По его предстательству возрос, укрепился и процветает сей град; по его заступлению Господь миловал наших предков, милует и нас. С какими же усердными молитвами мы должны обращаться к нему в своих бедах и нуждах, особенно же в сем святом храме, где почивает самое «честное тело его, тело драгое, тело преславное, тело для всех верных чудеса источающее» (служб. 23 ноября)! Созерцая пути правды и милости Божией к России в прошедшем, утешительно обратить, слушатели, внимание и на настоящее. Кто не видит в другом Александре, тезоименитом Невскому, Благочестивейшем Государе нашем, Избранника Божия, предназначенного Всевышним Промыслом к совершению великих деяний для блага России? Кто не видит, как ясно открываются в царственной Его жизни и деятельности Господни пути милости и истины, правды и мира? При восшествии Его на прародительский престол, наше отечество проходило лютую годину испытания; Господь за грехи наши попустил врагам сильным восстать на нас и озлобить нас тяжкой войной. Но Благочестивейший Государь вскоре извел отечество из губительной войны в покой. И с тех пор пути милости Божией более и более просиявают в многочисленных подвигах Его ко благу отечества. Если пройдем мыслью совершившийся период царствования Благочестивейшего Государя нашего, увидим, как много сделано Им для России. Сколько принято деятельных средств к упрочению внешнего благосостояния отечества; сколько издано новых лучших, или дополнено прежних узаконений, направленных к благоустроению внутреннего порядка и спокойствия, а в последнее время начато преобразование и самых судилищ введением в них судопроизводства открытого и скорого; как расширены и облегчены пути к народному образованию и просвещению, как больше и больше совершенствуются разные виды службы общественной, – вообще с каким отеческим попечением Он объемлет жизнь, безопасность, благоденствие, довольство, всего Своего народа! Особенно же – какой великий, беспримерный в летописях всемирной истории, подвиг любви великодушного и благосердого Государя нашего к Своему народу, когда более двадцати миллионов Его подданных получили новые, драгоценные для каждого человека, права, – свободу гражданскую! Но солнце чем выше восходит, тем обильнее и животворнее разливает свет свой по земле: и светило России – Самодержец наш чем долее царствует, тем более и более являет благотворных действий Своей мудрости и благости, так что Россия справедливо видит в Благочестивейшем Государе Императоре Александре II великого Избранника Божия и Виновника преуспеяния её. Господь утвердил есть на Нем милость Свою ( Пс.102:11 ), – а чрез Него Божие благоволение почиет на судьбах и всего отечества нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

К тебе ныне особенная наша молитва , Святителю Божий Алексие! Молим тебя, да почиет мир твой и благословение над отечеством нашим и над всеми нами, да не осудимся, но да упасемся мы под твоим покровительством во спасение наше; молим тебя, да будет твое благословение на Благочестивейшем Государе нашем, на Августейшем Царствующем Доме и на тезоименитом тебе, Благоверном Великом Князе Алексие Александровиче, да преуспеет Он во всем добром для блага и пользы возлюбленного отечества нашего. Аминь. Слово в неделю девятую по Пятьдесятнице Начен утопати (Петр) возопи, глаголя: Господи, спаси мя! И абие Иисус простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси? ( Мф.14:30. 31 ). Слышанная ныне нами евангельская история представляет нам, братие, много знаменательного и поучительного. Однажды ночью ученики Христовы одни, без Божественного Учителя своего, плыли по морю; поднялась сильная буря, которая угрожала им потоплением; в это время вдруг видят они Господа, по водам к ним шествующего, и приходят в страх и смущение, глаголюще, яко призрак есть ( Мф.14:26 ). Иисус Христос успокоивает их словами: Аз есмь, не бойтеся ( Мф.14:27 ). Но апостол Петр, желая, как бы еще более удостовериться в истине видения, просит себе у Господа позволения идти также по водам: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам ( Мф.14:28 ). Получив соизволение, Петр вышел из корабля; но, став на море, испугался и начен утопати, возопи, глаголя: Господи, спаси мя! Иисус Христос простирает к утопающему Свою руку и говорит ему: маловере, почто усумнелся еси? В этом евангельском повествовании, братие, мы не можем не усматривать образ нашего плавания по житейскому морю. Остановим же на столь многознаменательном событии внимание свое и извлечем из него к своему назиданию хотя некоторые уроки. Апостолы ночью плыли по морю одни без Господа и Учителя своего, – и вдруг поднимается сильный противный ветр и настает страшная буря, которая угрожает им потоплением. Что и все мы в этом мире, как не пловцы по великому морю жизни? Глубокая ночь греховная покрывает нас в этом плавании; корабль, в котором можем безопасно совершать свое плавание и достигнуть тихого пристанища вечно-блаженной жизни, есть св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Да приимет Всеблагий Господь эту жертву ваших трудов и ревности о святыне во благоволении Своей милости. Да возблагодарят Господа и возрадуются сердца и всех благочестивых жертвователей, которые богатыми ли дарами или малыми лептами содействовали сооружению храма сего. Возблагодарите Господа и возрадуйтесь и все обитатели града сего, видящие у себя велелепный храм, который и внешним своим величием, и строго-священной красотой подобится небу и в котором стоя и молясь, вы справедливо можете мнить, что стоите на небеси. Жива еще святая вера в нашем православном народе; и доныне есть усердствующие, в которых горячая любовь к Господу соединяется с благочестивым тщанием об устроении и благолепии храмов Божиих. И вот, по такому-то живому и деятельному усердию к Господу боголюбивых ревнителей земля русская и покрыта Божиими храмами, как небо усеяно звездами; оттого она и называется русью святою, православною. И сердце доброго христианина не нарадуется, смотря на это разнообразное множество в наших городах и селах св. храмов, – этих пристанищ спасения для путников жизни сей. В самом деле, может ли быть что-либо лучше, выше и священнее на земле храмов Божиих, и – чем более надобно дорожить истинному христианину, как не святыми храмами, и что наиболее достойно нашей любви и почитания, как не святыня храмов и их благолепие? Но при этих наших благожелательных словах ревнителям о св. храмах, может быть, иные мудрствующие паче, еже подобает мудрствовати ( Рим.12:3 ) помышляют в сердцах своих ( Мк.2:6 ): для чего так много созидать храмов, – давно уже настроено излишнее количество их; а особенно, к чему в церквах такое чрезвычайное множество украшений, такое великолепие и богатство? Не лучше ли было бы раздать нищим то, что употреблено на устроение храма и украшение его? Старый упрек! Знают ли так думающие, кто первый высказал такое суждение? Недовольный тем, что некая жена возлила полный сосуд драгоценного мира на ноги Иисуса, Иуда предатель громко воскликнул, что лучше было бы продать это миро за дорогую цену и вырученные за него деньги отдать бедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Совершая уже не в первый раз здесь священный обряд приведения к присяге приемлющих обет сердобольного служения и возлагая на них крестные знамения сего служения, примечаю ныне знаменательную особенность: это – сравнительно большее число избранниц, вступающих в подвиг человеколюбия и самоотвержения. Что же знаменует сие? То-ли, что настоит особенная нужда в лицах деятельного самоотверженного служения на пользу ближним, что болезни и всякого рода недуги год от года, по грехам нашим, более и более умножаются, а потому страждущее человечество, нуждаясь в более внимательном смотрении за собой и попечении, требует и большего числа лиц, посвящающих себя на сердобольное служение? Или мысль наша при этом благоговейно должна обратиться к Августейшим Покровителям сего учреждения, Которые по примеру, блаженной памяти, Благочестивейшей Основательницы его, продолжая постоянно оказывать Свое высокое внимание сему заведению, в надежде общего блага, соизволили умножить число пользующихся в сем доме великими Их щедротами, осчастливить большее число желающих подвизаться на поприще человеколюбия? Или, наконец, через сие свидетельствуется самым делом, что благопопечительное начальство, в продолжение нескольких десятков лет, опытно убедилось в многоплодной полезной деятельности посвящающих себя на самоотверженное служение страждущему человечеству сердобольных вдовиц; – и вот, в воздаяние за ваши подвиги, благочестивые ревнительницы деятельной любви христианской, увеличено, к вашей чести, число ваше? Благоприличнее всего в настоящем случае соединить эти причины. И великие щедроты Августейших Покровителей сего учреждения, и умножающееся год от года число болящих, требующих помощи, и особенная, многоплодная и полезная, в продолжение целых десятков лет, деятельность ваша, человеколюбивые сестры, послужили основанием и причиной к увеличению числа вашего. Вы остаетесь верными своему обету и достойными исполнительницами его; с честью носите это святое знамение сердоболия. Ваша самоотверженная многоплодная деятельность в отраду и облегчение страждущего человечества свидетельствуется более, чем полувековым опытом, и достойно обратила на себя внимание Августейших Покровителей ваших, что выражено в сем благодеянии – в увеличении числа вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Вот источное начало, из которого должны исходить действия благородных представителей русской народной жизни! Если эта жизненная стихия будет проникать и направлять ваши предприятия и намерения, то вы будете истинно передовыми деятелями, носителями силы и славы России в обновленном её виде, каковыми вы должны оставаться и в нынешнее время. Общее доверие Правительства и других государственных сословий к вам и теперь продолжается. Законодательство оставляет за вами достаточно средств к могущественному влиянию на общественные дела, указывая вам к тому новые пути. Дворянству открыт широкий доступ к выборным должностям, обнимающим большую часть местного управления. Из вашей среды почти исключительно выбираются мировые судьи и в огромном большинстве председатели и члены земских управ; ваш предводитель председательствует в нескольких правительственных собраниях и по обширному кругу власти и особым преимуществам, несомненно, занимает первенствующее положение перед всеми органами местного управления – правительственными и общественно-выборными. Августейший Монарх наш недавно и еще почтил дворянство новым доверием, возложив на него попечение о народной школе и охранение её. Вообще дворянству, в лице представителей его, принадлежит или полная власть, или преобладающее влияние в областях мирового суда, земского управления и хозяйства, и даже сельского благоустройства, образования, продовольствия. Не теряйте только силы веры и нравственных убеждений – и русский народ пойдет за вами, охотно воспользуется указаниями и советами вашей опытности и с полной готовностью примет от вас плоды науки и гражданственности. И если земле русской будет светло от ума вашего, тепло от сердца вашего, то она почтит ваши имена незабвенной благодарной памятью. А этого можете достигнуть, повторяем, если искренно и глубоко проникнетесь силой веры и истинными нравственными убеждениями; – тогда достанет и ума, и знания, и усердия, с пользой послужить делу общественному, тогда почиет на делах ваших и Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Исполняя волю Божию, как служебнии дуси, ангелы находятся в самом близком отношении к нам. Самые первые дни нашей жизни проходят под покровительством и охраной наших ангелов-хранителей. Младенец является в мир слабым; он требует не одного материнского попечения, но и высшей помощи, а поэтому Бог-Промыслитель назначает ему с самого крещения, на всю жизнь, ангела-хранителя. Если нежность материнская лелеет дитя и всячески оберегает и успокоивает его, почему же не верить, что и ангел-хранитель своими невещественными крылами осеняет и покоит дитя, как лучшее творение Божие, порученное его надзору? Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго ( Мф.18:10 ). Господь как бы так говорит: «дети малы и слабы силами телесными и духовными, но не считайте их существами ничтожными, не презирайте их: они имеют ангелов – ближайших пестунов и хранителей, которые всегда готовы печаловаться перед Богом на того, кто осмеливается уничижать хранимых ими детей». Младенец имеет душу разумную, по чистоте и невинности близкую к духам бесплотным; посему ангел-хранитель неотступно пребывает с душой младенца. Господь Иисус Христос особенно любил детей и говорил о них: таковых бо есть царствие Божие; аминь бо глаголю вам, иже аще не приимет царствия Божия, яко отроча, не имать внити в не ( Лк.18:16–17 ). Младенец, постепенно приходя от силы в силу, неприметно становится отроком. Хотя он еще не может быть без присмотра родительского, но уже начинает заниматься забавами, свойственными его возрасту. Иногда при недосмотре родительском, по детской неопытности, он еще не умеет хорошо различать, что вредно, не понимает опасностей: кто может предостеречь его от беды, как не ангел-хранитель? А дитя – сирота, без родительского присмотра, оставленное на произвол судьбы, в ком может найти защиту, как не в ангеле-хранителе, который заменяет ему отца и мать? Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих; на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Пс.90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Такая неправда весьма редка, но весьма опасна. Чего не делает человек без религии, на что не отваживается? Для него настоящая жизнь ничто, а в будущую он не верует. О, да сохранит нас Господь от погибельных людей, зараженных этой неправдой! Есть неправда против Власти предержащей: это неблагоговение к священной Особе Государя, неповиновение Ему, нарушение верноподданнического долга, а еще более – измена и разные злоумышления. Такая неправда прямо ведет к нарушению внутреннего мира и спокойствия государства; от неё происходят буйства народных страстей, возмущение и мятеж. Да спасет Господь царство русское от этой неправды! Есть неправды против отечества, против постановлений и распоряжений начальства, против верного прохождения общественных должностей и обязанностей, и – эти неправды весьма пагубны. Ибо долго ли простоит благоустройство и спокойствие в государстве, если в гражданах нет любви ко благу отечества, уважения к закону и власти, и, если они разделяются на разные партии? Кроме этих общественных неправд, есть неправды частные: это страсти и разные пороки, которые также подрывают в обществе основы его благоденствия. И в самом деле, повсеместная роскошь и неумеренность, сластолюбие и другие чувственные пресыщения, способствовали ли когда к умножению сил народа? Нет! Процветали ли когда в государстве гражданская доблесть, мужество и самоотвержение, взаимная любовь и согласие, от самолюбия, честолюбия, своекорыстия и других страстей? Нет! Рано или поздно развращенное общество непременно погибнет. Да, истина непреложная, умаляют, погубляют племена греси! Сыны отечества! Если Всевышний возвышал доныне русское царство, то возвышал единой правдой, умаляя в нас умаляющие племена грехи силой Своей благодати. Будем же хранить правду, как драгоценное сокровище, которая у нас, у народа русского, должна особенно состоять в сохранении православной веры, в преданности и послушании св. матери нашей – Церкви и в хранении заветных, от предков наследованных, добрых преданий, нравов и обычаев; также – в верноподданнической преданности Государю, в благоговении к Его верховной власти и всеусердном до самоотвержения служении благу отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Сколько при этом необходимо иметь твердости духа, терпения, кротости, благодушия, глубокого смирения! Подвиг, вами принятый, многотруден и по обширности, разнообразию обязанностей, сопряженных с точным исполнением его. По грехам нашим более и более ныне умножаются среди нас недуги и болезни всякого рода; оттого и для сердобольных друзей страждущего человечества увеличиваются труды и заботы. Но и кроме сего в вашем деле милосердия сосредоточиваются, можно сказать, все дела любви христианской, ибо страждущие больные требуют всякого вспоможения: поистине широка заповедь сия ( Пс.118:96 )! Притом, по свойству евангельского милосердия, должно не телом болящих ограничивать только заботы, но пещись об уврачевании и душ их, возносить за них молитвы и самих их возбуждать к усердной молитве, стараться внушать им терпение и упование на святое Провидение, а приближающихся к кончине временного жития располагать к напутствованию себя св. таинствами. Какое, в самом деле, широкое поприще для деятельной любви христианской, и сколько здесь требуется духовной опытности, духовного ведения и искреннего благочестия! Подвиг, вами принятый, еще весьма обязателен и ответственен. Произнесши обет с искренним сердоболием и полной готовностью проходить христоподражательное служение свое, и, запечатлев обет клятвой, вы торжественно, перед Богом и Церковью, обязались через то быть неизменно верными священному долгу своему. Помните обет свой: он весьма важен, свят. Ответственность перед Господом, отмстителем неправды, страшна в случае нарушения, или неверного и небрежного исполнения обета ( Евр.10:30–31 ). Но, при представлении предлежащего вам столь многотрудного и ответственного подвига служения, да не смущается сердце ваше. Веруйте, что за труд и временную скорбь, за любовь и милосердие будет мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:12 ), – даже и здесь на земле благое дело ваше и верное исполнение долга даст вам чувствовать начаток небесного утешения. Подвизаясь в сердобольном служении недужным больным, в лице сих братий меньших вы будете служить самому Господу, невидимо принимающему от вас жертву вашей любви и милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Как же нам достойно начать благожеланное и душеспасительное время св. поста, чтобы пост наш был угоден Богу и покаяние спасительно? Если вы хотя сколько-нибудь внимательны к гласу св. Церкви, то для каждого должно быть очевидным, что вступающие в св. четыредесятницу, прежде всего, обязаны простить своим ближним обиды и всякие неприятности: аще отпущаете человеком согрешения их, благовествовалось ныне в св. евангелии ( Мф.6:14–15 ), отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Посему-то и самый настоящий день называется прощальным. Благочестивое обыкновение испрашивать ныне друг у друга прощение во взаимных согрешениях – обыкновение священное, древнехристианское и повсеместное. Говоря о прощении обид и оскорблений, мы не желаем сказать, что эти обиды и оскорбления неважны и нетяжки. Нет, обида и оскорбление, причиняемые кому-либо, – великий грех . Обижающий ближнего есть явный противник Господу Богу. Любвеобильный и щедродательный Владыка – Бог подает нам все потребное для жития довольного и спокойного, все направляет к нашему благосостоянию внутреннему и внешнему, а человек – обидчик, нарушая наше счастье, отъемлет то, что устрояет премудрая десница Божия. Обида ближнему есть великий, тяжкий грех и потому, что обижающий делается как бы споспешником духа злобы. Сатана всех христиан всяким образом ищет озлобить ( 1Пет.5:8 ); посему тот, кто обижает своих ближних, действует с духом злобы заодно. Св. евангелие, милостивое ко всем грешникам, всем кающимся отверзающее рай и блаженство, для обижающих ближнего переменяет свой тихий голос и гремит на них грозным судом Божиим, считая их повинными геенне огненней ( Мф.5:22 ). Тяжесть обид и оскорблений, часто незаметная для наносящих их, болезненно отзывается в сердце тех, кому они наносятся, и оставляет впечатление, нескоро и нелегко изглаживаемое. Но сколь ни труден для нашего самолюбия, для нашей любомстительности, подвиг прощать ближнему причиняемые нам обиды и оскорбления, тем не менее мы должны быть готовы на этот самоотверженный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Подражаем ли мы сим благостнейшим Его свойствам? Благоподатливы ли просящим? Снисходительны ли к заблуждающим? Ко всем ли простираем любовь свою и руку помощи, подобно тому, как Он солнце Свое сияет на злыя и благия ( Мф.5:45 )? Верую, вещает каждый из нас во втором члене символа веры , во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго. Чего, братие христиане, не совершил Единородный Сын Божий нас ради человек и нашего ради спасения? Совечный Богу Отцу и Святому Духу, Он соединился со временным, Всесовершенный с ограниченным, Несозданный со своим созданием. Каких поношений, укоризн, бед и страданий не претерпел Он во время служения Своего нашему спасению? Он учил небесной чистейшей истине, а Его учение почитают богохульным ( Ин.10:33 ). Он все делал для славы Единосущного Отца Своего и для блага людей, а дела Его называют беззаконными ( Ин.9:16 ). Он чудодействовал всемощным Своим словом, исцеляя больных, воскрешая мертвых, а чудеса Его приписывают веельзевулу ( Лк.11:15 ). Наконец, Разрешителя недугов телесных и душевных, как преступника, связуют в Гефсиманском саду; праведного Судию мира представляют на суд беззаконный; Господь мира терпит от неблагодарной Своей твари бесчисленные поругания, оплевания, биения, терзания; прекраснейший паче сынов человеческих, Богочеловек – изъязвлен, обезображен, окровавлен и среди двух злодеев распят на кресте. Что же, возлюбленные, производит в нас вера наша в Господа Иисуса Христа, столько возлюбившего нас и предавшего Себя ради спасения нашего до смерти, смерти же крестныя ( Фил.2:8 )? Любим ли мы Его хотя малой долей той беспредельной любви, какой Он возлюбил нас? Готовы ли принести Ему в жертву все наше, или вернее – все от Него нам туне дарованное, как Он принес всего Себя в жертву за нас небесному правосудию? Последуем ли Его примеру и учению, преподанному в евангелии? Несем ли крест свой, подобно Ему, с полной преданностью Отцу небесному, благодушно и терпеливо? – О, если бы мы могли дать на это, по совести, ответ добрый, непостыдный! Это значило бы, что мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа верой живой, плодоносной и спасительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010