В сборнике РГБ. Ф. 178. 1257 приведены еще неск. повестей, относящихся к И.-В. п.: рассказ не названного по имени инока о наказании предававшихся блудному греху (см. о переводном характере рассказа: Турилов А. А. Чудо о добродетельной попадье, введшей мужа в смертный грех//Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001. С. 52-58); повествование прп. Паисия (Ярославова) об иноке, прельщенном бесом, который являлся в облике ап. Фомы; рассказ инока Ионы, духовника Тверского еп. Акакия , о священноиноке, впадшем в блудный грех и служившем после этого литургию; повесть прп. Иосифа Волоцкого о человеке, пившем вино прежде литургии в праздник св. апостолов Петра и Павла и наказанном ап. Павлом. И.-В. п. является характерным памятником иосифлянской (см. Иосифляне ) агиографии. Особое внимание в патерике уделено наставлениям в важных в первую очередь для монахов добродетелях: поучениям о борьбе с искушениями и бесовским прельщением, о твердости в вере и в соблюдении монашеских обетов, о стойкости в терпении скорбей, о нестяжании, воздержании и нищелюбии. И.-В. п. включает значительное число повествований, связанных с загробной участью людей: описание видений умерших и вновь вернувшихся к жизни людей, рассказы о чудесном исцелении и даже воскрешении. Эти сюжеты характерны для произведений, созданных в Иосифовом Волоколамском монастыре, где особое внимание уделялось упорядочению практики заупокойного поминания. Ист.: Волоколамский патерик: (По ркп. Моск. Синод. б-ки 927, XVI в., л. 2-42). Серг. П., 1915; Волоколамский патерик/Предисл.: архиеп. Питирим [Нечаев]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 175-222 [в сокр.]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 81-106; коммент.: С. 316-350, 424-445; Волоколамский патерик//БЛДР. 2000. Т. 9. С. 20-69. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 1. С. 143-144; Ключевский. Древнерус. жития. С. 294-295; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых, 1-5.

http://pravenc.ru/text/673723.html

Из церковно-учительных, исторических, лит. и публицистических памятников, к-рые в сборнике РНБ. Q.XVII.67 представлены древнейшими или уникальными списками и имеют важное значение для изучения рукописной традиции, следует отметить: памятник лит-ры нестяжателей «Повесть зело полезна отца Нила» (изд. по данному единственному списку краткой редакции: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 319-341); большую подборку статей с предисловием из собрания сочинений прп. Максима Грека в редакции кон. XVI в., близкой к Синодальной; древнейший список «Повести о новгородском посаднике Щиле» (изд.: Еремин И. П. Из истории старинной рус. повести: Повесть о посаднике Щиле: (Исслед. и тексты)//Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 59-151); краткий (очевидно, первоначальный) вариант Сказания Паисия (Ярославова) о Спасо-Каменном мон-ре (изд. Г. М. Прохоровым: КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162); список кормовой книги Тихвинского монастыря 1590 г. (изд. по данной рукописи: ДАИ. Т. 1. 135). Особое значение имеет переписанный И. С. текст Первого послания кн. А. М. Курбского царю Иоанну IV. Сделанный, вероятно, в период посещения книжником Москвы в 1595 г., данный список является единственным сохранившимся списком XVI в. текста из переписки Курбского и Грозного, он сыграл решающую роль в полемике о подлинности переписки (см.: Морозов. 1987). В одной тетради с посланием Курбского находится традиционный элемент его «конвоя» - выписки из «Повести о двух посольствах» (часть легендарной переписки Иоанна Грозного с тур. султаном и имп. Максимилианом) (Л. 14 об.-15), который подтверждает гипотезу о формировании памятника не в нач. XVII, а в кон. XVI в. Особой исправностью отличается переписанный И. С. в нач. XVII в. текст Судебника Иоанна IV 1550 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 1. 4 - тетрадь, отделенная от сборника РНБ. Q.XVII.67; впервые издан К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым : Законы вел. кн. Иоанна Васильевича и Судебник царя и вел. кн. Иоанна Васильевича с дополнительными указами. М., 1819; использован в изд.: Судебники XV-XVI вв. М., 1952). В той же тетради помещены 6 указов 1555-1557 гг. (см.: Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 35-36, 39-43, 44-45; 2 указа изд. по рукописи И. С., остальные использованы для разночтений).

http://pravenc.ru/text/578350.html

О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был " скорописец " . В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, наставником имел известного старца Паисия Ярославова. Уже в начале монашества Нила, по-видимому, не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут " не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению " , поэтому вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря паломником на Восток - в Константинополь и на Афон, где имела широкое распространение " скитская " , созерцательная жизнь монахов. Через несколько лет, возвратившись с Востока, преподобный Нил поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего уединения и для воплощения своих монашеских идеалов ушел на реку Copy, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, Он писал об этом так: " Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно " . Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд, Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Это произошло в 1480-е годы. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался. Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего " рукоделия " . " Для потребы братии " на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Сам преподобный Нил изучал Божественное Писание, переписывал книги, составлял сборники житий. Авторитет старца в то время был так высок, что с его мнением считались высшие иерархи Русской церкви. Например, в 1489 году, когда было широко распространено ожидание конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу. Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве. На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления-вотчинами. По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.

http://sobory.ru/article/?object=14688

обители, а другое из чина Сергиевой. К старцу высокой духовной опытности спешили приходить за советами и он с любовию преподавал их. Достигнув глубокой старости, преп. Мартиниан ум. 12 января 1483 года. Обитель его упразднена в 1798 году и храмы ее сделались приходскими, но хорошо сохраняются усердием причта и прихожан. МЕсто погребения преп. Мартиниана было снаружи главного храма, но в последствии пристроен и освящен в честь его придел, где почивают мощи его, обретенные в 1514 году, под спудом. Рака, обложенная серебром, устроена в 1643 году. (Мои «Письма с Севера», стр. 55–57 и 94). Житие Белозерских подвижников Мартиниана и Ферапонта составляют одно целое и написаны одною рукою. После собора 1547 года, игумен Ферапонтова монастыря привез в Москву жития обоих святых и отдал митроополиту, который на втором соборе велел прочитать «книгы тыя, жития святых и чудеса» и установил праздновать память Ферапонта и Мартиниана (Ключевский, стр. 272–273). По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Мартиниан подобием сед, брада аки Власиева, ризы преподобническия, инии пишут ризы поповския». (Филимонов, стр. 43). 283. Преподобный Нил начальник Сорския пустыни скитскаго жития на Беле озере, преставися в лето 7016 Из дворянского рода Майковых. Он родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Спустя несколько времени, он пошел, вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, к святым местам восточным и несколько лет провел на Афонской горе и в монастырях Константинопольских. Возвратясь в Белозерский монастырь, преп. Нил уже не остался жить в нем, но срубил себе келью невдалеке от него; потом отошел за 15 верст, где водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней ископал кладязь, а когда собралось к нему для сожития несколько братии, то построил деревянную церковь Покрова Богородицы. Как для себя, так и для учеников своих, преп. Нил поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское (аскетское). При построении храма надлежало сделать на болотистой почве высокую насыпь, тем более, что под церковью назначалась братская усыпальница. Руками богомудрого старца и живших при нем скитников

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

От брака с неизвестной по имени княгиней (Агафья Мстиславна?) у К. В. родились 3 сына: Ростовский и Белозерский кн. мч. Василий (Василько) Константинович , ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович и угличский блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович . После погребения К. В. его жена «над гробом мужа своего» постриглась в монахини с именем Агафия († 1221). В XIII - нач. XX в. К. В. поминался на территории бывш. Ростовской епархии, в городах Ростово-Ярославской земли как родоначальник местной династии князей, а во Владимире, Москве и Н. Новгороде - как вел. князь Владимирский. Отдельные памяти К. В. встречаются в многочисленных синодиках соборов и мон-рей Ростовской епархии. «Великого князя Констянтина» с пометой «Всеволодичь» поминали в синодиках нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. С. 54. Л. 24 об.; РГБ. Рум. Ф. 256. 387. Л. 41). В вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. читалась «великому кн(я)зю Константину Всеволодичю Володимерскому вечнаа памят(ь)» (РНБ. Погод. 1595. Л. 165). К. В. как предок легендарного кн. Глеба с сер. XVI в. также упоминался в Сказании о Спасо-Каменном в честь Преображения Господня муж. мон-ре ( Новикова О. Л. Летописные заметки в кирилло-белозерской рукописи 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М., 2008. Вып. 12. С. 38-90; ранее Сказание ошибочно приписывалось Паисию (Ярославову) и датировалось нач. XVI в.- Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. 1991. С. 139, 153). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 15, 74-75, 92-93, 113; Родословная книга//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15-16, 25, 35, 37, 140, 212, 219, 228, 231, 232; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 55-57, 254-257; Т. 4. Вып. 1. С. 186-197; Т. 5. Вып. 1. С. 193-201; Т. 7. С. 120-124; Т. 15. Стб. 318-325; Т. 25. С. 111-114; Т. 26. С. 61-66; Т. 27. С. 38-41, 234, 320; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 271, 278, 281, 283, 284, 286-287, 289-291, 294-295, 297, 300-309, 329; Новые родословные книги//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 13, 96, 101; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 18, 39, 47, 163, 164.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Первое время борьба с ересью велась не на почве догматических споров и обличений, а исключительно средствами административных кар. «Люди у нас просты, - писал Геннадий в одном из своих посланий, - не умеют говорить по обычным книгам, так лучше поэтому о вере никаких прений не плодить. Собор нужен не для прений о вере, а для того, чтобы еретиков казнить, вешать и жечь». Однако впоследствии Геннадий наряду с суровыми казнями стал бороться и духовным оружием. Он призывал к себе ученых старцев Паисия Ярославова и Нила Сорского «о ересях тех поговорити» и разыскивал по монастырям книги, нужные для борьбы с еретиками, заботился о распространении в обществе сочинений, направленных против жидовства и жидовствующих. Так, по его поручению были переведены на русский язык сочинения: «Магистра Николая Делира, чина меньших феологии преследователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в православной вере похуляюще», «Учителя Самоила евреина на богоотметные жидове, обличительно пророческими речми, гл. 25» и «Иаков жидовин, вера и противление крестившихся иудей во Африкии и Карфагене» (все три рукописи в собрании Царского). Геннадию вообще пришлось сыграть видную роль в истории русского просвещения. Имя его связано с составлением славянского кодекса библейских книг. «Собрание ветхозаветных книг, какое имеем в полных списках Библии, говорят Горский и Невоструев, справедливо можно назвать Новгородским, и должно отнести к концу XV столетия и приписать заботливости архиепископа Новгородского Геннадия. Несомненно известно, что он, имея дело с еретиками жидовствующими, отыскивал по монастырям русским разные книги Ветхого Завета. Известно также, что он поручил переводить некоторые книги Ветхого Завета с латинского языка. И при нем же, спустя 6 лет после перевода последних книг Ветхого Завета, в Новгороде писан старший из списков полной Библии, и в этом списке помещен тот же самый перевод с латинского». До этого времени ни у русских ни у южных славян не было библейского канона, библейские книги были рассеяны по разным сборникам самого разнообразного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

прожил 5 лет и преставился 10 сент., «на память святых мучениц Минодоры, и Митродоры, и Нимъфодоры». Т. о., согласно Житию, кончину И. следует отнести к 1457 г. (в церковной историографии датой преставления И. традиционно считается 1453). В Житии повествуется об И. как об исихасте, рассказывается о совершении им Иисусовой молитвы. В тексте имеется обширное заимствование из широко распространенного на Руси соч. «Молитва к Господу Богу нашему Иисусу Христу, Иоанна Златоустаго моление» (нач.: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Аще кто сию молитву, требуя ея, глаг[о]леть, яко из ноздри дыханиа…»; цит. по списку: ГИМ. Син. 322. Л. 128 об.; об этом тексте см.: Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI в. СПб., 1914. С. 9). Один из списков «Молитвы...» находится в сборнике, который традиционно связывают с именем Паисия (Ярославова) - РГБ. Ф. 304/I. 747. Л. 451 об.- 452, однако в нем отсутствует указание на авторство свт. Иоанна Златоуста. Впосл. эта статья вошла в «Цветник священноинока Дорофея». В связи с этим свт. Игнатий (Брянчанинов) полагал, что именно по «Цветнику...» «обучился Иисусовой молитве преподобный Иоасаф Каменский» ( Игнатий (Брянчанинов), еп. Соч. М., 2001. Т. 1. С. 411). Однако в Житие И. «Молитва...» не могла попасть из «Цветника...», к-рый был составлен не ранее XVII в. (в данном сборнике в «Молитве...» нет указания на свт. иоанна Златоуста). Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Амфилохий и Дионисий Глушицкие, Иоасаф Каменский. Фрагмент иконы «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) При описании 3 первых чудес в Житии И. в качестве лит. образца были взяты чудеса блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского (см. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ): чудо «О некоем человеце Тимофее» восходит к чуду кн. Феодора «О болящем трясовицею», рассказ «О юноши князе Романе» - к чуду кн.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Равным образом, рядом с господствующим направлением к общежитию, сохранялась и развивалась на Руси и жизнь анахоретская 19 . Скитничество особенно сильно держалось в той местности, в которой, из всех областей русских, более развито было чувство свободы и сознание личности, – именно на севере, в землях новгородских. Северная полоса России в 15 и 16 веках переполнена была скитками, в которых поселялись отшельники 20 . Пр. Нил первые живые уроки подвижничества, закрепившие в нем стремление к анахоретской жизни, получил из монастыря Спасокаменного (на Кубенском озере). Первым наставником его на этом пути был строгий и просвещенный старец Паисий Ярославов, сначала инок Спасокаменного, а потом Белозерского монастыря 21 . Сохранились известия, что первый игумен Спасокаменного монастыря, присланный по желанию братии великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, был грек Дионисий, прибывший с Афона. Он ввел в своей новой обители устав Афонской горы, построенный не столько по началам общежития, сколько келейной или скитской жизни 22 . В последующее время предания об Афоне поддерживались в иноках этого монастыря живыми сношениями с греческими землями. Так игумен его Кассиан, по поручению великого князя Василия Васильевича и митрополита Ионы, дважды ездили в Царьград по некоторым обстоятельствам, с вопросами «о церковном исправлении» 23 . Наставления Паисия глубоко запали в душу пр. Нила, так что он и в самом монастыре Кирилловом старался жить по подобию отшельника. «Ты сам веси, писал он впоследствии Иннокентию, егда в монастыре купно жили есмы, яко соплетений мирских удаляюся, и творю, елико по силе, по божественных писаниях» 24 . Живя на Афоне, пр. Нил во первых изучал внешние виды иночества, в особенности житие скитское, которое существовало там на ряду с киновитскими учреждениями и было в большом развитии на востоке. Но главным образом он вразумлялся устными и письменными наставлениями великих отцев отшельников, стараясь вникнуть в смысл и дух так называемого «умного делания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Нельзя сказать, чтобы Макарий во всей полноте осуществил свою задачу – собрать и расположить в порядке церковного календаря «все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются». С одной стороны, несмотря на широту избранной системы, многие статьи и книги, вошедшие в его собрание, не имеют с ним органической связи: он должен был сделать из последних чисел месяцев нечто вроде дополнений, где он помещал разнообразные памятники литературы, не укладывавшиеся под его систему. С другой стороны, значительное количество произведений, несомненно читавшихся на Руси во время составления миней, не попало в них. Не говорим уже о русских летописях, которых, несмотря на преобладание в них церковного характера, мог и не иметь в виду собиратель и которыми он воспользовался в другом чисто историческом сборнике (Степенной Книге). Даже в собранном им запасе житий, составлявших основной, существенный материал миней, не находим многих русских произведений, существовавших в то время. Так, нет древнего жития Антония Римлянина, написанного учеником его Андреем около половины XII века, – одного из древнейших русских житий; не находим и жития Моисея, архиепископа Новгородского, написанного Пахомием Логофетом, нет жития Ефрема Перекомского, Иосафа Каменского и других, написанных несомненно до возведения Макария в сан митрополита Не вошли в его минеи и другие русские статьи, читавшиеся в то время: укажем, например, на отсутствие любопытных сказаний Паисия Ярославова (XV век) и некоторых произведений Иосифа Волоколамского. Можно было бы продолжить перечень опущенного в четиих минеях. Но самые эти пропуски и весь состав миней, вся форма их – есть важный, обильный выводами факт для истории русской литературы и письменности. Может быть, ничто лучше этих миней не познакомит нас со свойством той умственной и нравственной пищи, которою питался русский грамотный человек XV и XVI веков. Благодаря им мы можем подробно осмотреть внутренность той оружейной палаты, из которой брал он самые надежные моральные доспехи. Обширная библиотека, совмещенная в этих минеях, дает наглядное представление того, что особенно ценилось, что имело наибольшее обращение в среде читающих людей первой половины XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

         Напомним слова Паисия Святогорца : Сущность монашества Бог и связь с Ним. Если я пойду в военную часть и скажу им, что есть монашество, все захотят стать монахами. Но, если они сами придут сюда, им, возможно, понравится пение полиелеев в храме, но потом они все равно предпочтут автоматы. Таким образом, суть монашества в сердце. На нас лежит ответственность научить новое поколение истинному монашеству.             Для иллюстрации нашей статьи добавим свежий клип еще одного афонского клоуна с противоположной стороны баррикад " православной идеологии " : Старец Иосиф из Виглы благословляет авиацию НАТО, доставляющую ракеты Джавелин в Днепропетровск для уничтожения населения Донбасса: Комментарии Всего комментариев: 53 2015/04/02, 19:34:28 Киево-Печерская лавра может прекратить свое существование. В результате финансового кризиса, вызванного разжиганием войны и бездарным правлением людей, захвативших на Украине власть, Киево-Печерская лавра осталась без денег. Столичные временщики обобрали ее до нитки. Наместник святой обители владыка Павел сообщил, что монастырь лишился банковских депозитов, и вряд ли теперь их можно вернуть. Кроме того, значительно выросли счета за коммунальные услуги, которые Лавра оплатить не в состоянии: «Ранее за свет было около 300 тысяч гривен в месяц. А за тепло — около 400 тысяч. Газовый котёл установить мы не можем — сейчас газ дорогой. Печи тоже не поставишь — у нас храмы после реставрации», — поделился владыка Павел. Однако на фоне грядущего подорожания тарифов на коммунальные услуги прошлогодние расходы кажутся малыми бедами. Владыка напомнил, что киевские власти сняли льготы на арендную плату для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (как и для прочих православных организаций). «Я даже не могу вам сказать, как будем жить», — посетовал наместник. Похоже, таким образом, как и прежде большевики-безбожники, киевские правители решили уничтожить православную святыню. Киево-Печерская лавра была основана Ярославом мудрым в 1096 году. За время своего существования она не раз подвергалась набегам. Сначала — половцев, потом турок. Самое ужасное разорение было ей нанесено ордами Батыя в 1240 году. Но каждый раз Лавра воскресала, как Феникс из пепла.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=20...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010