«Обрезание, — говорит Ренан («Апостол Павел», гл. III), — было для взрослых операцией мучительной, небезопасной и в высшей степени неприятной. Это была одна из причин, не позволявших евреям жить общей жизнью с другими народами и делавших их замкнутой кастой. В банях и гимназиях, которые играли видную роль в жизни древних городов, обрезание подвергало еврея всевозможным неприятностям. Греки и римляне, заметив обрезанного, осыпали его насмешками, к которым евреи были очень чувствительны и за которые мстили жестоко. Многие, чтобы избежать насмешек, выдавали себя за греков, пытаясь скрыть след обрезания при помощи хирургической операции, подробно описанной Цельсом. Что касается новообращенных, согласившихся подвергнуться этому обряду посвящения, им оставалось одно: прятаться, чтобы не отдать себя на посмеяние. Человек из общества ни за что не согласился бы поставить себя в такое унизительное положение; этим объясняется тот факт, что иудеи гораздо чаще обращали в свою веру женщин, нежели мужчин, — так как женщинам не приходилось с первого же дня подвергаться неприятным и обидным испытаниям. Много евреек выходило замуж за язычников; не было примера, чтобы еврей женился на язычнице». 435 Деян. 10 — 11. 436 Деян. 15:1,5: τινς τν απ της αρσεως των φαρισαων πεπιστευκτες. 437 Гал. 2:4: παρεσακτοι (ср. παρεισξουσιν во 2 Пет. 2:1) ψευδδελφοι ο " τινες παρεισλθον (вошедшие через черный ход, вкравшиеся, проскользнувшие; ср. Иуд. 4, παρεισδυσαν) κατασκοπσαι την λευθεραν ημν ην χομεν ν Χριστφ Ιησο, να ημς καταδουλσουσιν. Посланцев этих фарисействующих евреев Павел саркастически называет «высшими Апостолами», περλαν απστολοι, 2 Кор. 11:5; 12:11. Эти люди были не настоящими апостолами (вопреки мнению Баура и его последователей, которое явно противоречит контексту послания), а «лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых», 2 Кор. 11:13. Чудовищное заблуждение Баура было полностью опровергнуто в трудах Вейцсакера (о Павле и христианском собрании в Коринфе, указ. соч., с. 640), Кейма, Клеппера, Визелера и Гримма (указ. соч., с. 432). См. также Godet, Com. on the Ер. to Romans, vol. I, pp. 49 sq. 438

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Но, во всяком случае, ей принадлежит заслуга выбора, и вот с какой стороны произведение ее становится чрезвычайно интересным для желающего ознакомиться с ее душой. Легко понять, что приключение Киприана Антиохийского должно было особенно пленить Афинаиду-Евдокию: отчасти это ее собственная история. Как это было с магом, так и ее родители хотели, чтобы она научилась всему, «что есть на земле, в море и воздухе». Как и он, она была посвящена «в мнимую мудрость греков». Как и он, «она думала, что живет, когда на самом деле была мертва». Далее, подобно ему, она отвергла «нечестивую веру в идолов» и разбила «ложные кумиры богов». И, наконец, подобно ему же, став сама христианкой и предавшись благочестию, она хотела наставлять «тех, кто еще услаждался нечестивыми кумирами». Вот почему можно с полным основанием думать, что в поучительную историю, рассказанную ею, она вложила и кое-что свое. Можем ли мы признать, что эта искренность отмечена искрой гениальности? Опять нет. И тут, как в других вещах, единственно ей принадлежащее – форма, посредственно. И, тем не менее, произведение это сохраняет весь свой интерес для психологии нашей героини. С того дня, как Афинаида стала христианкой, новая вера очень быстро выжгла в ее душе последние следы античной языческой красоты, всю прелесть ее юношеских воспоминаний. Афины, Элевсин, Аргос, все эти святые места, где она проводила первые годы жизни, отныне стали для нее лишь приютами ложных богов. Наука, которой она раньше питалась, показалась ей наваждением демонов-обманщиков; прекрасные легенды, в детстве баюкавшие, ее, стали в глазах ее лишь «пустыми россказнями старых женщин». «О, вы! прекрасные и чистые образы, истинные боги и истинные богини, трепещите! писал Ренан в знаменитом месте своей книги об ап. Павле. Роковое слово произнесено: вы – идолы. Заблуждение этого невзрачного иудея станет вашим смертным приговором». Точно также торжествующее христианство в один день преобразовало Афинаиду. Прежняя ученая молодая девушка, философка-язычница, стала лишь благочестивейший императрицей Евдокией; и, когда пробуждались в ее душе смутные отголоски классической культуры, когда, оставаясь верной своему эллинскому воспитанию, она свято хранила культ гомеровской формы и память о Гомере, быть может, испытывала она, с другой стороны, страх вновь поддаться обманчивым иллюзиям сатаны, если только, как доброй христианке, ей не представлялось, что, отдавая все эти языческие чары на служение славе Божьей, она тем самым освящала их. Глава III. Феодора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Система расположения статей такова. После трёх поминок – по почившем Импер. Александре III, проф. И.Ф. Нильском и архим. Павле (вместо введения) помещаются «статьи и речи, в которых со стороны преимущественно положительной разъясняется характер раскола и его учение, а также смысл и значение Единоверия, и его распространение. Далее идут статьи о (его) миссионерских поездках, описание некоторых бесед. Затем, следует критический разбор некоторых раскольнических произведений новейшего времени..., наконец, «Причины устойчивости раскола» и «Обращения раскольников к Прав. Церкви». Эта система расположения материала при поверхностном ознакомлении с книгою по оглавлению статей кажется самой естественной и неизбежной; но по прочтении книги у нас явились два следующих недоумения: 1) Почему статьи об Единоверии помещены непосредственно за статьями о характере и учении раскола? Не может ли такой распорядок подать повода, особливо немощной братии, думать, что автор не особенно-таки далеко поставляет Единоверие от раскола? Нам кажется, что этим статьям более подходящее место после разбора раскольничьих мудрований. Этот последний, представляя полную несостоятельность положения раскольников вне прав. Церкви, приводить к вопросу: где же и как же спастись, коли в прав. Церкви много изменено? Вот статьи об Единоверии и разрешали бы это недоумение, указывая раскольникам путь спасения через Единоверие... 2) Думается, что и для статьи «Причины устойчивости раскола», было более подходящее место за статьей «Доброе семя и плевелы». Хотя она и озаглавлена: «Причины устойчивости раскола», во больше толкует о том, что такое раскол. Да и трудно, если не совсем невозможно, разделять вопросы о сущности раскола и об его причинах: одно другим обусловливается и одно от другого проистекает. Почему и в статье «Внутренний характер раскола» (вторая по порядку) насколько уясняется характер раскола», настолько же выставляются и причины его устойчивости... Перейдём теперь к рассмотрению внутреннего содержания первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть у меня также и чисто философские тезисы имяславия, затруднять которыми Вас одновременно с этими я не решаюсь. Если будет Ваше разрешение, то позвольте затруднить ими Вас в один из следующих Ваших приездов. Тезисы с Вашими пометками благоволите оставить на квартире у Вас. Ив. на мое имя. В четверг или в пятницу я заеду к Вас. Ив. и возьму их. Жена моя, Валент. Михайловна, шлет Вам привет. Глубоко преданный Вам А. Лосев. I. (Имя Божие – энергия сущности Божией.) а). Имя Божие есть неприступный и бесконечный Свет существа Божия, явленный в конечном существе мира и человека (поправка карандашом со слова «явленный»: являющий себя из твари – конечной) б). Имя Божие есть всемогущая Сила существа Божия, действующая в конечном существе мира и человека c). Имя Божие есть полнота совершенства существа Божия, явленная в конечном существе мира и человека, как бесконечная цель для стремления твари к Богу. д). Итак, имя Божие есть Свет, Сила и Совершенство Бога, действующие в конечном естестве, или энергия сущности Божией. II. (Имя Божие как энергия сущности Божией неотделимо от самой сущности и потому есть сам Бог). a). В Боге нет различия между частью и целым (еще одна пометка карандашом П. А. Флоренского: над словом «различия» написано «разделения»), свойством и сущностью, действием и действуемым, и потому – б). Свет Божий неотделим от существа Божия, Сила Божия неотделима от существа Божия, Совершенство Божие неотделимо от существа Божия, c). следовательно, энергия сущности Божией неотделима от самого Бога и есть сам Бог, и имя Божие неотделимо от существа Божия и есть сам Бог. III. (О символической природе имен Божиих). a) имя Божие есть сам Бог, но Бог сам – не имя; Бог (поправка о. Иринея: «сущность» Божия) выше всякого имени, и выше познания человеческого и ангельского, б) следовательно, имя Божие есть такое явление (о. Ириней: «откровение») миру и человеку сущности Божией, в котором она, оставаясь неименуемой и непостижимой, все-таки принимает доступные человеческому уму формы видимого мира

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Действительность превращалась в религиозную сказку. Достаточно прочесть немногие сохранившиеся акты мучений или же современные этим мучениям записи святых, например св. Дионисия Александрийского (III века), 120 чтобы увидеть истинную действительность подвига Веры, и чтобы понять всю важность для практики христианства, для воспитания христианского мужества – отвергнуть религиозную мечтательность. Вот как описывает одно гонение св. Дионисий: «Все тогда поражены были страхом... Приходившие (на судилище) называемы были по именам, и приступали к нечистым и скверным жертвам (т. е. отказывались от христианства) – одни бледные и трепещущие, не с намерением принести жертву, а как будто сами должны были сделаться жертвою идолов, так что в окружающей толпе возбуждали насмешки. Другие подходили к жертвенникам с большей готовностью, стараясь доказать самою смелостью, что они прежде не были христианами. Из прочих же... иные убежали, а некоторые были схвачены, и из последних – одни устояли до уз и темницы, а другие, хотя находились в заключении уже много дней, но потом, еще не дождавшись суда, отреклись. Были и такие, которые, вытерпев довольно пыток, на дальнейшие мучения не отважились. Только твердые и блаженные столпы, быв укрепляемы Господом и приняв достойную силу и постоянство необоримой веры, соделались дивными свидетелями царства Божия». 121 Далее, святой передает мучения этих «блаженных столпов», не упоминая ни одного внешнего чуда. Чудо совершалось в тайне «постоянства необоримой веры». Сохранились Акты мучений Перепетуи, 122 пострадавшей в Карфагене в 202 году, изысканно воспитанной молодой женщины 22 лет. В Акты, кроме описаний ее мученической кончины, вошел ее автобиографический рассказ. Она пишет о том, как «несколько дней спустя нас поместили в темницу и я пришла в ужас, так как никогда не переносила подобной тьмы. Сверх того приходилось терпеть грубости солдат, и, наконец, одна мысль о моем ребенке лишила меня всякого покоя...». Когда читаешь эти Акты, хочется целовать черные строчки букв, запечатлевших подлинное чудо Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. (Арх. Св. Синода, д. 1799 г. 124 лл. 34–38). I. Архангельской губ.: 1. Олонец, 2. Повенец и 3. Пудож. По указу 15 июля 1798 г. к ней прибавлен из упраздненной Олонецкой губ. уезд. город – Кемь. II. Владимирской губ.: 1. Александров, 2. Киржач, 3. Судогда и 4. Ковров III. Вологодской губ.: 1. Лальск и 2. Красноборск IV. Вятской губ.: 1. Кай, 2. Малмыж и 3. Царево – Санчурск V. Иркутской губ.: 1. Сретинск и 2. Доронин. Оба города совершенно уничтожены, а жители приписаны к г. Нерчинку. VI. Казанская губ.: 1. Спасск, 2. Арск и 3. Тетюши VII. Калужская губ.: 1. Лихвин, 2. Серпейск и 3. Малоярославец VIII. Костромская губ.: 1. Плес, 2. Лух, 3. Буй, 4. Кадый IX. Курская губ.: 1. Новый Оскол, 2. Тим, 3. Богатый, 4. Дмитриев на Свапе, 5. Льгов, 6. Хотмыжск и 7. Мирополье – два последние города отошли от Екатеринославской губ. X. Московская губ.: 1. Воскресенск, 2. Богородск, 3. Бронницы, 4. Никитск, 5. Подол XI. Нижегородская губ.: 1. Починки, 2. Сергач, 3. Макарьев, 4. Перевоз, 5. Троицк и 6. Наровчат (два последних города поступили из бывшей Пензенской губ.). Уездный город Краснослободск – из Пензенской губ. XII. Новгородская губ.: 1. Крестцы, 2. Кириллов, 3. Череповец, 4. Лодейное поле (из Олонецкой губ.); поступили из Олонецкой губ. уездные города – Петрозаводск, Олонец, Каргополь и Вытегра XIII. Орловская губ.: 1. Дешкин, 2. Дмитровск, 3. Малоархангельск, 4. Дмитров пожалован графу А. А. Безбородко. XIV. Пермская губ.: 1. Обва, 2. Далматов и 3. Алапаевск XV. Псковская губ.: 1. Новоржев, 2. Холм, 3. Печеры XVI. Рязанская губ.: 1. Данков, 2. Спасск и 3. Егорьевск. XVII. Санкт-Петербургская губ.: 1. Рождествено – отдано коллежскому советнику Ефремову, но с тем, чтобы оставить там купцов, а городу оставаться без уезда, на том же основании остались без уездов 2. Кронштадт, 3. Ораниенбаум, 4. Нарва, 5. Павловск, 6. Гатчино.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В этих книгах описан богослужебный чин римской курии, который сделал обязательным для римской епархии папа Николай III 130 . Основой литургической реформы Тридентского Собора послужил чин, краткость которого была обусловлена занятостью членов курии их административно-управленческими и дипломатическими обязанностями папского двора 131 . Такая форма богослужения была привлекательна для вновь образованных монашеских орденов, прежде всего францисканцев, которые, в отличие от своих предшественников, стремились не столько к молитве в стенах монастырской общины, сколько к пастырской работе среди верных. Более подходящий их образу жизни тип молитвы они нашли в богослужении курии 132 . Затем францисканцы, благодаря популярности и экспансии своего ордена, сильно способствовали распространению этого типа богослужения по всему западному христианскому миру. Новый миссал следовал двум основным принципам. Первый заключался в том, что литургия города Рима сформирована на основе литургического предания самого города. Второй – это убеждение, что первые века были эпохой истинного литургического процветания, поэтому необходимо устранить накопившиеся темные места и искажения 133 , чтобы вернуться к более древним слоям. Целью папы было не сочинение новых литургических книг 134 , но реконструкция старых в их наилучшем варианте. В 1588 году папа Сикст V основал Конгрегацию обряда, которая должна была контролировать и корректировать использование нового миссала. Конгрегация не имела задачи направлять развитие богослужения, ее заботой было сохранение вновь установленного единства 135 . Она занималась также проблемами модификации чинов и представляла собой выражение литургической централизации 136 , которая стала полностью доминировать в западной литургической жизни. Конгрегации обряда была поручена задача тем же способом, с помощью которого увидели свет миссал и бревиарий (Breviarium Romanum, издан в 1568 году), подготовить и остальные богослужебные книги. Так, понтификалий (Pontificale Romanum) был издан в 1595 году, при папе Клименте VIII, а новый ритуалий (Rituale Romanum) – при папе Павле V, в 1614 году 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действительность превращалась в религиозную сказку. Достаточно прочесть немногие сохранившиеся акты мучений или же современные этим мучениям записи святых, например св. Дионисия Александрийского (III века) 44 , чтобы увидеть истинную действительность подвига Веры и чтобы понять всю важность для практики христианства, для воспитания христианского мужества, – отвергнуть религиозную мечтательность. Вот как описывает одно гонение св. Дионисий: «Все тогда поражены были страхом… Приходившие (на судилище) называемы были по именам и приступали к нечистым и скверным жертвам (т. е. отказывались от христианства), – одни бледные и трепещущие, не с намерением принести жертву, а как будто сами должны были сделаться жертвой идолов, так что в окружающей толпе возбуждали насмешки; другие подходили к жертвенникам с большей готовностью, стараясь доказать самой смелостью, что они прежде не были христианами. Из прочих же… иные убежали, а некоторые были схвачены, и из последних, – одни устояли до уз и темницы, а другие, хотя находились в заключении уже много дней, но потом, еще не дождавшись суда, отреклись. Были и такие, которые, вытерпев довольно пыток, на дальнейшие мучения не отважились. Только твердые и блаженные столпы, быв укрепляемы Господом и приняв достойную силу и постоянство необоримой веры, соделались дивными свидетелями царства Божия» 45 . Далее святой передает мучения этих «блаженных столпов», не упоминая ни одного внешнего чуда. Чудо совершалось в тайне «постоянства необоримой веры». Сохранились Акты мучений Перепетуи 46 , пострадавшей в Карфагене в 202 году, – изысканно воспитанной молодой женщины 22 лет. В Акты, кроме описаний ее мученической кончины, вошел ее автобиографический рассказ. Она пишет о том, как «несколько дней спустя нас поместили в темницу и я пришла в ужас, так как никогда не переносила подобной тьмы. Сверх того приходилось терпеть грубости солдат, и наконец, одна мысль о моем ребенке лишила меня всякого покоя…». Когда читаешь эти Акты, хочется целовать черные строчки букв, запечатлевших подлинное чудо Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

Л. Анисов VIII глава В годы пребывания на дипломатической службе в Швеции Н.И.Панин был свидетелем воспитания наследника престола Густава. Вступив в должность обер-гофмейстера, он подготовил «Мнение о воспитании великого князя Павла Петровича», при разработке которого использовал план воспитания шведского наследного принца и работы Г. Лейбница. Как и Лейбниц, Панин чрезвычайно мало внимания уделял религии. Согласно его плану, до четырнадцатилетнего возраста Павлу Петровичу надлежало ознакомиться с Законом Божиим, арифметикой, историей и языками – русским, французским и немецким, – причем «вначале все обучение не прямою наукою, но больше наставлениям должны быть производимы» 72 . Далее Панин считал необходимым «приступить к прямой государственной науке», то есть «к познанию коммерции, казенных дел, политики – внутренней и внешней, войны – морской и сухопутной, учреждений мануфактур и фабрик и прочих частей, составляющих правление государства, силу и славу монарха» 73 . Постоянно отвлекаемый заботами при Коллегии иностранных дел Панин предоставил свободу действий и широкие полномочия своим помощникам, штат которых утвердила сама императрица. Историю, географию и языки – русский и немецкий – преподавал «информатор», то есть наставник Тимофей Иванович Остервальд – хороший и честный человек, но ничем особо не примечательный. Арифметику и геометрию – бывший флигель-адъютант императора Петра III поручик Семен Андреевич Порошин, 28 июня 1762 года определенный кавалером при Павле Петровиче. Порошин был человеком образованным, знал несколько языков, основательно изучил математику и уважал словесность и вообще науку. Он даже перевел с французского первые две части сочинения Прево д’Экзиля «Английский философ». Симпатичная личность, Порошин горячо любил родину и старался развить в своем воспитаннике чувство уважения к России и к русским. Страстно привязанный к Павлу, он не отходил от него ни на минуту. Единственный упрек, который можно было сделать Порошину, состоял в чрезмерной доброте его к наследнику. Поверенный детских сердечных тайн Павла Петровича, он доводил доброту до слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 6 в. за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана (primicerius notariorum), а в 8 в. появилась должность библиотекаря Ватикана. В 11 в. архив переносится в хранилище на склонах Палатинского холма; к сожалению, к этому времени многие древнейшие документы истлели и рассыпались. При папе Иннокентии III (1198–1216) предпринимается первая попытка каталогизации ватиканских собраний и создается архивная библиотека, известная как Регесты Ватикана (Regesta Vaticana, тж. папские регесты). Регесты представляют собой копии важнейших папских посланий и официальных документов, собранные в специальные регистровые тома (тот же термин употребляется и для обозначения публикаций этих документов в хронологическом порядке, сопровождаемых кратким изложением их основного содержания) 1204 . Очевидность постоянного нарастания папской корреспонденции стала явной уже в к. 2 в. Вероятно, уже в самое раннее время перед отправкой папских посланий адресатам с них стали снимать копии, которые хранились администрацией Св. Престола – по образцу официальных архивов римских властей, в которых различные документы сшивались в специальные книги, называемые commentarii regesta (от лат. regere – вписывать) 1205 . В 1245 г. начинается процесс консолидации монастырских архивов: они переносятся из монастырей в Рим (с неизбежными потерями при транспортировке), где на этой основе создается понтификальная библиотека 1206 . При папе Павле V (1605–1621) под хранение архивных документов было выделено отдельное здание – «Башня ветров» (астрономическая обсерватория в стиле барокко): возник Секретный архив, расположенный за воротами Св. Анны 1207 , полки хранилища которого ныне имеют протяженность более 12 км. В 17 в. зародилась традиция передавать в Ватиканскую библиотеку частные коллекции и королевские собрания 1208 . В настоящее время в библиотеке – около 150 тыс. рукописей и 8,3 тыс. инкунабулов. Собрание рукописей, включающее 114 коллекций (от огромных, как Vaticani latini, состоящая из 15 371 единицы, – до коллекций, состоящих из одной единицы: Borgiani egiziani, Borgiani islandesi, Vaticani indocinesi, Papiri Borgiani aramaici, Papiri Borgiani demotici, Papiri Vaticani demotici, Vaticani mandei), разделяется по языкам: Bibliotheca latina – здесь находятся тексты на латинском языке; Bibliotheca graeca – манускрипты на греческом; Bibliotheca secreta – самые ценные документы, доступ к которым ограничен; наконец, Bibliotheca nova pontifica, содержащая архивные материалы. Открытая часть носит название «Кодексы Ватикана» (Codices Vaticani), манускрипты из закрытого отделения классифицированы по происхождению 1209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010