433. Не нарушается ли святость Церкви греховностью многих ее членов? Святость Церкви не нарушается греховностью многих ее членов, поскольку они очищаются от грехов Святыми Таинствами, в особенности же Таинством Покаяния. 434. Что происходит, когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности? Когда грешные члены Церкви упорствуют в своей греховности, они исключаются из Церкви или решением высших представителей Церкви, или Судом Божиим, так что и в этом случае сохраняется святость Церкви ненарушенной. 435. Имеет ли Православная Церковь святых? Православная Церковь имеет бесчисленное множество святых, происходящих от всех православных народов, живших во всех столетиях, начиная со времен апостолов и кончая нашим временем. Пояснения: I. Святой апостол Павел написал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» ( Еф.5:25–26 ). II. Об исключении из Церкви высказался святой Павел: «Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:13 ), что иными словами означает: исключите упорного грешника из своей среды. III. Мы обязаны повиноваться решению Церкви, ибо Господь Иисус Христос сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 3. Соборная Церковь 436. Что означает слово «Соборная»? Слово «Соборная» означает здесь то же, что «вселенская». 437. В чем заключается соборность (вселенскость) Церкви? Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том: 1) что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни; 2) что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и Преданием; 3) что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ); 4) что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

455. Откуда нам известно, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства? О том, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства, мы знаем относительно некоторых Таинств из Его собственных слов, приведенных в Священном Писании. Относительно же остальных нам известно потому, что они совершаются в Церкви, согласно Священному устному Преданию, с самого начала, а это не могло бы происходить, если бы Господь Иисус Христос их не установил. 456. Сколько Святых Таинств? Святых Таинств семь. 457. Как называются эти Таинства? 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Причащение; 4) Покаяние; 5) Священство; 6) Брак; 7) Елеосвящение. 458. Кто может совершать Таинства? Таинства могут совершать только епископ и священник. 459. Какие Таинства может совершать только епископ? Святое Таинство Священства может совершать только епископ. 460. Как мы должны принимать Святые Таинства? Святые Таинства мы должны принимать в изобилии и достойно, а именно: 1) мы должны к их принятию приготовляться с благоговением; 2) мы должны к ним приступать с верою и истинным стремлением к Богу и к Его благодати. 461. Какие Таинства могут быть совершаемы только один раз в жизни человека? Только один раз в жизни человека могут быть совершаемы: Крещение, Миропомазание и Священство. Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых 462. Как читается одиннадцатый член Символа веры ? Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю воскресения мертвых». 463. Что мы исповедуем одиннадцатым членом Символа веры ? Одиннадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что Бог в последний день воскресит наше тело, хотя бы оно и было совсем распавшимся или уничтоженным, и что после воскресения оно будет прославлено и бессмертно ( Ин.5:28–29, 6:44 ; 1Кор.15:44, 53 ). Пояснения: I. Господь Иисус Христос сказал, что настанет время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», и что Он воскресит своих учеников в последний день ( Ин.5:28–29, 6:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

484. Что мы исповедуем словом: «Аминь»? Словом «Аминь» мы исповедуем, что твердо верим всему изложенному в Символе веры . Пояснения: I. Господь Иисус Христос, говоря о Последнем Суде, сказал: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). II. Апостол Павел говорит, что теперь, во время своей земной жизни, мы видим и познаем Божественные дела и Бога как бы «сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же (после воскресения) лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ). III. Тот же апостол говорит, что после воскресения мертвых будет Бог «все во всем», то есть в тех, которые получат блаженство ( 1Кор.15:28 ). IV. О вечном блаженстве написал апостол Павел словами пророка Исаии: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). V. Говоря о степенях блаженства и славы праведников в жизни вечной, апостол Павел приводит сравнение со светилами небесными, которые разнятся по красоте, и к этому добавляет, что так будет и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ). VI. Неправильным является воззрение тех, кто предполагает, что душа человеческая по смерти снова входит в тело человека или в тело животного, и что это повторяется так долго, пока душа не очистится, не усовершенствуется вполне, чтобы наконец достигнуть спасения. Разделяющие это воззрение объясняют его тем, что якобы любовь Божия не может допустить, чтобы кто-либо был на веки отвержен. Любовь Божия несомненно бесконечная, но Бог предоставляет каждому свободно решать о своих поступках. Кто отвергает истину и ожесточается во зле, сам себя повергает в погибель. Любовь Божия не похожа на размякшую губку, она покоится на твердых положениях, согласно которым различается добро от зла. Решающими являются слова Господа Иисуса Христа, Который, хотя и был преисполнен любви, – сказал: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ). Читать далее Источник: 1168 вопросов и ответов о Православной вере/Сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. — 400 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

55. Откуда мы знаем, что Бог в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух? Что есть три Божеские Лица – Отец, Сын и Святой Дух – мы знаем из Божественного откровения, изложенного в Священном Писании. В Ветхом Завете уже говорится о св. Троице, только не так ясно, как в Новом Завете, где прямо поименованы все три Лица Пресвятой Троицы. 56. Что говорится в Ветхом Завете о трех Божеских Лицах? О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится: 1. в книге Бытия (1, 26) – что Бог , желая сотворить человека, сказал в множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»; 2. пророк Исаия отмечает песню ангелов: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (6, 3). 57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах? Главные свидетельства Нового Завета о трёх Божеских Лицах следующие: 1. при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией ( Марк 1, 11 ; Лука 3, 21 и 22); 2. в евангелии св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (28, 19); 3. в первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (5, 7). Пояснение : Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Свящ. Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1, 1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца» (Иоанн 1, 14). 58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества? Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица» или «Триипостасный Бог». 59. Нужна ли нам вера р три Лица Божества? Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним. 60. Кто учит веровать в Бога» но не в Пресвятую Троицу?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1. лжесвидетельством, 2. клеветой, 3. злословием, 4. по дозреванием, 5. руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1. кто сознательно говорит неправду, 2. кто говорит иначе, чем думает, 3. кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1. кривду отстранить, 2. попросить прощения у потерпевшего и 3. материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить! И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревно в твоем глазе не чувствуешь?» ( Матф. 7, 1–3 ). II. «Почему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Ефес. 4, 25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай, язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( I Nempa 3, 10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иоанн I, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

562. Как читается девятая заповедь Божия? Девятая заповедь Божия гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». 563. Что запрещается девятой заповедью? Девятой заповедью запрещается наносить ущерб чести ближнего и вообще лгать. 564. Чем мы наносим ущерб чести ближнего? Ущерб чести ближнего наносится: 1) лжесвидетельством; 2) клеветой; 3) злословием; 4) подозреванием; 5) руганью и насмешками. 565. Кто лжесвидетельствует? Лжесвидетельствует тот, кто перед должностными лицами сознательно говорит неправду о ближнем. 566. Кто клевещет? Клевещет тот, кто о ближнем утверждает или распространяет неправду или преувеличивает его ошибки или недостатки. 567. Кто порочит? Порочит тот, кто излишне рассказывает о действительных ошибках ближнего или его недостатках. 568. Кто лжет? Лжет тот: 1) кто сознательно говорит неправду; 2) кто говорит иначе, чем думает; 3) кто старается казаться лучше, чем есть в действительности, т. е. кто лицемерит. 569. Что нам предписывает девятая заповедь? Девятая заповедь предписывает нам держать свой язык на узде и охранять честь и доброе имя ближнего своего. 570. Что должен сделать тот, кто повредил чести ближнего своего? Кто повредил чести ближнего своего, тот обязан: 1) кривду отстранить; 2) попросить прощения у потерпевшего; 3) материальные убытки, возникшие от этого, возместить. Пояснения: I. Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф.7:1–3 ). II. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25 ). III. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:10 ). IV. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает (т. е. не удерживает) своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак.1:26 ). V. Честь имеет большую цену, чем имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

595. Кто такие – милостивые? «Милостивые» это те, которые сочувствуют страждущим и помогают им как могут. 596. Кто такие – чистые сердцем? «Чистые сердцем» это те, которые оберегают свое сердце от греховных мыслей и желаний и избегают бесстыдных слов и поступков. 597. Кто такие – миротворцы? «Миротворцы» это те, которые сами стараются жить с каждым человеком в покое и мире и других взаимно примиряют. 598. Кто такие – изгнанные за правду? «Изгнанные за правду» это те, кто любят справедливость и готовы ради нее переносить и страдания. 599. Что подчеркнул Господь Иисус Христос в девятой заповеди блаженства? В девятой заповеди блаженства Господь Иисус Христос подчеркнул основную мысль, что мы должны быть Ему преданы. 600. Почему истинные христиане преданы Богу? Истинные христиане преданы Богу потому, что Господь Своих верных не оставит, что Он поможет преодолеть грехи, а сверх того в вечной жизни обратит их страдания в радость. Пояснения: I. Кто по смыслу заповедей блаженства нищ духом, тот убежден, что без Бога он ничего доброго совершить не может. Нищими духом могут быть и люди, обладающие большими материальными средствами, если они только сознают, что материальное богатство преходяще, и если его употребляют согласно воле Божией на добрые дела, а не на чванливое самовозвышение. Также и люди весьма образованные могут быть нищими духом в смысле заповедей блаженства, если они не возгордятся, а наоборот, поймут, что и самая большая образованность по сравнению с всеведением и мудростью Божьими является ничем. II. Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). III. Многие люди из-за любви к Богу и стремления к совершенству пожертвовали все свое имущество на благотворительные, религиозные или патриотические цели и жили в добровольной бедности. Этим они исполнили слова Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

5) кто нераскаянным остается до самой смерти; 6) кто завидует милости Божией у ближнего своего. Пояснения: I. Люди дерзостно уповали на милосердие Божие перед всемирным потопом; постоянно мерзко грешили и думали, что Бог их не покарает. II. В милосердии Божием отчаялся Иуда. Когда он предал Спасителя, то думал, что ему не может быть прощения, и в отчаянии повесился. Лучше ему было бы, если бы сокрушался о своей измене и покаялся, потому что милосердие Божие безгранично к грешникам, которые искренно каются. III. К спасительному напоминанию имел затвердевшее сердце Каин, потому он пренебрег, когда Бог предостерегал его. Такое же сердце было и у египетского фараона в отношении к словам Моисея. IV. Познанию правды противились законники и фарисеи во время служения Спасителя. Они видели, что Спаситель святой жизни, делает всем добро, совершает чудеса; о Нем, как об обещанном Искупителе (Мессии), было пророками предсказано, но они всецело противились очевидной правде и Спасителя за Мессию не признали. V. Нераскаянным остался до конца разбойник, который был распят по левую сторону Спасителя. 764. Какие грехи вопиют к небу? Вопиющие к небу грехи суть: 1) умышленное убийство человека; 2) притеснение бедных людей, вдов и сирот; 3) незаконное удержание или снижение платы. Пояснения: I. Когда Каин убил своего брата Авеля, сказал ему Бог – «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт.4:10 ). II. В книге Сираха говорится, что слезы, которые льются из глаз притесняемой вдовы, с ее лица, доходят до неба и вопиют к Богу на утеснителей ( Сир.35:15, 18–19 ). III. Апостол Иаков в своем Послании говорит скупым богачам: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ). 765. Когда мы грешим чужими грехами? Чужими грехами мы грешим тогда, когда сознательно побуждаем другого к совершению злого дела. Пояснения: I. Иродиада совершила такой грех, когда сказала своей дочери, чтобы она просила у Ирода главу Иоанна Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

610. Какую веру разумел Христос под этими словами? Христос под этими словами разумел веру в Него, как в Единородного Сына Божьего. 611. Откуда мы знаем, что Христос считал эту веру безусловно необходимою? Что Христос считал эту веру безусловно необходимою, мы знаем из других Его слов: «Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанн 3, 18). 612. Как при Св. Крещении исповедуется вера? При Св. Крещении вера исповедуется так: 1. Священник спрашивает крещаемого, соединяется ли он со Христом и верует ли в Него, на что крещаемый отвечает: «Соединяюсь со Христом и верую в Него, как в Царя и Бога»; 2. затем читается Символ веры . 613. Откуда мы знаем, что от крещаемого, который уже не является ребенком, требуется покаяние? Что от крещаемого, который уже не является ребенком, требуется покаянное направление мыслей, мы знаем из слов св. апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деяния 2, 38 ). 614. На основании чего крестят малых детей? Малых детей крестят по вере их родителей и восприемников, которые приносят их для совершения Крещения. 615. Почему крестят малых детей? Малых детей крестят для того, 1. чтобы отделить их от неверующих и соединить с Господом нашим Иисусом Христом, 2. чтобы они росли без первородного греха, в благодати Божией, 3. чтобы было проявлено послушание словам Христа: «Оставьте детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» ( Матф. 19, 14 ), 4. а также потому, что Св. Крещение заняло место ветхозаветного обрезания, которое также совершалось над детьми. 616. Каковы обязанности крестного отца и крестной матери? Обязанности крестного отца и крестной матери следующие: 1. они должны при Св. Крещении ручаться за веру крещаемого, 2. они должны при совершении Таинства Крещения отвечать вместо младенца на вопросы священника, 3. они должны постоянно заботиться о том, чтобы крестник был и остался добрым православным христианином. 617. Почему при Св. Крещении крещаемому дается имя одного из святых?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества? Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином. Пояснения: I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» ( Рим.11:33–34 ). II. Троичность Бога мы можем себе до некоторой степени, хотя и не вполне совершенно, представить в виде солнца: круг, видимый глазом, является источником света и тепла; далее в виде воды в трех ее состояниях – жидком, твердом (лед) и газообразном (пар). III. Пресвятую Троицу мы прославляем, когда осеняем себя крестным знамением, одновременно освящая при этом и себя. в) О невидимом и видимом мирах 62. Кто сотворил небо и землю? Небо и землю сотворил, создал Бог, а поэтому мы называем Его Творцом и Создателем. 63. Из чего сотворил Бог небо и землю? Бог сотворил небо и землю из ничего. 64. Как мы называем то, что Бог сотворил? То, что Бог сотворил, мы называем созданием или творением. 65. Как называется коротко небо и земля и все, что на небе и на земле? Небо и земля и все, что на небе и на земле, называется коротко миром, или вселенной. 66. Что мы знаем о мире? О мире мы знаем, что есть мир невидимый, или духовный, нетленный, и мир видимый, или материальный, тленный. 67. Для чего сотворил Бог мир? Бог сотворил мир для того, чтобы все, живущее в нем, Его прославляло и исполняло Его волю. 68. Как заботится Бог о мире? Бог заботится о мире таким образом, что им управляет. 69. Как мы называем попечение Божие о мире? Божие попечение о мире мы называем Божиим Промыслом, или Провидением. Пояснения: I. О сотворении мира говорится в первой фразе Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). II. Будем уповать на Божие Провидение; по словам апостола Павла, «Бог недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010