В 1847-1866 годах Аксо Колиев был настоятелем храма, строительство каменной церкви — его заслуга. Церковь находится на холме и словно парит над старым городом. Сейчас ведутся работы по укреплению и реставрации одной из подпорных стен этого церковного холма, которая рискует обвалиться. Это позволит решить вопрос сохранения пантеона в ограде Осетинской церкви, в котором захоронены выдающиеся деятели культуры, искусства и науки. Среди них — основоположник осетинской литературы и живописи Коста Хетагуров, выдающийся художник Махарбек Туганов, советский и российский ученый-филолог, языковед-иранист Васо Абаев и многие другие. Кстати, нам удалось добиться переименования улицы, на которой располагается этот храм. В 2018 году Топонимическая комиссия Владикавказа одобрила обращение общественности и Владикавказской епархии, и улице, в советские времена переименованной в Войковскую, вернулось ее дореволюционное название — Рождественская. Сейчас к включению в федеральную программу «Развитие культуры и туризма» готовятся заявки на реставрацию многих других объектов культурного наследия: это и Свято-Вознесенский собор 1853 года в городе Алагире, и комплекс зданий Ардонской духовной семинарии конца XIX — начала ХХ века в городе Ардоне, и Успенская церковь 1902 года в селе Лисри в Мамисонском ущелье. Множество храмов нуждается в скорейшей реставрации, например единственная сохранившаяся деревянная церковь конца XIX века в честь Успения Божией Матери в городе Моздоке, храм 1918 года во имя святителя Николая Чудотворца в станице Новоосетинской Моздокского района (известного архитектора Терской области Ивана Рябикина) и многие другие. — Сколько всего храмов в Северной Осетии, требующих реставрации? Если они расположены в населенных пунктах, участвуют ли местные жители в возрождении святынь? — Если не учитывать храмы, которые уже включены в федеральные программы по финансированию мероприятий по сохранению, а также те церкви, на которые в ближайшее время будут оформлены заявки на включение в программы, это 12 храмов XIX — начала XX века во Владикавказе и других равнинных населенных пунктах Осетии, 14 средневековых храмов в горной зоне (4 в селах, где живут люди, и 10 — в обезлюдевших местах).

http://patriarchia.ru/db/text/5736778.ht...

По твердому убеждению и отца Анатолия, и Алана Моуравова, возрождение литургической жизни — первый шаг к восстановлению учебного заведения. Поэтому сейчас их внимание и силы прикованы к реставрации домового Покровского храма в здании Ардонской семинарии. Пока в Ардоне на 20 тысяч человек один действующий храм в честь Георгия Победоносца, а до революции на пять тысяч человек их было три. Ардонская семинария открылась в 1895 году. Ее окончили многие представители осетинской интеллигенции; среди ректоров и инспекторов духовной школы — священномученики Андроник (Никольский), Никодим (Кротков), Пимен (Белоликов), причисленные к лику святых в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Немало представителей духовенства Владикавказской епархии пострадало за веру в годы советской власти. Сбором информации о них занимается, в частности, Комиссия по канонизации святых. Стучите, и отворят вам Два с половиной года назад протоиерею Евгению Поповичу, настоятелю кладбищенского Ильинского храма Владикавказа, поручили возглавить Комиссию по канонизации святых. Никаких документов для начала работы, как, впрочем, и утвержденного Синодальным отделом по канонизации списка аланских святых, не было. Но священник не унывал. Постепенно работа комиссии сложилась в трех направлениях: сбор информации о древних новомучениках и местночтимой старице Анастасии Владикавказской. И если о древних святых сведения, хотя и по крупицам, но можно было найти в общецерковных святцах и месяцесловах Поместных Церквей, то работу по другим направлениям начинать пришлось с нуля. Понимая, что один не справится, отец Евгений обратился за помощью к прихожанам, и люди откликнулись. Так на приходе появился «Клуб любителей старины». Приходские энтузиасты изучили архивы Ставропольских, Владикавказских, Саратовских и Рязанских епархиальных ведомостей, в результате стал собираться архив жизнеописаний репрессированных за веру. Помимо документов о служебной карьере, удалось даже составить перечень школ, где преподавал тот или иной священник, список членов братства с которыми сотрудничал. Правда, сразу обозначились две проблемы. Оказалось очень трудно установить, кто в 1922 году не уклонился вместе с правящим архиереем Владикавказской епархии епископом Макарием (Павловым) в обновленчество. И вторая — архивы ФСБ, по словам отца Евгения, не всегда охотно предоставляют информацию, интересующую комиссию. Но зато откликнулись сотрудники Государственного архива, которые в сложных случаях помогают использовать их ресурсы.

http://patriarchia.ru/db/text/5961272.ht...

В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, Церковь в Грузии вошла в состав новообразованного Грузинского Экзархата РПЦ. В том же году по решению Святейшего Синода в К. была учреждена Алавердско-Кахетинская епархия во главе с митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) (Всеподданнейший доклад Правительствующего Синода, 21 июня 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 166-169). В 1814 г. в К. образовались Телавская (Осетинская) и Сигнахская епархии. Кахетинская и Алавердская епархия охватывала Телавский (кроме территорий бывш. Руставской епархии) и Ананурский уезды, «а кроме сих уездов... все осетинцы и горные жители, по сю и ту сторону Кавказа... в Грузии и Имерети». Во главе стоял архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский; на него возлагались все обязанности руководителя Моздокской осет. комиссии (см. Осетинская духовная комиссия ). Наместником Телавского архиепископа считался настоятель мон-ря Шуамта. Сигнахская епархия включала одноименный уезд и бывш. Руставскую епархию (часть Телавского у.). Архиерей именовался митрополитом Сигнахским и Кизикским (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату, 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Рапорт Грузино-Имеретинской синод. конторы в Св. Синод, 10 марта 1819 г., 123//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 387). В 1818 г. на территории Картли и К. была образована единая Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ. По решению Синода «митр. Иоанна Бодбели, имевшего в ведении своем Сигнахскую епархию... из уважения к летам и службе его» оставили «при управлении оною по смерть его, но с зависимостью экзарха» († 1837) (Мнение экзарха архиеп. Феофилакта: [Всеподданнейший доклад Св. Правительствующего Синода, 17 июня 1818 г.]//АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378-381). Епархии ГПЦ, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. Алавердская, Бодбийская (Кизикская), Гишская, Кацаретская (Самебская), Курмухская, Некресская, Ниноцминдская, Руставская, Хорнабуджская, Челетская, Черемская, Харчашнийская. Князья К.: Григол (787-827), Дачи (Ваче) (827-839), Самоэл (839-861), Габриел (861-881), Фадла I (881-893), Квирике I (893-918), Фадла II (918-929), Квирике II (929-976), Давид (976-1010). Князья Эрети:

http://pravenc.ru/text/1683949.html

   Архиепископ Феофилакт начал с укрупнения епархий по русскому образцу. Из 11 епархий осталось только 4: Карталинская и Кахетинская (во главе с экзархом),Имеретинская, Гурийская, Мингрельская. Сокращено было и число приходов, и материальное положение духовенства заметно улучшилось. Через месяц после прибытияв Тифлис преосвященный Феофилакт открыл в своей резиденции Духовную Семинарию, а в провинции несколько Духовно-светских училищ. Благодаря трудам экзарха вГрузии построено было более 30 храмов. Архиепископ Феофилакт потребовал строгой отчетности от архиереев и клириков. Возведенный в сан митрополита в 1819году он скончался во время объезда своей епархии 19 июля 1821 года в период неутомимых трудов по устроению церковной жизни экзархата.    После него экзархами в Грузии обыкновенно назначались самые заслуженные и талантливые иерархи, и среди них Иона (Васильевский), Моисей (Богданов-Платонов),Исидор (Никольский), Иоанникий (Руднев), Палладий (Раев), Владимир (Богоявленский). Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое местопосле Петербургского, Московского и Киевского митрополитов. Включение Грузинской Церкви в состав Русской Православной Церкви открыло благоприятныевозможности для миссионерской деятельности по восстановлению Православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама. В1814 году Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в XVIII веке, наименовав ее Осетинской Духовной комиссией. Уже при митрополите Феофилактевновь почти весь крещен был осетинский народ. Митрополит переводил на осетинский язык богослужебные тексты и Катехизис. В 1824 году вышло Евангелие наосетинском языке. В 1860 году Комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В течение XIX века крещено былобольшинство абхазов. В осетинских и абхазских селениях строились церкви и открывались школы. Гораздо скромнее были успехи миссии среди народов Кавказа,принявших ислам несколько веков назад, – чеченцев, кабардинцев, адыгейцев. В начале XIX века на Западе России среди униатов усилилось тяготение квозвращению в праотеческое Православие. При Александре I правительство весьма благожелательно относилось к Католической церкви и не склонно было поощрятьэти стремления. В западных губерниях иезуитский орден открывал школы, через которые вел католическую пропаганду среда русских.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Но наряду с этим христианское население края пользовалось весьма слабым административным вниманием; поставленное с этой стороны в параллель с населением магометанским, оно казалось даже как бы забытым и заброшенным. Обстоятельство это, прежде всего, отражалось, напр., в том, что в персонале осетин, награждавшихся сословными привилегиями при общем гражданском устроении края, или чинами, орденами, денежными субсидиями и т.п. во время пребывания на русской службе, во всех подобных случаях осетины-христиане попадались, как редкое единичное исключение; продолжаясь целые десятки лет, такое положение дел, выражавшее собою как бы пренебрежение к христианскому населению, послужило причиной довольно распространившегося между осетинами мнения, что христианство – религия «благородных», что никакие заслуги осетина-христианина не дадут ему прав на награды, отличия и вообще, милости русского правительства. Развиваемое и поддерживаемое лицами, заинтересованными в подавлении христианства, мнение это иногда приводило к тому, что осетины-христиане, ради успехов в службе, в просьбах и домогательствах у начальства и т.п., нередко изменяли своей вере и переходили в магометанство. По рассказам вполне компетентных очевидцев этого дела, в магометанство совращались тогда не только отдельные лица, осетины-христиане, но и целые группы осетинского христианского населения 94 . От прискорбного перечисления обстоятельств, неблагоприятно отразившихся на развитии Русского влияния и православия на Кавказе, перейдем к краткому обзору деятельности Грузинской церкви в деле восстановления православия на Кавказе и к изложению судеб Осетинской Духовной комиссии в последний период её существования. XVII. Бедствия Грузинской церкви, улучшение её положения со времени подчинения её Св. Синоду. – Католикос Антоний. – Первый экзарх Грузии Варлаам Эристов. – Дикастерия и преобразование её в грузино-имеретинскую контору Св. Синода. – Успехи магометанства среди племен Кавказа. – Предложение генерала Тормасова. – Восстановление Осетинской комиссии в 1814 г., её состав и содержание. – Деятельность Грузинского архиепископа Иоанна и Телавского Досифея для восстановление православия среди осетин. – Деятельность Осетинской Комиссии при экзархе Феофилакте и его преемниках. – Заботы комиссии о школах для осетин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоприятные возможности для принятия христианства осетинами создавали участившиеся случаи крещения видных осетинских старшин. Так, в 1787 г. в Херсоне был крещен влиятельный в Осетии Курман Кубатиев, причем его восприемницей была императрица Екатерина II. Его примеру последовали многие другие старшины – Дударов, Туганов, Гуриев, Цаликов, Аристанов и др. Они просили возобновить разрушенное Осетинское подворье на р. Фиагдоне, построить там церковь и прислать священников. В этой связи Екатерина II в 1792 г. дала следующее повеление генералу Гудовичу, стоявшему во главе военной царской администрации на Северном Кавказе: «Почитая обращение сих народов в христианство и в политическом виде для нас полезным, поскольку большая часть их обращалась бы в магометанство, тем более находим их достойными всякого внимания и всякого о них призрения и попечения. Чего ради повелеваем означенных осетинцев охранять от всяких притеснений прочих горских пародов, а паче кабардинцев, подданных наших, коим строжайше то запретить и всеми способами воздерживать, подтверждая, что всякое на них покушение приемлемо будет от нас в равной степени, как будто бы оные происходили подданными внутри империи нашей живущим». Тогда же Екатериной II был вызван в Петербург архимандрит Гаий, ученый монах, состоявший с 1784 г. на российской службе и являвшийся в то время главным членом Осетинской духовной комиссии. Этой поездкой, пожалуй, открылась новая страница в истории распространения христианства на Северном Кавказе. В 1793 г. была учреждена Моздокско-Маджарская викарная епархия и упразднена просуществовавшая почти полвека Осетинская духовная комиссия. Несмотря на ряд крупных недочетов в ее миссионерской деятельности, даже современная историческая наука даст высокую оценку трудам этой комиссии. «В деятельности этой комиссии, – пишет осетинский историк М. С. Тотоев, –  были известные и положительные стороны. Комиссия содействовала сближению Северной Осетии с Россией путем насаждения и проповеди христианства, а также внедрению первых начатков просвещения среди осетин... Благодаря этой миссии среди осетин появились грамотные люди, знавшие азбуку, умевшие читать часослов, псалтырь и др. книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новая Осетинская духовная комиссия, возглавленная архиепископом Досифеем, имела в своем составе архимандрита, семь священников, пять диаконов, пять церковнослужителей и пять светских лиц. Первоначально она направила свою деятельность преимущественно на восстановление и распространение христианства в Южной Осетии. В первый же год было обращено 14218 душ. Особенным оживлением в деятельности Осетинской духовной комиссии отмечен период, когда она была передана в 1817 году в подчинение экзарху Грузии архиепископу Феофилакту Русанову . Предметом его особенных забот являлись перевод богослужебных книг на осетинский язык, сооружение и возобновление храмов, расширение миссионерской деятельности среди осетин. В короткий срок работа Осетинской комиссии была значительно улучшена. По предложению владыки Феофилакта Св. Синод в 1818 г. дал ей новую инструкцию. Обращение осетин в христианство предписывалось теперь вести только духовными средствами, не прибегая к мирским побуждениям и не входя в разбирательство мирских дел. Проповедь миссионеров следовало почитать завершенным не прежде, чем обращенные пожелают иметь церковь и священников. Инструкция предлагала «идти на дело для благовестия без малейшей огласки и без конвоя и выдавать себя не за посланных от правительства, но за простых странников, желающих всем человекам спасения». Там же, где не примут христианской проповеди, рекомендовалось отходить с миром, «а где приемлется, там оставаться для научения и утверждения в вере». «Не преподавать крещения спешно, но удостоверяться многими опытами в искренности обращения». Благодаря новым началам, положенным в основу деятельности Осетинской духовной комиссии, за время управления Грузинским экзархатом владыки Феофилакта (1817 – 1822) число новообращенных в христианство достигло 47 100 человек. За этот же срок только для осетин было выстроено и восстановлено из руин 29 православных храмов. Феофилакт Русанов обращал внимание на упорядочение богослужения среди горцев, которое велось в разных местах по-разному: на грузинском, армянском и даже на греческом языках. Он привлек осетина И. Ялгузидзе к переводу ряда духовных книг. Вскоре в Тифлисе вышел на осетинском языке букварь-молитвенник, затем в 1820 году были изданы в одной книге утренние молитвы, катехизис и краткий молитвенник. Он же составил служебник и сокращенный требник, отпечатанные в Москве. Они, как и предшествующие издания, были разосланы по всем осетинским приходам, благодаря чему священники получили возможность служить литургию на осетинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий вновь посетил Южную Осетию с гуманитарной миссией Москва, 11 октября 2008 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия председатель Комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим в Южной Осетии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий посетил 10 октября Южную Осетию. сообщает сайт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению  Московского Патриархата.        В поездке митрополита Сергия сопровождали проректор Ставропольской духовной семинарии архимандрит Роман (Лукин), ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Серафим (Кравченко), настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря монахиня Нонна (Багаева) и сотрудник ОЦБСС МП Д.Ю. Петров.        Целью визита митрополита Сергия в Цхинвал была передача для 100 наиболее пострадавших югоосетинских семей гуманитарной помощи, приобретенной на средства, которые были собраны верующими Русской Православной Церкви. На данном этапе общецерковного проекта каждая из этих семей стала получателем комплекта бытовой техники, в который вошли двухкамерный холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, мясорубка, чайник и утюг. Расходы на реализацию второго этапа программы Русской Православной Церкви по оказанию помощи народу Южной Осетии составили 3 289 560 рублей.        В ходе визита состоялась встреча митрополита Сергия с вице-премьером республиканского правительства, министром по делам молодёжи Э.Х. Бедоевой. Во встрече приняли участие министр образования З.Л. Джиоева, председатель комиссии по распределению гуманитарной помощи С.В. Парастаев, председатель комиссии по контролю за распределением гуманитарной помощи К.Г. Дзугаев, уполномоченный по делам религий при Президенте РЮО С.А. Хубаева, а также сопровождавшие митрополита Сергия лица. От имени руководства Республики и ее народа  Э.Х. Бедоева выразила слова благодарности и признательности в адрес Русской Православной Церкви, ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Алексия, и всех верных чад Московского Патрархата, которые в трудную для осетинского народа минуту протянули ему руку помощи и поддержки.

http://pravoslavie.ru/27883.html

Однако в первый год существования Осетинской миссии там уже насчитывалось до 200 новокрещенных иноверцев. 1110 Св. Синод, видимо, доверял только начальнику миссии, почему, по выезде архимандрита Пахомия с осетинскими старшинами, в Петербург по делу игумена Николая, он поручил астраханскому епископу Илариону следить за ходом миссии и деятельностью оставшихся миссионеров, от которых никак нельзя было получить сведений о числе крестившихся. Св. Синоду пришлось посылать особый указ, чтобы ему доставлялись сведения о крестившихся. Только после этого указа епископ Иларион в июле 1752 года, со слов оставшегося при Осетинской Комиссии, названной так вместо «Осетинского Подворья», донес Св. Синоду, что «грузинские персоны для проповеди находились по разным местам Осетии в середине Большие Горы» и что, по отъезде архимандрита Пахомия, «во всех осетинских уездах» крестилось мужеского и женского пола с малолетними 255 душ, из коих некоторые в великом посте были у исповеди и св. Причастия. 1111 Такое количество новокрещенных не говорит за блестящий успех миссии. Делу миссии много мешали кабардинские владельцы, державшие осетин на холопском положении и не желавшие христианского просвещения своих холопов. Поэтому русскому правительству пришлось особым конвоем казаков охранять самих миссионеров и православные храмы с утварью в Осетии. При таком положении православной миссии на Северном Кавказе русская колонизация значительно помогала успехам христианства, особенно когда возник г. Моздок и в нем поселились подполковник Гак и крестившийся в Петербурге Кончокин с женой и детьми. 1112 Сколько ни старалось русское правительство об успехах Осетинской Духовной Комиссии, миссия мало приносила пользы, находясь в руках грузинских персон. В 1765 году в Осетию даже явились от папы два католических патера с миссионерской целью. Но подполковник Гак запретил им проповедовать и жить в Осетии. Коллегия иностранных дел одобрила распоряжение Гака. Происки нацистов, хотя не имели успеха, однако еще больше помешали православной миссии в Осетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Таким образом, этим поистине высокопросвещенным архипастырем положено для осетин начало и основание их письменности. Продолжателем его дела по части переложения книг на осетинский язык явился грузинский дворянин Иван Ялгузидзе, по происхождению осетин, с малолетства воспитывавшийся в Грузии и знавший грузинский язык по правилам грамматическим. Но убеждению преосвященного экзарха, митрополита Феофилакта, он перевел с грузинского на родное наречие божественную литургию, последование святого крещения, обручения, венчания и погребения, с таким расположением: на левой стороне помещен грузинский подлинник, а на правой перевод осетинский, параллельно подлиннику. Книги эти напечатаны грузинскими церковными литерами частью в Москве, частью же в Тифлисе и своевременно были разосланы осетинским священникам. Благодаря этому же дворянину Ялгузидзе, спустя некоторое время было переведено на осетинский язык с грузинского же языка Евангелие, которое, по проверке правильности и точности переложения комиссией в составе экзарха Грузии, митрополита Ионы, титулярного советника и кавалера Николая Давидовича Чубинова, князя Шалвы Эрнстова и самого Ялгузидзе, с благословения Святейшего Правительствующего Синода отпечатано комитетом российского библейского общества в Московском отделении комитета 98 . Книга эта своевременно разослана во все осетинские приходы в достаточном количестве. С 1 января 1822 года, со времени вступления в управление Осетинскою духовною комиссией преосвященного экзарха, архиепископа Ионы, миссионерская деятельность проникает уже в Абхазию и Джирскую область (в Дагестане), населенную ингилойцами, состоявшими тогда в подданстве у кахского султана. Впрочем, в этих странах, вследствие сильного противодействия представителей магометанского учения и руководителей народа, миссия на первых порах не могла увенчаться особенно большими успехами; так в Абхазии результатом миссионерской проповеди архимандрита Иоанникия было обращение в христианство всего лишь 216 человек абхазцев, а в Закатальском округе – нескольких ингилойцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010