Он распоряжался назначениями на должности настоятелей, келарей, строителей, казначеев, ведал и нек-рыми духовными делами монашествующих. Монастырский приказ, деятельность к-рого вызывала недовольство и нарекания со стороны духовенства, существовал до Собора 1666-1667 гг., ограничившего его полномочия, в дек. 1677 г. был упразднен. Ист., публ. и исслед.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве/Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1847; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев: Их лит. труды и идеи в Др. Руси. СПб., 1882. Ч. 1; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3. Отд. 3. С. 1-272; Кн. 4. Отд. 3. С. 273-580; Кунцевич Г. З. Челобитная иноков царю Ивану Васильевичу. СПб., 1912; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот.: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Приселков М. Ю. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; Бегунов Ю. К. «Слово иное» - новонайденное произведение рус. публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением Церкви//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 351-364; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 110-136; Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984; Соборное уложение 1649 г. Л., 1987; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162; Крушельницкая Е. В. Завещание-устав Герасима Болдинского//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 264-270; Прохоров Г. М., Шевченко Е. Э., Водолазкин В. Прп. Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993; ПВЛ. 19962; Охотина-Линд Н. А. «Сказание о Валаамском монастыре»: Исслед., текст, пер. с древнерус., коммент. СПб., 1996; Акты Российского гос-ва: Архивы моск. монастырей и соборов, XV - нач. XVII в./Изд. подгот.: Т. Н. Алексинская и др. М., 1998; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. T. 1: Житие Сергия Радонежского; Энциклопедия рус. игумена XIV-XV вв.: Сб. прп. Кирилла Белозерского (РНБ. XII)/Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2003; Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Сочинения/Подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Прославленный Господом Дионисий известен по многим чудесам: он исцелял больных, выпрямлял скорченные руки, возвращал слепым зрение и немым употребление языка 22 . 1 Считают вероятным, что эта беседа происходила за стенами Ефеса с св. Лоликарпом («Уч. об Отц. Церкви» архиеп. Фил. Черн. Ч. 1, стр. 55). 7 Patericon. р. 102. Здесь же (р. 96) сказано об Агапите: «жил около 1084 года Господняго». – Более было бы точности, если бы было сказано: начал быть известным около 1084 г. сл. пр. 2. 8 «Осмеливаюсь писать о пр. Дионисе, говорит инок Иринарх, как слышал я от блаж. Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе. В памяти учеников его сохранилась преимущественно пустынная жизнь его». Житие описано цветистым слогом. Синод. ркп. 610. Сокращение жития в прологе. 9 По ркп. житию храм возобновлён в 1393 г. по благословению Рост. арх. Григория; но Григорий посвящён 14 мар. 1396 г. и скончался мая 4-го 1416 г. Итак год храма показан у Иринарха ошибочно. – Иринарх повторяет известия Паисия Ярославова (изд. в Правосл. Собеседн. 1861 г. I, 202, 203), но у Паисия не указан год построения храма. 10 Николаевский монастырь на св. Луке грамотой княгини Марии 1479 г. передан в ведение Спасо-каменного монастыря. Допол. к ист. акт. I. 16. По ркп. описанию святых Вологодских: «преп. Пахомий на Кубенском озере начальник монастыря, чудотворец», но ни год, ни день кончины его не показаны и неизвестны. 11 По ркп. житию храм освящён в 1393 г. по благословению архиеп. Григория. Но год освящения показан здесь не верно. Ист. иер. 3, 699. 700. 14 Записки Рус. археол., стр. 39. 41. Древности Кириллова монаст., стр. 9–12. 87. 88. Чтен. общ. ист. 1859 г. к. 3. 20 Служба у Румянцева 397, у Царского 563. В святцах устава XVI в. (Толстого 100) июня 1 пр. Дионисий Глушицкий. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июнь. – 338, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда великий князь, слишком неприятно и унизительно для себя окончивший спор с митрополитом о хождении со крестами вокруг церквей, употребил было сильные старания, чтобы не дать ему исполнить своего намерения и чтобы получить таким образом возможность заменить его другим. Вот любопытный рассказ об этом летописи: «того же лета (в Ноябре 1483 года) Геронтей митрополит хотел оставить митрополию и съеха в монастырь на Симоново и с собой ризницу и посох взя, понеже болен; и оздраве и хоте опять на митрополии; князь же великий не восхоте его, (но митрополит) и неволею не остави митрополии; и посла к нему (князь) Пасею (старца Паисия Ярославова, о котором будем говорить ниже), и не може ввести его в то (т. е. чтобы согласился оставить митрополию): многажды убегал из монастыря и имаша его, и тужи много по митрополии; князь же великий поча думати с Пасеею: пригоже ли его опять на митрополии, хотяше бо его самого (Паисия) на митрополии, он же (Паисий) не хотяше» 1145 ... Дело кончилось тем, что ровно через год по удалению Геронтия в монастырь «в тот же день по Кузме-Демьнове дни по осеннем возведе князь великий того же митрополита Геронтия на стол 1146 . Сохранились до настоящего времени две грамоты митрополита Геронтия на Вятку, писанные – одна к тамошнему духовенству, другая ко всем тамошним мирянам 1147 . Грамоты эти, содержание которых – обличения священникам за плохую христианскую жизнь их собственную и их пасомых и укоризны мирянам за их непокорение великому князю и грабления показывают, что митрополит Геронтий ни сам не обладал способностью писать грамоты и не имел у себя хорошего дьяка, который бы делал это за него. Наши грамоты представляют собой ни что иное как буквальное в целом воспроизведение грамот на Вятку св. Ионы 1148 с весьма незначительными и не особенно искусно сделанными частными изменениями. Одно из этих изменений может быть признано за существенное и состоять в том, что мирянам в случае их нераскаянности св. Иона грозит своим неблагословением в общих выражениях, а Геронтий грозит им прямо, что вышлет из их земли священников и затворит у них церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

104. Иринарх , инок, в 1492 г. написал жизнь преп. Дионисия Глушицкого († 1437 г.) и похвальное слово ему, скрыв свое имя в анаграмме. (Румянцева 397; Библ. Общ. ист. 321; Царского 134,372), «Не из Иерусалима и не из Синая, говорит он , воссиял нам сей светильник, но из родной земли, и в наши времена он явился и... я дерзнул написать о нем то, что слышал, от блаженных Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие, да незабвенна будет память угодника Божия. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе». Вероятно, тому же биографу принадлежит и житие преп. Григория Пельшемского († 1442 г.), друга преп. Дионисию. Сочинитель говорит, что он слушал повествование о преп. Григорие от служившего преподобному, в последствии инока Тихона. (Лаврская Минея за сентябрь, 1; Минея митрополита Макария под 31 сентября.). 105. Феодосий , иеромонах Желтого Николаевского монастыря, в 1483 г. сочинил канон св. Арсению епископу Тверскому. Канон читается и в печатной Минее, но без имени сочинителя (Восток. Опис. муз. 594). Тот же Феодосий писал и житие св. Арсения (Царского 123; Толстого II, 76). Ему же надобно приписать «Слово, како крестися Володимер, возмя Корсунь», взятое иноком Феодосием почти буквально из Несторовой летописи (нап. в Хр. Чт. 1852 г.), равно и список Патерика XV в., где «грешный Феодосий мних, недостойный иерей» вписывает свое имя то вместо еп. Симона, то вместо Поликарпа. (Сборник Новг. Соф. библ. 578; Изв. Акад. IV, 114, 115). 106. Паисий Ярославов , постриженник Спасской обители, что на камне, старец Кириллова монастыря, не надолгое время (1479–1482 г.) игумен Сергиевой Лавры. Великий князь Иоанн желал видеть его митрополитом, когда Геронтий удалялся в Симонов; но он отказался. Знаменитый обличитель жидовствующих Геннадий просил Ростовского архиепископа Иоасафа, чтобы посоветовался с Паисием, что надлежит думать о смущавшем тогда многих мнении относительно пришествия Христова, которое относили к концу седьмой тысячи лет (1492 г.)? На Соборе 1503 г. Паисий был одним из главных в числе тех, которые считали не полезным для обителей обладание селами. Блаженный Паисий почил в обители обета своего. Из сочинений его известны: а) Сказание о Спасокаменском монастыре, написанное в 1481 г., после того, как пожар 1476 г. опустошил Каменскую обитель (Толстого II, 195, 282, 362). Это сказание, для которого источником служили Паисию уцелевшие записки и предания обители, заключает в себе драгоценные сведения не только об обители Каменской, но и о постепенном просвещении окрестной страны светом христианства. Паисий довольно подробно говорит о преп. Дионисие, в последствии епископе Ростовском; здесь же есть несколько сведений и о Шемяке. б) Другое сочинение Паисия – повесть о втором браке великого князя Василия 1526 г., изданная с неполного списка в Чт. Общ. ист. 1847 г., есть у Царского 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1442 год – Троицкий игумен Зиновий примирил в своем монастыре великого князя Василия Васильевича с его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой, заставив их поцеловать друг другу крест у гроба Преподобного Сергия. 1445 год – начало игуменства Досифея 1-го (1445–1448). В октябре того же года возвращение Василия II в Москву из казанского плена через Переславль и Троицкий монастырь. В 1446 году (13 февраля) великий князь Василий Васильевич был захвачен в Троицком монастыре по поручению Шемяки Можайским князем Иваном Андреевичем, после чего был Шемякою ослеплен. В марте того же года Дмитрий Шемяка подтвердил жалованные грамоты Троицкому монастырю на его владения в Переславле и Дмитрове. 1447 год – встреча в Троицком монастыре Василия II со своей матерью Софьей Витовтовной, отпущенной Шемякой из заточения в Каргополе. 1448 год – начало игуменства преподобного Мартиниана, ученика преподобного Кирилла Белоезерского (1448–1455). Преподобный Мартиниан первоначально был игуменом Ферапонтова монастыря. Великим князем Василием Васильевичем был вызван в игумены Троицкие в 1447 году, затем опять удалившийся в Ферапонтов монастырь в 1455 году, скончавшийся 12 января 1483 года, канонизованный на соборе 1549 года. 6 января 1452 года в Троицкий монастырь с войском прибыл Василий II, направлявшийся в Ярославль против Дмитрия Шемяки. 1456 год – Василий II упраздняет удел боровско-серпуховского князя Василия Ярославича, куда входили Радонеж и Троицкий монастырь, и присоединяет его земли к Московскому княжеству. 1467 год – начало игуменства Спиридона (1467–1474). Из монахов Чудовских. Преподобный Иосиф Волоцкий называл игумена Спиридона великим старцем. 1474 год – начало игуменства Авраамия (1474–1478). В том же году в Троице-Сергиев монастырь прибыли отпущенные из Москвы псковские «мастера церковные». Впоследствии они построили в обители церковь Святого Духа. В 1475 году в Троицкой обители скончался Митрополит Феодосий. 1479 год – начало игуменства Паисия (Ярославова; 1479–1482). Игумен Паисий – постриженник Каменского монастыря на Кубенском озере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

144 Рук. Тр. Сер. л 180; в конце книги Симеона на л 103 тем же почерком приписано: «Многогрешнаго и последнего Пахомие. в лето 6951»; в конце Палеи на л 355: «В л. 6953». В рукописи Моск. дух. акад. 23 приписка того же почерка: «Списана бысть сии божественныя книги псалмы Давидови повеленьем Сергия старца, Сергиева монастыря казначия. рукою последняго в священноиноцех таха иеромонаха Пахомия сербина в лето 6967». 147 Списки исчисленных житий указаны ниже в своем месте. Канон Варлааму без имени автора в трефол XV века. Тр. С. л. N° 617 и Унд. N° 100, л. 244; канон Савве с именем Пахомия в со. Рум. XVI в. N° 397, л. 25, в трефол. XVI века. Тр. С. л. N° 624, л. 86, Унд. 101, л. 75; канон митр. Ионе Рук. 397, л. 161; архиеп. Евфимию так же, л. 146, Унд. 101, д. 324; тропарь из службы Евфимию встречаем уже в сб. 1460 года, принадлежавшем преп. Герману соловецкому (солов. библ. N° 802). В рукописях XVI века встречаются каноны преп. Онуфрию и кн. Ольге, но без имени автора (Рум. 397, л. 283; Унд. N° 104, л. 374). 148 Рассказ об этом помещен между посмертными чудесами в житии по списку в Милют. ч. мин., ноябр., л 262, с ошибочной хронологической заметкой в заглавии: «О смотрении мощей архиеп. Евфимием в лето 6968». На время, когда написан рассказ, указывает замечание о дьяке Иване Каракмане, державшем лампаду при осмотре: «Четырех месяцев не доживе архиепископа Макария». 149 Время этого списка, писанного рукою Паисия Ярославова и вплетенного в сб. Тр. Серг. л. N° 764, л. 2–62, определяется припиской в конце его, сделанной Паисием: «Господину игумену Сниридонию живон. Троица сие надписание от рукы грешна инока Паисея, от усердна с любовию, аще и не удобрено, но от жаланиа». Спиридоний игуменствовал у Троицы в 1467–1474 годах. 150 П. С. Лет. VI, 196: «И сдумаша и пренесоша мощи его июля в 1, и праздник велик учиниша; и канон иренесению мощем учинити и слово доспети о церковном замышлении и о обретении чудотворцове и о обретении Ионине повелеша Пахомью сербину, мниху Сергиева монастыря, иже сотвори два канона». Это: «Слово на пренесение честных мощей» в макар. ч. мин., авг., стр. 2161. Ср. – Рум. 153, л. 30. Служба в сб. Тр. Серг. л_ 1509 года. N° 590; складывая начальные слова и буквы тропарей канона, получим: «Повелением благочестиваго великаго кн. Иоанна всея Руси, благословением Филиппа митрополита всея Руси благодарно принесеся рукою многогрешнаго Пахомия сербина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

144 «Сказание известно о Каменском монастыре и о первоначальниках Каменского монастыря, от приснопамятного старца Паисия Святого Ярославова. Той собра от многих книг после пожара Каменскаго монастыря». Ркп. Лаврской Библиотеки. – Паисий был Игуменом Лавры Сергиевой (1479–1482). 145 Собственноручным памятником трудов Пахомия доселе служит Ркп. Мос. Дух. Академии, 23., содержащая в себе толкование на Псалтырь Св. Афанасия Александрийского , с следующею подписью: «списана бысть сия Божественныя книги Псалми Давидови, повеленьем Сергия, старца Сергиева монастыря казначии, рукою последнего в священноиноцех Таха иеромонаха Пахомия Сербина, в лето 6967». Того же года есть и список жития пр. Сергия, составленного Пахомием, в Библиотеке. Троицкой Лавры, в Канонике под 30. 151 Может быть, тому же Пахомию принадлежит ещё а) канон Пророку Илии, находящийся в ркп. XV в. МДА, под 77. «Творение Иеромонаха Пахомия», иˆб) Слово на Покров Пр. Богородицы, упоминаемое в переписи книг Сильвестра Медведева. Чтения Ист. Общества. 1846. III, стр. 70. 152 Сам Пр. Нил во 11 слове своём, говоря о преимуществах уединённого подвижничества с единым или двумя братиями, замечает: «якоже и самовидцы быхом во Св. Горе Афонстей и во странах Царяграда, и по иных местех многа суть такова пребывания». 153 Это сам он описывает в письме, может быть, к ученику своему Иннокентию: «пишу тебе, явленно о себе творя, понеже по Бозе любовь твоя понуждает мя и безумна мя творит, еже писати ми к тебе о себе. – Егда в монастыре купно жили есьмя, сам веси, яко соплетений мирских удаляюся и творю, елико по силе, по божественных писаниях, аще и не возмогаю тако, ради лености моея и небрежения. Таже по отшествии странничества моего, пришед в монастырь, вне близ монастыря сотворих себе келию, и такожде живях, елико по силе моей. Ныне же вдалее от монастыря преселихся: понеже благодатию Божиею обретох место угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно, якоже сам видел еси. И наипаче испытую божественная писания: прежде заповеди Господня и толкования их, и Апостольские предания; таже жития и учения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

219 О ересях и расколах, М. 1839 г. О г. Муроме и Строус в 1669 г. писал: «Муром – мордовское имя, ибо город основан этим племенем». 220 Ркп. житие «престаша (муромцы) скверного Моамева пророком нарицати». В начале: « церковь – возопи к Богу: помилуй мя, зле укоряются и заколяются чада моя от идолопоклонников и извергов агарян, живущих в велицом Муроме». 221 Житие: «кн. Константин слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий, сиречь лесы пчелиными, реками и озеры рыбными и пожитьми сенокосными и в лесах зверьми, от их же кож господские кожухи учреждахуся»... По летописи. в 1019 г. финский Муром в Киеве считали ссыльным местом. В 1019 г. в. к. Ярослав, прогневавшись на новгор. посадника Константина Добрынина, заточил его в Ростов, «на третие лето повезе его убити в Муроме на р. Оке». Собр. л. 5, 134. 222 По изданию Кушелева, «от создания мира 6731 (1123) году посла Бог своего верного слугу – блаж. к. Константина». Это – год кончины кн. Давида, брата Ярославова. – После смерти Давидовой, Ярослав во второй раз пришел из Чернигова в Муром. 223 По раскопкам мерянских курганов открывается, что кресты и разные привески с изображениями христианскими встречаются в курганах вместе с монетами 11 в. и начала 12 в. Записки археол. общ. 8, 103. 224 На том месте, где лежало выброшенное тело св. к. Михаила, поныне стоит часовня; это при въезде в московскую заставу, пред мостом, переброшенным чрез овраг. Владимир. древн. стр. 84. 225 Это говорит писатель 16 в. когда городская крепость была уже при рождественском соборе, где мощи кн. Петра и к. Февронии. Писцовая книга 1687 г. «на посаде в осыпи, где бивал острог, монастырь благовещенский». – Владимир. сборн. 155. Ц. Феодор в грамоте от 26 мая 1595 г. «пожаловал есми благовещение прес. Богород. что в Муроме на посаде старого городища, где лежат муромские чудотворцы кн. Константин» и пр. муз. Рум. 99. 226 Житие: «невернии же людие, видяще сия, дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погребаему сыну самодержцеву в знак, на восток лицом, могилы верх холмом не сыпаху, но равно с землею, ни тризнища, ни дани (по др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

222–225). Вероятно, с пребыванием свт. Стефана в Новгороде связано и написание им поучения против стригольников (см. комм. В сказании ничего не сообщается о том, что пустынники проповедовали христианство окружающему населению, и не определена племенная принадлежность местных жителей. Отшельники молились в часовне, «молитвы возсылающе Богу втай... Церкови у них несть за скудостью имения и нападения неверных человек. Еще бо тогда не вси прияша святое крещение, но много множество живущих неверных человек вскрай Кубенского езера великого по брегом» (Памятники письменности в музеях Вологодской области/Каталог-путеводитель. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2 (Рукописные книги XIV–XVIII вв. Вологодского областного музея). С. 413; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Книжные центры Древней Руси XI–XVI вв./Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 156). О несогласованности известий сказания см.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 192. Сохранились подлинники посланий свт. Фотия в Киево-Печерский монастырь и 1410-х и 1420-х гг. (БАН. Собр. Текущих поступлений. 1106). Издание ряда текстов по этой рукописи см.: Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Прибавления 180–183. Как установлено в настоящее время, и запись писца 1411 г., и вкладная 1427 г. (ЦНБ НАН Украины. Собр. Николо-Пустынного (Слупского) монастыря. 548) не являются подлинными. Кодекс написан на бумаге 2-й пол. XV в., записи сделаны не ранее XVI в. Обе они отличны по почерку от письма самой рукописи. Известия о Николо-Пустынном монастыре до 1460-х гг. не встречаются. Едва ли не самым ранним является упоминание монастыря в послесловии 2-й Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика (1462). Появление вкладной записи связано, очевидно, с поземельными спорами Николо-Пустынного монастыря с Михайло-Златоверхим. (Визирь Н. П. Собрание книг XV столетия в отделе рукописей ЦНБ АН УССР//Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 67–69). Первое упоминание не означает, что монастырь не существовал ранее (если, разумеется, об этом не сказано прямо).

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

26 См.: Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879. Ч. 3. 748 (1647). С. 143–145. 29 См.: Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. 467. Этот документ дал повод Я. С. Лурье с заметным удовольствием заметить: «Против представления о нестяжательских взглядах Паисия определенно свидетельствует весьма любопытный документ: судное дело из-за земли между Паисием как игуменом Троицкого монастыря и кирилловским игуменом Нифонтом». См.: Лурье Я. С., Заметки к истории публицистической литературы конца XIV – первой половины XVI в. 2. Мнимые послания Нила Сорского Паисию Ярославову//ТОДРЛ. М.; Л., 1960. С. 461. 30 Иларий и Арсений, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято–Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 172. 35 См.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М., 1955. С. 318, 320. 37 См.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XIV – начала XVI в. М.; Л., I960. С. 311–312. 43 См.: Saint Nil Sorsky (1433–1508). La vie, les ecrits, le skite d’un starets de Trans-Volga. Textes traduits et annotes par Sr. Sophia M. Jacamon, osb. Presentation de Dym Andre Louf, ocr. Begrolles-en-Mauges, 1980. P. 23 (Spiritualite orientale, 32); Toucas-Bouteau M. Nil Sorskij e il monastero di Kirill di Belozero//Nil Sorskij e I’esicasmo. Atti del II Convegno ecumenico internazionale di spiritualita russa. Comunita di Bose, 1995. P. 73. 45 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков (На материале Синодика). Дисс. на соиск. уч. степ, кандидата филолог, наук. М., 1987. С. 26. Благодарю Ирину Владимировну за предоставление мне экземпляра этой ее работы. 46 Дергачева И. В. Становление повествовательных начал в древнерусской литературе веков. С 27. 49 С. Н. Большаков (Преподобный Нил Сорский . С. 50), опять же непонятно на чем основываясь, пишет, что к Нилу на р. Сору «первым пришел Дионисий, из князей Звенигородских, постриженик Волоколамский. […] За Дионисием пришел другой волоколамский монах, Нил Полев, из князей Смоленских, и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010