А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911. При епископе Феофиле (Раеве) в 1791 году был возведен соборный Иоанно-Предтеченский храм. Руководил строительством бывший саровский послушник Нафанаил, храм был похож на Казанский и Успенский храмы Сарова. К этому же времени относится возведение колокольни, трапезной, каменных келий, братских корпусов, настоятельских покоев. В 1895 году при епископе Иерониме (Экземплярском) на территории монастыря был заложен еще один храм в честь Спаса Нерукотворного. Строительство завершилось в 1902 году при епископе Георгии (Орлове). Монастырь был известен в России: тысячи верующих со всей страны совершали паломничество в Трегуляй. После Октябрьской революции монастырь закрыли, колодцы засыпали. В памятнике духовной культуры разместились места лишения свободы, были осквернены храмы и монастырское кладбище. Настоящая трагедия разыгралась в 40-е годы ХХ века, когда территорию монастыря стали использовать для военного полигона. При освобождении территории были взорваны храмы. Уцелели только несколько построек, и до настоящего времени принадлежащих министерству обороны: часть трапезной, конюшни, ледник, сеносушильни… В 90-е годы ХХ века усилиями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и верующих началось возрождение обители. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, возведен небольшой храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима, оборудована крытая купальня. Возобновилось паломничество. Полноценное возрождение Трегуляевского монастыря продолжается. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет» Иоанно-Предтеченский трегуляевский мужской монастырь был основан в 1688 году вблизи г. Тамбова епископом Питиримом. Для строительства монастыря было выбрано место на правом берегу реки Цны при впадении Трегуляевского Ржавца. В 1717 году монастырь был полностью уничтожен пожаром. В 1720 году был восстановлен игуменом Иосифом. Монастырский комплекс включал 3 храма: соборный Рождества Иоанна Предтечи (построен в 1790-1808 гг.), Введенский (построен в 1810 гг.) и шестиглавый образа Нерукотворного Спаса (построен в 1903 г.). Также на территории находились два каменных жилых корпуса и хозяйственные постройки. Управлялся монастырь архимандритом. Основные доходы монастырь получал от продажи леса и с процентов от капитала, который составлял 65 тысяч рублей. Трегуляевский монастырь долгое время служил летней резиденцией тамбовских архиереев (в монастыре погребены епископы Афанасий и Николай).

http://sobory.ru/article/?object=12707

 Когда мы что-то делаем для оставленных храмов чувствуется радость и утешение, а также есть понимание, что это делается неслучайно. Замечательный наш протоиерей Дмитрий Смирнов говорил, что это дело наше, может быть, будет самым важным и будет освящать всю жизнь. Это так и есть. Вместе с восстановлением храмов нужно думать о том, что в храмах должна звучать молитва. Удивителен был подвиг русских, которые по словам всех, кто находился за пределами России, например святитель Николай Сербский или святитель Иоанн Максимович претерпевали страдания, которые ни один народ не претерпевал за веру. При этом Церковь сохранилась, выстояла. Сколько людей было уничтожено, погибло именно за веру! Они жили эти годы в надежде, что годы испытаний пройдут, что Церкви вновь будут восстанавливаться. Сейчас как раз время, когда мы можем воплощать их надежды в жизнь. А. Арендаренко:- Если мы сейчас и те, кто за нами, не сделаем этого, то, пожалуй, эти храмы уйдут в небытие, они ведь на грани уже. Грех нам будет, если не подставим руки. Помню, мы говорили об акции «Рождество в каждом храме». Но это было непросто - ехать в заброшенный, отдаленный храм зимой. Сейчас, холода закончатся- и тем более важно воспеть Пасху. о. Алексей: - «Христос воскресе!» будут петь и те, кто молился в этом храме. Соцработник нашего храма рассказывала, что ее дедушка был старостой храма. На Пасху на Крестный ход все были арестованы, и дедушка уже не вернулся. Много можно приводить примеров. Как символ нашего проекта храм Владимирской икон Божией Матери в Подпорожье на реке Онега. Это огромный храм, всего на 1/7 поменьше по объему, чем Кижи, но если о них знают во всем мире, то об этом храме, как и многих других потрясающих, удивительных храмах, абсолютно никто не знает не то, что в мире, а даже и в Отечестве. А. Арендаренко:- А Кижи если б не перевезли, не спасли- может быть, тоже бы его лишились, разобрали бы его. о. Алексей: - Не совсем так. Насколько я знаю, многие храмы и дома в Кижах, перевезенные из других мест, это-экспонаты музея деревянного зодчества.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

вышел на Невскую битву. Торжественные богослужения у мощей совершал викарий Новгородской епархии еп. Иоаким. В XVIII в. число крестных ходов в Новгороде заметно сократилось, в т. ч. по объективным причинам - в связи с исчезновением тех храмов, в которые они совершались. После смерти митр. Иова в 1716 г. его преемники до 1799 г. жили в С.-Петербурге. На Владычном дворе были ликвидированы мн. «сенные» церкви; по ветхости разобраны ц. Преображения Господня на воротах Кремля, ц. Воздвижения Животворящего Креста на Воздвиженской ул., в запустение пришел Яковлевский собор, в 1802 г. упразднен Николаевский Розважский мон-рь. Митр. Димитрий (Сеченов), «укрупняя» в Новгороде монастыри и приходы, сократил и число общегородских крестных ходов: 3 летних крестохождения, совершавшиеся с давних времен - в 1-е воскресенье после Петрова дня, в Ильин день и в 1-е воскресенье после Ильина дня,- он заменил одним. Однако в 1781 г. архиеп. Гавриил (Петров) восстановил прежний порядок ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 48). Возможно, с длительным отсутствием в Новгороде правящего архиерея связано прекращение водных крестных ходов - в Сковородский и Хутынский мон-ри, при этом 2-й из них сделался сухопутным. Водный крестный ход до ХХ в. сохранился только в Поозерье: в Клопский мон-рь на праздник «прихожения» в него св. Михаила Клопского (23 июня) приплывали «со кресты» флотилии паломников из 8 окрестных приходов. В 1782 г. в новую бронзовую раку были переложены мощи свт. Моисея в Сковородском мон-ре. По благословению митр. Гавриила архим. Афанасий 23 янв. 1786 г. совершил перенесение мощей архиеп. Новгородского свт. Феоктиста из Аркажского мон-ря в Георгиевский собор Юрьева мон-ря, а 21 янв. 1787 г.- мощей прп. Арсения в собор Малокириллова мон-ря (в этом мон-ре, а не в Кирилловом Белозерском (ПЭ. Т. 3. С. 711) архим. Афанасий был настоятелем в 1777-1783). В 1788 г., при 1-м Старорусском еп. Феофиле (Раеве), для Воскресенского собора Ст. Руссы был изготовлен список Старорусской иконы Божией Матери (сама икона до 1888 оставалась в тихвинском Большом Успенском мон-ре). В 1799 г. состоялось возвращение Коневской иконы Божией Матери в Коневецкий мон-рь С.-Петербургской епархии из Деревяницкого монастыря, где она находилась с нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

7 октября. Пятница. Утро ушло на мытарства в Государственном банке по поводу получения нашего с Холем выигрыша. Пришлось там порядочно долго ждать. Вернулся домой только к завтраку. Был затем на семинарии на В. Ж. К. Разбор Псковской грамоты идет здесь гораздо более вяло, чем в Университете. Е. Н. Елеонская предупредила меня, что на меня готовится покушение со стороны преосв. Дмитрия, епископа Можайского, в смысле приглашения читать лекции в учреждаемых в Москве Женских Богословских курсах 535 . Дело это оборвалось в 1914 г.; теперь оно опять всплывает, кажется, в особенности, благодаря тому, что находит горячую поддержку в обер-прокуроре Раеве, который сам был директором и устроителем женских курсов, и питает вкус к этому делу. Известие не из приятных. Придется обороняться. Вечер я был дома. 8 октября. Суббота. Лекции в Университете. Виппер, которого я встретил, придя в Университет, жаловался на убыль слушателей, объясняемую происходящим призывом первокурсников. И у меня так же публики было меньше, чем в прошлый раз. Говорили с Виппером и Поржезинским о вялом и затяжном характере войны. Эрн высказывал мысль, что расстройство продовольствия в тылу устраивается по преднамеренному определенному плану нашими германофилами. Это уже, что называется, у почтенного философа ум за разум заходит. Вечер я провел дома за чтением статьи Френа об Ибн-Фадлане и его известиях о болгарах 536 . Егоров звонил по телефону с упреком, зачем я не был на совете В. Ж. К., где происходили выборы директора С. А. Чаплыгина, на сей раз получившего уже 4 черняка; прежде избирался единогласно. Затем звонил Г. К. Рахманов с предложением обедать в среду. 9 октября. Воскресенье. Утром прогулка и подготовка к лекции. Затем переводил (для курса) известия Ибн-Фадлана о болгарах. В 3 часа у меня был студент Яцунский, которого я наметил к оставлению. Надо было спешить к М. К. Любавскому, и я мог поговорить с ним всего несколько минут. М. К. [Любавский] позвал к себе меня и Готье, чтобы толковать о будущем съезде 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Обычно мы берем для обсуждения главу из Евангелия, которая будет читаться на ближайшем богослужении. При этом мы можем далеко уходить в сторону от евангельского текста в своих рассуждениях. Но это дает возможность понять: а как в нашей жизни отражается эта евангельская мысль? Пусть мы не всегда последовательны в своих высказываниях, пусть у нас бывает в огороде — бузина, а в Киеве — дядька, но это создает необходимую живость и превращает занятие в общение. А «общение» — это как раз новозаветное слово, обозначающее единство христиан, когда они собираются вместе, молятся, разделяют свою веру, общаются друг с другом.  Отец Андрей пятнадцать лет преподает Новый Завет в Московской духовной академии и в Сретенской семинарии (ныне академии), и, как он сам признается, его сложно удивить новыми трактовками евангельских сюжетов, но вот его прихожанам нет-нет да и удается в этом смысле порадовать своего настоятеля.  — Нам было принципиально важно, чтобы в этой группе все собравшиеся не только слушали, но и активно высказывались и задавали вопросы. Я как преподаватель знаю: качество моей работы проверяется тем, насколько студенты могут не только грамотно, развернуто отвечать, но и формулировать вопросы. По ним ты понимаешь, насколько ребята усвоили новый материал, услышали ли они то, что ты хотел до них донести, и вообще, в правильном ли направлении идет обучение. Хочу сказать, что за годы занятий те, кто постоянно ходит на наши Евангельские встречи, весьма продвинулись в восприятии новозаветных текстов. Некоторые взялись изучать греческий и еврейский языки, чтобы лучше понимать Священное Писание. В формате диалога Первую Евангельскую группу отец Андрей Рахновский создал, еще служа в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве. Вспоминает, что инициатива исходила не от него. Однажды к нему подошли две девушки и сообщили, что они хотят собираться молодежным кругом и изучать Священное Писание. Сначала приходили три-четыре человека, а затем до полсотни стали собираться. Получилось уже мощное учебное объединение. Когда отца Андрея направили служить в Леоново, он не стал переводить за собой эту группу. 

http://e-vestnik.ru/db/prosveti_um_moy_s...

Условно в 1937 году не было рукоположено ни одного епископа, но 50 были расстреляны. Время было настолько жестокое, что папа Марии Константиновны, супруги замечательного профессора Константина Ефимовича Скурата, был священником, но тайным, об этом не знал никто. Глубоким дедушкой он, умирая, за несколько дней до смерти сказал, чтоб поминали его как иерея. А на вопрос, почему же он всю жизнь молчал, он ответил, что был рукоположен тайно на случай, если всех священников уничтожат, то он бы мог совершать таинства. По обету он молчал до смерти. Такое было время. Сейчас иначе. Вот сделали 10 дней выходных. Почему б не отправиться в заброшенный храм, не помолиться, немного этот храм не сделать лучше. Первый раз в оставленном храме можно хоть бутылки и мусор убрать, матерные надписи оттереть, грязь смыть.  Был случай. М приехали с супругой в деревню на Белое море. В алтаре я нашел мумифицированный труп, как я думал, собаки, но оказалось, что лисица. И мы решили, что обязательно проведем субботник, так к нам присоединилось 30 человек  из деревни. Некоторые и до сих пор продолжают ухаживать за храмом. А. Арендаренко:- Нужно было просто начать? о. Алексей: - Решимость нужна. Не просто надо ходить и думать, качать головой. В деревеньке одной жила бабушка Зоя, которая сохраняла часовню. Из-под нее выросло огромное дерево. Нашли пилу и спилили. А народ там сколько лет ходил и думал, что надо б спилить. Процесс запустился. Важно начать! Просто приехать, прибраться, оставить иконочки, помолиться. Это уже хорошее дело. А. Арендаренко:- Как найти эти храмы? В нашем Тульском районе уже все поналадили, восстановили. Как найти? Не поедешь абы куда. о. Алексей: - Мы с семьей поехали на реку Ока. Это 90 километров от Москвы. Случайно нашли развалины каменного храма. Кто-то, видимо, начал заботиться о храме, но прекратил. В алтаре уже деревья. В этом храме  молиться  здорово.  Храмов много. Я своим прихожанам уже объявил, что нужно ехать и искать храмы на своей малой родине. В первую очередь можно на сайте Общего дела найти методичку, как и что организовать.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

Цель реабилитации не вполне достигнута» с. 70 — 71]. Таким образом, очевидно, что необходимость в ресоциализации существует, но исполнение её — тема отдельного скрупулёзного изучения. Особняком среди современных церковных деятелей стоит Наталия Владимировна Пономарёва, долгое время являвшаяся руководителем Центра духовной поддержки православных общин в заключении ПСТГУ Более двадцати лет назад в данном центре была разработана программа дистанционного обучения, основанного на переписке с осуждёнными. По замыслу программы, в ходе её прохождения должна происходить постепенная катехизация осуждённых. Несмотря на то, что программа эта по каким-то причинам так и не стала общецерковной, она, за время своего существования, охватила тысячи осуждённых, повысивших с её помощью свой духовный уровень. Программа с успехом работает и сейчас, положив начало ряду заочных духовных школ. Так например, «сотрудники Заочной воскресной школы для осуждённых (ЗВШО в Раеве), созданной на […] приходе в 2000 г., ведут методическую переписку со старостами учебных групп православных общин исправительных колоний (ИК): ”В прошедшем 2018 учебном году по программе ЗВШО в 14 общинах мужских ИК Северных областей обучалось 98 учащихся, из них 57 человек стали выпускниками. Усваивая 2годичный огласительный курс “Основы православного вероучения ”, осуждённые учатся читать и петь на церковнославянском языке и звонить в колокола. Познавая веру, учащиеся приходят к покаянию, имеют возможность исповедоваться и причащаться, их окормляют местные священники. Выпускники получают “Свидетельство об окончании воскресной школы”, и многие, выходя на свободу, строят свою жизнь по-христиански: венчаются с жёнами или создают семьи, крестят и воспитывают в вере детей, совершают паломнические поездки и помогают на местных приходах, иные подвизаются в монастырях трудниками, послушниками, монахами» К сожалению, программа существует исключительно за счёт волонтёров, а поэтому не может охватить сколь-нибудь внушительное количество исправительных учреждений. Так, на практике оказывается, что, например, в «Крестах» (а это, напомню, крупнейший следственный изолятор в России) о возможности участия в дистанционном обучении не слышали ни подследственные, ни осуждённые, ни сотрудники. Выводы

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

— Постоянная рубрика — это, бесспорно, хорошее дело, полезное. Но чтобы была ее смысловая наполняемость, инициативу действительно должны проявить сами монастыри. Повторюсь: если возник вопрос хотя бы один вопрос из того круга, который я обозначила, то не стоит «вариться в собственном соку», а лучше позвонить или отправить мне письмо по электронной почте. Благо, сегодня обменяться информацией можно оперативно. Списавшись или созвонившись, мы сможем скоординировать наши действия. Я же в свою очередь хочу обратиться к монастырям с вопросом относительно волонтерского движения, которым занимаются Патриарший совет по культуре и учрежденный Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 16 апреля 2016 года Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации . Вместе с Министерством культуры Российской Федерации и Институтом наследия имени Д.С. Лихачева ими было предложено организовать работу по взаимодействию и развитию добровольческого молодежного движения в сфере сохранения историко-культурного наследия. По инициативе председателя Экспертного совета — епархиального древлехранителя города Москвы протоиерея Леонида Калинина подготовлено письмо-обращение во все епархии с просьбой к правящим архиереям благословить древлехранителей, чтобы те предоставляли в Синодальный отдел по делам молодежи Московской Патриархии информацию по храмам, нуждающимся в безотлагательном проведении противоаварийных работ. Какие это работы? И разбор завалов, и покос травы, и устройство временных кровель, и закрытие дверных и оконных проемов, и многое-многое другое. Разумеется, Синодальный отдел по монастырям и монашеству не может стоять в стороне. Сейчас нам важно удостовериться, насколько обители заинтересованы в таком виде помощи. Хотят ли они использовать потенциал добровольческого волонтерского движения? Готовы ли к этому? Думается, в данном контексте уместно рассказать о проекте «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», которым руководит священник Алексий Яковлев, настоятель церкви преподобного Серафима Саровского в Раеве. Эта общественная организация «объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить древние святыни Православия и памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской и других областях Севера России». Во время восстановительных экспедиций добровольцами были обследованы десятки памятников деревянного зодчества, проведены аварийные работы во многих храмах, а несколько церквей и часовен удалось полностью отреставрировать. Реставрационные работы проводились только по согласованию со специально уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

http://patriarchia.ru/db/text/4585196.ht...

Дождь все льет, но я надеюсь выйти, если только хоть немного прояснится. Сейчас жду Лагиша. Посылаю завтра Иедигарова с Яковлевым в поезде Марии, чтобы посмотреть, как он справится с делом. Если бы он перешел в другой полк, он бы сел всем на голову. Леди Мюриель Пэджет сегодня будет у меня к чаю днем – у меня постоянно посетители и масса докладов. Конечно, тебе неприятна история с Безобразовым, но ты однажды уже спас его, дав ему этот великолепный случай реабилитировать себя, а он оказался не на должной высоте. Что же теперь делать? Нельзя же держать его и терять тысячи людей из-за его упрямства. Да, вызови Шт. и поговори с ним о Раеве. Положительно, я думаю, что Беляев был бы на месте, а Шув. более пригоден для улажения продов. вопроса, так как он прекрасно поставил дела интендантства, с тем, чтобы Штюрмер остался во главе всего и наблюдал за тем, чтобы министры исполняли то, что от них требуется. Теперь должна кончать. Осыпаю твое милое лицо нежными поцелуями и остаюсь глубоко любящей тебя старой Женушкой. Бог да благословит и защитит тебя! Да поможет Он нашим войскам и дарует им успех! Все мои молитвы и мысли с ними. Ц. ставка. 17 августа 1916 г. Мое сокровище. Нежно благодарю за милое письмо. Посылаю тебе на выбор фотографии – сделай отметку на тех, которые ты хочешь иметь, и верни их обратно. Сегодня прибыл Дмитрий, мы долго и много говорили. Он просил разрешения съездить в город дней на 5 и привезти свои вещи для более продолжительного пребывания здесь. Он счастлив, что скоро увидит вас. О. Шавельский вернулся со своей ревизии из армии Щербачева и полон чудных впечатлений. Я был рад услышать превосходные отзывы о поведении Миши с его 2м кавалерийским корпусом. Он, я хочу сказать, Миша, просит разрешения приехать на несколько дней пожить со мной. Вчера я принимал Гурко, имел с ним серьезный разговор, а затем мы совещались втроем с Алексеевым. Слава Богу, он, кажется, как раз такой человек, в каком я нуждался. Он отлично понимает, как себя надо держать с гвардией и т.д. Безобразов еще не приезжал.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

В этом смысле лучше праздновать Пасху не по квартирам, а всем вместе в храме. А. Арендаренко:- Тем более, после прошлогодней Пасхи, как бы хорошо было встретиться и помолиться вместе. о. Алексей: - После всех молитвословий можно устроить трапезу. Ведь трапеза - это была раньше тоже часть Богослужения. Раньше назвались в храмах трапезные, потому что сначала совершалась Литургия, а потом братская трапеза. Тогда всё делалось правильно. Это все нужно продумать и оповестить всех о первой службе в брошенном храме. И эту службу провести. Когда патриарх Кирилл приезжал в храм, с которого начинался наш проект «Общее дело», это деревня Ворзогоры на берегу Белого моря, то он как раз обратил внимание на листочки, которые лежали в храме. Святейший благосклонно отнесся к инициативе. Наша деревня находится в 30 километрах от реки, через которую нужно переправиться, там 1,5 километра, и только тогда вы в храме окажетесь. Думаю, это все благодаря Александру Порфирьевичу Слепинину, который стал восстанавливать колокольню. Слава Богу, он жив, и не один – супруга Изабелла Ефимовна, Елизавета в крещении. Утешение и радость для нас. В таких случаях можно помолиться в приходском храме, а на следующий день отпраздновать Пасху в старом храме, который ждет, что в нем снова раздадутся слова пасхальных песнопений. А. Арендаренко:- А может быть и батюшка какой-нибудь присоединиться? о. Алексей: - Такое очень распространено, и проект Пасха совершается в каждом храме в Ярославской области Пречистенского района. Батюшка вместе с молодежью отправлялся в заброшенные храмы и там молился. Еще он ездил в храм на реке Соть. Там бобер сопровождал его в плавании на лодке. А. Арендаренко:- Всякое дыхание да хвалит Господа. о. Алексей: - В других епархиях на севере тоже местные  батюшки отправляются с молодежью. А сколько радости для бабушек, к которым вдруг приезжает и батюшка, и молодежь! Пасха настоящая. И они не забыты, храм не забыт, деревня не забыта. Другое совсем ощущение Пасхи. А. Арендаренко:- Тем более, люди в таком возрасте, когда не знают, встретят ли они следующую Пасху.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010