Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в 24-м томе посвящены и крупнейшим представителям византийской музыкальной культуры XIII-XIV вв. Это, в частности: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV — начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма, и другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом 24 томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици — знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в 24-м томе энциклопедии, — митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат стал одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

Отдельно следует отметить такую выдающуюся фигуру поздневизантийской истории и культуры, как Иоанн VI Кантакузин, император ромеев, выдающийся политический и государственный деятель, крупный богослов и духовный писатель XIV в. Отдельные статьи в XXIV томе получили и крупнейшие представители византийской музыкальной культуры XIII -XIV вв.: Иоанн Кукузель, Иоанн Глика и Иоанн Дука, а также видные деятели византийской музыкальной культуры 2-й половины XIV- начала XV вв. Иоанн Клада и Иоанн Ласкарь. Среди крупных христианских мыслителей, уклонившихся от православного пути в своих богословских воззрениях, следует отметить таких деятелей, как Иоанн Филопон, александрийский богослов и философ VI в., приверженец монофизитской ереси, приверженец учения тритеизма. Другой видный монофизит VI в. Иоанн Эфесский. О деятельности и учении обоих этих представителей монофизитства читатель может узнать из крупных публикаций в новом XXIV томе энциклопедии. Жизненный путь и труды видных деятелей других Поместных Православных Церквей также нашли свое отражение на страницах нового тома. В частности, следует отметить материалы, посвященные Иоанну Петрици - знаменитому грузинскому писателю, философу и поэту XI-XII вв., представителю Гелатской литературно-богословской школы, и Иоанну, Экзарху Болгарскому, выдающемуся духовному писателю эпохи царя Симеона (IX-X вв.). Из числа крупных исторических деятелей Древней Руси в материалах нового тома «Православной Энциклопедии» фигурируют великий князь Иоанн Иоаннович Молодой (+1490 г.), сын Иоанна III, а также великий князь Иоанн Иоаннович (+1581 г.), сын царя Иоанна IV Грозного, известный также своим вкладом в русскую церковную гимнографию, о чем также можно узнать из посвященной ему статьи. В числе современных церковных деятелей, удостоившихся статьи в XXIV томе энциклопедии, - митрополит Пергамский (Константинопольская Православная Церковь) Иоанн (Зизиулас), видный современный греческий богослов. Помимо статей об упомянутых православных деятелях в новый том «Православной Энциклопедии» вошло множество материалов о крупных представителях католицизма и протестантизма. Прежде всего, следует отметить публикации о Римских Папах Иоанне Павле I и Иоанне Павле II. И если первый из них мало что успел сделать за несколько недель своего пребывания на папском престоле, то другой, чей понтификат признан одним из самых длительных в истории Католической Церкви, успел внести гигантский вклад в ее развитие. Все это отражает обширнейший материал, освещающий различные аспекты жизни и деятельности Папы Войтылы.

http://pravoslavie.ru/39354.html

В такой обстановке основательнице монастыря игуменье Павле и сестрам предстояло обустраивать общину. Надо сказать, что игуменья Павла сама обратилась к Епископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию с предложением создать женский монастырь в Южно-Уссурийском крае. Она была очень настойчивой и ответственной в выполнении возлагаемых на нее послушаний и уже имела опыт руководства Читинским женским монастырем, с пятнадцатью монахинями которого она прибыла в Южно-Уссурийский край. В то время ей было 70 лет. Игуменье Павле было преподано благословение Священного Синода с выдачей грамоты 20 сентября 1890 г. Также она была награждена серебряной медалью на Александровской ленте с правом ношения на груди в честь царствования Императора Александра III. После открытия монастыря ещё 8 лет игуменья Павла добивалась разрешения на дополнительные земельные наделы монастырю: выделенные земли часто затоплялись во время наводнений, в связи с чем община теряла урожай и запасы сена для скота, что ставило под угрозу её существование. Также были необходимы наделы для пасеки, надел леса для заготовки дров (община, помимо церквей и монастырских построек, должна была отапливать три дома в Никольск-Уссурийском, где имелась женская школа с бесплатным общежитием для девочек-сирот и детей бедных родителей крестьянского сословия и др.). В результате усилий игуменьи Павлы монастырю трижды отводились земельные наделы: в 1903 г. – 434 десятины 1563 кв. сажени, в 1905 г. – ещё дополнительно 135 десятин и в 1908 г. – лесной надел в 110 десятин. Место для устроения обители было выбрано вблизи г. Никольск-Уссурийского, бывшее ранее в пользовании 2-й легкой и 4-й горной батареи. С севера этот участок прилегал к реке Суйфун, с южной граничил со свободными государственными землями, с запада – с дачей фермера Фика и с востока – с наделом крестьян деревни Красный Яр. Ближайшие к монастырю селения: Кугуки -3 версты или 5 верст, Линевичево – 7 верст, Хребтовка – 7 верст. Население деревень было православным. В деревне Красный Яр, основанной старообрядцами - семейскими с Аяна, в 1914 г. старообрядцы составляли половину населения, поэтому православный женский монастырь выполнял особую функцию в укреплении православия на Дальнем Востоке России, препятствовал расширению раскола. На новом, малообжитом месте у православного населения была потребность посещать обитель – для совершения обрядов, к которым прихожане привыкли на родине и исполнение которых, вносило некоторую стабильность и привычность в их жизнь в незнакомом крае. Монастырский приход постоянно расширялся. В 1910 г. жители деревни Прокопьевки были причислены приходом к Рождество-Богородицкому монастырю. Немало женщин в Приморье стремились посвятить свою жизнь монашеству. Об этом свидетельствует и тот факт, что к концу 1900 г. в общине было уже 39 насельниц. Их могло бы быть и больше, если бы были помещения и средства содержания (РГИА ДВ, Ф. 244, Оп. 1, д. 27. Л. 168).

http://sobory.ru/article/?object=23437

Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II u npu Бенедикте XVI. Папа Бенедикт XVI Кардиналы Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава — ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви — не чин, а достоинство. Кардинал — это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик. Когда Папа решает возвести в кардинальское достоинство какого-либо архиерея, он сначала сообщает свое решение заинтересованному лицу; затем предает огласке его имя перед кардинальской Коллегией. Иногда, по политическим или иным причинам (например, если человек живет в стране, где преследуют христиан), Папа может сообщить человеку о его возведении в кардиналы, но не оглашать решение, а держать его «в своем сердце» (in pectore). Если Папа умирает, не огласив имя тайного кардинала, человек больше не сможет считать себя таковым. По древней традиции кардиналы делятся на три «ордена» -архиереев, пресвитеров и диаконов. В действительности, в Средние века кардиналами назывались непосредственные соработники Папы в качестве римского епископа, а именно настоятели главных соборов Рима и некоторые городские диаконы, а также епископы, занимающие ближайшие Риму кафедры. Начиная с 1059 г. кардиналы стали единственными избирателями Папы, а с 1150 г. они стали образовывать кардинальскую коллегию во главе с Деканом (им являлся епископ города-порта Остии) и Камерленгом. В XII веке в Коллегию вошли и прелаты, которые проживали далеко от первопрестольного града. Все кардиналы, даже те из них, которые имели только иерейский или диаконский сан, получили больше власти, чем простые архиереи, не являющиеся кардиналами: они могли голосовать на Соборах и пользоваться другими npubuлeruямu. B XIII—XV вв. число кардиналов обычно не превышало 30. В конце XVI b. Папа Сикст V ycmahobuл, что их должно быть 70 — 6 из епископов, 50 из иереев и 14 из диаконов.

http://pravmir.ru/kak-vybirayut-rimskogo...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба печатаемые нами жития Св. Феогния сохранились, насколько нам известно, единственно в греческом сборнике, начала X века, Парижской национальной библиотеки (fonds Coislin, 303, f. 184–206), писанном, как следует предполагать, в Иерусалиме, ибо в конце сборника, после жития Св. Синклитикии (f. 417) находится следующая припись, сделанная рукою переписчика сборника: EwV wde peplhorhntai oi ek thV agiaV polewV para tou Arseniou tou Phgada (Montfaucon. Bibl. Coisliniana f. 417 неправильно прочитал: twn Phgadwn) exelhludoteV logoi.-Здecь оканчиваются статьи, почерпнутые в Святом граде блаженным Арсением Пигадой. Первое житие составляет собственно слово, произнесенное над гробницею Преподобного отца, в его [III] монастыре и, как видно, вскоре после его кончины. Имя составителя этого слова в рукописи не обозначено. Мы сочли возможным приписать его Павлу Элладскому (Павел Элладский не был известен доселе как писатель и имя его не встречается в обширном труде Fabricius edit Harles. Bibl. graeca 4 edit. Это объясняется тем, что Монфокон в описании греческой рукописи 303 Парижской национальной библиотеки по ошибке пропустил послание Павла Элладского) по нижеследующим соображениям: Кирилл Скифопольский , написатель второго, помещенного в настоящем выпуске, жития, отсылает читателей (§ 5) к пространному житию Св. Феогния, написанному Павлом молчальником города Элусы. Иоанн Мосх в своем Луге духовном упоминает (гл. 159) об авве Павле, игумене монастыря аввы Феогния, и приводит (гл. 163) рассказ аввы Александра Каламонской лавры близ Иордана об авве Павле Греческом (Элладском), жившем в пещере. Составитель же первого жития говорит о себе (гл. 17), что он, оставив Элладу прибыл в Палестину. Наконец в тот же греческий сборник, где помещены оба жития Св. Феогния, внесен (f. 229 b –232 b ) как следует предполагать, не без умысла, окружное послание Павла Элладского, отрывок из которого, касающийся топографических свадений одного из Палестинских монастырей, мы сочли не бесполезным поместить в конце настоящей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIV. Против иудеев. XV. Слово о проклятии. XVI. Слово на Новый год. XVII. О Лазаре. Т. 2: I. Беседы к антиохийскому народу о статуях. II. Слова огласительные. III. Беседы о бессилии диавола. IV. Беседы о покаянии. V-XIII. Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых. XIV. Беседы о святом апостоле Павле. XV-XLI. Похвальные беседы и слова о святых мучениках. XLII. О судьбе и провидении. XLIII. О молитве. Т. 3: Беседа на притчу о должнике. - О расслабленном. - О надписании книги Деяний. - О перемене имен. - О Прискилле и Акиле. - О браке. - О вдовстве. - Беседы на Евтропия. - Письма к разным лицам. Т. 4: Беседы на книгу Бытия. - Пять слов об Анне. - О Давиде и Сауле. Т. 5: Беседы на Псалмы. - На слова пророка Давида. - На великую седмицу. - О Давиде царе и Павле апостоле. Т. 6: Толкование на пророка Исаию. - Беседы на слова пророка Исаии. - Толкование на книгу пророка Даниила. - Беседа о воздержании. - Об утешении при смерти. - Обозрение книг Ветхого Завета. - О творении мира. Т. 7: Толкование на святого Матфея Евангелиста. Т. 8: Беседы на Евангелие от святого Иоанна. Т. 9: Беседы на Деяния Апостольские. - Беседы на Послание к Римлянам. Т. 10: Беседы на первое Послание к Коринфянам. - Толкование на второе Послание к Коринфянам. - Толкование на Послание к Галатам. Т. 11: Беседы на Послание к Ефесянам. - Беседы на Послание к Филиппийцам. - Толкование на Послание к Колоссянам. - Толкование на первое Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на второе Послание к Фессалоникийцам. - Толкование на первое и второе Послания к Тимофею. - Толкование на Послание к Титу. - Толкование на Послание к Филимону. Т. 12: Дополнения к творениям святого Иоанна Златоуста. (К беседам. - К письмам. - К толкованиям на Священное Писание. - К Литургии святого Иконописный подлинник Византия. XIV. Вселенские учители. Икона. Византия. XIV в. Византийский музей. Афины. Константинополь. 985. Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

http://patriarchia.ru/db/text/912599.htm...

Миронов) и «Матильда» (М. Ольшанская): у нас же не публичный дом? Но, как оказывается, авторы фильма именно это и имеют в виду, так как фотографии балерин мы в следующий раз встречаем в вагоне Императорского поезда, где их рассматривают Александр III (С. Гармаш) и Наследник (Л. Айдингер). При этом из контекста сцены становится ясно, что балерин фотографировали по приказу Царя для Наследника. После того, как Наследник отверг все фотографии, Царь возвращает их Великому Князю Владимиру Александровичу со словами «благодарю, но не помогло». То есть, Александр III выступает в роли некоего блудного сводника для своего сына. Он просто навязывает ему Кшесинскую, которая, по его словам, «не то, что твоя немка» (имеется ввиду Принцесса Гессенская Алиса). Выше, на основе исторических документов, нами было доказано, что это утверждение является ложью и клеветой на Александра III. Так же клеветой является приписывание Александру III слов, что «за последние 100 лет только один царь не жил с балериной. Это - я». Здесь уже клевете подвергается не только Александр III, но и целая ветвь русских Монархов. Сто лет до описываемых событий царствовала Императрица Екатерина Великая, которая разумеется, никакого отношения к «балетным амурам» никак не имела. Об остальных императорах Павле I, Александре I, Николае I, Александре II нет ни единого свидетельства, что у них были любовницы балерины. Таким образом, перед нами не просто неудачная фраза или историческая ошибка авторов сценария, а построение сознательной клеветнической версии в отношении целого ряда императоров Дома Романовых. Примечательно, что Наследник престола Николай Александрович с первой же сцены предстает идиотом, пририсовывающим балеринам усы и бороды. Диалоги, приписываемые Александру III и членам его семьи, совершенно неправдоподобны в смысле культуры и оборотов речи того времени, тем более высшего света, и скорее напоминают беседы современников авторов сценария: «Потише, сороки! Гуляй, Ники, гуляй, пока я жив! Одобряешь, Васильич?» (в обращении к лакею по поводу «гуляния» Цесаревича).

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

380 Breviarium – римский, галликанский, миланский, толедский, французские и разных монашеских орденов. В них помещаются: а) последования суточного богослужения (вечерни, утрени, повечерия, полуношницы и часов: первого, третьего, шестого и девятого, б) устав, как отправлять службы эти чрез весь год, и – в) вся псалтирь и все паремии. 382 Pontificale romanum. В состав его входят, частию такие чинопоследования, совершение которых усвоено на Западе исключительно епископам, каковы: миропомазание, рукоположения, разстрижения, крещение иноверцев, миропомазание и венчание государей, освящение храмов, свящ. сосудов, кладбищ, свящ. облачений и т. п., а частию такие службы, которые епископ совершает с другими обрядами, нежели священник, наприм. чин погребения, крещения, бракосочетания и т. п. 384 Из последних преимущественное внимание заслуживают богословские чтения (Praelectienes Theologiae) иезуита Перроне, отличающегося любовию к заблуждениям своего вероисповедания и крайнею неприязнию к Церкви православной. Они издавались в полном виде и в сокращенном. 385 Кроме сего, латины насчитывают осьмнадцать вселенских соборов. Первое место между ними занимают те седьмь соборов, которые и православная Церковь приемлет и чтит, как соборы вселенские. За тем следуют собрания пастырей, бывшие – а) в Константинополе (869 г.) при императоре Василии македонянине на святейшего патриарха Фотия, в папство Адриана II, б) в Латеране (1123 г.) при импер. Генрихе V и папе Каллисте II, в) в Латеране – в другой раз (1139 г.) при импер. Лотарие и папе Иннокентии II, г) в Латеране – в третий раз (1180 г.) при импер. Фридерике I и папе Александре III, д) в Латеране – в четвертый раз (1215 г.) при импер. Фридерике II и папе Иннокентии III, е) в Лионе (1245 г.) при том же Фридерике и Иннокентии IV, ж) в Лионе – в другой раз (1274 г.) при импер. Рудольфе и папе Григории X, з) в Вене (1311 г.) при импер. Генрихе VII и папе Клименте V, и) во Флоренции (1439 г.) при импер. Алберте и папе Евгении IV, и) в Латеране – в пятый раз (1512–1517 г.) при импер. Максимилиане и папе Льве X, и – к) в Триденте (1545–1564 г.) при импер. Карле V и Фердинанде и при папах: Павле III, Юлии III и Пие IV. Беллярмин. Преп. прот. соврем. еретик. т. 2, стр. 2–5. Прага, 1721 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

22 февр. 1549 г. Караффа (он повторно занимал архиепископскую кафедру Кьети с 20 июня 1537) был поставлен на кафедру Неаполя, но не смог вступить в управление архиепископством из-за отказа имп. Карла V признать его. На конклаве, собравшемся после смерти папы Павла III, Караффе удалось добиться снятия кандидатуры кард. Р. Пола, к-рого он из-за его проимперской позиции считал еретиком. Несмотря на то что при папе Юлии III (1550-1555; кард. Джованни Мария Чокки дель Монте был избран на Папский престол проимперской партией в коллегии кардиналов) нек-рые начатые по инициативе Караффы громкие инквизиционные дела не были завершены (так, напр., обвинения, выдвинутые против Витторе Соранцо, епископа Бергамо (1547-1552), в приверженности учению Хуана Вальдеса были сняты папским решением, предпринятое без ведома папы расследование в отношении кард. Джованни Мороне (его подозревали в лютеранстве) прекращено), главному инквизитору удалось добиться определенного улучшения общего морального климата Римской курии. После смерти Юлия III на Папский престол был избран кард. Марчелло Червини (папа Римский Маркелл II (9 апр.- 1 мая 1555)), известный среди прочего аскетическим образом жизни. После неожиданной кончины Маркелла II папой Римским стал 78-летний Караффа. Он взял имя Павел IV в память о папе Павле III, который даровал ему достоинство кардинала. Папская коронация состоялась 26 мая в базилике св. Петра; церемонию провел кард. Франческо Пизани (1494-1570). Понтификат П. противоречиво оценивался как современниками, так и историками: с одной стороны - растущее влияние папского племянника Карло Караффы, к-рого П. возвел в достоинство кардинала на 1-й же консистории (7 июня 1555), его участие в папской политике (см. в ст. Непотизм ), продолжавшиеся конфликты с Габсбургами - имп. Фердинандом I (1556-1564) и с испан. кор. Филиппом II (1556-1598), дальнейшее распространение Реформации, а с др. стороны - успешные реформы Римской курии, реализация церковных преобразований, над проектом которых Караффа работал еще до избрания на Папский престол и которые были одной из составляющих Контрреформации (подробнее об оценках П.- от «святого папы» до «недостойного понтифика» - см.: Aubert.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010