Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Священномученик Горазд (1879–1942) до своего обращения в Православие был католическим священником, а после обращения привел к истинной вере множество чехов. Проповедуя в католической стране, он должен был уметь хорошо объяснить свой религиозный выбор. Его аргументы представляют немалую ценность для всех, кто интересуется православным взглядом на различия Православия и католицизма. О святом Горазде Священномученик Горазд (Павлик ; 1879–1942) является самым выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в XX веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Неудивительно, что, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. Рассмотрению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»), В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии...», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский ) 1 , их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 2 , по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями... а господином над рабами» (святитель Илия Минятий ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

священномученик Горазд (Павлик) (1879–1942) Основы православия священномученик Горазд (Павлик) Епископ Чешский и Моравско-Силезский. Первый предстоятель вновь образованной Чехословацкой Православной Церкви в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В миру Павлик Матей, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, урожденной Белчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия, Австро-Венгерская империя) 26 мая 1879 года. Родители его были римо-католиками. Матей с радостью участвовал в богослужениях в соседнем Кужелове. Он был любим и учителями, и соучениками. Учился отлично, а в свободное время много читал, особенно литературу, говорившую о жизни первых христиан. После окончания начальной школы он учился в римо-католической гимназии в Кромержиже. В седьмом классе начал самостоятельно изучать старославянский язык. Учёбу окончил с отличием. В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1900 году, при переходе со второго на третий курс факультета, совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру. Римо-католический священник В 1902 году окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком римо-католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах, а потом в Брумовице. С 15 сентября 1906 года до 1 мая 1920 года служил священником в психиатрической лечебнице в Кромержиже. Снискал большое уважение не только среди вверенных ему больных, но и среди врачей и персонала лечебницы. Поиск пути в Православие Решительная перемена в религиозном его мировоззрении произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части римо-католического духовенства, он осуждал агрессию Австро-Венгрии и Германии против Сербии и начал издавать журнал «Право народа», в котором публиковались статьи, призывающие к реформации Римо-католической церкви. Осенью 1918 года, после окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни получившей независимость Чехословакии совершались большие перемены, он тяжело заболел и почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/

Полемика с католицизмом в творениях священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского Показать содержание Содержание    Священномученик Горазд (Павлик) (1879—1942) является наиболее выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в ХХ веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим и насадившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов.    Безусловно, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, и в прошлом католическим священником, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. И действительно, освещению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»).    В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии…», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский), их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью» (святой праведный Иоанн Кронштадтский), по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями… а господином над рабами» (святитель Илия Минятий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРАЗД [чеш. Gorazd] (Павлик Матей; 26.05.1879, с. Груба-Врбка, ныне р-н Годонин, Южно-Моравская обл., Чехия - 4.09.1942, Прага), сщмч. (пам. 22 авг.), еп. Чешский и Моравско-Силезский. Род. в семье крестьянина Яна Павлика и его жены Анны, урожд. Бельчиковой. С отличием окончил Гос. нем. гимназию в г. Кромержиж (1898) и богословский фак-т Оломоуцкого ун-та (1902). Самостоятельно изучил церковнослав. язык, в 1900 г. посетил Киев, чтобы ознакомиться с богослужением Русской Церкви. 5 июля 1902 г. католич. архиеп. Оломоуцким Теодором Когном рукоположен во иерея, служил 2-м священником в неск. приходах Силезии. 4 окт. 1905 г. переведен в храм Девы Марии в Кромержиже и назначен редактором местного католич. еженедельника «Pozorovatel» (Обозреватель). В 1906 г. получил должность духовного администратора в больнице для душевнобольных в Кромержиже. В годы первой мировой войны в больнице был организован госпиталь для раненых солдат, в 1915 г. свящ. Матей Павлик был награжден медалью Красного Креста 2-й степени с военными украшениями за духовную помощь военнослужащим. Сщмч. Горазд (Павлик), еп. Чешский и Моравско-Силезский Сщмч. Горазд (Павлик), еп. Чешский и Моравско-Силезский После провозглашения независимой Чехословацкой Республики (ЧСР) вошел в состав Чешской государственно-правовой демократической партии (с марта 1919 Чехословацкая национально-демократическая партия). В окт. 1918 г. основал в Оломоуце независимый еженедельник «Právo národa» (Право народа), став его владельцем и главным редактором. В кон. того же года вошел в состав Объединения чехословацкого католич. духовенства в Праге, выступавшего за проведение церковных реформ. В февр. 1919 г. перенес в Прагу редакцию ж. «Право народа» и одновременно стал редактором «Вестника Объединения чехословацкого духовенства». Участвовал в подготовке программных документов объединения. С сер. лета 1919 г. отошел от активной работы из-за прогрессирующей болезни глаз. Переехал из Праги в Моравию на лечение.

http://pravenc.ru/text/166169.html

С 1971 по 1973 год по приглашению Секретариата по церковному единству Римо-Католической Церкви отец Ярослав обучался в Восточном институте в Риме (Pontificium Institutum Orientalium Studiorum). Здесь им была защищена работа “Матей Горазд Павлик — первый чешский православный епископ (1879-1942)”. После защиты институт присвоил ему степень доктора ориентальных (восточных) церковных наук (1973). По возвращении в Чехословакию он был назначен заместителем секретаря Митрополичего совета и одновременно администратором кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В 1974-75 годах отец Ярослав проходил пастырское служение в Германии при русском храме святого Алексия в Лейпциге. Здесь он занимался не только пастырской, но и экуменической, а также миротворческой деятельностью. В 1975 году избран заместителем генерального секретаря Христианской мирной конференции (ХМК), а в 1977 стал секретарем регионального объединения ХМК в Чехословакии, в котором сотрудничали пятнадцать церквей и религиозных общин. В том же году министр культуры Словакии утвердил отца Ярослава в звании экстраординарного доцента Прешовского богословского факультета. В качестве делегата Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав принимал участие в работе различных экуменических форумов. Так, в 1975 году он присутствовал на V ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Найроби (Кения), а в 1983 году на VI ассамблее был избран членом Центрального комитета ВСЦ. Отец Ярослав участвовал в работе различных международных христианских форумов в Австралии, Южной Корее, Японии. 1 октября 1980 года избран управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви. Одной из своих главных задач на этом посту отец Ярослав считал повышение авторитета Православной Церкви не только в Чехословакии, но и за границей. Благодаря ему, были значительно расширены контакты как с историческими православными Патриархатами, так и с иными Поместными Церквями. Отец Ярослав принимал непосредственное участие в подготовке визитов блаженнейшего митрополита Дорофея в Константинополь, Москву, Тбилиси, Александрию, Иерусалим, Афины, Софию, Бухарест, Нью-Йорк, на святую гору Синай, острова Патмос и Крит, а также встреч с генеральным секретарем ООН, папой Иоанном Павлом II в Ватикане, представителями Англиканской Церкви в Лондоне, патриархом Коптской Церкви в Каире. Отец Ярослав был делегатом Всеправославных предсоборных совещаний в Шамбези (1982, 1986, 1990), участвовал в диалоге с Дохалкидонскими церквами (в Шамбези в 1979 и 1985, в Каире в 1989), во встрече глав Православных Церквей в Константинополе в 1992 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Вышедшее в Белграде в 1970 году издание «Сербляка» (сборника, содержащего службы сербским святым), как признание ситуации с богослужебным языком в Церкви, было напечатано билингвой: сербский текст и транслитерированный сербским алфавитом текст на церковнославянском. Исторически основным богослужебным языком Польской Православной Церкви (поскольку она образовалась путём отделения от РПЦ) является церковнославянский, однако в настоящее время в качестве литургических используются и другие языки, в первую очередь, естественно, польский, а также украинский и белорусский. Давней и широко распространённой практикой является чтение (или повторение) Священного Писания по-польски; немало храмов, в которых на национальном языке служится литургия (в Варшаве, Вроцлаве и других городах). В последние несколько лет ускорилась работа по переводу корпуса основных богослужебных книг на польский язык 200 , что, вероятно, позволит заинтересованным приходам в ближайшем будущем перейти полностью на польское богослужение. Украинский язык используется в богослужении в приходах Холмско-Люблинской епархии и в некоторых приходах в других епархиях (в частности, в одном из храмов Вроцлава). Богослужебное творчество охватывает, как минимум, три языка: есть новосоставленные тексты на церковнославянском, польском и украинском языках. Так, на польском были написаны служба и акафист священномученику Григолу (Перадзе), прославленному в лике святых в 1995 году 201 , а при прославлении в 2003 году святых новомучеников Холмских и Подляшских тропарь и кондак им были одновременно опубликованы и по-славянски, и по-украински 202 . В состав Польской Православной Церкви с 1990 года входит автономная Португальская Православная Церковь , богослужение в которой ведётся на португальском языке. Возрождение Православной Церкви в землях будущей Чехословакии связано с обращением чехов в Православие из католичества, и уже с последней четверти XIX века стали выполняться переводы богослужебных текстов на чешский язык. Так, «в 1885 году к 1000-летию преставления святого Мефодия была издана литургия святого Иоанна Златоуста (параллельный церковнославянский и чешский текст), в 1888 году – литургия святого Василия Великого и акафисты Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, в 1889 году – великий канон святого Андрея Критского . Все эти переводы были выполнены протоиереем Николаем Апраксиным, служившим настоятелем Никольского [русского] храма с 1882 по 1901 год» 203 . В последующие десятилетия были переведены и многие другие богослужебные тексты. В 1933 году вышел в свет «Народный сборник молитв и богослужебных песнопений Православной Церкви», автором которого был священномученик Горазд (Павлик) , епископ Богемский и Мораво-Силезский (1879–1942). Фактически эта книга, получившая в народе название «Гораздов сборник», и по сей день является основной богослужебной книгой Православной Церкви в Чешских землях 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дал бы Господь силы довести пост... Помолиться на страстную седмицу и в радости душевно встретить Святую Пасху! У меня есть к Вам такой вопрос. Один мой знакомый – сын священника – носит имя Петр и говорит, что его именины 22 февраля, в день «Петра Столпника Афонского». Я нашел в каком-то календаре этого святого и поэтому помешаю его в наших календарях. Но в календарях, издаваемых в Москве, его нет... Это, мне кажется, не тот Петр Афонский, память которого празднуется 12 июня. Вы, Владыко, интересовались списком православных святых. И я прошу Вас установить, есть ли в списке вышеуказанный «Петр Столпник Афонский»... Прошу Вас, дорогой Владыка, поминать в своих святых молитвах почившую жену мою Ольгу и сестру Татьяну. Жена моя Ольга Васильевна была очень деятельная, она была и педагогом, и художницей. Когда я был посвящен в священника, она стала принимать живое участие в церковной жизни: шила облачения, рисовала иконы. Я нашел в ее бумагах выписки из епископа Феофана и других духовных писателей... А сестра моя, Вы знаете, была чистая, полная любви к людям... Тоже была художница... Помолитесь и о живых мне близких: о моем сыне и его семье: Викторе, Светлане и младенце Михаиле... Они люди очень хорошие, но далекие от Церкви. Я молюсь о них и утром и вечером... Так мне тяжело, что более молодое поколение уходит от Церкви... Здесь есть только одна девица 27 лет, всецело стремящаяся к Церкви... Вообще обо многом надо молиться... А мне особенно, да простит мне Господь мои прегрешения. Ведь мне осенью будет 78 лет! Буду молиться и о Вас, да поможет Вам Господь и да подаст Вам силы и здоровье. Прося Вашего благословения и молитв, остаюсь преданный Вам Протоиерей Мих[аил] Васнецов. П. А. Остроухов шлет Вам привет и просит благословения. Прилагаю мой опыт «согласования». Д. 54. Л. 20–20 об. Подлинник. Автограф. 194 Горазд (Павлик Матей; 1879–1942), священномученик, епископ Чешский, Моравский и Силезский. Окончил римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. После Перовой Мировой войны в 1918 г. на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика, а в 1919 г. к ней была присоединена на правах автономной области Закарпатская Украина. Вслед за этим широкий размах по всей стране, как в Восточной Словакии, так и в Чехии, приняло движение к восстановлению Православия, которое проходило под лозунгами «Подальше от Рима!», «Обратно к Православию!» В результате возвращения верующих из унии в Восточной Словакии возникло много церковных приходов, находившихся в ведении Мукачево-Пряшевскогго епископа, проживавшего в Мукачеве и входившего в это время в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Но в 20 – 30-е гг. ХХ в. ситуация вновь начала меняться: в 1926 г. чехословацкое правительство заключило соглашение с Ватиканом, и вновь стали возвращаться униатам православные храмы и все церковное имущество. На Чешских землях обновителем Православия выступил епископ Горазд. В миру – Матфей Павлик. Он родился 26 мая 1879 г. в Словацкой Моравии. Окончил иезуитскую гимназию и Богословский католический факультет в Оломоуце. Затем в 1902 г. последовала его хиротония во священника. Уже тогда у него зародилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX в. и определить роль Кирилло-Мефодиевских идей в истории чешского народа. Но католические власти назначили его администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906 – 1920) и духовником миссии (с 1910 г.) ордена Святого Креста. В 1920 г. о. Матфей Павлик вышел из юрисдикции Римской Церкви и присоединился к новому движению – Национальной Чехословацкой Церкви. Мысль о ее основании зародилась в среде римско-католического духовенства, которое безуспешно добивалось упразднения целибата и введения в качестве литургического языка чешского вместо латинского. Это движение о. Матфей стремился воссоединить в Православной Церковью. О. Матфей добился того, что на Соборе нового движения в январе 1921 г. большинство участников высказались за принятие православного учения и присоединение к Православной Церкви. В этом же году в Сербии, в Лавре Крушедол, о. Матфей Павлик принял монашество с именем Горазд и 25 сентября 1921 г. в Белграде был хиротонисан во епископа Чешской Церкви Патриархом Сербским Димитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время он сблизился с “Реформной фракцией римо-католического духовенства”; участвуя в ее работе, стремился сблизить ее с Восточной Церковью, призывал ее членов к принятию Православия. Впоследствии значительная часть “фракции”, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из Римо-Католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь во главе с католическим священником д-ром богословия Карлом Фарским. Отец Матей Павлик стоял за устроение новой Церкви на канонических началах Восточного Православия. Его проповедь достигла успеха, и на Соборе Чехословацкой Церкви в августе 1921 г. было принято решение о присоединении к Православной Церкви. Сербская Патриархия, представитель которой присутствовал на Соборе, согласилась совершить епископскую хиротонию трех священников Чехословацкой Церкви, в том числе М. Павлика. 21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, в честь святителя Горазда, митрополита Великой Моравии, преемником которого на вдовствующей в течение столетий кафедре он должен был стать. 25 сентября в Белграде состоялась его епископская хиротония, которую совершил патриарх Сербский Димитрий. В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией Соединенные Штаты Америки, где проповедывал Православие среди чехов и словаков. Благодаря его усилиям там было открыто семь православных приходов. К моменту возвращения владыки Горазда на родину в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило Сербскую Патриархию прекратить с ней молитвенное общение, а в 1924 г. ее покинул и епископ Горазд с верной ему паствой, численностью около 10 тысяч человек. В это время на территории страны существовало несколько групп православных верующих, организационно не связанных между собой. Владыка Горазд начал борьбу за единство православных христиан в Чехословакии, неоднократно призывал руководство группы “Чешская православная община” вернуться в юрисдикцию Сербской Патриархии. Вскоре епископ Горазд стал главой общины, преобразованной впоследствии в Чешскую Православную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010