и. предание связывает чудо исцеления в 1695 г. свт. Питирима от тяжелого недуга ( Молчанов. 1914. С. 122). С того времени началось почитание К. Т. и. как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила не мало слез у разного рода несчастных» ( Хитров. 1861. С. 309). Истечение слез от К. Т. и. явилось предзнаменованием последовавших за ним значительных перемен в стране и в Тамбовской епархии. Весной 1695 г. строительство каменной соборной церкви было приостановлено. Тамбов тогда стал местом сбора войск, готовившихся к походу на Азов. В 1-ю военную экспедицию, неудачную, рус. полки выходили из 2 пунктов: с царем Петром Алексеевичем - из Москвы, с ген. П. Л. Гордоном - из Тамбова. При подготовке ко 2-му походу, 1696 г., были мобилизованы все средства юга Руси; даже церкви были привлечены к строительству Азовского флота. Тамбовского епископа обязали возводить в Воронеже на средства епархии галеры, поэтому денег на окончание каменного собора в Тамбове не было. В недостроенном церковном здании свт. Питирим до своей кончины в 1697 г. успел освятить придел во имя свт. Николая. Правление Петра I началось с гос. реформы, в результате к-рой было упразднено Патриаршество, а 15 мая 1701 г.- Тамбовская епархия (вновь открыта в 1758). В 1738 г. деревянные соборы в Тамбове были разобраны; их материал использовали на достройку каменной соборной церкви (Там же. С. 271). К. Т. и. была перенесена в иконостас придела свт. Николая нижнего храма. Собор был достроен в камне лишь в 1799 г., при еп. Тамбовском и Пензенском Феофиле (Раеве). В 1861 г., при еп. Тамбовском и Шацком свт. Феофане Затворнике (Говорове), К. Т. и. по-прежнему хранилась в кафедральном соборе, где также находилось живописное «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и св. ап. Иоанном Богословом, написанное, по преданию, свт. Питиримом. К. Т. и. имела новую серебряную позолоченную ризу чеканной работы «с венцами в лучах»; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме (Там же). На рубеже XIX и XX вв. К. Т. и. нек-рое время хранилась в верхнем храме ( Фиксен. 1904. С. 107).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Стеногр. отчет Гос. думы 3-го созыва. Сессия 4. Заседание 64 (23 февраля 1911 г.). С. 2602, 2607, 2629 (речь Е. П. Ковалевского); ср. заявление обер-прокурора А. Н. Волжина 25 февраля 1916 г.: Стенограф. отчет Гос. думы 4-го созыва. Сессия 4. Засед. 26. С. 2173. Философов. Церковные дела, в: Ежегодник... на 1912 год. С. 205; ср. с. 105, 111. Многочисленные мемуары об этом времени не всегда заслуживают доверия; см. ниже § 9. Особенно осторожным надо быть в отношении книги товарища обер-прокурора князя Н. Д. Жевахова «Воспоминания». Мюнхен, 1923 (он занимал эту должность с 15 сентября 1916 г. по 3 марта 1917 г.). О Жевахове см.: Шавельский Г. Воспоминания. 2 т. Нью-Йорк, 1954; здесь же много и об обер-прокурорах военного времени: 1. С. 367–392. Евлогий. Ук. соч. С. 233–235. Самарин должен был оставить свой пост из-за вражды с Распутиным: Переписка Николая и Александры Романовых. 3. С. 215–220; 5. С. 286 и др.; ср. § 9, а также воспоминания А. Н. Наумова: Из уцелевших воспоминаний. 2. Нью-Йорк, 1956. С. 4, 298, 306. При Волжине была введена новая форма доклада царю: обер-прокурор делал его в присутствии первоприсутствующего члена Святейшего Синода: Верховской. 1. С. 605. О Волжине см.: Переписка Николая. 3. С. 392, 398, 401, 407 и др.; 4 (во многих местах). О Раеве см.: Родзянко. Воспоминания. Берлин, 1926. С. 177; Переписка Николая. 3 и 4 (во многих местах). Карташов А. Революция и Собор 1917–1918 гг., в: Правосл. мысль. Париж, 1942. С. 78, 86; Милюков П. Н. Очерки (библиогр., общ. лит.). 2. 1. С. 221. О В. Н. Львове см. очень интересную характеристику Наумова: ук. соч. 2. С. 58 и след. Карташов. Ук. соч.; он же. Временное правительство и Русская Церковь, в: Соврем. записки. 52 (Париж, 1934); немецкие варианты: Die Provisorische Regierung und die Russiche Kirche, в: Orient und Occident. 1934. 15. Нольде Б. Е. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. С. 168. Такая формулировка содержится в § 9 Инструкции обер-прокурору (ПСЗ. 7. 4036). Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. М., 1874. С. 207.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Э 141 . Капитанши Федосьи Васильевны Эристовой, дворовых и доставшихся по закладной в деревне Куркиной. Я 142 . Обер-секретаря Ивана Васильева сына Яворскова в сельце Фатареве. 143 . Действительного камергера и кавалера, графа Сергея Павловича Ягушинского в селе Павловском с деревнями. 144 . Капитана Петра, сержантов: Александра, Льва, Ивана Алексеевых детей Яковлевых в селе Покровском и Спаском, Неронково тож, и деревне Раеве. 145 . Генерал-поручицы Марьи Петровны Яковлевой в селе Перхушкове. 146 . Подполковника Алексея Михайловича Ярославова в селе Караулове с деревнею. 1 Если название реки Истры, роднящее ее с Истром (Дунаем), напоминает, откуда пришли сюда первые насельники из Славян, то названия других рек, напр. Малогоща, напоминающее кастелянию (замок с его округом) Мологощ в Келецкой губ. Царства Польского (построенный Казимиром великим в XIV стол.) и волость Сурожик (в центре ее ныне г. Воскресенск), имеющий очевидное сродство с Сурожиком Витебским, равно и такие названия, каково, например, Витебской брод (по актам XV стол.) на Истре под Воскресенском, – указывают на второй слой переселенцев с запада – с Галицкой и Белой Руси, что может относиться к концу XIII столетия и во всяком случае роднит наш Московский Звенигород скорее с Галицким, чем с Киевским Звенигородом, заставляя предполагать, что он основан первоначально выходцами из области Галицкого Звенигорода во второй половине XIII века. 2 Так как о восстановлении старого Киевского Звенигорода, после его разорения Батыем в 1237 году, нет указания в летописях, то следует предположить, что князья Звенигородские заимствовали свой титул скорее от Звенигорода степного, Брацлавского (нынешний уездный город Киевской губ.), время основания коего неизвестно. 3 По писц. книге 1624 г. см. Ныне село Покровское-Засекино в 1 стане Звенигородск. уезда, в 10 вер. от Звенигорода. 4 По писц. книге 1624 г. см. место неизвестно, ибо ныне нет в Звенигородском уезде посела сего наименования. 5 По писц. книге 1624 г. см. Ныне село Введенское, Першино тож, где в начале XVI ст. был Введенский особный монастырь, в 3-х вер. от Звенигорода, в 1 стане.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Евлогий. Ук. соч. С. 233–235. Самарин должен был оставить свой пост из–за вражды с Распутиным: Переписка Николая и Александры Романовых. 3. С. 215–220; 5. С. 286 и др.; ср. § 9, а также воспоминания А. Н. Наумова: Из уцелевших воспоминаний. 2. Нью–Йорк, 1956. С. 4, 298, 306. При Волжине была введена новая форма доклада царю: обер–прокурор делал его в присутствии первоприсутствующего члена Святейшего Синода: Верховской. 1. С. 605. О Волжине см.: Переписка Николая. 3. С. 392, 398, 401, 407 и др.; 4 (во многих местах). О Раеве см.: Родзянко. Воспоминания. Берлин, 1926. С. 177; Переписка Николая. 3 и 4 (во многих местах). 470 Карташов А. Революция и Собор 1917–1918 гг., в: Правосл. мысль. Париж, 1942. С. 78, 86; Милюков П. Н. Очерки (библиогр., общ. лит.). 2. 1. С. 221. О В. Н. Львове см. очень интересную характеристику Наумова: ук. соч. 2. С. 58 и след. 471 Карташов. Ук. соч.; он же. Временное правительство и Русская Церковь, в: Соврем. записки. 52 (Париж, 1934); немецкие варианты: Die Provisorische Regierung und die Russiche Kirche, в: Orient und Occident. 1934. 15. 472 Нольде Б. Е. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. С. 168. 473 Такая формулировка содержится в § 9 Инструкции обер–прокурору (ПСЗ. 7. 4036). 474 Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. М., 1874. С. 207. 475 2 ПСЗ. 40. 43772. Ст. 1. 476 Середонин. Исторический очерк деятельности Комитета министров. 3. СПб., 1903. С. 6. 477 3 ПСЗ. 24. 25486. Ст. 1. 478 Сборник. 113. 1. С. 157. Верховской (Очерки. С. 132) полагает, что учреждение Двойного министерства создало предпосылки для превращения обер–прокурора в могущественного министра. 479 Еп. Енисейский Никодим. О Св. Синоде, в: БВ. 1905. 10. С. 210. Архиепископ Антоний Храповицкий писал в 1906 г.: «Если же обер–прокурор не согласен с постановлениями Святейшего Синода, то протокол последнего уничтожается и пишется наново» (Отзывы. 3. С. 191). Относительно объема власти обер–прокурора он пишет далее: «Итак, единоличный управитель Российской Церкви существует, и при том гораздо более властный, нежели патриарх, всегда ограниченный Собором епископов». 480

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

 И сколько таких случаев?! о. Алексей: - Есть ещё важный момент. Время пандемии не закончилось. Многие мои знакомые в реанимации. Сейчас нужно стараться соблюдать требования Роспотребнадзора. Если ты знаешь, что можешь навредить, будь аккуратен. Итак, если вы молитесь на Пасху, то ровно в 12 часов обратившись на восток все тихо поют стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе», затем поют это же песнопение погромче, а потом совсем громко. После этого, если есть колокола, начинается колокольный трезвон и крестный ход, во время которого люди поют ту же стихиру. В Крестном ходе впереди несут фонарь. Если его нет, можно нести свечу. Далее несут запрестольный Крест и икону, если их нет, то можно нести икону Спасителя и Божией Матери. Затем несут икону Воскресения Христова или праздника или святого, в честь которого освящен храм или часовня. Можно нести и другие иконы. Потом следуют попарно молящиеся с зажженными свечами. Их храма идущие поворачивают против часовой стрелки, налево. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми западными дверями храма и поется трижды тропарь Пасхи. Христос воскресе. Двери храма отверзаются, крестный ход заходит в храм. «Христос Воскресе» перед закрытыми дверьми это как раз символ того, как пришли ученики перед гробом Христа, но Христос воскрес, двери открываются, и мы как бы заходим в гроб, который стал местом воскресения, храмом воскресения. В храме все становятся лицом к востоку и поют часы Пасхи. Текст есть во всех молитвословах. Чинопоследование краткое.  После читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, и все приветствуют друг друга Христос Воскресе.  Слово Иоанна Златоуста замечательно передает все событие торжества, победы жизни над смертью.  Пасха празднуется соборно. Церковь наша соборная. Вспомним тот образец, о котором мы читаем Великим Постом - это житие преподобной Марии Египетской. Братия на время поста расходилась, а потом на Пасху собиралась вся вместе, потому что торжество соборное - еще большее торжество.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

о. Алексей: - Конечно! У нас на территории Отечества по данным древлехранителей, которых возглавляет митрополит Тихон Шевкунов, около 5000 разрушенных, брошенных, оставленных храмов. По данным фонда «Белый ирис», их около 8000. Иногда от села ничего не осталось, а руины храма стоят. Для этих храмов, где не бывает священнослужителя, потому что местным проще доехать до центра, разработан наш проект. Это проект очень  важный. Не могут быть храмы в состоянии мерзости запустения! Каждый храм- это не просто самое важное, что оставили наши предшественники, это и святыня, которая не может быть поругана и осквернена. Она может быть полуразрушенной, но она должна оставаться святыней, это должно отражаться и нашем отношении к ней, к  ее состоянию. В каждом храме нужно сделать все, что возможно. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что в наших силах сделать все возможное, чтоб невозможное сделал Бог. Самое главное - храм строились для молитв. Молитва - начало всех добрых процессов, которые происходят на земле. Для храмов пусть и брошенных, и отдаленных это начало их воскресения. Это оправдание надежд тех, кто эти храм строил, кто там молился, а потом в советские годы ценою своих жизней и кровью мученических страданий на протяжении иногда десятилетий сохраняли и отстаивали эти храмы. Благодаря подвигу этих людей храмы дошли до наших дней. Когда мы молимся в них, с нами молятся и те, кто в советские годы надеялся, что они будут существовать, будут востребованы. Свидетельство того, что храмы нужны, передаются через века в особых событиях. Был случай, мы накануне престольного праздника прибирались в храме, нашли полный Евхаристический набор, на котором на следующий день Смоленской иконы Божией Матери игумен Феодосий Курицын отслужил Божественную Литургию. Батюшка не мог говорить около получаса - настолько он был удивлен, что тот священник, который служил в 1937 году, когда закрыли храм, умер буквально спустя 2 месяца, как храм закрыли - его не успели расстрелять. Он спрятал это с надеждой, что это будет найдено. Набор делается всегда из благородных металлов, на нем будут совершать Литургию, приносить Жертву Христу, и это оправдалось. Он прошел через десятилетия. Храм был разграблен, оттуда вынесли все до последней иконы, но самое главное дошло.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

иеромонах Роман (Сокольников), настоятель храма Вознесения Господня с. Ново-Воскресенское Александровской епархии; иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы; иерей Петр Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы, ответственный за окормление КБ Управделами Президента РФ; иерей Александр Лаврухин, клирик храма царевича Димитрия при 1-й Градской больнице г. Москвы; иерей Михаил Лихачев, клирик храма священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы; иерей Иоанн Новиков, клирик храма священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы; иерей Виктор Янкаускас, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы; иерей Владимир Толстой, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы; иерей Владимир Суханов, настоятель храма Живоначальной Троицы при Детской городской клинической больнице св. Владимира г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы; иерей Сергий Сиротин, настоятель храма равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище им. Шолохова; иерей Димитрий Селивановский, клирик храма страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы; ответственный за богослужебную и социальную деятельность в храме великомученика Пантелеимона в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда РФ; иерей Николай Юрченко, настоятель храма святителя Луки Крымского в г. Азове (Ростовская епархия); иерей Александр Загиров, клирик Михаило-Архангельского храма с. Зирган Салаватской епархии, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Отдела по взаимоотношениям со СМИ, государством и обществом Салаватской епархии; иерей Алексий Некрасов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы;

http://radonezh.ru/2021/11/02/sostoyalas...

В отсутствие Гавриила между прочим, в Святейшем Синоде рассматривался по высочайшему повелению вопрос о браке девицы, состоящей в другой религии, с особами из Высочайшего Ее Императорского Величества дома. Для обсуждения сего вопроса по высочайшему повелению приглашался в Синод архиепископ бывший словенский Евгений (Булгарис). Последними высочайшими распоряжениями императрицы Екатерины по ведомству Синода, помеченными 24 октября 1796 года, были именные указы Святейшему Синоду-первый о пожаловании синодального члена Иринея епископа тверского и кашинского архиепископом, второй -о назначении, как уже упомянуто, содержания недавно пред тем вызванному для присутствования в Святейшем Синоде Амвросию, архиепископу казанскому и свияжскому. Указывал на последние высочайшие повеления императрицы, отметим, что одной из первых своих резолюций, именно 17 мая 1763 года, по докладу Святейшего Синода о замещении некоторых архиерейских вакансий посредством перемещения епископов из одних епархий в другие6, Екатерина собственноручно изволила начертать: «изъяснит мне-из одной в другую епархию архиереев переводить не будет (ли) не согласовать (ся) узаконениям, а на порожние в епархии архиерейские места представлять на каждое по три кандидата из архимандрита не только в знании Св. Писания искусных, но и поведению такой великой должности искуснейших, из которых же и в синодальные члены способнейших назначать». Выраженный в этой резолюции принцип на практике колебался в том и другом отношении как в виду разделения епархий на классы по высочайше утвержденным для них штатам, так и вследствие того обстоятельства, что членов из архимандритов как в Святейшем Синоде, так и в московской его конторе иногда не было по целым десяткам лет. Примеры из синодской практики известны. Относительно же московской синодальной конторы укажем следующее обстоятельство. 1 марта 1792 года Святейший Синод докладывал государыне: «По конфирмованному Вашим Императорским Величеством 1763 г. штату положено: в московской синодальной конторе присутствовать архиерею одному, архимандриту одному и протопопу одному же. Ныне присутствуют в ней синодальные члены митрополит московский Платон, да московского же Успенского Собора протопоп Александр, а второе членское место по выбытии в 1782 году последнего присутствовавшего архимандрита 333 состоит и поныне праздно». Кандидатами на эту вакансию Синод представлял архимандритов Новоспасского Павла (Пономарева) и Воскресенского Новый Иерусалим именуемого Платона (Любарского). Императрица утвердила последнего, а первый, как видели выше в том же 1792 году октября 11, по докладу Святейшего Синода, был назначен членом в Синоде. Оба эти архимандрита в одном указе государыни от 6 февраля 1794 года были назначены епископами -Павел(Пономарев) в Нижний Новгород, Платон (Любарский) в Тамбов, но вследствие отказа тогдашнего тамбовского епископа Феофила (Раеве) отправиться на астраханскую кафедру, 11 марта 1794 года перемещен в Астрахань.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В канун праздника Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, а в сам праздник — Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе. За богослужениями Святейшему Владыке сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, духовенство Санкт-Петербурга. Среди молящихся были временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, глава Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, настоятельницы женских монастырей Санкт-Петербурга, сестры обителей, а также — за Божественной литургией — военнослужащие 907 объединенного учебного центра Военно-морского флота. 20 августа 2019 года Святейший Владыка отбыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 21 августа 2019 года по завершении визита в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви посетил территорию Плесецкой епархии, где осмотрел храмовые комплексы в деревнях Ворзогоры и Подпорожье Онежского района Архангельской области. Комплексы восстанавливаются волонтерами проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Святейшего Владыку сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, епископ Плесецкий и Каргопольский Александр, руководитель проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве города Москвы протоиерей Алексий Яковлев, а также губернатор Архангельской области И.А. Орлов и попечитель программы «Общее дело» А.В. Громова.

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

«Хочу поблагодарить также компанию ООО " Риотекс " , которая за свой счет строит храм святителя Димитрия Ростовского на улице Вострухина, 9, и Наталью Анатольевну Сулиму, которая не только контролирует строительство на нескольких объектах нашей Программы, но и сама строит храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской на улице Салтыковская», — добавил архиерей. В заключение председатель Финансово-хозяйственного управления призвал «всех трудиться не за страх, а за совесть». «Сегодня именно от нас с вами зависит, каким будет облик Москвы XXI века, а, возможно, и всей России», — сказал митрополит Марк. Далее состоялось выступление В.И. Ресина, обратившегося к архитекторам храмов, от которых во многом зависит облик Первопрестольного града: «Если вы решили передать свое творение Церкви, так делайте это до конца. Передавайте вместе с чертежами и исключительные права на эти проекты, иначе ваше доброе дело не принесет ожидаемой пользы: проект вроде есть, но применять его повторно Церковь не может; в этом благородном деле нельзя что-то делать наполовину. Тогда ваше имя будет по-настоящему вписано в летопись истории, а не написано вилами по воде. Талантливые проекты должны быть воплощены, а не оседать лишь на бумаге». Советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства также заявил, что «сегодня назвать успехи Программы иначе, чем впечатляющими, невозможно». «Мы развернули активное строительство во всех округах столицы, включая новоприсоединенные территории. Можно с полной уверенностью сказать, что интерес горожан и их желание способствовать приходской жизни только растет, — подчеркнул В.И. Ресин. — И наша задача в первую очередь помочь формированию активного прихода, который сплотит жителей района вокруг строительства будущего храмового комплекса». Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков отметил: «Вокруг новых храмов идет активная социальная, учебная, трудовая и спортивная деятельность. Примеров множество: приход храма преподобного Серафима Саровского в Раеве поставил своей целью возрождение северных храмов — памятников уникального деревянного зодчества; приход храма праведного Иоанна Русского в Кунцеве организовал туристический клуб " Парус " ; приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле ежегодно проводит спортивные мероприятия для молодежи».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5137827...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010