Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ Орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе. Деятельность О. д. к. проходила в 2 этапа. На 1-м этапе (7 февр. 1745 - 1792) миссионерская деятельность охватывала только горные районы Сев. Кавказа, на 2-м (15 сент. 1815 - 9 июня 1860) - Сев. Кавказ и те регионы Грузии, в к-рых христианство было ослаблено. Первый этап деятельности О. д. к. Христианство на Сев. Кавказе распространилось из Грузии в IV-X вв.: эти территории окормляли Хунзахская, Анцухская и Цахурская епархии Грузинской Православной Церкви . В кон. XIV - нач. XV в. вслед. нашествий Тамерлана и в XV-XVIII вв. в результате продвижения вглубь Кавказа турок и персов на Сев. Кавказ проник ислам. Грузия, разделенная на царства и княжества, не могла обеспечить церковное окормление северокавказских народов: часть населения приняла ислам, часть обратилась в язычество. В нач. XVIII в. границы Российской империи приблизились к Кавказскому хребту. В нояб. 1742 г. находившиеся в России груз. клирики еп. Самебский Иосиф (Квабулидзе) и архим. Николай (Джапаридзе; настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с 1738) обратились с просьбой к российской имп. Елизавете Петровне послать груз. духовенство из Москвы в Кизляр для обращения 200 тыс. осетин. В докладе отмечалось, что христианизация осетин облегчит принятие ими подданства России: Осетия, согласно Белградскому договору (1739), находилась в зависимости от Кабарды и прямое вмешательство России могло бы вызвать протесты со стороны Османской империи (Мат-лы по истории Осетии. 1933. С. 49). 7 февр. 1745 г. по решению Синода РПЦ для распространения христианства среди горцев была создана О. д. к. с центром в Кизляре. Близ с. Майрамадаг было основано т. н. Осетинское подворье. Председателем был назначен архим. Пахомий (Церетели; до 1766); также Синод утвердил членов комиссии, выбранных еп. Иосифом и архим. Николаем: архим. Пахомия (Церетели), игум. Христофора (Гурамишвили), игум. Николая (Махателашвили), прот. Георгия Давиташвили и др. На содержание О. д. к. Синод выделил средства, членам было назначено жалованье и выделено пропитание. Проповедь надлежало вести на груз. языке и по возможности на местных языках. Миссионеры должны были регулярно предоставлять письменный отчет в Синод (Там же. С. 54, 60).

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Православные священники навещают в московских больницах пострадавших в Беслане Москва, 15 сентября 2004 г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия епархиальная Комиссия по церковной социальной деятельности г. Москвы организовала посещение больниц, в которые были направлены пострадавшие в Беслане, сообщает сайт Милосердие.ru . Подавляющее большинство пострадавших - православные христиане. Беседуя со священниками, многие пострадавшие и их родственники выражали желание исповедоваться, причаститься. От имени Церкви и по благословению Святейшего Патриарха к пострадавшим приходили не только с духовным утешением, но и с материальной помощью. Священники и миряне составляли списки необходимого для каждого, чтобы максимально облегчить их положение. По состоянию на 13 сентября пострадавшим выдана денежная помощь - по 10 тысяч рублей на человека, куплены вещи, бытовая техника. Общий объем материальной и денежной помощи превышает 1 млн рублей. Вот как обстоят дела с помощью пострадавшим в некоторых из московских больниц (данные на 13 сентября): в Российской детской клинической больнице находятся 25 пострадавших детей, самым маленьким - по 4 года. Приняли Святое Крещение 8 человек (из них - 5 детей). Родителям и родным пострадавших детей было вручено 25 конвертов с деньгами (по 10 тысяч в каждом). Помощь была встречена с большой благодарностью, со слезами, хотя иногда приходилось уговаривать людей принять ее, они отличаются большой скромностью. В НИИ им. Гельмгольца лежат три ребенка, все крещеные. 13 сентября их посетил священник Свято-Димитриевского храма. Все трое захотели исповедаться и причаститься. Сегодня священник придет к ним для совершения Таинств. В ЦИТО среди 11 пострадавших - 9 детей с тяжелыми травмами, но в сознании. После посещения священника пятеро выразили желание причаститься, трое детей - креститься. Священник придет к ним еще раз. Были вручены деньги, бытовых нужд у пострадавших нет, их посещает осетинская диаспора В детской ГКБ 9 им. Сперанского лежат 12 пострадавших, 6 из них - православные христиане. Больных стал навещать настоятель храма Покрова в Филях. Он причастил пятерых детей. Пострадавшим вручена денежная помощь, составлен список нужд, закуплено и вручено все, о чем просили пострадавшие. Например, 10-летний Азамат (в крещении Азат) попросил роликовые коньки. Их купили и принесли мальчику в палату. Вике (в крещении Веронике) принесли православную литературу. Вика во время теракта защищала брата своим телом, а крестик, который заставили снять, не отдала бандитам, а держала в руке. По просьбе администрации больницы, у постелей детей дежурили сестры Свято-Димитриевского сестричества и студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

http://pravoslavie.ru/11083.html

Гуманитарная помощь Русской Православной Церкви передана наиболее пострадавшим семьям Южной Осетии Цхинвал, 13 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 10 октября Южную Осетию. В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОЦБСС МП Д.Ю. Петров. Целью визита митрополита Сергия в Цхинвал была передача для 100 наиболее пострадавших югоосетинских семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей. В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодёжи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства Республики и ее народа  Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патриархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://pravoslavie.ru/27887.html

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий вновь посетил Южную Осетию с гуманитарной миссией Москва, 11 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 10 октября Южную Осетию. сообщает сайт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Московского Патриархата.        В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОЦБСС МП Д.Ю. Петров.        Целью визита митрополита Сергия в Цхинвал была передача для 100 наиболее пострадавших югоосетинских семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей.        В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодёжи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства Республики и ее народа  Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патрархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://pravoslavie.ru/27883.html

ЦВ 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Помощь Церкви Южной Осетии По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, посетил 10 октября Южную Осетию. В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОВЦС Д.Ю. Петров. Целью визита митрополита Сергия в Цхинвали была передача для ста наиболее пострадавших семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей. В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодежи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства республики и ее народа Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля — Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патриархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://e-vestnik.ru/world/pomoshc_tserkv...

1. В 1602-1829 гг. подвластные России земли Сев. Кавказа в церковном отношении были подчинены Астраханской епархии. В 1745 г. с целью распространения христианства среди местных народов была создана Осетинская духовная комиссия , центрами ее деятельности были Кизляр и Моздок. Принимая во внимание необходимость улучшения миссионерского дела в обширной Астраханской епархии, 19 апр. 1793 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала указ об учреждении М. в. Викарный архиерей с титулом «Моздокский и Можарский (Маджарский)» должен был «исполнять те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую Комиссию касательно просвещения народов, в близости находящихся». Штат Моздокского архиерейского дома и средства на содержание нового вик-ства были теми же, что и в епархиях 3-го класса. Моздокскому епископу поручалось управление церквами Кавказской линии, устроение новых церквей, «производство из тамошних обитателей в священники и причетники», посещение «новопросвещенных» селений, устроение 2-классных муж. и жен. мон-рей «для обучения юношества тамошнего обоего пола закону и мастерствам, в общежитии потребным». В жен. мон-ре для надзирания за воспитанием предполагалось давать прибежище «вдовам беспомощным». Моздокскому архиерею предписывалось совместно с кавказским генерал-губернатором подготовить планы и сметы строительства в Моздоке архиерейского дома и др. зданий. Императрица поручила Синоду представить ей знающих осет. язык кандидатов для замещения М. в., из предложенных кандидатов ею был выбран 1-й (главный) член Осетинской духовной комиссии архим. Гаий (Такаов ; впосл. архиепископ). Его архиерейская хиротония состоялась 29 мая 1793 г. в С.-Петербурге. До конца года он оставался в столице. В связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина; † 14 нояб. 1793) еп. Гаий временно управлял епархией, находясь в Астрахани. В Моздок он отбыл только весной 1794 г. При архиерее была создана духовная консистория, в Моздоке построен архиерейский дом, при котором существовали хор и богадельня; в городе также были основаны Преображенский мужской и Успенский женский мон-ри. Однако школы при обителях открыты не были. Под рук. еп. Гаия был создан осет. алфавит и в 1798 г. в Москве напечатана 1-я книга на осет. языке «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» с параллельным церковнославянским текстом. Согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. М. в. было упразднено по причине того, что в ведении вик-ства находилось «токмо 69 церквей». В том же году были упразднены и оба моздокских мон-ря; еп. Гаий переведен на Саратовскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563942.html

  разделы   рассылка  распечатать Продолжает свою работу I славянский форум искусств " Золотой витязь " 5 мая в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского состоялось торжественное открытие I славянского форума искусств " Золотой витязь " . Форум, который продлится до 10 июня, посвящен Дням славянской письменности и культуры и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Приветствия к открытию мероприятия направили Президент России Д.А. Медведев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Совета Федерации ФС РФ С.М. Миронов, председатель Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызлов, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, министр культуры РФ А.А. Авдеев, председатель Союза кинематографистов России, народный артист РФ Н.С. Михалков. Как сообщил в своем выступлении президент фестиваля " Золотой витязь " , народный артист России Н.П. Бурляев, форум поделен на три составляющие – музыкальную, литературную и изобразительную. Гостями торжественной церемонии открытия форума стали министр культуры РФ А.А. Авдеев, председатель Комиссии по культуре Совета Федерации ФС РФ А.С. Дзасохов, председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ Г.П. Ивлиев, ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в России г-жа Елица Курьяк, советник по вопросам культуры Посольства Республики Болгария в России, заслуженный артист России г-н Бисер Киров и другие известные деятели политики и культуры. По завершении краткой официальной части юные хористы и известные музыканты, лауреаты международных и российских конкурсов исполнили духовные песнопения и песни военных лет. Затем выступили детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы в Свиблово и Солдатский хор " За Веру и Отечество " при Свято-Зосимовской высшей духовно-певческой школе. Государственный камерный хор " Алания " исполнил " Отче наш " на музыку осетинского композитора Тамерлана Хосроева. Баритон Владислав Косарев спел " Враги сожгли родную хату " . Народный артист СССР Василий Лановой прочел фронтовые стихи Семена Гудзенко.

http://religare.ru/2_75428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского Экзархата, существовало в 1875-1885 гг., включало в себя правосл. приходы в Осетии. В 1602-1829 гг. Сев. Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Сев. Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, к-рая осуществляла свою деятельность гл. обр. в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии 3-го класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и мон-рь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сент. 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христ. миссию на территории Юж. и Сев. Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось уч-ще для осет. детей, задачами к-рого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов... приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 40-х гг. XIX в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля мн. горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Сев. Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на к-рую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской ДС Иосифа (Чепиговского) . Одновременно экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе - организационного центра христ. просвещения, к-рый мог бы эффективно противостоять мусульм. пропаганде; учреждение Об-ва состоялось в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/158946.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гаий (Такаов), архиеп. Астраханский. Портрет. Нач. XIX в. (?) [Гайоз Ректор; груз. ] (Такаов [Токаов]; 1750 (1746?), с. Магаро, Кахети - 20.02.1821, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Из груз. рода. Окончил Тифлисскую ДС. В 1770 (1765?) г. пострижен в монахи католикосом Антонием I в Спасском соборе г. Тифлиса. В 1771 г. рукоположен во диакона. В 1772 г. прибыл в С.-Петербург в составе груз. делегации для дипломатических переговоров. Находясь в России, Г. изучал рус., лат. и греч. языки. В 1774-1778 гг. учился в ДС при Троице-Сергиевой лавре. В 1778 г. вернулся в Тифлис, где открыл уч-ще рус. языка. В 1778-1780 гг. был ректором Тифлисской ДС, в 1779 г. рукоположен во иерея, в 1780 г. возведен в сан игумена. В 1782 г. стал основателем и 1-м ректором Телавской ДС. В 1782-1783 гг. находился при груз. царе Ираклии II во время переговоров с Россией, окончившихся подписанием Георгиевского трактата. В 1784 г. в С.-Петербурге Г. был возведен в сан архимандрита, поступил на рус. службу и был назначен в свиту Г. А. Потёмкина , а в 1785 г. определен 1-м членом в Осетинскую духовную комиссию. В 1793 г. в составе Астраханской епархии было создано Моздокское вик-ство, 29 мая состоялась хиротония Г. во епископа Моздокского и Маджарского, к-рую совершили в Царском Селе Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) и Псковский архиеп. Иннокентий (Нечаев) . По пути к месту служения в кон. 1793 г. Г. в связи со смертью Астраханского архиеп. Тихона (Малинина) остановился в Астрахани и временно управлял епархией. 7 мая 1794 г. отправился в Моздок. Главная задача, поставленная перед Г., состояла в распространении и утверждении Православия среди народов, проживавших по Кавказской линии. Трудами Г. в вик-стве началось строительство 2 мон-рей и архиерейского дома в Моздоке. Активно занимаясь миссионерством среди осетин, Г. разработал осет. алфавит на кириллической основе. В 1798 г. в Москве издал 1-ю кн. на осет. языке - «Начальное учение человекам, хотящим учиться книг Божественного Писания» (катехизис) с параллельным церковнослав. текстом. Заботился о материальном обеспечении духовенства, боролся с распространением пьянства. При Г. из Куртатинского ущелья в Моздок была перенесена чтимая Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (в 1797 установлена в Успенской ц.).

http://pravenc.ru/text/161447.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010