистила и освятила и как бы напоила Ее, и тогда Ты, Слово Отчее, вселился неописанно... " (В,4; ПВ III,2) Все это, конечно, не значит, что святой Иоанн Дамаскин не признает и не говорит о святости Пресвятой Богородицы, Наоборот, вместе со всей Православной Церковью он возносит и прославляет личную святость Богородицы, как мы это увидим ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Но это подлинное учение его, которое мы только что изложили, показывает, насколько этот православный во всем отец Церкви был далек от новейшей еретической " какодоксии " [злославия] Римской церкви о так называемом " непорочном зачатии " (immaculata conceptio) Святой Девы, то есть о Ее изъятии в рождении от первородного греха Это новшество, чуждое Писанию и Преданию, догматизированное " непогрешимым " Ватиканом самовольно отделяет Богоматерь Деву от Ее предков - прародителей и богородителей и от всего прочего человечества, отрицая тем весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета. Этим также умаляются настоящее достоинство и личная святость Пресвятой Девы. Более того, этим ложным " догматом " подрывается вся действительность и истинность нашего спасения, ибо им отрицается единство природы человеческого рода и подвергается сомнению самое воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества Рассмотрим это более конкретно. 4. По Дамаскину, безгрешный Логос Божий принял человеческую природу, всего человека, чтобы его спасти, чтобы его соединить с Собой и таким способом обожить его: " Ибо Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всем, чтобы даровать спасение целому (человеку). Иначе то, что не было бы воспринято, осталось бы неисцеленным " (ПВ III,6). Это " восприятие " человека Ипостасью Бога Слова (точнее, нераздельное и неслиянное соединение и воипостазирование, - ПВ III,2,9,22) обеспечивает постоянное и неразрушимое " второе общение " (ευ ο), о котором говорит святой Иоанн Дамаскин, следуя Григорию Богослову Это " второе общение " пришло после потери " первого с Богом общения " (А,8) со стороны первого Адама, и, следовательно, Христос, придя в мир, нашел человека падшим и воспринял его всего, кроме, конечно, греха. Святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Господь воспринял " всего Адама, прежде падения, свободного от греха " (В,4), " первое бытие Адама " (ПВ III,1), то есть его природу без греха В то же самое время святой Иоанн Дамаскин, следуя отцам и особенно святому Максиму говорит о " безупречных страстях " , которые взял на Себя Господь: " Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Но это подлинное учение его, которое мы только что изложили, показывает, насколько этот православный во всем отец Церкви был далек от новейшей еретической «какодоксии» [злославия] Римской церкви о так называемом «непорочном зачатии» (immaculata conceptio) Святой Девы, то есть о Ее изъятии в рождении от первородного греха 26 . Это новшество, чуждое Писанию и Преданию, догматизированное «непогрешимым» Ватиканом 27 , самовольно отделяет Богоматерь Деву от Ее предков – прародителей и богородителей и от всего прочего человечества, отрицая тем весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета. Этим также умаляются настоящее достоинство и личная святость Пресвятой Девы. Более того, этим ложным «догматом» подрывается вся действительность и истинность нашего спасения, ибо им отрицается единство природы человеческого рода и подвергается сомнению самое воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества 28 . Рассмотрим это более конкретно. 4 . По Дамаскину, безгрешный Логос Божий принял человеческую природу, всего человека, чтобы его спасти, чтобы его соединить с Собой и таким способом обожить его: «Ибо Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всем, чтобы даровать спасение целому (человеку). Иначе то, что не было бы воспринято, осталось бы неисцеленным» (ПВ III,6). Это «восприятие» человека Ипостасью Бога Слова (точнее, нераздельное и неслиянное соединение и воипостазирование, – ПВ III,2,9,22) обеспечивает постоянное и неразрушимое «второе общение» (δευτ ραν κοινων αν), о котором говорит святой Иоанн Дамаскин , следуя Григорию Богослову 29 . Это «второе общение» пришло после потери «первого с Богом общения» (А,8) со стороны первого Адама, и, следовательно, Христос, придя в мир, нашел человека падшим и воспринял его всего, кроме, конечно, греха. Святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Господь воспринял «всего Адама, прежде падения, свободного от греха» (В,4), «первое бытие Адама» (ПВ III,1), то есть его природу без греха 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010