И поистине, Он Святый Божий! Такая высочайшая цель, такие превосходнейшие умственные и нравственные качества ясно указывают в Иисусе Христе не только посланника Божия, но и выше, нежели просто посланника, подобного бывшим (посланникам) прежде Его, каковы были ветхозаветные пророки, ибо, между ними никто не был подобен Ему, указывают в Нем действительно воплотившегося Сына Божия. Он и Сам неоднократно объявлял о божественности Своего Лица и Своего учения: Мое учение несть Мое, по пославшего Мя ( Ин. 7:16 ). И при этом не требовал, чтобы слышавшие Его верили Ему, если можно так выразиться, на слово, без всяких доказательств; напротив, в подтверждение истины Своих слов о Себе и Своем учении Он ссылался на все священное писание, говоря иудеям: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ); свидетельствовался также и своими делами: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте ( Ин. 10:37–38 ). Таким образом, следуя указанию Самого Спасителя, рассмотрим прежде ветхозаветные пророчества, в которых говорится о Нем, как о Мессии, а потом – собственные Его чудеса и пророчества. Говоря о пророчествах ветхого завета в подтверждение божественности лица Иисуса Христа и Его учения, чтобы это доказательство имело всю силу убедительности, мы рассмотрим: действительно ли между ними, ветхозаветными пророчествами, есть пророчества о Мессии и точно ли последние относятся именно к Иисусу Христу, а не к другому кому-либо? 26 Есть ли между пророчествами ветхого завета пророчества о Мессии? Ответа на это положительно прямой. В истине сего прежде всего удостоверяют нас многие и весьма ясные места самой же Библии . Ничто так часто не повторяется в книгах священного писания ветхого завета, как обетование о Мессии под общим понятием Великого Избавителя, Которому предназначено основать новый завет, новое благодатное царство на земле. По сознанию самых иудеев, все, о чем только упоминается в законе, пророках и писаниях (агиографах) указывает на Премудрость, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

2)      О милостыни. Милостыня столь же важная добродетель, как и молитва . Мало глав в коране, в которой бы не говорилось о милостыне. «Да подается милостыня для вспомоществования бедным, неимущим, собирающим оную, совершенно во всем предающимся воле Божией, для выкупа пленных, для заплаты долгов, путешественникам, и для подкрепления священной войны. Злословящие же милостыню верных и смеющиеся их вере будут сами предметом посмеяния Божия и жертвою мучений.» Коран заповедует, как можно чаще, подавать милостыню, и особенно во время молитв, которые становятся действительнее от милостыни. Мусульмане смотрят на милостыню. как на дело великой заслуги. Она, по выражению корана, славное одолжение Господу. Один из первых калифов (Омар) говаривал: «молитва доводит нас до половины пути к раю, а милостыня открывает нам самый вход в него». 3)      О посте. Пост – обязанность столь важная, что Мухаммед назвал его дверью веры и говорил, что запах уст постящегося Богу приятнее мускуса. Пост заповедан мусульманам в месяц рамазан, с появления новой луны до другой. В продолжение каждого дня рамазана, они должны воздерживаться от пищи и пития с восхождения до захождения солнца, а ночью могут разрешать на все. В этот пост, по сказанию Мухаммеда, был ниспослан ал-коран с высшего, седьмого неба на самое нижнее, откуда архангел Джибрил сообщал оный Мухаммеду разновременно, в продолжение 23 лет; и раздельно, статьями и отрывками; равно как и другие пророки – Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус в тот же месяц получали свои откровения от Бога. «Поститесь правоверные, – учит Мухаммед, – установленное число дней. Особенно вы должны поститься в месяц рамазан, в который вы получили коран с неба, руководство людям, наставление на путь правый и различение между добром и злом. Но вам, правоверные. законно и в пост входить ночью к женам вашим: они одежда вам, вы одежда им. Бог знает немощи ваши и прощает вам. Итак, идите к женам, вкушайте и пейте с ними до утра, пока возможно будет различать белую нить от черной, и потом поститесь до ночи и будьте непрестанно на местах молитвы. Таковы уставы Божии». 80

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Что касается собственного лица, то Мухаммед называл себя высшим и чрезвычайным посланником Божиим, всенародным проповедником истины, мужем, превосходнейшим всех древних пророков, печатью их. Арабские писатели так описывают разговор Бога с Мухаммедом, когда последний восходил на 7-е небо. «Я сотворил Адама со славою, будто бы говорил Бог Мухаммеду, но по причине его неверности ко мне обесславил его. Авраама Я принял другом Моим, но тебя приемлю возлюбленным моим. Если Я близко обращался с Моисеем на горе Синайской: то не находится ли и ты здесь – на небе предо Мною, где Я говорю тебе и ты говоришь Мне? Если восхитил Я Еноха в превыспренняя, и ты теперь не отстоишь ли от Меня только на расстоянии двух луков? Если Я дал Давиду псалмы: то не дал ли и тебе коран?» «Если Я покорил Соломону ветры и птиц, то тебе покорю народы. Если Я сотворил из Моего духа и Моего слова Иисуса: то написал имя твое рядом с Моим». 69 Продолжим далее словами самого корана: «Я послал тебя, о Мухаммед! как милость ко всем тварям. Верующие в пророков прежде бывших! бойтесь Бога и веруйте в апостола Мухаммеда: высочайшее достоинство принадлежит Богу и посланнику Его». 70 Отсюда можно судить и о том, какую важности мусульмане усвояют своей священной книге. Ал-коран, по их убеждению, выше всех книг: Моисеевых, Пророческих и даже Евангелия; он есть несомненное утверждение того, что открыто было прежде, и изъяснение всего писания; это – истинное направление людей и увещание от Господа ко всем тварям. Ал-коран – книга превосходнейшая, истинно-божественного происхождения. «Я клянусь, – говорит Мухаммед, – заходящими звездами, и это есть великая клятва, клянусь, что аравийский коран есть превосходная книга и, без сомнения, начертан на первоначальной предопределенной скрижали, которая хранится у престола Божия, исполненная величественного слога и премудрости». «Я Господь, – будто подтверждает Бог слова Мухаммеда, – ниспослал книгу сию, именуемую на арабском языке ал-коран, исполненную обетовании и угроз, да боятся люди Бога и да возбудятся умы их к познанию Его». 71

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

От Него получила она известное направление и течение всей своей жизни, известный образ деятельности своих сил и законов, по Его же воле может допустить в себе и всякую перемену: в этом отношении, можно сказать, она безразлична. Теперь, на пример, солнце и все тела небесные, по данным им от Бога силам и законам, движутся в небесных пространствах; но все эти тела могут и остановиться, если Богу угодно будет сие: а это и будет чудо. Напрасно указывают на то, что законы природы неизменяемы и непреложны, а чудеса будто нарушают их, и тем колеблют все устройство мира: это несправедливо. Чудеса не нарушают законов природы, а только на время останавливают их течение, и притом – в одном каком-либо, частном случае и месте. И точно, как прежде, так и после какого-либо, чудесного события. законы природы остаются те же, и совершают свой естественный ход; даже в то самое время, когда они останавливаются в одном каком-либо, случае и месте, во всех других безостановочно продолжают свое обычное действие. Когда, например, в одном месте, по воле Божией, огонь не жжет, вода не топит и чудеса несообразны с совершенством природы: мы не говорим, чтобы чудеса производились для усовершенствования природы и в восполнение того, чего не достает ей. Природа прекрасна в своем целом и вполне достаточна для своих целей. Чудеса собственно нужны для целей существ нравственных, для того, чтобы или научить людей, если они заблуждаются, или наградить, когда они верны своим обязанностям и своему высокому предназначению, или наказать их, если обнаруживают в себе дух возмущения и противления. Наконец, нельзя указать никаких препятствий к возможности чудес и со стороны Бога: действовать в природе Он всегда может, хотя и даровал ей отдельное бытие, как и действует своим постоянным промыслом; действовать именно сверхъестественно, т.е. производить в ней дела, превышающие силы и законы природы, также может: Он всемогущ. Кроме того, чудеса в высшей степени сообразны с премудростью Божией, потому что оказываются нужными для высочайших целей веры; сообразны также и с бесконечною благостью Божией, так как они благотворны для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Не мог удовлетворить правосудию Божию относительно свойства преступления – самый ангел, чистый дух. Цель сотворения ангелов, как и людей, чисто нравственная: это – деятельное приближение к высочайшему нравственному совершенству Творца и Первообраза своего. А потому и ангел, если творит волю Божию, если делает добро, то делает должное; он к этому обязан, делает только за себя. Притом, полное, надлежащее удовлетворение предполагает, образно выразимся, вознаграждение долга из собственных сокровищ. Но что имеет ангел, как и человек, его же несть приял от руки Творца и Промыслителя? И силами, и средствами, и самым бытием он всецело обязан Богу. Следовательно, все действия высших сотворенных духов на пользу человека принадлежали бы не им одним, и не могли бы иметь совершенной заслуги в очах правосудного Бога. Кто же мог принести полное, совершенное удовлетворение небесному правосудию относительно свойства преступления? Кто был в силах исполнить за людей во всей целости и широте волю Божию? Лице высшее, нежели человек и ангел, только Сам Бог воплотившийся и вочеловечившийся. Конечно, Он мог и без этого освободить человека от греха, как Бог всемогущий, у Которого не изнеможет всяк глагол, но не мог, как Бог вечно, праведный и правосудный, действовать в царстве существ нравственных только по законам всемогущества, значить – действовать не по законам сего царства, значить – нарушать право свободы. Человек при падении обнаружил гордость, захотел быть равным Богу ( Быт. 3:5 ); посему ходатай человека должен был явить глубочайшее смирение, себе умалить, зрак раба прият... ( Флп. 2:7 ). Человек самовольно преступил волю Создателя своего: божественный Искупитель наш должен был показать совершеннейший образец послушания ей, – выполнить нравственный закон в строжайшем его смысле, так чтобы якоже ослушанием единого грешны, быша мнози, сице и послушанием Единого праведни будут многи ( Рим. 5:19 ); Он долженствовал быть под законом, да подзаконныя искупит да всыновление восприимем ( Гал. 4:4–5 ). 16

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Сердце земного счастливца, занятое миром, не годится для неба, где Иисус Христос обещает удостоить праведных лицезрения Божия. Для этого блаженства необходима чистота души, не оскверненной никаким земным пристрастием, углубленной лишь в дела божественные: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Земного счастье по большей части домогаются путями неправды и разными хитростями. Пронырливый искатель счастье для целей своих и сам враждует, и возжигает вражды: увеселяется раздорами, в которых находит случай и средство возвысить и обогатить себя. Не для таких царство Божие, царство высочайшего нравственного порядка. Туда войдут и получат славное название сынов Божиих те, которые прекращают распри между ближними и поселяют мир и любовь: блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф. 5:9 ). Счастливцы земные не любят правды, они преследуют её ревнителей, и потому отчуждаются от царства небесного, которое представляется гонимым ими: блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное ( Мф. 5:10 ). Иисус Христос – Вечная Истина, против которой враждует мир. Как блаженны те, которые пострадают или потерпят за эту Истину! Им предназначается великая награда на небесах: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф. 5:11–12 ). Таким образом блаженство, назначаемое христианством за святую, богоугодную жизнь, есть блаженство истинное, нисколько непохожее на счастье, которого ищут и за которым гоняются люди в мире сем. Блаженство это в настоящей жизни состоит по преимуществу во вкушении сладости, от самой же добродетели проистекающей, в мире Божием, превосходящем всяк ум ( Флп. 4:7 ), в предвкушении посредством надежды благ небесных, в сладостном духовном соединении со Христом, Богом всякие утехи ( 2Кор. 1:3 ), и в радости о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). À полное блаженство для подвизающихся на пути веры и благочестия настанет уже в жизни вечной, где они узрят Бога лицем к лицу ( 1Кор. 13:12 ), просветятся, яко солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ), навсегда придут в общение с Господом ( 1Сол. 4:17 ), так что будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Христа. 27 И, действительно, пророческие предсказания о Нем составляют главное содержание всего ветхозаветного учения, сущность всего домостроительства ветхого завета и как бы златую цепь, соединяющую всех избранных Божиих от начала мира и до пришествия на землю обетованного Спасителя. В этой же истине удостоверяет нас общее верование всего народа еврейского. Все лучшие надежды патриархов, пророков и вообще верных чад обетования сосредоточивались в вере в грядущего Избавителя и чаянии благ благодатного царства. В каждом веке можно находить следы ожидания иудеями Мессии, и без сомнения на основании пророчеств о Нем. Особенно ожидание это сделалось повсеместным, сильным и пламенным во времена Иисуса Христа, что подтверждается многочисленными местами священного писания ( Ин. 1:19–20; 4:25; 10:24 ; Мф. 16:14; 21:9 ; Лук; 2:26,38; 3:15; Мк. 9:11–13 ), также свидетельствами Иосифа Флавия, 28 Светония 29 и Тацита. 30 Что же касается того, что ветхозаветные пророчества о Мессии относятся именно к Иисусу Христу, а не к другому какому-либо, лицу, для несомненного удостоверения в сей истине следует только сличить предсказания с их исполнением. Предсказания: Исполнение: И притом Мессия, по сказанию тех же пророков, должен быть Бог, ибо, Ему приписываются такие свойства и действия, которые никому кроме Бога не могут принадлежать (например, Ис. 9:6–8 ). Тоже самое решительно подтверждают о Иисусе Христе многие и весьма ясные места священного писания нового завета. Именно, здесь говорится о Нем, что по божеству Он – Сын Божий, рожденный прежде веков, Сый в лоне Отчем, Слово Божие, мудрость Божия и сила, образ Бога невидимого и сияние славы Отчия ( Кол. 1:15 ; Евр. 1, 8 ); и еще решительнее – что Он есть Сам Истинный Бог ( 1Ин. 5:20 ). 31 Так, пророчества ветхого завета, касающиеся лица Мессии, все со всего точностью и во всей полноте исполнились на Иисусе Христе, как истинном Мессии. Правда, не все пророки благовествовали с одинаковою ясностью, но за то некоторые поразительно верно пред изобразили дух, дела и всю жизнь Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Однако в конце обучения П. Лепорского стало ясно, что его научная деятельность будет простираться в области догматического богословия. В отставку собирался уходить преподаватель этой науки А. Л. Катанский . Вот что он писал по этому поводу: «Еще за год до отставки, в 1895 г., я озаботился избрать и подготовить себе преемника по кафедре в лице одного из самых лучших, окончивших в этом году курс студентов, П. И. Лепорского» 14 . Поэтому по окончании курса Академии П. И. Лепорский был оставлен при ней на один год, с 16 августа 1895 г. по 15 августа 1896 г., в качестве профессорского стипендиата при кафедре догматического богословия для приготовления к занятию профессорской кафедры. Эта мера заключалась в том, что он, будучи обеспечиваем Академией, знал только одну обязанность: учиться данной науке под руководством соответственного профессора. 2 октября 1896 г. Совет Академии избрал П. И. Лепорского на кафедру догматического богословия в звании и. д. доцента Академии, что 4 октября утвердил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев) . Лекции по догматическому богословию П. И. Лепорский читал 2–3 раза в неделю для III и IV курсов 15 . Для того чтобы облегчить, как начинающему, задачу чтения лекций, ему в помощь был дан В. В. Болотов , который читал лекции по истории догматов 16 . Параллельно П. И. Лепорский продолжает писать работу на соискание степени магистра богословия и в 1897 г. он представляет в Совет Академии рукописное сочинение под заглавием: «История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его, к Константинопольскому патриархату». После рассмотрения этого труда Совет Академии в своем заседании 31 мая 1901 г. постановил: «Принять это сочинение на соискание степени магистра богословия и допустить его на коллоквиум». Защита состоялась 26 июня 1901 г.; тогда он и был утвержден в степени магистра богословия и доцента (указ Святейшего Синода Это сочинение 20 декабря 1901г. было выдвинуто на соискание Макарьевской премии и удостоено ею 21 января 1902 г. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Но когда мы исполнили наши обязанности в отношении к Власти государственной, когда в этом отношении закон не может обвинить нас ни в недобросовестности, ни в небрежности, то мы исполнили только половину своего долга. Воздадите кесарева кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ), – вот полное определение наших обязанностей. Наши силы также нужно посвящать Богу. Употребляя их для служения обществу и для обеспечения своего собственного положения, не должно думать, что, затем, они могут оставаться в праздности или безнаказанно растрачиваться. Мы, христиане, должны сознавать свое высокое звание и назначение для возвышенной и непрестанной деятельности, должны делать дело Господне, дондеже день есть ( Ин.9:4 ), то есть, пока имеем время и силы, потребные для доброго делания. Вот почему во всех своих действиях в отношении к обществу, в отношении к нашим ближним и к себе самим, мы должны строго руководствоваться предписаниями евангельского нравственного закона. В мире, который, по слову апостола, весь во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), часто думают только о себе, а христианин должен заботиться о других не менее, чем о себе; там, то есть, в мире, часто случается видеть нерешительность и колебание между долгом и противоположными влечениями, христианин должен твердо и неуклонно исполнять свои религиозно-нравственные обязанности; там страшатся бремени и избегают его, мы должны безропотно встречать и благодушно переносить все, доколе Богу не угодно будет облегчить наш крест. Где малодушный прибегает к уловкам, молчит или остается в бездействии, там мы должны с открытым лицом встречать опасность, говорить истину без страха; где люди от мира сего действуют из-за личных выгод или из желания заслужить славу, там мы должны иметь в виду только общее благо, хотя бы нас не только не награждали, но даже и не замечали. Только такое употребление сил наших может служить жертвой Богу, – жертвой, какой Он от нас требует и ожидает. Точно также мы можем и должны приносить Богу жертву и от своего имущества. Служа своим имением нуждам и благу ближних, мы тем самым служим Богу: понеже сотвористе, говорит Спаситель, единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). Таким образом наши добрые дела Бог усвояет Себе; не люди принимают наши благодеяния, но Бог; не бедным, не слабым и беспомощным жертвуем мы своим достоянием, но Богу, Который ущедряет нас благами для того, чтобы мы из всего извлекали пользу для своей души. Мы не имеем более прямого и непосредственного способа доказать свою любовь к Нему, свою веру, свое благоговение и признательность перед Ним, как только любовью и благодеяниями нашим ближним; – и Он, довольный и этим выражением любви и усердия к Нему, не только не требует от нас большего, но еще Сам становится, так сказать, нашим должником. Вот какое свойство имеет и какими сопровождается плодами жертва, приносимая Богу. Восходя к небесам, она и блюдется для нас на небесах, чтобы, когда оскудеем для земли, мы были приняты в вечныя кровы ( Лк.16:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Обратимся и к самим себе и посмотрим, как вожделенно и в высшей степени благотворно для нас воплощение Сына Божия. Человек сотворен существом совершенным, сколько возможно быть совершенным существу сотворенному; полнота духовных и телесных совершенств, чистота и невинность, как отражение Божия образа, ясно проявлялись в нем. Отец светов облек и возлюбленное свое создание сиянием света, довольства и блаженства. Но как непреложна правда Божия! Человек простер руку к запрещенному древу, вкусил пагубного плода, и вот праведным судом Божиим он лишается высоких своих совершенств и преимуществ, и изгоняется из рая. Светлый лик души его омрачился, богоподобные черты её обезобразились. Союз с Богом расторгнут, и человек, все более и более удаляясь от приснотекущего Источника жизни и света, предался в неискусен ум творити неподобная ( Рим.1:28 ) и мало-помалу погрязал в бездну зол. Грех проник до самой глубины его существа, оядотворил его ум, развратил сердце, ослабил волю. Пороки и злодеяния, как бурный поток, наводнили всю землю. Увы! – некогда болезновал Бог о народе израильском, – от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания ( Ис.1:6 ). То же самое должно сказать и о всем человеческом роде. Всеобщее неверие, крайнее развращение, глубокая туга сердечная, ожесточение и отчаяние, наконец праведный гнев Божий, кара небесная, грозная и неотвратимая, тяготевшая над виновным человечеством, – невыразимо мучили всех и каждого – иудея и язычника. Ад с вечными мучениями был единственным наследием человека. Но вот, когда из груди погибшего исторгался как бы последний вопль отчаяния, когда ум человеческий совершенно истощился в бесплодных усилиях открыть истину, и сердце человеческое теряло последние остатки добра, – сходит на землю само ипостасное Слово Отчее с неистощимыми сокровищами жизни и света, любви и благодати. Со времени воплощения Сына Божия начинается дело нашего спасения, т. е. избавления нашего от греха, проклятия и смерти, дело примирения и соединения с Богом, обновления, освящения, облаженствования. Через искупление создался мир духовный, сияющий всеми добродетелями. Иисус Христос возвел волю человеческую до высшей степени чистоты, непорочности и святости, дав ей евангельский закон. Сколько теперь христианских подвижников, идя по следам небесного Подвигоположника, достигают до совершенств ангельских! Приидите, возрадуемся Господеви, так дивно и премилосердо совершившему спасение рода человеческого, предварим лице Его во исповедании и во псалмех воскликнем Ему ( Пс. 94:1–2 ), – наипаче в сей день, который благоугодно Ему было ознаменовать вожделенным и всерадостным для нас событием. Днесь, поистине, спасения нашего главизна и еже от века таинства явление (троп. праздн.), таинства величайшего, непостижимого и спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010