15.4. Православная Церковь Чехии и Словакии в 1918 – 1951 гг. После Перовой Мировой войны в 1918 г. на территории Чехии, Моравии и Словакии была образована Чехословацкая Республика, а в 1919 г. к ней была присоединена на правах автономной области Закарпатская Украина. Вслед за этим широкий размах по всей стране, как в Восточной Словакии, так и в Чехии, приняло движение к восстановлению Православия, которое проходило под лозунгами «Подальше от Рима!», «Обратно к Православию!» В результате возвращения верующих из унии в Восточной Словакии возникло много церковных приходов, находившихся в ведении Мукачево-Пряшевскогго епископа, проживавшего в Мукачеве и входившего в это время в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Но в 20 – 30-е гг. ХХ в. ситуация вновь начала меняться: в 1926 г. чехословацкое правительство заключило соглашение с Ватиканом, и вновь стали возвращаться униатам православные храмы и все церковное имущество. На Чешских землях обновителем Православия выступил епископ Горазд. В миру – Матфей Павлик. Он родился 26 мая 1879 г. в Словацкой Моравии. Окончил иезуитскую гимназию и Богословский католический факультет в Оломоуце. Затем в 1902 г. последовала его хиротония во священника. Уже тогда у него зародилась мысль описать историю чешских религиозных движений в XIX в. и определить роль Кирилло-Мефодиевских идей в истории чешского народа. Но католические власти назначили его администратором храма при лечебном учреждении для душевнобольных в Кромержиже (1906 – 1920) и духовником миссии (с 1910 г.) ордена Святого Креста. В 1920 г. о. Матфей Павлик вышел из юрисдикции Римской Церкви и присоединился к новому движению – Национальной Чехословацкой Церкви. Мысль о ее основании зародилась в среде римско-католического духовенства, которое безуспешно добивалось упразднения целибата и введения в качестве литургического языка чешского вместо латинского. Это движение о. Матфей стремился воссоединить в Православной Церковью. О. Матфей добился того, что на Соборе нового движения в январе 1921 г. большинство участников высказались за принятие православного учения и присоединение к Православной Церкви. В этом же году в Сербии, в Лавре Крушедол, о. Матфей Павлик принял монашество с именем Горазд и 25 сентября 1921 г. в Белграде был хиротонисан во епископа Чешской Церкви Патриархом Сербским Димитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь и смерть священномученика Горазда Ключевая фигура в деле возвращения в Чехословакию веры и традиции, заложенных Кириллом и Мефодием, Владыка жизнью и смертью показал полную преданность Христу, как истинный пастырь положив живот свой за овец. 6 октября, 2012 Ключевая фигура в деле возвращения в Чехословакию веры и традиции, заложенных Кириллом и Мефодием, Владыка жизнью и смертью показал полную преданность Христу, как истинный пастырь положив живот свой за овец. 4 сентября исполнилось 70 лет со дня расстрела фашистами священномученика, епископа Чешского и Моравско-Силезского Горазда (в миру Матей Павлик). Ключевая фигура в деле возвращения в Чехословакию веры и традиции, заложенных Кириллом и Мефодием, Владыка жизнью и смертью показал полную преданность Христу, как истинный пастырь положив живот свой за овец. Матей Павлик родился в 1879 году в Моравии, в поселке Груба Врбка в католической семье. В этом районе исторически были сильны и протестантские традиции. Учился в католической школе, затем на богословском факультете Оломоуцкого университета, во время учебы самостоятельно изучил церковно-славянский язык, а в1900 году посетил Киев, чтобы познакомиться с православным богослужением. В 1902 году закончил учебу и был рукоположен в священники и направлен служить в небольшой городок Карловицы. Священномученик Горазд С 1906 по 1920 год о. Матей Павлик окормляет психиатрическую больницу в Кромержиже, сам изучая психологию и психиатрию. Также он участвует в кружке реформаторски настроенного католического духовенства, выступающего за богослужение на чешском языке, допущение женатого священства, провозглашение свободы вероисповедания. Во время первой мировой войны он издает журнал «Право народа», где пишет статьи на эти темы. Надо сказать, что в это время среди чехов и словаков были сильны панславистские настроения, в среде католического духовенства и культурной интеллигенции ведутся многочисленные дискуссии о возрождении кирилло-мефодиевской традиции. Ведь именно в чешских землях проповедовали Евангелие святые Кирилл и Мефодий , приехавшие по приглашению Великоморавского князя Ростислава, и чехи всегда почитали их как своих небесных покровителей.

http://pravmir.ru/zhizn-i-smert-svyashhe...

Мою маму удочерил крестьянин хутора Сахарово Федор Поздняков, она стала Надеждой Федоровной Поздняковой и почти забыла свою семью. Младший, Павлик, попал в неблагополучную семью, из которой убежал и стал беспризорником. История о том, как он нашелся - удивительная. Старшие дочери отца Николая – Ангелина и Елена – спаслись благодаря замужеству. Так как они были достаточно по тем временам образованы, то устроились на работу в новые органы власти, и вышли замуж за большевиков. В 2015 году в Уфимском архиве нашли " Личное дело Елены Николаевны Милициной " , которое было открыто при ее приеме на работу в отдел металлов Уфимского губернского совнархоза 20 ноября 1919 года, когда Елене было 16 лет. В Регистрационной карточке, которую Елена заполнила 3 января 1920 года, в графе " семейное положение " Елена написала -   брат 10 лет (Константин), брат 8 лет (Николай), а потом - мать, отец. Похоже, в начале 1920 года Юлия Данииловна была еще жива, а про отца в семье не знали - жив он или нет, поэтому Елена написала его как живого. Два раза я писала в ФСБ РБ в надежде выяснить судьбу деда. Оба раза мне ответили, что сведений о священнике Николае Васильевиче Милицине у них нет. Так много открылось о нашей семье. Благодарю за это Бога! Рейтинг: 9.8 Голосов: 102 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список источников 1) Воспоминания Н.Д.Беккаревича " Оренбургские пожары 1879 года " . Журнал " Исторический вестник " 1904г. ноябрь, том 98 стр.999-1010. Санкт-Петербург, типография А.С.Суворина. 2) Перепись 1834 года о священнослужителях   некоторых населенных пунктов Челябинского уезда и их детях. (ГКУ Национальный архив РБ ф. И-138, оп.2, д. 499). 3) Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях города Уфы и уезда 1811 и 1816 года.ГКУ Национальный архив РБ АИПС - Электронный архив. http://edoclib.gasrb.ru/#/?places=Yфa&mode=0&.. 4) ПСТГУ БД Новомучеников и Исповедников Российских. 5) Справочная книжка Оренбургского края на 1871 год. Оренбург, стр.120. 6) Адрес-календарь лиц, служащих в Уфимской губернии. Уфа. Печатано в Губернской Типографии, 1873, стр.14.

http://pravoslavie.ru/106526.html

Ужгорода потребовал от православных через государственный суд возвратить униатам храмы со всем церковным имуществом. В тех же местах, где не было ни одного униата, старались или принудить людей к унии, или же закрыть храмы, а церковные земли сдать в аренду. В результате таких мер православные оказались без храмов и были вынуждены совершать богослужения под открытым небом или же строить временные из досок храмы. Во время Второй мировой войны оккупационные силы создали на территории Словакии так называемый «самостоятельный словенский штат», во главе которого стоял премьер-министр католического вероисповедания. С этого времени началось систематическое преследование православного духовенства, которое к тому же было лишено своего архипастыря, ибо Мукачевский епископ Владимир (Раич) 11 апреля 1941 г. был интернирован. Оккупационные власти запретили ему всякие сношения с приходами на территории Словакии. Сам Патриарх Сербский Гавриил был заточен в концлагерь в Дахау. С восстановлением весной 1945 г. Чехословацкого государства путь Православия и в Словакии, и в Чехии стал общим. На чешских землях обновителем Православия выступил епископ Гораз,, в миру Матфей (Матеи) Павлик. Родился он 26 мая 1879 г. в Грубе Врбке на Словацкой Моравии в семье крестьянина-католика. По окончании начальной школы поступил (1890) в гимназию, находившуюся в руках иезуитов и готовившую юношей, главным образом, в богословские учебные заведения. В гимназии Матфей по собственному желанию изучил церковно-славянский язык. Окончив в 1898 г. гимназию по первому разряду, он в том же году поступил на Богословский католический факультет в Оломоуце. Во время обучения у него проявляется желание глубже ознакомиться с жизнью Русской Православной Церкви. В связи с этим летом 1900 г. Матфей совершает паломничество в Киев, чтобы побывать на православных богослужениях, послушать проповеди русских священнослужителей, изучить уклад иноческой жизни, самому увидеть, что представляет собой Православие, После окончания Богословского факультета в 1902 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

160. И если никто из людей даже себя не в состоянии спасти, то кто мог спасти человечество, сняв с него проклятие греха? Чтобы спасти человечество, сняв с него проклятие греха, было необходимо, чтобы Сам Бог снисшел к людям и совершил их спасение. 161. Был Господь Иисус Христос безгрешен? Господь Иисус Христос был безгрешен, ибо: 1) Своим противникам Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в неправде?..» ( Ин.8:46 ); 2) никто не мог найти в Нем греха. 162. Засвидетельствовали ли также апостолы безгрешность Господа Иисуса Христа? Безгрешность Господа Иисуса Христа засвидетельствовали также апостолы, например: 1) апостол Петр говорил, что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ); 2) апостол Иоанн написал, «что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). 163. Как исполнял Господь Иисус Христос послание Искупителя? Как Искупитель Господь Иисус Христос исполнял Свое послание таким образом, что, странствуя по Своему отечеству, Он проповедовал Евангелие, или благовестие Нового Завета. 164. Чем подтверждал Господь Иисус Христос истину Своего учения? Господь Иисус Христос подтверждал истину Своего учения тем, что вел безгрешную жизнь и творил чудеса. 165. Что такое чудеса? Чудеса – это деяния, человеку непостижимые, которые может творить только Всемогущий Бог и тот, кому дана Богом такая власть. в) Вера в Господа Иисуса Христа 166. Как назывались люди, которые поверили в Господа Иисуса Христа? Люди, поверившие в Господа Иисуса Христа, назывались Его учениками. 167. Кто были первые четыре ученика Господа Иисуса Христа? Первые четыре ученика Господа Иисуса Христа были: 1) Андрей, именуемый Первозванным, потому что его первого призвал Господь Иисус Христос словами: «Пойдите и увидите» ( Ин.1:39–40 ); 2) брат Андрея Симон, которого Андрей привел к Господу Иисусу Христу и который от Него получил имя Петр ( Ин.1:42 ); 3) Иаков, сын Зеведея; 4) брат Иакова Иоанн, который был позже назван любимцем Господа Иисуса Христа ( Мк.1:19–20 ; Ин.13:23 ). 168. Кем были сначала эти четыре ученика Господа Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1) когда Он исцелил человека, слепого от рождения ( Ин.9:35–37 ); 2) перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:4 ); 3) когда Он беседовал с иудеями, обвинявшими Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим ( Ин.10:36 ); 4) когда Он стоял как подсудимый перед еврейским первосвященником ( Лк.22:70 ). 177. Что сказал Господь Иисус Христос прозревшему слепому? Прозревшего слепого Господь Иисус Христос спросил: «Ты веруешь в Сына Божия?», на что исцеленный ответил вопросом: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» На это Господь Иисус Христос сказал: «И видел Ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший же сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. 178. По какому поводу Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, стоя на суде перед еврейским первосвященником? Перед еврейским первосвященником Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, когда в синедрионе собрались старейшины иудеев и книжники и с криком спрашивали Его: «Итак, Ты Сын Божий?», на что Иисус ответил: «Вы говорите, что Я». 179. Называл ли Господь Иисус Христос Себя также Единородным Сыном Божиим? Господь Иисус Христос называл Себя также Единородным Сыном Божиим в разговоре с тайным учеником Своим Никодимом ( Ин.3:16–18 ). 180. Что значит – «Единородный Сын Божий»? Название «Единородный Сын Божий» значит, что Господь Иисус Христос – единый и истинный Сын Божий, имеющий одинаковое естество с Богом Отцом. 181. Говорил ли Господь Иисус Христос о Себе, что Он был прежде сотворения мира? Господь Иисус Христос говорил, что Он был прежде сотворения мира на Последней Вечере словами, обращенными к Небесному Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). 182. Какими еще словами открыл Господь Иисус Христос, что Он от вечности? Что Господь Иисус Христос от вечности, Он открыл это еще словами: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). 183. Говорил ли Господь Иисус Христос, что у Него такое же естество, как у Бога Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1) что Бог превыше всего, Отец непостижимого величества; 2) что при молитве мы должны возносить свою мысль и сердца к Богу, до самой высоты небесной. 813. Как читается первое прошение молитвы Господней? Первое прошение молитвы Господней читается так: «да святится имя Твое». 814. Почему мы молимся, чтобы имя Божие, которое само по себе бесконечно свято, святилось? Хотя имя Божие нам свято, но нужно так молиться, чтобы все люди это признавали и славили Бога. 815. Чем мы можем прославить всесвятое имя Божие? Прославить имя Божие мы можем славословиями, молитвой и благочестивой христианской жизнью. Пояснение: Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). 816. Как читается второе прошение молитвы Господней? Второе прошение молитвы Господней читается так: «да приидет царствие Твое». 817. О чем мы просим во втором прошении молитвы Господней? Во втором прошении молитвы Господней мы просим: 1) чтобы в наших душах, вместо зла и греха, был только Бог; 2) чтобы все люди были соединены в Святой Православной Церкви; 3) чтобы среди людей были осуществлены начала закона Божьего; 4) чтобы по смерти нашей Господь удостоил нас блаженства. 818. О чем пекутся на этом свете люди, в душах которых Бог? Такие люди в жизни пекутся о том, чтобы среди людей были любовь, согласие и справедливость и чтобы никто не был притесняем. Пояснение: Царство Божие на земле превыше всего, но на том свете оно тем более должно воссиять. Апостол Павел говорит, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Несправедливость, угнетение, рабство и иные утеснения от диавола – противны Царству Божьему. 819. Как читается третье прошение молитвы Господней? Третье прошение молитвы Господней читается так: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». 820. О чем мы просим, когда говорим «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»? Мы просим: 1) чтобы Господь помог нам исполнять Его святую волю на земле так, как исполняют ее на небе Ангелы;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1) чтобы наши душу и тело освящать и питать Своим Телом и Своею Кровью для жизни вечной; 2) чтобы этим способом постоянно приносить Себя в жертву за нас; 3) чтобы во Святой Евхаристии пребывать посреди нас до скончания века. 651. Говорил ли Христос еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии? Христос говорил еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии, а именно на другой день после чудесного насыщения пяти тысяч людей. 652. Что сказал Христос народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения? Народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения, Христос сказал: 1) «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). 2) «Я есмь хлеб жизни» ( Ин.6:48 ). 3) «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). 4) «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). 5) «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). 653. Верно ли, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» хотел только сказать «сие есть знамение или символ тела Моего и крови Моей»? Взгляд, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», хотел сказать только «сие есть знамение или символ тела Моего или крови Моей» не является правильным, так как Христос никогда не говорил и никогда не дал повода думать, якобы мы должны вкушать и пить знамение или символ Его Тела и Крови, но всегда говорил так, что мы не можем иначе понимать Его слова, как только в том смысле, что Он нам действительно дает в пищу Свое Тело и Свою Кровь. Христос даже сказал: «Ядущий Меня жив будет Мною» ( Ин.6:57 ). 654. Когда освящаются и пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Хлеб и вино освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во время Святой Литургии, когда священник, после повторения слов, которые произнес Христос на Тайной Вечери, молится, чтобы принесенные дары хлеба и вина были Святым Духом пресуществлены и претворены в Тело и Кровь Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

224. Как читается четвертый член Символа веры ? Четвертый член Символа веры читается так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». 225. Добровольно ли и по любви ли к людям страдал Господь Иисус Христос, или Его страдания были вынужденными? Господь Иисус Христос страдал добровольно и по любви к людям. 226. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос страдал добровольно? Что Господь Иисус Христос страдал добровольно, мы знаем из следующих источников: 1) Он Сам сказал, что отдает Свою жизнь Сам, имея власть отдать ее, т. е. добровольно ( Ин.10:17–18 ); 2) несмотря на то, что Он знал, что будет распят, и что Он мог избежать смерти, Он шел Своим страданиям навстречу ( Мф.20:18–19, 26:2 ); 3) когда служители первосвященника пришли в Гефсиманский сад, чтобы взять Его, Он Сам спросил их, кого они ищут, и на их ответ, что они ищут Иисуса Назорея, Он сказал им: «Это Я» – и дал Себя взять и связать ( Ин.18:3–13 ); 4) когда апостол Петр хотел защитить Его своим мечом, то Господь Иисус Христос, приказав ему спрятать меч в ножны, сказал: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин.18:11 ). 227. Было ли предсказано добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии еще в Ветхом Завете? Добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии были предсказаны в Ветхом Завете, главным образом, пророком Исаией, который написал: 1) что Мессия будет изранен и избит за наши преступления и беззакония ( Ис.53:5 ); 2) что Он не откроет уст Своих, и Его поведут, как овцу на заклание, и Он добровольно пожертвует Себя ( Ис.53:7 ); 3) что душу Свою принесет в жертву за наши грехи ( Ис.53:10 ). 228. Сказал Господь Иисус Христос о Себе, что Он обетованный Мессия? Что Он обетованный Мессия, Господь Иисус Христос сказал о Себе в разговоре с самарянкой. На ее слова: «Я знаю, что придет Мессия, то есть Христос» – Иисус ответил: «Это Я, Который говорю с тобою» ( Ин.4:25–26 ). 229. Говорил ли Господь Иисус Христос Сам, что Его страдания предсказаны пророками?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

224. Как читается четвертый член Символа веры ? Четвертый член Символа веры читается так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». 225. Добровольно ли и по любви ли к людям страдал Господь Иисус Христос, или Его страдания были вынужденными? Господь Иисус Христос страдал добровольно и по любви к людям. 226. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос страдал добровольно? Что Господь Иисус Христос страдал добровольно, мы знаем из следующих источников: 1. Он Сам сказал, что отдает Свою жизнь Сам, имея власть отдать ее, т. е. добровольно (Иоанн 10, 17 и 18); 2. несмотря на то, что Он знал, что будет распят, и что Он мог избежать смерти, Он шел Своим страданиям навстречу (Мат.20, 18–19; 26, 2); 3. когда служители первосвященника пришли в Гефсиманский сад, чтобы взять Его, Он Сам спросил их, кого они ищут и на их ответ, что они ищут Иисуса Назорея, Он сказал им: «Это Я!» – и дал Себя взять и связать (Иоанн 18, 3–13); 4. когда апостол Петр хотел защитить Его своим мечом, то Господь Иисус Христос, приказав ему спрятать меч в ножны, сказал: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоанн 18, 11). 227. Было ли предсказано добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии еще в Ветхом Завете? Добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии были предсказаны в Ветхом Завете, главным образом, пророком Исаией, который написал: 1. что Мессия будет изранен и избит за наши преступления и беззакония ( Ис.53, 5 ); 2. что Он не откроет уст Своих, и Его поведут, как овцу на заклание, и Он добровольно пожертвует Себя ( Ис.53, 7 ); 3. что душу Свою принесет в жертву за наши грехи ( Ис. 53,10 ). 228. Сказал Господь Иисус Христос о Себе, что Он обетованный Мессия? Что Он обетованный Мессия, Господь Иисус Христос сказал о Себе в разговоре с самарянкой. На ее слова: «Я знаю, что придет Мессия, то есть Христос» – Иисус ответил: «Это Я, Который говорю с тобою» (Иоанн 4, 25–26). 229. Говорил ли Господь Иисус Христос Сам, что Его страдания предсказаны пророками?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010