При И. активизировалась работа Осетинской духовной комиссии, были открыты ДУ во Владикавказе, 2-классный пансион в слободе Алагир (Терская обл., ныне город, Сев. Осетия) ( Перадзе. 1901. С. 357). Однако работа комиссии встретила препятствия: тагаурские старшины, прежде просившие открыть во Владикавказе, в Балте, Кобане и Ларсе (Терская обл., ныне на территории Сев. Осетии) правосл. приходы, в результате чего И. отдал распоряжение Владикавказскому благочинному прот. Иосифу Елиосидзе выстроить там каменные церкви, дабы священники могли «находиться безотлучно» с новообращенными тагаурцами (этнографическая группа осетин), остались мусульманами и препятствовали проповеди, запрещали священникам находиться в селах. И. просил управляющего Грузией ген. И. А. Вельяминова (19 мая 1822) и ген. Ермолова (5 дек. того же года) оказать содействие постройке церквей через местные гражданские власти ( Иона (Василевский)//АКавАК. Т. 6. Ч. 1. С. 426, 430; Вельяминов//Там же. С. 431; Ермолов//Там же. С. 688-689). Особенно успешной была в сер. 20-х гг. XIX в. работа сотрудника Осетинской духовной комиссии прот. Николая: сумев найти общий язык со старейшинами, «имеющими к нему особое доверие и преданность», он содействовал не только проповеди Православия среди осетин, но и подготовке постройки такого стратегически важного объекта, как Военно-Грузинская дорога, соединяющая Владикавказ и Тифлис ( Ермолов//Там же. С. 436-437). По распоряжению И. в храмах Владикавказа и некоторых других начали проводить богослужения на осет. языке; в 1826 г. было открыто неск. церковноприходских школ в населенных осетинами селах в Тифлисской губ.: Бекмаре (Горийский у.), Кешельте, Едисе и Джаве (Душетский у.). Паскевич в сообщении Закревскому от 5 июня 1828 г., основываясь на сведениях И. и военного губернатора Тифлиса ген.-адъютанта Н. М. Сипягина, писал об ошибочной статистике христианизации осетин: согласно ведомостям, осетин крестилось 62 249 чел., в то время как народонаселение Осетии составляло на тот момент 15 тыс. чел. Очевидно, мн. горцы, исходя из личной выгоды (получение продуктов питания, подарков, помощи), крестились по 2 или по 3 раза ( Паскевич//Там же. Т. 7. С. 245-246). Было решено выбрать неск. осет. юношей «из лучших фамилий» и послать учиться в Тифлисскую ДС под личное попечение И. (Там же. С. 372-373).

http://pravenc.ru/text/578300.html

Деревянных – 2. Церквей, к построению коих предположено приступить по собрании нужных сведений – 9. На обращение в Христианство Горских народов Преосвященным Митрополитом Феофилактом употреблены были духовный и светские лица. Главнейшие из первых, кои отличились проповеданием Слова Божия, обращением неверных в Христианство, и усердием в построении церквей у новообращенных суть следующие! Протоиереи: Николай Самарганов Иосиф Елиозидзев, Петр Авалианов, Виссарион Илуридзе, Василий Церадзе, Афанасий Мачаварианов, Георгий Амиридэе, Захарий Мамацев, Иаков Ломауров, Александр Федоров, (ныне Давид-гареджийской в Грузии пустыни Архимандрит Антоний). Священники: Гавиил Садзаглис Швили, Иаков Замтараулов. Все они за труды их награждены установленными для белого духовенства знаков отличиями, из присланных при Указе из Святейшего Правительствующего Синода от 9 Апреля 1820 года, на имя Экзарха Митрополита Феофилакта, некоторые наперсными крестами, а другие бархатными фиолетовыми камилавками. Светские лица, содействовавшие Проповедникам в обращении Горцев в Христианство, были Грузинские Князья, Осетинские дворяне и старшины. Из первых некоторые, по за свидетельствованию Преосвященного Митрополита Феофилакта, удостоены Высочайшего благоволения, а другие награждены по Высочайшему Повелению чинами и подарками; Осетинские же дворяне и старшины пожалованы; одни золотыми на Александровской, а другие серебренными на Аннинской лентах, медалями. С начала 1822 года по 1825 год, во время управления Осетинскою Духовною Комиссиею нынешним Экзархом Грузии Преосвященным Архиепископом Ионою, употреблены были на проповедь Слова Божия, между сидящими во тьме и сени смертней, Кавказскими Горскими народами, Абхазский Архимандрит Иоанникий, Протоиереи: Николай Самарганов, Иосиф Елиозидзев, Георгий Амиридзеги, Иаков Ломауров. Из всех вышепрописанных, как при покойном Экзархе Митрополите Феофилакте, так и во время управления Осетинскою Комиссиею нынешним Экзархом;, ревностью в проповеди Слова Божия Горским народам, усердием и деятельностью в обращении их в Христианство, и тщательным прохождением Благочиннической должности в большей части Осетинских приходов, особенно отличался и отличается Протоиерей Николай Самарганов, под надзором коего большая часть Храмов Божьих у новообращенных построена и устрояется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду этого отзыва Государь приказал объявить католикосу, что неприлично было бы, занимая такое место важное в Грузии, чтобы он имел там после пребывание без службы, но что ежели нужен лучший климат для его здоровья, то он может избрать Крым или другую какую губернию для своего пребывания. Католикос заявил, что желает иметь пребывание в Астрахани, но потом выбрал Нижний Новгород, на что и Государь соизволил. 5 Сентября прибыл в Нижний Новгород, где и имел пребывание до своей смерти, последовавшей 21 Декабря 1827 г.» (Дело Арх. Св. Син. по Канц. Об. Прок. 1811 г., 4223 и 1822 г., 6734). 137 Осетинская Комиссия учреждена была в 1745 г. для просвещения христианством Осетии и прочих кавказских горцев в Кизляре под ведением астраханского епископа; но, так как грузинские миссионеры непрестанно присылали друг на друга доносы и упражнялись более в разведении садов, нежели в проповеди слова Божия, то в 1769 г. заменены русскими и жительство им повелено иметь в Моздоке. С 1792 г. Осетинская Комиссия не действовала, а новокрещённые осетины, быв оставлены учителями, обратились к прежнему своему заблуждению. 138 Главнокомандующий в Грузии ген. Ртищев назначил для помещения Досифея дом на Авлабаре, бывший в казённом ведомстве. 140 Князь Леван (Лев) Дадиан, сын Григория Дадиана, вступившего в подданство России 3 Дек. 1803 г., управлял Мингрелией в чине генерал-лейтенанта русской службы и имел ордена Анны I ст., и Владимира II ст.; сконч. 1845 г. – Князь Мамий Гуриель, был последним владетельным князем Гурии; в 1810 г. вступил в подданство России; ум. 1823 г. 142 Варлааму сохранен пенсион в 2.350 р., независимо от жалованья по званию члена Св. Синода. Досифею назначен пенсион по 2.000 р. В 1825 г. 5 Февр. Варлаам уволен, согласно прошению, от присутствования в Св. Синоде, с сохранением звания члена Св. Синода и получаемого им содержания по 6.350 р. в год и с предоставлением в его управление Московского Данилова монастыря на таком же основании, на каком предоставлен был этот монастырь в 1822 году покойному Киевскому митрополиту Серапиону. Высочайшие указы об этом, равно как о вызове в Синод на место Варлаама Ярославского архиепископа Авраама, объявлены были Синоду графом Аракчеевым. М. Варлаам скончался 18 Дек. 1830 г. (Арх. Св. Синода, 1825 г., 182 и 1830 г., 863). Досифей помещён был на пребывание в Московском Высокопетровском монастыре. 143 Ровно через два года такой же путь, только в другую отдалённую сторону, указан был высшей судьбой бывшему товарищу Феофилакта, М.М. Сперанскому. Назначение его Генерал-Губернатором Сибири состоялось в Марте 1819 года. 145

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В другой своей статье К. Хетагуров, давая высокую оценку деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» по насаждению в Осетии христианства и просвещения, снова возвращается к женской осетинской школе во Владикавказе. Она «оказала самое благотворное влияние на положение женщины в Осетии. Из стен этого заведения, одного из лучших светочей христианского просвещения среди горских племен Кавказа, вышли десятки интеллигентных осетинок, примерных тружениц-матерей семейств и народных учительниц, в которых все сильней и сильней ощущается потребность для духовно-просветительного воспитания как мужского, так и женского сельского населения». «Владикавказская женская школа незаметно сделалась по требованиям и обстоятельствам времени женскою учительскою семинариею». Следует сказать, что художник и поэт К. Л. Хетагуров был довольно тесно связан со многими духовными учреждениями Владикавказской епархии. Об этом говорит не только ряд его статей, посвященных церковноприходским школам Осетии, женскому училищу во Владикавказе, Ардонской духовной семинарии. Как художник, он написал прекрасную икону Св. Нины, просветительницы Грузии. Ему принадлежит роспись Собора в Алагире и Осетинской горе Владикавказа. Являясь основоположником осетинской литературы, он заинтересовался переводом Евангелия на осетинский язык. В связи с пересмотром этого ранее сделанного перевода, он в 1901 г. представил занимавшейся этим комиссии доклад со своими соображениями на этот счет. Доклад он заканчивал «горячим пожеланием блестящего успеха на трудной, но плодотворной деятельности на народной ниве». К. Хетагуров выразил надежду, что с переизданием Евангелия раз навсегда будет установлен осетинский алфавит, «который по своей простоте и изяществу несомненно даст возможность читать Священное писание бегло и удобопонятно». После преосвященного Иосифа значительный след в истории Владикавказской епархии оставил владыка Владимир (Синьковский), при котором епископская кафедра стала вполне самостоятельной, а архиерею было присвоено наименование Владикавказского и Моздокского. До своего назначения во Владикавказ преосвященный Владимир приобрел богатый миссионерский опыт, стоя во главе Алтайской и Киргизской миссий. По его инициативе была организована ежегодная переноска Кавказской святыни Моздокской иконы Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, пробуждая в осетинах чувство благоговения перед их древней святыней. Во Владикавказе, при новом соборе в честь Михаила Архангела, было основано Михаило-Архангельское миссионерское братство, ставившее задачей распространение христианства среди осетин и борьбу со старообрядчеством и сектантством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1784 г., по представлению кавказского наместника Павла Сергеевича Потемкина, Гаий был принят в русскую службу и посвящен в архимандриты. В 1785 году он был определен главным членом Осетинской. Духовной Комиссии. 1122 Архиерейский дом состоял: а) из деревянного дома с мезонином для самого архиерея; в нижнем этаже его было 7 покоев, из них два для прислуги; на верху 5 покоев. Покои не отличались простором, так как весь дом имел в длину только 10 саж., в ширину 4 саж.; при главном доме было выстроено 4 небольших деревянных дома для штата и шесть построек для служб. При доме имелся фруктовый сад. Монастыри – мужской Преображенский находился там, где в 4880 г. находилось кладбище с церковью. Монастырская церковь деревянная во имя прор. Илии, очень бедная. Иконостас в ней и плащаница были писаны на полотне; своих колоколов церковь не имела. При богослужении монастырь производил звон в чужие колокола – соборной церкви, или церкви при Осетинской Комиссии. Архимандричий дом представлял собой небольшое строение с мезонином; в низу 5 комнат, в мезонине – 2; монашеских келийи было 14, из них о крыты землей, очевидно нечто в роде рабочих теплушек, а 9 покоев-келий крыто черепицей. Женский – Успенский мон. был еще беднее. Он находился там, где ныне (1880 г.) Успенская церковь , монастырская церковь построена в 1798 г., в ней иконостас парусинный, а самая церковь крыта частью тесом, частью лубками. Ризницы, утвари и книг в монастыре не было. Для богослужений все это заимствовалось из мужского монастыря. В бедной обители жила только казначея и четыре послушницы. 1124 Иркутск. Епархиал. Вед. 1871 г. 7, стр. 89–94 (Из путевых записок архиепископа Нила с 1838 г. 23 апр. по 24 декабря 1853 г. сначала епископа, затем архиепископа Иркутского, сконч. 1874 г. 21 июня архиепископом ростовским). 1125 Остров Кадьяк был самым большим из компанейских островов, он имел, в длину около 130 верст и в ширину около 80 верст. 1127 Иркут. Епарх. Вед. 1871 г. Л» 7, стр. 95–98. Любопытно, что народная молва приписывала гибель Иоасафа неправильному его посвящению во епископа одним епископом иркутским Вениамином. 1129 Письма Платона к Амвросию и Августину. Москва. 1870 г. стр. 12–13. Какие четыре епархии тут разумел митр. Платон, сказать затрудняемся. Он мог управлять только двумя – Московской и Крутицкой. Может быть, он имел еще в виду прикрытые Переслав-Залесскую и Владимирскую епархии, выделенные некогда из Московской епархии. Читать далее Источник: Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы : Опыт церковно-историч., стат. и геогр. исследования/И. Покровский. - В 2-х том. - 1897-1913./Т. 2: XVIII-й век. - Казань : Центр. тип., 1913. - 892, XVIII, 48 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Архиепископ Феофилакт начал с укрупнения епархий по русскому образцу. Из 11 епархий осталось только 4: Карталинская и Кахетинская (во главе с экзархом), Имеретинская, Гурийская, Мингрельская. Сокращено было и число приходов, и материальное положение духовенства заметно улучшилось. Через месяц после прибытия в Тифлис преосвященный Феофилакт открыл в своей резиденции Духовную Семинарию, а в провинции несколько Духовно-светских училищ. Благодаря трудам экзарха в Грузии построено было более 30 храмов. Архиепископ Феофилакт потребовал строгой отчетности от архиереев и клириков. Возведенный в сан митрополита в 1819 году он скончался во время объезда своей епархии 19 июля 1821 года в период неутомимых трудов по устроению церковной жизни экзархата. После него экзархами в Грузии обыкновенно назначались самые заслуженные и талантливые иерархи, и среди них Иона (Васильевский), Моисей (Богданов-Платонов), Исидор (Никольский) , Иоанникий (Руднев), Палладий (Раев) , Владимир (Богоявленский) . Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое место после Петербургского, Московского и Киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Русской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению Православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама . В 1814 году Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в XVIII веке, наименовав ее Осетинской Духовной комиссией. Уже при митрополите Феофилакте вновь почти весь крещен был осетинский народ. Митрополит переводил на осетинский язык богослужебные тексты и Катехизис. В 1824 году вышло Евангелие на осетинском языке. В 1860 году Комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В течение XIX века крещено было большинство абхазов. В осетинских и абхазских селениях строились церкви и открывались школы. Гораздо скромнее были успехи миссии среди народов Кавказа, принявших ислам несколько веков назад, – чеченцев, кабардинцев, адыгейцев. В начале XIX века на Западе России среди униатов усилилось тяготение к возвращению в праотеческое Православие. При Александре I правительство весьма благожелательно относилось к Католической церкви и не склонно было поощрять эти стремления. В западных губерниях иезуитский орден открывал школы, через которые вел католическую пропаганду среди русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Архиепископ Феофилакт начал с укрупнения епархий по российскому образцу. Из 11 епархий осталось только 5: Карталинская и Кахетинская (во главе с экзархом), Имеретинская, Гурийская, Мингрельская. Сокращено было и число приходов –и материальное положение духовенства заметно улучшилось. Через месяц после прибытия в Тифлис преосвященный Феофилакт открыл в своей резиденции духовную семинарию, а в провинции несколько духовно-светских училищ. Благодаря трудам экзарха в Грузии было построено более 30 храмов. Архиепископ Феофилакт потребовал строгой отчетности от архиереев и клириков. Возведенный в сан митрополита в 1819 г., он скончался во время объезда своей епархии 19 июля 1821 г. в период неутомимых трудов по устроению церковной жизни экзархата. После него экзархами в Грузии обыкновенно назначались самые заслуженные и талантливые иерархи, и среди них Иона (Василевский), Моисей (Богданов-Платонов), Исидор (Никольский) , Иоанникий (Руднев), Палладий (Раев) , священномученик Владимир (Богоявленский) . Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое место после петербургского, московского и киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама . В 1814 г. Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в 18 в., наименовав ее Осетинской духовной комиссией. Уже при митрополите Феофилакте вновь был крещен почти весь осетинский народ. Митрополит переводил на осетинский язык богослужебные тексты и катехизис. В 1824 г. вышло Евангелие на осетинском языке. В 1860 г. комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В течение 19 в. крещено было большинство абхазов. В осетинских и абхазских селениях строились церкви и открывались школы. Гораздо скромнее были успехи миссии среди народов Кавказа, принявших ислам за несколько веков до ее открытия, – чеченцев, кабардинцев, адыгейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Когда в середине XVIII века Россия начала продвижение на Кавказ, начались первые попытки восстановления Православия среди осетин, была создана Осетинская духовная комиссия. Первоначально эта миссия была возложена на грузинских священников (русские не могли служить по политическим причинам). В 1774 году Осетия вошла в состав России. Миссионерская деятельность заметно активизировалась, в конце XVIII века была даже создана викарная Моздокско-Маджарская епархия (в составе Астраханской) – впрочем, вскоре ее упразднили из-за малочисленности приходов. В 1798 году была издана первая осетинская книга – краткий катехизис, набранный церковнославянским шрифтом. В первой половине XIX века особых успехов не было – священники, которых направляли в Осетию, нередко формально относились к своим обязанностям, к тому же служили они на непонятном прихожанам грузинском языке. Ситуация стала заметно меняться с середины XIX века, когда стали появляться первые священники-осетины. Начался достаточно успешный процесс перевода Священного Писания и богослужебных книг. Очень интересовался осетинским языком архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии первый викарный епископ Владикавказский. Он составил первый русско-осетинский словарь. Он и его помощники-священники из числа природных осетин создали корпус основных богослужебных текстов. И это принесло определенные плоды, хотя переводы были далеки от совершенства. Народ осознал свою принадлежность к Православию. Конечно, были и те, кто рассматривал миссию как еще одно средство укрепления позиций России на Кавказе. Да и сейчас некоторые считают, что Православие насаждалось с целью русифицировать этот регион (несмотря на то, что именно с Церковью связано зарождение осетинской письменности и книгопечатания). Есть и те, кто убежден, что христианство, как и ислам, навязаны извне, а подлинной ценностью для осетин обладает лишь национальная религия (в значительной мере искусственно конструируемая ее адептами). Сторонники этой точки зрения обычно категорически отвергают очевидные параллели народной веры с христианством, объявляя ее наследием «индоевропейцев» («арийцев», «скифов»), сохранившемся за многие тысячелетия в практически неизменном виде.

http://pravoslavie.ru/37384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ Орг-ция, основанная Правительством Российской империи при участии груз. духовенства для просвещения горских народов на Кавказе. Деятельность О. д. к. проходила в 2 этапа. На 1-м этапе (7 февр. 1745 - 1792) миссионерская деятельность охватывала только горные районы Сев. Кавказа, на 2-м (15 сент. 1815 - 9 июня 1860) - Сев. Кавказ и те регионы Грузии, в к-рых христианство было ослаблено. Первый этап деятельности О. д. к. Христианство на Сев. Кавказе распространилось из Грузии в IV-X вв.: эти территории окормляли Хунзахская, Анцухская и Цахурская епархии Грузинской Православной Церкви . В кон. XIV - нач. XV в. вслед. нашествий Тамерлана и в XV-XVIII вв. в результате продвижения вглубь Кавказа турок и персов на Сев. Кавказ проник ислам. Грузия, разделенная на царства и княжества, не могла обеспечить церковное окормление северокавказских народов: часть населения приняла ислам, часть обратилась в язычество. В нач. XVIII в. границы Российской империи приблизились к Кавказскому хребту. В нояб. 1742 г. находившиеся в России груз. клирики еп. Самебский Иосиф (Квабулидзе) и архим. Николай (Джапаридзе; настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с 1738) обратились с просьбой к российской имп. Елизавете Петровне послать груз. духовенство из Москвы в Кизляр для обращения 200 тыс. осетин. В докладе отмечалось, что христианизация осетин облегчит принятие ими подданства России: Осетия, согласно Белградскому договору (1739), находилась в зависимости от Кабарды и прямое вмешательство России могло бы вызвать протесты со стороны Османской империи (Мат-лы по истории Осетии. 1933. С. 49). 7 февр. 1745 г. по решению Синода РПЦ для распространения христианства среди горцев была создана О. д. к. с центром в Кизляре. Близ с. Майрамадаг было основано т. н. Осетинское подворье. Председателем был назначен архим. Пахомий (Церетели; до 1766); также Синод утвердил членов комиссии, выбранных еп. Иосифом и архим. Николаем: архим. Пахомия (Церетели), игум. Христофора (Гурамишвили), игум. Николая (Махателашвили), прот. Георгия Давиташвили и др. На содержание О. д. к. Синод выделил средства, членам было назначено жалованье и выделено пропитание. Проповедь надлежало вести на груз. языке и по возможности на местных языках. Миссионеры должны были регулярно предоставлять письменный отчет в Синод (Там же. С. 54, 60).

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Кафедрою этою первоначально, по присоединении Грузии к России, управляли: 1) Иоанн Бодбели (князь Макаев), из архиепископов Бодбийских, с 14 июля 1811 года; с 30 августа 1814 г. митрополит Бодбийский (Сигнахский). 2) Досифеи (Пицхелаури), из епископов Горийских, с 30 августа 1814 года; 14 мая 1817 года вызван в Москву. 28 декабря 1818 года епархия эта соединена с Бодбийско-сигнахскою, управлявшеюся митрополитом Иоанном Бодбели до смерти своей, т.е. до 1837 года, когда была присоединена к епархии Карталинской и Кахетинской, находившейся, как и ныне, в непосредственном управлении экзарха Грузии. По всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода, высочайше утвержденному 1 марта 1886 года, епархия эта обращена в епископию, второе викариатство Грузинской епархии, с предоставлением епископу её управления Шуамтинским монастырем и Алавердским Крестовоздвиженским собором. В этом звании состояли следующие епископы: 1) Виссарион (князь Дадиани), из епископов Мингрельских, викариев Имеретинских, с 1 марта 1886 года; епископ Имеретинский с 6 июня 1898 г. 2) Кирион (Садзагелов), хиротонисанный из архимандритов Квабтахевского успенского монастыря, с 22 августа 1898 года; с 12 августа 1900 года епископ Горийский, 1-й викарий Грузинский. В настоящее время кафедра пока не замещена. III. Миссионерская деятельность а) Учреждение Осетинской духовной комиссии; б) Открытие Общества восстановления православного христианства на Кавказе; в) Миссионерская деятельность преосвященного Гавриила, епископа Имеретии; г) Деятельность духовной миссии в Абхазии; д) Миссионерские труды среди несториан; е) Переселение русских сектантов на Северный Кавказ и в Грузию; ж) Братства: Пресвятой Богородицы и духовно-просветительное миссионерское. Учреждение Осетинской духовной комиссии. Различные исторические повествования, а тем более видимые, вещественные остатки древних разрушенных храмов, часовен и других христианских памятников в Осетии свидетельствуют, что осетины, а равно и другие, ютящиеся в горах Кавказа, племена в древности, благодаря миссионерским трудам грузинских проповедников, исповедовали православно-христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010