Всех же купно, и пастырей и пасомых, молю Господем нашим Иисус Христом и любовию духа, споспешствуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ); не престанем и мы о вас молящеся и просяще, да исполнитеся в разуме воли Его во всякой премудрости и разуме духовнем, яко ходити вам достойне Богу во всяком угождении и всяком деле блазе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии ( Кол.1:9–10 ). Речь при открытии земских учреждений, произнесенная в Вологде 3 Марта 1870 года Державная воля Верховного Преобразователя России открывает среди нас новые – земские учреждения и мы видим в лице вашем, земские выборные, первых излюбленных представителей Вологодской земли, нареченных большинством избирательных голосов. Дела, подлежащие вашему ведению, близко касаются не одних только материальных выгод и внешнего благосостояния нашего края, но распространяются и на другие стороны народной жизни. Закон вверяет вам не только принятие разных целесообразных средств к обеспечению народного продовольствия, заботливость о развитии торговли и промышленности, устройство и содержание потребных зданий и путей сообщения, но и заведование благотворительными заведениями для призрения неимущих и престарелых, попечение о построении церквей, ближайшее участие в охранении народного здравия и распространении народного образования, удовлетворение потребностей воинского и гражданского управлений, и также представление, через губернское начальство, высшему Правительству сведений и заключений по предметам, касающимся польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам. И что особенно важно: земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно и закон с точностью определяет те случаи, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей. Глубоко и искренно сочувствуя всякому истинному благу паствы моей, благодарно пред Господом и радостно пред всеми, пастырски приветствую всех, здесь присутствующих, и всю Вологодскую страну с этим многознаменательным и достопамятным для нас событием.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Христианину, достойно ходящему звания ( Еф.4:1 ) своего, нетрудно понять высокую важность и святость этого дела, а равно и всю обязательную силу его. Глубокого сочувствия и деятельного участия в нем требует от нас исповедуемая нами св. вера, потому что мы должны быть не холодными её последователями, а ревнителями распространения ея. К участию в нем обязывает нас истинное благо отечества нашего: известно, что единство веры есть крепчайшая из всех связей, соединяющих народы, и что истинная вера служит наилучшим залогом истинного просвещения и благоденствия народного. К участию в нем побуждает нас долг наш и звание христианское: грешно оставаться равнодушными к тому, что вместе с нами на русской земле, которую мы привыкли называть «святою», обитают язычники, погрязающие в грубом идолопоклонстве. А между тем, для такого великого и многоплодного дела как немногое требуется от нас! Только – искреннее деятельное сочувствие и посильное вспомоществование бескорыстным труженикам, которые на далеких негостеприимных окраинах отечества нашего, с апостольской самоотверженной ревностью, сеют слово евангельской истины. Этим Божиим труженикам необходимо обеспечение в нуждах житейских, чтобы из-за нужд сих они не оставляли слова Божия ( Деян.6:2 ); необходимы также средства для оказания помощи новообращаемым, для построения при миссиях храмов, молитвенных домов, школ, больниц и других подобных учреждений. И вот с этой-то целью повсеместно, по всем главнейшим городам православного отечества нашего, составляются особые, вспомогательные миссионерскому делу общества, члены которых доброхотно принимают на себя обязанность – и сами делать пожертвования, и других располагать к содействию святому делу веры и человеколюбия; каждая лепта в этом деле, как бы, по-видимому, ни была мала, будет благопотребной и богоугодной жертвой; в члены сих обществ приглашаются лица всякого звания, пола и состояния. Да не помыслит кто-либо, что дело евангельской проповеди составляет обязанность только духовных лиц, а для мирян – дело стороннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Для сего нужна опытность многосторонняя: но какое ручательство могу представить на это требование? Жизнь моя и деятельность, большей частью, доселе протекала в обителях духовного просвещения; хотя и то дело учительства и воспитания требует немало искусства и благоразумия, и потому – дело нелегкое, но далеко не равняется высшему пастырскому служению. Обращаться с юными и одного сословия несравненно и проще, и легче, чем с людьми, различными по званию, состоянию и иным отношениям; причем, действительно, необходима великая мудрость опытная, чтобы в свое время и в наиболее приличных обстоятельствах – кому дать наставление, кому с кротостью сделать обличение, заблуждающего с любовью обратить на путь истины, печальному подать облегчение, а для себя и других предвидеть опасности искушений и заблаговременно предотвратить их. Сознаю недостаток в себе такой мудрости опытной, – и не могу не смущаться... А нынешний дух времени и мира, богоборный, легко увлекающийся всяким ветром лжемыслия, этот всегда опаснейший враг св. веры и Церкви, еще более делает тяжелым и без того многотрудное епископское служение. Если когда, то ныне в особенности требуется от избранных в высшее сие служение – неустанно и неусыпно бодрствовать на страже своей и быть готовыми к ответу всякому, вопрошающему словесе о нашем уповании ( 1Пет.3:15 ). Среди сих мыслей обуревающего меня смущения, обращаюсь с молитвою к Богу – Всесильному Помощнику, ищу успокоения и подкрепления в совершенном, по апостолу, уповании на приносимую благодать ( 1Пет.1:13 ), которая, верую, сильна уврачевать и мои немощи, восполнить и мою скудость духовную. И тем крепче уповаю на всесильную благодать, чем более размышляю о том святом союзе, в каком стоит Глава Церкви Иисус Христос с пастырями, а пастыри с пасомыми. По силе сего союза молитвенное ходатайство одних просвещает и укрепляет других в добродетелях, особенно необходимых пастырю. Чем и я, наименьший слуга в Церкви православной, доселе держался на проходимом мною поприще служения, как не молитвами архипастырей, пред лицем которых служил? И ныне уповаю держаться и утверждаться на указуемом мне поприще вашими, святейшие отцы, молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Он сам некогда скажет на страшном всеобщем суде людям сердобольным, верно подвизавшимся в сем святом деле милосердия: болен бех, и посетисте Мене. Сердобольные вопросят: Господи, когда же Тя видехом боляща, и приидохом к Тебе ( Мф.25:39 )? На сие вопрошение ответит им Судия праведный: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите ( Мф.25:40 ). Какая высокая награда, какое сильное подкрепление в подвиге и святое утешение, – оказывая помощь немощному ближнему, быть уверенным, что оказывается помощь самому Христу, Спасителю нашему, что это есть жертва, с благоволением Им приемлемая! Далее, служа больным по мере сил своих, со всей искренностью, вы через то явите истинно-христианскую, евангелием заповеданную, любовь к ближним на самом деле до самоотвержения; вы будете в строгом смысле верными исполнительницами слова апостольского: кийждо ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ), и еще: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо ( 1Кор.10:24 ). А некоторые из вас, при ревностном исполнении своих обязанностей, может быть, явятся подвижницами и этой высочайшей заповеди самоотвержения: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). И еще обильный источник христианского духовного утешения и действительное подкрепление на трудном пути сердобольного служения! Служа таким образом Богу и ближним, вы будете в то же время содевать спасение души своей, будете собирать сокровище неоскудеемо на небесех ( Лк.12:33 ), ибо всякое дело милосердия есть сокровище, пересылаемое в жизнь вечную. Поистине, блажени милостивии ( Мф.5:7 ) – сердобольные: велико их мздовоздаяние на небеси! Сам Господь в последний день мира с таким благоволением вспомнит о них на страшном судище Своем: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Нужно ли, после сего, говорить вам о других источниках духовного утешения, при прохождении сердобольного служения? Говорить ли о том, как бывает отрадно в сердце человека, какой происходит благодатный мир души, спокойствие совести, довольство собою, – и вообще при совершении всякого доброго дела? Нет нужды исчислять эти второстепенные источники утешения при совершении дел милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его ( Иер.17:7 ). В первый раз, по вступлении моем в управление Богом вверенною мне Вологодскою паствою, я совершил в этом наиболее чтимом вами храме Божественную Литургию. И в какой знаменательный день! – В день особенного празднества всего нашего града, в день воспоминания освобождения страны нашей от смертоносного ангела-губителя, некогда поражавшего ее. Всем вам, благочестивые граждане, должно быть известно, по какому случаю и каким образом создан сей храм, священный умилительный памятник годины печальной и вместе радостной для вологжан, годины гнева и милосердия Божия. – За два слишком века, во многих местах отечества нашего свирепствовала страшная моровая язва. Долго она как бы щадила наш град; наконец, этот ужасный бич поразил и нашу страну, и здесь настало тяжкое время смертной туги. В продолжение семи недель язва безпощадно истребляла людей всякого возраста, пола и состояния, так что, по сказанию летописи, «во многих домах и малые, и большие все перемерли, и видимы были мертвецы в городе, по дорогам и в домах». Никакая крепость сил и возраста не спасала, никакая предосторожность не защищала, никакие средства не помогали. И еще к большему ужасу, – действия язвы были быстры и внезапны: шел ли кто, стоял ли, сидел ли, вдруг падал и умирал в мучении. Отходившие ко сну здоровыми на утро оказывались мертвыми. Ужас и уныние овладели всеми, торжище опустело, прекратились даже обычные житейские занятия. Но за то, в те дни грозного прещения Божия, прекратились и обычные в другое время беспорядки и мирские развлечения; все обратились к Господу, молились, постились. Истинное покаяние принесло достойный плод ( Мф.3:8 ): вдруг, не без внушения свыше, явилась тогда у граждан спасительная мысль – воздвигнуть, для утоления гнева Божия, в один день храм Богу Спасителю. 18 октября, день св. апостола и евангелиста Луки, назначен был для построения обетного храма. В ночь на этот день приступили к делу и – вот открылось умилительное зрелище: тысячи граждан и окрестных жителей наперерыв спешили принять участие и заявить свое усердие в благочестивом подвиге. При таком общем рвении работа утром была закончена, и затем принесена в обыденном храме бескровная жертва за спасение живых и о упокоении умерших, и совершено умилостивительное молебное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

А еще более Его правда просиявает в том, что служит основанием самой правды, в том святом Его желании, чтобы свет спасительной веры более и более озарял умы и укреплял сердца народа. Так светло и благотворно сияет правда, приседящая престолу Благочестивейшего Государя нашего! За то и Господь с Сильным правдою, ниспосылая Ему Свое всезиждущее вышнее благословение, а через Него и на все царство русское. Довольно одного легкого взгляда, чтобы усмотреть явные знамения водительства и благопоспешения свыше Богопризванному к исполнению великих судеб России. Очевидное и несомненное доказательство сему усматриваем мы в истинно чудесном сохранении Его драгоценной жизни от неоднократных покушений злодеев-извергов отечества и в необыкновенном успехе всех Его начинаний для блага общественного, ибо совершенные Им великие деяния превышают силы человеческие и могли быть приведены в исполнение только при помощи свыше. Да не престает всеблагий Господь ущедрять Избранника Своего и на все грядущее время Его жития и продолжать Свою всесильную помощь Ему на дальнейшее царственное зиждительство, на возвышение в царстве нравственного и общественного порядка, на утверждение св. веры и правды. Но, слушатели, сыны отечества, не одна правда Царя служит к возвышению царства. Премудрый говорит вообще: правда возвышает народ, значит, правда всего народа. Отсюда непременный долг каждого заботиться, чтобы образец правды царевой, возвышающий царство, отражался и в собственной его жизни и споспешествовал благу и счастью того круга, в среде которого происходит деятельность его. Государство справедливо уподобляют великому телесному организму. Составные части государства суть то же, что различные члены в телесном организме; законы и разные учреждения в государстве то же, что жилы и кости в теле, связующие и скрепляющие члены его. Но как везде и во всем дух есть, иже оживляет, плоть же, сама по себе, не пользует ничтоже ( Ин.6:63 ); то же должно сказать и относительно великого организма – государства. Этот живительный дух, эту жизненную силу государства составляет правда, потому что врожденное человеку чувство правды и заставляет людей соединяться в общества, чтобы общими силами защищать правду и отражать все покушения неправды. Отсюда становится понятным великое значение правды, как добродетели по преимуществу общественной, для благосостояния царств и народов. Правдой преимущественно скрепляются все связи общества; от неё получают жизнь и правильное движение все учреждения для его благоденствия. Только при ней возможна верная для всех и от всех безопасность, искренняя ко всем доверенность, внутреннее довольство и спокойствие, или то тихое и безмолвное житие, во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ), которого желает всем св. апостол и в котором поставляет высшее на земле счастье.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Чтобы судить, надобно иметь пред глазами дело подсудимого. По чему же будут святые судить мир? Слышу глас пророка, который говорит: сотворити в них (то есть, языцех) суд написан: слава сия будет всем преподобным его ( Пс.149:9 ). Суд написан!.. Эти слова пророка замечательны. Когда написан суд сей? Где написан? Кто писал? – В книге жизни, в которой написана вся наша жизнь – и внутренняя и внешняя, все наши дела – и тайные и явные, все слова, мысли и намерения. Может быть, скажут совопросники века сего: «где лежит эта книга? Хорошо бы посмотреть ее, – не написано ли там чего такого, чего я не делал и о чем не думал никогда?» Если кому нужно посмотреть эту книгу, – смотри, читай; книга лежит близко, всегда раскрыта перед глазами каждого, – хотя немногие заглядывают в нее и редкие читают начертанные там буквы. Эта книга есть сердце каждого. Сердце каждого есть книга жизни и смерти, по которой будут разбираться все дела наши. Всяцем хранением блюди твое сердце, от сих бо исходища живота, поучает премудрый ( Притч.4:23 ), и Господь говорит: от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 ), а оброцы греха смерть ( Рим.6:23 ). Так сердце наше есть источник жизни и смерти. Кто же писал сию книгу? Кто другой может писать на сердце, как не сам тот, чье сердце? Да, мы сами писали и пишем книгу жизни и смерти собственными делами – благими и злыми. Милостивый пишет книгу своей милостью, смиренный своим смирением, благонамеренный своим прямым расположением к общему благу, кроткий своей кротостью; грешник пишет книгу смерти и осуждения своими грехами, рассеянный своей рассеянностью, неправедный своими неправдами, сластолюбивый своим сластолюбием, гордый своей гордостью, сребролюбивый своим сребролюбием. О, да не возглаголют уста наша дел человеческих ( Пс.16:4 )! Теперь, узнав, где сия книга и кто писал ее, смотри всякий, хорошо ли или нехорошо там написано? Смотри пристальнее, и, если заметишь, что худо написано, исправь, доколе есть время, своими добродетелями и правдой; чего сам не в силах изгладить, проси силу Божию и Божию премудрость, дабы она своими непостижимыми судьбами изгладила твое осуждение из книги живота и написала там дело спасения твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Во владыке Палладии поражало это удивительное сочетание высокого достоинства, священного величия с необыкновенной мягкостью обращения, с нежностью сердца, неизменно сострадательного и жадно сочувствующего благу ближних. Высокопреосвященный умел соединить безупречную справедливость с милостью, соблюсти высокую свою авторитетность с полнейшей общедоступностью, умел внушить подчиненным и необходимый, сдерживающий человека страх, и самое полное, открытое к себе доверие. На высоте самой высшей Церковной иерархии владыка остался лучшим из людей! Среди многих дел и забот, без конца всеми беспокоимый и отрываемый, разбираясь в бесконечных просьбах, дрязгах, жалобах и кляузах, что естественно могло бы и утомлять и, так сказать, притуплять человека, владыка не потерял Святых качеств своей души, сохранил всю чуткость и отзывчивость своего глубокого сердца. По слову Апостола. До конца дней своих владыка по слову Апостола, был «всем вся»; уже угнетенный болезнью, старец, так горячо, так молодо отзывался он на чужие радости и скорби, был так приветлив, ласков и мил, что, казалось, это не высокопоставленное и могущественное лицо, держащее в руках своих бразды правления всей Русской Церковью , а человек близкий, родной, наш – простых людей – брат, наш друг. «Ну что ему я, – рассказывал один бывший студент Петербургской Духовной Академии, – а ведь, бывало, придешь к нему по возвращении с каникул из Рязани, – и усадит, и обласкает, и расспросит, и даже без угощения, без чая ни за что не отпустит!» Полный высокого благородства в обращении со всеми, владыка с особенной отеческой любовью относился к ближним своим сподвижникам, деятелям духовной школы. Зорко следил за их работой и душевно утешался, искренно радовался всякому и частному, личному их успеху. Владыка Палладий не давил своей властью и авторитетом; высоко ценил в них всякую и крупицу таланта, всякое проявление ученой или нравственной в них силы, он был их первым покровителем и, можно сказать, увлеченным их защитником. Покровитель молодежи

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Вообще с какой стороны ни посмотрим на чудеса, ничего не найдем такого, что препятствовало бы возможности их, и здравый разум, неомраченный страстями, никогда не усомнится в действительности их. Неверие в чудеса есть следствие превратного мудрования человеческого. Допуская возможность чудес, тем не менее должно смотреть: истинны ли они, дабы не принять ложные за достоверные чудеса. Во все времена являлись люди, которые умели обманывать простой народ; нередко невежество и суеверие поставляли в ряд чудес события естественные. При сем случае весьма прилично заметить, что ложь всегда является подле истины. Потому в исследовании чудес более, нежели когда-нибудь, должно помнить слова Писания: возлюбленнии! не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть. Вся искашающе, добрая держите ( 1Ин. 4:1 ; 1Сол. 5:21 ). Что же требуется для достоверности чудес? Предварим решение сего вопроса следующим общим замечанием. Если дается одно или несколько чудес в доказательство божественности веры, то надобно, чтобы они вполне удовлетворяли всем, самым строгим, условиям здравой критики. Но предположив, что чудеса в богооткровенной вере имеют между собою взаимное отношение и связь, составляют нечто единое целое: в таком случае нет нужды требовать от каждого чуда, чтобы оно выполняло все условия критики. Здесь суждение должно произноситься не в частности о каждом чуде, но надобно взять в рассмотрение всю цепь чудес: ибо, и по началам разума известно, что не все части целого могут быть одинаковы. Таким образом здесь дух и сила чудес должны быть выводимы из взаимного их отношения. А для примера довольно, если некоторые в необъятно великом ряду чудес выдерживают строгую критику. Итак, что же требуется для признания достоверности какого-либо, чуда? поскольку каждое чудо есть известное событие в природе и событие именно сверхъестественное: то требуется, во-первых, уверенность, что это событие действительно случилось в природе, и во-вторых, что оно, точно, есть событие сверхъестественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Иисус Христос еще показывает признак, по которому Его последователи могут узнать наверно приближение бедствия: это – обложение Иерусалима. Егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему ( Лк. 21:20 ). Тит, явившись в 70 г. по РХ с армией в 60 тыс. под стенами Иерусалима, произвел осаду города, и до тех пор не возвращался от него, пока не взял и не опустошил его. Тогда сущий во Иудеи, да, бегают в горы: и иже посреде его, да исходят: и иже во странах, да не входят в онь ( Лк. 21:21 ). Предостережению Господа последовали христиане, которые заблаговременно удалились из Иерусалима в нагорную страну, в город Пеллу, как свидетельствует Евсевий (Ист. церк. кн. III, гл. 5). Обстоятельства, сопутствовавшие разрушению Иерусалима. Предсказания: Исполнение: Иисус Христос очень живо и с изумительною верностью описываете бедствия, какие будут соединены с погибелью Иерусалима и всего Иудейского царства. Будет тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. Горе непраздным и доящим в тыя дни. (Мат. 24:19–21). Иосиф, как будто объясняя пророчество Спасителя, рассуждает, что от сотворения мира едва ли был какой город, который бы потерпел столько зол, сколько Иерусалим в ту пору. (De bel. j. 1. V, с. 27). Еще до начатия войны погибло бесчисленное множество иудеев от междоусобий. По вступлении же римских орлов в Палестину, бедствия увеличились: города иудейские, один за другим, пали в развалины; земля, некогда кипевшая медом и млеком, сделалась пустынею. Остался один Иерусалим... Но какой Иерусалим! Извне окруженный легионами римлян, внутри наполненный разбойническими толпами зилотов, идумеев, которые, прикрываясь именем защитников отечества, вели кровавые распри в городе, храме и самом святилище, не щадя ни пола, ни возраста, ни состояния. Тогда же открылся страшный голод, и за ним последовала язва... Живые питались телами умерших, и одна мать в отчаянии заклала для себя в ужасную снедь собственное дитя. Тит так поражен был сим событием, что призывал богов в свидетели своей невинности и решился погребсти это злодейство в развалинах города...

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010