Преемники Феофилакта продолжали труды его относительно просвещения осетин светом веры Христовой. Они обратили особенное внимание на школьное дело, справедливо полагая, что только при развитии просвещения можно надеяться на успехи христианства в Осетии. С самого начала первосвятели грузинской церкви настоятельно требовали от священников ведомства Осетинской Духовной Комиссии учить осетинских мальчиков грамоте. Так, митрополит Иона, препровождая 5 экз. букварей на осетинском языке, предлагает протоирею Самарганову обучать по ним осетинских мальчиков. Но не нашедши исполнителей столь важной для успеха в святом деле меры, митрополит Иона в предписании своем, данном благочинным Осетинской духовной комиссии, болезнует и говорит: «священники не обучают грамоте осетинских детей в противность распоряжениям и попечениям его». Тот же митрополит 3 августа 1825 г., за 1118, спрашивает благочинного Кагерова: «в каких именно местах и в каком расстоянии от Владикавказской крепости при осетинских церквях удобнее и безопаснее открыть школы для научения грамоте горских мальчиков?» Но священники, не желая нести трудный подвиг действительного обращения осетин в христианство, отказывались под разными предлогами от исполнения долга учить детей грамоте: так, напр., несмотря на то, что в осетинском букваре было 30 букв грузинских и мало латинских и, следовательно, священникам-грузинам сравнительно легко было изучить осетинский язык, однако, они в ответе на архипастырские распоряжения донесли митрополиту, что в обучении осетинских мальчиков грамоте они встречают затруднения, так как не разумеют изобретенных переводчиком букв. Мало этого, дело в небрежении своими обязанностями доходило до того, что священники, считавшиеся на службе в Осетии и получавшие за это жалование, жили болею частью в Грузии, приходы же свои – Осетию бросали на произвол судьбы 104 . Неудивительно поэтому, что успехи проповеднической деятельности Осетинской комиссии не могли быть очень надежными. Сами проповедники-миссионеры постоянно нуждались в руководстве и указаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но возвратимся к восстановлению Осетинской Комиссии. В первый же год своей деятельности Комиссия, по отчету архиепископа Досифея, окрестила 14,218 душ обоего пола и вообще повлияла на нравственное настроение осетин настолько благодетельно, что они «стали жить смирные». Но вместе с этим, энергическая заботливость архиепископа Досифея об интересах крестьянства, сопровождавшая его миссионерскую деятельность и находившая к себе предрасположение в высших правительственных сферах, возбудило большое неудовольствие в среде помещиков. Последствием этого были жалобы и обвинения, будто архиепископ Досифей стремился из личных выгод «исторгнуть крестьян от их законных владельцев», а проповедники Осетинской Комиссии возбуждали в крестьянах неповиновение к помещикам и внушали им, что крестившиеся перейдут в собственность казны и что даже «покраденное (ими) у карталинских жителей останется без взыскания в пользу самих осетин» и т.п. По отзыву архиепископа Досифея, неудовольствие помещиков распространялось не только на его эмансипаторскую деятельность в пользу крестьян, но и вообще на все миссионерство, так как помещики будто бы вовсе «не желали обращения их (крестьян) в христианство, чтобы пользоваться их невежеством» 102 . При архиепископе же Досифее, для устроения церквей, в которых новообращенные крайне нуждались, из государственного казначейства с 1816 г. отпущено было 24,000 руб. 103 . Деятельность Осетинской миссии была еще успешнее при экзархе Грузии Феофилакте. Предметом его особенных забот было: перевод богослужебных книг на осетинский язык, упорядочение богослужения горцев, построение и возобновление церквей, вообще, всевозможные попечения о том, чтобы только путем убеждения приводить осетин к принятию христианства. Св. Синод, по предложению экзарха Грузии Феофилакта, составил для Осетинской Комиссии новую инструкцию, по которой дело обращения осетинцев предписывалось вести только духовными средствами, не ослабляя ничьей власти и как можно реже употребляя мирские средства, крещение преподавать, удостоверившись наперед в искренности обращения крещаемых, на проповедь являться без всякой огласки и конвоя, не как посланным от правительства, а как простым странникам, желающим спасения людям, и считать дело проповеди конченным не прежде, как обращенные пожелают иметь церкви и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI. Второй период в истории Осетинской комиссии. – Начальник комиссии протопоп Афанасий Лебедев. – Инструкция от Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода находящимся в Осетии протопопу с прочими священнослужителями, каким образом им в обращении тамошнего народа в православную, греко-российскую веру поступать должно В первый период своего существования, с 1745 г. по 1769 г., Осетинская духовная комиссия обратила к христианству немного более 2000 человек кавказских горцев, преимущественно из осетин. Такое малое количество присоединенных к христианству в соединении с постоянными жалобами на миссионеров и с плохими отзывами об их миссионерской деятельности со стороны кизлярских комендантов побудило русское правительство обратить внимание на кавказскую миссию и озаботиться её улучшением. С начала 70 годов XVIII столетия открывается 2-й период существования Осетинской комиссии. В 1771 г. начальником Осетинской комиссии был назначен из русских протопопов Афанасий Лебедев. Штат содержания миссионеров, по-видимому, остался тот же. Постоянным местопребыванием миссии определен город Моздок. Новому начальнику миссии дана была Св. Синодом инструкция относительно миссионерства в Осетии. В этой инструкции даются подробные указания относительно того, как поступать миссионерам во время проповеднической деятельности среди осетин. Имея в виду, что постановления инструкции по своему содержанию и в настоящее время пригодны не только для миссионеров Кавказа, но и других русских окраин, а с другой стороны, принимая во внимание, что инструкция эта мало известна в печати, считаем полезным привести этот интересный исторический документ в истории русского миссионерства. Секретно. Инструкция от святейшего, правительствующего, всероссийского Синода находящимся в Осетии протопопу с прочими священнослужителями, каким образом им в обращении тамошнего народа в православную, грекороссийскую веру поступать должны. Во-первых, изъясняется вам, что по делам в Святейшем Синоде оказалось, сколь в худом поведении до ныне находилось обращение иноверцев в христианскую веру в осетинском народе; а сие самое произошло не от чего иного, как от худого самих проповедников поведения, а именно: проповедники оные, оставляя близкие к городам здешней империи места без проповеди, отъезжают в отдаленные и дикие, проповедуют на русском или грузинском языке тем, которые их не знают, крещенные оставляют без всякого наставления; возвращаясь же потом к ним, делают под разными видами привязки и чрез то сыскивают случай себя обогащать насильственно, делают всякие притеснения, не стараясь притом нимало их привести в познание веры и закона, а следовательно, те иноверные вместо чаемого веры и закона понятия единственно только изнуряются, а от проповедников происходят соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда решено было устроить в Моздоке школу для осетин, обращающихся в христианство. На эту школу возлагались большие надежды. Предполагалось, что школа послужит рассадником просвещения среди осетин, даст им возможность духовно объединиться с православием и Россиею. Деятелями объединения могли оказаться те молодые люди, которые получали воспитание в этой школе. В этих видах с 1764 г. учреждена была в Моздоке особая школа для осетин. На содержание каждого учителя и ученика этой школы отпускалось по два рубля в месяц из кизлярских и астраханских доходов. Астраханский губернатор и кизлярский комендант до (...) заведовать управлением этой школы.       Когда начальником Осетинской Комиссии был назначен протоирей А. Лебедев , осетинская Моздокская школа была в полнейшем упадке. Об этом было донесено в Св. Синод, а из Синода в Коллегию иностранных дел. В том же рескрипте астраханскому губернатору Якобию, от имени императрицы Екатерины II, сообщается следующее о состоянии Моздокской школы. «В нашу Коллегию иностранных дел сообщено от нашего Синода, по доношению в оной находящегося в Моздоке при Осетинской Комиссии протопопа Афанасия Лебедева, о встретившихся препятствиях и неудобствах в продолжении преподаваемого обучения в Моздоке новокрещенных осетинцев детям, как в законе христианском, так и российской грамоте, потому, что они напред сего содержаны были и жили в особливых пристойных покоях, за присмотром учителя, и имели от своего жалования пищу и платье; напротив того, ныне при обветшании и разрушении оных покоев, оставшись ученики без пристанища, и скитаются по разным домам у поселившихся осетинцев и претерпевают крайнюю бедность и недостаток, не имея ни обуви, ни рубах, по причине отбираемого у них жалования отцами их и родственниками во время их в Моздоке приездов, для чего, не только по городу, но и в школу ходить не могут; к чему и отведена деревянная изба, в которой летом от течи, а зимою от угаров великое беспокойство и ученикам, и учителям причиняется; о построении ж для школы нового дома и особливых покоев и о поправлении отведенного протопопу весьма тесного и никаких домовых потребностей не имеющего дома, хотя он протопоп, неоднократно и просил Моздокского коменданта полковника Иванова; но он по тому никакого исполнения не делал, который сверх того по своему недоброхотству и употребленным в учительство Осетинской комиссии диаконами с самого их вступления в сию должность принадлежащего за то жалования е выдает, хотя бывшие при том до них грузинцы оные всегда исправно получали» 70 . Вследствие этого, предписано было губернатору Якобию озаботиться возможным благоустройством Моздокской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3-ье. Во время исправления возложенной на вас сей должности никаких непристойных и до звания вашего не касающихся разглашений не чинить, под опасением неопустительного по указам штрафа; ежели же что в государственных делах подлежать будет тайности, оного отнюдь в партикулярных письмах не писать, а поступать в том, как состоявшийся в 1724 году января 13 дня, государя императора Петра Великого указ повелевает. Апреля 9 дня 1771 года 67 . XII. Взгляд правительства на состояние миссионерской деятельности «Осетинской Комиссии». – Заботы об улучшении дел миссионерства в Осетии. – Моздокская школа для осетин. – Донесение в Синод начальника миссии прот. А. Лебедева о положении Моздокской школы; меры к улучшению этого положения. – Осетины-воспитанники Астраханской семинарии. – Крещение осетинских старшин Более чем двадцатилетний опыт миссионерской деятельности Осетинской Духовной Комиссии убедил правительство в недостаточности тех мер и средств, которыми располагали миссионеры для своей важной и полезной деятельности. Императрица Екатерина II, в одном из своих рескриптов на имя астраханского губернатора Якобия, отзывалась неблагоприятно о миссионерской деятельности Осетинской Комиссии под начальством грузин-архимандритов. «Хотя с немалого уже времени по распоряжениями нашего Синода и происходит проповедь христианского закона в осетинском и ингушевском народах, живущих в горах, за Малою Кабардою, по дороге к Грузии, по восприятой надежде к их обращению, в рассуждении всегда оказыванной их к тому склонности, и в рассуждении еще и того, что по оставшимся в их жилищах следам старых церковных строений, предки их были христиане, почему подлинно многие из них и крестятся с великою охотою и желанием; но почти всех бывших по ныне в кизлярской стороне начальников единогласное напротив того, (...) 68 не предполагает, однако же, в том ни малейшей пользы и прочности по причине грубого и дикого сих людей состояния и неспособности их понимать христианские истины и приступать к оным со внутренним удостоверением, крестясь они по большей части из корыстолюбия, для определенного на такой случай снабдения и оставаясь потом в прежнем своем нечестии и своевольстве, как неподручные к здешнему за ними всегдашнему смотрению; временных к ним здешних священников приезды, иногда и с опасностью соединенные, не могут к тому достаточны быть, чтобы утвердить их в общем благостройстве, а все другие меры означали бы уже их к нашей стороне и непосредственное присвоение; но тем кабардинские владельцы, кои их своими подчиненными называют, были бы напрасно огорченными, и может быть еще и больше, наконец, изобрели бы затруднительность в течение проповеди и произвели бы здесь нужду совсем от оных людей отступиться, не стоя они в настоящем своем состоянии употребления великих усилий 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конференция «Православие в Осетии — обществу XXI века» прошла во Владикавказе 1 октября 2007 г. 18:13 28 сентября во Владикавказе в здании мэрии состоялась научно-практическая конференция «Православие в Осетии — обществу XXI века», приуроченная к отмечаемому в эти выходные Дню Республики. Организаторами конференции стали городская администрация Владикавказа, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева (СОИГСИ) и Северо-Осетинское благочиние православных церквей. Приветствие участникам конференции направил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан . Вступительное слово произнес мэр города Казбек Пагиев, который подчеркнул огромное влияние Православия на осетинское общество. По мнению градоначальника, с которым согласились участники форума, подобные встречи должны стать доброй традицией. С основным докладом на конференции выступил благочинный православных церквей Северной Осетии-Алании протоиерей Владимир Самойленко. В своем выступлении отец благочинный отметил огромную роль, которую сыграли в просвещении края лучшие представители православного духовенства XVIII-haчaлa XX века — епископы Гаий (Такаов), Иосиф (Чепиговский), Владимир (Сеньковский), протоиереи Алексий Колиев и Алексий Гатуев. Многогранной деятельности протоиерея Алексия Колиева было посвящено также выступление видного историка и этнографа профессора Л.А. Чибирова. Росту влияния религиозного фактора на современное общество посвятила свой доклад «Поликонфессиональный Владикавказ в XXI веке» зав. отделом СОИГСИ им. В.И. Абаева доктор исторических наук С.А. Хубулова. Председатель комиссии Северо-Осетинского благочиния по религиозному образованию и катехизации иерей Артемий Пономаренко рассказал о просветительской деятельности Осетинской духовной комиссии — первого церковного учреждения, с которого началось возрождение Православия в крае (в середине XVIII столетия). В своем выступлении кандидат исторических наук А.А. Горобец отразил роль Ардонской духовной семинарии в формировании северо-осетинской интеллигенции начала XX века. Сотрудник СОИГСИ показал, сколь различными становились пути выпускников этого учебного заведения, из стен которого вышел целый ряд видных священнослужителей, деятелей культуры и революционеров.

http://patriarchia.ru/db/text/301592.htm...

В городе Владикавказе комиссией было открыто четырехклассное духовное училище, в котором было около 6 наставников; из этого училища ученики поступали в Тифлисскую и Ставропольскую духовные семинарии, где, кроме положенных предметов, преподавались еще история религии, «хозяйственные науки», применительно к быту горцев. Окончившие курс семинарии определялись священниками в родной стране и наряду с обязанностями пастыря отправляли и обязанности сельского учителя. К 1860 году, т.е. ко времени учреждения в Тифлисе Общества восстановления православного христианства на Кавказе, число всех церквей, построенных Осетинскою духовною комиссией, простиралось до 87 101 . Такова в общих чертах деятельность комиссии. Правда, деятельность эта не блещет особенно выдающимися успехами, но все же она, при всех не благоприятных для себя обстоятельствах – незначительных материальных средствах, бывших в её распоряжении, подстрекательстве мусульманских мулл к сопротивлению и восстанию против миссионеров, мюридизме, объявившем священную войну против русских и вообще христиан, – принесла добрые плоды и подготовила почву для дальнейшего религиозного возрождения и обновления кавказских горских народов в духе святой православной веры, каковым делом после комиссии и занялось вновь организованное «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» 102 , получившее высочайшую санкцию 9 июня 1860 года. Деятельности этого Общества мы и коснемся теперь. Общество восстановления православного христианства на Кавказе Необходимость учреждения особого Общества для восстановления православного христианства на Кавказе, а вместе с тем и для умиротворения населения его путем евангельской, мирной проповеди вытекала само собой из тогдашнего положения вещей. Известно, что в 1840-х годах прошлого столетия Шамиль, став во главе лезгин, чеченцев, черкесов, кабардинцев и других горцев и объединив их общим учением мюридистов, вселил в сердца этих народов, грозных сынов Кавказа, ко всему иностранному и христианскому страшную ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зато в последующее время успехи эти были более плодотворны. Во время экзаршества Ионы в первый раз произведена была ревизия Осетинской духовной комиссии. По инструкции, данной экзархом протоиерею Николаю Самарганову, последний должен был осмотреть «все построенные и строящиеся церкви в горских приходах, узнать, все ли священники исполняют свои обязанности, нет ли где по осетинским приходам еще не до крещенных и не имеют ли они желание принять христианство» и т.д. Протоиерей Самарганов, после долгого путешествия по кавказским горам, представил экзарху отчет, из которого видно, что церкви уже построены, что священники вели себя хорошо, исполняли обязанности свои аккуратно и что, наконец, все горцы приняли христианство за исключением только 1000 человек, но и эти последние обратились в православие в 1824 году 99 . Так действовала духовная комиссия при преосвященном Ионе, экзархе Грузии. После экзарха Ионы, начиная с 30-х годов XIX столетия, потребности миссии увеличились: её деятельность не ограничивается только строением церквей, но вместе с тем начинают появляться среди горского населения и школы. Они открывались в приходах; в них детей обучали приходские священники, но священники эти, будучи заняты исполнением прямых своих обязанностей по приходу, не могли повести школьное дело как следовало, к тому же многие из них были без достаточного образования. Тем не менее, школы эти имели весьма важное значение в деле миссионерства: в них обучались дети горцев и, хотя не получали надлежащей подготовки, но все же из школ они выходили с некоторыми познаниями, чем значительно облегчалось и самое дело распространения христианства между горцами. Из имеющихся данных известно, что в 1850-х годах таковых школ в осетинских приходах было 6, в которых и обучалось до 107 мальчиков 100 . Школы, которые находились в непосредственном ведении Осетинской духовной комиссии и впоследствии вошли в состав школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе, были следующие: в северной Осетии – Кадгаранская, Суадагская, Даркохская, Вольно-христианская, Батоно-юртовская, Хумалагская и Алагирская, в южной Осетии – Джавская и Ортевская, в Сванетии – Парская, в Сумурзакани – Окумская, у ингилойцев – Кахская и Тасмалинская и у удинцев – Варташенская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Россинский учредил в станицах 10 приходских училищ. Такого количества школ в ту пору не имели даже многие внутренние губернии России. Например, в старейшем Донском казачьем войске было только три приходские школы. Благодаря настоянию Россинского в 1818 г. в Екатеринодаре открылось духовное училище. В те времена среди Черноморского духовенства не было совершенно лиц со средним духовным образованием. Некоторые пономари не только писать, но и читать не могли, правя церковную службу по псалтырю и часослову наизусть. Россинский проявил себя как блестящий проповедник и глубокий ученый. Его перу принадлежит четыре тома речей и проповедей, несколько сочинений по истории и этнографии Черномории. Не удивительно, что скульптор М. Микешин, работая над памятником Екатерине II, поставленным в Екатерииодаре, включил фигуру протоиерея К. Россинского в один ряд с выдающимися деятелями Черноморского казачьего войска. В этом заключалось посмертное признание выдающихся заслуг первого просветителя Черномории, замечательного духовного пастыря Северного Кавказа отца Кирилла Россинского. В 1811 году кавказские военные власти обратили внимание на успех мусульманской религии среди горских народов. Проповедники ислама стали распространять самую фанатическую ненависть к христианству в России, и ее необходимо было как-то парализовать. Командующий русскими войсками на Кавказе генерал Тормасов предложил использовать для обращения горцев в христианство иезуитов. Однако царь Александр I выразил желание, чтобы для этой цели были найдены способные православные миссионеры. После чего в 1814 г. была вновь возобновлена деятельность Осетинской духовной комиссии, правда, теперь она находилась в Тифлисе и подчинялась учрежденному в 1811 г. Грузинскому экзархату. В его ведение были также переведены из Астраханской епархии приходы с православным осетинским населением. Их число, впрочем, к этому времени сократилось из-за совращения осетин в ислам до 2272 душ. На  возрожденную комиссию указом Св. Синода от 1824 года были возложены те же обязанности, что лежали на прежней, Моздокской комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

так отзывался о христианизации Осетии: «Все их обращение ограничивается крещением; они находили для этого много охотников, т. к. многие повторили этот обряд вследствие того, что окрещенным выдавалось за счет государства 12 аршин грубого полотна на сорочки и штаны, две высушенные севрюги и один латуневый крест. Однако о христианстве горцы ничего не узнавали, кроме того, что они называли себя христианами и умели сделать знак креста». По словам Буткова, «с 1746 по 1764 г. из Осетинской комиссии показывали 2085 душ обоего пола, обращенных в христианство. Но Астраханский преосвященный тогда же доносил, что за нерадением тех духовных лиц и за неисправлением служб, едва ли сей новопросвещенный народ имеет какое понятие о христианском законе». Проповедь христианства среди осетин и ингушей «худой успех имела от грузинских духовных». Последние «обращающихся удостаивали Св. Крещением с чрезвычайной поспешностью и, чтобы склонить их к принятию сего таинства, употребляли средства более мирские, нежели духовные, между тем, входили часто в разбирательство мирских дел, делали разные друг на друга доносы; а тем самым не исполняли в точности возложенного на них звания». Знаток истории Осетии проф. Б. В. Скитский в своих «Очерках по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г.» также считает, что служившее в Осетинской комиссии духовенство оказалось не на высоте. Усвоение христианства осетинами было чисто внешним. Стимулом к принятию христианства было желание получить выдаваемые при крещении холст на рубашки и 50 копеек денег, а женщинам сверх того зеркальце и ножницы. «Желание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку раз, переменяя для этого свое имя и переходя из своего прежнего местожительства в другое». Грузинские миссионеры жили на Осетинском подворье временно, торгуя привозимой из Кизляра вяленой рыбой и промышляя приискиванием проводников для приезжающих из Грузии. Порта, по настоянию владетельных князей Б. Кабарды, выдвинула в 1764 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010