В VI веке император Юстиниан (527–565) вводит правило, по которому выборы папы требуют обязательного утверждения императором. В Средние века большое влияние на выбор Пап оказывали светские лица: Понтифика либо назначали, либо утверждали сначала Остготские короли Италии, затем византийские императоры, а с IX века — правители Священной Римской империи. В 1059 году папа Никола II решает доверить выборы папы только кардиналам-епископам, а в 1179 году папа Александр III устанавливает правило, по которому решение о назначении папы может приниматься только полным составом Коллегии кардиналов. Точные Правила выбора пап, частично действующие и сейчас, были приняты на II Лионском Соборе 1274 года после того, как процесс избрания папы Григория X занял почти 3 года, точнее, 1006 дней. В соответствии с этими Правилами кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни один кардинал не должен был иметь более одного служителя, разве что был болен. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней происходило дальнейшее сокращение питания до приема только хлеба, вина и воды. Кроме того, в течение всего периода sede vacante все церковные доходы кардиналов находились в руках Камерленга (управляющего делами), который затем передавал их в распоряжение нового Папы. Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI. Папа Бенедикт XVI Кардиналы Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава — ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви — не чин, а достоинство. Кардинал — это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подлинностью первого, также как и всякого другого из канонических евангелий, вполне обусловливается и достоверность этого Евангелия 246 . I. Писатель Писателем второго канонического Евангелия, по свидетельству исторического предания, был Марк, носивший кроме латинского имени (Marcus) еще другое еврейское Иоанн ( Деян. 12, 12. 25; 15, 37 ; сравн. 13, 5. 13) 248 . Но происхождению он был иудей из Иерусалима, где мать его Мария имела свой дом ( Деян. 12:12 ), находился в близком родстве с Варнавою ( Колос. 4:10 ) и обращен в христианство, вероятно, ап. Петром ( 1Петр. 5:13 ) 249 . По свидетельству предания, он был один из 70 учеников Господа. Очень рано сблизившись с Ап. Павлом, по всей вероятности также при посредстве Варнавы, Марк сопутствовал Варнаве и Павлу во время их первого великого апостольского путешествия как их помощник (πηρτης Деян. 13:5 ), после того как они брали его в Иерусалим во время путешествия, упоминаемого в Деян. 12, 25 . Впрочем Марк вскоре затем оставил обоих Апостолов в Пергии ( Деян. 13:13 ), и так как Павел вследствие этого не взял его снова с собою во второе свое апостольское путешествие несмотря на желание Варнавы, то он вместе с Варнавою отправился в Кипр ( Деян. 15, 37–39 ). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был вместе с Ап. Павлом. Так мы видим его снова в качестве усердного помощника при Апостоле во время его заключения в Риме (как во время первого заключения по Колос. 4, 10 . Филим. 24 , так и во время второго по 2Тим. 4:11 ). Древнее свидетельство так называемого Иоанна пресвитера (πρεσβτερος) – мужа времен апостольских личность которого впрочем неопределенна – свидетельство, переданное Папием (в начале 2-го столетия) и сохранившееся у Евсевия (h. е. III, 39), далее свидетельства Иринея (adv. haer. III, 1, 1 и III, 10:6), Тертуллиана (с. Marc. IV, 5), Климента Алек. (у Евс. h. е. II, 15 и VI, 14 и Adumbrat in 1 Petri), Оригена (у Евс. h. е. VI, 25), Иеронима (catal. с. 8 и epist. 150 ad Hedib. с. 11), Епифания (haer. LI. 6) и др. 250 называют Марка спутником и истолкователем Петра. Это, подтверждаемое столькими писателями, известие противоречит, по-видимому, тому несомненному факту, что Марк по большей части находился при Ап. Павле в качестве помощника. Но это противоречие только кажущееся. Ибо почему же Марк не мог помогать в проповедывании Евангелия и Петру, с которым его связывало очень близкое духовное родство, по временам по крайней мере, в промежутках того времени, которое проводил он при Ап. Павле?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ III Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) Павел III, папа Римский. Портрет. 1545–1546 гг. Худож. Тициан (Музей Каподимонте, Неаполь) (28.02.1468, замок Канино, Лацио - 10.11.1549, Рим; до избрания папой - Алессандро Фарнезе), папа Римский (с 13 окт. 1534). Происходил из знатного рода; отец - Пьетро Луиджи Фарнезе (1435-1487), сеньор Монтальто, мать - Джованна (Джованнелла) Каэтани (1440-1468), дочь Онорато III Каэтани, герцога Сермонеты (в обл. Лацио). С детства Алессандро предназначался к церковному служению и в 14 лет получил должность апостольского писца. В Риме одним из его наставников был гуманист Юлий Помпоний Лет, пострадавший при папе Римском Павле II (1464-1471) за увлечение языческой античностью. Вероятно, служба его брата, Анджело Фарнезе, политическим противникам папы Римского Иннокентия VIII (1484-1492) была причиной ареста Алессандро и его заключения в замке Св. ангела. Т. о., Алессандро Фарнезе оказался в роли заложника. Он бежал из тюрьмы 25 мая 1486 г. и отправился во Флоренцию, где жила его сестра Джиролама (ее муж Пуччо Пуччи был приближенным Лоренцо Медичи). Здесь он был принят при дворе Медичи, посещал объединение гуманистов (Академию) под рук. Марсилио Фичино, завел выгодные знакомства, в т. ч. с юным кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев Х в 1513-1521) и его влиятельными родственниками. Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Коронация папы Римского Павла III. Роспись потолка во дворце Фарнезе (Карпарола). XVI в. Фото: Livioandronico2013 Благодаря протекции кардиналов Дж. Медичи и Родриго де Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503), любовницей к-рого стала Джулия Фарнезе, Алессандро смог вернуться в Рим и получить должность секретаря в курии (16 авг. 1490). 8 июля 1491 г. он был возведен в ранг апостольского протонотария.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

И до Свят. Тихона его предшественники боролись с этим явлением. Установлено было еп. Иоакимом (донесение Сноду в 1762 г.), что из казачьих приходов нельзя получить исправных метрических ведомостей, священники же, по настоянию казаков, не исполняют предписания архипастыря. Снод еще в 1741 и 1745 гг. просил Военную коллегию прекратить такое своеволие в Донском войске (Архиеп. Филарет). Полномочия епархиальной власти, по законам имп. Петра Великого, должны были простираться на все церковные учреждения и на всех лиц, находящихся в епархии, без исключения. Но таковые остались. Кроме ставропигиальных монастырей, из круга епархиального ведомства выделено было придворное духовенство, подчиненное Сноду и дворцовому управлению и поставленное под непосредственное начальство протопресвитера – духовника Их Величеств. На тех же началах при императоре Павле I выделено было в особое ведомство военное духовенство. В прежнее время оно находилось в подчинении епархиальным начальствам по местам расположения полков. Только в военное время оно поступало под ведение особых флотских обер-иеромонахов и полевых обер-священников, учрежденных уставами царя Петра I воинским (1716) и морским (1720). При имп. Павле в 1800 г. учреждена была должность постоянного обер-священника, который и был поставлен во главе всего духовенства армии и флота. Церковно-земельные имущества. Митрополит Ростовский Арсений Мацеевич В XVIII веке последовало разрешение церковно-земельного вопроса, не раз возникавшего в предыдущия столетия. Памятен спор преподобных Иосифа и Нила о «стяжании» и «нестяжании». Победителем оказался игумен Волоколамский, хотя насадителю скитского жития сочувствовал властный самодержец Иоанн III. В царствование Uoahha IV Земский Собор, с участием бояр и духовенства, решился в 1580 г. только запретить епископам и монастырям покупать в дальнейшем земли. Решение это объяснялось Собором тем, что: «села и пожни 35 ) и иные земельные угодья, еще по священным епископьям и святым монастырем в пустошьях изнуряются, ради пьянственного и непотребного жития многообразне» а «воинственному чину от сего оскудение происходит велие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Посему естественнее думать, что этот уполномоченный был испрошен Ап. Павлом во время четвертого посещения Иерусалима и теперь, таким образом, сопровождал Апостола из Иерусалима в новом звании только в первый раз. К кому же всего естественнее отнести все сказанное о неназванном брате? Ограничиваясь одной только веро­ятностью, лучше всего остановиться на ап. Варнаве: а) его Апостол мог назвать братом в более широком смысле, т. е. не только как брата по вере, но и как брата по его апостольским трудам, которые он разде­лял с ним 1337 ; б) похвала его за благовествование была —129— во многих церквах 1338 ; быть доверенным лицом от иерусалимской церкви он мог вполне 1339 ; г) в частности он, пожертвовавший все свое имущество к ногам Апо­столов 1340 , естественнее всего мог явиться уполномочен­ным для заведывания сбором милостыни; д) во второе путешествие Варнава не был при Апостоле Павле 1341 ; в Посланиях Ап. Павла имеются указания на то, что во время третьего путешествия Варнава был при Ап. Павле 1342 . На основании всего сказанного можно заключить словами Иоанна Златоустог о: «из сего догадываюсь, что Апостол разумеет здесь Варнаву» 1343 . – Если же это действи­тельно был Варнава, то в его лице Апостол имел весьма опытного и ревностного сотрудника, который, можно сказать, был для св. Ап. Павла учителем в хри­стианском апостольском служении 1344 , хотя позднее 1345 прежний учитель стал уже ниже своего ученика. —130— Глава III. От Иерусалима до Антиохии Сирийской ( Деян.18 :22б) Путешествие св. Ап. Павла от Иерусалима до Антиохии Сирийской. Какое впечатление произвело на св. Ап. Павла посещение Иерусалима? – Сухим или морским путем отправились свв. путешественники в Ан­тиохию? – По какой дороге шли свв. путешественники из Иерусалима до Кесарии? – Сведения о ней. – Холм Скопус. – Селение Гива. – Беерот. – Вефиль. – Гофна. – Визеов. – Фамнаф-Сараи. – Долина Саронская. – Антинатрида. – Река Крокодилов. – Кесария. – Дора. – Магдиел. – Карта. – Гора Кармил. – Историческая известность Кармила. – Великолепие его флоры и красота его вида. – Религиозные воспоминания, связанные с ним. – Отношение язычников к Кармилу. – Вид на окрестности, открывавшийся с вершины. – Гефа. – Поток Кисон. – Река Велус. – Птолемаида. – Великая долина Экдинна. – Проход, известный под именем Тирской Лестницы. – Переход: Promontorium Album. –Тиро-Сидонская до­лина. – Развалины Палетира и тамошние источники. – Река Леон. – Оринифополис. – Сарепта. – Сидон. – Выступление свв. благовестников из страны, которую освятил своим пребыванием Господь Иисус Христос. – Порфирион. – Путь до Берита. – Берит. – Река Ликос. – Гора Климакс. – Река Адонис и тамошний культ. – Библ. – Ботрис. – Путь до Трипо­лиса. – Триполис. – Путь от Триполиса до Габалы. – Лаодикия. – Антиохия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Если за Павла третьего говорит время его кончины в начале сентября, то за Павла четвертого говорит поставление памяти его 31 августа, в день его подвига, отречения от престола по причине гонения на св. иконы. В древнейших евангелиях константинопольских у Морчелли и в Иерусалим. библиотеке IX века и других X века память трех патриархов Александра, Иоанна и Павла нового поставлена 31 августа. Церкви он оказал великую услугу, подав мысль царице Ирине созвать вселенский собор для решения вопроса об иконопочитании. В каноне 30 авг. ясно разумеется Павел IV, ибо в 6 песни говорится: «бежати изволил еси благочестно от царского града, иконного поклонения отметающася беззаконно, Павле всечестне». Потому мы в Павле новом 2 сентября и 30 августа видим Павла IV. В Конст. уставе IX-X в. есть тропарь Павлу по выражениям сходный с каноном 30 августа, а 30 августа в этом уставе показана только память трех означенных патриархов константинопольских в святейшей великой церкви и в храме св. Акакиев Ептаскале. Служба им есть в греч. минее XII в. в Москов. Синод. библиотеке 450, та же, что и в нынешних минеях греческой и славянской. Вероятно, она составлена ранее XII века и празднование памяти трех патриархов из местного в великой церкви и в храме муч. Акакия сделалось общим не позднее XII века, когда начали вводиться минеи по синансарю иерусалимского устава. Служба, конечно, составлена в Константинополе и во всяком случае по сведениям, каким патриархам празднует великая церковь 30 августа, и не вероятно, чтобы в Великой Церкви сперва праздновали Павлу III, а потом стали праздновать Павлу IV по забвению или почему-либо другому. Впрочем остается еще некоторое сомнение. В этом евангелии нет святых и самых знаменитых первого иконоборного периода: Германа, патр. Константинопольского 740, ни Иоанна Дамаскина ок. 780 г., ни Стефана нового 767 г. Почему внесен один Павел VI, исповедавший пред смертию почитание икон в 784 г? Тем не менее служба 30 августа есть немаловажное свидетельство в пользу Павла IV. К числу особенностей календаря относится то, что 18 января он определяет причину празднования св. Афанасию и прибавляет еще Александра патриарха, именно: возвращение из ссылки св. Афанасия и память святых Кирилла и Александра; 19 мая св. Епифания и прочих патриархов (по мнению Морчелли архиепископов Констанции кипрской), 1 нояб. память праха (вместо 6 ноября).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

III. Слово при втором служении в Казанском Кафедральном соборе пред панихидой об усопших Архипастырях Казанских 8 . Воспоминания о почивших, архипастырях Казанских: Антонии, Павле и Владимире. Архипастырские воспоминания и задушевные пожелания Казанской Академии На святой Руси есть добрый обычай предварять свои важнейшие жизненные предприятия молитвой: прежде всего о помощи Божией и св. угодников, а потом об упокоении своих родителей и других близких. С особенным тщанием исполняется русскими людьми этот добрый обычай при существенных переменах в их жизни: пред браком, переселением, поступлением на должность. Они руководятся при сем неложным упованием на то, что преставившиеся их присные, утешаемые их любовью, сами молятся Господу о помощи живущим. Следуя сему обычаю, и я, смиренный, придя в сей св. град для служения архипастырского, возжелал после первой молитвы ко Господу, после поклонения местной святыне, помолиться вместе с вами, братья, об упокоении своих предшественников по святительскому здесь седалищу, как о своих духовных родителях или старшей братии, несомненно веруя в силу их молитвы за меня грешного, и не за меня только. Не для меня только полезно и сие заупокойное моление: оно спасительно и назидательно и для вас, братья. Вы составляете паству последних из усопших здесь иерархов, вы потомки паствы здешних иерархов древнейших, а потому вовсе не чужие для тех и других, но напротив, самые близкие им по духу чада. Когда вы поминаете их здесь, они там на небе ходатайствуют о вас пред Спасителем нашим, и, конечно, мы грешные еще более нуждаемся в их святых молитвах, нежели они, богатые всякими добродетелями, – в нашем поминовении. Я назвал святителей Казанских своими отцами: такое наименование особенно приличествует Владыке Антонию и Владыке Павлу, которые особенно были близки мне и которых, как я знаю, так высоко чтит паства Казанская, так горячо их любит. При всяком напоминании о них мысль моя переносится в далекое прошлое, к годам моей юности, ко времени воспитания моего в Смоленской духовной семинарии, когда оба эти святителя, один в звании Смоленского архипастыря, а другой – моего ректора, принимали отеческое участие в моем положении. Так Владыка Антоний следил за моими успехами в семинарии и указал мне путь в Киевскую академию. Только благодаря его рублям мог я добраться до Киева и содержаться там во время экзаменов, а потом приезжать к своим во время вакаций. Когда я был на службе священником в Киевском институте, то имел счастье видеть святителя Антония на юбилее академии. «А я слежу за вами», ласково говорил он мне. А потом еще чрез несколько лет, по принятии мною монашества, он снова приветствовал меня. Как теперь, помню благостный, светоносный лик его, его глубокий, ласкающий взор, его назидательную, его искреннюю одушевленную проповедь , его святолепное служение! Как любил я посещать собор во время его службы, вдохновляться его благоговейной молитвой, услаждаться его мудрыми, действенными поучениями!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1758 г. Павла начали учить грамоте. В 1760 г. Императрица Елисавета главным воспитателем его назначила выдающегося государственного деятеля, генерал-поручика и камергера Никиту Ивановича Панина. Государыня, убедившись в полном ничтожестве Великого Князя Петра Феодоровича, видимо, готовила Павла к наследованию престола. Ранняя кончина не дала ей возможности осуществить это намерение. Император Петр III пренебрег просьбой умиравшей Государыни заботиться о Павле. Он замышлял отправить супругу свою в монастырь, сына не наименовал Наследником, присвоив ему титул Цесаревича только для возношения в храмах. Большое впечатление на восьмилетнего Павла произвел ночной переворот, совершенный летом 1762 г. Екатериной. Его подняли с постели и под военной охраной перевезли из Летнего дворца в Зимний. С этого времени у впечатлительного мальчика появились болезненные припадки, повторявшиеся и потом. Случился таковой с ним в Москве во время коронационных торжеств. Он разболелся настолько, что начали опасаться за его жизнь. По выздоровлении ярко проявилась впервые его доброта. По свидетельству Панина, Павел, когда начал поправляться от болезни, пожелал завести в Москве больницу для бедных. Желание его было исполнено и основанная больница получила название Павловской. По этому случаю выбита была медаль. На одной стороне ее помещен портрет Его Высочества, на другой разные аллегорические изображения с надписью: «Свобождаяся сам от болезни о больных промышляет». На медали изображена, между прочим, престарелая женщина, подъемлющая найденного младенца, в стороне – Милосердие, указывающее на сего младенца и вещающее: «Ныне и вы живы будете». Богатые данные об отроке Павле содержатся в книге Семена Порошина «Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича, Наследника престолу Российскому» (СПб., 1844). Семен Андреевич Порошин, из московских дворян, родился в 1741 г., в г. Кунгуре Пермской губернии, где отец его, генерал-поручик, был в то время начальником горных заводов, потом главным начальником и преобразователем Колывано-Воскресенских заводов. Семен получил образование в Первом Кадетском корпусе, где развились его природные способности и ум его обогатился многосторонними знаниями. Он знал несколько языков, много читал, был осведомлен в истории, особенно в математике и военном искусстве. Еще будучи учеником, печатал свои труды в журнале «Ежемесячные сочинения». По выходе из корпуса был короткое время при Петре III флигель-адъютантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Деяние и мучение святых и славных и всехвальных апостолов Петра и Павла Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ДЕЯНИЕ И МУЧЕНИЕ СВЯТЫХ И СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА «Деяние... апостолов Петра и Павла» – одно из самых ранних (II–III вв.) апокрифических сочинений о новозаветных событиях. Возникшее в среде ранних христиан, это произведение несет отпечаток традиций эллинистического романа. Историю деятельности апостолов, рассказанную в канонических «Деяниях» сдержанно и реалистично, апокриф заменяет красочным повествованием с обилием чудес. Подобно множеству других апокрифов, появление настоящего сюжета о Петре и Павле может объясняться недосказанностью произведения канонического, обрывающегося на сообщении о двухлетнем пребывании апостола Павла в Риме. Апокрифическое «Деяние» посвящено окончанию жизни святых апостолов. Хронологически и географически описываемые события сопоставимы с четвертым и последним миссионерским путешествием апостола Павла. Напомним, что по каноническим «Деяниям» путешествие это было вынужденным: Павел ехал в Рим на суд кесаря. Помимо общей географии каноническое и апокрифическое повествования об апостолах сближаются своей проблематикой, в частности освещением взаимоотношений христиан и иудеев. Наконец, апокрифическое «Деяние» упоминает тех же исторических лиц, что и «Деяния» канонические, но упоминания этих в обоих произведениях различны (например, о Симоне волхве или епархе Агриппе). Переводы апокрифических сюжетов о Петре и Павле были известны на Руси уже в XI в. Прение Петра и Павла с Симоном и их мученическая смерть отражены в нескольких сюжетно близких произведениях. Так, наряду с публикуемым текстом в ВМЧ под 29 июня существует еще один, более краткий. О популярности данного сюжета свидетельствует и включение его (с добавлениями по Хронике Георгия Амартола) в ряд древнерусских хронографов. Символика этого апокрифа использовалась не только в средневековье. В качестве примера можно привести барельеф «Низвержение Симона волхва апостолом Петром» на Петровских воротах Петропавловской крепости, где в аллегорической форме прославлялась победа России над Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010