3 дек. 1921 г. освобожден по амнистии, вернулся в лавру, но в янв. 1922 г. уехал в Киев. Проживал в Киево-Печерской лавре. К осени 1922 г. вернулся в Петроград (находился за штатом). В февр. 1924 г. назначен благочинным монастырей и подворий Петроградской епархии, возведен в сан архимандрита. Состоял в братии Александро-Невской лавры; с февр. по дек. 1924 г. окормлял оставшееся в результате репрессий без руководителей Александро-Невское братство. 16 июня 1924 г. хиротонисан в лавре во епископа Велижского, викария Полоцко-Витебской епархии, назначен временно управляющим епархией. Не смог выехать к месту служения, т. к. дал подписку о невыезде из Ленинграда. В дек. 1924 г. назначен патриархом Московским и всея России свт. Тихоном епископом Яранским, викарием Вятской епархии. Переехал в г. Яранск, резко выступал против обновленческого Собора 1925 г., написал послание к пастве, где называл обновленческое духовенство безблагодатным, а их таинства - не имеющими силы. Арестован 25 мая 1925 г. в Яранске по обвинению в антисоветской агитации. 13 нояб. 1925 г. приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей. Отбывал срок на Соловках, работал рыбаком и сторожем. 7 июня 1926 г. подписал «Памятную записку соловецких епископов» . После издания «Декларации» 1927 г. отказался 8 февр. 1928 г. от адм. подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), примкнул к иосифлянству в составе викторианской группы (см. священноисп. Виктор (Островидов) ) непоминающих , был запрещен в священнослужении, 4 марта 1928 г. смещен митр. Сергием с Яранской кафедры. В лагере участвовал в тайных богослужениях иосифлян. Освобожден с Соловков 20 нояб. 1928 г. по постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 18 мая 1928 г. с лишением права проживания в 7 крупных городах и Вятке сроком на 3 года. По рекомендации еп. Виктора (Островидова) в дек. 1928 г. поселился в Казани. Служил тайно, рукополагал священников и диаконов для Вятской епархии и Чувашии, окормлял ок.

http://pravenc.ru/text/2564888.html

этого года епархия разделилась на Вятско-Глазовскую и Слободскую епархии (ср. постановление Святейшего Патриарха и Свящ. Синода окт. 1918: «Вятскому Преосвященному впредь именоваться Вятским и Глазовским» - РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 44. Л. 2). В связи с назначением еп. Никандра в кон. 1918 г. на восстановленную Крутицкую кафедру (см. Крутицкая и Коломенская епархия ) временное управление В. е. осуществлял Слободской еп. Алексий (Кузнецов ; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919). В кон. 1919 г. образовалось Уржумское викариатство В. е., во епископа Уржумского был хиротонисан священноисп. Виктор (Островидов) , арестованный в нач. следующего года. С февр. по 13 мая 1921 г., после освобождения, еп. Виктор, нося титул епископа Слободского, управлял В. е. (Центр документации новейшей истории Кировской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 142. Л. 264 об.). 13 мая 1921 г. на Вятскую кафедру прибыл еп. Павел (Борисовский) , до авг. 1922 г. титуловавшийся епископом Вятским, позднее - Вятским и Слободским. 14 авг. 1921 г. Виктор (Островидов) был назначен епископом Глазовским, настоятелем Трифонова Успенского мон-ря. В 1920 г. из Вятской губ. были выделены неск. волостей Малмыжского и Елабужского уездов, вошедших в состав новообразованной ТАССР, храмы на этих территориях перешли под упр. Казанских архиереев. Ряд волостей и селений Уржумского, Яранского, Глазовского, Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов образовали Марийскую (ныне Республика Марий Эл) и Вотскую (ныне Удмуртская Республика) автономные области. В 1926 г. в границах Вотской автономной обл. была создана Ижевская и Воткинская епархия (см. Ижевская и Удмуртская епархия ), отделенная от В. е. Вятская губ. пострадала от голода в 1921-1922 гг. Большинство вятского духовенства высказалось в поддержку частичного изъятия церковных ценностей с целью закупки продовольствия для голодающих. Кампания по изъятию церковных ценностей прошла в Вятской губ. без значительных конфликтов, но они все же были. Против изъятия выступили крестьяне сел Сметанина и Кувшинского Яранского у., Поджорнова Слободского у., ряда селений Уржумского и Омутнинского уездов.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Михаила. 1592 г. (КОХМ) еп. Александр (5 дек. 1657 - 8 янв. 1674), Иона (Баранов; 23 авг. 1674 - 8 окт. 1699, с 12 марта 1682 архиеп.), архиеп. Дионисий (Ушаков; 4 авг. 1700 - 7 февр. 1718), Алексий (Титов; 25 янв. 1719 - 26 сент. 1733, с 19 февр. 1731 архиеп.), еп. Лаврентий (Горка; 26 сент. 1733 - 10 апр. 1737), еп. Киприан (Скрипицын; 31 дек. 1737 - 18 мая 1739), еп. Вениамин (Сахновский; 18 мая 1739 - 6 (2?) дек. 1742), еп. Варлаам (Скамницкий; 27 февр. 1743-1748), еп. Антоний (Илляшевич; 25 мая 1748 - 16 нояб. 1755), еп. Варфоломей (Любарский; 19 июня 1758 - 5 июня 1774), еп. Лаврентий (Баранович; 6 авг. 1774 - 13 марта 1796), еп. Амвросий (Яковлев-Орлин; 1 июня 1796 - 29 янв. 1804), еп. Серафим (Глаголевский; 29 янв. 1804 - 7 июля 1805), еп. Гедеон (Ильин; 20 авг. 1805 - 3 мая 1817), еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 15 июля 1817 - 28 окт. 1822), еп. Павел (Морев; 27 мая 1823 - 19 марта 1827), еп. Кирилл (Богословский-Платонов; 26 марта 1827 - 3 янв. 1832), еп. Иоанникий (Образцов; 3 апр. 1832 - 1835), еп. Нил (Исакович; 8 дек. 1835 - 23 апр. 1838), еп. Неофит (Соснин; 23 апр. 1838 - 29 марта 1851), еп. Елпидифор (Бенедиктов; 29 марта 1851 - 7 янв. 1860), еп. Агафангел (Соловьёв; 6 февр. 1860 - 17 июня 1866), еп. Христофор (Еммаусский; 17 июня - 5 окт. 1866), Аполлос (Беляев; 12 дек. 1866 - 7 июня 1885, с 20 апр. 1880 архиеп.), еп. Макарий (Миролюбов ; 7 июня 1885 - 5 дек. 1887), еп. Сергий (Серафимов; 5 дек. 1887 - 10 авг. 1896), еп. Алексий (Опоцкий; 10 дек. 1896 - 10 нояб. 1901), еп. Никон (Софийский ; 10 дек. 1901 - 27 нояб. 1904), еп. Филарет (Никольский; 27 нояб. 1904 - 20 марта 1914), еп. Никандр (Феноменов; 20 марта 1914 - нояб. 1918), Слободской еп. Алексий (Кузнецов; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919, в. у.), еп. Николай (Покровский ; май 1919 - 19 окт. 1920), еп. Яранский, затем Уржумский сщмч. Евсевий (Рождественский ; 19 окт. 1920 - янв. 1921, в. у.), Слободской еп. священноисп. Виктор (Островидов; февр.- 13 мая 1921, в. у.), Павел (Борисовский; 13 мая 1921 - авг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Начало.· «Приложи и се да будет ко предреченным еже об обретении честных мощей»; служба ему под 28 августа (548 об.–557); 25) апреля 26 – Стефану Пермскому (195– 202 об.); 26) мая 1 – пророку Иеремии (206–208 об.) и Пафнутию Боровскому (208 об.–214 об.); 27) мая 2 – Борису и Глебу (220–227); 28) мая 2 – Афанасию Великому (214 об.– 220); 29) мая 3 – мученикам Тимофею и Мавре (227–230 об.); 30) мая 3 – Феодосию Печерскому (230об.–240 об.); 31) мая 4 – мученице Пелагии (240 об.–243); 32) мая 5 – великомученице Ирине (243–246); 33) мая 6 – Иову праведному (246–249); 34) мая 7 – в воспоминание знамения, явльшагося на небеси честного Креста Господня в Иерусалиме и мученику Акакию (249–256); 35) мая 7 – Антонию Печерскому (256– 267); 36) мая 8 – Иоанну Богослову (267–279 об.); 37) мая 9 – пророку Исаии и священномученику Христофору (279 об.–283 об.); 38) мая 9 – Николаю чудотворцу (283 об.– 294); 39) мая 10 – апостолу Симону Зилоту (294–297); 40) мая 11 – священномученику Мокию (297–300); 41) мая 12 – Епифалию епископу Киярскому и Герману патриарху Константинопольскому (300–307 об.); 42) мая 13 – мученице Гликерии (307 об.–311); 43) мая 14 – мученику Исидору (311– 314 об.); 44) мая 14 – Исидору юродивому Христа ради Ростовскому (314 об.–323); 45) мая 16 – Пахомию Великому (323–327); 46) мая 15 – Евфросину Псковскому (327–338 об.); 47) мая 16 – Феодору Освященному, ученику Пахомиеву (338 об.–341 об.); 48) мая 16 – Исаии епископу Ростовскому (341 об.–347 об.); 49) мая 17 – апостолу Андронику (347 об.– 350 об.); 50) мая 16 – Ефрему Перекомскому (350 об.–356); 51) мая 18 – мученику Феодоту Анкирскому и семи мученицам; мученикам Петру, Дионисию и другим (356 – 361 об.); 52) мая 19 – священномученику Патрикию (361 об.– 366); 53) мая 20 – мученику Фалалею (366 об.–370); 54) мая 20 – Алексию митрополиту (370–382); 55) мая 21 – равноапостольным Константину и Елене (382–387); 56) мая 20 – Довмонту-Тимофею князю Псковскому (387–394); 57) мая 22 – мученику Василиску (394–397 об.); 58) мая 23 – Михаилу исповеднику, еписколу Синадскому (397 об.–400 об.); 59) мая 23 – Леонтию епископу Ростовскому (400 об.–410); 60) мая 24 – Симеону столпнику дивногорцу (410–416); 61) мая 25 – в воспоминание третьего обретения главы Иоанна Предтечи (416–423 об.); 62) мая 26 – апостолу Карпу и мученику Георгию новому в Средце Болгарском (424 – 434); 63) мая 27 – священномученику Ферапонту (434–437); 64) мая 28 – Никите архиепископу Халкидонскому и Игнатию епископу Ростовскому (445 об.– 452 об.); 65) мая 29 – мученице Феодосии (452 об.–456); 66) мая 30 – преподобному Исаакию Далматскому (456 об.– 459); 67) мая 31 – мученику Ермею (459–463); 68) июня 1 – Дионисию Глушицкому (463–472 об.); 69) июня 25 – князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским (472 об

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 февр. 48 С. 2 : Москва, 17 февраля: (Газетная полемика об антиправительств. подоплеке студенческих волнений)/(Г.-П.); С. 3 : Жюль де Сверт (виолончелист). (ТиМ); Из Немирова. 2 февр.: Погода. Отсутствие принадлежностей цивилизованной жизни. Развлечения. (ВИ). 19 февр. 49 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XXXIII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 февраля: (О новых изменениях в проекте податной реформы – по поводу публикации в газ. «Порядок»)/(Г.-П.); Похороны артиста Императорских Московских театров К. Ф. Берга/М. С.; Письмо к редактору/Врач Лев Карлович Эйсымонт. (ЗиИ); С. 3 : Из Орла. 8 февр.: Последствия неурожая. Дифтерит. Побег арестантов; Из Молодечны. 11 февр.: Равнодушие при известии о смерти Ф. М. Достоевского/Русский. (ВИ); Болгария: Вооружения. (ВИ). 20 февр. 50 С. 1 : О том и о другом: Не в ту церковь попали. Приготовления к Масленице. Масленица в старину и теперь. Вообще о гуляньях/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 февраля: (Об отсутствии гласного обсуждения новых законов о печати)/(Г.-П.); Аптекарский вопрос/И. С. Брин; С. 23 : Из Сергиевского посада, Московской губ. 2 февр.: Спектакль в пользу недостаточных прогимназистов. Посадские учебные заведения. Нищенство; С. 3 : Из Ярославля. 12 февр.: Панихида по (Ф. М.) Достоевском (8 февр. в лицейской церкви). Концерт П. А. Шостаковского; Из Казани. 1 февр.: Сенаторские ревизии, прежние и нынешние. Казанские сюрпризы ревизии. Событие, требующее серьезного разъяснения. Миссионер православия/Сибирский казак. (ВИ). 21 февр. 51. С. 12 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XXXIVXXXVI/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 февраля: (О прокламации «университетского центрального кружка» и письмах гимназиста-самоубийцы и его отца)/(Г.-П.); С. 3 : По поводу похорон Ф. М. Достоевского: (Из журн. «Дело»). (ПП); Из Пинска, Минской губ. 14 февр.: Еврейская система сколачивания грошей. Цены. Благотворительность евреев. Удобство зимнего пути. Болезнь «колтун». Современная еврейская «манна». Царство животных. (ВИ); Памяти Ф. М. Достоевского: (Поминал. вечер в Праге). (ОН).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В палеографии Монфокона показан 340) кольбертинский пергаменный кодекс миней, содержащий жития святых за май, июнь, июль и август, написанный каллиграфом Анастасием и конченный в апреле 890 года. Монфокон сравнивал сии жития с житиями Метафраста и нашел, что Метафраст дал им более изящную форму речи и чудеса, казавшиеся ему странными, опустил 269 . Приобретен Монфоконом и другой кодекс житий святых IX века за месяц август, написанный до Метафраста 270 . Сии жития выписаны у Бандурия; они следующие: август. 2. Обретение и перенесение мощей св. Стефана. 3. Жизнь св. Далмата. 4. Мучение папы Стефана. 5. Мучение св. Евсигния. 6. Два слова Иоанна Златоустог о на Преображение. 7. На освобождение Царяграда от Вагана и Персов. Жизнь и мучение св. Дометия. 10. Мучение св. Лаврентия, Сикста и Ипполита. 11. Мучение св. Андрея стратилата (19). 12. Мучение св. Фотия, Аникиты и дружины их. 13. Мучение св. Мирона (17). 14. Жизнь и мучение св. Маркелла, еп. Апамеи сирской. В Иерусал. библиотеке (Т. I. стр. 1 и кодекс 1) есть минея четья начала X века, как пишет П.-Керамевс, но едва ли дометафрастовская. В ней жития расположены так: муч. Трифона, Сретение, Симеона и Анны, мучение великомуч. Феодора (8 февр.), Афанасия александрийского о чуде от иконы Спасителя в Вирите, беседа Фотия патриарха о православии, неделя православия, страдание св. Перпетуи и с нею скончавшихся, страдание св. Агафии, страдание св. Аврамия в Арвиле (5 февр.), страдание св. Иулиана в Емесе (6 февр.), страдание св. Фавсты и с нею Евиласия и Максима, по кодексу память 6 февр., житие пр. Парфения лампсакийского (7 февр.), страдание Марфы и Марии сестер и Ликариона (8 февр.), страдание св. Никифора в Антиохии, слово св. Григория нисского на Мелетия, патр. антиох., память по кодексу сему 10 февр. (вместо 12), страдание св. Харалампия (10 февр.), страдание св. Власия 11 февр., житие св. Марии, переименованные Марином, 12 февр., житие пр. Мартиниана монаха (13 февр.), житие пр. Авксентия14 февр., страдание св. Онисима ученика ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

22 февр. 52 С. 12 : Очерк истории промышленности в бывшем селе Иванове/П. Р. ((Ф)); С. 2 : Москва, 21 февраля: (К 100-летию со дня рождения А. Х. Востокова)/+ (Ф. А. Гиляров); Новый балет Арифа. Костюмированный бал в Артистическом кружке. (ЗиИ); Вращательная нутация растений: По поводу нового сочинения Чарльса Дарвина: (The Power movement in plants by Charles Darwin assisted by Francis Darwin. London, 1880)/А. К.; С. 3 : Русская опера. Бенефис г. (Д. А.) Усатова. (ТиМ); С. 3 : Из Саратова. 12 февр.: Неудавшееся издание «Сборника материалов Саратовской губернии». Необходимость подобных изданий и затруднения в собирании материалов. Пренебрежение к памятникам старины. (ВИ). 23 февр. 53 С. 1 : На первый раз: Ношение иконы против холеры в Можайске. Отказ в последнем напутствии в Меринске. Отказ командировать врача к умирающему. Обобранный полицией пьяный. Нижегородский лоскуток. Двое мировых судей. Истязание младенца в Горбатове. Реальное училище в Белуге. Умные бобры. Мургасовское народное училище. Школы и приюты в Нижнем. 13 классов московских воров. Новость в Москве. Сомнения Первого и Второго/Третий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 22 февраля: (Из истории моск. гуляний на Масленицу и нар. игрищ вообще в связи с их современным упадком)/(Г.-П.); Бенефис г-жи (Г. Н.) Федотовой. Театральные известия. Предстоящие бенефисы. (ЗиИ); С. 3 : Из Владимира на Клязьме. 10 февр.: Братство св. Александра Невского. Епархиальная библиотека. Средства братства. Студенческий спектакль. Дело городского театра. Любительский спектакль. Статистический комитет; Из с. Старолетова Зарайск(ого) у. 20 февр.: По поводу бедственного положения крестьян временно обязанных графини (С. Д.) Толстой/Крестьянин; Из Болховского у., Орловской губ. 20 февр.: Уничтожение конокрадства; Из Пензы. 12 февр.: Беспорядки. Причины успеха раскола/А. Б.; Из Воронежа. 10 февр.: Вопрос о назначении таксы для духовенства. Панихида о Ф. М. Достоевском (6 февр. в Митрофановском монастыре). Предполагаемое издание (лит. сб. «Второй шаг»); Из Киева. 16 янв.: Юго-западный отдел Императорского Географического общества. Два слова киевским ученым; Из Карса. 2 февр.: Две партии в русском обществе; Из Камышина. 7 февр.: Курьезное дело. (ВИ); С. 4 : Неизданное стихотворение А. С. Пушкина («На наводнение 1824 г.»; републ. из кн. I журн. «Поляр. звезда»). За что был сослан Ф. М. Достоевский: (Из газ. «Голос»). Неаполитанская трагедия. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Павла 15 февр., страдание Памфила, Балента и проч. 16 февр., страдание св. Маруфы и других в Мартирополе 17 февр., житие св. Архивия (т. е. Авксивия) архиеп. и чудотворца, мучение Садофа епископа и иже с ним 21 февр. (вместо 20), похвальное слово Хрисиппа пресв. иерус. на великомуч. Феодора и частию о чудесах его 22 февр., особенность, страдание Поликарпа, еп. смирнского, 23 февр., сказание об обретении главы Иоанна Крестителя 24 февр., житие св. Порфирия, еп. Газского, 26 февр., Ипполита папы римского о Христе и антихристе, страдание св. Нестора, еп. Пергийского (28 февр.). Итак это минея полная, за исключением пропущенных чисел немногих, и жития следуют по тому же порядку, в каком памяти святых находятся в установившихся позднейших месяцесловах, только муч. Садофа под 21 февр. доселе не найдено, и память Мелетия антиохийского показана 10 февраля. Так как в этом собрании житий есть беседа патриарха Фотия, то оно не ранее конца или второй половины IX века. Если это собрание действительно не позднее первой половины X века, то эти жития дометафрастовские, но П.-Керамевс указывает между ними по Миню и метафрастовския некоторые жития. В Иерус. библиотеке (Т. I) описаны четьи минеи греч. (кодекс 6 IX-X в. Здесь нет указаний на метафрастовские жития по Миню), и кодексы 7–11, XI в. и кодекс 22-й 1079 года. Из них видно, что жития расположены по числам почти во все дни так, как и ныне святые чтутся, следовательно нынешний порядок начал установляться не позднее XI века. В Москов. Синод. библиотеке есть четья минея, относимая к X в. сентябрь, но мы не сравнивали ее в том отношении, дометафрастовская она или нет; замечательна тем, что жития в ней расположены совершенно согласно с нынешним месяцесловом, именно: жизнь Симеона (1 сент.), страдание Маманта (2), страдание священномуч. Анфима (3), священномуч.. Вавилы антиох. (4), чудо арханг. Михаила (6), страдание Евдоксия и дружины (6 сент.), муч. Созонта (7), Севириана (9), Минодоры и проч. (10), Феодоры александр. (11), священномуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1921. 25 мая 112)). Заведующий VIII отделом НКЮ П.А. Красиков, откликнувшийся отповедью на статью Ярославского, посчитал эпитет «живая» в отношении церкви абсолютно неприемлемым, а саму публикацию секретаря ЦК РКП(б) крайне неудачной. (Правда. 1921. 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте (1918–1923). М., 1923. С. 162–167). Со временем затронутая Ярославским проблема стала еще более неуместной, поэтому при подготовке сборника работ Ярославского 1933 г. в текстовые фрагменты доклада, связанные с четвертым вопросом, пришлось даже внести (редактору книги М.М. Шейнману?) весьма существенную смысловую правку и дать комментарий по поводу «церкви» бывшего иеромонаха Илиодора. – Ср.: Вестник агитации и пропаганды. 1921. 19. С. 26–28; Ярославский Е.М. На антирелигиозном фронте... М., 1924. С. 13–20; Он же. На антирелигиозном фронте... М., 1925. С. 17–26; Он же. Против религии и церкви... С. 151–159. 52 Там же. Д. 18762. Л. 1; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 5; Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1975. Т. 54. С. 440, 721. 53 Идея создания лояльной «советской» церкви волновала умы высокопоставленных большевиков как до майского 1921 г. Пленума ЦК РКП(б), так и после него, периодически вызывая многоуровневые дискуссии на разных этажах власти. В качестве примеров можно привести публичную полемику на страницах «Известий ВЦИК» между заведующим Секретным отделом ВЧК М.Я. Лацисом и заведующим VIII отделом НКЮ П.А. Красиковым в декабре 1919 г. – Известия ВЦИК. 1919. 2 дек. 270); 14 дек. 281); Красиков П.А. На церковном фронте... С. 157–161; Кашеваров А.Н. Церковь и власть... С. 281–282; или переписку между наркомом по просвещению А.В. Луначарским, председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским и бывшим заведующим СО ВЧК М.Я. Лацисом в апреле 1921 г. – РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 196. Л. 2; или уже отмеченную публичную полемику на страницах «Правды» между секретарем ЦК РКП(б) Е.М. Ярославским и П.А. Красиковым в мае–июне 1921 г. – Правда. 1921. 25 мая 112); 16 июня 130); Красиков П.А. На церковном фронте...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Нумерова, секретаря (в 1918–1922 гг.) канцелярии Священного Синода и Высшего церковного совета при Патриархе Тихоне, главе Зарубежного Синода митрополиту Антонию (Храповицкому) от 1(14) сентября 1921 г. 96 , а также протокол допроса члена Высшего церковного совета И. М. Громогласова 97 И. А. Шпицбергом от 19 мая 1921 г. 98 На заседании Священного Синода 5 мая 1921 г., где присутствовали среди прочих митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Гродненский и Брестский (с июля 1921 г. митрополит Киевский, экзарх Украины) Михаил (Ермаков), архиепископ (с 1921 г. митрополит) Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) и другие иерархи, а также в качестве приглашенного специалиста-канониста И. М. Громогласов. Последний на предложение «дать заключение о канонической возможности» удовлетворения просьбы Путяты, высказался отрицательно, пояснив, что по смыслу церковных правил, лицо, правомерно лишенное сана и «пропустившее» право апелляции, «не может быть никогда восстановлено в своем сане». Против позиции митрополита Сергия по отношению к Путяте особенно горячо выступали митрополиты Евсевий (Никольский) 99 и Серафим (Чичагов) 100 . По итогам состоявшейся дискуссии участники заседания, признав некомпетентность «настоящего собрания», приняли решение «запросить письменные отзывы всех епископов и по получении их иметь суждение по делу» 101 . 9 мая 1921 г. Луначарский в телефонограмме на имя Ленина просил председателя СНК РСФСР лично встретиться с Путятой: «Я думаю, что было бы очень рационально поговорить Вам хоть несколько минут с архиепископом Владимиром о положении, создающемся в области церкви. Если Вы согласны, сообщите мне по телефону возможно скорее» 102 . Однако в ответной телефонограмме, датированной тем же 9 мая 1921 г., Ленин во встрече отказал: «Принять архиепископа Владимира не имею возможности. Сообщите письменно, в чем дело» 103 . Выполняя это распоряжение, нарком направил Ленину письмо с приложением текста, переданного Луначарскому Путятой: «Дорогой Владимир Ильич.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010