Эти достопамятные сказания о восточных подвижниках были известны в особом сборнике и патр. Фотию под названием « νδρν γων ββλος» и были переведены на латинский язык еще в VI в. 37 . Собираемый и записываемый постепенно, на основании устных преданий и рассказов старцев, они не отличаются полною достоверностью, смешивая иногда различные изречения и приписывая одному подвижнику то, что сказано или сделано было другим. В «Истории монахов» (historia monachoruin), приписываемой Руфину 38 , также есть некоторый сведения об Антонии (о его видении души Аммона, о Павле простом и пр.), повторяющиеся впрочем и в других известиях об Антонии (в Лавзаике, у Созомена ). Более сведений об Антоние в Лавзаике ( στρια προς Λασον) Палладия еписк. Еленопольского, путешествовавшего по Египту, как видно из книги 39 , между 388–404 гг., следовательно, не очень долго спустя по смерти Антония. Церковный историк Сократ уже упоминает об этой книге 40 . Сведения свои об Антонии Палладий заимствовал из рассказов египетских монахов. Сократ схоластик (в 1 пол. V в.) в своей церковной истории сообщает и преимущественно на основании «vita S. Antonii» несколько сведений о нем. У Сократа есть известия о беседах Антония с философами, о борьбе его с демонами и о некоторых других видениях 41 . Более сведений об Антонии содержится в церковной истории Созомена (напис. между 443–446 гг.). Воспитанный в строгих правилах нравственности под руководством благочестивых подвижников, Созомен на все даже внешние события смотрит с нравственной точки зрения 42 и потому, естественно, с глубоким сочувствием относится к монашеству. Жизнь и деятельность Антония 43 (ссылка поставлена произвольно, стр. 9), изображенная им, представляет полный, хотя и сжатый рассказ, прекрасно обрисовывающий характер Антония и его отношения к ближним. Созомен , повторяя известия Афанасия, сообщает и новые факты, не записанные Афанасием (говорит о письменной просьбе Антония к имп. Константину за Афанасия, об ответе царя на это, об учениках Антония).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Очевидно, провинциею Фиваидою у Cave и назван верхний Египет, т. е., Cave в сущности сказал только то, что он нашел у Сократа – своего единственного (см. немного выше у нас) в данном случае источника. Пользуясь Cave (,Panie1’eм) и т. под., позднейшие исследователи (напр., Н. И. Барсов , зависимость которого от Panie1’я уже отмечена нами выше) и могли по недоразумению перенести родину пр. Макария в окрестности Фив. Зная о родителях пр. Макария, об обстоятельствах, при каких он родился, и о месте его рождения, мы должны рассмотреть вопрос о времени последнего. Определенно ответить на вопрос о годе, к какому относится рождение пр. Макария Егип., невозможно. Можно решить вопрос лишь более или менее приблизительно. До последнего времени, т. е., до открытия и обнародования вышеупомянутых коптских документов, поставленный вопрос обыкновенно всеми выяснялся при помощи сообщений, передаваемых Палладием, еп. Еленопольским, в „Historia Lausiaca“. Палладий, однакож, отвечает на наш вопрос не прямо, а косвенно. По заявлению Лавсаика, к тому времени, когда автор последнего явился в египетские пустыни, преп. Макария Египетского уже не было в живых: он умер „за год“ раньше прибытия сюда Палладия 860 . В свое время 861 было отмечено нами, что автор Лавсаика явился „в Александрию во второе консульство императора Феодосия Старшего“, следовательно, „в 388 г.“ „В монастырях, расположенных около Александрии, он провел три года“, после чего уже, – следовательно, в 391 году, – отправился в „Нитрийскую гору“ 862 . Но действительно ли безупречно это „следовательно“? Дело в том, что Палладий же, между прочим, говорит, что Исидор странноприимец 863 , к которому в Александрии он обратился с просьбою „научить его первым началам монашеской жизни“ 864 , отвел его к некоему аскету Дорофею – в пещеру и повелел ему – Палладию – прожить здесь три года с целию укрощения страстей, а по истечении этого времени – вернуться к нему – Исидору. Прожить трех лет у Дорофея Палладий, однако, не мог, вследствие постигшей его тяжкой болезни, и поэтому ушел отсюда раньше истечения того времени 865 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

6 См. Novum Organum I, 99–100,104–105 и др.; Бэкон рекомендует всемерную осторожность при подступе к «отдаленным и якобы наиболее общим аксиомам, каковые именуют основаниями наук и искусств» («axiomata remota et quasi generalissima, qalia sunt principia, quae vocant, arttium et rerum»). Контраст отнюдь не только со средневековой схоластикой, но и с подлинной античной традицией платонического и аристотелианского умозрения бросается в глаза. 7 Разумеется, такова характеристика нормы агиографического жанра, как ее понимала сама средневековая культура. Наряду с этим существуют произведения, построенные несколько иначе. Но они либо не относятся к литературной парадигме «жития, хотя бы соседствовали с ней тематически, либо рассматриваются своими авторами как черновое собрание материалов для будущего жития, которое будет отвечать нормативным жанровым требованиям. В первую категорию входят некоторые тексты, относящиеся к начальной поре монашества (IV-V вв.) и повествующие о делах и словах аскетов, например, анонимные «Изречения Отцов», а также «Лавсаик» Палладия Еленопольского ; в их заглавиях естественным образом отсутствует слово (поскольку повествование все время переходит от одного подвижника к другому. Пример второго случая – латинское житие св. Северина, написанное в начале VI в. Евгиппом, специально просившим в письме римского диакона Пасхазия переписать его необработанный труд (Eugippi ep. Ad Paschasium 5; по случайности адресат не стал этого делать). Довольно характерно также, что названные примеры относятся к переходной эпохе, когда жанровые парадигмы на некоторое время выходили из равенства себе. По мере стабилизации культур средневековья (особенно византийской) процветает переписывание старого агиографического материала в духе описанной нормы. 8 В этой системе «керигма» по сути дела беспредметна; ее назначение – ставить человека перед выбором, причем выбор в пользу веры имеет отчетливые черты экзистенциалистской категории « acte gratuit» (безмотивного акта). 9 «Хронографический» – термин, разработанный немецкой филологией именно на материале античной биографии для обозначения нарративных ее частей, излагающих события во временном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Но с таким мнением не считает нужным соглашаться один из очень видных знатоков истории аскетизма, Цёкклер. Он в одной из статей, напечатанных им в Энциклопедии, берет на себя достойную внимания задачу защитить историческую достоверность сказаний о монашестве, какие дошли до нас от латинского писателя Руфина и греческого Палладия Еленопольского . Вот что говорит Цёкклер при разборе суждений, скептически относящихся к указанным сказаниям: «О такого рода выдумках, какие в настоящее время встречаются в романах, а в Средние века составляли содержание разных легенд, – о такого рода выдумках не имели представления Руфин и Палладий. Данные относительно обстоятельств жизни, изречений и деяний большийства изображаемых этими последними писателями лиц слишком конкретны и слишком точны, чтобы допускать здесь присутствие фикций» (Bd. XI. S. 174). – В подобном же роде поступает Вагенманн, когда утверждает, что рассказы о мучениях, каким подвергали исповедника Православия во времена монофелитской ереси, Максима, не суть изобретение фантазии, как думают скептики (вроде Вальха), но действительные явления, которые легко объясняются из свойств византийской юриспруденции того времени. Даже в самих чудесах, о каких рассказывается в жизнеописании того же Максима Исповедника , он старается находить «глубокий смысл» (Bd. IX. S. 435). Вообще Вагенманн так пишет свою статью о Максиме (с содержанием ее мы отчасти познакомились выше), что как будто она вышла не из-под пера протестанта, а ученого православного богослова, да еще до восторженности увлеченного предметом исследования. С чисто научной стороны в Энциклопедии, по нашему суждению, заслуживает полнейшего внимания ученых в особенности исследование Кесслера о манихействе. Мы вообще находим, что в Энциклопедии не место для статей с оригинальными воззрениями, т. е. такими, о которых еще не высказала своего голоса наука и которые являются принадлежностью отдельного ученого. Но мы не можем не сделать исключения для сейчас указанной статьи. Статья очень оригинальная, но она имеет такие серьезные достоинства, что поневоле примиряешься с появлением ее в Энциклопедии, следовательно, не на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

886 Некоторые мысли высказаны на сей счет в нашей книге: У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 2002. С. 96–103. 887 Самый беглый и поверхностный обзор ее см. в нашем предисловии: Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. С. 5–13. Здесь же приводится и некоторая литература. 888 Имеется в виду критический текст этого сочинения, изданный К. Батлером: The Lausiac History of Palladius/The Greek Text edited with Introduction and Notes by Dom Cuthbert Butler. Vol. II. Cambridge, 1904. P. 116–123. К сожалению, русский перевод, неоднократно переиздававшийся, основывается на так называемой «пространной редакции», которая представляет собой более поздний и неаутентичный вариант рукописной традиции по сравнению с «краткой редакцией», изданной К. Батлером. Впрочем, в ряде случаев текст этой пространной редакции совпадает с краткой, а поэтому и русский перевод бывает в таких случаях вполне приемлемым. Из указанных многочисленных переизданий этого перевода мы опираемся на: Палладий Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. Клин, 2001. 889 См.: Quatre ermits égyptyens d’après les fragments coptes de lHistoire Lausiaque/Présentés par G. Bunge. Traduits par A. De Vogüé. Abbay de Bellefontaine, 1994. P. 27–62. 890 Коптская версия цитируется по французскому переводу: Quatre ermits égyptyens d’après les fragments coptes de lHistoire Lausiaque P. 153–175. 891 В древней Церкви хорепископ («деревенский епископ») мало чем отличался от пресвитера. Как замечает В.В. Болотов , «обыкновенно управляли приходом пресвитеры. Если приход получал достаточную крепость, то сюда ставили деревенских епископов или хорепископов. Так явились хорепископы. Но потом, вследствие запрещения назначать в мелкие места лиц епископского сана [Сердик. 4/6], появилась должность периодевтов. В корне этого слова лежит слово περοδος, что значит “обход”; περιοδεειν употреблялось в смысле визитации, особенно врачебной. Поэтому περιοδευτ ς имело значение практикующего врача. Ему хорошо соответствует латинское visitator – пресвитер, имеющий на своей обязанности обхождение известных церквей или надзор над ними. Но он был поставлен к определенной церкви, и в его отсутствие должность его исправлял другой. Таким образом, от хорепископов перешли к периодевтам. Но в практике долго оставался титул хорепископа. В сущности, весьма возможно, что хорепископы получали хиротонию епископа, но не имели права “архирейски действовати”, т.е. совершать хиротонии» (Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. IV. М., 2002. С. 210–211).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Время у него изобилует. Он не расточает дни в порочных делах, он удвоил данное ему богатство 764 и заранее выслал прибыль добрых дел, в малое время, вернув долговременный долг. Завещания о своем состоянии он не составляет, поскольку еще при жизни, в полном сознании он победил его в борьбе. Разве стучалась смерть в двери его плоти? Прежде чем он увидит ее, находящуюся вдали, он кричит: «Изыдем отсюда» 765 , воспевая: Горе мне, что продлилась моя жизнь ( Пс. 119:5 ). И если бы она не была послана Господом, он возбудил бы против нее тяжбу, ибо она пришла не столь скоро. Он радуется, освободившись наконец от многострадальной плоти, как от ветхого пристанища, угрожающего падением; он простер слух к сказанному: Хорошо, добрый и верный раб ( Мф. 25:21 ), слушая и дальнейшее. Пусть доказательством сказанного будет для тебя изобилие слов, ибо от избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:34 ; Лк. 6:45 ).  Тот же, кто всецело предан лжи, имеет жизнь тревожную, иногда безмерно радуясь при умножении денег, или малой славы, или при дружбе с блудницей, или при несчастии своих врагов, иногда же печалясь до смерти, видя во сне изменчивости и несчастья, страдает бессонницей или дурным сном, подозревая худые умыслы даже у близких, не доверяя и самому себе, никому не веря, как лжецам. Будучи таковым, он труслив, как заяц, нагл, как поросенок, лжив, как хамелеон, завистлив, как куропатка, безжалостен, как волк, дик, как мышь, враг самому себе. Он непрестанно завидует, поневоле наказывая самого себя, этого не чувствует, ибо, замышляя зло против другого, прежде тяжко страдает от самого себя, стучится ли в его дверь смерть? Любя жизнь, он все отдает, лишь бы получить малую отсрочку. Данное ему время он расточает необдуманно, динарий при этом он и не удвоил, и не сохранил целым. Он непрерывно дрожит, как лист, не желая старости, однако им обладают бредни, свойственные старикам. Он боится смерти, как Бога, богом же для него является видимый мир. И что же? Он бледнеет, дрожит, боится, предупреждая Божий суд, он наказывает самого себя, поскольку его беспощадно мучает совесть, по очереди вспоминаются все согрешения, и он страдает сильнее, нежели от ударов плети, которые бы стегали его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

После этого Феофил, сознавая, что для него результат победы оказался неподобающим и сомнительным, посылает письма соседним епископам и приказывает изгнать некоторых из наиболее авторитетных монахов 344 , стоящих во главе монастырей горы и внутренней пустыни, не указав причины, Некоторые монахи вместе с пресвитерами, придя в Александрию 345 , просили Феофила назвать причину, из-за которой они были приговорены к изгнанию. Он же, уставившись налившимися кровью глазами, похожий на дракона, по-бычьи смотрел исподлобья, иногда становясь темно-синим, иногда желтым, а иногда даже, охваченный неукротимым гневом, оскаливая зубы. Аммонию, мужу, с которым он вместе вырос 346 , он своими руками обматывает шею омофором 347 , нанося ему руками удары по щекам, и, окровавив ему нос сжатыми пальцами, кричит громовым голосом: «Еретик, анафематствуй Оригена » 348 , ничего другого не предлагая, кроме требования относительно Исидора. Вот таков гнев: подобно собакам, пοрождает и слепые слова, и слепые дела. Итак, они, обагренные кровью, не получив ответа, вернулись в свои монастыри и продались предлежащему подвигу, утончая природу научением 349 , через что и приходит спасение, меньше всего заботясь о его безумии, сознавая, что они не сделали никакого зла. VII. После этого Феофил, не успокоившись, посылает письма соседним епископам и собирает собор против монахов 350 . И, не пригласив их для оправдания и не дав им слова, объявляют об отлучении от Церкви трех наиболее видных мужей 351 , боясь вынести приговор сразу против множества, измыслив отклонение от догматов 352 . И именно тех, которым он неоднократно воздавал как наставникам 353 больше чести, чем епископам, за их жизнь, за их разум и за их возраст, он не постыдился назвать обманщиками за отношение к Исидору. После отлучения он умащивает пять людишек из самой горы, которые никогда не состояли в совете старцев пустыни, и, боюсь сказать, недостойных быть и привратниками 354 , одного рукополагает в сан епископа, назначив, за неимением города, в деревню, ибо, назвав себя иным Моисеем, бесстрашно совершил нововведение 355 , другого же – пресвитером, а трех – диаконами. Они происходили не из Египта, а из различных мест: один был из Ливии, другой – из Александрии, третий – из Фарана, и еще один – из Паралоса. Потому они и откликнулись на его пустую затею, что потеряли надежду получить это у себя на родине. Их он подготавливает к тому, чтобы они дали письменные обвинения против тех трех 356 , сам придумав слова доноса, в то время как они лишь подписали. После этого, взяв перед всей церковью у них письма, приходит к августалу 357 , кладет от своего лица (будучи архиереем египетского диоцеза) 358 обвинения против них и, сплетя их с письмами, содержащими донос, требует, чтобы эти мужи вообще были изгнаны с помощью войска из Египта. 359

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И они находились при нем поневоле, однако хорошо вели церковное хозяйство. Когда же впоследствии они заметили, что для душ их вредно видеть в епископе человека корыстолюбивого, слишком заботящегося о приобретении денег, по пословице, двигающего камни, чтобы собрать их, то отказались далее оставаться пря нем, говоря, что они любят пустынножительство и предпочитают его жизни в городе. Епископ же пока не знал истинной причины отказа, увещевал их остаться, а когда ему сделалось известно, что они осуждают его, то воспламенился гневом и грозился причинить им зло». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 248–249.) Четвертый брат, Аммоний, решительно уклонился от принятия священного сана. Когда на него пал выбор за его необыкновенную ученость быть посвященным во епископа, он бежал. Но, поскольку его продолжали упрашивать, он отрезал себе левое ухо и угрожал отрезать также и язык. Только после этого он был отпущен. (См.: ΠΑΛΛΑΔΙΟ ΛΑΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ А. Σ. 74–76.) Πο словам Β. Β. Болотова, необузданный гнев Феофила, решившего выместить на них свою злобу. вызвало то, что «длинные братья» приютили у себя опального Исидора. (См.: Болотов Β. В. Указ. соч. Т. 4. С. 161–162.) 345 Соземен сообщает, что Аммоний вместе с, другими монахами дважды приходил в Александрию к Феофилу с просьбой возвратить церковное общение Исидору. В первый раз Феофил обещал исполнить их просьбу, однако не сдержал своего слова. Когда же они пришли во второй раз, он, не желая им уступать, заключил одного из них в тюрьму. Впрочем, вскоре он был освобожден, и Феофил извинялся перед ним, в глубине души, однако, желая отомстить. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 571–572.) 347 В древности епископы всегда носили свой малый, не богослужебный омофор. (См.: Карташов A. В. Вселенские соборы. С. 168.) 349 Имеется в виду изучение Священного Писания, которое играло главнейшую роль в аскетической монашеской практике. Об аскетическом значении чтения и изучения Священного Писания см.: Зарин С. Указ соч. С. 593–600. 355 6-м правилом Сардикского собора было запрещено назначать епископов в мелкие места: «...отнюдь да не будет позволено поставлять епископа в какое-либо село или малый город, для коего довлеет и единый пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

XII. После этого рассказа 519 Феодор в удивлении, ссылаясь на Священное Писание, спросил: Поскольку написано: Не удаляйся от повести старцев, ибо они научились от отцов своих ( Сир. 8:11 ), скажи нам, не медля, какова причина того, что Иоанн ел в одиночестве, если действительно, как говорят, он ел один? 520   Епископ . Известно, что он ел в одиночестве, но мне хотелось бы, чтобы ты, скромнейший Феодор, вопрошал не о том, что свойственно бессловесным тварям, угождающим чреву. Ибо, будучи человеком, тебе должно взыскивать человеческие добродетели: бесстрашие, нестяжание, целомудрие, кротость, справедливость, милосердие, рассудительность, мужество, непамятозлобие. Ибо не пища приближает нас к Богу, едим мы, или не едим ( 1Кор. 8:8 ), но знание, движимое делами 521 . Он же ел один, о чем я знаю лишь отчасти, по следующим причинам: во-первых, он не пил вина из-за того, что оно горячило его голову, разве только во время зноя он пользовался вином из роз, во-вторых, потому, что его желудок был расстроен от некой болезни, так что хорошо приготовленная пища казалась ему неприятной, и он просил, чтобы ее не приготовляли 522 . Кроме того, случалось так, что он забывал о пище, разрываемый, с одной стороны, церковными заботами и охваченный, с другой, духовными созерцаниями 523 . Ибо он подвизался, чтобы не затрудняться ни в одном слове Священного Писания, а таковые подвиги любят или неядение, или малоядение. У пирующих же существует обычай: если кто-либо вместо с ними не объедается и не упивается вином, или не смеется громко неподобным смехом, держа кончиками пальцев кубок теплого вина 524 , они превращают дружелюбие трапезы в злословие. В целом же, как я думаю, наиболее вероятным было то, что он, будучи полной противоположностью тех, кто привязан к роскоши, был очень бережлив, называя святотатством расточительность на таковые дела, лишив вместе с этим и экономов поводов для воровства, чтобы в счетной книге они не увеличивали в десять раз цены яств, присваивая себе имущество бедных. Вдобавок к этому, он взирает на множество городского населения, понимая, как домостроитель Христов 525 , что-либо всякий чин должен быть удостоен этой чести, либо он не должен предоставлять ее никому. Итак, воззрев на беспорядки, происходящие от трапез, и на множество трат на бедных, он содрогнулся перед этим, сказав «прощай надолго» таковому зломыслию, самому себе напоминая слова Деяний: Мужи братия, не позволено вам служить трапезам, но да поставим для этой нужды мужей благочестивых, мы же да будем проводить время в служении слову и молитве 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо не признает Слово неразумных делателей; 580 чистым очам Его не свойственно глядеть на злодеяния ( Авв. 1:13 ). Многие из епископов, о которых здесь сказано, чтобы пресечь имеющую все основания ненависть, которой их возненавидели за их собственный нрав и нерадение о духовном, променивают страсть на страсть, любостяжание на тщеславие, одной рукой щедро творя беззакония в целях позорной выгоды, другой изобретая трапезы и воздвигая высокие столы 581 , полагая через это казаться чистыми и трудолюбивыми и пожать честь вместо бесчестья. Ибо они не вспомнили об Екклезиасте, когда он строил и ненавидел свое дело и ясно запрещал таковое в написанном: Устроил себе сады и рощи, и вот все – суета. И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем ( Еккл. 2:5, 11, 18 ). Не сказал он «после захода солнца», чтобы не посрамить духовных трудов 582 . Я говорю это не для того, чтобы посрамить тех, кто строит разумно и по необходимости или восстанавливает церковные здания, но ради тех, которые то, что предназначено для нищих, тратят втайне на подвесные галереи, на водоемы из дождевых вод в три этажа и на непристойные бани для мужчин и женщин в скрытых помещениях, (и делают это,) чтобы собрать больше денег или, наоборот, чтобы с помощью этих развлечений приобрести себе друзей, получая этим самым благодарность за свои старания, так как они предоставляют все удовольствия для согрешающих. Да не случатся мне где-либо, о великоименитый Феодор, угождать порочным, поскольку иным образом кроме как делами, неугодными Христу, я не смогу им угодить. Диакон, удивившись при этом, спросил, сказав: Поскольку эти слова соответствуют природе вещей и на них нечего возразить, сообщи нам, если ты знаешь что-либо о том, что установлено в пределах Азии 583 святым Иоанном, о котором сейчас мы ведем речь. Епископ. Охотно. Диакон. Ты узнал об этом, будучи сам свидетелем, или услышал от других? Епископ. Мною не была оставлена без внимания ни одна часть судебного процесса. Диакон. Изложи мне в деталях, какова была последовательность событий, какой они получили конец и откуда имели начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010