9-10). «Мысль солгать Духу Святому» (Деян 5. 1-3) также была внушена Анании «отцом лжи», а предательство Иуды состоялось после того, как «диавол… вложил в сердце» его это преступное намерение (Ин 13. 2). Согласие Иуды предать Христа стало поистине сатанинским грехом, поэтому после этого сатана беспрепятственно входит в сердце предателя (Лк 22. 3). Иисус Христос прямо называет Иуду «диаволом»: «...не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6. 70). В обращенном к ап. Петру обличении: «Отойди от Меня, сатана» (Мф 16. 23) - Христос, по мнению некоторых толкователей, называет сатаной не апостола, а диавола, к-рый продолжал Его искушать и к к-рому Христос уже обращался с такими же словами (Мф 4. 10). «Он (Иисус Христос.- М. И.) взглянул на мгновение чрез Петра и увидел за ним прежнего Своего врага…» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 281). Ослепленные злобой иудеи приписывали бесоодержимость Иоанну Крестителю (Мф 11. 18; Лк 7. 33) и даже Самому Христу (Ин 8. 52; 10. 20). Однако бесноватый не может ни исцелять больных (Ин 10. 21), ни изгонять бесов (Мф 12. 24-29; Лк 11. 14-15). «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12. 26; ср.: Мк 3. 23-27). Иисус Христос побеждает диавола не «силой веельзевула, князя бесовского» (Мф 12. 24), а «Духом Божиим» (Мф 12. 28) - это значит, что «сильный», т. е. диавол, уже «связан» (Мф 12. 29), «осужден» (Ин 16. 11) и «изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Однако он не прекращает ожесточенной борьбы как с Христом (Ин 14. 30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк 22. 31). «Как рыкающий лев», диавол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр 5. 8); он имеет «державу смерти» (Евр 2. 14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр 2. 10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес 2. 18). Поэтому, объясняет ап. Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6.

http://pravenc.ru/text/171673.html

Словами по писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги прор. Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). О воскресении Христа ап. Петр приводит слова псалма 15: Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Деян 2:27). 218. ЕСТЬ ЛИ В СВ. ПИСАНИИ УКАЗАНИЯ НА ТО, ЧТО СПАСИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВОСКРЕСНУТЬ В ТРЕТИЙ ДЕНЬ? В Ветхом Завете есть указание на то, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Образ этого дан прор. Ионой: И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Иона 2:1). 219. КАКИМ ОБРАЗОМ ЛЮДИ УЗНАЛИ, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС? Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; ангелы возвестили о воскресении Христа Марии Магдалине и некоторым другим; Сам Иисус Христос в день воскресения Своего явился многим: мироносицам, ап. Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных вместе (1Кор 15:6). 220. ПОЧЕМУ ИИСУС ХРИСТОС ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ЯВЛЯЛСЯ АПОСТОЛАМ В ТЕЧЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ? Иисус Христос по воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней для того, чтобы продолжать учить их тайнам царства Божия (Деян 1:3). О шестом члене Символа веры. 221. ОТКУДА ВЗЯТО УКАЗАНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА? Указание на вознесение Господа заимствовано из следующих слов св. Писания: Нисшедший, Он же есть и воскресший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф 4:10). Мы имеем такового Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах (Евр 8:1).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

В период, предшествовавший воплощению Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным заслугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования. После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, идут на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т. е. предпочтение небесного земному, и благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога — православного царя. Обращается первый римский император — св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан, им даруются законные права. Через помазанного Духом императора — царя им открывается дорога от земного (теперь православного) царства в Небесное. Византия достигает высочайшего уровня морали. Византийская культура до сих пор остается недосягаемым образцом. В этот период истории находим бесчисленные примеры самопожертвования и милосердия, святость наблюдается во всех слоях общества, расцветает монашество. Это время славится также изобилием святых мощей и чудотворных исцелений. Все это плоды устроения Божия. Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23), — сказал Господь Петру. От Господа подаются царю власть, сила, мужество и мудрость. Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога» , необходимо вспомнить и осмыслить следующее. Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1); «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, которые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23:3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2991...

Не это ли разумеется в словах Господа Никодиму о Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Здесь указаны основные черты церковного ведения: несомненность его («слышишь») и неисследимость, ибо оно и не принадлежит никакому отдельному сознанию как таковому. Соборная природа церковного сознания явлена в Пятидесятницу, при основании новозаветной Церкви, когда сошел Дух, в ней живущий. В Деяниях Апостолов нарочито подчеркивается, что Он сошел на апостолов, пребывающих единодушно вместе ( μο π τ ατ ). «И исполнились все Духа Святого» ( Деян.2:1, 4 ). Первая проповедь ап. Петра, которая могла быть, конечно, лишь единоличной, была по существу также соборной, от лица церковной соборности, что выражено в словах: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой» ( Деян.2:14 ), и в заключение проповеди о Христе: «чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ). Также и слушавшие апостола Петра слышали в нем голос не единоличного проповедника, но всех апостолов. «Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» ( Деян.2:37 ). И о первой общине, основавшейся в Пятидесятницу, как свидетельство духа ее, говорится: «все же верующие были вместе π τ ατο и имели все общее (здесь нет необходимости понимать äπαυτ κοιυα исключительно в отношении имущества, о чем идет речь в следующем 45 стихе) «и каждый день, пребывая единодушно ( μοθυμαδυ ) в храме» ( Деян.2:46 ). Это μο π τ ατο – есть вообще норма церковности, особое качество соборности – καθ " öλου , целокупности, которое непосредственно не имеет количественного значения, но означает выхождение из себя к высшей сверхличной духовной действительности. Апостольская церковь , ограниченная пределами Иерусалимской общины, была, конечно, не в меньшей мере вселенскойцерковью, нежели в позднейшие времена распространения христианства в мире. Правда, в Иерусалиме были как бы представители вселенной, «иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами» ( Деян.2:5 ), но это есть, конечно, лишь символическое ознаменование всенародности или сверхнародности Церкви, исторически же содержащее в себе гиперболу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Марк В Евангелии от Марка вокруг Христа постоянно плетутся замыслы, Его постоянно хотят убить. Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса. Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание: 1 Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» (на Крестную Смерть. – прот. К.П. ), «как писано о Нем» ( Мк. 14, 21 ), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества , а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути. 2 Крест Христа является примером для всех учеников Христовых, жизнь которых, к сожалению, также является скорее не шествием на Фавор (гора Преображения и Славы), но путем на Голгофу. Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее ( Мк. 8, 33-35 ). В этой речи Христос говорит о том, что Его Страдания должны быть примером для Его учеников. Или другой пример: В 10-й главе Евангелия от Марка мы читаем, как Иисус с учениками начинает путь в Иерусалим (на Страсти). На пути Он говорит ученикам о грядущих страданиях. Ученики ужаснулись, но, тем не менее, просят почетных мест в Царствии Божием, когда Христос, как земной владыка, воцарится. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… ( Мк. 10, 38-39 ). В этом фрагменте мы видим предведение Иисуса о том, что ученики разделят Его скорбную судьбу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Подобным образом апостолы подтверждают историчность других частей Моисеева повествования. Первоверховный Петр подтверждает слова Моисея о первозданном океане, покрывавшем Землю, говоря «вначале словом Божиим небеса и землю составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ). Заметим, что по словам апостола небеса и землю сотворены «вначале», а это было бы невозможно, если бы правы были сторонники теории «Большого взрыва», согласно которой пред появлением Земли прошло 10–15 млрд. лет, так что о одновременном появлении небес и земли говорить не приходиться. (Это же надо сказать и о словах апостола Павла: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» ( Евр.1:10 )) Тем более не вписывается в эту концепцию утверждение Петра и Моисея о том, что мир сотворен водою и из воды. Апостол Иоанн слышал на небесах ангела, прославлявшего «Живущего во веки веков, который сотворил небо и все, что в нем, землю, и все, что на ней, и море, и все, что в нем» ( Откр.10:6 ). И другой ангел призывал людей, поклониться «Создавшему небо и землю, и море, и источники вод» ( Откр.14:7 ). Этим апостол любви показывал, что он считал историческими событиями то, что Моисей описывал происходившим в первые три дня. Более того, он видел, что в последние времена ангелам понадобиться особенно подчеркивать тот факт, что Бог — Творец. Здесь мы видим его пророческое вдохновение, показавшее ему (как и ап. Петру см. 2Пет.3:3-7 ) распространение эволюционным идей в конце мира. Не приходиться говорить о том, что все святые апостолы подтверждают буквальную историчность создания Адама и Евы. В качестве ярчайшего примера приведем слова апостола Павла: «прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1Тим.2:13 ); «первый человек Адам стал душей живущей: первый человек — из земли, перстный» ( 1Кор.15:45, 47 ); «не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8-9 ). – очевидно из этих слов, что апостол принимал за буквально точную историю все описание сотворения человека. Поэтому всякая попытка аллегорического понимания Шестоднева противоречит апостольскому преданию.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Петра, в том случае, если бы оно, направляясь против лжеучителей, было столько же снисходительно и успокоительно, как первое послание. Впрочем и в 1 -м послании есть места, в которых речь – напряжена, быстро переходит от одного предмета к другому, и потому довольно нераздельна, каково например возвышенное место о прославлении Христовом, по умерщвлении Его плотию ( 1Пет.3:18–22 . сл. 2Пет.1:3–4 ); равно и во 2-м послании есть места кротко-увещательные (например 2Пет.3:13–15 ). Еще же: то и другое послание равно отличаются тем свойством, что в них, при связи и последовательности мыслей, истины предлагаются большею частью, как непосредственно созерцаемые, – с доказательствами разве самыми наглядными, но без дальнейших соображений и пояснительных распространений (как например бывает у Павла). Это свойство замечается и в речах Петровых, изложенных в книге Деяний. По сему-то свойству ап. Петра, конечно, и был благопотребен ему истолкователь (ρμενευτς), который бы разъяснял для верующих положительные поучения Петровы, – каким, по всеобщему преданию древних, был у верховного апостола св. евангелист Марк 36 . Свидетельства о подлинности 2-го послания Петрова Подлинность 2-го послания Петрова подтверждается и твердыми свидетельствами. Сюда принадлежат прежде сего указания ап. Иуды. Представляя уже прившедшими тех самых лжеучителей, о которых говорил Петр во 2-м своем послании отчасти еще пророчественно ( Иуд.1:4 ), ап. Иуда убеждает верующих – помнить глаголы, предреченные от апостолов Иисуса Христа о том, что в последнее время будут ругатели, по своим похотех ходяще и нечестиих ( Иуд.1:18 ); а сии самые глаголы и находятся во 2-м послании ап. Петра ( 2Пет.3:3 ). Потом св. Иустин муч. и св. Ириней еп. лионский (оба II-ro в.) следуют ап. Петру в приложении к судьбам мира изречения 89-го псалма (5 ст.): тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний. Что оба сии св. мужи точно руководились словами ап. Петра из 2-го его послания видно из того, как приводят они изречение псалма; они несколько изменяют изречение псалма, как и св. апостол. «День Господень, яко тысяща лет», так говорят они оба 37 ; тоже читаем и у апостола: один день пред Господом яко тысяща лет ( 2Пет.3:8 ). Ориген , который первый прямо упоминает о сомнениях касательно сего послания, сам однако соглашался признавать послание принадлежащим точно ап. Петру. Вот его слова 38 : «Петр оставил всеми признаваемое одно только послание: можно согласиться, что он написал и второе, подвергаемое у некоторых сомнениям». И кроме того, Ориген многократно приводит места из 2-го послания Петрова, с прямым указанием на ап. Петра. Например: «и Петр в послании своем говорит: благодать вам и мир да умножится в познании Бога (сл. 2Пет.1:2 ) 39 . Подобное место у Оригена : «Петр говорит: вы стали причастниками Божественного естества» (сл. 2.Пет.1:4) 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Для большего уяснения сказанного приведу простой и ясный жизненный пример. В древней римской империи был император, который ставил над областями и разными покоренными народами правителей – своих наместников. Вопрос: угодно ли было императору, чтобы люди чтили и кланялись поставленным им правителям или нет? Конечно да! Ведь если люди воздавали почести слуге и ставленнику императора, то этим самим они признавали власть императора над собой и почитали его в лице наместника. И наоборот, непочтение и не признание слуги цезаря воспринималось как оскорбление самого императора. В этой ситуации любой нормальный человек понимает два момента, о которых идёт сейчас речь: 1) кланяющийся правителю отличает таковое поклонение от поклонения самому императору и не считает наместника самой личностью цезаря; 2) поклоняясь правителю, человек в его лице поклоняется самому императору. Теперь нужно сказать о тех трёх случаях (которые протестанты только и замечают в Библии), когда Апостолы и Ангел не приняли поклонение себе. 1) Деян.14:8–18 . Апостолы Павел и Варнава с негодованием отвергли поклонение 201 себе от жителей Листры. Протестанты радуются: вот ясное доказательство тому, что людям, даже святым, нельзя поклоняться. Но если рассмотреть данный библейский текст объективно, без протестантской предвзятости, то без труда можно понять причину такого поступка Апостолов. Язычники города Листры приняли ап. Павла и ап. Варнаву за языческих богов (!), и хотели поклониться им не как посланникам и рабам Христовым, а как Зевсу и Ермию ! (см. 11–12 ст.) Это было идолопоклонством, и Апостолы, естественно, отвергли такую для себя бесовскую «честь». Но если бы жители Листры поверили проповеди Апостолов, и пожелали почтительно поклониться им как слугам и посланникам Божиим, как кланялись евреи своим пророкам, царям, родителям и т.п., то таковое поклонение Апостолы бы не отвергли, и не стали бы с ужасом рвать на себе одежды. 2) Деян.10:25–26 . Ап. Петр не принял поклонение себе Корнилия. В Толковой Библии под редакцией Лопухина так комментируется этот случай: «Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению, но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру как какому-то воплощению высшей силы, что было так свойственно языческим представлениям о богах в образе человеческом ( Деян.14:11 )». Потому ап. Петр и говорит: «встань; я тоже человек ». Эти слова первоверховного Апостола как раз и выявляют его опасение, что Корнилий мог принять его за некое высшее существо, потому он и отклонил поклонение Корнилия себе в таком качестве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010