Сщмч. Феодор и 3 мученицы пострадали в гонение имп. Диоклетиана , но год в агиографических источниках не уточнен. Прп. Никодим Святогорец и вслед за ним нек-рые агиографы считали, что это произошло в 299 г. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 23; Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2008. Σ. 44). Однако зап. исследователи предполагали, что святые были казнены во время жестоких преследований христиан, инициированных Максимином Дайей (305-311), во владения которого входила Африка. По мнению кард. Цезаря Барония, Киприлла пострадала в 310 г., с чем согласны болландисты (ActaSS. Iul. T. 2. P. 19, 224). В совр. календаре РПЦ казнь Киприллы ошибочно отнесена к 304 г., а еп. Феодора, который на самом деле скончался раньше ее,- к 310 г. В греч. агиографических источниках память Киприллы указывается под 4 июля: в Житии мучениц Киприллы, Арои и Лукии (AnBoll. 1902. Vol. 21. P. 14), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 798), в стишных синаксарях, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца; или под 5 июля: в Патмосском списке Типикона Великой ц. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 87), в большинстве визант. синаксарей (семейства B, С, D, K, по классификации И. Делеэ - SynCP. Col. 800), в греч. печатной Минее (Венеция, 1591). В совр. календаре Греческих Церквей память Киприллы отмечается 4 июля. Из-за того что в ряде агиографических памятников, напр. в синаксарях семейства В, под 5 июля одно за другим помещены Жития мц. Киприллы и мц. Агнии (MenolGraec.//PG. 117. Col. 524-525), впосл. их имена были объединены: в славяно-рус. нестишном Прологе и в ВМЧ краткие Жития этих мучениц также находятся рядом. Болландисты и архиеп. Сергий отмечали, что в нек-рых визант. синаксарях и Минеях с синаксарными Житиями имя Киприлла заменено именем К. (ActaSS. Iul. T. 2. P. 224; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 202). В слав. памятниках имя К. появляется под 5 июля в нестишных Прологах пространной редакции. В стишных Прологах, напротив, сохраняется имя Киприлла, ее память под 4 июля объединена с памятью Лукии и Арои. ВМЧ содержат сведения как стишных, так и нестишных Прологов, поэтому под 4 июля в них приводится память св. жен, уверовавших во Христа благодаря сщмч. Феодору (без перечисления имен), со стихословием и без Жития, а под 5 июля - память К. с кратким Житием ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297-298 (2-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/1840453.html

Но поскольку он по собственному произволению устремился ко злу, то был уже не в силах удержать своего тела в его естественном бессмертии, в котором оно было создано. А от этого возникла телесная смерть. И чтобы выразиться яснее, скажу вслед за великим Григорием Фессалоникийским: поскольку лучшая и высшая часть человека, душа, из-за греха [ 298 ] и преступления отделилась от подлинной жизни, которая есть благодать Божия, и уклонилась к подлинной смерти, т. е. ко злу, то и низшая часть, тело, отделилась от естественной жизни и подверглась противоестественной смерти 299 . И как душа, по природе подчиненная Богу, перестала подчиняться Ему, так и тело, по природе подчиненное душе, вышло из подчинения ей, что выразилось в беспорядочности его чувств, страстей и, наконец, в распаде его на элементы, из которых оно состоит, т. е. в смерти. Наряду с настоящим правилом ересь Пелагия и Целестия опровергают следующие правила настоящего Собора, а именно правила с 121-го по 127-е. Правило 121 (110) Угодно было: всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от греха прародителя Адама не заимствовали ничего, что должно очистить баней возрождения (а из этого следует, что образ крещения во оставление грехов в таком случае считается не истинным, а мнимым), да будет анафема. Ведь слова апостола: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь , распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они восприняли по происхождению. Толкование И эта безумная еретическая мысль была порождением пелагиан. Они говорили, что новорожденные младенцы не крещаются во оставление грехов, как считает Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

862. Кизичский – Введенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Казанской губ. и уезда, при слободе Кизичской, в 3 вер. к сев. от Казани. Основан около 1688 г. при патриархе Адриане, который был архиеп. Казанским с 1686 по 1690 г.; он скончался в 1700 г., следовательно, и не мог основать его в 1701 г., как это сказано в «Ист. Росс. Иерар.» и повторено во всех последующих сочинениях, кроме Рыбушкина. Основателем обители почитают иеродиакона Стефана Сахарова, который после странствования по св. местам Палестины, прибыл в Казань и принес с собою из гор. Кизик часть мощей 9 мучеников, находящихся ныне в богатом ковчеге; с ними совершается ежегодно в Казань крестный ход 25 июня. В 1691 г. игуменом м-ря был Ипатий. “Ист. Росс. Иер.», IV, 363; Ратшин, 104; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 165; “Опис. монаст.», 1817 г., 51; “Воен. стат. обозр. Казан. губ.», 109; Лаптев, “Казан. губ.», 465; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», II, 113; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 302, 10; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 563 душ. крест.); 1880 г., I, 169, 176 (миссионер. дело среди Казан. инородц.; архим. Гурий с 1830 г.); “Церковн. ведом.», 1889 г., 23, прибавл., 664 (школа-приют в м-ре); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 299 (игум. Корнилий был судиею Казан. архиер. дома); VII, 1727 г., 17 (м-рь отписан от Спасо-Преобр. м-ря в Казани и приписан к архиер. дому), 307 (дело об игум. Корнилие). 863. Киприановский – Успенский, мужской, общежительный, Бессарабской губ., Кишиневского у., в 35 вер. к сев.-зап. от Кишинева, между гор, покрытых лесом, при ручье Ишновце, который, будучи заперт искуственною плотиною, образует у ворот монастыря довольно обширный пруд. Основан в 1545 г. Молдаво-Валахским господарем Петром воеводою; в 1698 г. господарь Ио Антиох Константин отдал его в полное владение Зографскому Святогорскому мон.; с 1813 по 1857 г. монастырь с обширными его дачами находился во владении Кишиневского архиеп. дома с платежом Зографу по 1.500 левов в год (лев – 40 коп. ассигн.); в 1857 г. возвращен обратно Зографу. Здесь погребены в 1821 г. первый экзарх митроп. Кишиневский Гавриил и в 1827 г. греческий митроп. Григорий. “Ист. Росс. Иер.», VI, 558; “Зап. Одесск. Общ. ист. и древн.», 1844 г., I, 288; Венелин, “Валахо-Болгар. грам.», 60; Защук, “Бессараб. обл.», II, 200; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1847 г., 78 (покупка дома); 1877 г., 25 (участие в Турец. войне); “Русская Вильна», прилож. к “Пут. по св. мест. Русск.», 1864 г., 28 (крест 1544 г. господаря Молдав. Иоанна, взятый из м-ря и сохраняющийся ныне в ризнице Николаев. Вилен. собора); “Чтения в И. Общ. ист.», 1883 г., I, смесь, 1 (Путеш. Киев. иеродиакона Иоакима в Москву, принявшего иночество в м-ре 1582 г. при игум. Евфимие); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 143, 17 (тоже об Иоакиме).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Cantacuzenos, Historia, IV, 38, Bonn, III, c. 275. Cp. 111, c. 158, 166, 173. Согласно проекту Кантакузина, только митрополит Руси вызывался на будущий собор вместе с несколькими своими епископами. Это показывает трезвую оценку Кантакузином русской действительности; греческий иерарх, возглавлявший эту обширную страну в качестве «кафолического митрополита», обладал неменьшим престижем, чем патриархи или зарубежные «католикосы». Ср. 121, с. 23-56. Многочисленные тексты цитируются в 157. См., к примеру, сочинение Псевдо-Дионисия «О церковной иерархии»: 140, III, col. 373C; ср. 151, с. 98. См. краткий очерк этих течений в 106, с. 66-75. См., например. Гимн XIX, изданный J. Koder, «Symeon le Nouveau Theologien», Hymnes, II (Sources chretiennes, 174), Paris, 1971. c. 96. 140, CL, стлб. 1225-1236; ср. 109, с. 350-351; эту «независимость» «Святогорского Тома» подчеркивает, но в то же время преувеличивает, Clucas (22, с. 324-346). Правильно указывая на «профетические» притязания афонских монахов, Clucas видит происхождение этих притязаний в евагрианстве, мессалианстве и западной мистике (Иоахим Флорский). Хотя нельзя отрицать параллелизма между всеми христианскими мистическими течениями, но оценивать их следует в свете духовного содержания новозаветной эсхатологии. Восточное христианство всегда допускало некое разграничение - характерное для сути христианской веры - между личным опытом и церковными институтами, и это хорошо видно в истории монашества. Еретические и сектантские движения не утверждали, а отрицали эту полярность, отвергая священное значение структуры церкви и признавая исключительно «духовное» руководство. Византийские исихасты XIV века несомненно роднятся с более ранними «духовными» движениями, но они были чужды крайностям. Их победа привела к внутренним изменениям, а затем к укреплению, но не уничтожению церковных институтов. См., в частности, 109. с. 249-256. Второй Вселенский собор в Константинополе, 381 год правило 3 (149, II, с. 173). 149, II, с. 281. Ср. 101, с. 97-153. Некоторые византийские антилатинские полемисты использовали легенду, по которой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Византии. В русле этой традиции Константинополь расценивался как «апостольский» престол, равный (или даже превосходящий) престолам Рима, Антиохии, Иерусалима и т. д. (36, с. 138-299). У главных исихастских писателей этого периода мы этого взгляда не встретим.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Мц. Иулиания Никомидийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 261) Впосл. Житие мц. Иулиании неоднократно перелагалось на европейские языки. Древнейшим поэтическим памятником житийной лит-ры англосакс. периода на народном языке считается поэма «Иулиания» Кюневульфа (2-я пол. VIII в. или нач. IX в.). Ок. 1140 г. была написана старофранц. поэтическая версия Жития мц. Иулиании, известны также другое старофранц. стихотворное Житие этой святой и прозаический старофранц. перевод лат. Жития. В сер. XII в. пресв. Арнольдом из Шефтларна близ Мюнхена было составлено Житие мц. Иулиании на средневек. верхненем. языке. В нач. XIII в. были написаны 3 Жития на среднеангл. языке, из них 2 в стихах и одно ритмизованной прозой (Seyn Julian). Кроме того, существуют итал. версия (XIV в.) и древнешведская. Согласно обоим греч. Житиям, И. пострадала в правление Максимиана (286-305), поэтому болландисты датируют ее кончину временем ок. 290 г., прп. Никодим Святогорец - 299 г., И. Штадлер и архиеп. Сергий (Спасский) - ок. 304 г., совр. календарь РПЦ - 304 г., Ж. М. Соже - ок. 305 г., Ангелиди - 304-305 гг. Однако Р. Обер считает, что И. была казнена ок. 305 г. при Максимине Дайе (цезарь 305-309, император 309-313). По мнению Ангелиди, к-рое разделяет и Обер, И. претерпела мученическую кончину не в Никомидии, а в Кампании. Житие Сщмч. Игнатий Богоносец и мц. Иулиания Никомидийская. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Игнатий Богоносец и мц. Иулиания Никомидийская. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) И. была дочерью знатного язычника Африкана. Т. к. отроковица была красива и богата, один из царских сановников по имени Елевсий (или Евилатий, Евиласий) обручился с ней, отложив брак до ее совершеннолетия. И. уверовала во Христа и стала тайной христианкой. Не желая брака, И. объявила, что станет женой Елевсия, если он займет должность епарха, считая, что он не сможет достичь столь высокого поста.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

295 ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 286, л. 78; Там же, оп. 124, д. 1811-д, л. 1. 296 Там же, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д. 297 Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 2—2 об. 298 Там же, л. 3, 4. 299 Там же, л. 206—206 об. 300 Глинская Рождество-Богородицкая общежительнаяпустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 44, 85. 301 ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 206 об. 302 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62. 303 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 41. 304 ЦГИА, ф. 796, оп. 124, д. 1811-д, л. 1. 305 Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43, 206 об. В 1853 г. было получено также разрешение на перестройку колокольни соборного храма (Там же, л. 206 об.). 306 ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об. 307 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 4. 308 ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об. 309 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 76. 310 Там же. С. 76. 311 Там же. С. 77. 312 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 113. 313 ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43 об. 314 ЦГИА, ф. 796, оп. 135, д. 115, л. 1 об. 315 Там же. 316 Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. Харьков, 1894. С. 40—41. 317 Там же. Глинский Устав был введен в Святогорской пустыни по повелению императора Hukoлaя I. (Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х частях. Ч. II. Курск, 1912. С. 49) 318 ЦГИА, ф. 796, оп. 125, д. 1762, л. 1. 319 Там же, оп. 131, д. 2009, л. 600. 320 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91. 321 Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Ч. I. Одесса, 1904. С. 25. 322 Жизнь и подвиги старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

из святых Каллистов, чьи дни памяти содержатся в Месяцеслове греч. Церкви. Во 2-й пол. XX в. святогорское предание уже твердо воспринимает К. А. как святого мужа (как и в случае со мн. др. авторами «Добротолюбия», на основании авторитета его писаний). В последние десятилетия на Афоне создаются иконы К. А., по заказу насельников Св. Горы пишутся такие иконы и в России. Возникновение почитания К. А. сходно с возобновлением почитания прп. Симеона Нового Богослова, которое также относится к XVIII в. и во многом обязано деятельности колливадов , и в частности прп. Никодима Святогорца, составившего службу этому святому и учредившего день его памяти. Гимнографические тексты в честь К. А. неизвестны. В России К. А. цитируется некоторыми духовными писателями (см., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. М., 1993. Т. 2. С. 111, 199; Он же. Слово о человеке//Полн. собр. творений. М., 2006. Т. 1. С. 575), его творения переписываются в монашеской среде, пользуясь при этом репутацией весьма высоких и доступных лишь совершенным (см., напр.: Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006. С. 441-442; см. также: С. 158, 424-425). Соч.: Το γιωττου κα οιδμου Καλλστου Πατριρχου Τ λλεποντα κεφλαια. Οτι ερημνος Παρδεισος εκν το νθρπου//Θιλοκαλα τν ερν νηπτικν, συνερανισθεσα παρ τν γων κα θεοφρων πατρων. Αθναι, 1991. Τ. 4. Σ. 299-367; Το κυρου Καλλστου το Τηλικοδη Περ συχαστικς τριβς//Ibid. Σ. 368-372; Εκ τν το Καλλστου Καταφυγιτου Συλλογιστικν κα ψηλοττων κεφαλαων τ σωζμενα. Περ θεας νσεως κα βου θεωρητικο//Ibid. 1992. Τ. 5. Σ. 4-59; Παπαδπουλος Σ. Γ. Καλλστου Αγγελικοδη Κατ Θωμ Ακινατο. Αθναι, 1970; Koutsas S., introd., texte crit., trad. et not. Callistos Angelicoudès: Quatre traités hésychastes inédits. Athènes, 1998. Лит.: Papadopoulos-Kerameus A. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1891. T. 1; Mercati G. Callisto Angelicudes Meleniceota//Bessarione. 1915. Vol. 31. P. 79-86. [=Opere minori.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Лукомский Л. Ю. 489 Лурье В. М. (Lourié B. M.) 36 сн. , 46 16 , 47 19 , 48 (25) , 49, 68 (7, 8) , 69, 70 12 , 72 3 ,73 сн. , 77 2 , 89 55 , 108, 109, 446 9 , 447, 496, 499, 500, 553, 556 2 Лутковский Л. Н., свящ. 499 Лютер М. 147 51 М . Н. см. Никон, иеромон. Макарий (Булгаков) , архиеп. Харьковский 340 75 Макарий Коринфский (St Makarios of Corinth), свт. 43, 83 25 , 425 Макаров Д. И. 512 Макрис В. 466 36 Малахов Н. М. 503 Мансветов И. 134 12 Маттеи Х. Ф. 134 12 Медведев И. П. 457 сн. , 553 Мейендорф И. (Meyendorff J.), протопресв. 46 18 , 68 (6) , 77 1, 2, 89 55 , 173 13, 14 , 207 174 , 211 190 , 553, 556 Месяц С. В. 343 78 Минеева С. В. 82 20 Минь Ж.-П. (Migne J.-P.) 60 (1) , 118 3 , 163, 456 2 , 555 Михайлов К. 498 Мицакис К. (Mitsakis K.) 117 (2, 3) Моисей (Гумилевский), иеромон. 499 Монфокон Б. 163 Муравьев А. В. 505 Муретов М. Д. 490, 508 Мурзин И. П. 489 Мэйтус Т. (Matus T.) 87 (46) , 88 Мюильдерман Ж. 45 9 Н адаль Каньелас Х. (Nadal Canellas J.) 163 (7) , 164 (8, 9, 12) , 165, 166 (20) , 205 166 , 257 396 , 264 428 , 266 439 , 279 528, 529, 532 , 280, 493, 555 Наследова Р. А. 504 Начинкин Г. Н. 553 Начинкин Е. 508 Небольсин А. С. 51 36, 37 , 511, 553 Нектарий (Яшунский Р. В.), еп. 170 (38, 39) , 270 462 , 496, 497, 498, 507 Нестле Э. 129 65 Никитин П. В. 53, 62 Никодим Святогорец (St Nikodimos of the Holy Mountain), прп. 43, 83 25 , 312 20 Никон, иеромон. 136 сн. О бино М. 50 сн. Оболенский В. И. 512 Олисова Н. А. 510 Орланди Т. 73 сн. Осьер Д. (Ossieur D.) 37 1 , 43 (2) , 44 6 , 61 Осэр(р) (Hausherr I.) И. 44 7 , 79 9 , 83 (25) , 84 (28) , 85 (32) , 88, 104 153 , 93 30 , 96 61 , 99 112, 114 , 101 128 , 103 131 , 106, 107 (2) , 108, 109, 113, 114, 555 Отто И. 294 593 П аисий Величковский, прп. 42 34 , 60, 117, 312, 314, 425, 426 Пантелеимон (Успенский) , иеромон. 84 30 , 87 Пападопуло-Керамевс А. ( Παπα– δ πουλος– Κεραμες ., Papadopoulos- Kerameus A.) 25 73 , 133 6 , 425 3 , 511 Патрин В. Г. 6, 70 13 , 71 (18) Пётр (Екатериновский), еп. 504 Петров В. В. 299 сн. , 343 78 , 553

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ мч. (пам. греч. 25, 27, 28 сент.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) 28 сент. упоминаются мученики Евстафий Ромей (т. е. римлянин), Каллиник и дружина, торжественная служба (синаксис) к-рым совершалась в этот день в к-польском квартале Промот (SynCP. Col. 88). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) этот квартал назван Промунт ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 9). В стишных синаксарях говорится, что они были усечены мечом. В ряде рукописей Ромей превратился в Романа или Ромила (напр., в синаксаре Messan. 103, XII в.). По мнению архиеп. Сергия (Спасского) и И. Делеэ, речь идет о вмч. Евстафии Плакиде , происходившем из Рима, а имя Каллиник образовано от эпитета, обычно прилагаемого к мученикам,- «добропобедный» (καλλνικος) (SynCP. Col. 953). Во мн. календарях Е. указывается без Каллиника: в Иерусалимском списке Типикона Великой ц., X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 50), в синаксаре ГИМ. Син. греч. 369 (53), 1-я пол. XIV в., и др. Помещенное в стишных синаксарях двустишие посвящено одному Е. Из стишных синаксарей память Е. и стихи мученику были перенесены в греч. печатные Минеи (Венеция, 1592) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца под 28 сент. В некоторых греч. рукописях Е. упоминается под 25 или 27 сент., в них он назван преподобным и монахом Римским (напр., РНБ. Греч. 231, XIV в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 299). Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 519; SynCP. Col. XL, 85-88; Νικδημος. Συναξαριστς. τ. 1. Σ. 237. Лит.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 595-596; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 301; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1088; Kuli J. Ricerca sulle commemorazioni giornaliere bizantine nei Menei. R., 1992. P. 16; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 151. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ [Греч. Μξιμος], мч. (пам. греч. 15 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны. Сведения о нем содержатся в византийских стишных Синаксарях, которые сообщают только то, что М. был усечен мечом (ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.; Paris. gr. 1582, XIV в.). Из стишных Синаксарей сведения об М. были включены в греческую печатную Минею (Венеция, 1592) и «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, а также в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. T. 1. С. 64-65; РГБ. Троиц. 717. Л. 299 об.- 300, 1429 г.). Составитель ВМЧ отождествил М. с мч. Максимом (его память указывается в календарях в тот же день), к-рый пострадал во Фракии вместе с Феодотом и Асклипиодотой ( Максим, Феодот Исихий и Асклипиодота, мученики), и присоединил к двустишию М. из стишного Пролога краткое житие этих 3 святых (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1214). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского приведена память М., «мечем убиеннаго», но Феодот и Асклипиодота упомянуты отдельно ( Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 81 об.). В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» содержится только Житие мучеников Максима, Феодота и Асклипиодоты. В совр. календарь РПЦ память М. не внесена. Архиеп. Сергий (Спасский) и бывший митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) также предполагали, что М. и фракийский мч. Максим - это одно и то же лицо. Поэтому память М. не внесена в «Новый Синаксарист» иером. Макария Симонопетрита. Ист.: ActaSS. 1761. Sept. T. 3. P. 2-3; Владимир (Филантропов). Описание. С. 517; SynCP. Col. 47-48; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 151. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 284; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 290; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 123. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561564.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010