Пророки ВЗ описывают Д. Г. с предельной эмоциональной насыщенностью, используя грозные эпитеты: «день отмщения» (     - Иер 46. 10; Ис 34. 8), «день лютый» (     - Ис 13. 9); «день ярости Господа» (       - Иез 7. 19); «день гнева Господа» (      - Соф 1. 15, 18; 2. 3; Плач 2. 22); «день жертвы Господней» (       - Соф 1. 8) и др. Начиная с Амоса, тема суда (  ) становится определяющей в описании Д. Г. В пророческих книгах ВЗ «суд Божий» и Д. Г. употребляются как взаимозаменяемые, тождественные понятия. Тема Божественного ñ уда является центральной в книгах пророков Амоса, Осии, Михея, Софонии, Наума, Авдия, Иоиля, Исаии, Аввакума, Иеремии, Иезекииля, Захарии, Малахии, Даниила. Провозвестие Д. Г. в ВЗ легло в основание новозаветного учения о суде Божием. Анализ пророческих текстов о Д. Г. показывает постепенное становление учения о суде Божием. В отличие от предсказаний допленных пророков, в к-рых главными объектами Божественного суда являются жители Израиля и Иудеи (Ос 1. 4-5; 5. 9; 9. 16-17; Ис 2. 6-21; 3. 13 - 4. 1; Мих 2. 4; Соф 1. 7-18 и др.), в предсказаниях послепленных пророков приговор выносится прежде всего в отношении языческих народов (Ис 13; 34; Иоиль 2. 1-11; 3. 1-17; Зах 14 и др.). Допленные пророчества о Д. Г., преимущественно обращенные к ближайшему будущему, тем не менее могут указывать и на уже происшедшие события. Так, наступление возвещенного пророками Амосом и Осией суда Божия над Израилем и окружающими народами предполагается в ближайшее время (начало их проповеди от гибели Самарии в 722 г. до Р. Х. отделяет не более 30-40 лет). Как о локальном и уже по факту совершившемся суде Господа над мадианитянами («дне Мадиама») говорит прор. Исаия (Ис 9. 4). Т. о., в допленных пророческих текстах Д. Г. понимается прежде всего как вмешательство Бога в исторический процесс, в рамках к-рого совершается суд Божий. Его исполнителями являются народы, призванные Яхве к этой миссии: ассирийцы, вавилоняне и др. (Ам 3. 11; 6. 14; Ис 5. 26; Авв 1. 6; Иер 1. 15; 5.

http://pravenc.ru/text/День ...

Покаяние необходимо для отпущения грехов: Покайтеся и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши ( Деян.3:19 ). Покаяние должно быть сопровождаемо а) смирением: Если Я пошлю наказание на народ Мой, и смирится народ Мой, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их ( 2Пар.7:13–14 ); б) искреннею печалью: Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем ( Пс.37:19 ). Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего ( Иер.3:21 ). Обратились ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоиль.2:12 ). Радуюсь, что вы опечалились к покаянию ( 2Кор.7:9 ); в) стыдом: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес ( 1Езд.9:6 ). Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим ( Иер.3:25 ); г) исповеданием греха: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ); д) обращением: Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу ( Плач.3:40 ); е) оставлением греха: обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши ( Иер.18:11 ). Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух ( Иер.18:30–31 ); ж) молитвою: Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» ( Ос.14:3 ). Покайся и молись Богу ( Деян.8:22 ); з) верою: Покайтесь и веруйте во евангелие ( Мк.1:15 ); и) ненавистью ко греху: Вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши ( Иез.36:31 ); к) делами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ). Я [Павел] проповедовал, чтоб покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния ( Деян.26:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот вся история пути, коим пройдет Он на земле. Родится Он от Девы, которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог ( Ис.6 , Мф.1:23 ); родится в Вифлееме, ибо из него изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исход Коего из начала от дней века ( Мих. 5:2 ); сюда приидут к Нему с дарами царие аравийстии ( Пс.71 ), приидут, носяще злато, и ливан, и камень честен ( Ис.60:6 ). Потом глас в Раме слышан будет, – плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль восплачет о чадах своих, и не захочет утешиться, яко не суть ( Иер.31:15 ); далее Сын этот воззван будет из Египта ( Ос.11:1 ), и поселится в Назарете, яко да Назарей наречется ( Суд.13:5 ). Затем приближится время открытого Его действования среди людей; и вот пошлется Ангел пред лицом Его – уготовать путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его ( Ис.40:1 ; Мал.3:1 ). И вслед за тем, внезапу приидет Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем; и почиет на нем Дух Господень ( Ис.11:1 ), о Котором Он потом засвидетельствовал, говоря: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати лето Господне приятно ( Ис.61:1 ). В первый раз свет проповеди Его воссияет для седящих во тьме и сени смертней, в Галилеи, около Иордана и Тивериадского моря, в пределах Завулоних и Неффалимлих ( Ис.9:2 ). После сего, три с половиною лета ( Дан.9 ), благовествуя, Он будет врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенные сердцем, проповедовать пленникам отпущение на свободу и слепым прозрение ( Ис.61:1 ); тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат; тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых ( Ис.35:5–6 ); тогда укрепятся руки расслабленных, и – колена расслабленные ( Ис.3 ). Он трости сокрушенныя не преломит, и льна курящагося не угасит; но о славе имени Божия ревность будет снедать душу Его ( Ис.42:1 ). Несмотря на все это, тщетно Он будет простирать руки свои весь день к людям, не покоряющимся и противоглаголющим, которые ходят не путем истинным, a вслед грехов своих ( Ис.65:2 ); но после сего внимая пророческому внушению, дщерь Сионя возрадуется, и дщерь Иерусалимля воспроповедует, увидев кроткого царя своего грядущим к ней на жребяти ( Зах.9:9 ); и из уст младенец и ссущих совершится Ему хвала ( Пс.8:3 ). Но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его ( Пс.2 ); один из ядущих с Ним хлеб возвеличит на Него запинание ( Пс.40:10 ), и продаст Его за тридесять сребреннков – цену оцененнаго ( Зах.11:12 ); тогда враги Его скажут и стригущии душу Его совещают, глаголюще: Бог оставил есть Его, пожените и имите Его, яко несть избавляяй ( Пс.70:10 )… Так взят будет пастырь, и разыдутся овцы стада: посмотрит Он одесную, и не будет в толпе народа того, кто бы узнал Его ( Пс.141:5 )!

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

б) происходит из сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:21–23 ). Гордость имеет свой источник а) в самоправедности: К тем, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, сказал Господь притчу о фарисее и мытаре ( Лк.18:9–14 ). Ты говоришь: я богат, разбогател ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр.3:17 ); б) в ложном знании: Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него ( Притч.26:12 ). Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание ( 1Кор.8:1–3 ); в) в богатстве: Когда всего у тебя будет много, – то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:13–14,17–18 ). Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня ( Ос.13:6 ). Богатых увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения, чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры ( 1Тим.6:17–19 ); г) во власти: Когда Озия сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом ( 2Пар.26:16 ). Вы, которые говорите: «не своею ли силою мы приобрели могущество?» Вот, Я возвигну народ против вас, и буду теснить вас ( Ам.6:13–14 ). Надменный человек, как бродячее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен и захватывает себе все племена. Но не всё ли они будут произносить о нем: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» ( Авв.2:5–7 ). Гордость есть одно из свойств а) сатаны: Как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем: буду подобен Всевышнему. Но в преисподнюю низвержена гордыня твоя ( Ис.14:11–15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5) Адам осуждения и наказания роду человеческому приобрёл: Христос от наказания и осуждения нас освободил, как и чрез Осию Сам Он говорит: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я: где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде? ( Ос.13:14 ). 6) В рассуждении происшествия. Адам обнажил нас первозданной одежды: правды, то есть и истины: Христос сделал, что облечься можем в нового человека, созданного по Богу в правде, и в преподобии истины ( Еф.4:24 ). Адам лишил нас сообщества и сожития Ангельского, как пишется: и изрине Адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни ( Быт.3:24 ): Христос оное паки даровал: и се Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их ( Лк.2:9 ). По сему, великое несходство между Адамом и Христом, по оному: якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни ( Рим.5:18 ). 7) Сверх сего Адам вдохновен дыханием жизни, как повествует Моисей: и вдуну в лице его дыхание жизни ( Быт.2:7 ); но Христос помазан Духом Святым, как Сам о Себе y Исаии говорит: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя ( Ис.61:1 ). [Снеси: ( Ин.3:34 )]. 8) Адам сотворён в душу живу: Христос не сотворён, но рождён. Бысть, пишет Павел, первый Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящь ( 1Кор.15:45 ). Адам сотворён в шестой день: Христос во исполнении времени родился: егда же, говорит Апосптол, прииде кончина лета, посла Бог Сына своего (единороднаго), раждаемаго от жены ( Гал.4:4 ). 9) Адам не без совета Божия сотворён, как пишется: сотворим человека ( Быт.1:26 ): Христос не без совета Отча к совершению спасения человеческого рождён: вси заблудихом, – говорит Исаия, – человек от пути своего заблуди, и Господь предаде его (Христа) грех ради наших ( Ис.53:6 ); но при всём том Сам Он, по слову того же Исаии, называется: велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). 10) Адам по образу Божию сотворён: Христос Сам есть образ Отца. Адам содержал всех потомков в чреслах своих; а Христос всех нас содержит в лоне благодати Своей, да мы все обновимся, ибо хощет всем спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

о.Михаил 3 мая 2012, 00:46 Огромное человеческое спасибо! А случайно ТРЕБНИК и СЛУЖЕБНИК не готовите к выпуску? Очень хочется! Юрий 19 апреля 2012, 19:02 Христос Воскрес! Спасибо за Ваш труд. на планшете samsung galacsi tab 8.9 androib 3.0 установил, все работает. Спаси господи! Александр 13 апреля 2012, 14:57 у меня старая версия android. дайте ссылку на файл apk Игорь 8 апреля 2012, 11:04 Хотелось бы иметь такой в своем смартфоне Nokia 6120 ,с ОС Simbian.Boзмoжho ли это? Владимир 4 апреля 2012, 21:21 Пожалуйста, сделайте версию для Windows Phone Вадим 25 марта 2012, 09:44 Спаси Господи всех кто делал эту программу. очень удобно. Ksenia 24 марта 2012, 14:11 Добрый день! Спасибо за приложение, но очень бы хотелось увидеть функцию регулирования яркости экрана (например, 3% (5%,10% и т.д.) подсветки экрана). При долгом чтении глаза могут устать от светящегося экрана, а если бы подсветка была бы всего лишь однопроцентной, например, то можно было бы читать гораздо дольше. Спаси Господи! Александра 23 марта 2012, 15:33 Спасибо за прекрасное приложение для айфона! Один только есть существенный недочет, в акафисте Иисусу Сладчайшему нужно после чтения 13 кондака возвращаться в начало, чтоб прочесть первый икос и кондак. Это ОЧЕНЬ неудобно! Пожалуйста, если можно, исправьте этот недостаток! Дмитрий 19 марта 2012, 13:21 Если нет регистрации на маркете,на форуме 4PDA выложен .ark ссылка Athanatos 16 марта 2012, 17:03 Молитвами святых отец наших... Очень полезная вещь Спасибо и спаси Господи. Поймите правильно, есть недочет исправьте, если можно: - В акафисте Господу Иисусу Христу отсутствует молитва после 13 икоса и кондака ... и помолитесь о мне грешнем (Александр) Alexander 9 марта 2012, 15:55 спасибо за приложение. откуда столько непонимания,православные? не всегда ведь бывает возможность помолиться по бумажному молитвослову Артём Ермаков 4 марта 2012, 19:41 А можно для Windows Mobile сделать молитвослов?Я конечно придерживаюсь все-таки печатных изданий,но в телефоне молитвослов тоже не помешает.

http://pravoslavie.ru/50544.html

Объясн. Дар и жертвы Бог не отвергает: Мф.26:10–11 , но только ставит при этом условие: примириться с братом. Иисус Христос и Сам давал пошлину на храм: Мф.17:27 ; закон о приношениях был ещё в В. Зав.: Лев.2:4–5 . Мф.9:13 . «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Ос.6:6 )». Объясн. Здесь приведены слова ветхозав. пророка, который, говоря от Лица Божия, не мог противоречить Богу о жертвоприношении, установленном не для пользы Бога: Пс.49:13 , а для пользы человека: Исх.23:16 ; и в Новом Завете угодны Богу жертвы, сопровождаемые милосердием: Ин.12:3 ; Лк.8:3 ; Мф.5:23 . Мк.12:28–31 . «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь ( Втор.6:4–5 ). Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Лев.19:18 )». Объясн. Бесспорно, что любовь к Богу и ближнему нельзя заменить жертвоприношением, но ведь именно из любви к Богу и ближнему вытекает самое жертвоприношение: Мф.26:10–13 ; Мк.12:42–43 ; Мф.25:40 . Лк.11:42 . «Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять». Объясн. Здесь осуждается не жертвоприношение само по себе, ибо «сие надлежало делать и того не оставлять», а нерадение о суде и о любви Божией. Дар к жертвеннику от человека примирившегося с ближним принимается: Мф.5:23–24 ; Лев.2:4 ; Лк.21:2–4 . Евр.10:8 . «Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил». Объясн. Вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо как говорит пророк Михей: «когда сам человек будет действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: Мих.6:8 , – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. Ветх. Завета: Быт.4:4–5 , так и из Нового; Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Примите правила Мои и уставы Мои, все, что Я заповедую в Духе Моем (ν πνεματ μου) рабам Моим пророкам». Нередко одни и те же библейские цитаты встречаются вместе в произведениях святителя. Поэтому можно предположить, что они являлись частью библейского флорилегия, иллюстрирующего тот или иной богословский пункт. Например, комментируя Евр.1:1 , после цитаты Ос.12:11 свт. Кирилл приводит Ис.52:6–7 : «Сам Говорящий, Я присутствую, как весна на горах, как ноги благовествующего о мире, благовествующего хорошее» 8 . В «XIII Праздничном послании» (датируемом 425 г.), сосредоточенном на Таинстве Боговоплощения, свт. Кирилл уже использовал Ис.52:6–7 в связи с Евр.1:1–2 : Чтобы указать столь долгожданное нами время (καιρν) Вочеловечения, Слово от Бога Отца ( κ Θεο Πατρς Λγος), как если бы Оно уже стало подобно нам (καθ’ μς γεγονς), провозглашало заранее громким гласом: «Сам Говорящий, Я присутствую, как весна на горах, как ноги благовествующего (εαγγελιζομνου) о мире, благовествующего (εαγγελιζμενος) хорошее» ( Ис. 52:6–7 ). «Многократно и многообразно Бог , говоривший отцам в пророках, в конце дней сих говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ), благодаря Которому мы расцвели для нетления и жизни 9 . Затем следует аллегорическая экзегеза Ис. 52:6–7 , в которой святитель говорит, что именно Христос был для человечества «как весна на горах» и «как ноги благовествующего о мире, благовествующего хорошее». Первый используемый им образ – образ весны, приходящей и побеждающей зиму, который свт. Кирилл также часто иллюстрирует цитатой Песн. 2:10–13 . Второй образ – гонца, возвещающего мир стране, атакованной варварами. Мы находим вместе цитаты Евр.1:1–2 и Ис. 52:6–7 также в «Толковании на Евангелие от Иоанна» 10 , «Диалогах о Троице» 11 и «Толковании на книгу пророка Исайи» 12 . Иногда свт. Кирилл использует стихи «Послания к евреям» для истолкования других стихов этого же послания. Например, комментируя Евр.1 :2c, он цитирует стих Евр.13:8 , потому что в нем также идет речь о Божественности Христа 13 . Толкуя Евр.2:17–18 , святитель рассуждает о первосвященстве Христа и приводит Евр.10:4 для доказательства более низкого статуса Ветхого Завета 14 . В комментарии на Евр.3:1 свт. Кирилл продолжает развивать тему первосвященства Христа и цитирует Евр.9:11–12 , чтобы показать, что жертва Христа превосходит жертвы священников Ветхого Завета 15 , и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Вот наше оружие. Вот камни, летящие в Голиафа. Вонзился камень в лоб его, и он упал лицом на землю (1 Цар. 17, 49). Итак, к духовной трапезе на входе в Великий пост добавляет нам Церковь поначалу всего один псалом, притом короткий. Главное слово в нём последнее — «камень». Это тот Камень, на Который если кто упадёт, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит (Мф. 21, 44). Это — Христос. Его именем нам предстоит побеждать вавилонских младенцев — злые похоти, вырастающие из земли нашего сердца. Разбивать их о камень нужно без жалости, поскольку нас они не пожалеют, если мы позволим им вырасти. В победе над этими «младенцами» и заключается залог возвращения домой, в объятия Отца, на землю свободы, на духовную Родину. Весь пост есть роскошная богословская трапеза. Ощутит её вкус тот, кто подсушит чрево, напряжёт ум и сожмёт сердце печалью о содеянных грехах. Поспешим же на этот пир, братья, пока двери не заперты, пока глашатаи на распутьях продолжают звать, пока трапеза наполняется возлежащими. Рейтинг: 9.6 Голосов: 408 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Раба Божия Тамара 12 марта 2019, 20:15 Слава тебе, Боже! Как будто лично для меня это все объснил отец Андрей, как я хотела понять смысл именно этого псалма " На реках Вавилонских " ... Евфросинья 18 марта 2013, 08:42 Спаси Господь! Всегда читаю Ваши статьи. Полностью согласна с Наталией: пишите, отче, Бог Вам в помощь! Татиана 29 февраля 2012, 19:13 Владимиру: Библия и псалмы - не только и не столько конкретика, но и всегда символика. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Любовь 12 марта 2011, 13:38 Спаси Господи! За такое вразумление.Нас непросвещённых очень много.Вразумляйте нас свими статьями!Великая благодарность за всю Вашю работу. Ирина 11 марта 2011, 23:14 Спаси Вас Господь! Как все сразу стало ясно и понятно! Владимир 11 марта 2011, 22:42 Такая интерпретация пс. 136 - не новость. Следует, однако, отметить, что писался этот псалом в далёкие Ветхозаветные времена, когда взятие вражеского города сопровождалось избиением младенцев, ибо потенциального противника, согласно представлениям той эпохи, следовало давить в колыбели (см. 4 Цар 8, 12; Ос 10, 14; Наум 3, 10). Так что процедура в этом замечательном произведении псалмопевцем Давидом описана вполне конкретная.

http://pravoslavie.ru/45119.html

Ис.65:9 . И про­изведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Мо­их, и наследуют это избран­ные Мои, и рабы Мои будут жить там. «Я произведу от Иакова семя и от Иуды – наследника гор Моих». Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) Ис.9:8 ; Ис.10:21–22 ; Ис.27:6 ; Ис.29:23 ; Ис.40:27 ; Ис.41:8 ; Ис.48:1 ; Ис.60:14, 16 и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних ( Ис.2 ; Ис.14:25 ; Ис.57:13 ; Ис.60:21 ), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон – 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи – с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000–3000 футов высоты. «Наследуют это избранные мои... рабы Мои». В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю ( 1Пар.16:13 ; Пс.104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля ( Ис.43:20 ; Ис.45:4 ; ср. Пс.14:1–2 и Пс.23:3–5 ), на выбранных из среды избранного народа. Ис.65:10 . И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня. Упоминаемые в нем географические названия долин: «Сарон» и «Ахор» – имеют в Библии и другие, более точные определения: первая – лежала по Юго-Западному побережью Средиземного моря, вторая же тянулась по Юго-Востоку, невдалеке от Иерихона ( Нав.7:24 ; Нав.15:7 и Ос.2:15 ). Ис.65:11–16 . Идет новый отдел пророчественно-обличительной речи, в котором дан ряд сильных антитез, говорящих о блаженстве благочестивых праведных и страданиях нечестивых грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010