638. Как поступил Апостол Павел с этими мужами? Апостол Павел поступил с этими мужами следующим образом: 1. прежде всего научил их вере в Иисуса Христа, 2. когда же они уверовали, окрестил их так, как это установил Христос, 3. после этого возложил на них руки, причем сошел на них Святой Дух, чем апостол Павел и совершил над ними, после Таинства Крещения, Таинство Миропомазания. 639. В каких словах заключается упоминание о Таинстве Миропомазания во втором послании апостола Павла к Коринфянам? Во втором послании апостола Павла к Коринфянам упоминается о Таинстве Миропомазания в словах: «Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (II Коринф. 1, 21–22). 640. Касаются ли эти слова Таинства Миропомазания? Эти слова касаются Таинства Миропомазания, так как в них одновременно говорится о подтверждении или утверждении христиан в Христе, об их помазании и запечатлеют, равно как и о даровании залога Духа Святого в сердца их, а это все совершается в Таинстве Миропомазания. 641. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в послании апостола Павла к Ефесянам? В послании апостола Павла к Ефесянам упоминается о Таинстве Миропомазания так: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом» ( Ефес. 1, 13 ). 642. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в первом послании апостола Иоанна? В первом послании апостола Иоанна упоминание о Таинстве Миропомазания говорит: «Впрочем вы имеете показание от Святаго и знаете все. – Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (I Иоанн. 2, 20 и 27). 643. О каком помазании здесь говорится? Здесь говорится о внутреннем помазании, которое дается Святым Духом, но это внутреннее помазание наглядно изображается именно тем, что христиане, принимающие Таинство Миропомазания, знаменуются святым миром. 644. Необходимо ли Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания необходимо, так как, если бы оно не было необходимо, святые апостолы не придавали бы ему такого значения,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

638. Как поступил апостол Павел с этими мужами? Апостол Павел поступил с этими мужами следующим образом: 1) прежде всего научил их вере в Иисуса Христа; 2) когда же они уверовали, окрестил их так, как это установил Христос; 3) после этого возложил на них руки, причем сошел на них Святой Дух, чем апостол Павел и совершил над ними, после Таинства Крещения, Таинство Миропомазания. 639. В каких словах заключается упоминание о Таинстве Миропомазания во Втором послании апостола Павла к Коринфянам? Во Втором послании апостола Павла к Коринфянам упоминается о Таинстве Миропомазания в словах: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). 640. Касаются ли эти слова Таинства Миропомазания? Эти слова касаются Таинства Миропомазания, так как в них одновременно говорится о подтверждении или утверждении христиан в Христе, об их помазании и запечатлении, равно как и о даровании залога Духа Святого в сердца их, а это все совершается в Таинстве Миропомазания. 641. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в Послании апостола Павла к Ефесянам? В Послании апостола Павла к Ефесянам упоминается о Таинстве Миропомазания так: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф.1:13 ). 642. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в Первом послании апостола Иоанна? В Первом послании апостола Иоанна упоминание о Таинстве Миропомазания говорит: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё». – «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» ( 1Ин.2:20, 27 ). 643. О каком помазании здесь говорится? Здесь говорится о внутреннем помазании, которое дается Святым Духом, но это внутреннее помазание наглядно изображается именно тем, что христиане, принимающие Таинство Миропомазания, знаменуются святым миром. 644. Необходимо ли Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания необходимо, так как, если бы оно не было необходимо, святые апостолы не придавали бы ему такого значения. 645. Когда совершается Таинство Миропомазания?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

692. Почему Святые Дары именуются источником бессмертия? Святые Дары именуются источником бессмертия потому, что являются для нас залогом воскресения и вечной жизни в небесной блаженности, так как Господь Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). 693. Как часто приступали к Святому Причащению первые христиане? Первые христиане приступали к Св. Причащению во время каждой Литургии, и было бы желательно, чтобы и мы, с чистой совестью, без принуждения, по доброй воле, часто принимали Святые Дары. Пояснения: I. Господь наш Иисус Христос хочет, чтобы в Таинстве Св. Евхаристии мы с Ним соединялись столь же тесно и органически, как соединены ветви со стволом. Христос сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:5–6 ). Это внутреннее соединение осуществляется лучше всего принятием внутрь себя. Поэтому Христос решил дать нам в пищу Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы Ими жили подобно тому, как мы живем пищей и как ветви живут от ствола. Кто достойно принимает Святые Таины, соединяется так тесно со Христом, что может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). II. Действие достойного принятия Св. Таин на человека ярко выражено в молитве, помещенной в Литургии св. Василия Великого перед «Отче наш». Там говорится: «Научи нас совершать освящение в страхе Твоем, дабы с чистым свидетельством совести своей, принимая часть Святых Таин Твоих, мы соединились со Святым Телом и Кровью Христа Твоего, и достойно Их принимая, имели Христа, живущего в сердцах своих, и стали храмом Духа Твоего Святого» (Сб., с. 197). III. О необходимости принимать Святые Дары с чистой совестью апостол Павел пишет: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Недостойное принятие Св. Таин относится к тем грехам, которые называются святотатственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

992. Что такое всенощная? Всенощная есть соединение вечерни и утрени в одно богослужение. 993. Когда служится всенощная? Всенощная служится накануне больших праздников, а также накануне каждого воскресного дня. 994. Какое самое главное богослужение Православной Церкви? Самое главное богослужение Православной Церкви – это Божественная Литургия, потому что при ней совершается Святая Евхаристия. а) О Божественной Литургии 995. Какие самые важные моменты Божественной Литургии? Самые важные моменты Божественной Литургии следующие: 1) пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа; 2) причащение священнослужителей и верующих пречистыми Телом и Кровию Господа Иисуса Христа; 3) освящением и пресуществлением хлеба и вина в Свое Тело и в Свою Кровь и приобретением Ими верующих Господь Иисус Христос за каждой Божественной Литургией приносит Самого Себя в жертву за спасение людей. 996. Как Господь Иисус Христос показал, что Святая Евхаристия есть приносимая Им жертва за спасение людей? Господь Иисус Христос совершенно ясно показал жертвенное значение Святой Евхаристии, когда, взяв хлеб и благословив его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). 997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1 . Апостол Павел в Послании к Евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13:10 ). 2 . Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

997. Из каких слов Господа Иисуса Христа видно, что Святая Евхаристия есть жертва? Что Святая Евхаристия есть жертва, явствует из слов Господа Иисуса Христа: «Сие (хлеб) есть Тело Мое, которое за нас предается; сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Луки 22, 19–20 ). 998. Придавали ли первые христиане Святой Евхаристии значение жертвы? Первые христиане считали Святую Евхаристию жертвой, ибо: 1. Апостол Павел в послании к евреям говорит о христианском алтаре, а алтарь не может быть без жертвы ( Евр.13, 10 ). 2. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, ученик апостолов Петра, Павла и Иоанна, в своем послании к Филадельфийцам пишет: есть одно Тело Господа нашего Иисуса Христа, одна чаша и один алтарь. 3. Святой Иустиан, философ и мученик, в своей книге «Диалог» называет Святую Евхаристию «нашей, т. е. христианской жертвой». 999. Упоминается ли в литургии, что Святая Евхаристия есть жертва? В молитве, которую священник произносит при пении Херувимской песни, Святая Евхаристия называется бескровной жертвой. Пояснение: Еще в Ветхой Завете пророк Малахия провидел, что наступит время, когда на всяком месте будет приноситься Богу чистая жертва (1, 11). Эти пророческие слова Церковь всегда почитала за принесенную Спасителем жертву, которая есть самая чистая и ничем не оскверненная и всегда приносимая все на большем и большем пространстве земного шара. Церковь учит, что придет время, когда везде, где только будут жить люди, будет служиться божественная литургия. Да и теперь литургия служится во всех частях света, даже и там, где в большинстве живут нехристиане. Христианская вера, а с нею и литургия, проникают и в такие земли. Постепенно близится время, о котором говорил пророк Малахия, что от востока до запада будет произносимо великое имя Господне между всеми народами. 1000. Какая разница между жертвой на кресте и жертвой литургической? Между этими жертвами разница та, что 1. жертва на кресте была принесена на Голгофе один раз, тогда как жертва литургическая приносится часто и будет приноситься всегда, где только находятся православные христиане, до самого конца мира,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

III. Воскресение Господа Иисуса Христа мы празднуем всю Пасхальную неделю, песнопения, прославляющие это величайшее событие, воспеваем вплоть до праздника Вознесения, и вспоминаем о нем каждое воскресенье. На русском языке и первый день недели называется воскресеньем в честь и память Воскресения Господа Иисуса Христа. Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа 289. Как читается шестой член Символа веры ? Шестой член Символа веры читается: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». 290. Когда вознесся Господь Иисус Христос на небо? Господь Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день после Своего Воскресения ( Мк.16:19 ; Лк.24:51 ; Деян.1:2 ). 291. Господь Иисус Христос восшел на небо как человек? Иисус Христос восшел на небо не Божеством Своим, потому что, будучи Богом, Он всегда пребывал и пребывает на небесах, а человеческой плотию Своею. 292. Какое значение имеет для нас Вознесение Господа Иисуса Христа на небо? Вознесение Господа Иисуса Христа на небо имеет для нас чрезвычайно важное значение, потому что: 1) оно есть полнейшее выражение прославления Господа Иисуса Христа и завершение дела нашего искупления; 2) через Свое Вознесение Господь Иисус Христос открыл нам путь на небо к участию в той славе, какую Он Сам получил по человечеству. 293. Как нужно понимать слова «и седяща одесную Отца»? Слова «и седяща одесную Отца» надо понимать образно и духовно: они означают, что вознесшийся на небо Господь Иисус Христос владеет всем миром, имея одинаковое могущество и славу с Богом Отцом и со Святым Духом. Пояснения: I. «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр.8:1 ). II. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:10 ). Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа 294. Как читается седьмой член Символа веры ? Седьмой член Символа веры читается: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца». 295. Когда придет Господь Иисус Христос судить живых и мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Апостол Павел сказал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 . О себе самом он сказал потом в том же Послании: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор.15:10 .) О, если бы и мы все могли сказать, что милость Божия в нас не была тщетна, и если бы каждый из нас был храмом Духа Святого! III. Дух Святой наш Просветитель и Утешитель, так как Его милость нас освящает и наполняет нас утешением, Бог Сын является нашим Искупителем, а Бог Отец является Творцом всего. Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще 328. Как читается девятый член Символа веры ? Девятый член Символа веры читается: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». 329. Что мы исповедуем девятым членом Символа веры ? Девятым членом Символа веры мы исповедуем, что Господь Иисус Христос основал Церковь для освящения и спасения людей. 330. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, которые: 1) верят, что Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, взявший на Себя тело и душу человеческие для спасения человечества; 2) признают Господа Иисуса Христа своим и общим главою; 3) в единении с Господом Иисусом Христом составляют содружество веры, надежды, любви и Святых Таинств; 4) признают церковный правопорядок, установленный Господом Иисусом Христом и охраняемый законно установленными епископами. 331. Что означает слово « Церковь »? Слово « Церковь » происходит от греческого слова «кириаке» и означает сообщество Господне, то есть общество Господа и Бога нашего Иисуса Христа. 332. Как называются члены Церкви? Члены Церкви называются христианами. 333. Что означает слово христианин? Слово «христианин» происходит от слова «Христос» и означает ученика или последователя Христа. 334. Когда возникло название «христианин»? Название «христианин» возникло уже во времена святых апостолов, а именно в городе Антиохии, где уверовавшие в Господа Иисуса Христа впервые начали себя называть христианами ( Деян.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Господь Иисус Христос сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф.4:10 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс.148:1 ). «Славьте Господа, ибо Он благ» ( Пс.117:1 ). III. Господь Иисус Христос говорил, что мы должны исполнять волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). IV. В Первом послании св. апостола Павла к Тимофею ( 1Тим.2:4 ), сказано: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись». 3. Могут ли люди своим разумом познать Бога? Своим разумом люди могут познать Бога только до известной степени, наблюдая мир и природу; однако это познание недостаточно. Пояснения: I. В Пс.18говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь». II. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам написал, что невидимые Его свойства, особенно же вечную силу Его и Божество, люди могут познать через рассматривание творений видимых, так как никто не может быть оправдан, если он в Бога не верит ( Рим.1:20 ). 4. Кто нам помогает лучше познавать Бога, чем это мы можем сделать своим разумом? Познавать Бога совершеннее, чем это позволяет нам наш разум, помогает нам Сам Бог , и то тем, что Он о Себе открыл. 5. Для кого дал Бог Свое откровение? Бог дал Свое откровение для всех людей, ибо Он хочет, чтобы все достигли вечного блаженства. 6. Каждый ли человек принимает откровение Божие прямо от Бога? Откровение Божие не получают все люди прямо от Бога, ибо большинство людей через свою греховность и духовное безразличие неспособны принять откровение Божие непосредственно и в должной степени понять его. 7. Через кого дал Бог людям Свое откровение? Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов. Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). 8. Необходимо ли людям Божие откровение?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010