6 . Книга Иисуса Навина . 7 . Книга Судей , и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь . 8 . Первая и вторая книга Царств , как две части одной книги. 9 . Третья и четвертая книги Царств . 10 . Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений). 11 . Первая и вторая книги Ездры и книга Неемии. 12 . Книга Есфирь. III. Книги учительные , которые содержат в себе преимущественно учение о вере, следующие: 13 . Книга Иова . 14 . Псалтирь , содержит в себе 150 псалмов или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Большая часть псалмов написана царем Давидом. Псалтирь употребляется почти при каждом православном Богослужении. 15 . Притчи Соломона . 16 . Екклесиаст (т. е. церковный проповедник). 17 . Песнь песней (т. е. превосходнейшая песнь). IV. Книги пророческие , которые содержат в себе пророчества или предсказания о будущем, и главным образом о Спасителе, Иисусе Христе, следующие: 18 . Книга пророка Исаии . 19 . Иеремии . 20 . Иезекииля . 21 . Даниила . 22 . Книги двенадцати пророков , называемых малыми: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Софонии, Аввакума, Захарии и Малахии. Все перечисленные священные книги Ветхого Завета называются каноническими , то есть несомненно истинными как по происхождению, так и по содержанию. Слово «канонический» – греческое и означает «образцовый, истинный, правильный». Кроме канонических книг в состав Ветхозаветных книг входят еще «неканонические». Это те книги, которые иудеи утратили и которых нет в современном еврейском тексте Ветхого Завета. Они взяты с греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного 70-ю толковниками (учеными людьми), за три столетия до Рождества Христова (в 271 году до Р. Хр.), и с древности помещаются в Библии. Этот перевод пользуется особенным уважением в Православной Церкви. С него сделан наш славянский перевод Библии. К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1 . Книга Товита . 2 . Книга Иудифь . 3 . Книга Премудрости Соломона . 4 . Книга Иисуса, сына Сирахова . 5 . Послание Иеремии .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

8. Н-да... Прошу прощения! Можно чуть уточнить — мы все живём в обычном реальном государстве - так? Включаешь телек, и-нет и попадаешь в совершенно иное г-во - так? А теперь чё - ещё и новый уровень абсурдности государства..? Ну, можно в эту игру поиграть; была в свое время " Метрополия " , почему бы сейчас не сыграть в " Государство " ? Надо же чем-то занять больной голодный одурманенный народ - следующий уровень одурачивания? Раз уж водяры, наркоры, СМИ, ковида не хватает... Проснётся ведь, чего доброго... А мешающая реклама введена специально для блокировки взаимосвязи - она загораживает текст, который я пишу... Это уже законы нового виртуального государства? Печатаю вслепую... 7. Ответ на п.п. 5,4 Есть такие понятия, как целесообразность, место и время (для всякой вещи). Если не ко времени и постоянно кричать «волки, волки», люди перестанут реагировать на любое слово, будут глухи и слепы при реальной опасности от «волков». Святой Иоанн Богослов предупреждает: «Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Откровение 22:18-19). Почему нам не страшно? Начало премудрости страх Господень (с). Об изобретениях же разного рода, о новейших проектах можно сказать так: Произведение премудрости человеческой, используемое во славу Божию и спасение ближних, наследует благословение Господне. Всё, что направлено и располагает к удовлетворению похоти плоти, очес и гордости житейской – потребится во веки. Во области слова человеческого – суд. Имейте совесть неразвращенну, дабы соблюсти меру и определить всякой вещи место подобающее. — А к истине ближе тот, кто отдаёт Богу любовь свою и озаботился, наконец, своими грехами и внутренними страстями для покаяния. У такого человека - ключ к пониманию (прежде всего собственных задач, места, а также собственной компетенции, силы и реальной немощи в этом мире).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/02/vi...

δ) поскольку же посланники Божии, при откровении воли Его, ощущали в себе особенное присутствие Божие, которое, конечно, всегда сопряжено было с некоторым исступлением ума и необыкновенным положением тела их, то посему совмещало в себе и понятие исступлённого или человека, который обнаруживался в неслыханном произношении проповеди и необыкновенных телодвижениях. Посему такового человека, называли такими именем не потому, чтобы он в самом деле вступал в границы безумия, но поскольку верили, что он в сверхъестественном состоянии своём объят был высшим его существом. В таком точно отношении говорится о Сауле. Нападаше дух лукавый на Саула и прорицаше посреди дому своего 18 . III Что избранное нами понятие с тем же наименованием пророка особенно и преимущественно соединять должно; сие видно ещё из того 1) что Аггей, которому часто приписывается имя 19 в том же смысле ясно называется (вестником Господа, посланным к людям) 20 . 2) что в другом случае заменяется словом , означающим соглядатая стража, который с какого-нибудь возвышенного места смотрит на движение неприятелей и, предваряя о них своих сограждан, подаёт средства против тайных вражеских ухищрений. Так, Бог к Иезекиилю 21 . 3) Что сие знаменование, по большей части, принимают иудейские учители, как-то: Кимхий и Филон, по мнению коего пророк есть истолкователь самого Бога, который внутри его изрекает свои речи. 4) Что не почему иному Дионисий Ареопагит пророков В.З. называет богословами, какового наименования причину Пахимер объясняет таким образом: Sanctos prophetas ϑεολγους vocat, quod illi sermones «Dei nobis annuntiunt». И в другом месте: prophetam «theologum vocat, vel doctorem rerum occultarum, velut Dei sermones proferentem». То же имя употребляет Филон, говоря о Моисее. К опровержению тех, кои под именем пророка разумеют только предсказателя будущих происшествий, и того довольно, что все писания В.З., исключая Пятикнижие Моисеево, называют пророками не только иудеи, но и писатели Нового Завета: аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры 22 . IV. Ограничение предмета

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Библия – не Коран, который, как полагают мусульмане, был составлен одним человеком и представляет собой единую книгу; Библия – это 66 книг, написанных более 40 авторами на протяжении 1500 лет! Именно поэтому христиане всегда утверждали, что Библия несет на себе отпечаток руки человека. В доказательство этого принципа можно положить огромное разнообразие языков и стилей написания книг, составляющих Библию, а также разницу в интеллектуальном развитии и темпераменте авторов, не  говоря уже об очевидных намеках на знание научных концепций той эпохи, без которых Писание было бы совершенно непонятным для современников. Но все вышесказанное совершенно не умаляет и не подрывает авторитета и надежности Библии, поскольку автор каждой книги получал откровения от Бога. Определение богодухновенности Во 2 Тимофея 3:16 мы читаем о том, что все Писание богодухновенно. Греческое слово  теопнеустос ( theopneustos) , используемое для определения этого явления, переводится как “Божье дыхание”, откуда следует, что все написанное в Библии берет свое начало от самого Бога. Во 2Петра 1:21 говорится о том, что авторы были “движимы” Духом Святым. Следовательно, Бог воспользовался каждым автором книги, включая и их личности, для выполнения работы, ведь Он не мог ошибаться в собственных откровениях. Библия неоднократно напоминает нам о божественном соавторстве великой Книги: в Луки 24:27, 44 ; Иоанна 5:39 и Евреям 10:7 Иисус говорил о том, что все написанное о Нем в Ветхом Завете обязательно исполнится. Римлянам 3:2 и Евреям 5:12 говорят о Ветхом Завете как о Слове Божием. В 1 Коринфянам 2:13 мы читаем: “… что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого…” Как мы уже видели, истинность этого подтверждается во 2 Тимофею 3:16. В 1 Фессалоникийцам 2:13 Павел, обращаясь к тому, что он писал, говорит: “…вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие…” Петр говорит о богодухновенности написанного Павлом во 2Петра 3:15-16 , где утверждает, что: “…возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях…” Ранее во 2Петра 1:21 , Петр говорил: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”. И, наконец, в Откровении 22:18–19 Иоанн утверждает, говоря о книге Откровение: “И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей”.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

В Иерусалиме Петр, с присущей ему властью, говорит первым среди собравшихся. Он выступает в защиту Павла и Варнавы: «…мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали (Деян. 15:7). Петр имел в виду случай с Корнилием – сотником и его семьей, которых он окрестил после полученного откровения и сошествия на них Святого Духа (Деян.10). После речи Петра все споры утихли: Павел и Варнава рассказали о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян.15:12). Иаков, брат Господень, который стал главой Иерусалимской общины после ухода Петра (Деян.12:17), произнес заключительные слова: «Посему, я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян.15:19). Таков был ответ, достаточно осторожный, на поставленный вопрос; этот ответ, тем не менее, подразумевал, что отныне обрезание и вообще исполнение закона Моисея больше не являлись необходимыми для того, чтобы принимать язычников в лоно Церкви. Вместе с тем, обрезание в иудейской среде сохранялось. Сам апостол Павел вначале второго путешествия, сразу после Апостольского Собора, счел необходимым обрезать юного Тимофея, мать которого была еврейкой, «ради Иудеев, находившихся в тех местах» (Деян.16:3). И все же поведение Павла в иудейской диаспоре по- прежнему вызывало серьезное беспокойство в иудеохристианских кругах Иудеи. Когда апостол в последний раз приехал в Иерусалим, Иаков его предупреждал: «А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян.21:21). Что касается тех иудеев, которые не приняли христианство , то они считали Павла предателем Закона, а это было самым страшным преступлением и жестоко преследовали его во всех городах, через которые он проезжал (Деян.15:5; 17:13; 18:6; 20:3; 20:19; 21:21 и др.). Апостольские постановления содержали следующее предписание относительно агап и евхаристических собраний, объединявших обрезанных христиан иудейского происхождения и христиан из необрезанных язычников: «…написать им, читаем мы в продолжение речи Иакова, чтобы они воздержались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» (Деян.15:20). Вероятно, это был тот минимум благопристойности, который требовался от садившихся за общую трапезу, а именно за общую евхаристическую трапезу, предваряемую в ту эпоху агапой. Данное предписание повторяется в послании, которое Сила и Иуда должны были передать братьям в Антиохии (Деян.15:22–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Глава 15. О кресте. Глава 16. Како Христос на кресте пити просил. Глава 17. О великой субботе. Глава 18. О крещении. Глава 19. О апостолех, в кое время крещены. Глава 20. О приношении в церковь . Глава 21. О милостыни, еже нищим давати. Глава 22. О Христове воскресении. Глава 23. О празднестве Воскресении Христови. Глава 24. О уготованных местех. Глава 25. О помяновении умерших. Глава 26. О аде и где место его. Глава 27. О адских муках. Глава 28. О диавольских людех. Глава 29. Глава 3О 629 ... Глава 31. Могут ли святии видети грешных в муки? Глава 32. Молятлися души святых за живых человек? Глава 33. О святых душах. Глава 34. Могут ли души являтися спящим. Глава 35. О сонии. Глава 36. О антихристе, где родится. Глава 37. О младенцах, иже мертви рождени. Глава 38. О Иудеох. Глава 39. Какова будет тварь по судном дни? Глава 40. О будущей радосте (святых). Любезны читателю! Зри в сей книге многие откровения и велия показанная нам дела всесилнаго Бога, всеусердно Его Творца выхваляя. Книга глаголемая Лусидариос, в ней же предлежат различная нам учителства: иже бо во иных книгах что обрящем сокровенно, в сей же книге положено откровенно; иже кто хощет охотно читати, сия книга всякую предлежащую себе мудрость ему покажет; и что внимания в повестех, где положено сокровенно, зде же в кратких словесех зело лепо объявися. Часть первая. Книги сея Глава 1. Бог искони и всегда без конца, иже есть начало сея книги, аминь. Учитель и ученик глаголют вкупе. Ученик той есть всяки человек, кто премудрости хощет, призывая всесилнаго Бога, безтрудно обрящет; а Святы Дух есть учитель, той нас утвердит, да сохраним правую истинную веру и всякия доброполучныя вещи уразумеем, яже есть во многих речах сокровенны и неудобно рассудительны словеса суть, покажет нам предвечная премудрость вся сия познати, иже без труда мир сотвори и нас вечней мудрости научи. Ученик вопроси: Которы мудрости научи? Учитель рече: Яже в Бозе три имена суть: Отец и Сын и Святы Дух, и яже три имена истинный Бог есть. То бо есть мудрость высшая нам над всякою мудростию, еже мы Содетеля своего познахом в Троицы единого Бога и Троицу во единице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх. 19, 22) Перед нами понятие «страх Господень», вот что является залогом нравственного совершенствования. Псалом 33: «Приидите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Как говорит отец Павел Флоренский: «Религия — есть прежде всего страх Божий, кто хочет проникнуть в святилище религии, да научится страшиться». В вечернем правиле есть молитва Иоанна Златоуста: «Господи, всели в мя корень благих, страх твой в сердце мое». Чудное моление, 24 прошения по числу каждого часа. Страх Божий именуется корнем благих, в религии ничто не вырастает без этого страха, все благое из него. Слово Божие и Ветхого, и Нового Завета учит нас, «да будет страх Господень на вас», «страх Господень будет сокровищем твоим» (Исайя), «страх господень чист» (псалом 18), «он начало премудрости», «источник жизни», «ведет к жизни» (Прем. Солом.). Перед вами особый пример, что страх Божий занимает значительное место в Ветхом Завете, вовсе не является первоначальным фоном, как говорят, неразвитой религии. Якобы люди страшатся, т.к. ничего не понимают, как бы от страха Бога придумали и так далее. Напротив, страх представляет собой первую ступень духовно-нравственного развития, к которому призывает слово Божие. На более высоком уровне духовного познания страх побеждается любовью, но здесь на первых шагах без него не обойтись. Страх Божий помогает человеку ветхому, но также и нам с вами, вступить в область сверхъестественного, он создает определенный внутренний настрой души человека, при котором «слова откровения почивают в сердце мудрого и делают язык его мудрым, умножают знания в устах его» (Притчи Солом.) Религия без страха вовсе не является шагом вперед по сравнению с религией страха, она — шаг назад, или простая остановка в развитии, — говорит один современный французский богослов. Действительно, сейчас есть такое понятие секуляризации, обмирщения церкви. И многие западные христиане, да и наши тоже приходят в церковь, по привычке что-то делают, а страха уже нет. Нет внутреннего трепета, который испытывает человек, переступая через то, что должно потрясти, к чему ангелы страшатся приблизиться. А мы, к сожалению, этого не имеем.

http://sedmitza.ru/lib/text/432102/

Иер.4:7 .  Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разо­рены, останут­ся без жителей. Иер.4:8 .  Посему пре­пояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Го­с­по­дня не отвратит­ся от нас. Иер.4:9 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснут­ся священ­ники, и изумят­ся про­роки. «Лев» – это, конечно, один определенный враг Иудеи, т. е., халдейский народ. – «Из чащи» – из зарослей, покрывавших собою берега реки Иордана, где водились львы (ср. Иер 49:19, 50:44 ). – «Ярость гнева Господня не отвратится от нас». Пророк показывает тщетность надежд, какие было начали питать в себе иудеи в царствование Иосии; они думали, что гнев Божий уже не постигнет их ( Иер 2.35 ; Иер 4.10 ). – «Сердце» ­­ мужество (ср. Ис 7.2 ). – «Изумятся пророки» – т. е. те, которые считали себя пророками, потеряют всякую сообразительность: так то, что случится, будет противоречить их предсказаниям, какими они успокаивали своих соотечественников! Иер.4:10 .  И сказал я: о, Го­с­по­ди Боже! Не­ужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души? Кто это говорит? Новые критики (Корниль и др.) полагают, что здесь Иеремия выводит говорящими ложных пророков. Иеремия, говорят, ни в каком случае не мог обвинять Бога по поводу пророчеств, которые высказывали ложные пророки, обещавшие иудеям мир. Но все предание читает первое слово 10-го стиха по евр. тексту как vaomar ­­ и сказал я (т. е. Иеремия), а не как vajomeru ­­ и скажут они (т. е. ложные пророки), так что здесь правильнее видеть возражение со стороны пророка (ср. Иер 1.6 ; Иер 14.13 ). Что же хочет сказать этим возражением Иеремия и какое откровение он имеет ввиду? Некоторые толкователи (напр. Якимов) видят здесь недоумение пророка по поводу того, что Бог попускал ложным пророкам обольщать народ светлыми перспективами (ср. 3Цар 22.20–22 ). Но естественнее всего предположить, что пророк имеет здесь в виду пророчество Олдамы, содержащееся в 4Цар 22.18–20 , по которому все время правления Иосии должно было пройти в мире. Но теперь взору пророка угрожающая Иерусалиму катастрофа представляется настолько близкою, что он не в состоянии разрешить противоречие, какое получалось из сравнения пророчества Олдамы с скоро имевшим разразиться судом Божиим. – Это горестное недоразумение пророка остается без ответа, но ответ уже собственно дан раньше: Иеремия уже сказал во II-й и III-eй главах, что только искреннее и действительное покаяние могло отвратить от народа иудейского гнев Божий, а такого покаяния иудеи не принесли Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исповедание мессианства Иисуса Христа – основание Церкви; Отличие святоотеческого истолкования Мф. 16:18 от учения Католической Церкви. (Сам ап. Петр в 1Петр 2:4 «камнем» называет Господа); Литургический аспект Мф. 16:19 ; Господь впервые открыто говорит о Своих страданиях, крестной смерти и воскресении. Прикровенные указания на это? Отношение ап. Петра к откровению тайны Мессии страдающего; Сопоставление Мф. 16:22–23 с искушением Господа в пустыне; Новая цель в воспитании учеников; Следование за Господом в крестоношении; Ин 6:69 : «Ты – Христос, Сын Бога Живого», – исповедание ап. Петра, тождественное приведенному в Мф. 16:16 . Особенности в повествовании Ин (смысловые, событийные, географические). II. Преображение Господне. Связь со Страстями Смысловая связь с исповеданием ап. Петра. Обетование явления Царства Божия ( Мф. 16:25 ; Мк. 9:1 ; Лк. 9:27 ); Явление Мессии во славе; Свидетели Преображения. С кем и о чем беседовал Господь во время Преображения ( Лк. 9:32 )? Желание ап. Петра удержать явление Царства. Неуместность пожелания; Облако славы. Глас из облака; Явление Святой Троицы (литургическое толкование); Кондак праздника; Значение события в евангельской истории. II – 2 (14). Учение Господа по пути на Страсти: притча о добром самарянине, учение о покаянии, учение о молитве Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 91; 2, с. 198, 200, 203, 205, 210–213, 253–254; 3, т. 2, с. 130–134; 4; 5; 6; 7, с. 15; 15; 16] Домашнее задание Указать главы Евангелий, посвященные пути на Страсти. Значение слов: «динарий», «законник», «Закон», «священник», «левит», «фарисей», «мытарь». Понятие «ближний» в Ветхом Завете? Чем предваряется притча о добром самарянине ( Лк. 10:25–29 )? Содержание и толкование притчи ( Лк. 10:25–37 ) с. 126–129]. Призыв к покаянию (до Преображения) в служении: – Иоанна Крестителя; – Господа Иисуса Христа (ссылки на Евангелие обязательны); – Ответ Господа на обвинения фарисеев (Галилейский период: Мф. 9:11–13 и парал.). Указать в повествовании Лк. (Путь на Страсти) примеры истинного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лжепророки: " Срезать путь по прямой " всегда сильное искушение для начинающих искателей Истины. В этом смысле самыми известными и в каком-то смысле могущественными учениями и Запада и Востока были всевозможные гностические школы. Гностические " интерпретации истины " во все времена, и по наши дни пытались и пытаются представить знание о Сокровенном Боге как нечто совершенно недосягаемое для " простых смертных " . В принципе познать невозможно, но мы " кое-что знаем " . .Знание у нас. Некие сокровенные знания. Апостол Павел напишет об этих " искателях истины " : " ищут глубины сатанинские " . В этом суть лжепророков. Все запутанно, но я приоткрыл истину. И вот у меня есть свет. Это как детский " секретик " . Понимаешь, что там за стеклом ничего кроме фантика и цветочка нет, но мучительно любопытно заглянуть. " Не ходите и не смущайтесь " , – говорит Иисус. Пришествие лжепророков было предсказано также, как и явление Антихриста и антихристов, которых уже было много в мире во времена Иоанна. Какое сильное искушение говорить от имени Бога!? В этом суть лжепророка и антихриста. Как Люцеферу хотелось говорить именем Бога и быть подобно Богу. В этом суть дьявола. Первая спекуляция со словом Божиим произошла в Едемском саду. Змей повторял слова Божии, но через сомнение убавил, как бы вырезал, некоторые элементы. И грех вошел в мир. Каин напротив прибавил к устному Писанию свою заповедь " приносить Богу не агнцев, а плоды земли. И в результате – совершилось первое убийство. Вот почему в последней главе книги Откровение, Библии сказано: " И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей " . Откр 22:18-19 О других примерах спекуляций с библейскими текстами мы можем читать в истории про Валаама, друзьях Ноя, противостоянии пророков Ваала (Ваале переводится буквально как Господь) и Иезавели и Илии пророка, о лжепророках времен Иеремии, фарисеях и саддукеях времен Христа. Иуда манипулировал Словом Божиим.

http://religare.ru/2_30680.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010