274. Преподобный Феодосий Глушицкий Преподобный Тарасий был прежде игуменом одного из монастырей, устроенных св. Стефаном Пермским и участвовал в апостольских трудах его. В 1427 г. уже при втором преемнике Стефана, святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил игуменство и пришедши к преп. Дионисию Глушицкому на послушание, находился при нем 10 лет; преставился в 1440 году при игумене Амфилохии, вскоре после смерти наставника своего Дионисия. О блаж. Феодосии известно только, что он был учеником преп. Дионисия. Мощи их почивают в Глушицком монастыре. Память 12 октября. (Филарет, Рус. Св. под 12 июня. Ист. Росс. Uep. III, 701 и 702 и Верюжский, стр. 211). 275. Преподобный Кассиан игумен Каменский По свидетельству блаж. Паисия Ярославова (Сказание о Спасо-Каменском монастыре, написанное в 1481 году), блаж. Кассиан был постриженником Спасо-Каменским, потом жил в Кирилло-Белозерской обители, при жизни еще самого преп. Кирилла, и был с 1445 г. игуменом Белоезерским. В. кн. Василий Васильевич и св. митрополит Иона дважды посылали его в Царьград к патриарху по церковным делам. После сих поручений великий князь щедро наградил Кассиана и отпустил по желанию его, в Спасо-Каменский монастырь на игуенство, упраздненное со смертию игумена Евфимия. Кассиан скончался там, как в летописце монастыря Каменского сказано, вскоре после преставления блаженного князя Иоасафа (которого Кассиан был наставником) около 1460 г., и погребен на полуденной стороне Спасо-Преображенского собора. (Верюжский, стр. 303 и 304 Прав. Собес. 1861, N 2, стр. 210). Не канонизирован. 276. Преподобныя отцы Антоний и Иоанникий пустынницы бывшии за лесом Близ Вологды в давнее время был дремучий лес. В нем имела притон шайка разбойника Анаки; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где при дороге и ныне показывают могилу его. В этом лесу, в 12 верстах от Вологды, 23 июня 1588 г. явилась подвижнику Иосифу Владимирская икона Божией Матери. Преп. Иосиф основал на месте явления св. иконы храм и обитель; ум. около 1602 года. Иоанникий и Антоний, преподобные Заоникиевские, жили в XVII веке. Мощи их почивают в Заоникиевской пустыни под спудом. В списке святых Вологодской епархии митрополита Евгения, преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками преподобного Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители. В старинных святцах они записаны под 23 июня. (Верюжский, стр. 608–609). 277. Преподобнии отцы Спиридоний и Фауст пустынницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

368 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов. XV – начало XVII в. М., 1998, 75. С. 179. 373 Срезневский H. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1895. Т. И. С. 1734, ср.: С. 824, 851. 376 ВМЧ. Январь. Дни 6–11. С. 514–524; Каган M Д. Житие Павла Обнорского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. (А-К). С. 313–317. 377 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 156–158. 380 Ключевский В. О. Соч. В 8 т. М., 1957. Т. 2. С. 258–262; ИвинаЛ. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985; Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри: X-XVII вв.//Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь . М., 2000. С. 309–315. 382 ПКМГ: Писцовые книги XVI века/Под ред. Н. В. Калачова. СПб., 1877. Ч. I, отд. И. С. 341. Новые данные об указанном явлении приведены в работе: Пулъкин М. В., Захарова О.А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV – первая треть XX в.). М., 1999. С. 46–47. 383 АИ. СПб., 1841. Т. I. 292. С. 531–534; ДАИ. СПб., 1846. Т. I. 25. С. 22–23; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. VI. С. 284–285. 384 Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 445; Житие Дионисия Глушицкого. См.: РГБ. Унд. 1214. Л. 350, 353; «Лаврой» называл Кирилло-Белозерский монастырь Гурий Тушин (запись о написании книги «в дому Пречистыя Богородица и в лавре преподобного отца нашего Кирила», РНБ. Кир. – Бел. 27/1266. Л. 1; воспроизведение записи см.: Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV – первой половины XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодиколо- гии в СССР. М., 1974. С. 100). 387 Источники, использованные составителями грамоты, выявил Н. Серебрян- ский (Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3–4. С. 272–284); о типе псковских монастырей см.: Там же. С. 219–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

406 Ркп. сказание у Толстого 2. 368, 53; у Царского 124, 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском монастыре (Православный собеседник. 1861. 1). Чудеса взяты с записки неизвестнаго. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому. 407 Родословная книга князей и дворян российских и выезжих: В 2 ч./Изд. Н. Новиков. М., 1787 (далее – Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. -Ред.). Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия Ярославского, а не внуком вел. кн. Василия Московского, – как называют иные. 409 Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1, 63, 64. Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия Заозерского». 410 Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея, и взял в приданое Кубену, а у него взял Кубену князь великий» (Известия Археологического общества. Т. II). По родословной книге это относится к брату кн. Андрея кн. Семену; другой брат его, кн. Феодор, по родословной книге, бездетен, как и Андрей, т. е. инок (Родословная книга князей и дворян российских и выезжих). 411 По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; по топографическому описанию Вологды он постригся 20 лет (Словарь святых). Первое без сомнения несправедливо. Если Андрей родился в том же 1429 г., как убит отец его, то скончался он (1453 г.) 24 лет и вступил в обитель на 19 году. 412 Паисий: «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был Ростовским архиепископом. Но Григорий был Ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления кн. Андрея в монастырь. 415 Ркп. «слово о житии прп. отца нашего Афанасия Высоцкого и ученике его игум. Афанасии», написанное в 1698 г. (у Ундольского 288); В Синод. ркп. XVIII в. 85 вместе с житиями св. Серапиона Новгородского и Дионисия Радонежского. Слово, как слово, написано красноречиво и назидательно, но скудно историческими известиями и с ошибками против истории. По слогу и по времени оно принадлежит Кариону Истомину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—61— дался иноком», 1263 что фактически и выразилось в чрезвычайном росте монастырей за XIV и XV в.в. 1264 В силу индивидуальных особенностей своего характера, – склонности к самоуглублению и уединению, – Нил Сорский очень рано и настолько сильно проникся аскетическими воззрениями окружавшей среды, что «от юности» вступил на скорбный путь подвижнической жизни, 1265 избрав местом постриже- —62— ния Кирилло-белозерский монастырь. Но на этом пути он пошел не по тому направлению, какое завещал отец северно-русского монашества, преп. Сергий Радонежский в полном соответствии с культурно-бытовыми условиями окружавшей его жизни, в общем по отношению к иночеству, как бытовому явлению, оставшимися в том же положении и во дни преп. Нила Сорского . Колыбель иноческой жизни преп. Нила Кирилло-белозерский монастырь, 1266 где основателем его был введен строго общежительный устав, 1267 славился подвижническою жизнью —63— иноков, «во всём ревновавших учителю своему», 1268 преп. Кириллу и заботливо охранявших его «предания и учения»; 1269 среди них одним из первых было неодобрительное отношение преп. Кирилла к широкому развитию монастырского вотчиновладения, 1270 причем некоторые из его учеников «под влиянием обычаев святогорских, занесенных из Спасо-каменного монастыря», 1271 шли в этом направлении даже дальше своего учителя: они были принципиальными врагами вотчинного быта монастырей, 1272 убежденным противником которого явился и преп. Нил Сорский . – Вступление в Кирилло-белозерский монастырь открыло Нилу —64— Сорскому удобный доступ в его библиотеку, богатейшую по тому времени во всей Северной Руси; 1273 как человек книжный, 1274 он не замедлил воспользоваться этим, сосредоточив, согласно отмеченным особенностям своего характера, преимущественное внимание на произведениях представителей восточного созерцательного монашества, имевшихся в библиотеке. 1275 Определившийся под влиянием этих книжных занятий склад воззрений Нила Сорского на иночество привлек к нему внимание игумена обители, «нестяжателя» по убеждениям Кассиана 1276 и – сблизил с видным иноком времени, известным противником монастырского вотчиновладения, Паисием Ярославовым; 1277 к последнему Нил Сорский , по крайней мере в начале, стоял в отношении ученика к учителю. 1278 Влияние указанных лиц, главным образом Паисия, еще более укрепило

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

68 ...игумен троицкый Асаф – Иоасаф Скрипицын, игумен Троице-Сергиева монастыря, крестил в 1530 г. будущего царя Ивана IV. 69 ... сына на руки дал... – Василий III вспоминает, как он «вручил» новорожденного сына особому покровительству Сергия Радонежского и троицких иноков. 70 ...от третьего часа и до седмого... – Для 3 декабря – это промежуток времени от 17 час. 30 мин. до 21 час. 30 мин. 71 Петр чюдотворец – первый московский митрополит Петр (1308–1325), поддерживал московского князя Ивана Даниловича Калиту (1328–1341) в его борьбе за великое княжение Владимирское. 74 ...крест Паисиской... – По-видимому, речь идет о кресте Паисия Ярославова, игумена Троице-Сергиева монастыря (1478–1482), крестившего Василия III. 75 Тогда же великая княгини не хотяше итти от него, но отсла ея князь велики... – В ПЛ (и CII) сохранился текст «Повести», описывающий не «этикетное» поведение Елены Глинской у постели умирающего Василия III: «И хоте ей наказывати о житье ея, но в кричанье не успею ни единого слова наказати. Она же не хотяще итти от него, а от вопля не преста, но отосла ея князь велики сильно...» 76 ...в Кирилове монастыре. – Один из крупнейших монастырей к северо-востоку от Москвы, Кирилло-Белозерский, основан в 1397 г. иноком Кириллом. 77 Пречистые образ... чюдотворенные Владимирские... – Икона Владимирской Божьей матери была патрональной святыней Владимиро-Суздальской земли и Московского княжества. 78 ...и по Николу, чюдотворца Гостуньского. – Эту икону Василий III пожертвовал в 1507 г. в построенный им храм Николы Гостунского; она славилась целебной силой. 79 Крестовый дьяк – дьяк из домовой царской церкви; в его обязанности входило читать в царских покоях, говорить псалмы, петь на клиросе. 83 Переманатка, ряска, манатия – части обычного иноческого облачения; скима ангельская – одежда монаха, давшего обет самого сурового отречения от мира. 85 ...сь середы на четверг, в 12 нощи, противу Варварина дни. – Василий III умер в ночь со среды на четверг в 2 ч 30 мин ночи, 4 декабря (в «Варварин день»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89 Об этом единогласно свидетельствуют – как автор письма «о нелюбках» (Прибавл. к Твор. Св. Отцев, X, 505), так и биограф преп. Иосифа (там же, 509–510). – Преемник Ивана III, великий князь Василий Иванович также относился с уважением к нестяжателям, напр. к Гурию Тушину (которому подарил прекрасное «Софоновское Евангелие»), к Вассиану Патрикееву (Приб. к Тв. Св. Отц., X, 507–521), к Максиму Греку и проч. 92 Мнение о происхождении преп. Нила в русской литературе раз­дваивается: одни считают его боярином, другие крестьянином (Архангельский, 1. с., стр. 3). Последнего мнения держится и Архангельский, основываясь на словах преп. Нила: «невежда и поселянин есмь»; но слова эти, очевидно, могли быть вызваны глубоким смирением. Из сборника же Кирил. б. 101 /1178 (л. 253 об.), принадлежавшего старцу Гер­ману (ученику преп. Нила), видно, что у преп. Нила был брат Андрей, который преставился «с год спустя или мало больше» после кончины Паисия (Ярославова), последовавшей 22 или 23 декабря 1501 года. – По исследованию Н. П. Лихачева (Разрядные дьяки XVI в., СПБ. 1888, стр. 67–68), действительно известен во второй половине XV века дьяк Андрей Федорович Майко, в период с 1491 по 1501 г. принимавший послов и ведший с ними переговоры, а в 1495 году ездивший с Борисом Кутузовым послом в Литву (стр. 67). – Очевидно, что это и был брат преп. Нила, ибо время его жизни вполне совпадает с показанием сборника Кирил. б. 101 /1178. – Замечательно, что рядом с дьяком Майковым и всегда на первом месте упоминается дьяк Федор Васильевич Курицын (Н. П. Лихачев, о. с. стр. 68). – Не объясняет ли это связи между жидовствующими и сторонниками преп. Нила, которая выразилась в отсутствии казней их с 1488 по 1504 г. и в полемике против казни жидовствующих. Припомним слова автора письма о нелюбках относительно отношений Ивана к нестяжателям. – О сословном составе класса дьяков, см. у Н. П. Лихачева, Разрядные дьяки, стр. 549 и стр. 137 и след. Подробнее о приписках на рукописи Кирил. библ. 101/1178 см. в моем сообщении: «Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в конце XV века». СПб. 1897 (издание И. Общества Любит. Древн. Письменности стр. XXXV и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

XX в. К. назван местночтимым вологодским святым, его имени нет в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. М., 1987. С. 369). Имя К. вошло в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841, возобновлено в 90-х гг. XX в.). Ист.: АСЭИ. Т. 2. С. 58-116. 97-183; С. 139. 215; С. 143-146. 223; С. 279-282. 315; Иосиф Волоцкий, прп. Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих: Слово 10//Древнерус. иноческие уставы/Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 98-112; Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; то же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; То же//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-43; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2007. С. 88-89; Житие Кирилла Белозерского, написанное Пахомием Логофетом//Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, Е. Г. Водолазкин, Е. Э. Шевченко. СПб., 1993. С. 54-55, 86-91; [Братский синодик Кирилло-Белозерского мон-ря]// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1. Прил. 5. С. LIX-LXXXIII. Лит.: СИСПРЦ. С. 144-145; Некрасов И. С. Пахомий Серб, писатель XV в. Од., 1871; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 284-285; Верюжский.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

  Библиография     Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589 гг.)/митр. Макарий (Булгаков). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 173.  Послание Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь//Библиотека литературы Древней Руси. РАН Институт русской литературы. Т. 11. XVI в./под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. С. 14–42. С. 12.   Будовниц И. У . Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв./И.У. Будовниц. М., 1966. С. 173.  «Церкви у них не бысть… из-за нападения ради неверных человек… не вси приаша святое крещение, но множество живуще неверных человек»: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г.М. Прохоров и С.А. Семячко. Спб., 2005. С. 34. Синицына Н .В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV–XVI)//Монашество и монастыри в России XI–XX века: Исторические очерки. М., 2005. С. 19.   Шамина И. Н . Глушицкий Сосновицкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь/И. Н. Шамина//Православная Энциклопедия. М. Т. 1. С. 615–616.  Житие преподобного Дионисия Глушицкого//Святые подвижники обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Климентский, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. РАН Институт русской литературы (Пушкинский Дом)/под ред. Г. М. Прохорова и С. А. Семячко. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 139.  «Да из иных княжений приходящие…податей не платят никаких», Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XV вв. Т. 3. М.: Изд-во «Наука», 1964. С. 234.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого….С. 120.  Эти церкви называет и пишет, что они существовали и в последующие столетия. Суворов Н. И . Глушицкий монастырь Вологодской епархии/Н. И. Суворов. Вологда, 1876. С. 32.  См. Житие преподобного Дионисия Глушицкого… С. 121.

http://bogoslov.ru/article/6174669

А ныне ты Митрополита и Епископове, и игуменов судищи; а чернец еси простой, якоже и вси мы иноцы». – Во втором письме, отвечая на извинения Германа в огорчении, причиненном вышеизложенным отзывом, Нил прибавляет: «сего ради к тебе жестоко пишу, поминая твоего духовнаго отца и своего непрелестнаго наставника (Иосифа?) и житие и подвизи и к Богу правую и истинную его веру, и не могый терпети не от тебе, но и от всех твоих советников, на сие шипевание устремившихся». 7) Архиепископ Ростовский Вассиан был брат Пр. Иосифа Волоколамскаго. Он управлял Епархиею Ростовскою с 1506 г. Генв. 18 д и скончался 28 Авг. 1516 г. Этим определяется и время описываемаго происшествия. 8) Не сговорил, т.е., переменил своего показания. Ниже: опомълся, т.е., положил опалу. – И меня греха доставил, т.е., и меня ввели в грех. 9) О судьбе Вассиана после собора Князь Курбский пишет: «блаженнаго Вассьяна, по плоти сродника своего изымав (В. Князь), заточити повелел и связанна святаго мужа, аки злодея, в прегорчайшую темницу, и подобным себе в злости презлым Осифлянам, в монастыре их отослал и скорою смертию уморити повелел. Они же яко лютости его скорые послушницы и во всех злых потаковницы, паче же еще и подражатели, умориши его вскоре» 24 . Так как в разсматриваемом нами письме уже говорится и об опале Великаго Князя на Вассиана, и о смерти сего старца в Иосифовом монастыре; то отсюда можно сделать заключение о времени, когда оно писано. 1 Как сказано в указании материалов Отечественной Истории (Журнал. Министер. Народ. Просвещения 1834 г.) § 119, где между сочинениями Вассиана, Архимандрита Вотьмицкого упоминается о вражде на Иосифлян. 4 Рукоп. Синод. N 79. (Ист. Г .Росс. Т. VI» пр. 622., Иосифова Волоколамского монастыря в 4 д. N 290. и Московской Духовной Академии под N 200. Неизвестно, на каком основании Историограф относит сей собор к 1500 г., тогда как, по свидетельству рассматриваемого письма, это было в 1503 году. 5 Пользуемся списком с сего жития, полученным из Иосифова Волоколамского монастыря. В прибавл. к Твор. Св. От. 1847 стр. 225. Оно приводится под числом третьим. 9 Из трудов Паисия, относящихся к сему времени, между прочим, известна его запись о Спасокаменном монастрыре на озере Кубенском (Рукоп. Троицк. Серг. Лавры). Но так называемая выпись из граматы к В.Князю Василию Ивановичу о сочтании втораго брака, как по времени, так и по содержанию своему не может принадлежать сему старцу, Паисию Ярославовичу. 20 Ист. Гос. Рос. Т. V. Изд. Эйнерлинга стр. 109. Он-то, может быть, означен в Родословных книгах, по мирскому имени, таким образом «Князь Данило Лупа, бездетен; а был в черницах в Иосифове монастыре». Родослов. Ч. I. Стр. 196. Иван Александрович Звенигородский, родный брат его деда Глеба, в 1463 г. был избран во Пскове «на княжение». И. Г. Р. Т. VI. Пр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А только, государь наш, сын твой князь великий, того не обыщет, а тех не казнит, ино как ему с своей земли та соромота свести? Ано фрязове по своей вере какову крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про Шпанскаго короля (Фердинанда II Католика), как он свою очистил землю, и аз с тех речей и список к тебе послал. И ты бы, господине, великому князю о том пристойно говорил, не токмо спасения ради его, но и чести для государя великаго князя». Так, по инициативе Геннадия на соборе 1490 г. встал в ясной форме пререкаемый вопрос о казни еретиков. Этому, чуждому духу Востока, идеалу костров инквизиции противостояли на соборе не только интриги двора и друзей ереси, но и безупречные идеалистические фигуры вождей заволжских старцев, присутствовавших лично на соборе, преп. Нила Сорского и игумена Паисия Ярославова. Протокол собора попутно дает знать нам, что состав его был, по древне-русскому обыкновению, не узко епископский. Тут присутствовали: «протопопы, священники, диаконы и весь священнический собор русской митрополии». Что собор в наказаниях еретиков не пошел по стопам Геннадия, это не вызывает недоумения. Не в духе и не в характере русской религиозности физические казни за веру. Недоумение вызывает другая сторона дела. После столь великого шума, поднятого около дела открытия ереси, судебно-следственная сеть во всем Новгороде и Москве могла выловить всего-навсего только девять человек, и то почти исключительно духовных лиц, и при том связанных между собой семейным родством. Преп. Иосиф, со включением инока Захара-стригольника, перечисляет поименно всего только девять лиц: протопопа Гавриила, попа Дениса, Максима попа Ивановского, Василия попа Покровского, Макария диакона Никольского, Гридьку диака Борисо-Глебского, Васюка, зятя Денисова, Самуху диакона Никольского. Характерно, что вся эта группа, кроме своей профессиональной связанности, проявила на соборе еще и удивительную силу упорств и невыдачи друг друга, т. е. как-будто были они связаны клятвой конспирации и даже, по-видимому, симулировали коллективное умопомешательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010