673 Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895, с. 22; Архимандрит Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. 3. Часть неофициальная, с. 76. 674 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859, с. 101. Тверской патерик (Казань, 1907, с. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием. 675 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, с. 565–566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1979. 8, с. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981, с. 94–99, 108–110. 676 Житие преподобного Трифона Печенгского... с. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910, с. 9–10; см. также Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812, с. 580–581. 677 Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883, л. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение; «Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей». – Там же л. 20 об., 21. Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому; см. Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий... с. 75. Прим. 6. 680 Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу, М., 1890, л. 3 об. 684 ПСРЛ. Т. 13, с. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата – 7 февраля; см. Архимандрит Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После возвращения Иоанна Грозного в Москву разбирательство дела еретиков приняло более активный характер. К тому же сам Б., сначала все отрицавший, а потом впавший в беснование, признался в еретических измышлениях и покаялся своему духовному отцу. По повелению митр. св. Макария он в письменном виде изложил свои воззрения. В качестве сообщников Б. назвал «дву Борисовых, Григория да Ивана», а также показал «многия богохулныя вины» на старца Артемия и др. заволжских старцев (ААЭ. Т. 1. С. 251). Принадлежность братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных ко двору опальных князей старицких и связи самого Б. с главным сторонником старицкого кн. Владимира Андреевича - кн. Турунтаем-Пронским заставили царя ускорить следствие. В Москву из Порфириевой пуст. были привезены Артемий, др. заволжские старцы (Порфирий Малый, Игнатий, Вассиан), а также Феодосий Косой . Позднее на суде Артемий отрицал свою принадлежность к кружку Б., взгляды к-рого старец назвал «ребячеством». Осенью 1553 г. начался Собор по делу Б. Во время Собора дьяк И. М. Висковатый подал записку царю, в к-рой сообщал, что роспись кремлевского Благовещенского собора, сделанная под наблюдением свящ. Сильвестра, нарушает каноны. Висковатый объявил новые иконы плодом «злокозньства» Б., но при этом сам попал под следствие. На Соборе царь лично «испытывал» еретиков, и Б. начал «своих единомысленников перед царем на Соборе с очей на очи обличати» (ААЭ. Т. 1. С. 250). В дек. Б. был вынесен обвинительный приговор (изложение к-рого содержится в соборной грамоте в Соловецкий мон-рь по делу старца Артемия от 24 янв. 1554, а также в грамоте Иоанна Грозного прп. Максиму Греку). Из материалов Собора следует, что еретики отрицали Св. Троицу, не признавая Иисуса Христа и Св. Духа равными Богу Отцу, Б. даже составил особую «молитву къ единому началу, Бога Отца единого написал» (ААЭ. Т. 1. С. 253). Б. и его сторонники отрицали таинства Причастия и Исповеди, называли иконы идолами, не признавали догматы и определения, утвержденные на 7 Вселенских Соборах, «не истинно излагали» Апостол и св. Евангелие (Там же. С. 250). Собор осудил еретиков «неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человеческому» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 233). Б. был заточен в Волоколамский мон-рь (сообщение об этом содержится также в летописце мон-ря - ИА. 1950. Т. 5. С. 18), а Иван Борисов - в Валаамский.

http://pravenc.ru/text/77726.html

11 марта 1554 г. Н. был поставлен епископом Сарским и Подонским (Крутицким). Крутицкий владыка, формально занимая относительно невысокое место в церковной иерархии, по сути являлся викарным архиереем, помогавшим митрополиту в управлении Митрополичьей областью . Это, в частности, закрепляла 68-я ст. Стоглава (см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; см. также: Крутицкая кафедра ). Т. о., свт. Макарий вновь пожелал видеть на Крутицкой кафедре волоколамского постриженика (выходцем из этой обители был и предшественник Н. Савва (Чёрный); см.: Усачёв А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. Церкви XVI в.?//ИЗ. М., 2014. Вып. 15(133). С. 157-158). 3 февр. 1555 г. Н. участвовал в хиротонии первого Казанского архиеп. свт. Гурия (ПСРЛ. Т. 13. С. 250), а 26 мая - в торжественных проводах новопоставленного владыки в Казань (ААЭ. Т. 1. С. 257-259. 241). В окт. того же года вместе с митр. Макарием Крутицкий епископ принял участие в освящении храма прп. Сергия на Троицком подворье в Кремле ( Бычков А. Краткий летописец Св.-Троицкой Сергиевой Лавры//ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. Прил. С. 22). Преемник Н. на Крутицкой кафедре Матфей II был хиротонисан в янв. 1559 г. Н., по всей видимости, ушел на покой и до кончины жил в обители, где принял постриг; там же погребен, как и бывш. еп. Савва. В 1560/61 г. Н., «бывшей владыка крутицкий», сделал вклад книгами в Волоколамский мон-рь (Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. 1991. [Вып.:]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 39). В Кормовой монастырской книге говорится: «...по епископех и владыках Крутицких, сиречь Сарьских и Подоньских, по Саве да по Нифонте бывшем преже игумене, а дачи владыкы Нифонта образов и книг и денег и всего 110 рублев... А гробы их в новом приделе в угле по ряду» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk=Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh/Hrsg., Übers. L. Steindorff. Köln; Weimar; W., 1998. S. 121-122; См. также: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. М., 1906. С. 57. 246). Книжная и литературная деятельность

http://pravenc.ru/text/2577727.html

25 Спасский Ф. Акростихи и надписания канонов русских Миней//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Вып. 7. Париж, 1949, с. 146; Он же. Русское литургическое творчество Макарьевского периода//Православная мысль. Вып. 8. Париж, 1951, с. 132; Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951, с. 176. 29 Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский…, с. 322. Однако же В. Корецкий считает, что похвальное слово святителю Никите появилось несколько раньше, “на рубеже 50–60 годов XVI века” (Корецкий В. Христологические споры в России, с. 335). 30 Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, сс. 252, 264–265. 31 Никольский А. Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского чудотворца//ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905, с. 14. 32 Там же, с. 12. Это известие перекликается с летописным сообщением о хиротонии первого Казанского святителя епископа Гурия, когда в Успенском кремлевском соборе служило 76 человек “опричь подьяков” (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1, с. 250). 39 В фонде Н. С. Тихонравова сохранился корректурный экземпляр книги (РГБ. Ф. 299. 481). На первом листе читаем: “Истины показание к вопросившим о новом учении Зиновия инока Отенского. По списку XVI века издал Н. Тихонравов”. На втором листе резолюция цензора: “Печать позволяется с тем, чтобы по напечатании представлено было в Московский комитет духовной цензуры узаконенное число экземпляров книги марта 17 дня 1863 года. Цензор архимандрит Порфирий. Представлено адъюнктом императорского Московского университета Николаем Саввичем Тихонравовым. Жительство имею в Москве, на Пречистенке, д. Куроедова”. Через всю книгу на боковых полях идет полистная, повторяющаяся запись: “Читал член Московского духовного цензурного комитета Московской Духовной Академии инспектор, экстраординарный профессор, архимандрит Порфирий”… Ни Н. К. Гудзий, ни А. Г. Руднев, писавшие о Н. С. Тихонравове, не упоминают об этом труде ученого (см. Гудзий Н. Николай Саввич Тихонравов. М., 1956; Руднев А. Академик Н. С. Тихонравов и его труды по изу­чению памятников древнерусской литературы. Варшава, 1914).

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

Священники «вновь тщательно обтерли их [мощи] и привели в должный порядок, подобающий святыням, и на другой день отслужили литургию и поставили их на приготовленные места в храме», после чего «верующие в большом количестве приходили поклониться св. угодникам» (Там же. С. 250). 26-27 сент. 1943 г. мощи Новгородских святых с ведома митр. Виленского и Литовского экзарха Сергия (Воскресенского) были перевезены поездом в оккупированную Литву, в ц. прп. Сергия Радонежского в мест. Векшняй (ныне город) Мажейкского р-на Литовской ССР. После освобождения этих мест Красной Армией 31 окт. 1944 г., по свидетельству прот. В. Николаевского, несмотря на то что храм сильно пострадал во время боевых действий, св. мощи оказались неповрежденными. 24 нояб.- 11 дек. 1944 г. мощи Новгородских святых, в т. ч. Н., были на поезде перевезены обратно в Новгород, где при содействии горсовета они были помещены в Софийский собор, а 13 дек. переданы в ведение музея. 19 сент. 1957 г. по благословению архиеп. Новгородского Сергия (Голубцова) мощи Н. были перемещены из Софийского в новгородский Никольский собор на Ярославовом дворище. Когда последний был закрыт в 1962 г., мощи Н. были переданы в ц. св. ап. Филиппа. 13 мая 1993 г. по благословению еп. Новгородского и Старорусского Льва ( Церпицкого ; ныне митрополит) во время крестного хода перенесли мощи святителя в кафедральный Софийский собор. Гробница Н. находится на прежнем месте - под аркой, между приделами святых Иоакима и Анны и Рождества Пресв. Богородицы. Ист.: Никольский А. Н. Сказание об обретении честных мощей свт. Никиты Новгородского чудотворца//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 1-17; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230; Т. 4. Ч. 1. С. 137, 140, 584, 625; Т. 30. С. 183; НПЛ. С. 19, 203, 473; Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899 (по указ.); Патерик Киевского Печерского мон-ря/Подгот. к изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 90-92; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 124-127; Житие и акафист свт.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

240 Иосиф, архимандрит. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария. М., 1892. Ч. 1. Стб. 405. В день памяти преподобного Макария Великого один писец, трудившийся над перепиской Великих Четьих Миней, закончив труд, написал: «Написаны быша книги сиа Козма Индикоплов повелением государя преосвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова, владыки Макариа: умножи Господи живот его» (Там же. Ч. 2. Стб. 455). 241 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 198–199. 243 См. стихиры на «Господи воззввах», вторую стихиру на стиховне, а также стихиры на хвалитех (Служба и Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси, Чудотворцу. М., 1993. С. 3–4, 14–15). 246 Среди предстоятелей отделившейся Киевской Митрополии к тому времени известен также святитель Макарий, убитый во время набега крымскими татарами в 1497 году (пам. 1 мая). В связи с его канонизацией Е.Е. Голубинский говорит, что празднование ему «было установлено когда-то до 1621–1622 годов» (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217). 248 Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 175. 250 ПСРЛ. Л., 1929. Т.4. Ч.1. Вып.3. С. 550; Макарий архимандрит. Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. С. 257. 251 Макарий архимандрит. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1995. С. 144; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий – почитатель святителя Николая Мирликийского//Макарьевские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66. 252 См.: Макарий архимандрит. Новгородский складень XVII века (вопросы агиологии)//Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13–16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993, С. 107–146.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014).

http://pravenc.ru/text/2562308.html

о событиях, случившихся при митр. Макарии. Кормчая, составленная Н. по собственному почину «по граням, а не по соборам», была осуждена как митр. Даниилом, так и митр. Макарием, что было отмечено Н. в записи, оставленной в рукописи: «Данил митрополит видел их (правила.- М. К.) и мне говорил: «Про себя, деи, еси писал, а тако, деи, не надобе писати». И Макарию митрополиту есми казал, и он рек: «Толко, де, так писати, и еретики, де, все роскрадут»» (Л. 15-18). Составление канонического сборника, в котором правила распределены по тематическим рубрикам («граням») «Номоканона XIV титулов», исключило часть правил из Кормчей, что было поставлено в вину Вассиану (Патрикееву) и послужило поводом для его обвинения в ереси. Н. было запрещено копировать свою Кормчую, к-рая сохранилась в единственном списке, вложенном самим составителем в Иосифов Волоколамский мон-рь, о чем он оставил запись на л. 10-29. Кормчая книга Н. остается неизданной. М. В. Корогодина Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 365. 218; АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56; С. 83-85. 87; С. 96-99. 102-103; С. 122-136. 130-137; С. 144-145. 149; С. 147-148. 153; С. 314-324. 302; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 564; Т. 13. С. 237, 250, 268. Лит.: Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ист. виде. М., 1829. С. 13-14; Строев. Списки иерархов. Стб. 142, 182, 1034; Попов А. Библиографические мат-лы: Запись Нифонта, еп. Крутицкого//ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 64; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА//Там же. 1882. Кн. 3. С. 61-65. 112 (433); С. 274-277. 214 (629); Соловьёв Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархии//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 54-55; Дмитриев И. Д. Московский 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 92; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в.//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 202-230; она же. Нифонт Кормилицын//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 141-144; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России: (Кон. XV-XVI в.). М., 1977 (по указ.); Плигузов А. И. Противостояние митрополичьей и вассиановской Кормчих накануне судебных заседаний 1531 г.//Исследования по источниковедению истории СССР доокт.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

49 Сб. РИО. Т.59. С.462. Фрагмент древнерусского жития святителя Гурия, где говорится о его хиротонии, см. в: Иконография Митрополита Макария (Памятники Казанской епархии)//Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып.10. С.38–40. 50 ПСРЛ. Т.13.Ч.1. С.250. Миниатюру Лицевого летописного свода, на которой изображен Собор, избравший первого Казанского архиепископа святителя Гурия, см. в: Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С.56. В связи с тем, что на хиротонии Казанского архиепископа присутствовал Едигер-Махмет, С.М. Каштанов пишет: «Недаром избрание архиепископа как бы санкционировалось бывшим казанским ханом Едигер-Мехметом (в крещении Симеон), который наряду с Иваном IV и его братьями присутствовал на церемонии поставления» (Кашатанов С.М. Земельно­-иммунитетная политика... С.171). 51 Государственный архив России XVI столетия/Подготовка текста и комментарии А.А. Зимина. М., 1978. Ч.1. С.76. То же. Ч.2. С.389. 53 Государственный архив России XVI столетия. Ч.3. С.498–499. По аналогии с обиходом святителю Гурию позднее был определён обиход и для архиепископа Полоцкого Трифона (Ступишина) – в 1563 году, после покорения Полоцка. 55 Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил. С.19. Вместе с книгами Святитель вез и иконы. Одну из них, икону Владимирской Богоматери, архиепископ Гурий благословил чебоксарским жителям, указал место для строения соборного храма Введения Пресвятой Богородицы (Карлинов И., прот. Введенский кафедральный собор в Чебоксарах: (К 325-летию со дня освящения)//ЖМП. 1977. 12. С.15, 21. Прим. 21). 56 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т.2. Ч.1. С.801. См. также: Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С.91. 57 Рогов А.И. Возникновение и развитие книгопечатания//Очерки русской культуры XVI века. Изд. МГУ, 1977. Ч.2. С.264. 59 Шмидт С.О. памятные даты начала Московского царства//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С.171–172.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ист.: ААЭ. Т. 1. 241/1, 241/2. С. 257-261 [Приговор об отправке Г. из Москвы и Наказная память ему Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 13. С. 250-251, 259, 372, 381; Т. 14. С. 34; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сборник статей. Каз., 1868. С. 7-32 [Житие]; Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Творения. М., 1912; «Книга ключей» и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. М.; Л., 1948; Описание о российских святых. С. 249-252. Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; Григорий (Постников), архиеп. Житие святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 495-502; Ключевский. Древнерус. жития. С. 305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141-143; Нектарий, иером. Историческое описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря Московской губ. М., 1887; Святитель и чудотворец Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1890. 7. С. 184-195; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Декабрь. С. 27-29; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Кремлевский А. , свящ. Свт. Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 817-827, 886-899, 953-959, 990-996, 1016-1019; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906; Каштанов С. М. Земельно-иммунитетная политика рус. правительства в Казанском крае в 50-х гг. XVI в. (по актовому мат-лу)//УЗ Казанского гос. пед. ун-та. Каз., 1970. Вып. 80. С. 164-203; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 155-156, 305, 306, 309, 317-318; Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI - XVII вв.: Управление Казанским краем. Каз., 1982; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Гурий, архиеп. Казанский//ПС. Каз., 2006. 2(12). С. 55-85. Е . В . Липаков Иконография Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Фрагмент хромолитографии «Святцы на октябрь». Нач. ХХ в. (ГЛМ)

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010