Псалом 39 Пс.39:1 . В конец, псалом Давиду. В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова. Давид, избавясь от великой некоторой напасти, а можетъ быть, и от многих, приносит благодарение Богу, и по сему случаю приходит в восторг, удивляяся Божию промыслу, простирающемуся ко всему человеческому роду. Потом делает обет посвятить всего себя Богу и кратко определяет, каким образом должно почитать Бога. За сим паки обращается к благодарению, и многими выражениями воспевает хвалы Его. Наконец, принесши жалобу на врагов своих, заключает псалом новою молитвою. Пс.39:2 . Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою: Начало псалма показывает благодарственное признание, в котором упоминает Давид, что он избавлен был не от напасти токмо, но и от предстоящия смерти, что был исторжен как бы из некоторой опасной пропасти или из тинистаго болота, в котором весь погружался. Однако и здесь такую твердость веры показал, что не престал уповать на Бога, хотя долговременное страдание могло поколебать его терпение. Ибо не просто глаголет, что он терпел и ожидал, но повторением глагола потерпех означает, что он долго страдал и терпел. Следовательно, чем долее продолжалось искушение, тем яснее просияла вера его, когда при помощи ея твердым и спокойным духом перенес медленность помощи Божией. Пс.39:3 . и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: Пс.39:4 . и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Сими преносными словами показывает, что не далее отстоял от опасности смерти, как если бы брошен был в глубокий ров, наполненный мутною водою. К тому же относится и подобие брения тиннаго, которым означает, что он так крепко увяз в своих бедствиях, что не легко мог выдти из них. Потом присовокупляет нечаянную и чудную перемену, которая величие милости Божией весьма ясно показывает. Ибо глаголет, что Бог поставил на камени нозе его, которыя прежде с ним погружены были в водах, и что стопы его исправил, которыя прежде не токмо на скользком пути колебалися, но и в брении тинном увязали. Наконец заключает, что Бог вложил во уста его песнь новую, которыми словами означает конец или намерение избавления. Ибо каким бы образом ни помогал нам Бог, ничего за то взаимно не требует, кроме единыя благодарности. Итак, коликратно ущедряет нас Своими благодеяниями, столько же раз отверзает уста наши к прославлению имени Своего. Почему и Давид, будучи толь чудесно избавлен, праведно приписывает Богу, что Он подал ему материю к новой песни, полагая имя новыя вместо особеннейшия, избраннейшия и превосходнейшия, – так как и род избавления был не простой и необыкновенный, но вечныя памяти достойный.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 77 Призывая народ к строгому вниманию, псалмопевец, поучая, открывает ему историческую судьбу его, – как народ забывал дела величайшей милости Божией, чудодейственно оказанной ему в Египте, при переходе чрез Красное море, в пустыне, при занятии земли Обетованной, и – уклонялся даже в идолопоклонство, показывает, как за такое забвение Господь наказывал свой народ неоднократно, и, наконец, указывает на величайшую милость Божию – как утвердил Господь царство своего народа посредством, «раба своего» Давида. Разума Асафу, иначе – «учение Асафа». 1–4. Внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Такой призыв народа к строгому вниманию Асаф делает потому, что сам проникнут сознанием величайшей важности предмета, о котором будет говорить, и трудности понимания его, во всей его совокупности, а также и благоговением к судьбам промысла Божия в исторической жизни Израиля. – «Внимай, народ мой, закону моему», говорит боговдохновенный псалмопевец от лица самого Господа: приклоните ухо ваше к словам уст моих». Псалмопевец говорит собственно об исторических событиях, а называет свое учение «словом закона» потому, что самые события те стояли в связи с определениями воли Божией или с законом и записаны они вместе со всеми законами в одних и тех же книгах, которые называются одним словом «Закон». 2–4. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания и сперва. Елика слышахом и познахом я, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори. Учение Асафа, высокое по своему предмету, принимает и соответственное ему выражение – в притчах. Отверзу в притчах уста моя, говорит Асаф. Отверзать уста, значит говорить продолжительно, произносить цельную, связную речь: и таково учение Асафа в его псалме; это – одна, священно-поэтическая речь. Он говорит в притчах. По своему употреблению, притча есть или иносказательная цельная речь (аллегорический рассказ) или краткое изречение, выражающее одну, отдельную глубокую мысль, под каким-либо образом или подобием, нередко – в виде сравнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, Живот даяй, темже мир Тя славит. Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет. «Ныне отпущаеши» Аудио: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Шестопсалмие Аудио: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Трижды. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Дважды. Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Псалом 3 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennoe...

Глава 33. Окончание речи Елиуса (1-й). Испросив внимания к своему искреннему слову, Елиус убеждает Иова преимущественно в том, что Господь, как беспристрастный судия, открывает свою волю человеку и поучает его трояким образом: непосредственно говорит с ним, вразумляет его необычайными сновидениями и обращает к покаянию смертельными болезнями Ст. 1. Но послушай Иове словес моих, и беседу мою внуши. Елиус несомненно быль проникнут сочувствием к Иову и увлечен предметом беседы; а потому Иов, с терпением выслушивавший речи трех первых собеседников и даже отвечавший на них неоднократно и обстоятельно, по своему великодушию и благородству, должен был и мог выслушать речи младшего собеседника – Елиуса, – хотя бы только выслушать (ср. ст. 5-й.) Ст. 2. Се бо отверзох уста моя и возглагола язык мой. Чувство благородства не позволяет наказывать презрением человека, который так терпеливо и внимательно слушал других, а сам не высказал еще ни одного слова, который так почтителен к старшим, так любит правду, так осторожен и предупредителен в собеседовании, -каков именно Елиус. Поэтому и «благороднейший» Иов должен был слушать речь Елиуса, тем более, что он уже «открыл уста свои» произнес часть своей речи... Ст. 3. Чисто сердце мое в словесех, разум же устну моею чистая уразумеет. Иов был человек «справедливый» (гл. 1, ст. 1); он искренно был предан правде, неотступно ей следовал и непреоборимо защищал ее при всех посторонних неблагоприятных обстоятельствах и соблазнительных убеждениях – изменить образ мыслей; и потому в конце беседы решительно заявил всем друзьям: «Доколе еще дыхание мое во мне, и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (гл. 27, ст. 3 – 4). Елиус слышал это, понимал и помнил, а потому, в самом начале своей беседы заявляет, что с правдивейшим Иовом он будет чистосердечно-правдив и в словах его будет выражаться чистая истина, на сколько она доступна его разуму. Ст. 4. Дух Божий сотворивый мя, дыхание же Вседержителево поучающее мя. Елиус сказал, что слово его будет выражением чистой истины; он основывает это на том, что его разум есть дыхание Духа – Бога Вседержителя (ср. Быт 1:26–27 ; гл. 2:7), следовательно, происходит от Верховного разума, которым зиждется и целесообразно существует весь мир. Такое понятие о природе разума человеческого имел и сам Иов (гл. 27, ст. 3; ср. гл. 12, ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Напрасно льстит себе тот, что будет услышан Богом, кто думает обмануть Испытующего сердца и утробы. Хвалить Бога тем языком, которым смертоносно уязвляем своего ближнего, – значит бесстыдно поносить Бога. Языком, пишет святой Иаков, благословляем Бога и Отца и им же клянем людей, созданных по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Этого не должно быть. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак. 3, 9–11 ). Но о время, в которое вера изнемогла, надежда увяла, любовь иссякла! О нравы, развращение которых небывалое, слабость крайняя, свобода беспредельная! Нет разумеющего, ищущего Бога: «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного», – с плачем говорит Давид ( Пс. 13, 3 ), с жалобой повторяет Павел ( Рим. 3, 12 ), а я с сожалением смотрю на мои времена. Когда в таком почтении были суеверия, как ныне? Когда так умножались расколы? Когда более служили сребролюбию? Когда более забывали Бога? Когда так служили своим похотям, как не в теперешнем веке? Боже мой! да не возглаголют уста мои дел человеческих! Кто ныне по гордости не фарисей? Кто по мытарству, а не по покаянию, не мытарь? Правда, все исповедают Бога, но устами, а не сердцем; языком, а не умом; речью, а не житием; наружностью, а внутри заняты другим. Их устауста Иуды, сердце – сердце вражеское. Не так-то Давид, который Бога называл Богом сердца своего ( Пс. 72, 26 ). Боже сердца моего, то есть Боже, для которого сердце мое готово быть престолом и участь моя, Боже, вовек! Поклоняются, но как? Духом ли? Так, как Ирод хотел поклониться Христу: «пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему» ( Мф. 2, 8 ). Это ли молитва? Это ли разговор с Богом, если я только многословлю устами, как бездушное тело и как на несколько часов заведенный язык? Когда мы молимся, сколько перед собой разложим книг, сколько наговорим речей, да еще так, что уши других оглушаем. Сколько пустых изгибов, сколько наружных всхлипов, сколько суеверных воздыханий, сколько проворных поклонов! А того не знаем, что если кто сердечно молится Богу, тому нельзя много говорить, потому что сердце его так прилепится к Богу, что он весь станет будто вне себя. Платон, митрополит Московский ( 106, 285–288 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Собеседование 10 на псалом 77 Разума Асафу 1. Кратко надписание, потому что псалом обременен простран­ностью пророчества. Впрочем, что ради того он надписывается: «ра­зума», дабы мы остерегались бедствий, какие случились с иудеями по их безумию, видно из начальных слов: «внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих» ( Пс.77:1 ). Видишь, каким достоинством Дух (Святый) облекает пророка, когда желает предостеречь нас пророчеством? Он называет народ Божий наро­дом своим и закон Божий законом своим, потому что принадле­жащее господину кажется собственностью благоразумных и верных слуг вследствие любви их к господам. Так и Моисею Бог гово­рил: «поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» ( Исх.32:7 ). Что же значит: «внимай... закону моему»? Присту­пайте не небрежно, исследуйте тщательно, и тогда приклоняйте ухо ваше к слушанию. Кто слушает закон Божий поверхностно, или счи­тает его ненужным или тяжким, того ухо не в состоянии будет и слушать; а кто изучает закон внимательно, тот замечает, что иго его благо и бремя легко, и приклоняет ухо к словам пророче­ства, то есть выслушивает все пророчество, и, относясь с любовью к словам его, приумножает Духа, Которым все совершается. «Открою в притчах уста мои, возвещу изначальные гадания. Что мы слышали и узнали, и отцы наши поведали нам " ( Пс.77:2–3 ). Хотя я, гово­рит, хочу поведать притчи прежних времен и древние гадания, тем не менее, речь моя о них заслуживает веры, потому что я принял их по слуху и изучил, и не плотские отцы передали их, а священники и пророки. Хорошо указывает он, что слушал и научался не он только один, а вместе со многими другими, когда говорит: «что мы слышали и узнали», потому что знание это было обще всем, все слушали пророков. Притчи и гадания, – говорит он, – потому что соединяет учение с историей, что и составляет отличи­тельное свойство притч и гаданий, заключающихся в Священном Писании . В них, говорит он, откроет уста свои, чтобы и мы подражали сказанному, всегда принося Богу начатки уст, подобно тому как приносим начатки всякого плода, и чтобы не двигали языком, прежде чем он не произнесет угодного Богу. Ты скажешь на это, что пророк говорит от лица Господа: Его народ род человеческий, Его закон те древние повеления, Его разумеет и Матфей, когда гово­рит: «да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» ( Мф.13:35 ). Что же пророк присоединил к этому? «Что мы слышали и узнали, и отцы наши поведали нам«. Эти слова приличествуют чело­вечеству. А чтобы показать, что передаваемое им сходно и согласно со сказанным пророками, он говорит: »не утаилось от детей их в следующий род, – возвещу хвалу Господу и силу Его, и чудеса Его,... сотворенные Им» ( Пс.77:4 ). Кто же те, о которых раньше сказано: «отцы наши поведали нам»?... 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 3 Иез.3:1 . И рече ко мне: сыне человечь, снеждь свиток сей, и иди, и рцы сыном Израилевым. Справедливо выше говорил: аще убо услышат, или убоятся, потому что предлагаемое Пророку исполнено ужаса, рыдание, и жалость, и горе написанные на целом свитке, и внутри и снаружи. Свитком же называет свернутые писания. Ибо древние так хранили письменные памятники. Иудеи и доныне в таковых свитках имеют божественные Писания. Иез.3:2 . И отверзе уста моя, и напита мя свитком сим. Иез.3:3 . И рече ко мне: сыне человечь, уста твоя снедят, и чрево твое насытится свитка сего, даннаго тебе: и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок. «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, – говорит божественный Давид, – паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Сладок же и весьма приятен плач о грехах; «печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс. 118:53 ), говорит тот же Пророк, и: «видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша» ( Пс. 118:158 ). И сын его увещевает говоря: «благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира» ( Еккл. 7, 3 ). Так для Пророка вкушение свитка стало подобно меду, хотя не было в нем ничего приятного и радостного, а «рыдание, и жалость, и горе». Но никто да не понимает вкушение свитка в смысле чувственном и плотском. Ибо как все видение Пророк созерцал духовно, так и вкушения сего приобщается духовно. Иез.3:4–6 . И рече ко мне: сыне человечь, иди, и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним: яко не к людем глубокоречивым, и косноязычным посылаем еси , но к дому Израилеву, ниже к людем многим, иноязычным, иноречивым, ни тяжким языком сущим, ихже не разумел бы еси словес: аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: Ясно показывает здесь различие трудов апостольских и пророческих. Одним вверяемо было попечение об одном народе, из которого они происходили, и с которым говорили одним и тем же языком, а другим, по слову Господню, поручена была вселенная и все народы; ибо сказано: «шедше научите вся языки» ( Матф. 28, 19 ), у которых и наречия многочисленны и различны, и нравы разнообразны, и законы противоположны. Однако же те, которым поручены были многие народы, разные языки, разнообразные нравы и всякого рода законы, исправили вселенную, а те, которым поручаем был оный необузданный народ, понесли много труда, но не пожали плодов, достойных своего труда. И причиною сему не леность делателей, но грубость возделываемых. Посему-то и Сам Владыка говорит: «Аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Память святого пророка Иеремии Св. пророк Иеремия был освящен и избран Богом еще до своего рождения (см.: Иер. 1:5 ). Он появился на свет ок. 650 г. до Р.Х. в гор. Анафофе и происходил из семьи священника колена Вениаминова. С ранней юности Иеремия был призван Богом к пророческому служению. Он колебался и противопоставлял этому призванию свою молодость и неопытность, но Господь притронулся к его устам и сказал: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои ( Иер. 1:10 ). Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путъ их ( Иер. 6:27 ). Бог поставил его наблюдателем, чтобы возвестить народу иудейскому, закосневшему в идолопоклонстве, о неминуемом приходе ассирийцев с севера. На протяжении всего пророческого служения Иеремия, уста Господа Бога, твердо и смело обличал царей, князей, священников и лжепророков в отступлении от Господа и почитании иноплеменных идолов. Он сравнивал Божий народ с неверной женой, забывшей, как невестой она возлюбила Господа своего, когда следовала за Ним в пустыне (см.: Иер. 2:1–2 ). Раз она отказывается покаяться, она будет отлучена и предана ассирийцам как блудница, и они покроют ее стыдом. Преисполненный жалости к иудейскому народу, пророк всем своим существом предчувствовал его будущие страдания и восклицал: Утроба моя! Утроба моя! Скорблю... волнуется во мне сердце мое, не могу молчать! ( Иер. 4:19 ). Иеремия явился не только посланником, которому поручено объявить о суде Божием, но и прообразовал служение Господа нашего, взяв на себя судьбу народа израильского и пострадав ради его спасения. Многие годы он без устали возвещал Божественные пророчества либо словами, преисполненными величественного лиризма, либо символическими действиями, указанными ему Богом, либо собственной жизнью и скорбями, предвещающими спасительные Страсти Христовы. Однажды Бог показал пророку в видении кипящий котел, отверстие которого было повернуто к северу, и сказал, что несчастье выплеснется с севера. В другой раз Бог послал Иеремию к горшечнику. Тот работал на гончарном круге. Если сосуд не получался, он разбивал его и из той же глины лепил новый. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев ( Иер. 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Псалом 77 Разума Асафу Надпись сего псалма: разума, потому что читающие его должны иметь разумение, чтобы знали, кто таков говорит здесь и к кому говорит и какой это закон, о котором упоминается здесь. Так говорящий в этом псалме есть пророк Давид, притом как бы от лица Христа; те, к которым он говорит, суть верующие во Христа, христиане, а закон, в нем упоминаемый, есть, по словам Афанасия, закон евангельский. Пс.77:1 .  Внемлите, людие мои, закону моему Пророк Захария говорит: и прибегнут ко Господу народы многие в день тот, и будут Ему в народ ( Зах. 2:11 ). Итак людьми Давид называет здесь народ христианский, а законом, по словам Афанасия, Евангельский, о котором сказал Исаия: от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и будет судить среди народов ( Ис. 2:3 ). Приклоните ухо ваше в глаголы уст моих Выражение: «приклоните» или просто значит: подставьте, или: отклоните уши ваши от бесполезных слухов (и преклоните), как говорят Феодорит и Евсевий, к евангельским словам (1). (1) Слова Евсевия: Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, дабы он не подвергся одной участи с прежним народом, не послушавшим Бога. Пс.77:2 .  Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания (гадания) исперва. Сии слова содержат пророчество о произнесенных Господом Евангельских, по словам Афанасия, притчах. Ибо Евангелист Матвей приводит сии слова точь в точь, говоря: все сие говорил (Иисус) народу притчами и без притчи ничего не говорил им, да сбудется сказанное пророком, который говорит: отверзу в притчах уста мои, изреку сокровенное от создания мира ( Матф. 13:34 ). А гананиями Давид называет те же самые притчи. Ибо упомянутый Матвей на место: ганания, поставил: сокровенное, имея в виду еврейское выражение, которое имеет и это и другое значение, так как во всех евангельских притчах истина была сокрыта, почему и Акила перевел: загадки. Далее самое выражение: от начала, употребляемое здесь Давидом, Матвей перевел: от создания мира, имея в виду и здесь слово, стоящее в еврейской псалтири. А слово: провещаю Матвей заменил словом: (отрыгну) изреку, которое одного значения с словом: провещаю (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010