В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове ; †19 июля 1821), последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын ; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Литература: 1 . Лаврентьевская летопись. СПб., 1897. 2 . Повесть о святом Василии, епископе Рязанском. – Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. 3 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи. – Христианское чтение, 1859, май, с. 358--359. 4 . Житие святого Василия, епископа Рязанского. 6-е изд. Рязань, 1916. 5 . См.: Г. К. Вагнер. Повесть о Рязанском епископе Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского. – Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М, – Л., 1960. 6 . Симон, епископ Рязанский и Касимовский. Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский. – Журнал Московской Патриархии, 1978, 4, с. 68–73. Убиение святых страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Словом Божественным окормляеми,/святии строители показастеся,/таинницы вернии и спасительнии,/слезами семена сеявше,/радостию пожасте, святии начальницы,/благовернии князи Василие славный и Константине Богомудрый./Того ради Владыце принесостеся кровию своею,/Емуже ныне предстоите, радуютщеся, отцы святии,/поминайте паству свою и отечество,/присно чтущия вашу память, Божии угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования святителю Василию: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей (архиепископ Филарет (Гумилевский)) 1335 . В XIX веке были также составлены службы Иверской иконе Богоматери, Почаевской и др. Известны две службы, написанные в Синодальный период, в которых прославляются исторические события Петровского времени. Одна из них – это благодарственная служба на 27 июня, посвященная празднованию Полтавской победы над шведами в 1709 году 1336 . Ф. Спасский так ее характеризует: «В ней слышны трубы и литавры победного марша, композиции придворного витии, невоздержанно применяющего события священной истории к обстоятельствам и лицам современной ему эпохи. Петр Великий сравнивается с Петром Апостолом и даже уподобляется Христу; генералы уподоблены прочим Апостолам, Мазепа – Иуде» 1337 . Гимнография службы насыщена библейскими образами и событиями. Гетман Мазепа постоянно уподобляется в службе Иуде предателю, автор прославляет Крест Господень, а победа над «свеями» осмысливается как торжество Креста и Православия. В службе чувствуется приподнятость и возвышенность торжествуемого события, поражения «льва свейскаго, изшедшего от нырища своего, ищущего кого поглотити» 1338 . Автором службы является архиепископ Феофилакт (Лопатинский; †1741), затем ее правил Петр I, музыку написал М. И. Ширяев 1339 . Автор службы использует в тексте неизменяемые песнопения Литургии, распространяя их содержание: «Святый Боже, грешных помиловавый, Святый Крепкий, сильных гордыню сокрушивый, Святый Безсмертный, врагов наших умертвивый» 1340 . Ирмосы канона взяты из разных гласов, так как гимнограф выбирал «среди них все, что по тону может подойти к его победному кличу» 1341 . Второе подобное творение – служба «благодарственная Господу Богу, в Троице славивому, на воспоминание заключенного мира между империею Российскою и короною Свейской» была составлена в 1721 году епископом Рязанским и Муромским Гавриилом (Бужинским; 1726–1731) 1342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Простота и масштабность композиционного решения, единообразие фасадов собора (совпадение уровней фриза и карниза каждого фронтона со стенами), лапидарность декора должны были напоминать римские храмы эпохи Возрождения, прежде всего собор ап. Петра в Ватикане. Собор К. м. можно рассматривать как «предтечу» основных церковных сооружений рус. архитектуры XIX в., воплотившихся в проектах храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве (архит. А. Л. Витберг , 10-е гг. XIX в.), ц. во имя св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге (проект - 1825, архит. О. Монферран ) и храма Христа Спасителя в Москве (1837-1883, архит. К. А. Тон ). Сразу после возведения собора ансамбль мон-ря привлек внимание художников и был запечатлен на рисунках, а позднее - на гравюрах (по рисунку В. С. Турина, НМРТ). Работы в храме после 1808 г. не прекращались. В 1869 г. он был расписан внутри, в 1870 г. наружные стены оштукатурены и выбелены, в 1872 г. позолочена центральная глава ( Малов. 1879. С. 9). Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Крестовоздвиженская ц. казанского Богородицкого мон-ря. 1882–1884 гг. Фотография. 2011 г. Помимо собора на территории К. м. издавна существовала ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) (1686; перестроена в камне в 1742 или 1803). К сер. XIX в. это был однокупольный храм с колонным портиком, замыкавший архитектурную перспективу монастырского ансамбля. В каменную ограду мон-ря вошла и Софийская надвратная ц. (ок. 1700) - одноглавая, с небольшим бесстолпным интерьером, пластичными наличниками окон в стиле московского барокко сер. XVII в. В XIX в. с юж. стороны собора был возведен новый каменный 2-этажный Крестовоздвиженский корпус, в котором разместились мастерские и больница. Большой корпус с отдельной домовой церковью был освящен ок. 1882-1887 гг., при Казанском архиеп. Палладии (Раеве) (Обозрение высокопреосв. Арсением [Брянцевым] Казанской епархии в 1897 и 1898 гг. Каз., 1898. С. 53). Домовая церковь выделялась низким обширным куполом (ныне ц.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

“Я не знал, что Вы так думаете: тем приятнее убеждаться, что между нами будет полное единомыслие, – ответил Н.П.Раев… – Итак, позвольте рассчитывать на Вашу помощь. В случае Вашего согласия, представление будет сделано завтра, и числа 12–15-го сентября состоится Ваше назначение”… “С Вами я охотно буду служить и благодарю Вас за доверие ко мне”, – ответил я, прощаясь с Обер-Прокурором. “Какая разница между этим простым, скромным, смиренным человеком и испорченным губернаторской школой А.Н.Волжиным”, – думал я, возвращаясь домой. Мне трудно было судить о Н.П.Раеве, которого я видел в первый раз, но общее впечатление от знакомства с ним получилось очень благоприятное. Это был простой, скромный человек, сын бывшего митрополита Петербургского Палладия, не только не скрывавший своего происхождения, как делали многие, вышедшие из духовной среды, миряне, а, наоборот, сохранивший почтительную преданность к своему сословию и озабоченный его участью. Не было в нем и того, что отличало А.Н.Волжина: не было желания рисоваться, производить впечатление; не было ни одного неестественного движения и неискреннего жеста… Безукоризненно воспитанный, он являл собою счастливое сочетание свойств своего духовного происхождения, где простота и смирение скрывают за собою не сознание немощей, а отражают преимущественно духовную мудрость, с отличными приемами светского воспитания и особенностями, являвшимися принадлежностью хорошего общества… Прошла только одна неделя со времени этого свидания, и 15 сентября 1916 года состоялся Высочайший Указ о назначении меня вторым Товарищем Обер-Прокурора Св. Синода. Две недели спустя, Н.Ч.Заиончковский вышел в отставку и я заступил на его место… Должность второго Товарища была упразднена. Тотчас после своего назначения, не вступая в должность, я уехал в Белгород, к Святителю Иоасафу, чтобы у подножия раки любимого Угодника Божия испросить благословение на предстоящие труды, а 30-го Сентября вступил в исполнение своих новых обязанностей. Такова история моего назначения на должность Товарища Обер-Прокурора Св. Синода; таковы факты, какие нелицеприятная правда, когда-нибудь вынесет наружу, и концепция которых была так сложна, что только духовное око могло подметить их природу и сущность.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Поднятый Глубоковским в экзаменационных отчетах вопрос о плохом знании семинаристами библейских текстов затронул «по соприкосновенности» с ним (как часто говорил Николай Никанорович) проблему нового издания самой Библии. «Относительно преподавания Св. Писания в семинариях мы составили записку, в которой предлагаем уничтожить учебники, обширные учебники, при которых ученики не имеют времени заглядывать в Библию , – писал Глубоковскому его коллега по кафедре Св. Писания Нового Завета КазДА М. И. Богословский . – Наша Комиссия настаивает на той мысли, чтобы издана была Библия с краткими историческими сведениями, а тексты также с краткими примечаниями на труднейшие места и выражения. Такая-то Библия и должна быть единственною учебною книгою. Тогда и будет успех, а теперь при обширных бестолковых учебниках его трудно ждать» 673 . При этом Богословский указывал на необходимость издания русского перевода не с масоретской Библии , ставшей источником синодального перевода 1867 г., а с текста LXX, лежащего в основе славянского перевода Библии, поскольку иметь две Библии, не согласующихся друг с другом текстуально, «крайне неудобно в школе, даже нашей, а в народной школе совершенно опасно» 674 . Он считал русский перевод с масоретского текста «грубой ошибкой» 675 и просил Глубоковского, разделявшего мысли о необходимости русского перевода с текста LXX, используя свою близость к правящим сферам, «двинуть этот вопрос» 676 , например, через митрополита Антония (Вадковского) . Эта тема вновь поднимается в переписке в декабре 1903 г., – в связи с вышедшим переводом Четвероевангелия, выполненным К. П. Победоносцевым ; к подготовке этого перевода Глубоковский имел самое близкое касательство. Согласно письму К. П. Победоносцева (от 15 августа 1892 г.) ректор СПбДА Антоний (Вадковский) поручил молодому доценту пересмотреть славяно-русский перевод Нового Завета и представить замечания, которые Победоносцев использовал при подготовке своего перевода 677 . В 1906 г., в ожидании скорого созыва Поместного Собора, вопрос о новом русском переводе Библии , и притом с текста LXX, в очередной раз обсуждается в переписке Глубоковского и М. И. Богословского . По мнению Богословского, настойчиво проводимая Глубоковским мысль о необходимости утверждать христианское богословское знание на библейском фундаменте и церковном предании встречает затруднения при своем практическом воплощении именно из-за отсутствия должного перевода 678 . По мнению самого Глубоковского, «поскольку ни один текст не представляет неповрежденного оригинала, то должно и необходимо пользоваться при восстановлении одной редакции пособием другой, родственной и авторитетной. Посему при обработке и передаче LXX-mu обязательно сноситься с масоретскою редакцией», хотя он и считал ее «менее достоверной, особенно в отношении мессианского содержания» 679 . §3. Участие в комиссии при митрополите Палладии (Раеве) по пересмотру действующего академического Устава

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

347 Св. Ипполит Римский . Апостольское Предание.//БТ. М., 1970. С. 290. 348 Цит. Воронов Ливерий , протоиерей. К вопросу о так называемом " тайном " чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литургии.//БТ. М., 1968. С. 172. 349 Цит. по: Рудзянский А . Христианство и древние эзотерические школы.//Вера и знание. 1914. с. 5. 350 Тертуллиан. Об отводе еретиков//Вера и жизнь христианская по учению святых Отцов и учителей Церкви. Сост. проф. Н. Сагарда. вып. 2. М., 1996, с. 269. 351 Ислам (позднее, в VII–VIII веках) распространялся быстрее, чем христианство в I–IV столетиях, но ислам активно насаждался государственной властью и военной силой, в то время как христиане проповедовали, будучи преследуемы мощнейшей империей. 352 Там же. 353 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 5. — М., 1994, с. 54–57. 354 Хомяков А. С . Сочинения… С. 42. 355 " Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике " (Порфирий. Жизнь Плотина,1). Этот пишет тот Порфирий, о котором блаж. Августин говорит — " Ученейший из философов, хотя и величайший враг христиан " (Августин. О граде Божием 19,22). 356 " В V b. Паллад совершенно безбоязненно высмеивает христианских монахов — но не за то, что они аскеты, а за то, что они недостаточно аскеты. Этот автор довольно легких стихов в киническом духе внезапно с такой страстью называет тело " болезнью " , " смертью " , " роком " , " бременем " и " неволей " , " тюрьмой " и " пыткой " для души, с такой нечеловеческой брезгливостью говорит о реальности пола и зачатия, а впрочем, и самого дыхания, что становится ясно: не этому " последнему язычнику " , не его единомышленникам и братьям по духу было дано защищать права мудрой естественности против христианского аскетизма. Если они не шли в пустыню и не предавались аскезе, то не потому, что относились к телесному началу в себе с непринужденной жизнерадостностью, а скорее потому, что в отличие от христиан не надеялись очистить свою плоть никакими постами " (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Послушание, по словам Отцев Церкви, равняется мученичеству и исповедничеству (Дост. Сказ. о подвижнич. св. Отцев. Спб. 1871 г., стр. 332). Св. Григорий Великий говорит: «послушание лучше жертвы и приятнее Богу, ибо в жертвах закалается чужая плоть, а в послушании собственная воля (нрав. прав.). Послушание, по свидетельству Варсонофия, искореняет все страсти, насаждает всякое благо (Варс. вопр. 223), приводит Сына Божия обитать в человеков (вопр. 226), возводит человека на небо и творит подобным Сыну Божию, Который послушлив был Своему Отцу, даже до крестной смерти (вопр. 250). Чрез послушание в короткое время так угождают Богу, что по смерти сподобляются одинаковой награды с трудившимися долгое время (Сл. Дороф. о сам.). Многими опытами известно, говорит преп. Кассиан, что монахи никогда не могут потушить в себе пламени гнева, печали, нечистоты: не могут приобрести истинного смирения, не могут долго жить с братьею в мире твердом и постоянном, ни остаться наконец в монастыре, если не научатся подчинять свою волю воле начальника. Из сказанного выше видно, что с самого начала христианства, по наставлению св. Апостолов, многие из верующих пребывали во всегдашнем девстве и целоомудрии, в добровольной нищете и в полном послушании пастырям, не обязываясь торжественными обетами, жили, или в разных местах отдельно, или в немногих обществах. Учреждение монашества Но в четвертом веке из сих лиц образовалось особое звание монахов, которые соединились в определенных местах, названных монастырями, под определенными правилами и стали давать торжественные обеты в сохранении всегдашнего девства, нищеты и послушания. Это было делом особенного промысла Божия. Антоний Великий , по откровению Божественному, первый удалился в пустыню, стал принимать к себе в сожительство других и давал им особенные келлии (Афан. Вел. в жизн. Антон.). Все они находились в полном безусловном послушании, как у Преподобного Антония, так и у других, по его указанию, мужей, опытных в духовной жизни. После Пахомий Великий устроил общежитие, написал правила для монашества и первый стал облекать иноков в полный монашеский образ – схиму, по наставлению Ангела (Паллад. Лавс. 34. Спб. 1854 г. стр. 113–116). Из Египта перенесено монашество в Палестину Иларином, учеником Антония Великого . Отсюда распространилось в Сирии, потом в Армении и Понте. Василий Великий написал правила для монахоъ, принятые всею Церковью в руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

746 Епископ этот написал книгу против манихеев и другую о надписаниях Псалмов; сохранились его два послания, первое к епископу Евдоксию, второе – к инокам Александрийским. Он заслужил прозвание схоластика, то есть ученого преподователя. Иерон., О знам. муж., гл. 99. 751 Евгарий равным образом составлял правила, изречения и не большие богословские сочинения. Все эти творения писателей египетских собраны в Bibliotheque des Peres de Gallandi.– В России же известны издавна по различным славянским переводам, а в последнее время переведены на русский язык почти все Отеческие подвижнические книги и изданы иждивением Оптиной Козельской пустыни. – (Примеч. переводчика). 753 По Galland., Biblioth. Pat.; Иероним, (О знам. Муж., гл. 92) говорит, что Трифилий был мужем самым красноречивым на Кипре и написал толкование на Песнь Песней. 754 По Fabric., Biblioth. grate. Его следует отличат от арианина Астерия, о котором говорит Иероним в знам. Муж., гл. 94. 759 Иероним, О знам. муж ., гл. 115; Паллад., His. Laus.; Феодорит, Пис. 145; И.Ц., кн. IV , гл. 26; Созомен, И.Ц., кн. ΙΙΙ, гл. 16. 761 При изложении Истории приводились в подлиннике письма Осии и Юлия, делающие большую честь этим епископам. 763 Евсевий Версельский перевел толкования Евсевия Кессарийского на Псалмы; есть его еще несколько писем. Обнародован был его манускрипт о Евагелиях. См. t. XII Patrologie lalin« Migne к Bibliotheque des Peres Gallandi. 774 Там же, § 20. Должно заметить, что святой Иларий говорит весьма ясно: что Святой Дух исходит только от Отца. Он нисколько не учит, что Сын участвует в личных свойствах Отца, когда говорит, что Святой Дух исходит от Отца через Сына (кн. XII, §§ 55 и 56). Он рассматривает Духа Святого только относительно посланничества Его, которое действительно от Отца и Сына. 779 Имеются Зеноновы небольшие трактаты о различных догматических вопросах, на некоторые главы Писаний, небольшие беседы оглашенных и новопросвещенных. С. Зенон. 780 Оптат написал op. Edit. Ballerin, в семи книгах: О расколе донатистов. Было уже приведено и еще будет приводиться это важное историческое творение S. Optat. Melev. op. Edit. F.llies du Pin.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории почитания трёх святителей и происхождения их праздника 12.02.2024 32 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру 30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Три Святителя Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Епикт.). Подобных случаев много встречается в житии св. подвижников. 42. Св.подвижники говорят, что единомыслие в служении Богу и нестяжательность суть огненные крылья, которыми монах возлетает к Богу (Пролог.12 июля. Лист 41 на об.). Пост, говорят св. отцы, доводит до средины спасительного пути, чистота девства - до небес, а послушание с дерзновением вводит к Богу (Пролог. 16 февр. Лист133 на об.). Авва Иоанн Колов говорил: " Одному старцу в восхищении было такое видение: три монаха стояли на одном берегу моря, и с другого был к ним голос, говорящий: возьмите огненные крылья и летите ко мне. Двое из них взяли и перелетели на другую сторону. А третий остался, горько плакал и кричал. После и ему даны были крылья, только не огненные, а слабые, так что он погружался в море, с трудом опять поднимался и после многой скорби достиг другого берега " (Достоп. сказ, о подвиж. св.отц. 13.С103). Это видение относится к тем монахам, из коих одни, провождая строгую жизнь в нестяжательности и подвигах самоумерщвления, удобно, как на огненных крыльях, достигают предела блаженной вечности, а которые живут не так строго, те, погружаясь в волнах житейского моря, с большим трудом и скорбью переплывают чрез него. 43. О прп. Пахомии Великом говорят, что когда плотские вожделения и помыслы о мирских удовольствиях сильно возмущали его дух и колебали намерение подвизаться в монашестве, - он подавлял их воспоминанием данных Богу обетов (Чет.Мин.15 мая). Так же и Симеон Христа ради юродивый и Иоанн спостник его против искушений укреплялись в иночестве воспоминанием своих обетов (Чет.Мин.31 июля). 44. Иночество по возвышенности обетов называют вторым крещением: блж. Иероним (in Epist. 25 de obitu Blesille et in Epist. ad Demetriadem.), из западных богословов: Бернард (in libro de pracepto et dispensatione.), Фома (2 quest.ult.Art3.), Беллярмин (Theol.Controuers. T.II. de Monach.). 45. Монах Пахон рассказывал о себе Палладию: " Будучи уже 70 лет, живя в своей келье более 40 лет, во все это время по навету диавола непрестанно был я смущаем похотью. В одно время до того возгорелась эта страсть, что вовсе не имел я сил противиться ей, даже отчаялся в помощи Божией, думая, что Бог меня оставил; поэтому решился умереть, чтобы не нарушить целомудрия и не осквернить своего тела. С сим намерением пошел я по пустыне и увидел пещеру гиены, вошел в нее, надеясь, что гиена растерзает меня. Но гиена, чрез несколько времени пришедши в пещеру, обнюхала только меня и удалилась. Опять пошел я по пустыне, нашел небольшого аспида, приложил его голову к своему телу, чтобы от смертоносного жала его умереть; но и аспид по Божию покровительству не угрыз меня. После сего услышал я голос с неба: ступай, Пахон, подвизайся против страсти. Я для того попустил такое искушение тебе, чтобы ты не возгордился и не надеялся своими силами победить эту страсть; но чтобы, познав свое бессилие, смирился и просил высшей помощи " (Паллад. Lavs. с.29. appud Rosweid. p.732).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010