Это хорошо видно из утверждения Б. Д.: Господь «каждый день омывает нас от наших грехов Своей Кровью, когда на жертвеннике совершается воспоминание Его блаженных страданий и когда тварное вещество Хлеба и Вина обращается в таинство Плоти и Крови Его неизреченным освящением Духа» (Homiliarum libri. I 14). Действительность присутствия Христа в таинстве подтверждается его спасительным действием на верующих: «Его Тело и Кровь... принимаются устами верных во спасение» (Ibidem). Поэтому Б. Д. советует всем ежедневно приобщаться Святых Тела и Крови Христовых (Ep. 2//PL. 94. Col. 665-666). Б. Д. упоминает также о таинстве Покаяния и отпущения грехов: власть прощать и оставлять грехи была дана Господом сначала ап. Петру , затем, после Воскресения, и прочим апостолам, а после них и через них - «епископам и пресвитерам всей Церкви» (Homiliarum libri. I 16). Б. Д. в духе католич. учения полагает, что ап. Петр вместе с ключами Царства Небесного получил от Господа и «первенство судебной власти, чтобы все верующие поняли, что те, кто каким-то образом отделятся от единства веры или общения с ним, не могут получить ни отпущения грехов, ни войти в дверь Царства Небесного» (Ibidem). Философия истории и эсхатология Опираясь на блж. Августина, блж. Иеронима и еп. Исидора Севильского, Б. Д. разделяет мировую историю, начавшуюся с грехопадения, на 6 неравных эпох и уподобляет ее 6 возрастам человека: 1-я эпоха от Адама до Ноя (младенчество человечества), 2-я - от Ноя до Авраама (детство), 3-я - от Авраама до Давида (юность), 4-я - от Давида до Вавилонского плена (зрелость), 5-я - от плена до Рождества Христова (старость) и 6-я - от Рождества Христова до времени Б. Д. (точнее, до 725; предсмертное состояние человечества - De temporum ramione. 66). При этом Б. Д. исчисляет время как по LXX, так и по евр. тексту. 7-я эпоха течет параллельно с 6-й - это период, в к-рый души всех почивших от века святых пребывают со Христом в ожидании воскресения тел и Судного Дня (т. н. animarum Sabbatum - Суббота душ).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Санти-Козма-э-Дамиано. В центре обычно представлен Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом, подводящими к Нему святых, особо почитаемых в той или иной церкви, к-рые в свою очередь ведут к Спасителю папу - строителя церкви или заказчика ее мозаичной декорации (так, в апсиде Санта-Прасседе изображены сестры святые Пракседа и Пуденциана, св. Зинон и папа Пасхалий I с квадратным нимбом; в Санта-Чечилия-ин-Трастевере - святые Цецилия, Валериан и Агата и снова папа Пасхалий; в Сан-Марко вместо апостолов Петра и Павла по сторонам Иисуса Христа стоят святые Фелициссим и Марк, далее справа - святые Агапит и Агния, слева ап. Марк подводит папу Григория IV). Ангелы, несущие медальон с образом Иисуса Христа. Мозаика свода капеллы Сан-Дзено в Риме. 817–824 гг. Ангелы, несущие медальон с образом Иисуса Христа. Мозаика свода капеллы Сан-Дзено в Риме. 817–824 гг. Сюжет мозаики триумфальной арки ц. Санта-Прасседе, на к-рой изображены сонмы праведников, движущихся к вратам Небесного Иерусалима, возник под влиянием событий нач. IX в.: считается, что на ней представлены мученики, чьи останки папа Пасхалий I перенес из катакомб и с заброшенных кладбищ. Еще один пример зависимости художественного произведения от исторической реальности того времени дают почти полностью переложенные мозаики, выполненные при папе Льве III, некогда украшавшие апсиду одного из Латеранских триклиниев, Аула Леонина. На арке, по сторонам конхи со сценой «Христос посылает апостолов на проповедь», были показаны 2 трехфигурные группы: справа - св. Петр на троне, вручающий мантию папе Льву III и стяг Карлу Великому, слева - Христос, дарующий стяг имп. Константину Великому и мантию ап. Петру. Вторая группа была значительно поновлена или даже создана заново во время реставрации 1625 г. Лишь композиция апсидной мозаики ц. Санта-Мария-ин-Домника с Богоматерью на троне, сонмом ангелов и коленопреклоненным папой у Ее ног и расположение сцен в капелле Сан-Дзено, напоминающее способ размещения изображений в пространстве крестово-купольного храма, заставляют вспомнить о визант. искусстве как об одном из источников рим. средневек. искусства. В 1-й пол. IX в. в Риме было создано также неск. фресковых циклов, сохранившихся в крайне фрагментарном состоянии. Среди них - росписи трансепта базилики Санта-Прасседе, оставшиеся только в левой его части и впосл. заключенные в романскую компаниллу. Сюжеты росписей взяты из Житий святых Хрисанфа и Дарии, Клавдия и Иларии, Иулиана и Василиссы, Цельса и Пракседы, т. е. тех, чьи мощи папа Римский Пасхалий перенес в церковь; на левой стене базилики Санта-Пасседе - сцены предположительно из Жития св. Пракседы, фигуры святых Иоанна Златоуста, Епифания, Василия, Григория Назианзина, Николая и др., в нижнем ярусе - драпировки.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Ап. Иаков. Эмалевый образ (XI-XII вв.) в составе иконы XIV в. (ГЭ) Ап. Иаков. Эмалевый образ (XI-XII вв.) в составе иконы XIV в. (ГЭ) Тем не менее его убийцами он называет не первосвященника и его саддукейское окружение, а фарисеев и книжников, к-рые попросили И. убедить народ, что Иисус Христос не был Мессией. Рассказ Егесиппа таков: «Упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: «Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе Христе распятом; объяви нам, что это за «дверь Иисуса»». И ответил он громким голосом: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных». Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: «Осанна Сыну Давидову». Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: «Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему». И они закричали: «О! И праведный в заблуждении!» Они исполнили написанное у Исаии: «Уберем праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих». Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг другу: «Побьем камнями Иакова Праведного», и стали бросать в него камни, т. к., сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, встал на колени, говоря: «Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают». Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал прор. Иеремия, закричал: «Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!» Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался» ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 12-18). Историчность рассказа трудно доказать или опровергнуть. Ряд элементов очень похож на повествование об убиении архидиак. Стефана в кн. Деяния св. апостолов. Климент Александрийский сообщает об И. в сохранившихся лишь в отрывках «Очерках» (Hypotyposeis): «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного»; и далее: «Иакову Праведному, Иоанну и Петру Господь после Воскресения передал знание, они же передали его остальным апостолам, остальные же апостолы семидесяти, одним из которых был Варнава» (Ibid. II 1. 3-4). Т. о., Климент одним из первых говорит о епископском служении И., на к-рое он был избран апостолами (ср.: Ibid. II 23. 1; III 5. 2; Idem. Chron. 2).

http://pravenc.ru/text/200153.html

Вот главные мысли, раскрываемые Львом Великим в словах на день своего посвящения. По его воззрению, таким образом, ап.Петр, действуя во всей Церкви и после своей смерти, сосредоточивает центр своей деятельности в римской кафедре, проявляет себя в лице епископов этого города. Отсюда-то и должно вытекать как мировое значение Рима, так и исключительное положение в Церкви римского епископа. «Рим, – говорит Лев Великий , – именно прославлен через смерть обоих превосходнейших апп.Петра и Павла. Эти мужи принесли сюда Евангелие и признали его (Рим) за священное племя, за избранный народ, за священнический и королевский город. Через епископское сидение св.Петра Рим делается главным городом мира и через божественную религию далее владычествует, нежели через земную силу (Sermo LXXXII, 1). Для распространения тех следствий, которые произошли от воплощения Христа, божественное провидение избрало именно Рим, потому что к его области принадлежали все народы. Поэтому, когда апостолы, по излиянии Св.Духа, разделили между собой части земли, Петр первый в ряду апостолов назначается в главное место римской империи, чтобы свет истины, открытый во спасение всем языкам, сильнее излился от главного города по всему миру» (Sermo LXXXII, 2, 3). Рим как город, в котором жил и пострадал верховный апостол, должен поэтому считаться первым епископским столом; папа – главой, а остальные христиане – членами Церкви; римской кафедре подобает председательство на соборах, ибо епископу ее перед всеми другими дана не только власть вязать и решить (cui cum prae ceteris solvendi et ligandi tradita sit potestas), но и поручена забота об овцах (prascenqum tamen ovium cura specialius mandata est): ибо трехкратное приказание Христа Петру: «паси моих овец» все еще имеет свое значение за кафедрой Рима (Epist.X, 11; Epist.XVI, предисловие). Кто поэтому не признает приматства ап.Петра, а следовательно, и его преемников, тот низвергается во ад [cui quisquis principiatum aestimat denegnandum, illius quidem nullo modo potest minuere dignitatem; sed inflatus spiritu superbiae suae, semetipsum in inferna demergit (Epist.X, 2)]; и кто как член отрицается от него, главы, уходит лишенным божественного обетования (Epist.X, предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Тут разница только в том, что одни считают 1-й ст. прологом ко всему дальнейшему, a другие ограничивают фактом омовения. Как бы ни было бесспорно первое мнение, однако также бесспорно, что, будучи прологом ко всему дальнейшему изложению, 1 ст. чрез отрицательное посредство 2-го ст. (о знании предательских измерений Иуды, предвыделявшем его из круга Апостолов) и положительное посредство 3-го стиха – («к Богу грядет») – 1-й говорю стих в тоже время становится в частности прологом к посвящению Апостолов в продолжатели Христова пастырства, выраженному в омовении ног, каковое даже грамматически нисколько не отделяется от слов: «Иисус зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога изшел и к Богу грядет, встал» и т. д. Иуда конечно стесняет здесь каждого толкователя, И я конечно не могу сказать, что Спаситель не омывал его ног. Но во первых «уразумеешь после» (ст. 7), засим точное условие (ст. 10 ср. 11), без которого омовение ног не заключает в себе тайны, удоборазумеваемой после отхода Иуды, наконец непосредственное дополнение призыва следовать Своему примеру словом о предателе, довольно хорошо показывают что Иуда участвует, но не вчитывается, и то что для остальных есть многообещающая тайна, для него разрешается в поразительное устыждение. А в тоже время нет ни одного толкователя, который бы мог вполне объяснить следующего. Во 1-х, почему в омовении ног должно видеть высшее выражение любви, когда (Златоуст II, 300) Спаситель прежде сказал, что таковым должно считать положение души за други своя; когда любовь почтения в виде омовения ног есть не только не полная, но даже лишь начальная ступень этой самой чести ( Лук. 7:44 ); когда предание, сохранившееся в установлениях церковных, другие события последних дней воспоминает только чтением Евангельского повествования, a омовения ног Грядущим к Отцу (и так. обр. само по себе оставляющим Церковь без пастыря)воспоминает иначе; когда наконец самый обычай омовения ног означал условие вступления и честь для вступающего в дом. Во 2-х если омовение ног есть выражение смирения и любви; то что в нем уразумевать ап. Петру после, в широком смысле этого слова, как не то, что (Златоуст II, 305) это омовение есть в сущности подаяние апостолам того благодатного могущества, которое было даровано им для блюдения святости Христовой Церкви в людях, и было оно великое это самоотвержение «Учителя» не просто глубоким подвигом невыразимого смирения (что ап. Петр вполне видел и чувствовал и тогда уже Иоан 13:6. 8 ), а таким подвигом, который собственно вовсе и не ставил апостолов в смущенное положение незнающих, что и подумать, a делал великое дело пред смертью только и думавшего о Пастырском деле Начальника оного. – В заключение считаю нужным сказать, что во время прощальной беседы апостолы бесспорно были и представители пастырства и представители паствы, и начальники Церкви и подначальные оной. Но также бесспорно, что для Спасителя они прежде всего были Его заместители – «друзья».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Но Западная Церковь : 1) не празднует праведникам ветхозаветным и так же тем святым, которые причтены к лику святых после отделения ее от Восточной; 2) не имеет такого обилия названий и величаний святых, как Церковь Восточная; 3) запрещает в молитвах произносить прозвание святого и его отчизну, кроме Иоанна Златоустог о и др. 4) Имеет так же, как и Восточная службы, общие известному лику святых, как-то: Апостолам, Евангелистам, Священномученикам, мученикам, исповедникам, учителям, девам и проч. 5) Мужеские имена дает женщинам и женские мужчинам. 6) Канонизует святых при жизни их родителей и после канонизации в одних местах призывает их в молитвах, а в других молится об упокоении их души, что случилось напр. с Карлом В. и др. Восточная Церковь празднует всем Святым в первую неделю по Пятидесятнице, а западная 1 ноября, и притом Римская Церковь священнодействует в этот день в белых облачениях, а Галликанская в красных, кроме сего последняя содержит пост в навечерие (vigilia) сего праздника. Западная Церковь более торжественно пред прочими святыми празднует. 1) Св. Ап. Петру и Павлу. Этот праздник в латинской Церкви считается первым после праздников Господних и Богородичных. Ему предшествует навечерие (vigilia) безе поста в Римской Церкви и с постом в Галликанской. С особенным торжеством этот день празднуется в Риме: сам Папа обыкновенно священнодействует в этот день и после обедни с ложи Ватиканской дает торжественное благословение граду и миру (urbi et orbi); вечером бывает блистательная иллюминация, фейерверки и стрельба. В Церкви Галликанской этот праздник теряет много торжественности от того, что по конкордату 1802 года переносится на ближайшее воскресенье. Замечательно, что а) на обедне в этот день в Галликанской Церкви читается Евангелие не о мнимом главенстве Петровом, а о восстановлении Петра в званье Апостольское; б) в Римской службе названы князьями оба Первоверховные АпостолыПетр и Павел 29 и притом Павел со-Апостолом Петра. 30 Кроме 29 июня Римская Церковь празднует еще кафедре Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

1,18-19). Блаватская смогла доказать, что это Послание подложно, что оно не принадлежит Петру? Я не знаю, какие аргументы привела бы Блаватская, но, предположим даже, что это так. Но как быть в этом случае с Евангелием от Марка, которое, по единодушному мнению древнейших историографов, является записью именно петровых рассказов о Христе и при этом ясно исповедует спасительность Жертвы Христа? 243 И как быть с записями проповедей ап. Петра в новозаветной книге «Деяний апостолов»? Не проанализировав эти свидетельства, вряд ли можно с такой категоричностью утверждать, что ап. Петр «ничего не знал об искуплении». Теософы приписали себе право как угодно толковать, урезать и дополнять евангельские и апостольские тексты. Право на любую степень подобного волюнтаризма обосновано у них весьма мощной цепочкой из четырех мифов: 1. Христос в первые 30 лет Своей жизни путешествовал в Индию и там был посвящен в эзотерические тайны. 2. Проводником Иисуса в Индию был некий махатма Россул Мория. Мория водил Христа в Шамбалу, «Мория и Христос посетили священные места подвигов предыдущего Великого Учителя – Будды Шакьямуни» 244 . 4. «Новое космическое Учение Агни Йога дано Великим Учителем, в одном из своих прежних Воплощений бывшим нашим Преподобным Сергием Радонежским 246 . Эту фразу можно понять так, что Сергий Радонежский перевоплотился в ком-то из Рерихов. Слухи о том, что Николай Рерих выдавал себя за перевоплощение преп. Сергия, ходили достаточно упорно (настолько, что Е. Рерих считала полезным иногда их опровергать) 247 . Но эту фразу из рекламы «Знамени мира» можно понять и так, что Агни Йога совсем не является творчеством Рерихов, а дана им тем же Махатмой Морией. «Великое счастье для Елены Ивановны было осознавать, что ее Учитель – Владыка Шамбалы – наш Преподобный Сергий Радонежский!» 248 . Кстати, к роли Владыки Шамбалы (в земном его отражении – Далай-ламы) иногда примеривался сам Николай Константинович 249 … В таком случае, во-первых, никак нельзя говорить о каком бы то ни было «философском наследии Рерихов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Главное отличие католич. вероучения от православного, согласно И.-П., заключается в догмате о папе «как видимой и непогрешимой главе Церкви - Божием наместнике на земле» (Там же. С. 85); этот догмат составляет основание всей вероисповедальной системы Римской Церкви, ее устройства (Там же). В истории установления догмата о папской власти И.-П. выделяет 2 фазы: формальное (каноническое) закрепление папского господства в т. н. лжеисидоровых декреталиях и догматическое закрепление (в догматическом учении католич. Церкви папская идея развивалась преимущественно с XI до XIV в.). И.-П. рассматривает, на чем основывается учение о главенстве папы и как нужно понимать слова Иисуса Христа в Лк 22. 31-32 - «не как обещание преимущества, а как предостережение от падения», так и воспринял их ап. Петр, считает И.-П. (Там же. С. 103). Ни в одном из упомянутых католич. богословами мест, замечает И.-П., нет указания на то, что Христос дал преимущественную власть над др. апостолами ап. Петру (Там же. С. 106). Католич. богословы утверждают, что и в древней Церкви Римские епископы имели власть над епископами др. Церквей: Климент, Сотир, Виктор, Корнилий, Стефан писали пастырские послания к различным Церквам; осужденный на Востоке гностик Валентин получил окончательное осуждение на Западе, решительными были действия во II в. еп. Римского Виктора по поводу празднования Пасхи и в III в. Стефана в деле крещения бывш. еретиков. Все эти факты, отмечает И.-П., верные, однако выводы из них католич. богословы делают неверные. С пастырскими посланиями к др. Церквам обращались не только Римские епископы, но и епископы др. Церквей, напр. св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, писал к различным Церквам, в т. ч. и к Римской. В силу «братского общения» Церкви принимали эти послания не с меньшим уважением, чем от Римского епископа (Там же. С. 113-115). Главы о власти папы представляют собой переработанный материал статей, опубликованных в «Православном обозрении» (1868. Сент. С. 1-25; Окт. С. 181-203; Нояб. С. 271-304).

http://pravenc.ru/text/200519.html

Разделы портала «Азбука веры» Скачать в формате Microsoft Word В числе авторов Апостольских посланий – пять апостолов: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырём апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла. Соборные послания Иакова 1. Смысл скорбей (искушений) 2. Вера и дела 3. Бедность и богатство, отношение к миру 4. Проблема учителей. Два вида мудрости 5. О Таинстве Елеосвящения Петра 1е Развернуть таблицу 1. Христология 2. Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве 3. О сошествии Господа во ад 4. Смысл страданий 5. Отношение христиан к властям Петра 2е 1. «Лествица» христианских добродетелей 2. Свидетельство о Преображении 3. Обличение лжеучителей 4. Эсхатология 5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла Иоанна Богослова 1е Развернуть таблицу 1. Признаки истинного богообщения а) хождение во свете б) покаяние в) исполнение заповедей г) любовь к ближним д) вера в Сына Божия Эсхатология Учение об антихристе Comma Johanneum Иоанна Богослова 2е 1. Приветствие. О соблюдении заповеди о взаимной любви, которая состоит в исполнении заповедей Божиих Предостережение о приходе многих обольстителях и антихристах Приветствия Иоанна Богослова 3е 1. Мольба Богу и радость о странноприимстве Гайя Напоминание о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом Просьба Гайю не подражать злу, похвала добродетели Димитрия. Приветствия Иуды 1. Примеры суда над лжеучителями Характеристика лжеучителей Наставления верующим Послания апостола Павла В Библии содержатся 14 Посланий апостола Павла по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению Церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи Церквам следует послание к трем лицам, а Послание к евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего.

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhan...

Главный деятель третьего собора вселенского, св. Кирилл Александрийский , в «Послании на святый символ,» помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: «Святейшие отцы ..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их. Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и вселенском соборе? Потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание, по словам премудрого Павла: иного основания никто не может положить, кроме лежащего, которое есть Иисус Христос. Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего вселенского собора, обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит: «Христос – камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждушие и который сделался во главу угла. Христос – основание Церкви. Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила, за Которого, с Которым и силою Которого мы воинствуем и ради Которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из царства небесного; ибо имеем «вышний» град «Иерусалим, которого художник и содетель Бог,» как сказал Павел» (Деян. Всел. Соб., изд. Казанск. Дух. Ак., т. 1 изд. 3, стр. 126; т. 2 изд. 2, стр. 178; т. 1 изд.3, стр. 365). О камне, на коем обетовал Господь ап. Петру создать Церковь Свою, св. Ювеналий, патр. Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского (четвертого) Вселенского собора пишет: «Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: «Ты Есть Христос, Сын Бога Живого,» то Господь отвечал: «Блажен ты Симон, сын Ионы, ибо не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой сущий на небесах. И я тебе говорю, ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.». На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира» (Деян. Всел. Соб., т. 4 изд.1, стр.192). Связь Церкви на земле с Церковью на Небе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010