По окончании осады И. с благословения патриарха сщмч. Ермогена ушел на покой в Боровский мон-рь, к-рый вскоре был окружен польско-литов. отрядами. И. убедил братию «сесть в осаду и дать отпор врагу». Однако 5 июля 1610 г. вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота мон-ря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода рус. отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из «Нового летописца», в мон-ре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. И. Убиенных иноков и мирян погребли в 2 братских могилах. Впосл., по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, «ис тех ям кровь выступаше наверх». В 1792 г. Московский митр. Платон (Левшин) поставил в Троице-Сергиевой лавре обелиск «в прославление сей обители и в вечную память великих мужей св. Сергия - архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия». В XIX в. в Троице-Сергиевой лавре ежегодно 11 мая служили панихиду по братии обители, в т. ч. по И. ( Смирнов С. К. Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 38). Канонизация святого совершилась в 1981 г., когда имя И. было включено в Собор Радонежских святых. Ист.: ДРВ. М., 1789. Ч. 11. С. 419-422; АИ. Т. 2. С. 41. 7; С. 250-251. 213; Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.)/Собр.: А. М. Гневушев. М., 1914. С. 10. 7; С. 15. 12; С. 17-18. 13; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 101-102; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 359; Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном (Азарьиным): В пер. на рус. яз. М., 1997. С. 138-140; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 448-449. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников); ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 98-99; Мархоцкий Н. История Московской войны/Подгот.: Е. Куксина. М., 2000. С. 47, 59, 161.

http://pravenc.ru/text/578048.html

До 2-й четв. XVII в. применительно к региону уместно говорить не о почитании Л. у южных славян и на Афоне, а о знакомстве с его культом. В б-ке мон-ря Крушедол, вероятно, с нач. XVI в. хранился рус. сборник Житий и служб (типа «Минеи новым чудотворцам») кон. XV в. (Белград. МСПЦ. 63), содержащий среди прочего Житие Л., Слово на внесение мощей в новую церковь и службу ему ( С. Опис рукописа манастира Крушедола. Сремски Карловци, 1914. С. 27. 24). В ризнице серб. Хиландарского мон-ря на Афоне хранится икона-пядница раннего XVI в. с изображением Л., привезенная, вероятно, из Москвы одним из монастырских посольств. Появление памяти Л. в месяцесловах южнославянских (в первую очередь сербских) рукописей XVI-XVII вв. (напр., в серб. Псалтири с восследованием, переписанной в 1609 - Братислава. Б-ка ун-та. MS 1286) связано, очевидно, с копированием рус. оригиналов, но вопрос почти не разработан в литературе. Широкую известность в регионе святой получает только с распространением печатного Пролога (1-е полное издание - М., 1642-1643). А. А. Турилов Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 156; ПСРЛ. Т. 15. С. 233-235, 357; Титов А. А. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского. Ярославль, 1892 ред. Жития Л.] (отд. отт.: Ярославские ГВ. 1892. 23); он же. Житие св. Леонтия, еп. Ростовского//ЧОИДР. 1893. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-36 ред. жития; с. 33-35 - служба без канона]; Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250-254 [Синодальная и Троицкая редакции]; Древнерус. патерики: Киево-печерский патерик, Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21-22; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 403-413 [древнейшее Житие Л.]. Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; Ключевский. Древнерусские жития. С. 2-22; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Строев. Списки иерархов. Стб. 329; Описание о российских святых.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

иерарха в визант. столицу сразу после получения в Киеве в 1085 г. послания римского антипапы Климента III о воссоединении церквей, к-рое, несомненно, следует рассматривать в контексте переговоров с герм. имп. Генрихом IV , покровителем Климента. Эти переговоры вел как визант. имп. Алексей I Комнин , так и киевский кн. Всеволод. Т. о., участие Е. во внешнеполитической деятельности кн. Всеволода Ярославича придает известную вероятность предположению архим. Леонида (Кавелина) , что именно Е. принадлежит авторство древнерус. Похвалы свт. Николаю и Слова (Поучения, Памяти) на перенесение его мощей из Мир Ликийских в Бари (последнее создано в 1090-1093), связанных с установлением в Русской церкви «латинской» памяти свт. Николая 9 мая, а также с появлением соответствующей службы праздника. Архим. Леонид атрибутировал Е. также и др. древнерус. тексты «никольского» круга, датируемые рубежом XI и XII вв.: Житие свт. Николая с рядом чудес, часть которых была, как и Житие, очевидно, переведена с греческого (хотя они известны только в слав. списках), а нек-рые созданы на Руси («Об утопшем детищи», «О половчине»); однако этот вопрос нуждается в дополнительном исследовании. Последнее упоминание Е. относится к 1091 г., когда он вместе с неск. архиереями участвовал в обретении мощей прп. Феодосия и перенесении их в Успенский собор Печерского мон-ря. В 1101 г. Е. уже не было в живых, т. к. кафедральный собор, заложенный в том году в Смоленске кн. Владимиром Мономахом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250), стоял на холме, дарованном князем еп. Симеону (ДРКУ. С. 146), в к-ром можно видеть только переяславского архиерея. Если принимать упомянутое выше сообщение о построении Е. каменной соборной церкви в Суздале, то дату его кончины придется отодвинуть ближе к 1100 г., поскольку гибель старого деревянного собора естественно датировать зимой 1096/97 г., когда Суздаль был сожжен черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем , однако проблематичность посылки ставит под вопрос эту т. зр. Вполне вероятно, что сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греч.

http://pravenc.ru/text/182085.html

по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) . Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина мон-ря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.). Ист.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития]; Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в.//ПДП. 1885. Вып. 58; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950. С. 458; Описание о российских святых. С. 237-239; Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18. С. 151. Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Сов. Арх. 1977. 4. С. 166; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001. С. 196-197, 237-240. Иконография Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Прп. Григорий Голутвинский. Икона. 2005 г. (старо-Голутвин мон-рь) Наиболее ранние изображения Г. сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 250 об.- 252), посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского мон-ря («О Голутвинском монастыре»). В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен Г. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания мон-ря «от ученик своих единого Григория священноинока», к-рый собирает братию и устраивает общежитие.

http://pravenc.ru/text/166541.html

250. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. М., 1980. С. 26. 251. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 8—9. 252. Моисеева Г. Н. Отрывок Троицкой пергаменной летописи, переписанный Г. Ф. Миллером//ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 93—99. 253. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв. С. 135—140. 254. ПСРЛ. Пг., Т. 15. вып. 1, 1922. Стлб. 107. 255. Там же. Стлб. 108. 256. Там же. Стлб. 109. 257. Там же. Стлб. 137—138. 258. Там же. Стлб. 141—142. 259. Там же. Стлб. 142. 260. Там же. Стлб. 147. 261. Там же. Стлб. 148. 262. Там же. Стлб. 149—150. 263. Там же. Стлб. 150. 264. Там же. Стлб. 151. 265. Там же. Стлб. 152. 266. Там же. Стлб. 153—154. 267. Там же. Стлб. 156. 268. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 445. 269. Там же. С. 455. 270. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 271. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 440. 272. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 163. 273. Тихонр. 705. Л. 108 об., 109, 110 об., 112. 274. РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собрание библиотеки Московской Духовной Академии), 88. Л. 359. 275. Там же. Л. 291 об. 276. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 132. 277. МДА, 88. Л. 291 об. 278. Житие Стефана Пермского. С. 74. 279. Там же. С. 85. 280. МДА, 88. Л. 299. 281. Житие Стефана Пермского. С. 40. 282. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 386—387. 283. Там же. С. 364. 284. Тихонр. 705. Л. 119 об. 285. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 97; Житие Стефана Пермского. С. 87. 286. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 98—99; Житие Стефана Пермского. Стлб. 31, 41. 287. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 439, 441. 288. Тихонр. 705. Л. 117 об. 289. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стлб. 106, 108. 290. Там же. Стлб. 121. 291. Там же. Стлб. 123. 292. Там же. Стлб. 129. 293. Там же. Стлб. 130. 294. Там же. Стлб. 133. 295. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 442. 296. МДА, 88. Л. 300 об. 297. ПСРЛ. Т. 15. вып. 1. Стлб. 106—107. 298. МДА, 88. Л. 300. 299. Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 470. 300. МДА, 88. Л. 276 об. 301. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV—XV веков. Л., 1987. С. 116—117.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

KDW. 1878. T. 2. N 1055. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 393. Krofta К. Kurie...//Ibid. 1904. S. 250–251. См., например, в записях «Летописца» Даниила Галицкого: «...божьею волею избран бысть и поставлен бысть Иван пискоуп князем Данилом от клироса великои церкви святои богородици володимерьской» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 740). «Данилови же княжащоу во Володимере, созда град Угореск и постави там пископу» (Там же. Стб. 842). Так, в 1185 г. по желанию Всеволода Большое Гнездо был поставлен Ростовским епископом Лука — игумен монастыря Спаса на Берестове (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 390), родовой обители этой ветви Мономашичей (Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 141), в 1190 г. Всеволод послал на епископство «отця своего духовнаго Иоанна» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408), в 1214 г. Константин Всеволодович «посла Пахомья... отца своего духовного в Киев» (Там же. Стб. 438). См., например, запись под 1190 г., что Рюрик Ростиславич «постави епископом» в Белгороде «отца своего духовнаго игумена святого Михаила Андреяна Выдобычискаго» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666). Так, в 1230 г. ростовские князья Василько и Всеволод послали «к отцю своему Гюргю (их дяде, великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу.— Б. Ф.) по Кирила игумена, дабы и пустил на епископство» (Там же. Т. 1. Стб. 453). См.: там же. Стб. 390, 408, 453. См. об избранном на вече епископом в 1186 г. Гавриле: «...и прислаша по нь митрополит и вся княжья руськая и пояша и с любовью» (НПЛ. С. 38). И еще более определенно о его преемнике Мартирии, посланном в Киев: «...и иде с предними мужи и прия и с любъвю князь Святослав и митрополит и поставиша и» (Там же. С. 40). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 629. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы (XI — начало XII в.). М., 1978. С. 332. Там же. С. 340. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274. РИБ. Т. 6. Ч. 1. Стб. 79–80. Там же. Стб. 89. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 153. Там же. Стб. 351–352; Т. 2. Стб. 520. Его грамоту Андрею Боголюбскому см.: РИБ. Т. 6. Ч. 1. 3. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354. Летописец Переяславля Суздальского//Временник ОИДР. М., 1851. Кн. 9. С. 112.

http://sedmitza.ru/lib/text/442916/

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 237—238; Т. 1. Стб. 263—264. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 302—303. «И створи (Ярополк. — Я. Щ•)с ними (Ольговичами. — Я.Щ.)мир в 12 генваря и целовавше хрест межю собою, ходяче ме(жи) ими честному Михаилу митрополиту со крестом» (Там же. Стб. 299). Там же. Стб. 476; Т. 1. Стб. 344. Например, митрополиты в 1210, 1230 гг. (Там же. Т. 2. Стб. 435, 455), епископ в 1154 г. (НПЛ. С. 29), епископ и игумен монастыря в 1206 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 425), попы в 1185 и 1229 гг. (Там же. Стб. 606) [см.: Соколова Е. В.Церковь как феодальная организация на Руси во второй половине XII—nepboй трети XIII в. С. 109—111 (дипломная работа,написанная под моим руководством в 1983 г.)]. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250, 251; Т. 1. Стб. 274—275. Там же. Т. 2. Стб. 291—292; Татищев В. Н.История российская. М., 1963. Т. 2. С. 139; Соловьев С. М.История России с древнейших времен. М., 1959. Кн. 1. С. 412—413. Спор между Олегом Святославичем, который завершил заложенную его отцом церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, и Владимиром Мономахом, который заказал специальную сень, о том, где поставить раки с мощами святых в этой церкви — в закомаре, где предполагал Святослав, или посередине церкви, как настаивал Владимир, был решен по предложению церковников жребием: «...и рече митрополит и епископе " верзите жребии " » (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281. 1115г.). Голубовский П. В.Критико-библиографический обзор трудов по древнейшему периоду русской истории. III//Университетские известия. Киев, 1907. 8. С. 63—64. Тихомиров М. Н.Исследование о Русской Правде. М.; Л., 1941. С. 64. Там же. С. 66. Там же. Успенский сборник. С. 62 ПВЛ. М., 1950. Ч. 1. С 121 Там же. С. 86. ДКУ. М., 1976. С. 86 ПВЛ. Ч. 1. С.85. ПВЛ. Ч. 1. С. 40, 114, 132. Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 64. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 14. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522—523. Там же. Стб. 656—657. Там же. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 108; СПб., 1885. Т. 10. Стб. 63—64; Соловьев С. М.Указ. соч. Кн. 1. С. 604—607. Мстислав «приеха Володимерь, еха во пископью ко святе Богородици и созва бояры володимерьскыя брата своего и местиче русци и немце, и повеле передо всими чести грамоту братну о даньи земле, и всех городов, и столного города Володимеря, и слышаша вси от мала и до велика» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 902, 1287 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/438153/

И. Елены Волошанки к еретикам- «жидовствующим» , впосл. осужденным на Соборе 1504 г. По сообщению С. Герберштейна , в 1505 г., перед смертью, Иоанн III приказал освободить внука и просил у него прощения, но новый вел. князь приказал бросить Д. И. в тюрьму, где, по одним сведениям, тот «погиб от голода и холода», а по другим - «задохнулся от дыма» ( Герберштейн. С. 66; ср. с. 68). По мнению кн. А. М. Курбского , Д. И. был удавлен (РИБ. Т. 31. Стб. 272). Д. И. был похоронен в московском Архангельском соборе рядом с могилой отца. В сообщении о смерти Д. И. в летописном своде 1518 г. он назван «благоверныи князь велики» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 386; ср.: Т. 8. С. 250). Ист.: Барсов Е. В. Древнерус. памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 1. С. 32-38; РФА. 1987. Ч. 3. Прил. 4. 16-18. С. 608-625; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 134-138; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2; Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24; Т. 26; Т. 28 (по указ.); Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 66, 68, 79-82; L " idea di Roma a Mosca sec. XV-XVI: Fonti per la storia del pensiero sociale Russo. R., 1993. С. 67-77. Лит.: Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы: К вопр. о влиянии Византии на образование идеи царской власти моск. государей. Х., 1901. С. 110-157; Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Острогорский Г. А. Эволюция визант. обряда коронования//Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. С. 33-42; Majeska G. P. The Moscow Coronation of 1498 Reconsidered//JGO. 1978. Bd. 26. H. 3. S. 353-361; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Alef G. Was Grand Prince Dmitri Ivanovich Ivan III,s «King of the Romans»?//Essays in Honor of A. A. Zimin. Columbus (Ohio), 1985. P. 89-101; Синицына Н. В. О происхождении понятия «шапка Мономаха»//ДГСССР, 1987. М., 1989. С. 189-196; она же. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневек. концепции (XV-XVI вв.). М., 1998. С. 125-127, 130-131; Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. гос-ва. СПб., 1994; Бурсон А. Е. Чин поставления на великое княжение Дмитрия внука и проблема визант. идейно-полит. наследия в кон. XV - нач. XVI в.//ВВ. 1997. Т. 57(82). С. 110-129.

http://pravenc.ru/text/178203.html

44   Щапов Я. Н., Белякова Е. В.Традиции святого Саввы Сербского на Руси//Свети Сава у Српско] истории и традиции. Београд, 1998. С. 359–368. 45 Кормчая. Л. 408. 46 Кормчая. Л. 408 об. 47 Кормчая. Л. 409. 48 Кормчая. Л. 410–410 об. 49   Щапов Я. Н.Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 159–234. 50 ГИМ. Син. 127. Л. 342–343 об. 51 См. об этом  Романов Б. А.  Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947. С. 189–201. 52 Лаврентьевская летопись 6488 г. – ПСРЛ. Т. I. М., 2001. С. 79–80. 53 Правила Иоанна. 6 . –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая. II. С. 79. 54 Правила Иоанна. 14 – Там же. II. С. 83. 55 Правила Иоанна. 22 – Там же. II. С. 85. 56 Правила Иоанна. 18 – Там же. II. С. 84. 57 Вопросы Кирика. 39 – Там же. II. С. 93. 58 Послание митрополита Ионы вятским воеводам//РИБ. Т. 6. С. 595. 59 Вопросы Кирика. 45 –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая. II. С. 93. 60   Романов Б. А.Люди и нравы. С. 86–88. 61 Из «Слова святых отец, како жити Христианом» –  Яковлев В. А.  К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893. С. 213. 62 Правила Иоанна. 29 . –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая… II. С. 87. 63 Правила Иоанна. 33 . – Там же. С. 88. 64 РИБ. Т. 6. Стб. 142. 65 Там же. Стб. 279. 66   Владимирский-Буданов М. Ф.Очерки из истории русско-литовского права. Ч. II. Черты семейного права. Киев, 1890. 67 Древнерусские княжеские уставы. С. 89.  Щапов Я. Н.  Брак и семья в Древней Руси//  Щапов Я. Н.  Очерки русской истории, источниковедения, археографии. М., 2004. С. 17. 68   Владимирский-Буданов М. Ф.Обзор истории. С. 478. 69 Древнерусские княжеские уставы. С. 88. 70   Цатурова М. К.Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991. С. 6. 71 Стоглав. Гл. 18//  Емченко Е. Б.  Стоглав. С. 281. 72   Пушкарева Н. Л.Женщины Древней Руси. С. 115. 73   Цатурова М. К.Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991. 74 Соборное уложение 1649 года. Л., 1987. Гл. Х. Ст. 250, Гл. XX. Ст. 31, 61, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010