Изъяснение псалма 77-го. «Разума Асафу». Бог всяческих, дав сынам Израилем ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога, «да благо им будет» ( Втор.4:40 ). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими. Пс.77:1 .  Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. «Внемлите, людие Мои, закону Моему». Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет. «Приклоните ухо ваше в глаголы уст Моих». От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною. Пс.77:2 .  Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. «Отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва». Поскольку обвинял отцев на пользу детям, то притчею назвал таковый образ речи, как загадочный и приносящий пользу сокровенную. Прибавил же и то, что предлагает гадания древния, и, показывая где научился сему, присовокупил: Пс.77:3 .  Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, Пс.77:4 .  не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. «Елика слышахом и познахом я». – Потом указал, кто учители этому. «И отцы наша поведаша нам». «Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори», то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк. Пс.77:5 .  Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их. «И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили». Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме восемнадцатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 48 Человек грешный не может дать цену избавления души своей от вечной погибели; только Бог избавить душу от ада (ст. 8–9. 16). 1. В конец, сыном Кореовым. 2–3. Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог. Откровение, какое сообщает псалмопевец, относится не к одному какому-либо лицу или народу, а ко всем людям и народам, – и к тем, которые имеют государственное устройство, и ко всем, обитающим в диких пустынях. Истина откровения должна быть усвоена всеми, кто признает себя человеком: все родившиеся на земле и происшедшие от Адама повинны пред Богом, как богатые, имеющие излишек в средствах к жизни, так и убогие, не имеющие возможности заработать куска насущного пропитания. Все они нищие духовно. 4–5. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Все люди должны слушать псалмопевца потому, что уста его будут изрекать не отдельные изречения премудрости или закона, но откровение Самого вечного Разума Божия, – такое, которое должно быть воспринято и прочувствовано сердцем всех людей. Ухо псалмопевца открыто для восприятия притчи – изречения, которое содержит основную и непреложную истину нравственной жизни человека; при помощи псалтири он откроет ганание – решение загадочной судьбы человека. 6. Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя. День лют, это – время бедствий, от которых человек не может избавиться своими силами, каковы: голод, моровая язва, землетрясение и т. п. В такой день человек страшится за себя, за свою жизнь, потому что сознает свое беззаконие и ответственность за него пред Богом. 7–10. Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися, брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея, и утрудися в век. Люди богатые и в богатстве полагающее свою силу приобретают склонность совершать множество преступлений в надежде откупиться в случае преследования и не редко определенным количеством серебра удовлетворяют потерпевшего от них или родственников убитого ими, снискивают пристрастное расположение судей драгоценными подарками и потому даже с дерзостью рассчитывают умилостивить Бога многочисленными и тучными жертвами ( Пс.49:8–13;16–20 ; Пс.1:11–18;66:3 ). Давид обличает, осуждает и устраняет это заблуждение, утверждая, что никто и ни чем не может избавиться на суде Божием от осуждения за грех , потому что нет ничего на свете дороже души человеческой. И если бы человек целый век свой трудился, всё же он не остался бы жив, не избавился бы от пагубы – от смерти, которая служит для него казнью за грех . – Отсюда следует:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю одиннадцатую (Мф.18:23–35) Когда искусный живописец начертает по должной соразмерности все члены и части изображаемого предмета, приспособит к тому видные и пристойные краски и сходно с природою представит истое образование лиц: тогда ясно ты увидишь на образе том подобие самых изображаемых лиц, и совершенно различишь черты оных. Подобным образом, когда мудрый писатель в сочинении своем расставит запятые и периоды по правилам, употребит естественные и приличные слова и изобразит все с должною естественною простотою, и опишет, как должно, лица, о коих говорит: тогда ты, читая таким образом сочиненное слово, подумаешь, что не читаешь, но что видишь самые те вещи, о которых тут пишется. Сие же наблюл святой и священный писатель, Евангелист, говорю, Матфей, написав ныне чтенные приточные Господа нашего Иисуса Христа слова. Таким, то есть, образом описал он сию притчу, что кажется тебе, будто не читаешь, но видишь в ней благоутробие Божие к человеку и правосудие, а человеческое жестокосердие и неправду к человеку. Поелику же слова Евангельские чем внимательнее читаются и благочестивее изъясняются, тем вящше плодотворят в душе нашей: сего ради, испросив свыше помощи, потщимся изъяснить Евангельскую притчу: вы же благословенные христиане, отверзите сердечные ваши двери к принятию толкования Божественных словес. Мф.18:23 .  Рече Господь притчу сию: уподобися царствие небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими. Когда вместо вещей, о которых хотим говорить, приводим другие подобные вещи, тогда речь сия называется притчею или приточным словом: почему притча есть подобие или изображение. Приточно же беседовал Господь наш Иисус Христос в сходственность пророчеств о Нем: «отверзу в притчах уста Моя» ( Пс.77:2 ), пророчествовал о Нем святой Пророк Давид. Отверзши убо уста Свои, говорил притчу сию: «уподобися», сказал Он, то, что сотворит Бог, когда будет судить достойных и недостойных царствия небесного, – уподобися творимому от какого-либо царя, когда требует он от каждого из рабов своих долгу своего. Сие же сказав, описывает потом то, что тогда сотворил царь, когда расчелся в долге с рабами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12     Предисловие Если бы всякому удобно было объяснять провещания божественных Пророков, и, простираясь далее буквального смысла, погружаться в глубину и уловлять сокровенный там бисер разумения; то, может быть, и справедливо было бы признать излишним писать толкование на пророчества, потому что всякому не трудно при самом чтении постигать пророческую мысль. Но поскольку, хотя у всех нас одна природа, однако же не всем дано равное ведение; ибо сказано: «комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже Духом» ( 1Кор. 12, 7–9 ) , а равно и все прочее сообщается раздольно; то думаю, что не худо поступлю, если незнающим божественных пророческих писаний письменно сообщу их учение, из детства будучи вскормлен ими, и собрав хотя малое некое сведение у многих благочестивых писателей. Ибо и закон Божий повелевает, чему научились у отцов, обучать тому потомков. Сказано: научи этому «сыны твоя и сыны сынов твоих» ( Втор. 4, 9 ). Поэтому и великий учитель Давид говорит: «внемлите людие мои закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих: отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперви» ( Пс.77:1, 2 ). Потом показывая, откуда дознал это, продолжает: «елика слышахом и познахом я, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в, род инь» ( Пс.77:3, 4 ). И объясняя причину сего знания, говорит еще: «закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим» ( Пс.77:5, 6 ). И показывая пользу сего обучения, присовокупляет: «да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеда Его взыщут» ( Пс.77:7 ). Поэтому, прияв учение сие от отцов, обязаны мы воздать справедливый долг младшим себя и тем, которые будут после нас; и притом справедливость требует воздать долг сей благопризнательно. И не закон только Божий побуждает нас к этому; многие, люди значительные, ко мне близкие, усердными и настоятельными просьбами понуждали меня отважиться на сей подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 48 Пс.48:1 . В конец, сыном Кореовым, псалом. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых песнь. СОДЕРЖАНИЕ Сей поучительный псалом содержит весьма полезное увещание любить добродетель, и удаляться пороков, презирать богатство, бояться Божия суда и готовиться к смерти. Пс.48:2 . Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней, Пс.48:3 . земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог. Сие предисловие относится к возбуждению внимания слушающих, и берется из того начала, что предлагаемое слово равно приличествует всем человекам, не токмо настоящим, но и будущим. Итак созывается весь человеческий род к слышанию. Но как ни место не вместило бы толикаго множества людей, ни глас всякаго проповедника не мог бы слышан быть от толь многих слышателей, то мы должны ведать, что Пророк предвидел, что псалмы его петы будут по всей земли, и во все будущия времена: и потому всех живущих по вселенней без изъятия призывает к слышанию, то есть, как язычников, так и Евреев, как живущих во градах, так и разсеянных по горам и пустыням. А дабы не подумал кто, что приглашает к слышанию одних токмо ныне живущих или настоящих людей, то присовокупляет нечто всеобщее, глаголя: земнороднии же и сынове человечестии; аки бы сказал: послушайте все родившиеся от земли и от человеков, ибо все человеки, сколько их ни есть, и сколько ни будет, имеют общую мать землю и общаго отца Адама, или, что то же есть, общее имеют вещество, из котораго произведены, то есть землю, и общее начало, чрез которое произошли человеки. За сим присовокупляет наконец: вкупе богат и убог, дабы показать, что учение, предлагаемое здесь, равно относится ко всем, то есть как к богатым, так и к убогим, и что в училище сем не должно смотреть на различие лиц. Пс.48:4 . Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Пс.48:5 . Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Сии слова составляют вторую часть предисловия, в которой паки Пророк предуготовляет слышателя от двух начал, то есть от достоинства материи, и от достоинства учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Канон Пресвятой Богородице перед иконой «Взыскание погибших» 10 мин., 17.10.2023 Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Умилосердися о нас, грешных, погибающих, Пресвятая Богородице,/но вместо печали даруй нам радость,/да воспеваем Тя, Всесвятая Владычице.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Утиши душ наших свирепство,/понеже многая скорби и печали нападоша на нас, грешных,/да не погибнем во зле, окаяннии.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси наша крепость и утверждение и от врагов защищение,/и сего ради не боимся вражия навета,/но присно поем Тя и славим, Всеславная.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Напасти, и беды, и скорби многи приидоша на нас и отяготиша нас,/и от всего сердца молим Тя, вопиюще:/избави, Богородительнице, от обдержащих нас зол и веселия исполни.  Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик себе совокупльшия, духовно утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты еси теплая Предстательница и твердое заступление,/избави нас, Всесвятая, от нашедших на нас напастей,/Ты бо еси, Владычице, падших исправление.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Избави нас, Пречистая, от напастей, и бед,/и омрачения душевнаго, и уныния,/вся страсти отжени от нас, Чистая,/да присно Тя славим.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. К Тебе притекаем, Пречистая,/не прéзри нашея болезни и воздыхания,/но призри на нас, сущих в скорби,/и сию нашу печаль на радость преложи, Богоблаженная.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Виждь, Владычице, беду нашу и скорби,/яко в тех лукавый враг поглотити нас тщится,/но Ты, Пречистая, препни его злохитрое коварство,/да, избавльшися, славим Тя, твердую Заступницу за ны, во гресех погибающих. 

http://foma.ru/kanon-presvjatoj-bogorodi...

Скачать epub pdf Псалом 77 Краткое надписание псалма сего: Разума Асафу , в переводе с еврейского «Учение Асафа» – выясняется из содержания всего псалма, который есть поучительная песнь, представляющая древнюю историю еврейского народа от времени исшествия его из Египта до царствования Давида. Указанием на важнейшие события в этой истории псалмопевец предостерегает современников своих от неверия и непослушания отцов своих и старается побудить их к соблюдению Закона и надежде на Бога (ст. 1–8). При сопоставлении же стихов 9 и 10 и затем 67–72 в общую связь содержания, нельзя не усмотреть и особенной цели сего псалма, состоящей в том, чтобы на основании исторических фактов и доводов убедить народ, что отвержение (ст. 67) сильного и влиятельного между другими колена Ефремова с городом его Силомом (ст. 60), в котором находилась долгое время скиния Моисеева, и избрание вместо него колена Иудина и горы Сион (ст. 68) есть дело Божие, а потому нужно примириться с этим и перестать не только выражать, но и чувствовать недовольство перенесением святилища Божия вместе с царскою властью из Силома на гору Сион. Эта как бы специальная цель псалма довольно ясно показывает, что он принадлежит тому пророку Асафу, который был современником Давида и начальником одного из певческо-музыкальных хоров при этом царе и который жил еще и при преемнике Давида Соломоне, и вместе с прочими певцами и музыкантами участвовал в торжестве освящения воздвигнутого им храма Иерусалимского ( 2Пар.5:12 ). Пс.77:1–2 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. Из сопоставления изречений первого стиха с последующими можно видеть, что говорит здесь не Сам Господь к народу – как это кажется с первого взгляда, – а от имени Божия говорит пророк к народу своему (людие мои), т.е. к народу израильскому, к которому он послан проповедовать волю Божию и возвещать славу Его (ст. 4 и 5). И прежде всего он приглашает народ свой с особенным вниманием отнестись (внемлите, людие мои, приклоните ухо ваше) к выслушанию закона Божия, который он будет им провещавать, или, что то же – «проповедовать», и эту проповедь свою, которую намеревается предложить в форме научения, или наставления, он называет законом своим (закону моему), в том же смысле, как и другие пророки свою проповедь именовали законом, или как апостол Павел назвал свою проповедь ( Рим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

19. Пятница. Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского. Аллилуия. Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах. Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Приводим порядок совершения полиелейной службы свт. Филарета, митр. Московского (А). По Типикону, возможно совершение аллилуйной службы (прор. Авдия и мч. Варлаама) (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й и глас 2-й – 8. «Слава» – святителя, глас 8-й: «О пречудный святителю Филарете…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 . На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь Коломна именитая…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Благовестих правду в Церкви велицей»; стих: «Уста праведнаго каплют премудрость, и язык его возглаголет суд». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Филарета…». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастырю мудрый…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-02/

18. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской . Служба святых мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, мч. Платона, глас 8-й – 3, и мч. Романа, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Платона, глас 6-й: «Страшныя и преславныя...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мч. Платона на 4 и мч. Романа на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мч. Платона, глас 3-й; седален мч. Платона, глас 8-й. «Слава» – седален мч. Романа, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен мч. Платона, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-01/

20. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Прп. Диодора Юрьегорского. Сщмчч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова, Шатурских . Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой предпразднства Введения и службой прп. Григория Декаполита (по Марковой главе Типикона под 20 ноября: «Подобает ведати: яко аще случится предпразднство Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю»). Примечание. «Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх» (Типикон, 20 ноября, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, предпразднства, глас тот же – 3, и прп. Григория, глас тот же – 3. «Слава» – предпразднства, глас 4-й: «Днесь Боговместимый храм...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 1-й: «Да радуется днесь Небо...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Приидите, вси вернии...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Григория, глас 3-й: «Образ был еси воздержания...», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и прп. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й, кондак прп. Григория, глас 3-й: «Светлое тя солнце...». «Слава» – седален прп. Григория, глас 4-й: «Божественною светлостию озаряемь...», «И ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Восхвалите, девы...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-03/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010