12.12.1866 07.06.1885 07.06.1885 05.12.1887 Макарий Миролюбов 05.12.1887 10.08.1896 Сергий Серафимов 10.08.1896 10.11.1901 Алексий II Опоцкий 10.12.1901 27.11.1904 Никон Софийский 27.11.1904 20.03.1914 Филарет Никольский 11.03.1914 16(29)06.1920 29.10(11.11)1918– 29.04(12.05)1919 13(26)05.1921 08(21)01.1929 1924 (?) 07(20)02.1924 09(22)12.1925 05.1926 08(21)06.1927 07.1927 в/у сщмч. Виктор Островидов 12.1927 08(21)01.1929 18(31)01.1929 11(24)04.1929 03(16)06.1933 Стефан II Знамировский 09(22)02.1929 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 26.08(08.09)1933 20.04(03.05).1934 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 01(14)12.1942 20.03(02.04).1957 06(19)07.1957 03(16)11.1962 Поликарп Приймак 09(22)11.1962 04(17)11.1966 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 Владимир Котляров 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 28.03(10.04)1978 10(23)04.1978 10(23)04.1978 Вятская, григ. Основана в 1925 г. 09(22)11.1925 Митрофан Поликарпов 1131 Епископ бывший Коломенский. Попал в опалу и переведен на Вятскую кафедру ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 247–248). Даны даты по: Н.Д. Девяностолетие… С. 56. Прот. Герасим Никитников называет другие даты – 04.04.1658 и 08.01.1674 (Иерархия Вятской епархии, составленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка. 1863. С. 7). 1133 «…1718 г. февраля 8 д. Преосвященный (Дионисий. – Сост.) совсем оставил свою паству и отправился в Москву. …Впрочем и по отбытии своем, …в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией. …В это время от него получены разрешения …в последний раз, от февраля 1719 г.» (Там же. С. 21). 1135 Свидетельством просветительной деятельности Лаврентия Горки является следующая надпись, помещенная на его гробнице, устроенной в 1772 г.: «...Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,/Который первый здесь науки насадил –/Хотя Всевышня власть, что целым светом правит/Ему и не дала конечно их восставить./Лаврентий Горка ce: а кто он был таков?/Епископ Вятский, муз любитель. Богослов...» (Никитников Г., прот. Ук. соч. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрытие 21 сентября 1918 года по распоряжению властей монастыря, плодотворно развивавшегося три столетия, автоматически должно было повлечь за собой и прекращение деятельности всех его храмов. На защиту Успенского собора встала местная подвижница Юлия Лавровская. Образовалась приходская община Успенской церкви, благодаря самоотверженности и энергии Лавровской в декабре 1918 года. Представители общины при Успенской церкви заключили в декабре 1918 года соглашение с Вятским Советом депутатов о принятии в " бессрочное, бесплатное пользование богослужебные здания с богослужебными предметами " . Согласно этому договору, храмы Трифонова монастыря были переданы его новоиспечённой религиозной общине, которая обязалась использовать все храмы исключительно для богослужений, не проводить политические собрания и не вести с амвонов агитацию против новой власти. В противном случае членам общины угрожала кара " по всей строгости революционных законов " , которые в ту пору не знали милосердия. Подвижники сразу включились в работу. Успенский собор несколько месяцев стоял без отопления, внутри было много грязи и старого личного имущества монахов, превратившегося в полную рухлядь. Ключи от Успенской церкви членам общины приходилось всякий раз выпрашивать для проведения богослужений у приставленного властями заведующего зданием. Несмотря на имеющиеся в монастыре дровяные запася, верующим пришлось закупать топливо на собственные средства, чтобы хоть как-то обогревать огромный собор, а изыскивать их становилось всё труднее. Однако постепенно удалось отремонтировать в храме печи, а на службы стал приходить священник, в помощь которому был придан хор, состоявший из монахинь городского женского монастыря. Между тем власти вовсе не собирались оставлять монастырь в полном распоряжении верующих. Палаты настоятеля и братский корпус стали местом расквартирования губсовпартшколы - подобные уродливые аббревиатуры тогда были в моде. Помимо будущих партийцев в стенах обители также разместили склад изъятых церковных ценностей и госпитальные палаты. По ряду сведений, в 1921 году православная община ещё продолжала существовать в Трифоновом монастыре; ею руководил отец Виктор, в миру Островидов. Однако уже в 1923-м году представителями раскольничьей обновленческой церкви, пользуясь поддержкой властей, изгнали сторонников Патриарха Тихона и захватили Успенский собор, а в других храмах святой обители обосновались различные сторонние организации.

http://sobory.ru/article/?object=05187

Хотя эконом иеродиакон Василий (Пахомов) сам сообщил о пропаже комиссару 1-го Александро-Невского подрайона, его и помощника келаря иеродиакона Феофила арестовали, и лишь убедившись в их полной невиновности освободили через несколько дней [xxi] . В середине октября 1918 г. на несколько месяцев был арестован помощник правителя дел Духовного Собора заведующий братской больницей послушник И.А. Докучаев, через месяц - заведующий кладбищенской конторой иеромонах Иоасаф (Журманов). Также в октябре был отправлен на принудительные работы под Вологду иеродиакон Игнатий (Грищенко), в связи с чем Духовный Собор выделил ему 150 рублей в качестве материальной помощи. В это же время большая часть должностных лиц Лавры была привлечена к отбыванию трудовой повинности в Петрограде. 10 октября Духовный Собор обратился в совет 1-го городского района с отношением, в котором указал, что к трудовой повинности уже привлечены наместник, ризничий, казначей, эконом, благочинный, секретарь канцелярии («благодаря чему большое и сложное хозяйство и имущество Лавры остается без надлежащего наблюдения») и просил разрешить монахам производить работы на территории обители или предоставить им право устанавливать между собой очередь к отбыванию повинности. К середине ноября архим. Виктор (Островидов), архим. Авраамий (Чурилин), 4 иеромонаха и 6 иеродиаконов отработали каждый по 14-15 дней [xxii] . В 1919 г. репрессии насельников продолжились. Кратковременному аресту подвергался даже наместник архим. Виктор. Кроме того, под арестом несколько месяцев находились заведующий Киновией иеромонах Иларион (Клементьев), иеромонах Нектарий (Трезвинский) и архим. Стефан (Бех). Дважды в тюремном застенке оказывался юрисконсульт Лавры И.М. Ковшаров. В первый раз он был арестован 6 сентября 1919 г. по «делу кадетов», но после того как выяснилось, что Иван Михайлович никогда не состоял в партии конституционных демократов, 22 сентября его освободили [xxiii] . Повторно Ковшарова чекисты арестовали 27 мая 1921 г. в числе 47 человек (в основном представителей интеллигенции), которые в 1917 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В 1903 был пострижен в монашество, возведён в сан иеромонаха. С 14 сентября 1921 — епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. Решительно выступил против обновленческого движения. 10 апреля 1931 приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. 13 декабря 1932 был арестован в ссылке, 10 мая 1933 вновь приговорён к трём годам ссылки — в тот же Усть-Цильмский район, в отдаленное село Нерицу. Там тяжело заболел менингитом и скончался. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1981 году. 1 июля 1997 святые мощи владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, несмотря на 63-летнее пребывание их в болотистой почве. Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря 1997 состоялось их перенесение в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря города Вятки. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания. Читайте также: О канонизации святых: как понять правду, спустя годы? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-glazove-xotyat-nazva...

14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским , викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни. После каждого богослужения люди окружали его и провожали до кельи в Трифоновом монастыре. Дорогой он неторопливо отвечал на все многочисленные вопросы, которые ему задавали, всегда и при любых обстоятельствах сохраняя дух благожелательности и любви. В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский) и обвинен в том, что изъятые из храмов ценности не соответствуют указанным в официальных описях. Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор. К нему и направил свое письмо 31 мая председатель обновленческого ВЦУ епископ Антонин (Грановский) : “Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний. Собор, на который возлагается эта ликвидация, предполагается созвать в половине августа. Делегаты Собора должны явиться на Собор с ясным и отчетливым сознанием этой церковно-политической задачи”. В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано освободившимся к тому времени епископом Павлом и разослано по храмам епархии: " Други мои возлюбленные, это слово Господа и Его апостолов ныне, к великой скорби нашей, исполнилось в нашей Русской Православной Церкви. Дерзко отвергнув страх Божий, кажущиеся иерархами и иереями Церкви Христовой, составив из себя группу лиц, вопреки благословения Святейшего Патриарха и отца нашего Тихона, в настоящее время усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Церкви в свои руки, нагло объявляя себя каким-то временным комитетом по управлению делами Церкви Православной... "

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

  С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.   Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки . Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.   I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.   Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии , посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским) ; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской . 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы» .

http://bogoslov.ru/article/373834

Билет был получен, и поездка состоялась. После короткого отпуска митрополит вернулся в Москву, откуда отбыл в Петроград только 21 марта 1919 года 965 . Заботясь о пополнении епископата Русской Церкви, митрополит Вениамин представил к епископскому служению трех архимандритов Александро-Невской лавры. Сам святитель и возглавил их посвящение во епископа в Петрограде. 6 января 1920 (24 декабря 1919) состоялась хиротония лаврского наместника архимандрита Виктора (Островидова) во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Епископ Виктор, скончавшийся в ссылке, причислен Архиерейским Собором 2000 года к лику Новомучеников и исповедников Российских. 8 января 1920 года митрополит Вениамин со своими викариями – епископами Геннадием и Артемием – совершил хиротонию архимандрита Иерофея (Померанцева) во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии. Наконец 9 октября 1921 году архиерейского сана удостоился архимандрит Стефан (Бех), последний смотритель (1914–1918) Каргопольского духовного училища. Он был посвящен во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии. Среди кандидатов во епископы митрополит Вениамин имел в виду также иеромонаха Мануила (Лемешевского) , назвав его имя в числе клириков Петроградской епархии при обсуждении этого вопроса с Патриархом Тихоном в декабре 1919 года 966 . В жизни Православия в Эстонии и в деле отстаивания прав русских беженцев в этой стране в 1920-х – начале 30-х годов золотыми буквами вписано имя архимандрита (с 1926 года – епископ Печерский) Иоанна (Бунина) 967 . Его многогранная плодотворная активность и редкая принципиальность позволяют отнести его к числу духовных учеников святителя Вениамина. Почти весь 1918 год будущий владыка Иоанн провел в Петрограде, где он окончил два курса Духовной академии. Митрополит Вениамин принял участие в судьбе 25-летнего иеродиакона, рукоположил его во иеромонаха в Троицком соборе Александро-Невской лавры в воскресенье 25 (12) августа 1918 года и благословил на служение в Псковской епархии (в 1920 году приход о. Иоанна в Печерском крае отошел к Эстонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христианские студенческие кружки пользовались тогда всеми правами легальных общественных организаций. Члены кружков проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее, но в 1924 году деятельность христианских кружков в России была запрещена. В середине 1920-х годов Владимир Амбарцумович познакомился со священником Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. Добросовестное изучение Священного Писания, ревностное искание истины привели Владимира Амбарцумовича к решению перейти в православие. В начале 1926 года он стал прихожанином Никольского храма на Ильинке, где служил отец Валентин. Владимир Амбарцумович прислуживал в алтаре и был чтецом за богослужением. В августе 1927 года была опубликована «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского), вызвавшая горячие дискуссии и открывшая значительное разномыслие относительно вопросов взаимоотношений Церкви и государства среди паствы. В ноябре 1927 года Владимир Амбарцумович по рекомендации протоиерея Валентина Свенцицкого отправился в Глазов к епископу Ижевскому и Воткинскому Виктору (Островидову) и 4 декабря в Преображенском кафедральном соборе был рукоположен во диакона, а 11 декабря — во священника. Епископ Виктор дал ему отпускную грамоту, не возражая против его перехода в Московскую епархию. Владимир Амбарцумов (третий справа в верхнем ряду) с членами христианского кружка. Съезд христианского студенческого круга, Москва, 1921 В Москве отец Владимир стал служить в храме равноапостольного князя Владимира в Старых Садех. Как пастырь, отец Владимир продолжил практику предыдущей своей жизни, имея особенное попечение о молодежи. Он заботился и о благолепии храма, уделял много внимания церковному хору, понимая, что первое, с чем сталкивается человек, приходя в храм, — это внешний и внутренний его вид и согласное, стройное церковное пение. Летом 1928 года отец Владимир по просьбе священника Василия Надеждина стал служить в храме святителя Николая у Соломенной Сторожки. В 1929 году храм равноапостольного князя Владимира был закрыт. В том же году священник Василий Надеждин был арестован и вскоре скончался в лагере. Перед кончиной он попросил отца Владимира возглавить осиротевший приход, и тот стал служить в Никольской церкви.

http://foma.ru/kak-baptistskij-propovedn...

Глазовская Основана 04.03.1889. Именование – по г. Глазов (Вятская губерния; Удмуртская АССР). Вятское (Кировское) викариатство. Викариатство упразднено постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода 737 от 23.08(05.09)1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 2); вместо него основана Слободская кафедра. Возобновлена в 1919 г. Упразднена в 1937 г. 04.03.1889 21.08.1893 Никон Богоявленский 31.10.1893 12.11.1894 Симеон Покровский 10.12.1894 08.01.1904 30.01.1904 27.11.1904 Филарет Никольский 17.01.1905 25.05 (07.06) 1918 Павел Поспелов Николай Покровский 01(14)08.1921 30.07(12.08)1922 сщмч. Виктор Островидов 30.07(12.08)1922 в/у сщмч. Виктор Островидов 09(22)12.1925 10.1926 Мелхиседек Аверченко 02(15)11.1928 02.1929 09(22).02.1929 09(22)05.1935 25.12.1936(07.01.1937) Авраамий Дернов, паки Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В возрасте десяти лет, в 1888 году Константин поступает в приготовительный класс Камышинского духовного училища. В 1889 году он оканчивает приготовительный курс по первому разряду, и, по результатам испытаний, переводится в первый класс училища . В 1889-1893 годах Константин учится в Камышинском духовном училище. На протяжении всех четырех лет воспитанник Островидов в результате экзаменационных испытаний оказывался во втором разрядном списке. По окончании в 1893 году духовного училища Константин поступает в Саратовскую духовную семинарию. Первый класс семинарии Островидов Константин закончил со следующими результатами: очень хорошие отметки(4) — Священное Писание, латинский язык, французский язык; хорошие отметки (3) — математика, гражданская история, греческий язык, церковное пение (в 1й и во 2й четверти была отметка 2), словесность, письменные упражнения (словесность, Св. Писание, гражд. история), отличную отметку воспитанник имел только по поведению; по болезни было пропущено 69 уроков, 54 из них в третьей четверти. Подобные успехи по учебе были у семинариста Островидова и в следующие годы — с первого по пятый класс он находился во втором разрядном списке. Шестой, выпускной класс семинарии Константин закончил по первому разряду. «По окончании полного курса учения в Семинарии, Островидов Константин причислен педагогическим собранием Семинарского Правления, от 10/11 июня 1899 г., с утверждения епархиального Архиерея, к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии» . Семинарский аттестат Константина содержит также сведения, что « при отличном поведении» он достиг следующих результатов: отличных (5) по — обличительному Богословию, гомилетике, психологии, медицине; очень хороших (4) по — изъяснению Священного Писания, Библейской истории, общей церковной истории, истории русской Церкви, учению о русском расколе, основному, догматическому и нравственному Богословиям, практическому руководству для пастырей, литургике, истории русской литературы, алгебре, геометрии, физике, логике, истории философии, дидактике, латинскому и еврейскому языкам; хороших (3) по — русской словесности, всеобщей гражданской истории, русской гражданской истории, церковному пению, греческому и французскому языкам.

http://bogoslov.ru/article/614333

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010