361 – рассказ Иосифа Волоцкого о расслабленном постриженнике Симонова монастыря, который был наказан апостолом Павлом за пьянство. Эти «слова» впервые подготовлены к публикации для двадцатитомной «Библиотеки литературы Древней Руси», в настоящем издании они дополняют Патерик, следуя за ним после Рассказы патерикового характера, читающиеся в сборнике из Музейного собрания, сближают с Синодальным списком Патерика Досифея Топоркова общие мотивы преступления против заповедей монашеской жизни и наказания грешников, типичные для иосифлянской литературы. Рассказ Паисия Ярославова о «прельщенном иноке» направлен против затворничества и пустынножительства, которые пропагандировались нестяжателями, сторонниками скитнической формы подвижничества. «Самосмышление» расценивалось автором патерикового «слова» как «начало и корень тщеславиа», поскольку человек «мнит себе доволна суща не точию свой живот управити, но и всех разумнейша и не требующа совета». Подобный мотив встречается в Волоколамском патерике в «слове» о монахе Евфимии, имевшем «слезный дар». Смысл поучения Иосифа Волоцкого братии после смерти праведника, отмеченного во время литургии «светом неизреченным», таков: монахам подобает стремиться не к общению с представителями «горнего мира», ибо можно обрести «вместо пастыря волка», а «послушание имети, и тружатися телесне, и посту, и молитве по силе прилежати, и смирению» (л. 15). Как и в патериковой обработке рассказа Паисия Ярославова, в «слове», записанном со слов Ионы, сюжетно-повествовательная часть не велика по объему и, подобно иллюстрации, предшествует обширному рассуждению, поучительный смысл которого заключается в том, что иноку в большей степени, чем священнику, а священнику в большей степени, чем мирянину, надо избегать «скверны злаго любодеяниа». Развернутость поучительной части патерикового «слова» – черта, не столь свойственная писательской манере Досифея Топоркова, поэтому атрибуция этих произведений именно ему гипотетична. Зато не вызывает сомнений авторство последнего «слова» о расслабленном, который был наказан за то, что прежде литургии выпил заготовленное на праздник апостолов Петра и Павла «питие медьвеное» Этот рассказ был записан со слов Иосифа, главного информанта для автора Волоколамского патерика, и связан с Симоновым монастырем, архимандритом которого в начале XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместе с протестом Скрипицы было «Списание», направленное в защиту соборного постановления, принадлежавшее Иосифу Волоколамскому. В нем автор заявляет, что постановление собора возбудило ропот в обществе, а этот ропот, припоминая пример митр. Феодосия, возбудил сильное волнение вообще в обществе. Преп. Иосиф желает защитить не против укоризн собору, что, запретив служение в миру всем вдовым священникам, он поступил несправедливо и жестоко по отношению к чистым между последними; но желал оправдаться от того обвинения, что собор поступил вопреки канонов или правил церковных. Оправдание против этого последнего обвинения и составляет главную и собственную цель записки Иосифа. Т. к. собор действительно поступил вопреки канонов, то разумеется, что и Иосиф, несмотря на все свое искусство доказывать, не мог доказать, чтобы дважды два было не четыре, а пять. На укоризну собору, что он поступил несправедливо и жестоко по отношению к вдовым священникам чистым, Иосиф отвечает кратко, что иначе «немощно злое то прелюбодейство искоренити». Затем, его ответ на обвинение собору, что этот поступил вопреки канонов церковных, состоит в следующем: он высказывает положение, что «мнози святии отцы из правил апостольских и отеческих оставивша, что есть на вред церкви и на соблазнение христианству», подтвердив это свое положение указанием многочисленных примеров того, что позднейшие соборы отменяли постановления, сделанные соборами, более ранними, он выводит отсюда заключение, что священных канонов соблюдение состоит в том, чтобы сохранять догматы веры. Т. о., ответ преп. Иосифа, совершенно прямо им не высказываемый, состоит в том, будто частные церкви имеют право отменять каноны соборов, относящиеся не к догматам веры, а к благоустройству жизни церковной. Иными словами, сказать: человек консервативнейший, каков Иосиф, из желания оправдать собор, впадает в самый крайний радикализм! На соборе 1503 г. был поднят еще вопрос об отобрании у монастырей недвижимых имений и вотчин. Его возбудили присутствовавшие на соборе старцы Паисий Ярославов и преп. Нил Сорский . Паисий Ярославов, постриженик заволжского монастыря, но какого – неизвестно; их было два: Кириллов Белозерский и Ферапонтов, основанные одновременно и неподалеку один от другого в конце XIV в. преподобными Кириллом и Ферапонтом. В 1479 г. вел. кн. Иван Васильевич заставил было Паисия взять на себя игуменство в Троице-Сергиевском монастыре; но он находился на игуменстве весьма недолго, и в 1482 г. увидел себя вынужденным удалиться с него, о чем летописец сообщает: «принуди его (Паисия) князь великий у Троицы в Сергиеве монастыре игуменом быти, и не може чернцов превратити на Божий путь на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху во то тамо бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися, и остави игуменство».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Его возбудили присутствовавшие на соборе старцы Паиай Ярославов и преподобный Нил Сорский , о котором мы несколько раз упоминали выше. Паисий Ярославов был постриженик неизвестно какого монастыря из так называвшихся тогда монастырей заволжских. Заволжьем, о чём замечали мы выше, называлось тогда Белозерье, как приходившееся от Москвы за Волгой, а монастырями заволжскими назывались монастыри Кириллов Белозерский и Ферапонтов, основанные одновременно и неподалёку один от другого в конце XIV века преподобными Кириллом и Ферапонтом, и с этими двумя большими монастырями малые монастыри и пустыни, находившиеся в их окружности между озёрами Белым и Кубенским 1286 . В 1479 году великий князь Иван Васильевич заставил было Паисия взять на себя игуменство, в Троицком Сергиевом монастыре; но он находился на игуменстве весьма недолго, и в 1482 году увидел себя вынужденным удалиться с него, о чём летопись сообщает: «принуди его (Паисия) князь великий у Троици в Сергееве монастыре игуменом быти, и не може чернцов превратити на Божий путь – на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо тамо бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися, и остави игуменство» 1287 . В 1484 году, как мы говорили выше, великий князь хотел было поставить его в митрополиты на место Геронтия. Преподобный Нил Сорский , ученик Паисиев, получивший своё прозвание от своего монастырька или скита, который он поставил на реке Соре, в 12 вёрстах от Кириллова монастыря, был постриженик этого последнего. Он путешествовал на Восток – в страны цареградские, на Афоне возлюбил образ монашеской жизни, так называемый скитный, и вид монашеского подвижничества, называвшийся умным деланием, и был у нас в России насадителем этого образа жизни и этого вида подвижничества, о чём обстоятельно скажем ниже. Оба старца, учитель и ученик, пользовались глубоким уважением великого князя Ивана Васильевича и были у него, как говорят современные свидетельства, в чести великой 1288 . Они-то двое и возбудили на соборе вопрос об отобрании вотчин у монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так, – замечает она, – в рукописи РНБ, КБ 19/1258 внизу первого листа имеется запись: “Смереннаго иеромонаха Пахомиа иже от Сватыа горы”, которую, возможно, сделал сам Пахомий Серб. […] Еще одна деталь кажется интересной в этой рукописи: почерк на листах 176–227 похож на почерк Нила Сорского …» 18 . Основываясь на этом впечатлении Т. П. Лённгрен, Е. В. Романенко пишет, что, «будучи грамотным и любя книжное учение, Нил Сорский , видимо, участвовал и в переписывании книг для монастыря. В 1458–1470 гг. XV в. в Кирилло–Белозерском монастыре был создан годовой цикл четий–миней. Почерк, которым написано несколько житий в этих минеях, некоторые исследователи отождествляют с почерком Нила Сорского » 19 . Однако же это впечатление (именно впечатление, а не отождествление!) ошибочно: почерк там другой. У нас нет оснований считать, что Нил эти жития переписывал, но наверняка он должен был их читать или слышать за монастырской трапезой. «Письмо о нелюбках» сообщает, что учителем Нила в монашестве был старец Паисий Ярославов, восприемник великого князя Василия Ивановича от купели крещения, и что «князь великий держал их в чести в велице» 20 . Может быть, и личность старца Паисия повлияла на выбор пути к Богу и на формирование личности Нила Сорского ? Кто же таков этот человек? 3 Старец Паисий Ярославов известен как автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре, написанного после пожара того в 1476 г. 21 . Значит, непременно он там бывал, какие-то годы, наверное, жил. Возможно, Нил был его учеником на Каменном острове, но кажется более вероятным (ибо мы ничего не знаем о пребывании Нила Сорского в Спасо–Каменном монастыре), что Паисий какое-то время был «старцем» и имел право учить учеников в Кирилло–Белозерском монастыре, месте пострижения Нила. В числе книг, сохранившихся от библиотеки Кирилло–Белозерского монастыря, есть две рукописи, по–разному связанные с именем Паисия. Одна из них – РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 4/1081, Сборник слов и поучений конца XIV – начала Х вв., называемый «Паисиевским» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Как источник нескольких житий, написанных в XV- XVI веках, важна летопись Спасского Каменного монастыря, составленная Паисием Ярославовым. Архиел. Филарет сообщает, что Паисий был посгриженник Каменного монастыря, не указывая, откуда заимствовано это сведение 245 . Автор известного послания о причинах вражды между монахами кирилловскими и иосифовскими называет преп. Нила Сорского учеником Паисия: по-видимому, отсюда заключают, что Нил. постригшись в Кирилловой обители, находился там под руководством Паисия 246 . Если это правда, то последний около половины XV века был иноком Кириллова монастыря. Но во время игуменства Спиридона в Троицком Сергиевом монастыре (1467–1474) он жил уже здесь, как можно догадываться по списку жития Кирилла Белозерского, сохранившемуся в библиотеке лавры и писанному Паисием для Спиридона В 1479 году он стал игуменом Троицкой обители, по желанию великого князя, и крестил его сына; года через два падение иноческой дисциплины в монастыре заставило его отказаться от игуменства, С тех пор не раз встречаем его в Москве: в 1484 году великий князь советуется с ним о митр. Геронтие и уговаривает его занять место последнего; в 1490 и 1503 годах он является в Москве на соборах. Но нет прямых указаний на место его постоянного пребывания после отказа от игуменства в Троицком монастыре. Из письма архиепископа Геннадия (от 25 февраля 1489 года), в котором он просит ростовского архиепископа Иоасафа вызвать старцев Паисия и Нила и посоветоваться с ними об исходящей седьмой тысяче лет, можно заключать, что Паисий жил в пределах ростовской епархии, в Кирилловом или Каменном монастыре 247 . На это последнее место указывает и составленная Паисием летопись 248 . К заглавию ее обыкновенно присоединяется заметка о составителе: «Той собра от многих от старых книг после пожара Каменскаго монастыря (1476)». Однако ж большая часть известий летописи относится к XV веку; проверив их, можно несколько определить источники и качество всего сказания. Последнее известие в нем, относящееся к XV веку, помечено 1481 годом; отсюда видно, что Паисий составил летопись уже после своего игуменства. Он сообщает известия об отдаче Каменному монастырю великим князем Василием Васильевичем села на р. Пучке, Никольского монастыря в Св. Луке и села в Засодимье: до сих пор уцелели грамоты об этих вкладах 249 . Но в том виде, как сохранилось сказание в рукописях, оно отличается многими неточностями. Смерть ростовского архиеп. Дионисия в 1426 году, по летописи, отнесена в нем к 6903 году; в 1452 году оно дает 15 лет 12-летнему сыну великого князя Ивану; по его рассказу, Кассиан, игумен Кириллова монастыря, сложив с себя игуменство, возвратился в Каменный монастырь, место своего пострижения, еще при вел. князе Василие Васильевиче; следовательно, прежде 1462 года, а по одной грамоте, он игуменствовал в Кирилловом монастыре еще в 1468 году 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Таким образом, связь обители Ферапонта с обителью и преданиями Кирилла констатируется в житии и во время самого Ферапонта и во время Мартиниана, – факт также не лишенный значения. Особенно же, по словам биографа, „воспоминаше блаженный и ciя часто на уме учителя своего hakaзahie преподобнаго си отца кирила чюдотворца слово глаголющее. яко добро рече иноку мoлчahie хранити и hecmяжahie, и отбегати въредящихъ душевная чювьства». О внешних подвигах речи нет; автор более обращает внимание, по-видимому, на исправление душевных помыслов и настроений. В пределах вологодских пользовался значительной известностью монастырь Спасо-Каменный, ведший свое существование из древности. Как известно, летописное сказание об этом монастыре составил знаменитый во 2-й половине XV в. старец Паисий Ярославов 359 ; по его словам, это „первый начальный монастырь за Волгою, за много летъ до npuшecmbiя Кирилла чюдотворца на Бело озеро и Дuмumpiя чюдотворца прилуцкаго на Вологду» 360 ; на основании сведений Паисия, а также рассказов лиц, знавших святого, составлено житие одного из видных подвижников обители, князя Андрея (Дмитриевича, внука Василия II-ro), в иночестве Иоасафа († 1453, память 10 сентября). В. О. Ключевский , по которому житие составлено не раньше 1547 г. 361 , ставит его очень низко в смысле исторического источника, указывая в нем, при сравнительно небольшом объеме, обилие общих мест и обширных заимствований из других памятников. Тот же отзыв делает и г. Коноплев. Это так, если понимать исторический источник в тесном смысле, в смысле свода фактических точных указаний; но в смысле культурно-исторического материала это житие, по-моему, может получить другую оценку. Риторический элемент, действительно, обращает на себя внимание в житии, но немало наряду с ним и черт характерных и даже весьма любопытных. Быть может, это объяснять следуетъ так, что риторическая отделка придана житию позднее, и что сквозь нее проглядывает более старая основа жития, более содержательная, менее сбивающаяся на общую формулу; источниками биографу служили сказание Паисия и какое-то „старое писание» о жизни и чудесах князя. В нашем житии есть некоторые подробности, которые представляют даже совершенно оригинальные его особенности; таково явление самого Христа и беседа Иоасафа с Ним; таково обстоятельное поучение игумена Каменного монастыря пришедшему к нему постричься князю. Источник этих подробностей нам неизвестен; мы не знаем, нашел ли их биограф в „старом писании», или нет; въ сказании Паисия, сообщающем основные фактические данные 362 , их нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

116. Преп. Нил Майков , пустынник Сорский. В Кирилловой обители пользовался он наставлениями умного и строгого старца Паисия Ярославова. Затем путешествовал на восток, чтобы видеть в опытах жизнь духовную, и был, по словам его, «на св. горе Афонской, в странах Цареградских и других местах». В 1490 г., по возвращении с востока, присутствовал он на соборе против жидовствующих еретиков (Соф. врем. II. 237), и по делу о них же св. Геннадий, в 1492 г., желал лично беседовать с ним (§ 106). Один современник пишет: «Нил был в Св. Горе; князь великий держал их (Паисия и Нила) в чести велицей. И егда совершися собор о вдовых попех и диаконех (1503 г.)? нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормыли бы ся рукоделием, а с ним пустынники Белозерские». Волоколамский игумен Иосиф был противного мнения и его голос был уважен великим князем. Для этих рассуждений преп. Нил приходил в Москву уже из Сорской пустыни, где по собственному опыту дознал он высокие преимущества безмятежного, далекого от тяжелых забот о земной собственности, жития скитского. Историю внутренней жизни своей отчасти открывает он в письме к князю иноку Кассиану, по настоятельной просьбе последнего: «теперь пишу к тебе, показывая себя; любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать к тебе о себе. Когда мы жили вместе с тобою в монастыре, сам ты узнал, что удаляюсь я мирских связей и сколько могу, по силам, поступаю по божественному писанию, хотя по лености моей не успеваю. Но просто и не по случаям надобно нам действовать, а по божественному писанию и по преданию святых отцов. Изшествие мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради нея... После отшествия моего (в Палестину) и странствования возвратился я в монастырь (Кириллов), и вне его устроив себе келию, жил, сколько мог. А теперь переселился вдаль от монастыря (за 15 верст); нашел благодатию Божиею место по мыслям моим, мало доступное для людей, как ты сам видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

144 Рук. Тр. Серг. л. 180; в конце книги Симеона на л. 103 тем же почерком приписано: «многогрешного и последнего Пахомие, в лето 6951»; в конце Палеи на л. 355: в л. 6953». В рукописи Моск. дух. акад. 23 приписка того же почерка: «списана бысть сия божественные книги псалмы Давидови повеленьем Сергия старца, Сергиева монастыря казначея, рукою последнего в священноиноцех таха иеромонаха Пахомия сербина, в лето 6967». 147 Списки исчисленных житий указаны ниже в своем месте. Канон Варлааму без имени автора в трефол. XV в. Тр. С. л. 617 и Унд. 100, л. 244; канон Савве с именем Пахомия в сб. Рум. XVI в. 397, л. 25, в трефол. XVI в. Тр. С. л. 624, л. 86, Унд. 101, л. 75; канон митр. Ионе Рук. 397, л. 161; архиеп. Евфимию, там же, л. 146, Унд. 101, л. 324; тропарь из службы Евфимию встречаем уже в сб. 1460 года, принадлежавшем преп. Герману соловецкому (солов. библ. 802). В рукописях XVI в. встречаются каноны преп. Онуфрию и кн. Ольге, но без имени автора (Рум. 397, л. 283; Унд. 104, л. 374). 148 Рассказ об этом помещен между посмертными чудесами в житии по списку в Милют. ч. мин., ноябр., л. 262, с ошибочной хронологической заметкой в заглавии: «О смотрении мощей архиеп. Евфимием в лето 6968». На время, когда написан рассказ, Указывает замечание о дьяке Иване Караимане, державшем лампаду при осмотре: «четырех месяцев не доживе архиепископа Макария». 149 Время этого списка, Писанного рукою Паисия Ярославова и вплетенного в сб. Тр. Серг. л. 764, л. 2–62, определяется припиской в конце его, сделанной Паисием: «Господину игумену Спиридонию живон. Троица сие надписание от рукы грешна инока Паисия, от усердна с любовью, аще и не удобренно, но от желания». Спиридонии игуменствовал у Троицы в 1467–1474 г. 150 П. С. Лет. VI, 196: «И сдумаша и пренесоша мощи его июля в 1, и праздник велик учиниша; и канон принесению мощем учинити и слово доспети о церковном замышлении и о обретении чудотворцев и о обретении Ионине повелеша Пахомию сербину, мниху Сергиева монастыря, иже сотвори два канона». Это «слово на пренесение местных мощей» в Макар, ч. мин. авг. стр. 2161. Ср. Рум. 153, л. 30. Служба в сб. Тр. Сер. л. 1509 г. 590; складывая начальные слова и буквы тропарей канона, получим: «повелением благочестивого великого кн. Иоанна всея Руси, благословением Филиппа митрополита всея Руси благодарно принесеся рукою многогрешного Пахомия сербина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

7 Прохоров Г.М. Паисий Ярославов//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 156, 157. О старце Паисии см. также: Прохоров Г.М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//КЦДР: XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 136–162. 8 Предлагаемое нами определение адресата послания, т. е. старца Паисия Ярославова, вполне соответствует контексту причины его ухода из Троицкого монастыря и оставления настоятельства в нем (См.: Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 245). 9 РФА. Ч. 2. С. 240. Б.М. Клосс, проделавший плодотворную работу по атрибуции посланий митрополита Симона, в отношении адресата данного послания замечает, что его «имя пока узнать не удается» (Клосс 1997. С. 33). 16 Там же. После поставления игумена Симона в митрополиты Троицким настоятелем стал игумен Серапион (позднее – Новгородский архиепископ). 19 Русские летописи. Т. 7: Ермолинская летопись. Рязань, 2000. С. 261–262. Новгородский архиепископ Геннадий на митрополичьей интронизации не был. В своей повольной грамоте он упоминает о распоряжении Великого князя, согласно которому святителю «нелзе быти на поставлении митрополичи» (РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. 2-е изд. СПб., 1908. Стб. 836). 26 Там же. С. 5. Великий князь Иоанн III в своей духовной грамоте называет андрониковского игумена Митрофана своим духовным отцом (Духовные и договорные грамоты. С. 364). Отреченную грамоту его предшественника, епископа Никона (1502–1504), см.: АИ. Т. 1. С. 169–170. 114. 27 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 8. Кроме митрополита Симона, возглавлявшего архиерейскую хиротонию, в ней, несомненно, участвовал епископ Суздальский Нифонт. Сразу после сообщения о поставлении епископа Досифея в летописи говорится о кончине в Москве Суздальского епископа Нифонта, «и положиша в Суздале» его (Там же. С. 8). 29 Таким образом, на Русь вместе с Софией Палеолог прибыл не только будущий святой Русской Церкви – преподобный Максим Грек , но и будущий иерарх – епископ Нил. Он происходил из рода Траханиотов. В 1503 г., очевидно, митрополитом Симоном он был поставлен игуменом Богоявленского монастыря. Известны два его послания: вельможе Георгию Дмитриевичу о панагии и артосе, а также послание князю Юрию Иоанновичу по поводу плотника, упавшего с храма и расшибшегося (Брюсова В.Г. Тверской епископ Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. Т. 28: Исследования по истории русской литературы XI–XVII вв. Л., 1974. С. 180–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Бог дивный во святых Хранит вся кости их И ни единая от них не сокрушится, Да имя Божие святится. Зреть тленное нетленным существо Неверию – соблазн, а вере торжество». 554 315 Patericon. р. 102. Здесь же (p. 96.) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господнего». – Более было бы точности, если бы было сказано начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 316 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисии, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисии. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 317 По ркп. житию храм возобновлен в 1393 г. по благословению рост. арх. Григория, но Григорий посвящен 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4, 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в правосл. собеседн. 1861 г. 1:202–203), но у Паисия не указан год построения храма. 318 Николаевский монастырь на св. Луке грамотою княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. 1, 16. По ркп. описанию святых вологодских «преп. Пахомий на кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и не известны. 319 По ркп. житию храм освящен в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3. 699–700. 322 Записки рус. археол. стр. 39. 41. Древности Кириллова монас. стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 328 Служба у Румянцева 397. У Царского 563. В святцах устава 16 в. (Толстого 1, 100) июля 1. пр. Дионисий глушицкий. 331 Ркп. святцы: «препод. отцы Елеазар и Назарий игумены мурманского монастыря рождества св. Иоанна предтечи, иже в олонецком уезде, новые чудотворцы, родом римляне, преставившиеся в лето 7000 мес. июня, в 4 д.» Свед. о монаст. стр. 423. Об авве Лазаре мар. 8 д. 332 В помяннике елецкого монастыря: «к. Георгия убиенного в Киеве»; в любецком синодике: «в. к. Георгия киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. к. Игоря. – Хавский: «святой Игорь, он и Давид, Олегович». (См. архангельский собор стр. 11. М. 1862 г). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авгус.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн. Но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010