Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ († 10-е гг. XIV в. (?), Новгород), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородский, игум. В кон. XIII - нач. XIV в. источники указывают в Новгороде только одного игум. Кирилла - это новгородский архимандрит и игумен Юрьева муж. мон-ря , неск. раз упомянутый в Новгородской владычной летописи. В 1297 г. в качестве игумена Юрьева мон-ря К. поставил каменную ц. в честь Преображения Господня на воротах новгородского Детинца «от Людина конца». В 1299 г., уже будучи архимандритом, К. участвовал в погребении Новгородского архиеп. Климента ; в 1310 г. в Колмове в мон-ре в честь Успения Пресв. Богородицы (в 3 км от города) он поставил каменную церковь. С Колмовским мон-рем был связан и преемник К. новгородский архим. Моисей , в 1325 г. хиротонисанный на Новгородскую кафедру; он оставил должность архимандрита за неопределенное время до избрания на кафедру. Все это позволяет отнести кончину К. ко времени между 1310 г. и нач. 20-х гг. XIV в. К. был в числе первых новгородских архимандритов. Архимандрития , в ведении к-рой состояло монашество Новгородской епархии, была учреждена, согласно обоснованному мнению В. Л. Янина , в кон. XII в. ( Янин В. Л. Монастыри средневек. Новгорода в структуре гос. ин-тов// Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 237-244) или в 1226 г. Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, при подготовке к изданию богослужебных Миней РПЦ в 70-80-х гг. XX в. Имя К. вошло в Собор Новгородских святых (празд. установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). Ист.: НПЛ. С. 90, 93, 328, 330, 333; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 249-250, 254, 601. Лит.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 366, 456. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/1840269.html

З. внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерус. произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» (КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-75). Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифова Волоколамского мон-ря (Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. М.; Л., 1948; совм. с М. Н. Тихомировым ), ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной З. и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву , Пантелеимонову и Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Под рук. З. канд. диссертацию о древнерус. княжеских уставах написал Я. Н. Щапов (опубл.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972). З. исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монг. властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневек. периода истории Русской Церкви. З. был редактором и составителем мн. др. сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями (Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х гг. XVI в. М.; Л., 1950; Троицкий список Новгородской первой летописи//Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 510-561 (совм. с А. Н. Насоновым); Пересветов И. С. Соч. М.; Л., 1956; Иоасафовская летопись. М., 1957; ПСРЛ. Т. 29. С. 3-116; Первое послание Курбского Ивану Грозному//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подгот.: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. М., 1981. С. 7-9, 352-355; Сказание о Мамаевом побоище: Осн. ред. по Ермолаевскому списку//Памятники Куликовского цикла/Гл. ред.: Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин. СПб., 1998. С. 223-250, и др.).

http://pravenc.ru/text/199799.html

Как крестник прп. Сергия Радонежского П. Д. сохранял особые отношения с Троице-Сергиевым монастырем. Скорее всего он финансово участвовал в возведении там каменного Троицкого собора, а на завершающей стадии передал обители исключительные права на рыбные и бобровые ловли в Терменёвском омуте и р. Воре на значительном ее протяжении. Сохранившийся подлинник акта был явно составлен в мон-ре при посещении П. Д. обители, что удостоверяет точная дата - 4 авг. 1423 г. Она символична: вклад был сделан в день памяти Евдокии , мц. Персидской (по всей видимости, патрональной святой матери П. Д.), и за день до праздника Преображения Господня. Ок. 1432-1434 гг. кнг. инокиня Евфросиния отдала в обитель свое приданое - с. Новое - для поминания П. Д. и «своих детей» (АСЭИ. Т. 1. 100. С. 80). Вдова П. Д. пережила мужа почти на 40 лет, скончавшись в 1466 г. Она владела рядом сел в Дмитрове, отдельными московскими волостями Дмитровского удела (в частности, вол. Куней), но прежде всего завещанной ей П. Д. обширной верейской вол. Илемна. Местом ее проживания был Вознесенский мон-рь в Московском Кремле, у нее сохранился небольшой штат светских лиц, в т. ч. бояр и боярынь из двора П. Д. После кончины Евфросинии вел. кн. Московский Иоанн III Васильевич вложил вол. Илемну в Троице-Сергиев мон-рь «по душам» П. Д. и его супруги на исключительных условиях: игумен обители должен был «ведать и держать» Илемну «по старине, как была Илемна за моим дядею за князем Петром Дмитриевичем и за моею теткою княгинею Ефросиньею» (подлинник грамоты сохр. в архиве Троице-Сергиевой лавры, публ. см.: АСЭИ. Т. 1. 342. С. 250). Ист.: ДДГ; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Опыт реконструкции. М.; Л. 1950; АСЭИ. Т. 1; ПСРЛ. Т. 3, 24, 25; АСЗ. Т. 1. Лит.: Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л. 1948. С. 60-62, 75-80, 102-103, 106; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 713-718, 744-747; Назаров В. Д. Дмитровский удел в кон. XIV - сер. XV в.//Истор. география России XII - нач. XX в., М., 1975. С. 46-55; он же. Комментарии к актам моск. Богоявленского мон-ря//АРГ: АММС. С. 440-443, 446-447, 470-472; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991 (по указ.); Лурье Я. С. Две истории Руси XV в. П.; СПб., 1994. С. 37, 45-46; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 126-129; Кистерёв С. Н. Полная грамота И. М. Дубенского//РД. 1997. Сб. 1. С. 5-24; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Завещание Василия I Дмитриевича: проблемы последовательности и датировки//ДРВМ. 2017. 1(67). С. 20-34; Зайцев В. В. Мат-лы по рус. нумизматике XV в. К., 2004. С. 72-93 (разд. «Монеты удельного княжества Дмитровского»); он же. «Союзные» деньги Петра Дмитриевича Дмитровского нач. XV в.//Нумизматический альманах. 2010. 1. С. 17-20; Беспалов Р. А. Литовско-московские отношения 1392-1408 гг. в связи со смоленско-черниговской и рязанской политикой Витовта и Василия I//Средневековая Русь. М., 2012. Вып. 12. С. 129-182.

http://pravenc.ru/text/2580388.html

Прибывшее в Москву груз. посольство 19 апр. 1591 г. присутствовало на приеме у Московского патриарха. Через год в Кахети отправилось рус. посольство, к-рое везло грамоту И. царю Александру, написанную в мае 1591 г. Он сообщал, что царь Феодор Иоаннович будет свое «жалованье и во обороне и в защищенье ото всяких… недругов держати», царю он послал «крест золот» (Там же. С. 250). Обмен дарами и посланиями продолжался до 1604 г. Из Москвы посылались «образы, и книги, и ризы, и всякое строение церковное» (ПСРЛ. Т. 14. С. 46). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Литография. XIX в. 4 июля 1604 г. кн. Константин Константинович Острожский прислал И. «поминок невеликий» - зафиксированный в описи Успенского собора 1701 г. драгоценный выносной или воздвизальный хрустальный крест, на одной стороне к-рого были изображены недавно канонизированные Московские святители: «...на середине Петр, а на ручках Алексей да Иона», ниже помещалось изображение свт. Леонтия Ростовского (РИБ. Т. 3. Стб. 701). Кн. Константин Острожский обратился к И. с посланием, к-рое имело большое значение для формирования на юго-западнорус. землях представлений о Московском патриархе, «держащем скипетр столнаго, и славнаго, и великаго града Московского и всего православнейшаго народа русскаго… на котором столпе и стене основание святые християнские Церкви Христа Спасителя нашего непобедимые крепкие», как о правопреемнике по сути К-польского патриарха ( Турилов. 1991. С. 138, 139). 15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сводный брат царя св. Димитрий Иоаннович . По указу Феодора Иоанновича для расследования обстоятельств смерти царевича была назначена комиссия во главе с кн. В. И. Шуйским (см. Василий Иоаннович ), к-рая по возвращении в Москву представила материалы расследования И. Состоялся Собор, на котором были зачитаны выводы комиссии. На основании представленных материалов было сделано заключение, что Димитрий погиб в результате приступа болезни. Мать Димитрия царицу Марию Феодоровну постригли в монашество с именем Марфа, ее родственники были обвинены в убийстве 12 чел. и сосланы в разные города. Мн. угличан казнили или выслали в сибирский г. Пелым; колокол, возвестивший о смерти царевича, был лишен языка и увезен в Тобольск.

http://pravenc.ru/text/578144.html

224 Колокола 1, 2, 3, 4 существовали лишь в больших собраниях, как правило, в монастырских. Затем шла группа средних колоколов – подзвонных и два или три малых – зазвонных. 227 [О преподавании народу перед литургиею Катехизиса в Московском Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах: Указ Синода от 18 декабря 1750 г./Сообщение П.Иванова//] Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1861. – Кн.3. Смесь. – С. 3–4. 228 Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви. 5-е изд. – СПб., 1894. – [Колокола]. – С. 31–44. 229 Крылов, Иван. Историческое описание всех коронаций великих князей и царей Российских. Ч. 2. – М., 1856 230 Здесь и далее до слов “...быть колокольному звону и иллюминации” цитируется по Крылов И.З. Историческое описание всех коронаций императоров и императриц Всероссийских. – М., 1856. 233 Ясак (тюрк.) – первоначально: налог, позже: сигнал, знак тревоги; небольшой колоколец или било, которым подают условный сигнал (например, когда благовестить или прекратить звон). 234 [ПСРЛ/Изд. Археографич. комис. Т. 3.] Новгор[одская] втор[ая] лет[опись. – СПб., 1841. – С. 193.] 244 Полное собрание русских летописей. Т.3:1-я, 2-я и 3-я Новгородские летописи/Издан. Археографич. комис. – Спб., 1846. – Год 1409. 245 Полное собрание русских летописей. Т.1: Лаврентьевская и Троицкая летописи/Издан. Археографич. комис. – Спб., 1846. – С. 90. 249 Об этом колоколе см.: Гордеев В.А. Два Новгородских колокола 16 в. из собрания музея-заповедника “Коломенское”//Искусство христианского мира. Т.4. – М., 2001. 250 Цареконстантиновский (с 1844 г. упраздненный) монастырь находился в 25 верстах от города Владимира на Клязьме. 253 [Филимонов ГД.] Сванетия в археологическом] отношении]//Вестник [общества] древнерусского искусства [при Московском публичном музее]. – 1874–1876. [- 11–12. – С. 80–94.] 254 Изящный шрифт, созданный знаменитыми голландскими типографами-издателями Эльзевирами (конец 16–18 вв.). Этот шрифт, несколько модернизированный, используется и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШГОРОД [Вышегород, Вышьгород, «Верхний город»], древнерус. город в Киевской земле, на правом высоком берегу р. Днепр, примерно 15 км севернее и выше Киева. В X-XII вв. один из главных центров Ср. Поднепровья; крепость, контролировавшая водный путь с севера, по рекам Днепр, Ирпень и Десна, «ключ» к Киеву. Неоднократно подвергался осадам, разгромлен при нашествии монголо-татар в 1240 г. Как «Вусеград» назван имп. Константином Багрянородным среди главных городов Руси ( Const. Porphyr. De adm. imp. IX 7). В рус. летописи упоминается примерно с того же времени как город св. равноап. кнг. Ольги, один из центров полюдья (под 946 г.: «бе бо Вышегород град Вользин» - ПСРЛ. Т. 1. С. 60), куда поступала треть «древлянской» дани. Оставался резиденцией киевских князей вплоть до вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В период усобицы нач. XI в. сильное местное боярство поддержало кн. Святополка Владимировича Окаянного; со 2-й пол. XI в. В.- удел, к-рым правили сыновья или младшие родственники вел. князей киевских. С кон. XI в. В. приобрел значение духовного центра, средоточия святынь: сюда были перенесены и канонизированы мощи св. князей Бориса и Глеба ; был воздвигнут каменный храм в их честь (см. Борисоглебская церковь в Вышгороде ). Из В. во Владимир-на-Клязьме кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским была вывезена хранившаяся там Владимирская икона Божией Матери . На городище В. сохранились валы и рвы детинца (площадь 350 ´ 250 м), окольного города, неукрепленных посадов. В. систематически исследуется археологами с 1934 г. (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко, М. К. Каргер, Ф. М. Молчановский, П. А. Раппопорт, Б. А. Рыбаков и др.); с 90-х гг. работы ведет Ин-т археологии НАН Украины. Находки (рус. и визант. свинцовые печати, в т. ч. времени кн. Давида Ростиславича (1167-1180); поливная и стеклянная посуда X-XIII вв.) указывают на гос. деятельность и присутствие знати. В. был также центром производства: открыты кузнечные, ювелирные, косторезные и др. мастерские, горны для обжига посуды и керамических плиток для церковных полов. О распространении грамотности свидетельствуют владельческие надписи (напр., «Невесточ») на пряслицах из розового овручского сланца (на пряслице XI в., найденном в 1996, помещена надпись из 14 слов). Изучены отдельные усадьбы, столбовые и срубные жилища, протяженные улицы; среди погребений курганного могильника найдены захоронения представителей служилых кочевников («черных клобуков»).

http://pravenc.ru/text/161117.html

Прил. 1. С. 202-203). Исследователь атрибутирует послание Киевскому митр. св. Киприану , считает его адресатом вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и датирует текст 1381 г. (1-й публикатор Послания о повинных А. С. Павлов также считал адресатом текста кн. Димитрия Донского, но авторство приписывал свт. Дионисию Суздальскому; см.: Повинное послание Дионисия, архиепископа Суздальского, к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому 1383 г./Изд.: А. С. Павлов//ПС. 1866. Ч. 1. С. 239-250). В послании восхваляются предки князя - прадед, дед и отец, к-рые ставятся ему в пример (по имени назван только прадед - равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич ). Если согласиться с предположением Прохорова, то к И. И. относится следующая часть послания: «Поминаяй... такоже и христолюбиваго великаго князя отца твоего кротость же, и милость, и безлобие многое, и богобоязньство, и правда... Се бо поистине раб Божий беаше в всем... Поминая... святаго же ти отца еже добродетелное исправление, да семи всими, потщався исправлений и приимши от Бога прошение твое въскоре, и безмятежно и долголетно поживеши в нынешнем царствии, и будущаго и неизреченнаго и бесконечнаго царства съобещник с Богом будеши». Однако более обоснованной представляется т. зр. М. Н. Тихомирова , атрибутировавшего Послание о повинных Юрьевскому еп. Даниилу (1114-1122; см. Даниил , игум.) и считавшего адресатом текста вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в Послании о повинных//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456; см. дополнительные доказательства в пользу этой т. зр.: Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII вв. М., 1992. С. 49-55). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3; Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 5. Вып. 1-2; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8; Т. 10; Т. 15. Вып. 1; Т. 16-18; Т. 20. Ч. 1; Т. 21; Т. 23-30; Т. 32-35; Т. 37-43 (по указ.); ДДГ; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; РИБ. 1908. Т. 6 (по указ.); Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.

http://pravenc.ru/text/469778.html

XIV в.) и 4 июня - в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 95об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память А. встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение к-рых Е. М. Шварц связывает с серб. Минеями, привезенными игум. Лисицкого мон-ря Иларионом с Афона в кон. XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и простр=анное житие А., написанное Никитой патрикием и квестором ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева , перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой , отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В наст. время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе Четиих-Миней и сборников. Краткое житие А. и Слова А. включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие А. с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля свт. Димитрий Ростовский (Л. 321об.- 322об.). Большое распространение в рус. письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова А. Нек-рые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в Постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223об.- 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 222об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330 и РНБ. Соф. 1136) предписывают читать слова А. из цикла Триодей Постной и Цветной и на двунадесятые праздники ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 247-256). А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем св. блгв. кн. Андрея Боголюбского и Андрея, сына св. блгв. кн. Александра Невского (ср. изображение на печати - Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Литература: ПСРЛ. Т.1. Стб.435, 438–439, 445; НПЛ. С.52, 60; Бережков Н.Г. Хронология... С. 103, 250–251, 317. 21 . Кирилл I 1301 был поставлен “митрополитом всея Руси” никейским патриархом Германом II в 1224 г. и в конце этого года в сопровождении русского посольства “приведен бысть” в Киев, где торжественно взошел на кафедру (был настолован) в киевском Софийском соборе на Богоявление (6 января) 1225 г. Кирилл – первый русский митрополит, о котором достоверно известно, что он был поставлен в Никее. То, что киевская кафедра пустовала более четырех лет, указывает на трудности, вероятно возникшие в связи с вопросом о каноничности назначения на Русскую митрополию 1302 . Умер Кирилл летом 1233 г., между 10 июня и 15 августа. В 1226–1227 гг., так же, как и в 1230 г., в полном согласии с киевским князем Владимиром Рюриковичем Кирилл выступил посредником в мирных переговорах между князьями, чем снискал себе большое уважение. Замечание летописца, что наряду с большой начитанностью в Св. Писании Кирилл обладал еще особым даром “учительства”, кажется, также указывает на его общественную деятельность. Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных чествованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому что в тот же день, 3 мая 1230 г., произошло землетрясение). Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два созванных им собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и несколько игуменов: один в марте 1227 г. во Владимире-на-Клязьме и другой в апреле 1231 г. в Киеве. Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу Послании патриарха Германа от 1228 г., предостерегающем от поставления в священники рабов и требующем от епископов не совершать посвящений, пока не предъявлена вольная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XVI в., в царствование Феодора Иоанновича, а позднее и Бориса Годунова, особое внимание было уделено 2 храмам - придельной церкви над гробом прп. Кирилла (1585-1587) и надвратной ц. в честь Преображения Господня. Об этом свидетельствуют разные детали, напр. в приделе было ок. 250 икон. В описи 1601 г. иконы, размещавшиеся рядом с гробницей святого, как правило, были наиболее почитаемыми в обители, им делали наиболее богатые пожертвования и приклады (напр. икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в драгоценном окладе). Среди др. местных икон вблизи гробницы святого находилась копия иконы письма прп. Дионисия Глушицкого из главного иконостаса («образ Кирилла чюдотворца з живописново образа») - «заместительница» святого, в богатом окладе. Образ имел 3 пелены, в т. ч. лицевую с образом прп. Кирилла на зеленом бархате, приложенную кнг. Софией Голицыной ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 75; Лихачева. 1995). В те же годы, когда строилась церковь над гробом прп. Кирилла, в Москве была сделана и серебряная кованая рака, к-рую не смогли доставить («А Кирилу не успеша отвести за долгопутным шествием» - ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200; в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Судя по описи 1601 г., гробница святого была каменная, с комплектом повседневных покровов и праздничным набором, хранившимся в ризнице, размеры которых, как считают исследователи, могут указывать на размер первоначальной раки ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 88, 246). В связи со строительством церкви, вероятно, некоторые вещи, принадлежавшие основателю, были перенесены к его гробу, напр., еще у одной иконы с его образом, находившейся в местном ряду иконостаса, 3-й из приложенных драгоценных крестов «резан на кости с празники, что носил чудотворец Кирил» (о сохранности и почитании в монастыре личных вещей прп. Кирилла подробнее см.: Там же. С. 79, 268-272). Вероятно, с периодом художественной активности в монастыре этого времени следует связать создание росписи св. ворот (1585), покрывшей своды, стены и пилястры в обоих пролетах; сложная иконографическая программа имеет назидательное значение и включает большое число отдельных фигур и некоторые крупные композиции; авторство местных мастеров, старца Александра с учениками, исследователи признают гипотетическим ( Никитина Т. Л. Иконография стенописи святых ворот Кирилло-Белозерского монастыря//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 202).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010