Флоринский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. С. 63. 197 Митрович Ч. О братском союзе русских и сербов. М, 1893. С. 8 — 9. 198 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XVIII. С. 281. 199 Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. СПб., 1885. С. 15, 18 — 20. 200 ПСРЛ. Т. XX, ч. 2. С. 558. 201 Степанович Л. Стари српски записи и натписи. Кнь. 4. Ср. Карловци, 1923. — С. 56. 202 Целый ряд таких печатных изданий с пометкой о привозе их «от царствующего града Москвы» находим в сербских и болгарских монастырях», — свидетельствует Af. H. Тихомиров. Его же. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М: «Наука», 1969. С. 164. 203 Истрин В. М. Очерки истории древнерусской литературы домосковского периода XI–X11bb..Nr., 1922. С. 14. 204 Будилович А., проф. Очерки из Сербской истории. «Славянский сборник». Т. II. 1877.С. 325. 205 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156 В. М. К.1, л. 37(на об.). 206 См.: ЖМП. 1945. 11. С. 20. 207 ЖМП. 1972. 12. С. 4. 208 См. текст в ЖМП. 1992. 9. С. II–V. 209 Летом 1977 г. в деяниях Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» принимал участие делегат Сербской Православной Церкви профессор Богословского факультета в Белграде д–р Чедомир Драшкович. 210 «Православная Церковь в Македонии так же, как и в Болгарии, — говорится в «Истории южных и западных славян» (указ. изд. С. 250), — была подчинена Константинопольской Патриархии. Греческий язык широко употреблялся в Церкви, школе и деловых отношениях. Поэтому национально–церковная борьба и культурно–просветительное движение, развивавшиеся в тесной связи с болгарским национально–освободительным движением, были направлены прежде всего против засилия греческого духовенства и греческого языка в школьном обучении». 211 Димевски С., д–р, прот. История Церкви македонского народа. — Скопье: Изд. Македонской Православной Церкви. 1965. Перевод с македонского языка, машинопись.С. 197. 212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Киприана, смиренного митрополита Киевского и всея Руси, ответ ко Афанасию, вопросившему о некоих потребных вещах, 1390–1405 гг.//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. С. 250. Чин избрания и поставления в епископы, 1423 г.//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV вв./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург, 21908. Стб. 454–455. Чин поставления епископа//ААЭ. 1836. Т. I. С. 467–473; Чин избрания и поставления во епископы//РИБ. 1880. Т. 6. Стб. 438–464. Корогодина М . В . Чин избрания и поставления епископов и канонические книги//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 2 (44). С. 117. Корогодина М . В . Кормчие книги XIV — первой половины XVII в. как исторический источник: диссертация ... доктора исторических наук 07.00.09. Санкт-Петербург, 2015. С. 97. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 102–103; Он же . Культ Григория Арменского, «Арменская вера» и «Арменская ересь» в Новгороде (XIII–XVI вв.)//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. С. 320. См. также: Блохин В . С . Отношение к вероучению Армянской Апостольской Церкви в русской церковной литературе до середины XIX в. С. 115. Айвазян К . В . История отношений русской и армянской церквей в Средние века. С. 82–85. Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 145–146. Там же. С. 146–148. Там же. С. 146. Следует сказать, что Евтихия Армянская Церковь все же отвергает, а вот Диоскор в некоторых армянских текстах действительно принимается. См., например: . , 1901. 91. [Книга Посланий. Тбилиси, 1901. С. 91]; . , 1888. 421. [Шаракан. Вагаршапат, 1888. С. 421]. В ответ св. Иларион раскрывает оппонентам православное (халкидонское) учение о двух естествах Христа: по Божеству единосущного Отцу, по человечеству же принявшего единосущную людям тленную плоть, «и ясть, и пить и спа, к сим же и на кресте пригвоздися, и во гроб положися». См.: Прение святаго Илариона со Армены//ПСРЛ. 1862. Т. 9. С. 146–147.

http://bogoslov.ru/article/6192778

Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 308, 688. Примеч. 258). Фигуры И. и св. Петра, митр. Московского, помещены на правом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери (ок. 1572, ЦМиАР; Салтыков. 1981. С. 250. Ил. 143; Вера и власть. 2007. С. 134-135. Кат. 53), написанной столичным мастером по заказу Малюты (Григория Лукьяновича) Скуратова-Бельского. Фигура святого повернута вполоборота к среднику, обеими руками он придерживает у груди закрытое Евангелие. И. в светлом узорчатом саккосе, в омофоре с синими крестами, в зеленом подризнике с золотыми зарукавьями, в архиерейской шапке. Особое почитание И. и создание его изображений на предметах церковной утвари связаны с Успенским собором Московского Кремля. По описям собора, прежде всего по самой ранней сохранившейся - нач. XVII в. (по датировке Т. С. Борисовой, 1609-1611), известны серебряная рака с рельефной фигурой святого, неск. лицевых покровов на его мощи, иконы в алтарях собора (главном и «кадильном», т. е. жертвеннике) с одиночным образом И. и с др. чудотворцами - покровителями Москвы. «Повелением благочестивого царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси, и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильником, столпом Русския земля…» (ПСРЛ. Т. 34. С. 199-200). Так, в 1585-1586 гг. появились драгоценная рака с рельефным изображением И. на крышке и раки для мощей др. рус. святых. Вероятнее всего, замысел создания такого надгробия-реликвария был сформирован еще в царствование Иоанна Грозного; в Житии И. упоминается чудо, происшедшее в 1555-1556 гг., когда некая слепая жена, молившаяся об исцелении у Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца в Успенском соборе, а также у надгробий святителей и у чудотворных икон, была исцелена у мощей «дуновением святого Ионы» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 523; Усачёв. 2007. С. 57). Сохранились боковые стенки раки, обложенные серебром (ГММК); чеканное изображение на крышке известно из соборных описей (Описи. 1876. Стб. 299, 418-419, 611-612). Рельефное изображение И. из серебра было позолочено и украшено по одеждам и венцу драгоценными камнями (яхонтами, изумрудами и лалами). Святой был облачен в «сак» (саккос), омофор, архиерейскую шапку, в руке держал Евангелие. В верхней части крышки, над рельефной фигурой святого в рост, были вычеканены изображения: в центре - Св. Троицы, в углах - Богоматери и св. Иоанна Предтечи. К нач. XVIII в. крышка раки И. была установлена в киоте над надгробием и стала почитаться как икона. Существует деревянный рельеф с образом И., возможно также служивший крышкой его раки (посл. четв. XVII в., ГММК - см.: Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 176-179).

http://pravenc.ru/text/578250.html

– Сост.) каменную епископскую церковь в Смоленске во имя Святой Богородицы. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 250). В Степенной книге говорится более определенно: «прииде же Владимир Мономах в Смоленск и воздвиже церковь пречестну во имя Пр. Богородицы, идеже тогда и епископью устроил». Это было отмечено историками уже в середине в. (см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 71). С другой стороны под 1137 г. в Ипатьевской лет. сообщается, что до Мануила в Смоленске не было епископов (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 300). Из содержания грамоты князя Ростислава можно предположить, что были епископы в Смоленске и задолго до епископа Мануила. В грамоте самого епископа Смоленского Мануила, которая является приложением к грамоте князя св. Ростислава, говорится: «Или епископ, который начнеть несытьством хотя ити в Переяславль и сию епископью приложити к Переясловлю, да буди ему клятва, яже се преже писана и святого митрополита русского Михаила, иже составил сию епископью» (Древнерусские княжеские уставы вв. M., 1976, С. 141–146). Упоминание в нач. XII в. первого митрополита Михаила как святого и как «составителя», т. е. основателя Смоленской епархии, как митрополита, чей авторитет и пример незыблемы, могут служить в пользу мнения о существовании Смоленской епархии в составе Митрополии России уже в кон. IX в. В грамоте князя Ростислава говорится о епископах, которые, оставив кафедру, соединяли свою епархию с Переяславскою и сами туда удалялись. О бытии архиереев в Смоленске свидетельствуют следующие слова грамоты: «Паки ли приложить кто сию епископью опять к Переяславстей епископьи, завистию переступя слово святого митрополита русского Михаила, а разрушить сию епископью Смоленьскую, то князь отиметь свое опять, еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Да же кто разрушить сей замысл святого отца моего Мьстислава и митрополита русского Михаила, (аже) яз, грешный сын Мстиславль, надеяся на Матерь Божью, на святею Богородицу, (у)ставляю сию епископью, да же кто разрушить ю, да сам отвечаеть святей Богородици и сия клятва святых отец буди на нем, а яз буду без греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 Повесть о Нифонте, епископе Новгородском//Памятники старинной русской литературы. Вып. 4. С. 4. 150 Жалованная грамота Олега Рязанского, древнейший документ Московского архива Министерства юстиции//Сб. МАМЮ. М., 1913. Т. I, ч. 1. С. 3; Грамо- ти XIV столетия. Киев, 1974. 15. С. 32. 166 Житие Петра, митрополита Киевского и всея Руси//Жития святых на русском языке… М., 1903. Кн. 4. С. 587. 172 Хорошев А. С. Участие новгородской церкви в политической жизни (1200–1230)//Новое в археологии. М., 1972. С. 242. 174 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 491; НПЛ. С. 52, 250. О поставлении монаха Арсения см.: НПЛ. С. 61, 67–68, 263, 272. 184 Приселков M Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XIII вв. СПб., 1913. С. 401. 192 Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963. Т. 2. С. 95. См. также: Слю- сарев Д. Церкви и монастыри, построенные в Киеве князьями. Киев, 1892. С. 61–61; Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1983. С. 283. 195 Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское наследие: Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих хранилищ. М., 1916; Сводный каталог рукописных книг XI-XIII вв. М., 1984; О новгородско-псковских рукописных книгах см.: Розов Н. Н. Искусство книги Древней Руси и библиография//Древнерусское искусство. М., 1972. С. 24–51; Вздорное Г. И. Искусство книги Древней Руси: XIII – начало XV в. М., 1980; Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. I. 196 Розов Н. Н. Указ. соч. С. 38. См. также: Каргер М. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде//СА. 1946. Т. 8. С. 176. 197 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340, под 1147 г. См. также: Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990. С. 72. 198 О первом из перечисленных сочинений предположение было высказано С. П. Шевыревым: Шевырев С. П. Истории русской словестности. СПб., 1887. Ч. 3. С. 213–216. О молитвах см.: Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему/Подгот. С. П. Розанов. СПб., 1912. С. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См., например: Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси. С. 448–449. А. Поппэ предположил, в частности, что именно «архиепископ» Иоанн I торжественно встречал Болеслава в Киеве в 1018 г., но не взялся объяснить, как он мог уживаться после этого с вернувшим себе Киев Ярославом до середины 30-х гг. XI в. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 17–19, 53–59. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне… С. 192–193, 405; он же. Иоанн I, митрополит Киевский//Православная энциклопедия. Т. 23. С. 469–471; см. также: Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 49–54. См.: Мельникова Е. А. Балтийская политика Ярослава Мудрого//Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 78–133. Там же. С. 125–132; она же. К предыстории Готского двора в Новгороде//История: Дар и долг (Юбилейный сборник в честь А. В. Назаренко). М.; СПб., 2010. С. 186–188. Церковь св. Олава была основана на месте будущего Готского двора, а в честь самого Харальда, скорее всего, получил свое название близлежащий «Гаралдов вымол» – пристань на Торговой стороне, упоминаемая в «Уставе Ярослава о мостех» (60-е гг. XIII в.) (см. также: Хорошкевич А. Л. «Гаралда вымол»//Реализм исторического мышления. Проблемы отечественной истории периода феодализма. М., 1991. С. 250–251). Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 15, 17–19, 21, 93–95; он же. Лука Жидята//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 279; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора… С. 57, 70–75, 192; Щапов Я. Н. Государство и Церковь… С. 194, 207. ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 150; Т. 2. М., 2000. Стб. 138 (в Ипатьевской летописи поставление Луки ошибочно отнесено к 1034 г.). ПСРЛ. Т. 42. С. 63; Т. 4. Ч. 1. С. 114; Т. 6. Вып. 1. Стб. 177. См.: Арнаутова Ю. Е. Инвеститура//Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 496–501. По сообщению хрониста Адама Бременского, родственник и одно время союзник Ярослава король Англии и Дании Кнут (Кнуд) Великий назначал по своему выбору на датские кафедры англосаксов ( Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники. М., 2011. С. 52–53; см. также: Мереминский С. Г. Кнуд I Великий//Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 141).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

В третьей Новгородской летописи под 1542 годом читаем: «Того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новограде, на Городище, Архангела Михаила, повелением Великаго князя Иоанна Васильевича веся России, и Митрополита Макария всея России, и архиепископа Феодосия Великого Новаграда и Пскова». – ПСРЛ. Т. 3, с. 250. В Псковской летописи зафиксировано: «В лето 7054. Поставиша церковь каменную на Иванском лугу на Завеличьи, а другую церковь святых Жен Мироносиц на скуделницах, да и ямы взяли у владыки Макария на церковь в росход». – ПСРЛ. Т. 4, с. 306. Приведем также выписку из Жития преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца: [Л. 474] «Божиею Милостию устроен бысть образ и честная рака преподобного чюдотворца Варлаама сребрена и позлащена и драгим камением и жемчюгом украшена повелением благочестивого и христолюбиваго царя и великого князя Иоанна Васильевича всеа Русии и его благочестивой царицы великой княгини Анастасии и их богодарованного сына царевича Иоанна при святейшем Митрополите Макарии всеа Русии//[Л. 474 об.] и при архиепископе Великаго Новограда и Пскова владыки Пимена в лето 7064-го. Того же лета Прислана бысть всечестная рака преподобного чюдотворца Варлама в прелестную его обитель болепного Преображения на Хутынь с честнейшим игуменом пречестныя обители Рождества Пречистыя Антониева монастыря Варламом по рекло Царицев. Боголюбивый же архиепископ Богоспасаемых градов Великого Новаграда и Пскова владыка Пимин с архимандритом и игумены и священным собором и со христолюбивым народом сретоша раку у великого чюдотворца Николы на лятки//[Л. 475] месяца августа в 25 день. И Принесше поставиша в соборней церкви неизреченный Софии Премудрости Божии и Литургию соборне цели и приеха архиепископ во обитель на Хутынь ко всенощному на Усекновение честный главы Иоанна Предтечи и с ним архимандрит Юрьева монастыря Генадий, игумен Вежицкой Феодосей, игумен Кириловской Антоний и тое обители Маркел и вшедше в церковь до всенощного старую раку составиша и повеле архиепископ Пимин помосту церковного преподынути и узре гроб чюдотворца Варлама и уготоваша место//[Л. 475 об.] новые раки того ж месяца в 30 день архиепископ Пимин со священным собором и со христолюбивым народом вземше честную раку из соборише церкви несоша на главах в пречестную обитель болепного Преображения и чюдотворца Варлама и пренесше поставиша раку среде церкве Боголепнаго Преображения и Божественную Литоргию совершиша со всем священным собором и поставиша честную раку на старом месте в славу Христу Богу нашему». – ГИМ. Собр. А. С. Уварова. 542 (1813). Сборник житий XVII в. В 4-ку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

33 В историографии он также известен как Кирилл III,      чmo объясняется      наличием в Киево-Софийском помяннике записи о митрополите с именем Кирилл, жившем в XI в. В летописях имя такого митрополита для XI в. не засвидетельствовано, а сама запись в помяннике, скорее всего, ошибочна. 35 Нельзя, впрочем, исключать и поставление Кирилла II уже на Руси – ср. с летописным известием о поставлении в 1224 г. митрополита Кирилла I «в с(в)тои Соь (см.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 447. Л. 153 об.). 36 Заметим, что сам патриарх именовался «Константинопольским» условно, поскольку пребывал в Никее в связи с оккупацией Константинополя латинянами. 38 В связи со сказанным следует упомянуть следующее наблюдение историка и археолога диакона А. Мусина: «Топографическая взаимозависимость церковной и светской власти имплицитно присутствует в 3-м правиле II Вселенского Собора (Константинополь, 381 г.) и 28-м правиле IV Вселенского Собора (Халкидон, 451 г.), отдавая первенство чести епископу столицы, которая есть «город царя и синклита»... Поэтому отнюдь не конъюнктурными соображениями, но следованием каноническим нормам должен объясняться и переезд митрополита в Северо-Восточную Русь, поскольку номинальная власть на Руси, согласно ордынскому ярлыку, принадлежала великому князю Владимирскому». См.: Мусин A. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова: Историко-археологическое исследование. СПб., 2010. С. 79. 39 Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. M., 1978. С. 139–209. 40 По предположению Я. Н. Щапова, в 1280 г. митрополит Кирилл II провёл в Переяславле ещё один архиерейский собор, на котором была принята доработанная редакция Кормчей книги. См.: Щапов Я. H. К истории текста Новгородской Синодальной кормчей//Историко-археологический сборник. M., 1962. С. 295–301. 41 ПСРЛ. Л., 1928. Т. 1. Вып. 3. Приложения: Продолжение Суздальской летописи по Академическому списку. Указатели. Стб. 527–528. Л. 250. 45 Кроме Галицкой епархии, в этих границах находились Владимиро-Волынская, Холмская, Перемышльская и Туровская.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Почитание И., не зафиксированное в греч. и вост. источниках, нашло, однако, отражение в рус. минологических памятниках, вероятно благодаря широкому распространению на Руси Жития свт. Феодора Эдесского. В рус. святцах XVI-XVII вв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207) и в совр. русской Минее под 9 июля указана память не только свт. Феодора, как в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ, но и святых, упоминаемых в его Житии, в т. ч. И.; отдельно И. упоминается в рус. списке Иерусалимского Типикона (ГИМ. Син. 336, 1548 г.) и в нек-рых святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130, 132) под 3 и 4 мая. Обращение И. в христианство отмечено в Воскресенской летописи (нач. 40-х гг. XVI в.; ПСРЛ. Т. 7. С. 250), Хронографе западнорус. редакции (нач. 2-й пол. XVI в.; ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 152), в качестве приписки в Житии кн. равноап. Ольги (РНБ. Погод. 744; кон. XVI - нач. XVII в.). В совр. рус. Минее содержится тропарь И. 6-го гласа «Иже ко Христу верою...» и кондак 6-го гласа «Звезда светлая явился еси...» (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 506-507). И. также упоминается в тексте тропарей и кондаков свт. Феодору Эдесскому (Там же. С. 502-503). Ист.: Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского/Изд.: И. С. Помяловский. СПб., 1892. С. 72-116. Лит.: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII-IX веков//ВВ. 1912. Т. 19. С. 52-60, 62-64; Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa//BNJ. 1921. Bd. 2. S. 285-290; Vasiliev A. A. The Life of St. Theodore of Edessa//Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225; Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d " Edesse//Bsl. 1949. Vol. 10. P. 229-240; Малахов С. Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского//Аланы: Западная Европа и Византия/Отв. ред.: В. Х. Тменов. Владикавказ, 1992. С. 135-148; Griffith S. H. The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present/Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169.

http://pravenc.ru/text/469310.html

Точный год рукоположения Сергия неизвестен. В историографии указывается на разные даты этого события: 1407, 1410, 1423 гг. (см.: И были полки Ольговы… М., 1994. С. 471; Справочно-библиографические материалы: Рязанские епископы//Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 646; Титов А.А. Рязанские епископы. М., 1891. Т. 2. С. 11). Там же. С. 506. О датировке жития Ионы см.: Лурье Я.С. Житие Ионы//Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 270–273. Ср.: Белякова Е.В. Учреждение автокефалии Русской Церкви в политической мысли XV–XVI веков//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 288. Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половины XVI века. Л., 1979. С. 40; Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 85. Отметим, что некоторые исследователи относили время рукоположения Ионы даже к 1437 году (Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 131; Иероним (Алякринский), архимандрит. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 32). ПСРЛ. М., 1980. Т. 35. С. 56; Абеленцева О.А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви. Дис. канд. ист. наук. СПб., 2002. С. 116. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. (далее – ДДГ). М.–Л., 1950. 25. Это первое упоминание Ивана Федоровича на страницах источников. О датировке договора см.: Зимин А.А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV–XVI вв.//Проблемы источниковедения. М., 1958. Вып. 6. С. 294–295. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. С 1238 по 1505 годы. СПб., 1891. Т. 2. C. 596–597; Иловайский Д. История Рязанского княжества. М., 1858. С. 206. Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII–XV столетий. Пг., 1918. С. 248–250. Коцебу А. Свидригайло, великий князь литовский, или Дополнение к историям литовской, польской и русской. СПб., 1835. С. 67.

http://pravoslavie.ru/3702.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010