Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова) Одной из проблем современной агиографии, посвященной в первую очередь новомученикам Российским, является отсутствие официальных биографий, а также крайне слабый с точки зрения фактологии житийный материал. Студент Московской духовной академии Иван Кожевников предлагает решение некоторых проблемных вопросов биографии священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского. Статья Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Саратовской губернии в семье псаломщика. Закончив Камышинское духовное училище, в августе 1893 года Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию . Полный семинарский курс воспитанник Островидов окончил в июне 1899 года по первому разряду, имея в аттестате четыре «отличных» (5) отметки, девятнадцать «очень хороших» (4) и шесть «хороших» (3), и получил звание студента . Успешно выдержав приемные испытания в августе 1899 года, Константин Островидов был зачислен в Казанскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году . По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского , викария Вятской епархии.

http://bogoslov.ru/article/373834

  Третья версия, наиболее близкая к истине — 20 мая 1878 года. Этот вариант датировки присутствует в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменией Софией (Розановой) , а также в житийном приложении к акафисту святителю Виктору Вятскому исповеднику , изданного без указания автора, но текст которого очень близок к тексту труда игумении Софии.   Все три версии ошибочны. Островидов Константин Александрович (имя владыки Виктора в миру) родился 21 мая 1878 года. Эту дату подтверждают как минимум четыре документа: 1)Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской духовной семинарии (см. приложение I); 2)Ведомость о воспитанниках семинарий, явившихся к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию в 1899 году волонтерами ; 3)Сведения об окончивших курс в 1903 году студентах Казанской духовной академии, находящихся в Деле Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы; 4) Диплом об окончании Казанской духовной академии (см. приложение III). Итак, согласно с вышеприведенными документами, Островидов Константин родился в семье псаломщика Александра Островидова 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.   II. Еще один проблемный вопрос — какую духовную академию заканчивал владыка Виктор?   Ряд авторов указывает на столичную Санкт-Петербургскую духовную академию. Это мнение встречается в статье В.Семибратова , у Л. Регельсона в книге «Трагедия Русской Церкви» , у митрополита Иоанна (Снычева) в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия», у митрополита Мануила (Лемешевского) в книге «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы» и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» .   Эта версия не находит документального подтверждения. Напротив, комплекс архивных документов десятого фонда Национального Архива Республики Татарстан свидетельствует о том, что Островидов Константин в 1899-1903 годах обучался в Казанской духовной академии.

http://bogoslov.ru/article/373834

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Биография священноисповедника Виктора (Островидова) 1878 -1920 гг Доклад на 3 научно-практической конференции «Уржум Православный», посвященной 425-летию православия на Уржумской земле и 90-летию открытия в Уржуме викарной архиерейской кафедры Статья 2/15 декабря 1919 года наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Виктор (Островидов) указом Святейшего Патриарха и Священного Синода был назначен епископом Уржумским, викарием Вятской епархии. Священноисповедник епископ Виктор (Островидов) носил в миру имя — Константин Александрович. Для удобства изложения материала в докладе нами будут использоваться имена владыки актуальные для вспоминаемого временного периода. Константин Александрович Островидов родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии. Константин родился в семье Александра Алексеевича Островидова — псаломщика Троицкой церкви села Золотого и его супруги Анны Ивановны. В семье Островидовых Константин был вторым ребенком, у него было четверо братьев и две сестры: Сергий 1874 г.р., Мария 1882 г.р., Александр 1884 г.р., Лидия 1886 г.р., Венедикт 1889 г.р., Николай 1892 г.р. Как и множество других семейств служителей сельских храмов положение многодетной семьи псаломщика Островидова было сложным; клировая ведомость Троицкой церкви села Золотого так свидетельствует об этом: «На содержание причта жалования ни откуда не положено, а содержится он даянием прихожан за требоисполнение. Содержание причта неудовлетворительное» . Будучи уже вдали от малой родины владыка поддерживал отношения со своей семьей; в Государственном Архиве Саратовской области сохранились его письма к Саратовскому архиерею Гермогену Долганёву: в одном письме, отправленном из Иерусалима, иеромонах Виктор ходатайствует о зяте — диаконе Александре Вавилове , в другом архимандрит Виктор, уже настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря просит епископа о младшем брате Венедикте .

http://bogoslov.ru/article/614333

166. Для каждого встречного у него было приветливое слово: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 123. 167. Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Изд. Св.-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы: Изд-во храма Преображения Господня, 2000. 47 с. 168. Кожевников, И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ/под ред. А. К. Светозарского; Каф. Церк. истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 169. Кожевников, И. Е. Неизвестные страницы биографии святителя Виктора (Остро- видова). Вступление епископа Виктора на Ижевскую кафедру//Материалы II историко-крае- ведческой конференции «Обретение святых». Вятка: Буквица, 2010. С. 32–50. 170. Кожевников. И. Святой Виктор (Островидов) – первый епископ Уржумский//Вятский епархиальный вестник. 2009. 8 (262), авг. С. 9. 171. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) – епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.160 с. 172. Поляков, А. Г. Личность епископа Виктора Островидова в системе церковно-государ- ственных отношений в Вятской губернии (1920 – лето 1922 гг.)//Самобытная Вятка: история и культура: сб. науч. трудов/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2008. С. 138–147. 173. Поляков, А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковнополитическому курсу митрополита Сергия (Страгородского) //КЛИО: журнал для учёных. 2011. 1(52). С. 43–47. 174. Поляков, А. Г. Религиозно-политические взгляды епископа Виктора Островидова в 1920–1927 гг.//Религии народов Вятского края: учеб.-справ. пособие/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. С. 80–89. 175. Поляков, А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. 203 с. 176. Шишкин, М. С. Вятские епархиальные архиереи в 1920–1923 годах//Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова): материалы междунар. конф. Киров, 1999. С. 265–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай официально обратился к депутатам Глазовской городской Думы с предложением увековечить имя новомученика епископа Глазовского, Ижевского и Вотского Виктора (Островидова), пострадавшего в безбожные годы. 18 августа. ПРАВМИР. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай официально обратился к депутатам Глазовской городской Думы с предложением увековечить имя новомученика епископа Глазовского, Ижевского и Вотского Виктора (Островидова), пострадавшего в безбожные годы. Как сообщает информационный портал удмуртской республики, увековечить его имя предлагается путем наименования улицы, площади, бульвара или сквера в честь Святителя Виктора. 14 августа текущего года исполнилось 90 лет со дня назначения епископа Виктора на Глазовскую кафедру. Глазов известен тем, что «в нем жил, служил Богу и молился великий поборник чистоты Православия священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский», — отметил в своем обращении Митрополит Николай. И напомнил, что в зимой этого года Архиерейским Собором был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». «Одним из пунктов этого документа является предложение о создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, а также инициирование наименования в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Считаю, что город Глазов должен стать первым в Удмуртской Республике, в котором должна появиться улица в честь Божьего подвижника святителя Виктора Глазовского», – сказал владыка. Справка: Священномученик Виктор (Островидов) — Епископ Глазовский, Ижевский и Вотский (в миру Константин Александрович Островидов). Родился 20 мая 1875 в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии. Кроме старшего сына Константина, в доме было ещё трое детей: Александр, Мария и Николай. Окончил Камышинское духовное училище (1893), Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую духовную академию (1903) со степенью кандидата богословия.

http://pravmir.ru/v-glazove-xotyat-nazva...

Н. по поводу Декларации митрополита Сергия [Страгородского] от 16(29) июля 1927 г. Доклад возвратившегося из ссылки епископа Спас-Клепиковского, викария Рязанской епархии Василия [Беляева] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] и Временному Патриаршему Священному Синоду 2351. Послание Патриарха Антиохийского Григория [Аль-Хаддада] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Первое письмо епископа Виктора [Островидова] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] Выписка из письма проживающего в Зырянском крае бывшего соловчанина, архиепископа Благовещенского и Приамурского Евгения [Зернова] о текущем моменте церковной жизни Послание Константинопольского Патриарха Василия 3 Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Телеграмма временно управляющего Вятской епархией епископа Ижевского и Воткинского Виктора [Островидова] вятскому духовенству в связи с приездом архиепископа Вятского Павла [Борисовского] Запись беседы представителей ленинградских оппозиционеров-«иосифлян» с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] Послание к пастве архиепископа Вятского и Слободского, члена Временного Патриаршего Священного Синода Павла [Борисовского], изданное в развитие Декларации от 16(29) июля 1927 г. Обращение профессора протоиерея В. Верюжского к Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] о причинах нестроения в Ленинградской и других епархиях Ответы Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на шесть (из восьми) пунктов обращения к нему профессора протоиерея В. Верюжского по вопросу о нестроениях в Ленинградской и других епархиях 10(?)(23).12.1927. 201. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о «раздорнической» деятельности управляющего Свердловской епархией епископа Шадринского Виктора [Островидова] Письмо епископа Гдовского Димитрия [Любимова] духовенству ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ист.: Отчет о состоянии КазДА за 1902-1903 уч. г. Каз., 1903. С. 22; Лекции иером. Виктора: [Отзыв]//Саратовские ЕВ. 1904. 7. С. 451-455; 8. С. 507-509; 9. С. 556-559; [О докладе иером. Виктора о совр. положении Иерусалимской миссии]//ПрибЦВед. 1908. 31. С. 1463-1465; Акты свт. Тихона. С. 182, 408, 532, 533, 540-546, 599, 600, 605-609, 634, 635, 851-852, 967; Лихачёв Д. С. Воспоминания. СПб., 1997. С. 356-358. Лит.: Дело еп. Островидова//Революция и церковь. 1919. 6-8. С. 100-101; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 127, 128. То же//Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 270-273; Польский. Ч. 2. С. 29, 33, 70-77; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996Р. С. 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600-602; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 167-172; Ожегин П. Гонения на епископов//Вятский епарх. вестн. 1992. 3 (23). С. 4; он же. Узник Соловков//Там же. 5 (25). С. 6; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 237-251; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 128; Семибратов В. К. Еп. Виктор (Островидов) - один из лидеров «церк. контрреволюции» в Вятском крае (по мат-лам УФСБ по Кировской обл.)//Из истории Вятских спецслужб и полиции (2-я пол. 19-го - 1-я пол. 20 в.). Киров, 1998. С. 121-127; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…» М., 1998. С. 15, 230, 269; Синодик СПб епархии. С. 9-10; Гомаюнов С. , иерей. Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...: (О викторианском расколе в РПЦ в кон. 20-х гг. ХХ в.)//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5-6; То же//История Вятского края кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. Киров, 1998. С. 45-46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 34, 50-65, 69, 144, 279-281, 285; Сухих А. , прот. Сеятель спасения//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5; Священноисп. Виктор (Островидов)// Дамаскин. Кн. 4. С. 116-153; То же//МисОб. 2002. 4 (78). С. 16-18; София (Розанова), игум. Житие исп. Виктора, еп. Глазовского, вик. Вятской епархии. Киров; Люберцы, 2000. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009; Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) - епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.

http://pravenc.ru/text/158530.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии Статья преподавателя Регентской школы при Московской духовной академии И.Е. Кожевникова посвящена деятельности священноисповедника Виктора (Островидова) во время образования Ижевской епархии. Автор использует архивный материал и раскрывает малоизвестные моменты церковной истории 20-30 гг. XX века. Статья была опубликована в Сборнике студенческих работ/Под ред. А. К. Светозарского; Кафедра Церковной истории МПДА. - Сергиев Посад, 2010. Статья Священноисповедник Виктор (Островидов) широко известен интересующимся Церковной историей как деятель «правой церковной оппозиции» конца 20-х – начала 30-х годов двадцатого века. Однако, несмотря на интерес церковных и светских исследователей к личности владыки Виктора, в его биографии еще достаточно много белых пятен. Данная статья призвана заполнить информационный вакуум по одному из неизученных вопросов. Так, в историографии совершенно не затронут вопрос о деятельности епископа Виктора на Ижевской кафедре. Рассмотрение этой темы важно уже с той точки зрения, что Ижевская кафедра была единственной, которую Преосвященный занимал как правящий архиерей, а не викарий. Ижевский период деятельности епископа Виктора также важен для понимания динамики взаимоотношений владыки с Высшей Церковной властью. Большое количество неопубликованных документов сделало возможной публикацию отдельной монографии по обозначенной теме . Представляемая вниманию читателя статья посвящена истории вступления епископа Виктора на Ижевскую архиерейскую кафедру.

http://bogoslov.ru/article/1295104

В пределах СССР первым из епископов, кто порвал отношения с митр. Сергием по причине несогласия с его новым курсом церковной политики, был, по имеющимся данным, Старобельский еп. сщмч. Павел (Кратиров) . Об отходе, однако, еп. Павел громко не заявлял, и он тогда большого резонанса в церковной среде не вызвал. В дек. 1927 г. с резким обличением заместителя выступил еп. Виктор (Островидов), фактически констатировав отход от митр. Сергия. Вслед за этим к заместителю с ультимативным требованием обратилась группа ленинградских сторонников митр. Иосифа (Петровых). Среди прочего они выражали неприятие октябрьского указа о поминовении и просили отменить возношение имени заместителя во время богослужения, равно как и «распоряжение об устранении из богослужебных молений о страдальцах за Церковь Христову и о возношении молений за гражданскую власть, так как таковое распоряжение, при современных условиях государственной и общественной жизни, является не чем иным, как прямым издевательством над религиозным сознанием православных верующих» (Алчущие правды. 2010. С. 290-291). Митр. Сергий отклонил ультиматум, результатом чего стало отделение от него значительной части мирян и клира Ленинградской епархии, включая 2 викарных епископов - Гдовского Димитрия (Любимова) и Копорского Сергия (Дружинина) . Митр. Иосиф в янв. 1928 г. засвидетельствовал свою поддержку этого движения, к-рое по его имени начало называться «иосифлянство» и стало наиболее заметным направлением «правой» церковной оппозиции. Иосифлянское движение не ограничилось пределами Ленинградской епархии, а получило распространение и на севере, и в центре, и на юге страны. Особенно сильную народную поддержку оно получило в Центрально-Чернозёмной обл., в частности в управляемой Уразовским еп. Алексием (Буем) Воронежской епархии. О солидарности с митр. Иосифом и его викариями заявил и еп. Виктор (Островидов), в результате чего в Ижевской и Вятской епархиях движение его сторонников фактически слилось с иосифлянством. Одним из главных иосифлянских идеологов стал мч. Михаил Новосёлов, который составил весьма объемный сборник документов преимущественно антисергиевской направленности (см.: Косик. Сборник. 2009).

http://pravenc.ru/text/2565044.html

Уржум. Часовня Виктора (Островидова). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Виктора (Островидова) Год постройки:2009. Ссылки:   Адрес: Кировская область, Уржумский район, г.Уржум, ул. Советская, 34 Координаты: 57.109807, 50.006348 Проезд:Часовня на территории Троицкого собора Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По пояснению пресс-службы Уржумской епархии, помещение разделено на две части. В одной находится церковная лавка, другая часть помещения отведена под часовню, в которой находится икона святого с частичкой его мощей. Часовня в честь Виктора (Островидова) была обустроена к 90-летию создания Уржумской епископской кафедры по указу Патриарха Тихона и Священного Синода 3716 от 2 (15) декабря 1919 г. По этому же указу, 8 января 1920 г. состоялась хиротония Виктора Островидова во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. После ремонта, 15 апреля 2018 года была заново освящена часовня в честь Виктора (Островидова). Часовня находится в северо-западной башне ограды Троицкого собора. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44694

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010