Закрыть itemscope itemtype="" > Подчинение Фанару – скрытая уния с папизмом Эпоха глубокого отступничества, открывшаяся в ХХ веке, выдвинула новых «богословов», основной «доблестью» которых стало лукавство 20.11.2018 3773 Время на чтение 5 минут Когда 15 октября текущего года в Минске состоялось историческое решение Св. Синода Русской Православной Церкви о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, я на ближайшей воскресной литургии поздравил своих прихожан с «долгожданным и радостным событием», что наконец-то хотя часть преступлений вероотступников обличена и что мы избавились от гнилой связи с волками в овечьих одеждах, имея в виду здесь, в первую очередь, патриарха Варфоломея. Это синодальное решение может положить начало конца неискренности и двусмысленности, в которые неизбежно погружалась наша Церковь в лице своих представителей, общаясь с представителями Константинопольского Патриархата. В 1965 году папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы 1054 года, не устранив ни одной из причин тогдашних анафематствований. Богословы прежних времен, каковы бы ни были их воззрения, стремились в своих словах и действиях к логической последовательности и честности хотя бы отношению к самим себе. Но эпоха глубокого отступничества, открывшаяся в ХХ веке, выдвинула новых «богословов», основной «доблестью» которых стало лукавство. II Ватиканский собор, вооружившись мечами и копьями лукавства, простер свои «любящие» объятия ко всему христианству Земли, и вообще, ко всему мipy. При этом, в документах указанного собора ключевыми являются слова «Церковь» и «Народ Божий». Так вот, под «Церковью» здесь понимается только собственно Папская церковь, а под «Народом Божиим» - не признающие власти папы и не разделяющие его догматов христиане всевозможных исповеданий, и даже каким-то боком сюда примыкают вовсе не верующие во Христа. Это различение понятий, а не отождествление их, говорит о том, что христиане всевозможных исповеданий, вопреки всем улыбкам, объятиям и комплиментам, почитаются папистами верующими второго сорта, как бы периферией их незыблемого центра и обширной унией. Задача папистов, таким образом, - постепенно их интегрировать, или, говоря проще, - поглотить.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/20/po...

Закрыть Митрополит Вениамин (Пушкарь) Читательский рейтинг: 19617 ВЕНИАМИН (в миру Пушкарь Борис Николаевич), митрополит Владивостокский и Приморский 8.11.1938), выдающийся современный русский архиерей, ревностный защитник сохранения святоотеческой чистоты Православия, противник экуменизма. Родился в селе Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить. Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям. С 1947 г. он стал жителем города Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще закончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. Ее он завершил в 1967 г., защитив кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: " Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения " . Его оставляют при академии профессорским стипендиатом. С 1967 г. он преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу " Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов " . За 24 г. преподавания в Московских Духовных Академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год крещения Руси, в 1988 г. ректором МДА и С архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен сначала во диакона, а затем во иерея. В 1992 г. возведен в сан протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, 20 сентября возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении группы архиереев.

http://ruskline.ru/author/_/pushkar_veni...

Лекции по введению в круг богословских наук От редакции 111 Предлагаемые для публикации лекции по введению в круг богословских наук прочитаны были студентам I курса Санкт-Петербургской духовной академии доцентом Академии архимандритом Михаилом (Грибановским) в 1888–1889 учебном году и с разрешения ректора Академии преосвященного Антония, впоследствии митрополита Петербургского и Ладожского, 112 тогда же были отлитографированы в количестве 45 экземпляров. По смерти автора, скончавшегося 19 августа 1898 года в сане епископа Таврического и Симферопольского, экземпляр означенных лекций передан был наследниками почившего ректору Казанской духовной академии преосвященному Антонию, епископу Чебоксарскому2, в полное его распоряжение. Благодаря заботливому вниманию к нуждам редакции «Православного собеседника» преосвященного Антония, предложившего лекции преосвященного Михаила для напечатания в «Православном собеседнике», и высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского, 113 давшего средства на это издание, редакция имела возможность поместить все лекции на страницах своего журнала в течение одного 1899 года. Настоящая книга, представляющая отдельный оттиск этого издания, вышла в свет в Казани в 1899 году. Определение науки «Введение в круг богословских наук» Предметом наших чтений будет «Введение в круг богословских наук». Задача этой науки – систематически показать все основания, по которым христианская религия, понимаемая в духе православной веры, есть истинная религия. В науке, подобной нашей, – основном богословии, – задача эта формулируется так: показать божественность христианской религии. Эта задача совершенно верна, но несколько поверхностна. Если вдуматься, что такое божественность христианской религии, как увериться в ней, мы придем к тому заключению, что, прежде чем признать ее божественность, надо сознать ее истинность. Не то для нас истинно, что носит название божественного, но то божественно, что переживается нашим духом как истинное. В основном богословии все признаки божественности христианской религии были разделены на два вида: внутренние и внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Основы изучения основного богословия Предисловие Человечество в его целом всегда признавало существование высшего невидимого Мира, отличного от нашего видимого мира по своим свойствам и по законам своего бытия. Человечество всегда тяготело к этому Миру, считало себя обязанным жить по законам, им установленным, и имело некоторые общие представления о процессе мировой жизни, как управляемом и направляемом Высшею Силою – Богом. Эти верования человечества и деятельность, руководимая этими верованиями, называется религией. Религия имеет много форм. Современный культурный мир по религии, которая более исповедывалась его предками, чем им, называется христианским. Религиозная статистика ставит жителей Европы и Америки за немногими вычетами в разряд христиан. Христианская религия по своему верованию и нравоучению резко отличается от других религий. Выяснение этого различия возможно лишь при сравнительном изучении религий. Но можно предварительно отметить одну специфическую черту, отличающую христианство от других религий. В христианстве, как ни в какой иной религии, выражается сознание бесконечной виновности и покаянности человечества перед Богом и утверждается признание бесконечной любви Божьей, „ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн. III, 16). Этот Сын Божий есть Господь Иисус Христос . Христанство на протяжении своего почти девятнадцативекового существования разделилось на многие исповедания. Некоторые из них совершенно утратили специфические христианские черты, и с равным правом могли бы называться буддийскими, еврейскими или магометанскими. В сущности они порвали с христианством. Христос для них лишь величайший нравственный учитель. Такой взгяд на христианство , во всяком случае, приводит к утрате религиозности. Религией утверждается связь человека с Богом, здесь эта связь разрывается. Но для большинства христианских исповеданий христианство не только явление историческое, в нем выражается признание Христа Спасителем человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис. Введение в догматическое богословие «Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания» — пишет о своем «Катехизисе» отец Олег Давыденков. «Катехизис» Даведенкова содержит в себе три отдела: вводные замечания (понятие «катехизис», необходимость знать основы веры и т. п.), понятие о Божественном Откровении и толкование Символа веры («Самый существенный раздел катехизиса»). Иерей Олег Давыденков КАТЕХИЗИС Введение в догматическое богословие Курс лекций ВВЕДЕНИЕ Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. 1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОМ КАТЕХИЗИСЕ» 1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КАТЕХИЗИС» Слово «катехизис» происходит от греческого глагола κατηχω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил» , к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен (κατηχθης)» (Лк. 1, 4) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ν κατηχουμνος) в начатках пути Господня» (Деян. 18, 25). Первоначально «катехизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

После публикации на страницах «Богословского вестника» первого обличительного слова прп. Никиты Стифата против ереси армян 1 настал черед для критического издания второго и третьего слов, посвящённых той же тематике (Invectivae 2, 3 in Armenios). Поскольку все общие сведения об антиармянском цикле Стифата были уже изложены 2 , непосредственно перейдем к основной теме публикации. 1. План второго и третьего обличительных слов В нашем издании второе слово разделено на 27 глав 3 . Гл. 1–3. Краткое вступление с упоминанием первого слова и его основной идеи – показать, что после Воплощения во Христе «пребывают» две природы «неразлучно и неслиянно», на что символично указывают два праздника Рождества и Крещения, каждый из которых имеет своё время празднования и свою «природную» особенность. Во втором слове автор намерен научиться у свт. Григория Богослова «ещё совершеннее» отличию праздников. Гл. 4–11, 15–16. Дальнейшие рассуждения о необходимости раздельного празднования Рождества и Крещения излагаются в сходной с первым словом тональности. Однако, если в первом слове доминировали высказывания свт. Григория Богослова из его гомилии на Рождество, начинавшейся словами «Христос рождается» 4 , то во втором преимущественное внимание уделено начальным словам из гомилии на Богоявление «Опять Иисус мой и опять таинство» 5 . Таким образом, во втором слове Стифат подробнее говорит о празднике Крещения, о котором он не успел сказать ранее. Гл. 12–14. Отступление о неправильном миропомазании при крещении у армян, отмеченное повторением псаломского стиха «и лица ваша не постыдятся» ( Пс.33:6 ). Гл. 16–24. Учение о пентархии византийских патриархатов в соответствии с пятичастным строением человеческого тела. В данной, наиболее интересной, части слова не только приводятся сведения по пентархическому устройству Византийской Церкви, отражающие общие представления того времени, но и говорится об истории христианства в Армении с перечнем некоторых древних центров христианского благовестия на Ближнем Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Предисловие Глава 1. ИМЯ БОЖИЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Ветхий Завет Библейское понимание имени. Имена Божии Священное имя Яхве в Пятикнижии Ветхозаветный культ имени Божия Новый Завет Богословие имени в Евангелиях Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Богословие имени в Апокалипсисе Глава II. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ Мужи апостольские. Священномученик Иустин Философ Ориген и Евсевий Кесарийский Великие Каппадокийцы. Святитель Григорий Нисский Святитель Иоанн Златоуст Сирийская традиция Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Исаак Сирин Корпус Ареопагитикум Иконопочитатели. Преподобный Феодор Студит Исихастские споры. Святитель Григорий Палама Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православное богослужение Молитва Иисусова Классические монашеские тексты Византийский исихазм Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ Преподобный Нил Сорский Святитель Димитрий Ростовский Святитель Тихон Задонский Преподобный Паисий Величковский Святитель Филарет Московский Святитель Игнатий Брянчанинов Святитель Феофан Затворник «Откровенные рассказы странника» Святой праведный Иоанн Кронштадтский Глава V. «НА ГОРАХ КАВКАЗА» Схимонах Иларион: детали биографии «На горах Кавказа»: обзор основных тем Молитва Иисусова Имя Божие и имя «Иисус» Божественный свет Пустыня «Горы Кавказа» Глава VI . «АФОНСКАЯ СМУТА» Начало споров на Афоне Начало полемики в российской прессе Продолжение споров. «Афонский бунт» «Блокада» имяславцев Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии «Апология»: основные богословские темы «Имя Божие есть Сам Бог» Имя «Иисус» Молитва Иисусова Богослужение, Литургия, таинства, священные символы «Московский кружок» имяславцев Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ Священник Хрисанф Григорович Понятие о молитве. Произнесение имени Божия в определенном пункте пространства. Произнесение имени Божия в пункте присутствия Божия. Сердечное действие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Архиепископ Никон (Рождественский) С. В. Троицкий Апология Православное учение «Послание» Святейшего Синода Глава IX. РАЗГРОМ ИМЯСЛАВИЯ Изгнание имяславцев с Афона Общественная реакция на афонские события Иеросхимонах Антоний (Булатович) – С. В. Троицкий: продолжение противостояния Глава X. ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ Участие Государя в судьбе имяславцев. Суд Московской Синодальной конторы Вопрос о судьбе имяславцев в Государственной Думе Имяславцы в годы Первой мировой войны В. Ф. Эрн об имяславии Глава XI. СОБОР, РЕВОЛЮЦИЯ, ПОДПОЛЬЕ Поместный Собор 1917–1918 годов «Московский кружок». Священник Павел Флоренский и А. Ф. Лосев в 20-е годы Судьба имяславцев после революции Глава 12. ИМЯСЛАВИЕ ПОСЛЕ ИМЯСЛАВСКИХ СПОРОВ Протоиерей Сергий Булгаков Имя «Иисус» «Имя Божие есть Сам Бог» Архимандрит Софроний (Сахаров) Имя Яхве и имя «Иисус» Сила имени Божия. Молитва именем Иисусовым Заключение Выводы богословские Выводы церковно-исторические Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

прот. Константин Буфеев Литература К Введению. Философский взгляд на проблему 1. Буфеев Константин, прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: «Русский издательский центр имени святого Василия Великого » – МПЦ «Шестодневъ», 2014 URL: http://click.shestodnev.ru/kniga11 (дата обращения: 16.11.2017) 2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.//Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988 3. Гоманьков А.В. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4628910 . html (дата обращения: 16.11.2017) 4. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. М.: Изд-во «ФИВ», 2015 5. Крик Ф. Жизнь как она есть: её зарождение и сущность. М.: «Институт компьютерных исследований», 2002 6. Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1857 7. Моррис Генри. Сотворение и современный христианин. М., 1993 8. Серафим (Роуз) , иером. Православный взгляд на эволюцию//Приношение православного американца. М., 1998 9. Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004 10. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: «Москва», 1997 11. Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Выпуск 2. Творения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и «Паломник», 1994 12. Фиолетов Н.Н. Из курса лекций «Основные вопросы современной христианской апологетики». ЖМП. 11. М., 1991 13. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. Т. I. М., 1871 14. Шарден П.Т. Божественная среда. М.: «Ренессанс», 1992 К части I. Чарльз Дарвин и дарвинизм 1. Акифьев А.П., Потапенко А.И. Биоэсхатология: основные направления и первые результаты исследований/А.П. Акифьев, А.И. Потапенко//Успехи геронтологии. – 1997. – 1 2. Александров В.Я. Трудные годы советской биологии: записки современника. СПб: «Наука», 1993 3. Алтухов Ю.П., Рычков Ю.Г. Генетический мономорфизм видов и его возможное биологическое значение/Ю.П. Алтухов, Ю.Г. Рычков//Журнал общей биологии. т. 33. – 1972. – 3 4. Амосов Н.М. Моё мировоззрение/Н.М. Амосов//Вопросы философии. – 1992. – 6

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия «Опыт уяснения основных христианских истин естественною человеческою мыслью» Источник Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые государи! Православие, которое мы все исповедуем, имеет вселенское значение и призвание; мы веруем, что оно, – кафолично. Но это, – совсем не та внешняя кафоличность, которой гордится римская церковь и по которой, она всеми способами завербовывает себе последователей на всех концах земного шара. По началам нашей церкви, внешняя ее распространенность должна быть лишь выражением внутреннего ее роста, проявлением внутренней ее силы, на которое и должно быть, главнее всего, устремлено внимание ее членов. Вся красота наша должна быть внутри нас; тогда только она воистину спасет тех, которые по милости Бога становятся способными пленяться ею. Но, наша кафоличность, с другой стороны и не такова, к которой, повидимому, идет протестантство и по которой, оно внутренние основы веры отдает на произвол отдельных лиц, предоставляя каждому свободно толковать Христово учение, как ему угодно, как требует его индивидуальная природа, его наличное душевное состояние и уровень его образования. Мы твердо держимся того, что исповедание веры никогда не должно принижаться до личных желаний всякаго отдельного человека, никогда не должно видоизменяться и искажаться по личному нашему усмотрению. Мы никак не можем желать такой кафоличности, по которой наше учение перетолковывалось бы всей вселенной на всевозможные лады до полной неузнаваемости. Наоборот, по началам нашей церкви, всякий должен сам дорастать до того, сам приспособляться к тому, что провозгласила вся церковь , как свой догмат. Наша кафоличность в том, что исповедание нашей веры вполне соответствует тому внутреннему истинному человеку, который, как образ Божий, как отпечаток неба, таится внутри каждого, когда бы он ни жил, где бы он ни находился, как бы низко он ни пал, как бы мало образован он ни был. Кто возжег в себе искру истинной человечности, кто живет духом, волнуется и движется высшими стремлениями и чаяниями сердца, кто решил прояснить себе весь этот свой духовный мир, для того православное исповедание веры будет совершенно своим, родным, будет соответствовать тому, что им переживается внутри, будет вполне пояснять и осмысливать его. И наоборот, кто принял православное исповедание и будет искренно и самоотверженно стремиться к тому, чтобы возвыситься до него своим разумом, своим настроением, всем порядком своей внутренней и внешней жизни, тот чрез это самое вступит на путь истинно человеческой жизни, даст возможность расцвести своей истинной идеальной природе. Вот в чем наша кафоличность; все могут, все должны принять православное учение, если хотятъ быть истинно людьми и осмыслить свою истинную человечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Руководитель издательства Сретенского монастыря иеромонах Симеон (Томачинский): " Богословская книга не может быть бестселлером " Источник: Богослов.Ru Издательская деятельность Сретенского монастыря широко известна. О научных проектах издательства, проблемах подготовки научных публикаций и распространения собственно богословской литературы рассказывает руководитель издательства иеромонах Симеон (Томачинский).      Корреспондент. Отец Симеон, Сретенский монастырь известен своей активной деятельностью, в том числе и своим издательством, которое является одним из ведущих православных издательств в России. Расскажите читателям нашего портала «Богослов.ru» об основных этапах истории Вашего издательства и об основных направлениях издательской деятельности Сретенского монастыря.    О. Симеон. Сама деятельность издательства была всегда связана с личностью наместника нашего монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Он начинал свою издательскую деятельность еще в Издательском отделе Московской Патриархии при митрополите Питириме (Нечаеве) в конце 1980-х годов и там приобрел большой опыт в этом направлении, работая с ведущими специалистами в области церковного издательства, с научными сотрудниками отдела. Впоследствии, когда отец Тихон был в Донском монастыре, он там основал издательство Донского монастыря, которое потом перешло вслед за отцом Тихоном сюда, в Сретенский монастырь, где первоначально было Подворье Псково-Печерского монастыря. Подворье сразу заявило о себе как о серьезном книгоиздателе, выпуская богослужебную литературу, другие серьезные книги. Потом, когда Сретенский монастырь получил ставропигию от Святейшего Патриарха, издательство было преобразовано в издательство Сретенского монастыря. И именно с того времени, то есть 1995 года, собственно издательство Сретенского монастыря и ведет свою историю.     Конечно, церковное книгоиздательство в целом за это время прошло большой путь от репринтных перепечаток до серьезных, подготовленных на высоком научном,  богословском и литературном уровне, трудов. И сейчас репринтных изданий, скажем, в нашем издательстве нет вообще, а первоначально их доля доходила до 90% от всех издаваемых книг. 

http://pravoslavie.ru/36958.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010