А. приобретается к.-н. лицом на пути христ. подвига, христ. мудрости, т. е. посредством подчинения себя Церкви. Разнообразны типы святости, но каждый святой является носителем А., к-рый проявляется в молитвенном обращении к святому, вере в его поддержку, признании его жизненного подвига образцом для верующего. А. иерархии складывается из представления о богоучрежденности иерархии в Церкви, к-рое четко выразил свт. Киприан Карфагенский: не только поставление каждого епископа бывает по особой воле, но Богом установлен самый принцип иерархии. Достоинство епископа есть достоинство апостольское, преемственно сохраняющееся в Церкви (Ep. 3-4 ad Rogatianum). Епископы - главные хранители веры и истины; священники Божии хранят Божественные повеления (Ep. 73-60 ad Iubajan); А. правосл. священства зиждется на силе его великого служения и благодати рукоположения. Библия содержит различные аспекты понимания А. В самой ранней социальной организации евр. народа - союзе племен, к-рый делился на отдельные семьи,- выделяются авторитетные фигуры глав племен и семей, обладающие полным, в т. ч. и религ., А. (Исх 12. 21; 1 Цар 20. 6). Союз 12 племен Израилевых, освященный синайским законодательством, упорядочивает их А. Самые авторитетные главы семей - старейшины (Исх 18. 24-26; Втор 19. 12; Руфь 4. 2). Такие внутриплеменные отношения сохраняются вплоть до послепленного времени (Зах 12. 12-14). Любой А. в древнем Израиле возводился к А. Бога. В теократическом законодательстве Израиля гос. порядок - это порядок, установленный Господом (1 Цар 8; 10). Народ лишь после получения Закона Моисеева взывает к Господу, чтобы Он поставил над ними земного царя , к-рый должен быть своего рода Его местоблюстителем (1 Цар 9. 16; 10. 1). Царь избирается Богом, и в обетовании прор. Натана царю Давиду Бог обещает вечное существование его династии (2 Цар 7. 14-16; Пс 88. 26-38). Богом установлены границы царской власти, а следов., и его А. (Ос 8. 4; 13. 11). Она ограничена необходимостью учитывать голос народа (1 Цар 10. 20-27; 2 Цар 2. 4; 5. 1; 3 Цар 12. 1). Согласно Неемии , ветхозаветный первосвященник является духовным и светским главой народа. Позже его поддерживает синедрион , к-рый сменяет ин-т старейшин.

http://pravenc.ru/text/81016.html

Приветственное слово: 1. Ваше представление о названии Грядущей Державы? 2. О сновной тезис Вашего доклада как предложение в Резолюцию Конференции? 1. Иванов Андрей Аркадьевич, общественный и политический деятель, член Ассамблеи народов Евразии, председатель Оргкомитета по созданию Республиканской партии «Белая Русь За Отечество», г. Минск; 2. Ефимов Григорий Иванович, председатель ОС Академии, г. Москва; 3. Задерей Валерий Александрович, начальник штаба Союза Народного Сплочения, подполковник СВР в отставке, г. Домодедово, Россия; 4. Мамиев Алан, политолог, Россия; 5.Моисеев Сергей Валерьевич, председатель общественной организации «Русь Триединая», г. Донецк; 6. Калганов Игорь Владимирович, координатор общественного движения Соборное Вече, г. Сызрань, Россия; 7. Назаров Валентин Игоревич, профессор Международного Славянского института, докторд.т.н., член Международной Славянской академии, г.Москва; 8. Гурин Вячеслав Николаевич, исследователь политической культуры, г.Москва; 9. Славин Руслан, координатор общественного движения за Союзную Соборную Русь г. Курск, Россия; 10. Солохин Виктор Викторович, член-корреспондент Российской Народной Академии Наук, г. Астрохань; 11. Волков Владимир Николаевич, кандидат физико-математических наук, исследователь славянской культуры, г. Вятка, Россия; 12.Белокрылов Владимир Васильевич, исследователь славянской культуры, г. Краснодар, Россия; 13. Сергеев Николай Максимович, политолог. председатель БОО «Русь», г. Минск; 14.Максименко Георгий Захарович, действительный член академии компьютерных наук, при академии СГА, член академии ДНК-генеалогии, г. Новороссийск, Россия; 15. Макаев Олег Петрович, и.о. Главы Представительства Исполкома Совета славянских народов Москва-Минск, г. Минск. 29 марта (пятница) ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ: 11.00-11.30 «Мировоззрение и истоки русско-славянского мира» 1. Нерасторжимый и непобедимый союз Беларусь-Россия Бабосов Евгений Михайлович, почётный академик Национальной академии наук (НАН) Беларуси, доктор философских наук. профессор, Институт социологических исследований НАН Беларуси, # 334-45-80, # 284-27-99, +375-29 679-2092, г. Минск;

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/03/...

Что, наконец, Иегова, Бог Израиля известен был и с нарицательным обозначением ваал, это несомненно следует из слов пророка Осии 2:16 («не будешь более звать Меня: Ваали» срв. ст. 17). Итак, Бог Израиля есть Иегова. Кто же Иегова в обнаружении Своего существа? – Прежде всего другого для пророков Он есть Личность, с волею, решением, которое Он сообщает рабам своим пророкам ( Ам.1:2; 3:7, 14 ; Ос.1:2; 4:1 ), с требованиями, которые должны быть исполнены Израилем, в особенности же с нравственным характером, открывающемся во всех Его отношениях к Своему народу. Вместе с тем – и это составляет существеннейшую сторону вероучения наших пророков – Иегова есть единственное Божественное Существо. Мысль и сердце пророков полны только Иеговой. Всюду, куда ни проникает их взор, чего бы ни касался их ум, во всем великом и малом они видят лишь единого Иегову, Его всемогущую силу, разум и безмерное величие. Нет силы, существа или предмета, которые бы не принадлежали Иегове и не были в зависимости от Него. Он есть Бог Израиля, единопоклоняемое для него Существо, и вместе есть Бог природы и мировой человеческой истории. Все эти моменты в учении об едином Иегове выступают в речах пророков (особенно Амоса) по отдельным поводам, но так, что в общей своей связи они отчетливо начертывают перед нами одно цельное мировоззрение, которым обнимается весь мир, a в нем, лишь как избранная часть, находит свое особенное историческое место народ израильский. а) Иегова, Бог Израиля, есть единый Творец мира, единовластный Распорядитель стихиями вселенной. «Он образует горы, творит ветер... утренний свет обращает во мрак, и шествует превыше земли ( Ам.4:3 ). Он сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным, как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли ( Ам.5:8 ). Он устроил горные чертоги Свои на небесах, и свод Свой утвердил на земле ( Ам.9:6 ). Он вездесущ. Конечно, Он – в земле ханаанской; это – Его земля ( Ос.9:3 ), но Он и на небе ( Ос.7:16; 11:7 ). Никто и ничто не может укрыться от Его взора. Небо, земля, преисподняя и сердце человеческое открыты для Него ( Ам.9:2, 3; 4:13 ; Ос 7:2; 13:14 ). Он есть Бог воинств небесных, Саваоф имя Ему ( Ам.4:13 ; срв. Ам. 3:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14; 9:5 ; Ос.12:5 ). Все на небе и на земле зависит только от Него. Он один верховный раздаятель вещественных благ. В Его божественном произволении дать человеку и отнять у него эти блага: Он дает хлеб, вино, елей, серебро и золото, шерсть и лен, виноградники и смоковницы, плодородие земле ( Ос.2:8, 9, 12, 15, 21, 22 ). Но Он же и отнимает у недостойных дары своей милости ( Ос.2:9, 12 ): Он лишает землю плодородия ( Ос.8:7, 9, 2 ), посылает голод, бездождие, неурожаи в полях и виноградниках, моровую язву, разрушения на нечестивые города, саранчу, огонь ( Ам.3:6–11; 5:11–17; 6:8–11; 7:1–2, 4 ; Ос.11:6 ), дает чадородие человеку и отнимает ( Ос.4:3, 10, 9, 14, 16

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

В результате археологических исследований земель надела Е. (в 80-х гг. XX в. экспедицией Тель-Авивского ун-та под рук. И. Финкельштейна) были выявлены десятки небольших сельских поселений эпохи раннего железного века (ок. 1200 г. до Р. Х.). Заселенность этой части страны увеличилась по сравнению с количеством поселений в эпоху поздней бронзы (т. н. ханаанским периодом). Финкельштейн связал этот процесс с началом заселения Ханаана израильскими племенами. В подавляющем большинстве эти поселения (типичный пример - Избет-Сарта) не были укреплены и не имели общественных зданий (адм., культовых, хранилищ). Их планировка сохраняет следы кочевого или полукочевого образа жизни: жилища располагались плотно друг к другу по кругу или овалу и были обращены к общему двору. Дома представляли собой чрезвычайно простые 4-частные постройки с опорами-колоннами, поддерживавшими 2-й этаж. Найденная керамическая кухонная и тарная посуда сделана просто, без излишеств, в подражание ханаанской, более качественной и украшенной. Среди находок на Избет-Сарта выделяется остракон с древнейшим абецедарием из 22 букв протоханаанского алфавита, прототипа древнеевр., финик., моавитской, а затем и греч. алфавитных систем. В период железного века II (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) площадь поселений на территории колена Е. уменьшилась, их число сократилось, появились крупные города, такие как Вефиль, Сихем, Гай и Силом (Хирбет-Сейлун) - важнейший культовый центр Др. Израиля. Позднее он был разрушен филистимлянами и превратился в скромный поселок, Сихем потерял статус столицы, в приграничных юж. районах надела колена Е. поселения исчезли в ходе войны с Иудейским царством. В пророческой лит-ре Е. как собирательный образ всего израильского народа стал объектом обличений за отпадение от Бога и идолослужение. Для прор. Осии Е. стал образом разврата и упадка (Ос 9. 6-10), пророк обвинял Е. в отступничестве и идолослужении (Ос 4. 18-19; 5. 3-4; 6. 10; 13. 1), высокомерии (Ос 5. 5; 9. 16-17) и сребролюбии (Ос 12. 8). Основываясь на этимологии имени Е., прор. Осия сопоставляет бывшее плодородное состояние и совр. бесплодное (Ос 9. 11-14; 13. 12-13). Прор. Исаия говорит о том, что «горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его...» (Ис 28. 1-4). Но при этом Е. остается объектом привязанности и отеческой любви Яхве (Ос 6. 4; 11. 1-9). Этот аспект двойственного отношения к Е. в позднейшей пророческой лит-ре раскрывается через тему божественного сострадания к покаявшемуся Е. (Иер 31. 18-20), где он становится воплощением надежды на то, что Господь прекратит пленение народа и восстановит обновленный Израиль (Иер 31. 7-9; Иез 37. 15-23; Зах 10. 6-7).

http://pravenc.ru/text/182073.html

Потому же и средствами пророческого воздействия на современников теперь служат – не непосредственное вмешательство в различные дела государственной и общественной жизни, а свободное влияние на души людей посредством силы устного и письменного слова и проповедь покаяния, живая и сильная, способная трогать сердца. Но при этом деятельность пророков не была вполне отрешена от действительной жизни. Не отделяя дел «царства Божия» от дел мирских, пророки не замыкались перед событиями настоящего, а следили с величайшим пламенным интересом и пылкой любовью к отечеству за всеми судьбами народа. Всецело заботясь о духовных благах своего народа, они, как истинные патриоты, в пламенных речах убеждают народ к тому, чего требует его благо, а в минуты бедствий в утешение верным выражают мысли о будущем возвышении его. Проникая своим взором в ход настоящего, они своими советами и наставлениями внушают народу здравую национальную политику, – стремятся охранять самостоятельность народа, от которой они поставляют в зависимость обладание последним своими духовными благами, а потому предостерегают его от связей с иноземными народами, поднявшими теперь свою голову с севера и юга. Но именно в силу их внимания к обстоятельствам времени, от их проницательности не могло ускользнуть отчаянное положение их родного отечества, все внутренние и внешние опасности, грозившие ему скорым и неотвратимым падением. Вопреки чувственной беспечности народа и питавшим ее ложным пророкам, они ясно видят, что слабое государство не устоит под давлением иноземных побеждающих сил ( ; Ос.5:8; 9:13 ), и среди вихря страшных обстоятельств над ним совершатся суды Божии ( Ам.5:18 ); это будет наказанием за всё множество грехов Израиля ( Ам.2:4; 3:1 и др.). Но, конечно, Израиль, этот избранник Иеговы, Его любимый сын ( Ос.11:1 ), не должен погибнуть навсегда – в торжество язычникам ( Ос.11:8–10; 14:2,3 ; Ам.9:11–13 ); несчастия должны послужить к возрождению Израиля в новый народ ( Ос.13:13 ). Отсюда мысль пророков обращается к далекому будущему, к будущему прославлению Израиля по выходе его из горнила бедствий; а так как из всех предшествующих царей Израиля один лишь Давид вполне осуществил идею теократического царя, то все надежды будущего привязываются к его имени ( Ам.9:11 ; Ос.3:5 ; ср. 3Цар.11:39 ), с его именем связывается идея Мессии, в будущем царстве Которого объединятся и все языческие народы ( Ос.2:21; 14:2 ). Таким образом, возвещение будущего суда – «дня Иеговы» – и еще более отдаленного времени спасения Израиля – составляет основной тон всех пророческих возвещений этого нового периода пророческого служения вообще и последних пророков десятиколенного царства в частности. С указанными особенностями пророческого служения связано и появление пророческих писаний, вызванных главным образом необходимостью открыть, в виду наступающих судов Божиих, всему Израилю намерения Божии и показать в научение будущим поколениям истинность и верность Бога – Иеговы в Его обетованиях и угрозах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Ос.12:7 . Ханаан в руце его мерило неправды, насильствовати возлюби. Ос.12:8 . И рече Ефрем: обаче обогатех, обретох прохлаждение себе. Ханааном называет Пророк Ефрема. Так и блаженному Иезекиилю повелено было сказать Иерусалиму: «корень твой и бытие твое от земли Хананейски: отец твой Аммореанин, и мати твоя Хеттеаныня» ( Иез.16:3 ); потому что, кому поревновали в нечестии, от тех заимствовали и название свое. Поэтому ты, Ефрем, подражая лукавству Ханаана, приобрел неправедные мерила ума; потому что презираешь справедливость, желаешь несправедливого владычества, высоко думаешь о богатстве, и в высокомерии себе приписываешь собрание оного. Должно же знать, что о неправедном мериле упоминает и блаженный Давид, говоря: «лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». И последующие за сим слова согласны с тем, что сказано о Ефреме: не уповайте на неправду и на восхищение не желайте: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» ( Пс.61:10–11 ). Сказанное у Давида и у Пророка истекло от единого Духа, и самые последние слова у Давида: «яко Ты воздаси комуждо по делом» ( Пс.61:13 ), согласны с прибавленным здесь: Вси труды его не обращутся ему ради неправд, имиже согреши; потому что лишен будет обилия благ, подвергшись справедливому наказанию за беззаконие. Ос.12:9 . Аз же Господь Бог твой, изведох тя из земли Египетски: еще вселю тя в кущах, якоже во дни праздника. Поскольку, избавленный от египетского рабства, благодеяние сие предал ты забвению, то снова будешь жить в кущах, переселенный в чуждую землю, и воспомянешь о тех кущах, которые устроил, веселясь во время праздников и с торжеством совершая память пребывания в пустыне. Говорит же здесь Пророк о празднике кущей. Ос.12:10 . И глаголах ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся. Но ты справедливо несешь это наказание; потому что, прияв от Пророков предречения об оном, не убоялся, и не захотел переменить своих мыслей, хотя предсказания сии выражены были не словами только, но и льдами. Ибо таковы были и предречения богомудрого Осии; по Божию повелению поял он, то жену блужения, то любодейцу, представляя в себе образ Бога всяческих, и обличая беззакония народа. А сверх сего Бог дает сим разуметь, что различные употреблял откровения, показуя не естество Свое (оно невидимо), но сообразуя созерцаемое с потребностью; потому что не всем являлся одинаково, но иначе Даниилу, иначе Иезекиилю, иным образом Исаии, и иным Михею; и прежде сего различно являлся Моисею и Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Конечно, из истории пророчество получает средства к представлению и ограничению горизонта 1 , но, с другой стороны, надо принять во внимание и то, что «ни одна человеческая личность не есть всецело продукт исторического процесса» 2 , причем о великих людях это необходимо особенно подтвердить. A таким-то и был Иеремия, о котором мало сказать то, что он был одним из звеньев золотой цепи тех, кто был «устами Иеговы», «лика пророческого». Не весь Израиль был пророком, a лишь немногие в нем; из среды этих немногих лишь единичные личности оставляли особенно глубокий след в религии Ветхозаветной (ведь, с точки зрения психологии религии, колыбель религии – в немногих великих душах). Великий Иеремия пророчествовал в великие и вместе печальные дни жизни народа Божия. Современники пророка укоренились в грехе отцов своих – оставив путь правды Господней, они ходили волею сердец своих (Молитва Манассии). Теократия не мила была сердцу избранного народа, который предпочитал веками утвердившееся в его жизни противное Иегове начало упорного человеческого самоутверждения. Мало научился Иуда из того, что рядом погибло единокровное царство вследствие отпадения своего от Господа и нравственного растления: оно погубило себя тем, что оставило единственную опору свою – Иегову ( Ос.13:9 ). Не научился упорный Иуда ничему доброму и в своей прошедшей истории, а научиться можно было многому. Господь постоянно, от лет Моисея, указывал Своему народу путь жизни ( Втор.30:19 ): народ Завета должен непрестанно ходить пред Иеговою ( Пс.114:9 ), во свете лица Его ( Пс.88:16 ). Но Израиль с последовательностью и стойкостью, достойными лучшего применения, оправдывал это укрепившееся за ним имя одного из отцов его. С самого начала своей исторической жизни этот народ заслужил своим поведением классический эпитет «жестоковыйного» и удержал его до конца своей жизни ( Исх.32:9 ; Деян.7:54 ): его грехи постоянно оскорбляли Господа и привлекали на его грозные обличения, прощения и кары от лица Божия ( Исх.32:34 ; Числ.14:34 ; Втор.32:16 ; Пс.77:40, 105:43 ; Ис.42:24, 65:7 ; Иер.16:18, 30:14,15 ; Плач.4:13 ; Иез.39:23 ; Ос.8:13 ; Ам.3:2 ; Авв.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8–9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом ( Чис.35:19 ; Втор.19:6,12 ; Нав.20:3,5,9 ), и совершенно обычным явлением жизни ( 2Цар.14:11 ); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех якобы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). – «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) – по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, – убиение Авессалома ( 2Цар.18:14 ), но скорее здесь – общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира ( 2Цар.3:27 ) и Амессая ( 2Цар.20:9–10 ). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол , LXX: δης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan – область за горизонтом): подземная темная область ( Иов.10:21–22 ; Притч.9:18 ), где находятся все без изъятия мертвые ( Пс.15:10 ; Ос.13:14 ; Притч.5:5,23:14 ; Ис.38:18 ); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти ( Ис.5:14 ; Авв.2:5 ; Пс.140:7 ; Притч.1:12,27:20 ); в царстве шеола невозможно прославление Бога ( Пс.6:6 ), равно как прекращается всякая вообще деятельность ( Еккл.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда ближе будет к смирению и праведности человек. А если умаляется и пренебрегается христианство, если исчезает не только святость и праведность, но даже элементарная порядочность, то потому именно, что пренебрегли люди словами Живущего во веки. И сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4: 6). Это и есть наше оружие. И не только, но и лекарство, и небесный хлеб, и светильник, горящий в темном месте. Так что пока время есть – вооружайтесь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2199 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 8 декабря 2020, 23:15 Саваофе! По-моему так Иисус обратился к Богу. Как же хорошо, что статьи о Андрея публикуются на сайте, лучше прочитать, чем смотреть видео! Благодарю сайт! Наталия 8 декабря 2020, 15:31 Благодарю отца Андрея за четкие наставления! Всегда это в нем любила и ценила. Для нас недалеких это очень нужно. Получил инструкцию - действуй!)) Ксения 7 декабря 2020, 22:45 То, что нужно. Благодарю Елена О 7 декабря 2020, 18:53 Своевременная публикация). Спасибо. Дмитрий 7 декабря 2020, 13:52 Кратко, но емко и с толком, и с расстановкой! Прям, вот, в самый центр мозга! СПАСИБО! Дмитрий 7 декабря 2020, 11:49 Да, Иисус Христос цитировал псалмы, но и дьявол тоже (Мф.4:6). И это тоже надо знать. А начинать надо всё же с 50-го - покаянного псалма. Галина И. 7 декабря 2020, 08:23 Поклон Вам, о. Андрей! «Именно это и требуется от народа Божия: …в памяти и внутри себя носить Божии слова»./Внутри себя - это в сердце. Вооружаться - чтобы иметь силы противостоять диаволу, восстающему на народ Божий. Слово Божие - слово свидетельства славы и могущества Бога, «меч духовный» - оружие нападения в духовной войне. Без нападения нет победы над сатаной. Святые «победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти,…потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его и …сказал: побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и Он будет Мне сыном» (Отк 12,11; 17,17;21,7). А «воля наша есть медная стена между нами и Богом» (авва Пимен).

http://pravoslavie.ru/135783.html

1 на землю Мою. Заветные взаимоотношения связывают Господа с народом Его (1,7; 2,13.14.17.18.23.26.27; 3,2.3.17). 1 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою. Челюсти саранчи погубили самое ценное из того, что произрастало в земле Господней. 1 Рыдай. Господь устами пророка призывает народ возрыдать подобно молодой женщине, утратившей своего возлюбленного. вретищем. Грубая одежда из овечьей шерсти надевалась в знак траура. См. ст. 13; Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ; 3Цар. 21,27 ; Ис. 32,11.12 . 1 хлебное приношение и возлияние. Обряды, которые полагалось совершать дважды в день ( Исх. 29,38–42 ; Лев. 2,1.2; 23,13 ), прекратились из-за гибели урожая. 1 сетует земля. За нашествием саранчи последовала засуха. хлеб... виноградный сок... маслина. Т.е. то, что необходимо для совершения ежедневных обрядовых приношений (2,19; Ос. 2,8 ). 1 засохла виноградная лоза и смоковница... гранатовое дерево, пальма и яблоня. Пророк еще больше усиливает впечатление о постигшем страну бедствии. 1 Препояшьтесь вретищем и плачьте, ... рыдайте, ... ночуйте во вретищах. Священники получают ясные наставления о том, как они лично должны реагировать на совершаемый Богом суд над народом. 1 Назначьте.., объявите.., созовите. Священники должны взять на себя руководство духовной жизнью общины завета: им надлежит назначить пост, дабы весь народ мог прекратить свои повседневные дела хотя бы на время (вероятно, на день, как в Суд. 20,26 ; 1Цар. 14,24 ; Иер. 36,6–9 ), осмыслить постигшие его осуждение и кару от Бога, и покаяться. 1 О, какой день! ибо день Господень. Все постигшие страну страшные бедствия являются лишь предзнаменованиями еще более ужасного Судного Дня. Выражение «день Господень» встречается у Иоиля пять раз (1,15; 2,1.11.31; 3,14) и одиннадцать раз в ВЗ ( Ис. 13,6.9 ; Иез. 13,5 ; Ам. 5,18.20 ; Авд. 1,15 ; Соф. 1,7.14 , Мал. 4,5 ). В рассматриваемом стихе (как и в 2,1.11) это выражение относится ко дню, когда Господь прогневается на Израиль, однако в следующих разделах оно означает день гнева Господа на другие народы и день, когда Господь благословит Свое достояние (2,31; 3,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010