Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Т.А. Богданова Содержание Введение. «Жизнь есть мозаика частностей…» Часть I. В России Глава 1. Род Глубоковских. Семья. Детство Глава 2. Годы ученичества §1. Никольское духовное училище §2. Вологодская духовная семинария §3. «У Троицы в Академии...» Глава 3. Начало преподавательской деятельности. Воронежская духовная семинария. Первый ученик Глава 4. Магистр богословия Глава 5. В Санкт-Петербургской духовной академии §1. Вхождение в корпорацию §2. Чиновники из Учебного комитета §3. Участие в комиссии при митрополите Палладии (Раеве) по пересмотру действующего академического Устава §4. Начальствующие §5. Наставничество: учитель и ученики §6. Доктор богословия. Работы о св. апостоле Павле §7. Столетие С.-Петербургской духовной академии. Исследование о высокопреосвященном Смарагде §8. Юбилеи научно-литературной и научно-преподавательской деятельности Глава 6. Издание «Православной богословской энциклопедии». Русский Herzog §1. Под редакцией А. П. Лопухина §2. Под редакцией Н. Н. Глубоковского (тома §3. Сотрудники §4. Столкновение со Святейшим Синодом §5. Типография §6. Прекращение издания «Православной богословской энциклопедии» §7. Неопубликованные тома §8. Рецензии на «Православную богословскую энциклопедию» Глава 7. Член-корреспондент Имперской Академии наук Глава 8. Реформа церковного управления §1. На пороге церковных реформ §2. Неудачная попытка церковной реформы весной 1905 г. §3. Газетная полемика в марте 1905 г. §4. Н. Н. Глубоковский, В. В. Розанов и «Новое время» §5. Обсуждение реформы в Предсоборном Присутствии Глава 9. «Академическая весна» или «автономистская смута» §1. Положение духовной школы в оценке Н. Н. Глубоковского §2. Обсуждение реформы духовной школы на страницах духовной периодики §3. Деятельность Н. Н. Глубоковского в Епархиальной комиссии. Духовные академии или богословские факультеты? §4. Введение «Временных правил» 1905 г. §5. Санкт-Петербургская духовная академия в «эпоху автономии» 1905−1907 гг. Глава 10. «По вопросам духовной школы» §1. Обсуждение реформы духовной школы (средней и высшей) в заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия §2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LIV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 54-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает серию статей на букву " П " . Том предваряет статья о епископе Коломенском и Каширском Павле, единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершает статья о Пасхальной хронике, византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах 7 в. Том во многом можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, прав. Павле Таганрогском, прп. пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о сщмч. Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю и сщмч. Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности, о прп. Паисии Галичском, прп. Паисии (Величковском), известном писателе и переводчике, прп. Паисии Угличском, юродивом прп. Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике прп. Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе прп. Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из больших статей тома посвящена памяти вмч. Никомидийского Пантелеймона.

http://pravenc.ru/shop/2472208/

Arhiva A ieit de sub tipar volumul 54 al „Enciclopediei ortodoxe” 20 august 2019 13:38 Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии». Новый алфавитный том продолжает серию статей на букву «П». Издание начинается статьей о епископе Коломенском и Каширском Павле — единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона , и завершается статьей, посвященной Пасхальной хронике, — византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах VII века. Настоящий том можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, праведном Павле Таганрогском, преподобном пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о священномученике Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, и священномученике Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также о многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о преподобном Паисии Галичском, известном писателе и переводчике преподобном Паисии (Величковском), преподобном Паисии Угличском, юродивом преподобном Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике преподобном Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе преподобном Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из статей тома посвящена памяти великомученика Никомидийского Пантелеимона.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5487629...

Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии» Москва, 20 августа 2019 г.      Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый алфавитный том продолжает серию статей на букву «П». Издание начинается статьей о епископе Коломенском и Каширском Павле — единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершается статьей, посвященной Пасхальной хронике, — византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах VII века. Настоящий том можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, праведном Павле Таганрогском, преподобном пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о священномученике Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, и священномученике Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также о многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о преподобном Паисии Галичском, известном писателе и переводчике преподобном Паисии (Величковском), преподобном Паисии Угличском, юродивом преподобном Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике преподобном Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе преподобном Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из статей тома посвящена памяти великомученика Никомидийского Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/123187.html

Итак, Тобольская епархия стала первой, где появились церковно-приходские летописи еще в 1845–1847 гг., в Московской епархии это произошло в 1857 г., в Вологодской и Владимирской – в 1867–1868 гг., а в Харьковской, Нижегородской и Пермской епархиях - в 1880–1890-х гг. В конце XIX в. вышли в свет и первые краеведческие издания этих источников, изначально рукописных . При последующих Вологодских епископах –Палладии (Раеве) в 1869–1873 гг. и Никоне (Рождественском) в 1906–1912 гг. – «дисциплинирование» приходских священников по ведению летописей оставалось под их контролем . Продолжала разрабатываться, уточняться, совершенствоваться организационная сторона и программа подобного историописания. По своему содержанию церковные летописи включали как историческую часть, так и современную «хронику текущей жизни»: возникновение прихода, описание архитектурного облика и интерьеров храмов, время их основания, этапы деревянного и каменного строительства, факты ремонта и перестроек, наиболее значительные пожертвования прихожан, иногда – наиболее ценные рукописные и старопечатные книги, старинные документы, предметы утвари и священнические облачения в ризницах. Этой своей стороной летописи отчасти напоминают известные еще в эпоху Московской Руси описи церковно-монастырского имущества, порядок которых был установлен Стоглавым собором 1551 г. Хроника же текущих событий в большинстве случаев выстраивалась по годам, а внутри года – по месяцам и дням, что, в свою очередь, напоминало традиционную форму летописания. Важны также сведения церковных летописей по исторической демографии – статистика населения данного прихода на различные даты, информация об эпидемиях (холера, сибирская язва), оспопрививании, детских болезнях (коклюш), пожарах и падеже скота, послужные списки священно- и церковнослужителей, данные об их образовании, кадровых назначениях, наградах, семейном положении; о церковных старостах и составе попечительства с датами их открытия. Летописи сельских церквей рисуют широкую картину крестьянского быта, урожайности зерновых, отхожих промыслах, торжках и ярмарках, ценах на хлеб и другие продукты; наблюдения над необычными природно-климатическими явлениями за разные годы (солнечные и лунные затмения, бури, смерчи, засухи, наводнения), о работе приходских школ. Отмечались и общероссийские события – восшествия царей на престол, тезоименитства царственных особ, издания царских манифестов по разным важным вопросам, в том числе и военным – о рекрутских наборах, об объявлении войны (русско-турецкой, русско-японской, германской) и заключении мира; о сборе пожертвований на армию или на помощь голодающим в другие губернии и многое другое.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Указом Синода от 5 окт. 1879 г. свящ. Н. Каменский, избранный ректором на общем педагогическом собрании КазДС, утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Он был ректором КазДС с 1879 по 1891 г., при архиепископах Антонии (Амфитеатрове), Сергии (Ляпидевском) , Палладии (Раеве) и Павле (Лебедеве) , с последним общался наиболее тесно и оставил о нем воспоминания (Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского и Свияжского//Казанский сб. статей. 1909. С. 493-504). До авг. 1885 г. преподавал нравственное богословие, потом Свящ. Писание в 6-м классе. Стремился к внешнему и внутреннему благоустройству семинарии. В 1880 г. на выделенные им средства (ок. 3,5 тыс. р.) в актовом зале семинарии за 3 месяца была устроена домовая церковь (освящена во имя ап. Иоанна Богослова 19 окт. 1880, накануне дня основания семинарии). В 1883 г. при семинарской церкви открыто попечительство для помощи бедным ученикам, к-рое за 2 года увеличило свой капитал более чем в 6 раз. В 1884 г. прот. Н. Каменский представил в Синод 2 докладные записки о благоустройстве КазДС и предложил перенести здание семинарии с торговой улицы в центре города на место, более соответствующее духовному учебному заведению (Казанский сб. статей. 1909. С. 757-762, 762-768); предложение было отклонено. В янв. 1885 г. при ДС была открыта образцовая церковноприходская школа, которой он уделял много внимания. Прот. Н. Каменский составил «Краткую историю Казанской ДС» (Каз., 1884). Внимательно относился к обучению и воспитанию семинаристов, большое значение придавал домашним письменным заданиям, сам читал и исправлял их, ввел обычай чтения семинаристами лучших сочинений в торжественные дни и награждения авторов книгами, следил за составлением учениками проповедей. Среди преподавателей КазДС были А. Ф. Гусев , А. А. Царевский (впосл. Василий, еп. Старицкий), и Каменский, по его собственным словам, старался не стеснять их преподавательской деятельности и всегда предоставлял им полную свободу. В 1888 г. он предложил ввести в КазДС изучение инородческих языков и преподавание миссионерства, для чего была учреждена специальная комиссия (Проект изучения инородческих языков в Казанской ДС//Казанский сб. статей. 1909. С. 755-757).

http://pravenc.ru/text/2565312.html

В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867-1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876-1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля — в день блаженной кончины и 10 июня — в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, — настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

В 54-м томе содержатся статьи о свщм. Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю и свщм. Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о прп. Паисии Галичском, прп. Паисии (Величковском), известном писателе и переводчике, прп. Паисии Угличском, юродивом прп. Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике прп. Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе прп. Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из больших статей тома посвящена памяти вмч. Никомидийского Пантелеймона. Страноведческая тема представлена в томе статьями о Пакистане, Палау, Палестине, Панаме, Папуа-Новой Гвинее и Парагвае. В 54-й том вошли также отдельные статьи про историческую область Палестину, с которой связано большинство событий библейской истории, Палестинскую икону Божьей Матери, Палестинское Православное общество (ныне ИППО). Последняя из этих статей была написана русским ученым Николаем Николаевичем Лисовым, скончавшимся в январе этого года. Читательский интерес, безусловно, вызовут статьи об историке Спиридоне Палаузове, английском богослове Уильяме Палмере, выдающемся искусствоведе Эрвине Панофском, мыслителе и враче Парацельсе, философе и ученом Блезе Паскале, а также о селе Палех, облачении папы и митрополитов в католической Церкви паллии, панагии, пандектах, панекадиле, Памятной записке соловецких епископов (послании находящихся в заключении епископов РПЦ советской власти), панихиде, аббатстве Паннонхальма, Папском библейском институте, книгах Паралипоменон.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Автор записок «Из моего прошлого. Нечто вроде автобиографических заметок» (НАРТ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 6). Из них известно, что после смерти его отца семья Знаменских испытывала нужду и З. собирались отдать «в приказные в лавку», но по настоянию одного из попечителей, увидевшего в нем «способность к обучению», он поступил в семинарию. В записках З. сохранились воспоминания о сокурснике будущем публицисте и общественном деятеле Н. А. Добролюбове и его семье, о преподавателе, впосл. митр. Палладии (Раеве) и др., ярко описаны суровый быт рус. духовной школы (бурсы), городское духовенство Н. Новгорода. П. В. Знаменский. Фотография. Нач. XX в. П. В. Знаменский. Фотография. Нач. XX в. З. впервые в историографии обобщил в единую концепцию историю Русской Церкви и дал ее периодизацию в соч. «Руководство к русской церковной истории» (удостоено Макариевской премии 1870 г.). Этот труд З. составил на основе лекций по русской гражданской и церковной истории, которые он читал с 1862 г. в КазДА. Работе предшествовали сочинения, посвященные исследованию трудов В. Н. Татищева , М. М. Щербатова , И. Н. Болтина, основанные на материалах магистерской диссертации, законодательства Петра I относительно Церкви, истории приходского духовенства, новгородской иерархии и др. Сочинение З. о церковных законах Петра I сохранилось в 2 вариантах: представленном в академию (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 366) и черновом, втрое большем по объему (Там же. Д. 2235). У З. сложилась особая система преподавания истории, отличная от официальной, а также от системы его учителя и предшественника на кафедре проф. А. П. Щапова . Он рассматривал историю Церкви в тесной связи с проявлениями общественной гражданской жизни. З. отказался от стандарта позитивного описания наиболее значительных факторов из прошлого, искал внутреннюю связь между событиями, большое значение в истории придавал экономическому и географическому факторам, что сближало его с современником Ключевским. В КазДА З. создал школу по изучению русской церковной истории, его учениками были Ф. В. Благовидов , К. В. Харлампович , А. Ф. Можаровский , И. М. Покровский , И. В. Катетов. Учеником З. считал себя известный историк проф. Казанского ун-та Д. А. Корсаков , у которого З. был репетитором по истории во время обучения в гимназии.

http://pravenc.ru/text/199943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010