Макарий показывает, что духовный возраст человека есть величина переменная, поскольку зависит от действий самого человека. Слова о младенчестве старца Макария особым образом перекликаются с тем, что о нем сообщается в известном исихастском сборнике: Макарий шестьдесят лет провел в пустыне, «пришедши в нее тридцати лет от роду, он, хотя по возрасту был моложе других, в продолжение десяти лет так мужественно переносил труды подвижнические, что удостоился особенного отличия: его называли отроком-старцем, потому что он свыше возраста преуспевал в добродетелях. Сорока лет от роду он получил власть над духами... и дух пророчества» (см.: Палладия, епископа Еленопольского «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» . М., 1992. С. 36). За десять лет подвига Макарий стал опытным монахом и старцем, поэтому скитяне его называли отроком-старцем, младостарцем ( παιδαριογρων). По количеству космологического времени, проведенного в пустыне, Макарий должен бы оставаться младенцем или вырасти до отрока, а он за это время умудрился прожить длинную духовную жизнь и стать старцем. Некоторые звали Макария младостарцем в ироническом смысле, из желания смирить его. «Лавсаик» вкладывает в это прозвище признание за сорокалетним Макарием (человеком среднего возраста, средовеком) духовного старчества. Возможно, Макарий называет себя младенцем, давая понять, что в настоящий момент он далек от совершенства старца, хотя он и знает о человеческом совершенстве по собственному опыту. С другой стороны, Макарий говорит: я младенец, и не осуждаю никого. Этот помысел можно сравнить с тем, что Силуан Афонский выражал в понятии «смирение Христово». Такая высокая ступень смиренномудрия и умаляет человека, и открывает ему путь к обожению. Касательно Макариева неосуждения сохранилась апофтегма, которая младенческое неосуждение Макария признает богоподобным достоинством: «Об авве Макарии Великом утверждали, что он был, как сказано в Писании, бог земной; потому что Бог покрывает мир, так и авва Макарий прикрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Указ. изд. С. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Еще знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и между женщинами вела жизнь самую воздержную. Но потом, быв оставлена Божией помощию за чрезмерную гордость – эту питательницу всякого зла, – она впала в блуд. Это случилось с нею потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекши ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще соуслаждалась ему, тогда святой Ангел, страж целомудрия, отступил от нее. Я описал тебе, благочестивейший муж, жития как тех, которые до конца пребыли в добродетели, так и тех, которые с высоты подвижничества после многих трудов по нерадению увлечены были диаволом в разнообразные сети его для того, чтобы каждый в своей жизни мог распознавать тайные козни ненавистника добра и избегать сетей его. Много было великих мужей и жен, которые сначала ревностно подвизались в добродетели, но наконец были низложены врагом человеческого рода. Из множества их упоминая только о немногих, я о большей части из них умолчу, потому что, разглагольствуя о них много, и их не исправил бы, и себе не принес бы пользы, притом оказал бы невнимание к избранным подвижникам Христовым, если бы прекратил дальнейшее повествование о доблестях благочестивого подвижничества их. О девственнице Пиамун Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого. Однажды, во время разлития Нила, одна деревня напала на другую, ибо между деревнями бывают ссоры из-за раздела воды, напояющей участки земли, от чего зависит ее плодородие, причем нередко доходит до кровопролития и смертоубийства. Итак, сильнейшая деревня напала на деревню, в которой жила Пиамун. Множество народа шло туда с кольями и дубинами, чтобы совсем разорить деревню ее. Но блаженной деве явился Ангел Божий и открыл ей о предстоящем нападении. Она, призвавши старейшин своей деревни, сказала им: «На вас идут из такой-то деревни; ступайте к ним навстречу и упросите их оставить свой замысел против вас, иначе все мы, жители этой деревни, погибнем вдруг». Устрашенные старейшины пали ей в ноги и начали просить ее и умолять, говоря ей: «Мы не смеем идти к ним навстречу, ибо знаем их ярость и неистовство, но сделай милость нам, и всему селению, и своему дому – выйди сама к ним навстречу и укроти их, чтобы они воротились назад». Святая не согласилась на это, но, взошедши в свою келию, всю ночь стояла на молитве, умоляла Бога и говорила: «Господи, Судия вселенной, Ты, Которому не угодна всякая неправда! Когда приидет к Тебе молитва сия, пусть святая сила остановит их на том месте, где постигнет их». Так и случилось по молитве святой девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

Между тем как мы разговаривали, вошел правитель той области по имени Алипий. При его приближении Великий прекратил беседу со мною, а потому я отошел немного в сторону, чтобы не мешать им. Но так как разговор их был продолжителен, то мне скучно стало, и я начал роптать на старца, что меня он презрел, а того почтил. В таком расположении духа я уже решился было удалиться с презрением к старцу. Но раб Христов подозвал к себе переводчика именем Феодор, и сказал ему: «Поди скажи брату тому: “Не малодушествуй; сейчас отпущу правителя и буду говорить с ним”». Тогда я уверился, что он человек духовный и все знает наперед. Ободрившись этим, я подождал. Когда правитель вышел, святой подзывает меня к себе и говорит: «Зачем ты огорчился на меня? Чем я оскорбил тебя, что ты возымел такие мысли, которые и мне несвойственны, и тебе неприличны? Разве не знаешь сказанного в Писании: «…не требуют здравии врача, но болящии» ( Мф. 9, 12 )? Тебя я всегда могу найти, когда захочу, равно и ты меня. Если я и не дам тебе наставления, так дадут другие братия, другие отцы. А этот человек, по причине мирских дел бывший во власти диавола, едва улучил свободный час, как раб, избавившийся от жестокого господина, и пришел ко мне, чтобы получить пользу, поэтому странно было бы, если бы я, оставив его, занялся тобою – таким человеком, который непрестанно печется о спасении души своей». Я просил его помолиться о мне и совершенно удостоверился, что он точно муж духовный. Приняв ласковый вид и легко ударяя меня правою рукою по левой щеке, он сказал: «Тебя ожидает множество скорбей; ты много уже боролся с помыслом выйти из пустыни, много страхов испытал и победил, но демон еще возмущает тебя, представляя тебе благочестивые и благовидные предлоги; он соблазняет тебя желанием повидаться с отцом и уговорить брата и сестру к монашеству. Вот скажу тебе добрую весть: оба они спасены, потому что отреклись от мира, а отец твой проживет еще семь лет. Итак, оставайся в своей пустыне и не возвращайся для них на родину, ибо писано: «…никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк. 9, 62 )». Получив от слов богодухновенного мужа достаточное назидание и обличение, я возблагодарил Бога, что предлоги, побуждавшие меня оставить пустыню, устранены предвидением святого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

Святой отец отвечал мне: «Скажи твоим помыслам: “Для Христа я стерегу стены”». Из множества великих чудес и подвигов славного и доблестного Макария только сии описал я тебе, христолюбивый и любознательный раб Божий! Дивный муж сей рассказывал нам еще вот какое чудо: во время преподания Таин Христовых (он был пресвитер), я никогда сам не подавал приношения Марку-подвижнику, но замечал, что с жертвенника брал оное Ангел и подавал ему – впрочем, я видел только кисть руки, подающей ему Причастие. О Марке Марк сей, о котором упомянуто в конце предыдущего сказания, еще в юности знал наизусть писание Ветхого и Нового Завета; он был чрезвычайно кроток и скромен, как едва ли кто другой. В один день на досуге пошел я к нему (он был уже в глубокой старости) и, севши у дверей его келии (как новоначальный, я считал его выше человека, и он действительно был таков), стал прислушиваться, что он говорит или что делает. Совершенно один внутри келии, почти столетний старец, у которого уже и зубов не было, он все еще боролся с самим собою и с диаволом и говорил: «Чего еще ты хочешь, старик? И вино ты пил, и масло употреблял – чего же еще от меня требуешь? Седой обжора, чревоугодник, ты себя позоришь». Потом, обращаясь к диаволу, говорил: «Отойди же наконец от меня, диавол, ты состарился со мною в нерадении. Под предлогом телесной немощи заставил ты меня употреблять вино и масло и сделал сластолюбцем. Ужели и теперь еще я чем-нибудь тебе должен? Нечего более тебе у меня похитить, отойди же от меня, человеконенавистник». Потом, как бы шутя, говорил самому себе: «Ну же, болтун, седой обжора, жадный старик, долго ли быть мне с тобою?». О Моисее Ефиоплянине Некто по имени Моисей, родом ефиоплянин, лицом черный, был рабом у одного сановника. Господин прогнал его от себя за великий разврат и разбой. Говорят, он доходил и до смертоубийства – нахожу нужным упоминать о худых делах его, чтобы показать, какова была после добродетель его покаяния. Некоторые говорят, что он был даже начальником весьма многочисленной шайки разбойников. Из разбойнических дел его, между прочим, известно следующее. Питал он злобу на одного пастуха, который с собаками своего стада помешал ему в каком-то ночном предприятии. Задумав убить его, он обошел кругом то место, где обыкновенно паслись его овцы. Но ему дали знать, что пастух находится по ту сторону Нила, и как река в это время разлилась на широту одного поприща, то он взял меч в зубы, а платье, в которое был одет, положил себе на голову и переплыл реку. Между тем, пока он плыл, пастух имел возможность скрыться в тайном месте. Таким образом, предприятие не удалось Моисею, и он, зарезав четырех отборных баранов и связав их веревкою, переплыл через Нил назад. Зашедши на пути в небольшую хижину, он снял здесь с баранов кожу, лучшее мясо съел, а кожи выменял на вино и, выпив его до восемнадцати италийских мер, пошел в сборное место шайки, до которого оставалось еще пятьдесят поприщ.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

с. 2, р. 423: ...aliud (genus) quod etiam incipientes carnalesque complectitur), тогда как духовной гордости подвергаются мужи духовные (ibid.: ...spiritales viros summosque pulsari); первый вид гордости проявляется подвижником специально в отношении к Богу (ibid: specialiter refertur ad Deum), а второй касается собственно людей (ibid. p. 423–424: secundum ad homines proprie pertinet). Отсюда видно, что в основание различения двух видов гордости положены степени совершенства гордого и содержание самой страсти. Последняя точка зрения выдерживается многими подвижниками, говорившими о гордости. Они раскрывают ту мысль, что гордый подвижник, приписывая свои успехи в деятельности и созерцании собственным силам, отрицает содействующую ему помощь Божию и превозносится над братьями, не обладающими, по его мнению, такими совершенствами, какими обладает он (Евагрий, Περ τν κτ λογισμν, с. 9, p. 1276; Нил Синайский , Περ τν κτ τς κακας λογισμν, р. 1464 Α. Περ τν κτ πνευμτν τς πονηρας, с. 17, р. 1161 D.; Ефрем Сирин , 1. с. p. 422). Пример духовной гордости в отношении к Богу предлагает Палладий Еленопольский в рассказе о некоем египетском подвижнике Птолемее, который после многих и великих подвигов заболел гордостью ума и стал учить об автоматизме в мире (ατοματισμς), состоящем в том, что всё в мире совершается само собой, без промысла Божия и что поэтому подвиги не имеют значения, так как нет воздаяния за них (Hist Lausiaca, с. 33, р. 1092). Он же говорил, что имеет знание выше всех св. отцов; здесь гордость проявилась в отношении к братиям. Плотская гордость, по И. Кассиану, проявляется в том, что монах не оказывает надлежащего послушания авве, превозносится благородством рода, считает себя выше других братий и пр. (De coenobior. instit. с. гл. 25, 26 и 27). Рассуждение бл. Диадоха о послушании, как средстве против дьявольской гордости (гл. 41, сноска πρς τν οησιν το διαβλου), которая есть отвержение послушания, имеет в виду гордость, названную И. Кассианом плотской, а его (Диадоха) замечания о подвижнике, душа которого вследствие попущения по отвращению Божию наполняется безнадёжием, неверием, гневом и гордостью, относятся к учению о духовной гордости (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИДИМ СЛЕПЕЦ [греч. δυμος Τυφλς; Дидим Александрийский] (313, Александрия - ок. 398, там же), христ. писатель, богослов, экзегет. Жизнь Принятая датировка жизни Д. С. опирается на данные Палладия , еп. Еленопольского ( Palladius. Hist. Laus. 4). Сведения блж. Иеронима Стридонского о датах жизни Д. С.- род. в 309 г., ум. в 393 г. ( Hieron. De vir. illustr. 109) - признаются недостаточно точными ( Bardy. 1910. P. 3). Д. С. происходил из простой семьи, всю жизнь прожил в Александрии «возле въезда в город»; воспитывался, вероятно, в монашеской общине, отличавшейся высоким культурным уровнем ( Doutreleau. 1962. P. 14. Not. 4). Он ослеп, когда ему было 4 года ( Palladius. Hist. Laus. 4. 1), так что не мог учиться, как его сверстники: азбуку усвоил по дощечкам, на которых были сделаны глубокие прорези букв, все остальные знания - на слух, в результате постоянных и усердных занятий ( Sozom. Hist. eccl. III 15). У лучших учителей Александрии Д. С. изучал философские науки: диалектику, арифметику, музыку, риторику и, обладая незаурядным красноречием, мог свободно соревноваться с теми, кто постигли науки обычным способом ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 25). Блж. Феодорит , еп. Кирский, уточнял, что, освоив формальную логику Аристотеля и учение Платона , Д. С. воспринимал науки не как постигающие истину, а как «орудие истины» (πλα τς ληθεας - Theodoret. Hist. eccl. IV 29). «Исследователь, не оставляющий ничего без внимания», он в юности «получил обширные знания, так что в старости мог ими наслаждаться» ( Isid. Pel. Ер. 331//PG. 78. Col. 373). Д. С. стал заметной фигурой не только для христ. богословов, но и для ученых мужей «внешнего мира». Так, ритор Ливаний писал о нем к некоему Севастиану: «Ты не можешь быть незнаком с Дидимом, в противном случае ты незнаком с великим городом (Александрией.- П. М.), где он распространял свое учение днем и ночью» ( Lib. Ер. 318). Приобретенные знания получили у Д.

http://pravenc.ru/text/172002.html

Иросанфион, или Новый Рай Палестинский патерик. СПб. Православный палестинский сборник. СПб. Христианское чтение An. Boll. Analecta Bollandiana. Bruxelles Acta Sanctorum, collecta a Sociis Bollandianis. Paris Bibliotheca Hagiographica Graeca: 3 vols./Ed. F. Halkin. Brussels, 1957. (Subsidia hagiographica 8a, b, c) Corpus scriptorum christianorum orientalium. Louvain Patrologiae cursus completus, series graeca/Accurante J. – P. Migne Patrologiae cursus completus, series latina/Accurante J. – P. Migne Revue de lOrient chretien. Paris Sources chretiennes. Paris Subsidia Hagiographica Thes. Gr. Thesaurus Graecae Linguae. Paris От переводчика Настоящее издание объединяет произведения монашеской литературы, основная часть которых относится к Египту и Палестине V-VII вв. Отсюда выпадает небольшая новелла «О высокоумном монахе», значительно более поздняя по времени и вообще обладающая рядом особенностей, о которых будет сказано ниже, а также такое значительное по объему произведение, как «Новый Митерикон», верхняя граница датировки которого доходит до XV в. Эту литературу, берущую начало в традиции апофтегм, вначале устных, а затем записывавшихся в собраниях патериков, отличает душеполезное содержание, лаконизм и всецелая подчиненность формы содержанию – вернее, если можно так выразиться, «смирение формы перед содержанием», – это особенно справедливо относительно «Лавсаика» Палладия, который, вообще говоря, был искушен в приемах риторики, о чем свидетельствует пролог этого сочинения. «Лавсаик» –  Λαυσιακδν ( Ααυσαικν), Παρδεισος ( " Рай»),  Βος  των  αγων  πατρων (надписание рукописей варьируется) – собрание житий египетских монахов, написанное Палладием, епископом Еленопольским, как гласит пролог, в ответ на просьбу префекта Лавса в 419–420 гг. В прологе сообщается также, в какой момент жизни Палладия написано это произведение: «…Тридцать три года проведя в сообществе братьев и в уединенной жизни, двадцать лет в епископстве, всей же жизни пятьдесят шесть лет…» 1 . В отношении этого произведения нужно отметать следующее. Большинство глав 2  не представляют собой в собственном смысле слова житий, то есть повествований, сообщающих основные жизненные вехи своего героя, но являются описанием его подвига 3 или его добродетелей (иногда только одной, основной его добродетели) 4 , и в этом значении зовутся «жительствами». Повествования эти, как было уже сказано, предельно лаконичны, что несколько терялось в русском издании перевода «Лавсаика» XIX в. 5 , в силу специфических представлений относительно задач перевода, существовавших на тот момент. Соотношение оригинала и текста перевода в этом издании примерно такое: «И говорит она ему… " (букв. греч. текст) – «И мужественная девушка отвечает злодею…» (рус. перевод).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бл. Иерониму, – говорит Землер, – неизвестно, чтоб пр. „Макарий что-либо написал“. Молчание „это тем важнее, что век Иеронима следовал за Макариевою“ эпохою непосредственно же или лучше сказать: в известной степени даже совпадал с нею 1340 : „сам“ Иероним, – говорит Землер, – „видел своими глазами место обитания Макария“. „Макарии умерли“; однако, „пережившие их“ ученики „многому научили Иеронима о жизни и делах“ обоих, „но об“ их „сочинениях молчат“. „Следовательно, если те, кто собрал всё, что, по-видимому, относилось к восхвалению Макариев, не знают об его“ – пр. Макария Египетского – „творениях, то гораздо менее могут знать жившие много позже“ 1341 ... Перечисляя „писателей“, – говорит Удэн, – бл. „Иероним не опустил бы“ в этом списке бл. Макария, „если б в его“ – Иеронима – „время“ какой-либо литературный памятник „существовал под именем Макария“ 1342 . Руфин, – говорит Землер, – в „XI книге, гл. 4 и 8 ведёт речь о Макариях, но о сочинениях“ их „молчит“ 1343 . Еп. Палладий Еленопольский , – читаем у Землера, – явился на „место“ подвигов пр. Макария Египетского „чрез год по“ его „смерти“. Он говорит в „Лавсаике“ о „превосходных деяниях“ египетского подвижника, но не делает упоминания о каких-либо его „писаниях“ 1344 . Пр. Иоанн Кассиан , – говорит Землер же, – сообщает „многие славные изречения Макария“; однако, какие-либо творения последнего ему не известны. Между тем, „если бы“ они действительно „существовали“, то ими всего скорее И. Кассиан воспользовался бы, трактуя „de institutis monasticis“ 1345 . „Сократ“, – говорит Удэн, – „в Н. Е. IV, 23“ передаёт „о добродетелях“ пр. Макария, „а о писаниях“ его „молчит, хотя о сочинениях ученика Макариев – Евагрия там же“ упоминает. Ясно отсюда, „что в Сократово время не существовало под именем Макариев никакого сочинения“, так как иначе Сократ „не опустил бы сказать“ о них „при столь прекрасном случае“ 1346 . „Молчит“, – читаем у 3емлера, – о творениях пр. Макария Египетского „и Свида“. Говоря о данном египетском подвижнике, „он не упоминает ни о каких его творениях, а о некоторых, принадлежащих его ученику Евагрию“, трактует 1347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Епископ. Если это возможно для меня и если я знаю тο, о чем вы хотите узнать, я не замедлю и ничего не скрою, но, как я думаю, сверх этого я, по возможности, возвращу тот словесный долг, который за мной остался. Ты, конечно, не найдешь разделения ни в девстве, ни вообще в безбрачии 182 . Ибо они не принадлежат к роду общих или делимых даров, поскольку не всякий, стремящийся к девству, остается девственником, но лишь тот, кто имеет силу. Ибо многие из уже вступивших в брак стремятся к девству, но не достигают его, так как они уже предпочли жить в супружестве. Как глашатай в Олимпийских состязаниях призывает желающего, а венчает победившего 183 , таким же образом обстоит дело и с непорочностью, как говорит и Евангелие, когда Петр сказал Спасителю: Если такова обязанность человека к жене, лучше не жениться ( Мф. 19:10 ). На что Спаситель ответил: Не все вмещают слово сие, но кому дано ( Мф. 19:11 ). Ты видишь, что не всем, но «кому дано». Диакон. Я думал, ты находишься в безвыходном положении, доказывая существование особых даров, но ты убедил нас силой Священного Писания. Епископ. Если тебе стало это ясно, я с другими свидетельствами утучню свою речь, чтобы имеющие порочный разум, убедившись ими, перестали похищать то, чего получить они не могут. Ибо в Священном Писании мы найдем и священство, являющееся не общим или делимым даром, но преимуществом достойных, как говорит и великий Павел, увещевая евреев: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом. Так и Аарон, – говорит он, – не сам себе присвоил славу быть первосвященником» 184 . Ибо, хотя было шестьсот тысяч мужей 185 , среди которых многие имели ревность, один Аарон был провозглашен угодным Богу первосвященником; чудо его жезла, прозябшего миндалем, пристыдило многих 186 . Некоторые, не знающие добродетелей, уязвленные страстью тщеславия, предполагая, что священство принадлежит к числу общих и неделимых даров, глумятся над ним, рукополагая сами себя, найдя достойный конец своего безумия и саму землю поставив свидетельницей своего необдуманного собрания 187 . Дафан и Авирон, нечистым оком устремившись к этой почести, погребенные вместе с поверившими им, погибли, обретя для своего собрания быстро приготовленную могилу. После них и Оза 188 , не вспомнив о произошедшем прежде, влекомый страстью, устремился к тому же, И действительно, когда ковчег везли на колеснице, случилось, что тянувший ее вол, толкнув, поколебал ковчег. Оза же, следуя за ним, придержал его рукой, не позволив, чтобы он опрокинулся. Когда же Богу видел это, не оказалось Ему это угодно, ибо порождает обычай для дерзких людей, и Он отгоняет Озу, поразив смертью , уча тех, кто будет жить после, удерживаться от такового безумия 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Schol. Hist. eccl. VII 7; Ioan. Nic. Chron. 79. 1; Hist. Patr. Alex. 11//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427). Версия о том, что он был сыном брата архиеп. Феофила, не выдерживает критики ( Лященко. 1913. С. 3. Примеч. 3). Об отце К. ничего не известно, мать - родом из Мемфиса, одного из оплотов егип. язычества. Ее родители были христианами; они умерли молодыми, оставив 2 детей: юного Феофила и маленькую дочь. Феофил, вероятно, во время гонения при имп. Юлиане Отступнике (361-363) переселился из Мемфиса в Александрию и определил там сестру на воспитание в жен. мон-рь до замужества ( Ioan. Nic. Chron. 79. 1-11). В несколько противоречивом рассказе еп. Палладия Еленопольского ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 6) обычно видят свидетельство того, что Феофил, уже будучи архиепископом, привлекал сестру к неблаговидным делам, но вполне возможно, что эти обвинения напрасны ( Évieux. 1991. P. 12). Из зачитанного на Вселенском IV Соборе (Халкидонском) прошения племянника К. Афанасия следует, что у К. было неск. родных сестер (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 216, 218; ДВС. Т. 2. С. 259-262; см.: Hardy. 1982. P. 116). Став архиепископом Александрии (384), Феофил взял на себя заботы по воспитанию и образованию племянника. К. прошел обычный для выходца из состоятельной семьи в Александрии курс светской школы. Его позднейшие сочинения свидетельствуют о высоком уровне полученного образования. В трактате «Против Юлиана Отступника» К. демонстрирует большую эрудицию (см.: Морескини. 2011. С. 753). Ему были известны античные классики: Гомер, Гесиод, Еврипид; он цитирует досократиков , Платона , Аристотеля , Нумения Апамейского, Плотина , Порфирия и др. языческих писателей и философов, древних и современных ему. Эта эрудиция была следствием не только чтения христ. апологетической лит-ры, но и непосредственного знакомства с первоисточниками. Напр., он приводит цитаты из Герметического корпуса афинской редакции (см. Герметизм; Шабуров. 1989). Вероятно, К. посещал уроки философа и математика Ипатии, главы неоплатоников в Александрии, среди учеников к-рой были не только язычники, но и христиане.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010