Культурная работа правительства, таким образом, здесь определялась сама собой в зависимости от исторических преданий; она, естественно, должна была иметь в виду оживить среди этих племен христианские предания, явиться среди них с крестом и евангелием и тем положить прочную почву к сближению их с русским народом, к усвоению ими высшей гражданственности и образованности. Если Коран еще недавно сравнительно принятый горцами Кавказа под влиянием Турции 32 , освящал их дикий быт и делал их фанатическими врагами России, то евангелие, напротив, должно было смягчить сердца их, преобразовать нравы и способствовать мирной и доброй жизни. В скором же времени по присоединении Грузии к России в Закавказье возникло с этими целями целое учреждение, – разумеем осетинскую духовную комиссию, обязанности которой впоследствии приняло на себя Общество восстановления православного христианства на Кавказе. После замирения края кавказское высшее начальство, принимая целый ряд мер к повышению гражданского благоустройства и просвещения страны, тем более не могло отказаться от этого, веками испытанные средства мирной колонизационной и культурной работы. В этом отношении оно пошло в полном согласии с заветами и преданиями всей русской истории. Огромное значение монастырей, как носителей русской колонизации и культуры на севере и востоке Европейской России и на всех окраинах нашего отечества, – факт бесспорный. Его можно отрицать только в слепом предубеждении, закрывши глаза на истину. Историки всех направлений в этом отношении согласны между собой. Позволим себе сделать несколько выдержек из исторических трудов, чтобы выяснить этот вопрос. Вот что говорит С. М. Соловьев о влиянии монашества на русский народ на заре его истории: «При господстве материальной силы, пред которою все преклонялось, нужен был ряд подвижников, которые бы показали подвиги, превышавшие подвиги богатырей, которые бы показали господство духа над плотью, показали бы чудеса мужества другого рода, борьбу более изумительную, и приобрели бы своими подвигами благоговение к себе и к тому учению, которое дает силы к подобным подвигам» («Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

По сведениям Комиссии с 1746 по 1764 год обратилось в христианство только 2085 душ обоего пола. Но астраханский преосвященный тогда же доносил, что вследствие нерачения духовных персон и «за неисправлением служб, едва-ли сей новопросвещенный народ имеет какое понятие о христианском законе». 1113 В 1768 году над Осетинской Комиссией стряслось величайшее горе. Новый её начальник архимандрит Григорий, из людей неученых, был убит 2 февраля в местечке Гуриеле. После такого несчастья сама Комиссия была преобразована, вступив во второй, не лучший период своего существования. Св. Синод, будучи уведомлен о печальном событии в Комиссии и получая от кизлярских комендантов плохие отзывы о миссионерах, долго обсуждал вопрос о дальнейшем существовании Комиссии и её деятельности, затем решил назначить начальником Комиссии «для обращения осетинского народа в веру грекороссийского исповедания», вместо архимандрита, ученого протопопа, при нем должны быть два священника из российских ученых и два священника-грузина, два дьякона из российских ученых и один грузин, пять дьячков, из них трое русских и два грузина. Всем миссионерам было назначено, по тогдашнему, приличное жалованье. 1114 На протопопа возлагалась обязанность следить за обучающимися в Моздокской школе (открыта 1764 г.) осетинскими молодыми людьми и наставлять их в Законе Божием. В правилах преобразованной Комиссии поставлен пункт о постройке церквей и часовен в Осетии. Предыдущий печальный опыт в Комиссии заставил Св. Синод точно установить, во-первых, отношения между членами Комиссии, во-вторых, отношения самой Комиссии, к местной епархиальной и светской власти. При новой организации Комиссии, священники, дьякона и дьячки – все, без исключения, отдавались «в смотрение и управление» определенному протопопу, все же вместе с протопопом по духовным делам подчинялись астраханскому архиерею. Но высшим начальником Комиссии, кажется, являлся местный комендант, так как «без ведома и наставления» кизлярского коменданта «собой» ей не велено «ничего не предпринимать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тамаре, к которой осетины этого ущелья питают благоговение и чрезвычайное уважение, и 9) для 10 церквей ведомства бывшей Осетинской духовной комиссии приобрести большие напрестольные Евангелия, плащаницы и разную утварь, шитые по бархату золотом или серебром 106 . Все эти меры своевременно были приведены в исполнение. Обращаясь затем к результатам религиозно-просветительной деятельности Общества, мы видим, что первый же год этой деятельности был плодотворен, так как весь участок Бечу, в Сванетии, в количестве 471 души, обратился в православие, при чем, между обращенными была вся бечинская аристократия, состоявшая в ближайшем родстве с наиболее известными карачаевскими фамилиями. Точно также успешно Общество продолжало трудиться и в дальнейшее время, когда в силу Государя Императора повеления, состоявшегося 29 января 1865 года, оно получило в своем уставе видоизменения и дополнения, что вызывалось обстоятельствами времени и разными соображениями. Вследствие этих изменений делами Общества должен был заведовать Совет под председательством Наместника Кавказского, из вице-председателя экзарха Грузии и шести почетных и действительных, членов по назначению от председателя. По смыслу этого уставу, члены Общества делились на четыре разряда, со взносом в пользу его ежегодной определенной платы в следующем виде: по 1 разряду – 500 р., по 2-му – 250 р., по 3-му – 100 р. и 4-му – 20 руб.; впрочем, впоследствии ежегодная плата в размере 20 р. была заменена единовременным взносом в 50 руб. С изменением устава, деятельность Общества заметно поднялась и расширилась. Так мы видим, что уже к 1884 году на попечении и содержании Общества восстановления православного христианства на Кавказе было 137 приходов, из коих в Абхазии 20, Самурзакани – 17, Сванетии – 14, южной и северной Осетии – 54, Тушетии и Пшавии – 19, Закатальском округе у ингилойцев – 4, в Ахалцихском уезде – 5 и Эриванской губернии – 4, причем содержание благочинных в иных местностях доходило до 1200 рублей в год, священников до 600 и причетников до 120 рублей. К тому же, в 1884 году Обществом вновь построена было 32 церкви и возобновлено 24. Помимо этого для абхазцев и сванетцев, которые употребляли грузинскую письменность, составлены были новые азбуки, а для осетин преосвященным Иосифом, бывшим епископом Владикавказским, переведены на их родной язык молитвы и многие богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православные священники навещают в московских больницах пострадавших в Беслане Москва, 15 сентября 2004 г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия епархиальная Комиссия по церковной социальной деятельности г. Москвы организовала посещение больниц, в которые были направлены пострадавшие в Беслане, сообщает сайт Милосердие.ru . Подавляющее большинство пострадавших - православные христиане. Беседуя со священниками, многие пострадавшие и их родственники выражали желание исповедоваться, причаститься. От имени Церкви и по благословению Святейшего Патриарха к пострадавшим приходили не только с духовным утешением, но и с материальной помощью. Священники и миряне составляли списки необходимого для каждого, чтобы максимально облегчить их положение. По состоянию на 13 сентября пострадавшим выдана денежная помощь - по 10 тысяч рублей на человека, куплены вещи, бытовая техника. Общий объем материальной и денежной помощи превышает 1 млн рублей. Вот как обстоят дела с помощью пострадавшим в некоторых из московских больниц (данные на 13 сентября): в Российской детской клинической больнице находятся 25 пострадавших детей, самым маленьким - по 4 года. Приняли Святое Крещение 8 человек (из них - 5 детей). Родителям и родным пострадавших детей было вручено 25 конвертов с деньгами (по 10 тысяч в каждом). Помощь была встречена с большой благодарностью, со слезами, хотя иногда приходилось уговаривать людей принять ее, они отличаются большой скромностью. В НИИ им. Гельмгольца лежат три ребенка, все крещеные. 13 сентября их посетил священник Свято-Димитриевского храма. Все трое захотели исповедаться и причаститься. Сегодня священник придет к ним для совершения Таинств. В ЦИТО среди 11 пострадавших - 9 детей с тяжелыми травмами, но в сознании. После посещения священника пятеро выразили желание причаститься, трое детей - креститься. Священник придет к ним еще раз. Были вручены деньги, бытовых нужд у пострадавших нет, их посещает осетинская диаспора В детской ГКБ 9 им. Сперанского лежат 12 пострадавших, 6 из них - православные христиане. Больных стал навещать настоятель храма Покрова в Филях. Он причастил пятерых детей. Пострадавшим вручена денежная помощь, составлен список нужд, закуплено и вручено все, о чем просили пострадавшие. Например, 10-летний Азамат (в крещении Азат) попросил роликовые коньки. Их купили и принесли мальчику в палату. Вике (в крещении Веронике) принесли православную литературу. Вика во время теракта защищала брата своим телом, а крестик, который заставили снять, не отдала бандитам, а держала в руке. По просьбе администрации больницы, у постелей детей дежурили сестры Свято-Димитриевского сестричества и студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

http://pravoslavie.ru/11083.html

Ниноцминдская, 3. Руставская, 4. Некреская, а 13-я, прежде бывшая Бодбийская Епархия, обращена в Архимандрию. Имянным Высочайшим Указом, данным Святейшему Правительствующему Синоду в 30 день Августа, 1814 года, повелено: в Грузии и Имеретии быть Екзарху Сиода, и именоваться Грузинским и Имеретинским, с титулом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; и учреждена в Грузии особая Епархия, под названием Осетинской, управление коею, а равно и учрежденною в Грузии Осетинскою Духовною Комиссией, поручено Горийскому Архиепископу Досифею, бывшему до того Викарием Грузинского Митрополита, с титулом Архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского. Епархия сия составилась из одного уезда Телавского; а Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, повелено быть Митрополитом Сигнагским и Кизикским. Сверх того положен Викарий Грузинский; должность сия поручена была Преосвященному Гервасию, бывшему Епископу Цилканскому 13 , который именовался Епископом Горийским. С сего переменою в управлении духовными делами в Грузии, учреждена в Тифлисе Синодальная Контора, под названием Грузино-Имеретинской; Председательствующим в оной повелено быть Екзарху Грузинскому и Имеретинскому; Присутствующими: Архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому, двум Архимандритам и двум Протоиереям. С преобразованием духовных дел в Грузии по всем частям, во время управления юными Преосвященного Митрополита Феофилакта, Высочайше утвержденным – в 28 день Декабря, 1818 года, докладом Святейшого Правительствующого Снода, повелено: быть в Грузии одной только Епархии, с именованием Карталинскою и Кахетинскою; а в помощь Екзарху быть. Викарию, которого должность поручена Архиепископу Стефану Руставскому, не имеющему никакой Епархии, под прежним названием Епископа Горийского. Управление же Сигиагскою Епархиею, которая вошла уже в составе Карталинской и Кахетинской, поручено тамошнему Митрополиту Иоанну Бодбелю по смерть его, из уважения к летам его и службе, но с тем однако ж, чтоб он был в зависимости от Екзарха, и дела по сей Епархии, какия встретиться могут, представлял к нему для дальнейшого по ним действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинское духовенство, состоявшее в Осетинской комиссии, крайне неохотно отзывалось на призывы своих архипастырей вести обучение осетинских мальчиков грамоте, хотя только просветительской деятельностью можно было добиться успеха христианства в Осетии. Еще до открытия во Владикавказе в 1836 г. духовного училища, грузинские экзархи пытались расположить осетин отдавать своих детей в пансион училища на содержание осетинской миссии. Но охотников учиться было мало: осетины-мусульмане запугивали осетин-христиан, что русские хотят забрать таким путем всех учеников в Россию. Осетинская духовная комиссия пришла к выводу, что действительное обращение осетин в христианство может быть достигнуто лишь подготовкой из детей их священников и причетников. Уже в первый год деятельности Владикавказского духовного училища в нем обучалось 34 ученика – 33 осетина и один ингуш. Для обучения имелось 50 экземпляров осетинского букваря и катехизиса. По этим пособиям смотритель училища и преподаватель осетинского языка и Закона Божия грузин протоиерей Шио Двалишвили первоначально учил детей. Инспектором и учителем русского языка и арифметики был осетин Мжедлов. Он перевел на осетинско-тагаурское наречие священную историю с кратким катехизисом, впервые употребив буквы русской гражданской графики. Для поощрения воспитанников в получении дальнейшего духовного образования родителей их освобождали от общественных повинностей. В 1848 г., благодаря этой мере, 5 воспитанников училища поступили в духовные семинарии. Один из них, Василий Цараев, по окончании Тифлисской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, после чего стал преподавателем в семинарии, из стен которой он вышел. Цараев также перевел ряд книг на осетинский язык. По словам М. С. Тотоева, Владикавказское училище сыграло значительную роль в развитии осетин. Для своего времени воспитанники училища «были единственными тружениками на ниве просвещения осетинского народа». В 1834 году духовное училище открылось в Моздоке. В первый же год в нем было 25 учеников. На жизни училища сказывалась, однако, тяжелая военная обстановка того времени. Моздок не раз подвергался нападениям со стороны горцев. В один из набегов Шамиля на город ученики несколько дней отсиживались в тайнике под домом духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Ялгузидзе сделал также при активном участии нового экзарха Грузии, архиепископа Ионы, перевод Евангелия на осетинский язык. Его рукопись была с одобрения Св. Синода направлена в Российское Библейское общество для напечатания в количестве 2000 экз. К сожалению, намерение это так и не было реализовано. Несмотря на значительные внешние успехи в миссионерской деятельности Осетинской духовной комиссии, были и теневые стороны. В отдельных случаях, по словам И. Беляева , «миссионеры побуждали осетин принимать крещение только путем раздачи денег и подарков без всякого научения догматам веры». Так, грузинский священник – миссионер Николай Самарганов показал в отчете, что он за один 1822 г. крестил в Северной Осетии 5000 душ. «Но что то были за христиане, –  пишет И. Беляев , –  понять нетрудно. Новокрещенные из-за подарков крестились по нескольку раз или в случае отказа в деньгах и подарках легко переходили опять в магометанство, т. к. христианство было для них в полном смысле неведомо». По рассказам стариков, Самарганов просто записывал в метрические книги имена всех осетин, фактически даже не совершая крещения. В 1828 г. грузинский митрополит Иона следующим образом поучал в своем наставлении этого миссионера: «Предлагать крещение горцам по довольном научении в вере и отнюдь не считать исполненным звание и долг свой в торопливом и скором сподоблении крещения; стараться внушать первее силу христианского учения и руководствовать по всякому благонравию, без чего крещение, диким людям преподаваемое, будет величайшим злоупотреблением таинства веры христианской». Проповедники-миссионеры требовали постоянного наблюдения и руководства со стороны грузинских экзархов, т. е. грузинские священники, считавшиеся по службе в Осетии, большей частью жили с семьями в Грузии, бросая свои приходы на произвол судьбы. Сам благочинный Самарганов жил в Карталинии и оттуда управлял осетинскими приходами. В 1829 году начальник войск в Кабарде Ушаков доносил митрополиту Ионе, что «в Дигорской области ни одного священника не находится и неизвестно куда они более уже года как уехали; дети остаются без крещения и умершие погребаются без всякого христианского обряда».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не малое значение имел для миссионеров и Кизляр. «В 1747 г. предписано приезжающим в Кизляр из осетинского народа, которые, приняв крещение, пожелают возвратиться в свои жилища, давать в награждение знатным по 20 рублей, а прочим – кормовые деньги; принимать их в российское подданство, и обретающимся в Осетии духовным персонам производить жалование и на покупку для раздачи в Осетии холста и прочего 500 рублей» 35 . Для ограждения Осетии от пропаганды в ней католицизма в том же 1747 году «дано повеление в Кизляр, чтобы скитающихся в Персии римских попов и капуцинов в российские границы не пропускать» 36 . «В том же 1747 году приезжал в Кизляр из Осетии архимандрит грузинский Пахомий, и в 1751 г. был он с осетинскими старшинами в С.-Петербурге, и там 1752 года дано ему на раздачу убогим осетинцам крестящимся холста на рубашки 500 рублей, самому ему определено окладное жалование. Он учинен начальником так названной Осетинской комиссии, и в том же 1752 году отпущен он в Осетию с причетниками и старшинами, от двора одаренными. Сверх того позволено им купить в России серебряной посуды, ружей и прочего на некоторую сумму и вывезти из России» 37 . Таким образом, в начале второй половины XVIII столетия, около 1752 г., миссионерское общество «Осетинское подворье» было переименовано в «Осетинскую Духовную Комиссию». «В 1756 году, в показании к новокрещенным осетинцам Высочайшей милости повелено, присылаемым от них в Кизляр и Астрахань для дел их давать из казны кормовые деньги: старшинам по 10, а рядовым каждому по 3 копейки на день; а которые будут приезжать для продажи своего скота и прочего купечества, и тех от обыкновенных пошлины увольнять, а вместо их брать пошлины с российских купцов, купивших у них товары; от них же в замену того требовать возвращать российских пленных, когда они к ним попадутся. Пошлин с вещей для употребления к церковному строению и для расхода при церквах съестных и прочих припасов, по указу 1758 года, брать не велено, но во взимании же пошлин с холста, соли и прочего потребного на собственные нужды, или товаров, указами 1756, 1758 и 1760 годов, повелено поступать с осетинцами, как предписано о прочих горцах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но вот его «думы», которыми он был занят с усилением русских на Кавказе и особенно христианства в Осетии, выраженные в стихах, напечатанных и переведенных на русский язык ученым В. Миллером в его книге «Осетинские этюды» 132 : «Вчера до света спать мои члены не просили, глаза мои от печали сомкнуться не могли. Ох, наши горы! Наша родина! Как нам жить без вас»!? «Смейся, смейся над собою»! промолвила мне родина. «Кабан лег мне на грудь», – продолжала она и сама заплакала. Ох, наши горы! Наша родина и т.д. «Теперь в день насилия ты обессилил, так как вы разделились на две части, и на одном месте ради меня биться вы не в состоянии. Когда на белой подушке черная слеза сильного струилась (мое сердце не выносит этой печали), откуда-то прозвучало: «Ох, отторгнутый от родины, обесчещенный человек! Но у тебя, ведь, есть надежда (потомство). Ведь ты знаешь это сам – твоя вера и твой Бог»! Где бы ни были мы, твое потомство, пусть твоим именем мы держимся; какое бы насилие не постигло нас, мы не примем бесславия на голову! 133 . В последствии Кундухов, этот сторонник магометанства в Осетии, убежал с 10-ю тыс. осетин магометан в Турцию. Как поучителен этот урок со стороны облагодетельствованного русским правительством горца-магометанина, и как вырастает значение этого события по отношению к часто проводимой политике русских на окраинах, если мы вспомним, что таких или подобных случаев в истории русского владычества на окраинах было сравнительно не мало! XXII. Общество восстановления православного христианства на Кавказе. – Закрытие духовной комиссии. – Современное положение христианства среди осетин Массовые совращения православных осетин в магометанство не могли остаться не замеченными и светским, и духовным начальством на Кавказе. Необходимы были энергичные меры противодействия магометанскому движению горцев. И вот, в 1857 году наместник князь Барятинский, по совещании с экзархом Грузии Исидором, пришел к мысли учредить «Общество восстановления Православного Христианства на Кавказе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в особенности много потрудился на поприще просвещения горцев светом христианского вероучения архиепископ Моздокский, а впоследствии Астраханский Гаиоз (князь Бараташвили) 95 , лично известный первому экзарху Грузии из русских, высокопреосвященному Феофилакту, которому он задолго предсказал назначение на высший пост. Это тот самый Гаиоз, при первом свидании с которым, в проезд свой чрез Астрахань в Грузию, вновь назначенный экзарх поклонился ему в ноги и произнес: «Ты мой отец и пророк судьбы моей! Отец потому, что постригал меня в монашество; пророк, что предсказал мне сан святительский и настоящее искушение» 96 . Получив воспитание в московской духовной академии и вообще будучи человеком глубоко просвещенным, что мы и увидим ниже, архипастырь Гаиоз вслед за прибытием своим к месту назначения – Моздок, немедленно приступил к улучшению существовавшей тут осетинской школы, предварительно убедившись в неудовлетворительном её состоянии. Заметив, что руководившие делом просвещения горских юношей учителя были и сами-то недалекого образования, он заменил их людьми просвещенными, отвечавшими великому званию учителя также и нравственными своими качествами, каковым был, например, Иоанн Чилашвили, окончивший курс в Славяно-греко-латинской академии Благодаря этому, а также и тому обстоятельству, что преосвященный Гаиоз зорко и бдительно следил за успешным ходом обучения в школе и всегда лично давал ей руководственное направление, дело просвещения питомцев пошло плодотворно: многие юноши по окончании курса в школе стали поступать для продолжения своего образования в Астраханскую духовную семинарию и затем, получив тут более или менее основательные сведения по разным отраслям знания и науки, являлись среди своих соотечественников сеятелями знаний, любви и добра. Сознавая вполне, что слабые успехи осетинской духовной комиссии в деле просвещения много зависели и от не имения осетинами на их родном языке религиозно-нравственных книг, архиепископ Гаиоз, составив осетинскую азбуку из букв славянского алфавита, перевел на осетинский язык книжку «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного Писания» (употреблявшуюся в русских духовных училищах церковно-славянскую азбуку): книжка эта заключала в себе кроме алфавита и слогов, краткий катехизис и главные молитвы 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010