Theil. II. Leipzig, 1711. S. 386-387. Но и этот текст по некоторым основаниям нужно признать недостаточно надежным. Без иеремиад при изучении истории Греко-Восточной церкви не обойдешься. ПВ.При содействии достопочтенного проф. Ε. Ε. Голубинского я потомнашел еще экземпляр патриаршего берата, выданного Константинопольскому патриарху Кириллу в 1855 г. Он напечатан в сербском переводе в сербском журнале «Гласник» (Выпуск IX, 1857. С. 227-242). В этом берате неоднократно говорится, что он составлен сообразно с древними образцами того же рода. Значит в изложении бератов наблюдалась традиция. Власть патриарха и здесь представляется очень широкой. Например, здесь говорится: султан «благоволил дать новому патриарху полную власть, какую имели его предшественники». О патриархе говорится в берате в тоне очень благосклонном. Но, по-видимому, произошли к этому времени и некоторые ограничения патриаршей власти. Значение синода поднялось по сравнению с прежними временами; здесь читаем: «Без согласия митрополитов (членов синода) патриарх ничего не смеет (?) делать». В одном пункте берата говорится: «Все споры из-за власти и по поводу святого закона между патриархом, митрополитами, епископами будут рассматриваться в императорском диване» (!). Порядок параграфов значительно отступает от порядка, какой находим в берате 1789 г. Много здесь мелочных предписаний финансового характера. Таков образец берата XIX в. В нем нет ничего особенно важного. В дальнейшей нашей речи мы будем пользоваться, как указано нами выше, текстом патриарших бератов XVII и XVIII ВВП. Берат же, изданный в «Гласнике», принадлежит к поре начинающегося упадка значения патриаршей власти. Он может иметь интерес для будущего исследователя истории бератов, если таковой найдется. В этих целях мы и указали на него в настоящем примечании. 106 Aymon. Monuments... Р. 487. 107 Hertzberg. Ор. cit. Bd. III. S. 83-84; Ср.: Historia Patriarchica. Р. 202-204 (edit. Bonn.), откуда и заимствовано вышеприведенное описание, но с присоединением некоторых вариаций. 108 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands. Theil. I. Leipzig, 1870. S. 12. 109 Elssner. Neueste Beschreib. S. 77-78. 110 Silbernagl. Verfassung und gegenwärtiger Bestand der Kirchen des Orients. Landshut, 1865. S. 15, 17. 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

В то же самое время святой Иоанн Дамаскин , следуя отцам и особенно святому Максиму 31 , говорит о «безупречных страстях», которые взял на Себя Господь: «Мы исповедуем также, что Христос воспринял все естественные и безупречные страсти человека. Ибо Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха... Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, каковы: голод, жажда, утомление, боль, слезы, тление... Итак, Он все воспринял, чтобы все освятить» (ПВ III,20). И эту именно природу, с немощами, и слабостями, и с тлением 32 , но без греха (ибо грех , – так как он «возникает из последующего посева диавола в нашей свободной воле с нашего согласия», не входит в состав самой природы, – ПВ III,20) взял Господь на Себя добровольно и «по причине домостроительства» (ПВ III,12) 33 и взял ее именно от Святой Девы Марии, Которую, все же «по естеству рабу», Он «по неисследимым пучинам человеколюбия соделал домостроительно Материю Своею, воплотившись (от Нее) истинно, не делая призрачным вочеловечение» (В,10). Это много раз подтверждает святой Иоанн Дамаскин , говоря: «Посему Бог воспринимает целого человека и вместе – наилучшую часть его, подпавшую болезни, чтобы целому человеку даровать спасение» (ПВ III,18; В,4) 34 . Эти болезнь, немощи, слабости, «природные и безупречные страсти моего (человеческого) состава» (В,4) 35 и вообще тление – не суть грех , но так как они вошли в природу человеческую после греха как последствия его (как прилучившееся природе после согрешения свободной воли Адама) 36 , – говорится поэтому, что и Господь, став Человеком и взяв на Себя эти «безукоризненные страсти», стал для нас «грехом» и «проклятием» (ПВ III,25; IV,18; см.: 2Кор.5:21 ; Гал.3:13 ). Он как Богочеловек безгрешен, но так как Он и Спаситель падшего человечества, то Он именно как Спаситель людей, «воспринимая и усваивая наше лицо» (ПВ III,25; IV,18), взял на Себя человеческую природу, и человеческие страсти, и грех , и проклятие 37 , и даже «смерти вкусить не отвратился; ибо умирает смертию, и этою смертию разрушает смерть, и тлением дарует нетление, и умерщвление делает источником воскресения» (В,10), – устраивая таким именно способом наше спасение (ПВ IV,18). Это и означает часто повторяемое выражение отцов: «да спасет подобное подобным» (ПВ III,18). Итак, вочеловечение Бога Слова в Богородице и из Нее «было именно для того, чтобы само согрешившее, и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана и таким образом освободилось от тления» (ПВ III,12) 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτκος: «Если рожденное Отроча – Бог, то кàк же не Богородица родившая? » (А:4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III:12; В:3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III:2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обóженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который «благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А:3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение» (ПВ III:12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы – Божественную и человеческую – в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В:1; ПВ III:3:6) 757 . Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обóжения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею «не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека» (ПВ III:12) 758 . Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала «логосной» и «обожествилась и стала Богом и единобожной (μθεος) Логосу» (ПВ IV:18; С : 2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица – Χριστοτκος, «ибо Она Христа родила» 759 (и можно было бы Ее еще назвать «Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею») 760 , но так как «нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия “Богородица”, то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно – Богородицей. Ибо “христородицами” являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица» 761 . Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: «Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы – Богородица» 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть " справедливо и истинно Богородица " - εοο: " Если рожденное Отроча - Бог, то как же не Богородица родившая? " (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо " не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного " (ПВ III,12; В,3-4) и " не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося " (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который " благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение " (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы - Божественную и человеческую - в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею " не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека " (ПВ III,12) Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала " логосной " и " обожествилась и стала Богом и единобожной (οεο) Логосу " (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица - οο, " ибо Она Христа родила " (и можно было бы Ее еще назвать " Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею " ) но так как " нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия " Богородица " , то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно - Богородицей. Ибо " христородицами " являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица " Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: " Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы - Богородица "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

7. Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть " справедливо и истинно Богородица " - Θεοτκος: " Если рожденное Отроча - Бог, то как же не Богородица родившая? " (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо " не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного " (ПВ III,12; В,3-4) и " не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося " (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который " благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение " (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы - Божественную и человеческую - в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею " не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека " (ПВ III,12) Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала " логосной " и " обожествилась и стала Богом и единобожной (ομθεος) Логосу " (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица - Χριστοτκος, " ибо Она Христа родила " (и можно было бы Ее еще назвать " Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею " ) но так как " нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия " Богородица " , то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно - Богородицей. Ибо " христородицами " являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица " Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: " Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы - Богородица "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

7 . Из-за этой непостижимой тайны воплощения Слова Божия Пресвятая Дева называется и есть «справедливо и истинно Богородица» – Θεοτ κος: «Если рожденное Отроча – Бог , то как же не Богородица родившая?» (А,4). Дева Мария есть действительно Богородица, ибо «не простого человека родила, но Бога истинного; не просто Бога, но Бога воплощенного» (ПВ III,12; В,3–4) и «не человека обожествленного, но Бога вочеловечившегося» (ПВ III,2). Другими словами, Богоматерь не родила просто богоносного или обоженного человека, но Самого Бога-Слово, Единородного Сына Божия, Который «благоволением Отца, не из соединения природного, но от Духа Святого и Марии Девы сверхприродно стал неизменно плотию (А,3)... ибо Сама Богоматерь сверхъестественно послужила тому, что Создатель создался и Бог Творец всего вочеловечился, обоживая воспринятое человечество, причем в то же время соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение» (ПВ III,12). Эти последние слова Иоанна Дамаскина означают, что Божественная Ипостась Слова, единосущная Отцу по Божеству, воспринимает в утробе Девы человечество, полную человеческую природу, и становится Христос единосущным Матери и нам, соединяя теснейшим образом обе природы – Божественную и человеческую – в одной и той же Ипостаси Своей, без малейшего изменения или смешения природ и без потери их существенных свойств (В,1; ПВ III,3,6) 55 . Но в этом ипостасном соединении с Божеством человеческая природа возвышается до обожения. И поэтому называется еще Святая Дева Богородицею «не только ради Божеского естества Слова, но и ради обожения человека» (ПВ III,12) 56 . Ибо в утробе Богоматери человеческая природа через ипостасное соединение с Божеством восприняла обожение, стала «логосной» и «обожествилась и стала Богом и единобожной (ομ θεος) Логосу» (ПВ IV,18; С,2). Пресвятая Богоматерь есть также и Христородица – Χριστοτ κος, «ибо Она Христа родила» 57 (и можно было бы Ее еще назвать «Христородицею, и Господородицею, и Спасителеродицею, и Богородицею») 58 , но так как «нечестивый и богопроклятый еретик Несторий употребил это название к уничтожению названия «Богородица», то мы не называем Ее Христородицей, но более возвышенно – Богородицей. Ибо «христородицами» являются и другие матери пророков и царей (помазанников), но только одна Святая Богородица Мария есть воистину Богородица» 59 . Знаменитый богослов Леонтий Византийский запечатлевает святоотеческое об этом названии Предание такими словами: «Одно только самое собственное и самое главное и самое значительное имя Святой и Пречистой и Приснославной Девы – Богородица» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

13 Ибо, по Дамаскину, «предопределение есть дело Божественного предзнающего повеления» (ПВ II,30), так как «Бог все предвидит, но не все предопределяет» (там же). Божественное же предзнание или предведение не есть принудительное, но предвидящее (προθεωρητικ ), по словам святых отцов. «Бог не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по силе уподоблялись Ему» (ПВ IV,19). 17 Ибо, по словам отцов, «однозначительно – уничтожить свободу или уничтожить человека». (См.: Николай Кавасила //PG 150,638; и его же Слова о Богородице в новом изд.: П. Неллас. " Н Θεομ τηρ. Афины, 1968, с интересными схолиями). 19 О спасении Своем через Христа исповедала смиренно Сама Богородица во время Благовещения: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем ( Лк.1:47 ). В одной из стихир Предпразднства Рождества Христова Церковь поет: «[Вертепе, благоукрасися...] ...явися Господь из Девы Матере. Емуже, и приникши, рабски Мати поклонися, и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся ecu Мне, или како прозябл ecu во Мне, Избавителю Мой и Боже?» [Минея. Месяц декемврий, 6. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на И ныне, глас 6. – Изд.]. См. также, что пишет Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.) о том, как Христос спас Святую Деву «из падения, в которое и Ее поставила сродность Евы (праматери)» (Слово о Святой Марии Богородице, 2// Patrologia Orientalis . Т.19. Р.338). 22 По словам Дамаскина, «от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился «не из соединения природного», то есть не из брака, ибо Он «зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа» (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, «чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию» (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов , прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, «если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих» (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник : «Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7 ), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти» (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: «Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены» (PG 42,748). Ср. и «Слово на Введение» св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

8 . Из тайны Божественного Воплощения знаем еще через святого Иоанна Дамаскина , что Пресвятая Богородица как и до рождения, так и в самом рождении, а также и после рождения была и осталась навсегда Девой: «умом, и душой, и телом приснодевствующая» (А,5). Ее приснодевство означает, что как в бессеменном зачатии Сына Божия от Духа Святого Она была «неискусомужна» (А,6) и «неискусобрачна» (В,14), так и в рождении «Рожденный сохранил Ее девство неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной (ПВ IV,14)... и отворил утробу, не повредив ключи девства» (В,9). Всякая другая дева по природным законам «рождением повреждает девство», между тем как Дева Матерь и Богородица «и прежде рождения – Дева, и в рождении Дева, и после рождения Дева» (С,2). Ибо рождение из Нее Богочеловека Христа было в то же самое время «ради нас, по нам и превыше нас», то есть и спасительно, и природно, и сверх природы: «оно – ради нас, потому что ради нашего спасения; по нам – потому что Он (Логос) соделался Человеком от Жены и родился в обычное время от зачатия; превыше нас, потому что родился не от семени, но от Духа Святого и от Святой Девы (­ неискусобрачно) превыше закона зачатия (ПВ III,7) и «кроме болезней» (безболезненно) (С,13) 61 . Возможность такого рождения дал Святой Деве Дух Святой, – «очистив Ее и дав Ей силу как и принять, так и родить Слово Божие» (ПВ III,2), но также эту возможность дал Ей и Сам Единородный Сын Ее, – «естества нашего роды свободивый и девственную утробу освятивый рождеством Своим» 62 . Пресвятая Богородица, продолжает дальше свое изложение святой Иоанн Дамаскин , «пребывает и по рождестве Девой», то есть Приснодевой, – «не имевшая до смерти никакого общения с мужем» (ПВ IV,14). Годы земной жизни Сына Ее Она прожила вместе с Ним и в час Крестной смерти Его «те муки, каких Она избежала при рождении, претерпела во время страдания (Сына Своего), когда материнская жалость терзала Ее утробу» (ПВ IV,14; С,14) 63 , после же Воскресения Его «Бога плотию умершего проповедала» (там же). Наконец, после Вознесения Сына Своего Богоматерь жила до Своего успения и переселения в Иерусалиме, «в божественном и многознаменитом граде Давидовом – Сионе»; «Сион – мать Церквей всей вселенной – был обиталищем Матери Божией» (С,4).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Это Божественное " предопределение " (οο) Святой Девы для нас, конечно, непостижимо, но оно отнюдь не меньше совпадает в Боге с Его предвечным предведением () свободы и свободного произволения и достоинства и личной святости Святой Девы Поэтому и говорит святой Иоанн к Деве Марии: " Бог, провидя Тебя достойной, возлюбил Тебя и, возлюбив, предопределил, и в последние времена привел в бытие, и показал Тебя Богородицею, Матерью и питательницей Сына и Слова Своего " (А,7). Слово " привел " , то есть произвел через родителей, означает здесь, что Бог провидел и предузнал не только достоинство Святой Девы (А,7) и Ее добродетель (А,9) и " пречистое девство " (А,5; С,2), но также и праведность (А,9), и целомудрие, и богоугодное житие (А,5-6; В,6) Ее родителей, чтобы дать им такой великий дар - Дочь, Которая родит Бога, и таким способом они станут богоотцами. Характерны об этом слова Дамаскина из 2-й Гомилии: " Воистину обрела Ты благодать - достойная благодати " (В,8). Эти слова делают самоочевидным принцип содействия - синергизма - Бога и свободной воли человека на протяжении всей истории спасительного домостроительства. Рассмотрим это подробнее. После того как, " восхотев ложного обожения " (С,2), наши прародители через преслушание пали (С,3), и оделись в " кожаные одежды умерщвления " (А,4; С,2) и смертности и грубой плотяности (ПВ III,1) и подпали смерти и тлению (ПВ IV,13), а потом и все мы, их потомки, " как родившись от Адама, уподобились ему, унаследовали проклятие и тление " (там же), оказались вне рая обнаженными благодати Святого Духа (С,2), - тогда еще Бог человеколюбивый начал " домостроительствовать " и " педагогически " устроять промыслительный план (οοο) нашего спасения (ПВ III,1). Но так как мы свободно и вольно пали, и, " чтобы добро было не принуждаемо " (ПВ IV,19) мы должны были и свободно принять это Богом устраиваемое излечение от падения и спасение и так же свободно соучаствовать и содействовать в нем. [Такие] выражения, как " соработать " , " содействовать " , означают то, что одни люди не были в состоянии " сделать " и " создать " свое спасение, ибо все совратились с пути, и все стали негодными (ср.: Пс.13:3; Рим.3:12; В,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Это и означает часто повторяемое выражение отцов: " да спасет подобное подобным " (ПВ III,18). Итак, вочеловечение Бога Слова в Богородице и из Нее " было именно для того, чтобы само согрешившее, и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана и таким образом освободилось от тления " (ПВ III,12) Итак, безгрешный Господь, через воплощение от Святой Девы, взял на Себя как Спаситель и " безупречные страсти " падшей человеческой природы, которых не было у Адама раньше первородного греха, и вот в этом и состоит человеколюбивое " снисходительное воплощение " (А,2), " снисходительное смирение " (А,3) и " возвышающее истощание " ( - С,7; см.: Флп.2:6-10) Агнца Божия, вземлющего грех мира. Именно по этой причине Пресвятая Богородица, как " родившая спасение мира " (В,9), стала местом делания (εο) нашего спасения: " Агница, родившая Агнца Божия, вземлющего грех мира, нашего спасения деятелище, превышающая ангельские силы, раба и Матерь Бога " - Спасителя (D,5). Вот почему мы, православные, отрицаем римский догмат о " непорочном зачатии " Пресвятой Богородицы, то есть об изъятии Ее из наследия первородного греха, чем, как мы видели, подрывается самая реальность и спасительность воплощения Спасителя Христа. Но, кроме того, остается при этом еще один нерешенный вопрос - именно о смерти Богородицы. Если Пресвятая Богородица не была под первородным грехом, то ставится вопрос, как и почему Она умерла, поскольку смерть есть последствие первородного греха ( " ибо через грех вошла в мир смерть " - ПВ III,27; ср.: Рим.5:12), Господь же, " будучи безгрешным... не подлежал смерти " , но умер добровольно как Спаситель и Искупитель, " претерпевая смерть за нас " (ПВ III,27). На этот вопрос в римокатолической " мариологии " ответа нет, да и не может быть, ибо догмат " непорочного зачатия " таковой ответ исключает Мы, православные, сохраняем о Пресвятой Богородице веру именно такую, какая передана нам через отцов, вплоть до святого Иоанна Дамаскина, а неверный " пиетизм " [здесь: аффектированное благочестие] Запада в отношении к лицу Святой Девы не может быть мерилом подлинной веры и истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010