Елфинстон посадил на мель на Лемносских мелях и потерял тут же свой восьмидесятный корабль. Генерал граф Орлов, видев, что большая часть кораблей без починки не могут выдержать зиму на море, почитая же за нужное, чтоб нас уведомить о всех бывших происшествиях и требовать дальнего повеления, а притом был болен сильною лихорадкою и имев многих больных на своем борте, пошел к Паросу, где и ныне еще находится адмирал Спиридов, из Пароса же в Ливорну, откуда намерен был отправить генерал-поручика графа Федора Орлова, при котором вся канцелярия находится, сюда с рапортом и с требованием повеления; но долговременный карантин и болезнь задержали в Мессине генерал-поручика графа Орлова, что видя, генерал граф Орлов, и опасаясь, чтобы по причине приближающейся весны не опоздать, взял намерение и сам поехал сюда, дабы за неимением при себе письменных дел сделать обо всем словесное объяснение; сделав же оное, требует повеления на будущую кампанию и колико ему надобно будет соображать его предприятия с прочими поступлениями к сокрушению силы Оттоманской империи. Совет имеет, обслушав наперед генерала графа Орлова, постановить общий с ним план действиям Средиземного моря экспедиции на будущую кампанию и представить нам оный на утверждение». Когда Екатерина перестала говорить, начал свою речь Алексей Орлов, объявил, что флот находится теперь у острова Пароса и может в будущем мае начать кампанию, что ни малейшего недостатка в пропитании не предвидится; потом Орлов рассказал прошлогоднюю кампанию и покинутие Лемноса, описывал нравы архипелажских жителей и как мало на них можно полагаться, описывал. выгодное положение островов, с которых можно получать все пропитание, и заключил представлением, что надобно проучить рагузинцев за то, что суда их были в турецком флоте во время Чесменского боя. 14 марта в Совете в присутствии Орлова читали изготовленные к нему рескрипты: один о действиях флота в будущую кампанию, а другой о заключении мира с Портою, если случай представится. Первый заключался в следующем: 1) держаться, сколько возможно, пред Дарданеллами и запирать тамошний канал, чтоб не допускать подвоза съестных припасов в Константинополь «и тем самым умножать в тамошнем народе разврат, волнение и огорчение противу правительства за продолжение ненавистной ему войны»; 2) когда русский флот будет держать таким образом все острова архипелага позади себя, то Константинополь будет считать их для себя потерянными, по крайней мере на все время продолжения войны, и лишится собираемых с них податей и других поборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с детьми Донбасса 02.12.2022 14:27:29 МОСКВА 1 декабря 2022 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками детских делегаций Донбасса. Встреча прошла в рамках реализации гуманитарной миссии «Дети Донбасса в гостях у Патриарха», осуществляемой благотворительным фондом «Спасая детство» в сотрудничестве с Министерством молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики. Ранее в этом году, с 28 июля по 1 августа, фонд «Спасая детство» совместно с Русской Православной Церковью, Администрацией Президента РФ и Правительством Донецкой Народной Республики реализовал предыдущий этап проекта. В этот раз было принято решение организовать для ребят не только культурную программу, но и развивать спортивное направление, поскольку на Донбассе у детей нет возможности безопасно тренироваться, а для сохранения и развития спортивных навыков необходимы регулярные тренировки. Во встрече со Святейшим Патриархом Кириллом приняли участие две группы детей из Донецкой Народной Республики. В составе первой группы — 50 детей-спортсменов в возрасте от 5 до 17 лет, занимающихся легкой атлетикой, и сопровождающие их профессиональные тренеры, которые в период с 7 ноября по 28 декабря посещают Ярославскую область для участия в спортивных сборах. Большое содействие в организации сборов оказало правительство Ярославской области, а также АО «ЯТУ имени В.Ю. Орлова» в лице генерального директора А.Н. Орлова, председателя Совета директоров С.В. Орлова, директора гостиничного направления АО «ЯТУ имени В.Ю. Орлова» П.А. Карпова. В составе второй группы — 37 детей-спортсменов (хоккеисты и волейболисты) в возрасте от 14 до 17 лет и шесть взрослых сопровождающих. При поддержке правительства Калужской области для ребят в период с 16 ноября по 28 декабря организованы занятия в спортивном комплексе «Центральный» Калужской области. Дети восстанавливают физическое и психологическое здоровье, занимаются спортом с профессиональными тренерами, принимают участие в культурных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2022/12/02/svyateyshi...

Полем. Инспектор училища Бердников не раз отмечал Орлова как одного из самых талантливых, серьезных и прилежных учеников. О том же говорит и свидетельство об окончании училища, полученное Орловым в мае 1874 года. Вскоре Орлова пригласили занять место регента в одном известном церковном хоре. Этот хор, существовавший на средства Н. А. Смирнова , имел свою историю и традиции и считался одним из лучших в Москве в 1860-х —1880—х годах. В ноябре 1882 года, после смерти прежнего владельца, хор в неполном, ослабленном составе вошел в Русское хоровое общество, руководители которого преобразовали смирновский хор в духовную певческую капеллу (мужские и детские голоса). Совет старшин РХО привлекала идея пропаганды духовной музыки в хорошем исполнении. С этим коллективом Орлов работал с осени 1882 по весну 1886 года. Капелла постоянно испытывала материальные затруднения, и в конце концов, когда долг по капелле в 1885 году достиг восемнадцати тысяч рублей, ее вывели из РХО, а еще через три года от нее вовсе отказались. При этом службы и концерты капеллы собирали массу любителей церковного пения, желавших послушать в талантливом исполнении сочинения Бортнянского, Березовского, Дегтярева, Давыдова, Турчанинова, Феофана, Львова, Львовского, Танеева и др. В отчете за первое десятилетие существования РХО (1878–1888) говорится, что благодаря энергии и способностям Орлова капелла весьма усовершенствовалась, а после блестяще проведенного духовного концерта 18 марта 1884 года за ней установилась слава лучшего хора Москвы. Музыкальный критик И. В. Липаев вспоминал, что когда в зале Биржи капелла РХО выступала вместе с другими церковными хорами, ей не было равных. В 1885 году, в самый критический момент, капеллу взял под свое покровительство Чайковский. Вместе с Орловым он составил программу духовного концерта 17 февраля 1886 года и пригласил на него множество музыкантов, друзей и знакомых. В качестве новинки в программе стояли четыре произведения самого Чайковского: Херувимская (F dur), «Да исправится», «Тебе поем» (С dur) и «Блажени, яже избрал», а также хоры Азеева, Римского-Корсакова, Вейхенталя, Танеева, Рубинштейна и западноевропейская музыка – Лотти, Скарлатти, Моцарт, Сарти. Этот концерт состоялся незадолго до назначения Орлова на должность регента Синодального хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

парке. Но олени не прижились из-за сурового для них местного климата. Однако, несмотря на все сходство Отрады с английскими усадьбами, отрадненский парк является произведением русского паркового искусства, типичным для конца XVIII столетия, — парком сентиментализма. Создатели парка мастерски включили ансамбль усадьбы в ландшафт, максимально используя то, что было создано самой природой. Особенно показательна композиция большого луга на покатом склоне между «замком» и церковью. Большое открытое место, судя по словам самого Орлова, существовало здесь изначально. Создатели парка сохранили эту особенность ландшафта, однако композиционно преобразили его, высадив по всему пространству луга небольшие группы деревьев. Лес же, росший в низине у реки, был преобразован в парк: его прорезали образующие в плане сложный узор дорожки и аллеи, здесь же были выкопаны живописные пруды (первоначально они имели форму вензелей Григория Орлова и Екатерины). Особенно красивым был обсаженный деревьями Лебединый пруд с островком посредине. Украшением парка стали всевозможные «садовые затеи» (гроты, руины, беседки), не сохранившиеся до наших дней. Любовь к природе выразилась у Орлова не только в устройстве пейзажного парка, но и в бережном отношении к лесам, чем он выделялся среди всех окрестных помещиков. Он советовал соседям не рубить лесов, предупреждая о возможных печальных последствиях таких порубок. Собственные леса граф держал в образцовом порядке. В. Г. Орлов завел в Отраде по обыкновению того времени крепостной театр, где в оркестре служил капельмейстером Л. С. Гурилев, отец известного композитора А. Л. Гурилева. Будущий автор знаменитых романсов («Сарафанчик», «Матушка-голубушка», «Однозвучно гремит колокольчик» и других) также играл в этом оркестре. После смерти В. Г. Орлова усадьба Отрада обогатилась еще одним прекрасным архитектурным сооружением: в 1832 —1835 годах по проекту Д. И. Жилярди был возведен мавзолей Орловых. При первом же взгляде на это здание невольно напрашивается сравнение с уже знакомым нам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кронштадтский мятеж поэта Орлова О творчестве петербургского литератора 29.04.2020 4976 Время на чтение 19 минут В своей недавней статье о творчестве Бориса Орлова я написал, что на сегодняшний день он является, пожалуй, лучшим метафористом России, чему нашлись веские и убедительные подтверждения в обширной подборке стихов, опубликованных на днях в газете «Российский писатель». Высокий творческий уровень как самых свежих, так и предыдущих поэтических произведений дает основания хотя бы лично мне называть Бориса Александровича одним из главных претендентов на звание первого поэта страны 2020 года. И, действительно, только почитайте: Натянут горизонт, как жгут. День урожайный и погожий. Стрижи лучи под солнцем жнут Их крылья на серпы похожи. Звенит бубенчиком ручей, А ёлки – словно пирамиды. Солому солнечных лучей Закат укладывает в скирды. От красоты сойдешь с ума – Сквозняк скользит нежнее шелка. Ночь спрячет в сумраке дома, Но не всерьез и не надолго. И это не какой-то случайный, занесенный неуправляемым питерским ветром стих. Таких произведений у нашего автора предостаточно. Их общий уровень, повторяю, очень высок. Впрочем, уже длительное время Борис Орлов является знаковой и значимой фигурой в русской поэзии. Регулярно появляющиеся подборки его стихов в антологиях, журналах и газетах сопровождаются биографическими данными, что поэт – лауреат многих литературных премий, сопредседатель Союза писателей России, председатель петербургского отделения СП России, капитан первого ранга в отставке, живущий в Кронштадте. Метафорически этот островной городок нынче напоминает высящийся над балтийской водой, пробуждающийся громокипящий вулкан, который говорит голосом стихотворца Орлова. Можно спрогнозировать, что он скоро взорвется, из жерла польется огнедышащая лава, как слава… Несложно предположить, что над Кронштадтом уже задымило, и за этим «Дымом отечества», которое, как порой кажется, обладает при нынешней власти неприятным свойством ужиматься до размеров островного населенного пункта или несамостоятельного анклава, со своих светлых проспектов, затемненных проходных дворов и удлиненных набережных наблюдает весь Петербург. Да берите шире - Россия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/29/...

Для чего делала она этот разбор? По-видимому, для восхваления Орлова, но преимущественно для собственного оправдания, и здесь лежало уже начало разлуки. Она видела, что Орлов – человек с необыкновенною отвагою – не отличался ни обширным умом, ни просвещением; она думала, что он восполнит последнее трудом, и ошиблась. Он не мог помогать ей удержать то, что помог приобрести. Главное, что можно было выставить к чести Орлова, – это благонамеренность, патриотизм; но он не мог быть ни правителем, ни решителем важных вопросов государственных, он мог быть только во главе партии, и то поддерживаемый, подталкиваемый другими. В письме к приятельнице своей Бельке Екатерина разложила черты характера Орлова по поводу отправления его на Букурештский конгресс. «Граф Орлов, – писала она, – который без преувеличения первый красавец своего времени, должен действительно казаться ангелом перед этими гнусными турецкими бородачами; его свита блестящая и отборная; и мой посланник любит великолепие и блеск. Но держу пари, что его особа сокрушает всех вокруг: этот посланник удивительный человек, природа так роскошно наделила его со сторон ума, сердца, души, что у этого человека нет ничего приобретенного – все натура, и все хорошо; но госпожа натура также избаловала его, потому что прилежание труднее для него всего на свете, и до тридцати лет ничто не могло его к нему принудить. Несмотря на то, удивительно, сколько он знает; его естественная прозорливость так далека, что, слыша о предмете в первый раз, он схватывает его крепкие и слабые стороны и оставляет далеко позади себя человека, который начал об нем с ним говорить». Похвала, страшно преувеличенная, вызванная понижением первой стороны, где показывалось, что с Орловым ничего сделать было нельзя. Но не это было главным: Орловым начали тяготиться как человеком; отношений 1768 года не было более, только посторонние препятствия мешали разрыву с человеком, который с своей стороны давал поводы к этому разрыву. По-видимому, легкая задача для людей, которые хотели отстранить Орлова в политических видах, но Орлов был могущество, с которым предстояла долгая борьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова ФОТОГАЛЕРЕЯ В Музее христианского искусства Московской духовной академии открылась необычная выставка забытого художника Владимира Орлова . Его работы никогда ранее не выставлялись в таком объеме, и о самой личности художника тоже известно немногое. На выставке представлены 185 рисунков художника, посвященных русской храмовой архитектуре, самый ранний из которых датирован 1907 годом, а самый поздний – 1959-м. Интересно, что после революции предмет изображения, смысловая составляющая работ Владимира Орлова не поменялись. Познакомиться с наследием талантливого художника, оставившего нам ценнейший материал для изучения русской храмовой архитектуры, можно будет до 31 августа 2023 года по адресу: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Музей христианского искусства, «Церковно-археологический кабинет». vk fb tw ok @ g+ lj Вид Московского Кремля в XVII веке Рисунок, 46,0 х 55,0 см, бумага, акварель, белила, 1958 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Кузня у Свибловой башни Московского Кремля Рисунок, 19,8 х 29,5 см, бумага, акварель, карандаш, белила, гуашь, 1915 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Старая Москва, первая четверть XX в. Рисунок, 20,0 х 24.3 см, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1920-е годы. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Вид Троице-Сергиевой Лавры с Блинной горы Рисунок, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1959 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Вид Троице-Сергиевой Лавры с северо-западной стороны Рисунок, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1959 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства vk fb tw ok @ g+ lj Праздничный день в Троице-Сергиевой Лавре Рисунок, 37,7 х 30,8 см, бумага, акварель, карандаш, гуашь, белила, 1958 год. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства

http://pravoslavie.ru/153659.html

Видимо, поэтому при Орлове участие хора в частных службах было сведено к минимуму. 124 По свидетельствам «синодалов», певших под управлением Орлова в середине 1900-х годов, он плохо владел инструментом. Иногда на его репетициях за роялем сидел Данилин или кто-то из старших учеников. На репетициях и концертах он пользовался невысокой подставкой, дирижировал резко, почти все время одной правой рукой. Жесты были небольшие, перед собой, на уровне груди. 125 Никольский не говорит о слухе Орлова, а между тем, по словам дочери регента, он еще мальчиком поражал окружающих совершенно особенным, изумительным слухом. 126 Как вспоминал певчий Н. Белкин, мальчики в партиях сливались в один голос: этому способствовала как тембровая подобранность голосов, так и работа на спевках по слиянию голосов в унисоне. Особенно запомнился Белкину унисон в начале песнопения Кастальского «Сам Един». 127 По рассказам московского старожила А. Л. Вознесенского, он слышал пение хора под управлением Орлова в день похорон Войденова, причем одно сочинение было исполнено на невероятном pianissimo. «Я замечал, что взрослые певчие порой по мощи и красоте отдельных голосов уступали другим хорам. Зато вместе пели так слаженно, художественно и артистично, что тягаться с ними было невозможно. Это как Художественный театр, где не было чудо-актеров, а был ансамбль, естественность, правда жизни», – говорил Вознесенский. 128 О том же писал С. Н. Кругликов в рецензии на концерт Синодального хора: «...Оттенки Орлова грешат некоторой манерностью и преувеличенностью: слишком часты резкие переходы от очень громкого звука к очень тихому. Впрочем, это упрек не одному Орлову. Он вообще относится к нашим концертным и театральным дирижерам. Со времен Эрдмансдерфера Москва забыла, что значит художественная простота исполнения. Нам преподносят не столько музыку, сколько звуковые эффекты. Все подчеркнуто, чтобы контрасты выходили разительнее. Правильного перехода от forte к piano нет, он заменен скачком от fortissimo к pianissimo.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23 «Помощник регента Николай Иванович Соколов был также очень типичной фигурой регента львовской выучки, отличный практик, очень плохой музыкант, пожалуй, и совсем неуч, но считавший за собою многие достоинства, выражавшиеся в забавно-министерской физиономии этого сущего холопа, но в известных случаях гордого и злого. Лентяй он был прямо номер 0. Он способен был проводить часовые спевки, решительно ничего не делая, болтая зачем-то о септаккордах, задержаниях и тому подобном перед певчими, не знавшими нот. При таких беседах он сам, видимо, слушал себя, любовался собой и был от того совершенно пошл и противен. Попавшись в разных гадостях, он заставил Шишкова выгнать его, наконец, из Синодального хора. Некоторые его сочинения: «Милость мира» (b dur), «Ныне отпущаеши» (соло тенора с хором), – были любимы в Москве. Они отлично звучат, но не более» (Воспоминания, том I, л. 242 об.). 24 С уходом из училища в 1886 году регента Д. Г. Вигилева на его место, в обход первого помощника регента Соколова, заступил В. С. Орлов. Имевший в Москве репутацию серьезного музыканта Орлов был поддержан ходатайствами Чайковского, обращенными к Победоносцеву и Шишкову. См. подробнее в разделе сборника, посвященном Орлову. 25 Официальные занятия Орлова с Танеевым прекратились ввиду размолвки Смоленского с директором консерватории Сафоновым из-за преподавателя скрипичной игры Д. Г. Григорьева. «Поводом к стычке, – пишет Смоленский, – были два обстоятельства: невозможность для г. Григорьева участвовать в симфонических собраниях (дирижировал Сафонов), так как время их репетиций совпало с уроками г. Григорьева в Синодальном училище, и начавшиеся в классе Танеева занятия регента Орлова в консерватории. Сафонов, не разобрав дела, вздумал накричать на меня приблизительно так: «Если вы будете мне мешать пользоваться услугами Григорьева, которыми я дорожу, то, кроме того, что я сделаю по-своему, я выгоню Орлова вон из консерватории». Я помню, что я был страшно взбешен и оскорблен этою дерзостью, тем более что на мое желание объяснить Сафонову, в чем дело и в чем его ошибка, я вновь услыхал: «Мне не об чем с вами говорить». Последовавшее после этого мое приглашение Сафонова в мой кабинет было так внушительно, что Сафонов не решился не принять это приглашение и должен был тут же выслушать от меня надлежащее поучение. Случайно вошедшему Танееву я объяснил, к полной досаде Сафонова, угрозу выгнать Орлова из консерватории, и бедный Сафонов получил прибавку еще и от Сергея Ивановича. После этого случая я вполне расстался с В.И. Сафоновым» (Воспоминания, том I, л. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом задачи Синодального училища совпадали с задачами регентских классов Придворной капеллы. Тесный контакт училища с Синодальным хором, поющим богослужения в Успенском соборе, явился превосходной школой стиля и богослужебного уставного пения и с практической стороны. Поэтому начиная с 1886 г. следует говорить раздельно о Синодальном хоре и о Синодальном училище, хотя оно и продолжало считаться при Синодальном хоре 747 . Со вступлением В.С. Орлова в должность регента Синодального хора в начале 1886 г., после того как он пробыл некоторое время вторым помощником регента хора Н. И.Соколова , начался необыкновенный расцвет Синодального хора. П.И.Чайковский был членом наблюдательного совета Синодального училища и хора и гарячо рекомендовал в 1886 г. тогдашнему «всемоге», оберпрокурору Святейшего Синода К.П.Победоносцеву на должность регента Синодального хора Василия Сергеевича Орлова, и при этом дал характеристику, которую стоит привести здесь полностью 748 : «... Поспешаю убедительно просить Вас не колебаься в решении утвердить г. Орлова на означенную должность 749 в случае, если московским начальством он будет представлен к утверждению. В.С.Орлов не только прекрасный музыкант, не только превосходный знаток своего дела, которому всецело он посвятил жизнь свою, – но я могу поручиться и за его прекрасные душевные качества, благодаря которым он пользуется в московском музыкальном мире всеобщим уважением и безупречной репутацией...». И в другом письме, к прокурору Московской Синодальной конторы, от которого зависело представить Орлова на должность регента Синодального хора, Чайковский тогда же писал: «Василий Сергеевич Орлов пользуется в музыкальном мире Москвы такой превосходной репутацией музыканта вообще и специалиста по церковному пению в особенности, что я мог бы ограничиться лишь несколькими словами для того, чтобы должным образом воздать ему справедливость... По моему мнению, никто больше Василия Сергеевича не соответствует всем означенным требованиям, будучи прекрасным музыкантом, будучи практически знакомым с своей специальностью (ибо он состоит регентом известного вам хора) 750 , будучи умным человеком, притом одушевленном горячей любовью к делу, он, в случае назначения, поставит хор синодальных певчих на подобающую высоту и, без всякого сомнения, оправдает возлагаемые на него надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010