о том, что при возведении на Новгородскую кафедру архим. Геннадий «дал от того две тысячи рублев князю великому» (ПСРЛ. Т. 24. С. 235). Архиеп. Геннадий призывал И. забыть прошлые обиды и вместе «защитить православное христианьство от еретичьскаго нападания». В условиях, когда центральная власть, как духовная, так и светская, не прилагала достаточных усилий к пресечению ереси, Новгородский архиепископ искал поддержки у людей, которые ранее, как и он, были советниками вел. кн. Иоанна III - у И., старца Паисия (Ярославова), а также у прп. Нила Сорского. Свт. Геннадий просил И. привлечь преподобных Нила и Паисия, подвизавшихся в заволжских мон-рях, для полемики с «жидовствующими», поскольку И., по-видимому, поддерживал тесные связи с этими выдающимися представителями русского монашества того времени. Свт. Геннадий также спрашивал И. о наличии в Кирилловом Белозерском, Ферапонтовом и Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мон-рях (с которыми И., по-видимому, также имел контакты) ряда книг, имевшихся у еретиков, к к-рым они, вероятно, апеллировали в полемике. Однако ни о каких действиях И. против «жидовствующих» после 1488 г. неизвестно. Последние годы жизни И. провел в Ферапонтовом мон-ре. Он упомянут во вкладной записи кон. 1510 г. в сб. Слов Григория Богослова, данном бывш. митр. Зосимой в Ферапонтов мон-рь «при старце при Осафе, при бывшем при владыке Ростовьском» (ВОКМ. 6 (7283); Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 56). Согласно Житию прп. Мартиниана Белозерского, И. хранил в обители «сокровище» «нужда ради монастырскыа». На этом основании большинство исследователей полагают, что именно И. являлся заказчиком строительства в обители собора в честь Рождества Пресв. Богородицы (1490) и его росписей, выполненных артелью иконописцев под руководством Дионисия , по всей видимости, летом-осенью 1502 г. И. был похоронен рядом с прп. Мартинианом. Во время погребения архиерея были обретены нетленные мощи прп. Мартиниана.

http://pravenc.ru/text/578100.html

6. 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. 183). Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. 191-199). В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

   «Иноческая милостыня — помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня на столько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, — успокоим его по силе, и если требует хлеба, — подадим ему и отпустим его», — говорил преподобный Нил.    Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже великих князей.    Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель Православия, архиепископ Новгородский Геннадий, в 1492 году, желал лично видеть и слышать суждения преподобного Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже великий князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 г. о вдовых попах и диаконах, старец Нил, как имевший доступ к Самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый Самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белоезерские подвижники.     В своем предсмертном завещании преподобный Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни — в пищу зверям, или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», — а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти». Преподобный Нил скончался 7 мая 1508 г. Святые мощи преподобного почивают под спудом в его пустыни.    Дионисий, когда жил в монастыре Иосифа в хлебопекарне, работал за двоих, при этом пел 77 псалмов и творил по 3 000 поясных поклонов в каждый божий день.    И по смерти святой отец остался верен себе. Так, когда в 1569 году царь Иоанн Грозный хотел, по усердию своему, в скиту преподобного. Нила, на место деревянного построить каменный храм, то святой Нил, явясь Иоанну, строго запретил ему строить такой храм.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блудный сын. Евангельская притча (283). Взгляд на философию Гегеля (306). ______________________      Памятники древле-русской духовной письменности: 1) послания Дмитрия Герасимова к архиепускопу новгородскому Геннадию ( XVXVI ст.) (100). 2) сказания Паисия Ярославова (XV ст.) (197). 3) два древних слова: I) попом и простым людем,  II) о покаянии и о исповедании грехов (333 и 444). 15. Православный собеседник. 1861 год часть вторая оглавление второй частиправославного собеседника на 1861 год Опыт изъяснения ветхозаветных книг св. Писания. Из записок на книгу Исход (3, 97, 205 и 323). О пасхе, которую совершил Иисус Христос в навечерии своей крестной смерти (33). Приготовление мира к Христианству и нравственно-религиозное состояние человечества во время его появления (164 и 277). Материалы для истории русско-церковной полемики против лютеранства, в первой половине XVII столетия (241 и 391). Блудный сын. Евангельская притча (окончание) (57). О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями (129) Вопрос о вере (357). ______________________      Памятники древле-русской духовной письменности: 1) послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Мунехину (78). 2) поучения Фотия, митрополита киевского, доселе еще не изданные (V. VI) (181 и 303). 3) новые списки церковного устава св. Владимира (419). 16. Православный собеседник. 1861 год часть третья оглавление третьей частиправославного собеседника на 1861 год Опыт изъяснения ветхозаветных книг св. Писания. Из записок на книгу Исход (окончание) (3, 109 и 227). Приготовление мира к Христианству и нравственно-религиозное состояние человечества во время его появления (окончание) (31 и 334). Сокровенность жизни христианской и несомненный её признак в человеке (140). Два должника. Евангельская притча (67). Делатели, нанятые в различные часы дня. Евангельская притча (394). Об Арсении Мациевиче, как обличители раскола (349). Увещание к раскольнику, Арсения Матиевича, бывшего митрополита ростовского (182, 295 и 413).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И тии же блажении ктитори воздаяние боголюбия вечное восприимут от Бога, и в вечную память, воспоминанием священными жертвами, души их присно пользуются и приношением избаву о согрешениихъ улучат. – Аще же неции, не добре недугом лихоимственным емшеся, и вообразиша Божия неправедно, тии едини суд страстем подъимут. Имже сих ради немнозех, не внимающих о своем спасении, не малых пользующихся и спасти хотяще (хотящих) презреша оправдания священная от Церкви отсещи и толикой пользы лишити блаженных здателей. – Тем-ке повинутися древним боголюбезным мужем паче судиша, и оправдания церковная неподвижна соблюдати собор избрав, оправда, яко хотящим истинно спастися бысть повреждение – стяжания церковная, иже в монастырех. – В сих же совопрошенииях, – заключает повествователь, – Троицкой Сергиева монастыря Игумен Серапион да Иосиф разумно и добре разчиняя (разчиниша) лучшая к лучшим, смотря обоюду пользующая. 2) Паисий Ярославов был игуменом Троицкой Лавры с 1479 по 1482 г. Но по неудовольствиям с Троицкими иноками оставил игуменство. Князь Великий не перестал питать к нему уважение и помышлял возвести его в митрополита, на место Геронтия, которому предлагал отказаться от престола 6 . Паисий и ученик его Нил Сорский пользовались уважением и от Иерархов Русских. Когда открылась в Новгородъ ересь жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины мира в 1492 году, – Архиепископ Новгородский Геннадий просил (в 1489 г.) Иосафа Архиепископа Ростовскаго посоветоваться с сими старцами, как надлежит разсуждать о сих ожиданиях: «да с ними бы еси о том посоветовал: прейдут три лета, кончается седьмая тысяща…» и проч. 7 Обоих старцев: Паисия и Нила приглашали на собор по делу жидовствующих в 1490 году 8 . Из письма Геннадиева можно заключать, что Паисий, сложив с себя игуменство, удалился на север в область Ростовской Епархии 9 : подобно как и Нил там-же основал свою пустынь. 3) Князь Вассиан, в мире Василий Патриктьев, сын Ивана Юрьевича, роднаго племянника Великаго Князя Василия Васильевича Темнаго, спасенный в 1499 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

После пожара 24 июля 1774 г. Спасо-Каменный мон-рь был упразднен, братия переведена в вологодский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь , куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи И. С этого времени Свято-Духов мон-рь стал именоваться Спасо-Каменным. Сначала мощи святого находились в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, откуда 27 нояб. 1867 г. были перенесены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», с юж. стороны к-рой был освящен придел во имя И. В 1801 г. Спасо-Каменный мон-рь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре. В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Ист.: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 5-11, 37-78, 88-89; Минея (МП). Сент. М., 2003. С. 318-329; Тропари и кондак прп. Иоасафу Каменскому//ЖМП. 1978.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Со временем, к сожалению, высокий нравственный пафос, столь присущий самому Иосифу и так ярко выразившийся в его стремлении всех «просветить» и всем помочь, оказался несколько снижен в кругу его позднейших последователей (так называемых иосифлян), для которых монастырские владения порой начинали значить гораздо больше, чем они того заслуживали. Это иногда как бы бросало - совершенно несправедливо - некую «мирскую» тень на действенно живой, искренний, неизменно бескорыстный и духовно-возвышенный образ преподобного Иосифа. В какой-то степени здесь сказалась обычная человеческая слабость, которая была совершенно чужда самом у волоцкому игумену: «правда Иосифа», оставаясь собой, лишь значительно, увы, «потускнела от малодушия и податливости его преемников» . Не менее, чем преподобный Иосиф Волоцкий, в истории русского монашества того времени известен и воспитанник Кирилло-Белозерской обители - уже упоминавшийся преподобный Нил Сорский, из московского боярского рода Майковых. Он имел достаточно хорошее образование и в монастыре был некоторое время переписчиком книг. По благословению мудрого старца Паисия Ярославова, Нил, вместе со своим постоянным «содругом», сыном боярина, монахом Иннокентием (Охлябениным), ушел из Кириллова на Афон. Здесь, а также в константинопольских монастырях он провел несколько лет, до тонкости усвоив «путь внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце», достигая иногда в ней высших «светоносных озарений» Святого Духа . Иначе говоря, он принес на Русь опытное познание высшей степени исихастского «монашеского делания», то есть «молчальнического», созерцательно-молитвенного состояния души - как постоянного образа жизни настоящего монаха-мистика. Возвратившись в Белозерский монастырь, Нил, однако, оставался в нем недолго и вскоре построил в 15 верстах от него в лесу, на болотистой речке Соре, часовню и келью, а затем - с присоединившимися к нему иноками - срубил здесь и деревянную Сретенскую церковь, создав постепенно еще одну скромную пустынножительную северную обитель. В ней преподобный Нил и продолжил свой иноческий подвиг - «как муж духовный в слове, жизни и рассуждении» - по строжайшему скитскому уставу, требовавшему предельно одиночного, отшельнического жития в трудах, в полном неприятии земных благ, в совершенном отвержении любых форм владения каким-либо имуществом или угодьями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

С. 214-223). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 537-539; Т. 4. Ч. 1. С. 381, 399-400, 415; Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-516, 526-527, 537; Т. 8. С. 78-79; Т. 11. С. 164, 171, 185, 194-195, 218-219; Т. 15. Стб. 482-483, 487; Т. 16. Стб. 163; Т. 22. Ч. 1. С. 423; Т. 23. С. 135, 144-145; Т. 24. С. 165, 170-171, 176, 178; Т. 25. С. 226, 238-243; Т. 26. С. 171-172, 174; Т. 28. С. 88, 93-94, 252, 258-259; Т. 37. С. 39, 97; Т. 42. С. 8, 10, 165, 174; Леонид (Кавелин), архим. Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского//ДЧ. 1891. Май. С. 3-15; Июнь. С. 145-154; Июль. С. 303-315 (отд. отт.: СПб., 1891); Житие св. Леонтия, еп. Ростовского/Предисл.: А. А. Титов. М., 1893; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 446, 462; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. СПб., 2003. С. 104-105; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 12, 14, 37, 106, 109-110. Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 75-77; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и др. лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и истор. указателях//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 358-360; 23. Стб. 361-363; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 6, 7-8, 13-14; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 40-41; он же. Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании... А. А. Титова. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2: Книги богослужебные. С. 329-330, 353; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской еп.//Ярославские ЕВ. 1903. 30. Ч. неофиц. С. 544-552; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 330, 347; Прохоров Г. М. Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 140-141, 158.

http://pravenc.ru/text/166531.html

Рядом с Нилом Сорским на рубеже XV и XVI вв. выделяется подобный ему созерцатель-подвижник: это блаженный старец Паисий Ярославов (не канонизирован). Свое монашеское происхождение он ведет из Кириллова монастыря. " Колико о сем (о иноческих добродетелях пр. Кирилл) попечение имяше, свидетельствует и ныне в обители хранима предания учения его, яко на свещнице свет сияющ в нынешнее время " , так пишет преп. Иосиф Волоцкий о Белозерской обители. Нам мало известны подробности о внутренней жизни этого монастыря. Известно лишь, что игумены, назначенные из иных монастырей, нарушали заветы преподобного. Тогда " старейшие и большие старцы все отбегоша от монастыря, не терпяще зрети св. Кирилла предания попираема и отметаема, дондеже, слышав, князь отгнати того (игумена) повеле от Кириллова монастыря и паки старцы вся собрашася " , пишет тот же Иосиф. Эти события имели место в половине XV в., когда в монастыре, по всей вероятности, находился Паисий Ярославов, старец Нила Сорского, который от юности работал Богу и был иноком Белозерского монастыря. Возможно, что Паисий был в числе преследуемых иноков. Сведения о нем отрывочны. Тем не менее, из одной из таких отрывочных фраз (письмо о нелюбках) мы узнаем с достоверностью о взаимоотношениях Паисия и Нила: " Да и тут же (на соборе 1503 г.), был старец Паисий Ярославов и ученик его старец Нил по реклу Майков " . В Имп. Публ. Б-ке хранились " Два послания старца Нила некоего о духовной пользе от писаний Божественных " . Если послания эти принадлежат Нилу Сорскому, они не могли быть писаны им ни к кому другому, как только к Паисию Ярославову. Первое послание гласит: " О, честнейший отче, свое чадо убогое незабывая, буди молитвенник ко Господу... о моем окаянстве всегда быти благоволи, много молю твое преподобьство, и на путь спасения наставляти мое недостоинство, владыко, не отрицися " . Во II послании: " Прими душу мою многогрешную во исповедание и покаянием ко Христу приведи... Не могу, господи мой, комуждо, яко же прилучися, обнажати язвы души моея, но тебе токмо, святый владыко, обнажати могу, яко и древняя моя целившу " . Из этих посланий выявляется глубокая связь между старцем и учеником. Готовясь к борьбе с ересью жидовствующих, в 1489 г., архиеп. Геннадий Новгородский пишет Ростовскому архиеп. Иосифу: " Да чтобы еси послал до Паисея, да по Нила, да с ними бы еси о том посоветовал... Ты бы с Паисеем да с Нилом накрепко о том поговорил... Да и о том ми отпиши мощно ли у меня побывати Паисею да Нилу, о ересях тех было с ними поговорити " . К ним обращаются одновременно, и как бы ставят на одну доску, на один уровень. В том же году в бытность старца Паисия в Москве, вел. князь советуется с ним о митрополите Терентии и уговаривает его занять место последнего, но Паисий " митрополии не восхоте " . Блаженный Паисий был в 80 годах XV в. в Спасо-Каменном монастыре, с которым связана его литературная деятельность: " Сказание известно о Каменном монастыре приснопамятного старца Паисия святого Ярославова " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Оставляя пока в стороне вопрос об ученичестве преподобного Нила, обратим внимание на биографию старца Паисия. О нем известно немного: мы не знаем даже, когда он родился. По предположению К. В. Баранова, старец Паисий происходил из боярского рода Ярославовых, которые были потомственными служилыми людьми ярославского князя Александра Федоровича. Кроме того, в документах 30х гг. XV в. Ярославовы упоминаются как бояре Ростовского архиепископа. После присоединения Ярославского княжества к Москве в 1463 г. некоторые представители Ярославовых переехали в Москву и служили дьяками при дворе великого князя Ивана III. Версия о ярославском происхождении старца Паисия довольно убедительна. Однако среди аргументов встречаются некоторые априорные утверждения. Например, предполагается, что Ярославовы владели землями вокруг Кубены на основании того, что Паисий принял постриг в Спасо-Каменном монастыре. Хотя место пострига старца Паисия точно не установлено. Как нам кажется, нельзя до конца отвергать и другую версию о происхождении Ярославова – из рода князей Ярославовых-Оболенских. Родоначальник Ярославовых, Ярослав Васильевич Оболенский, был сыном Василия Ивановича Оболенского, в 14731477 гг. служил наместником в Пскове, в 14781481 гг.– наместником в Новгороде. В 14811482 и 1484 гг. князь Ярослав вновь наместничал в Пскове, где и умер в 1487 г. В XV в. два крупных церковных деятеля вышли из среды Оболенских: епископ Тверской Вассиан и архиепископ Ростовский Иоасаф. Родословная Оболенских достаточно хорошо изучена, и в ней мы не находим Паисия. Но ведь и среди Вельяминовых нет Козьмы Вельяминова. Однако из Жития преподобного Кирилла Белозерского известно, что по своему происхождению он имел какое-то отношение к роду Вельяминовых. Принадлежность старца Паисия к роду Оболенских может объяснить, почему великий князь Иван III хорошо знал старца Паисия и «держал его в великой чести». Ведь для историков остается загадкой, где монах Паисий мог познакомиться с великими князьями. Но знакомиться не было нужды, если старец был связан родственными узами с ближайшими сподвижниками Василия II и Ивана III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010