Премьера Литургии 1 состоялась 7 октября 1898 года. «Прошло немного времени, – продолжает Гречанинов, и я написал два хора: «Воскликните Господеви“ и «Волною морскою». В них я впервые взял в качестве материала старинные церковные напевы и попевки и в обработке старался держаться ближе к ладовому характеру самих напевов, избегая, например, хроматизмов и больших скачков в мелодии, итальянской слащавости и проч. В исполнении хора Синодального училища эти два мои песнопения имели громадный успех... В 1899 году Синодальный хор отправился в Вену, и в программе венского концерта были эти два хора, которые так же, как и в Москве, имели и там очень большой успех» (с. 69–70). 83 Деятельность Бердникова на посту инспектора малолетних певчих, а с 1860-х годов – инспектора училища заслужила самую высокую оценку современников. Экзаменаторы отмечали, что обучение поставлено замечательно, ревизоры были довольны и ответами учеников, и общим их развитием, и внешней благовоспитанностью; указывалось также, что зубрежки нет и в помине, речь и письменные работы – осмысленные. Прокурор А. Потемкин в докладной записке 1881 года писал, что Бердников являлся все время душой обновления и усовершенствования обоих учреждений, хора и училища. Смоленский в письме к Н. Ф. Финдейзену от 3 ноября 1897 года констатировал, что училище в старом его виде благоустроено трудами Бердникова, отдавшего этому делу двадцать пять лет своей трудовой жизни, и что после Бердникова училище и хор пришли в полнейший упадок. (См. о Бердникове также в «Воспоминаниях» С. В. Смоленского и комментариях к ним. 84 По косвенным данным, которые несколько расходятся с данными, приведенными в книге Металлова, можно сделать вывод, что Кашкин преподавал теорию музыки с осени 1872 по весну 1874 года. 85 Имеются и другие свидетельства о голосе Орлова. Так, Смоленский дважды – в «Воспоминаниях» и в цитированном выше письме к Финдейзену – говорит об Орлове как о дисканте Синодального хора. Регент В. Зверев после прослушивания братьев Орловых сделал пометку на их прошении: «На испытании мальчики Орловы оказались к пению очень хорошими» (РГАДА, ф. 1183, on. 1, кн. 40, 183). Василий Орлов находился в составе Синодального хора с июля 1870 по декабрь 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Студента Болотова в Академии сразу все узнали, все составили о нем одно мнение 1 . Прошло лишь два с половиной года со времени поступления его в Академию, как он, так сказать, избран был уже на профессорскую кафедру. 5 марта 1878 г. скоропостижно скончался заслуженный ординарный профессор Академии И. В. Чельцов , и совет Академии решил не замещать освободившейся кафедры древней общей церковной истории до окончания курса студентом Болотовым. Профессором-руководителем для Василия Васильевича с этого времени, взамен Чельцова, стал И. Е. Троицкий , временно заместивший кафедру последнего. Спустя несколько месяцев по окончании курса (28 окт. 1879 г.) В. В. Болотов защитил уже свою магистерскую диссертацию: «Учение Оригена о Св. Троице». Многоопытный рецензент этой диссертации, проф. И. Е. Троицкий , спустя уже 15 лет после ее защиты, официально назвал ее не магистерской, а докторской по своим достоинствам диссертацией. Самая защита Василием Васильевичем диссертации была истинным праздником избранника науки, не имевшим уже себе подобных в последующей академической жизни. Вскоре же после защиты магистерской диссертации В. В-ч открыл курс своих академических лекций по древней общей церковной истории (официально избран в доценты 2 ноября 1879 г.). Чарующее действие на слушателей его выдающегося ораторского таланта после первой его академической лекции (о взаимоотношениях греческой и римской цивилизаций в дохристианский и христианский период) было не менее сильно, чем после прошлогоднего, столь оригинального, живого, увлекательного изложения им самых специальных вещей на магистерском коллоквиуме доцента М. И. Орлова. Прошло лишь полтора года со дня занятия Василием Васильевичем академической кафедры, и он должен был начать уже и то другое трудное дело профессора, которому он вообще так много потом отдал своих сил. 10 июня 1881 г. он уже официально оппонировал на магистерском диспуте своему младшему товарищу, И. С. Пальмову . Спустя три года после этого молодой доцент является (в 1884 году) оппонентом уже на двух докторских диспутах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Экскурс Б. Древнейшие митрополии в Церкви персидской. 1899, 2 (стр. 323–349). Экскурс В. Смутное время в истории сиро-персидской Церкви. 1899, 3 (стр. 535–547). Глaba II. Cnucok католикосов селевкие-ктисифонских. 1899, 4 (стр. 789–804), 5 (1004–1031), 6 (1182–1204). Экскурс Г. Что знает о начале христианства в Персии история? 1900, 1 (стр. 65–99), 3 (428–439). Πρεργον. Из эпохи споров о пасхе в kohцe II b. 1900, 3 (стр. 439–454). 10 . Примечание относительно коптских переводов откровения о седьминах в дополнение к переводу В. В. Болотова с коптского, помещенному в сочинении А. П. Рождественского: «Откровение Даниилу о семидесяти седьминах». Хр. Чт. 1896, 7–8 (стр.143–145). В том же сочинении В. В. Болотову принадлежит «Npuлoжehue II» (стр. 271–274) по вопросу о том, как думал св. Ипполит Римский о продолжительности служения Господа нашего Иисуса Христа. 11 .  Валтасар и Дарий Мидянин . Опыт решения экзегетической проблемы. С двумя приложениями: A. Anmedamirung uлu Posmdamirung? Cnophый вопрос в вавилонской хронологии. Б. Имя Астиаг. Хр. Чтение 1896, 9–10 (стр. 279–341). В отдельн. оттиск. 279–341 стр. 12 . Замены понятия λεως на восточных языках (письмо к свящ. М. И. Орлову). 1897, 4 (стр. 633–641). 13 . «Трактаты» Гeлacuя I (no поводу коллоквиума 15 марта 1899 г. М. И. Орлова «Liber Pontificalis как источник для истории римского папства и полемики против него»). 1899, 4 (стр. 812–817). 14 . Немецкая богословская литература (Библиографические заметки). Монографии: К. Гольстена, Липсиуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса и Бахмана. – Системы церковной истории Гергенрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Мнхелнса и Лаурина. 1881, 9–10 (стр. 514–574). 15 . Иностранная богословская литература. Библиографические заметки о новых сочинениях Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзеке, Рисселя. 1882, 11–12 (стр. 796–836); – Копаллика, Гуйлью, Грегоровиуса, Марра и Ж. Гавэ. 1883, 5–6 (стр. 778–817). 16 . Отзыв о сочинении В. Кипарисова , удостоенном Св. Синодом премии митрополита Макария: «О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории Церкви и государства c I no IX b. Выпуск первый, Москва 1883 г.» Хр. Чтение 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Оглоблины, воспитанники петербургского Мариинского приюта — 149 Олег Иванович (? –1403) — великий князь рязанский — 306 Олферьев, генерал — 187 Ольга (? –969) — княгиня, жена киевского князя Игоря — 73 Ольга, дочь А. В. Сыренского — 190 Ольга Алексеевна, жена А. В. Сыренского — 190 Ольга Дмитриевна, сестра Е. Д. Пеликан — 306 Ольга Евфимовна — см. Путятина О. Е. Ольга Петровна — см. Быстрова О. П. Ольденбургский Петр Георгиевич (1812–1881) — принц, генерал; главноуправляющий IV отделением Собственной Канцелярии его императорского величества; член Государственного совета — 292–293 Оомай — возможно, Оомаэ Тайдзо — советник Японского консульства в Петербурге — 151, 157, 191 Оонума Варвара — 192, 216 Опухтин — см. Апухтин А. Л. Орбелиани, графиня — 145 Орбелиани, княгиня, сестра милосердия во время войны на Кавказе, была в плену у Шамиля — 153, 178, 182, 193, 231, 240 Орлов, доктор — 172 Орлов Владимир Александрович — полицмейстер Сызрани; надворный советник — 303 Орлов–Давыдов Владимир Петрович (1809–1882) — граф; петербургский почетный предводитель дворянства; меценат и коллекционер, писатель — 135, 153, 193, 241, 256, 280, 281 Орлов–Давыдов Сергей Владимирович (? –1905) — граф, сын В. П. и О. И. Орловых–Давыдовых (см.: Граф Сергей Владимирович Орлов–Давыдов, почетный попечитель детской больницы Св. Ольги. М., 1906) — 214, 279 Орлова — см. Орлова–Давыдова О. И. Орлова–Давыдова Мария Владимировна (? –1880) — графиня; статс–дама императрицы Марии Александровны — 82, 119, 122, 137, 141, 143, 153, 215, 241, 288 Орлова–Давыдова Ольга Ивановна (урожд. княгиня Барятинская) (1814— 1876) — графиня, жена В. П. Орлова–Давыдова — 210 Орнатский Василий Семенович (1818–1904) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1843); профессор словесности Новгородской Духовной семинарии (1843–1878), протоиерей новгородского кафедрального Софийского собора (с 1872 г.) — 163 Осада — 157 Осланбеков — см. Асланбеков А. Б. Остелецкий Константин Степанович (? –1904) — вице–адмирал, главный инспектор минного дела — 267

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Священномученик Михаил Тихоницкий 6 (†1918; память 7/20 сентября) родился в 1846 году в селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Спасской церкви Петра Тихоницкого и его жены Анфисы Ивановны. Окончил Вятское Духовное училище и Вятскую Духовную семинарию. По кончании полного курса семинарии, в 1868 году рукоположен во священника к Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода. Многих людей молодой священник удержал от заблуждений, многих старообрядцев вернул в лоно Святой Матери-Церкви. «Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснении учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства», – писал об о. Михаиле благочинный. В 1881 году о. Михаил был переведен в Троицкую церковь города Орлова, в 1889 году – в Вознесенскую церковь при старом городском кладбище Орлова. С 1913 года – клирик орловского Казанско-Богородицкого собора, духовник городского духовенства. 8 сентября 1918 года протоиерей Михаил был арестован гонителями, 19 сентября допрошен, а 20 сентября 1918 года «по обвинению в контрреволюционной деятельности» приговорен к расстрелу. В тот же день в 9 часов вечера приговор был приведен в исполнение. Его могила не была утеряна и стала местом особого благоговейного почитания православных людей. 8 сентября 2008 года святые мощи новомученика протоиерея Михаила Тихоницкого были обретены на кладбище г. Орлова . Ныне они пребывают в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобномученик Мина 7 (†1937; в миру Иван Власович Шелаев – память 22 октября/4 ноября) родился 15 сентября 1882 года в селе Пересве- тово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но, имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. 23 марта 1896 года Иван успешно заканчивает полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище. С 1902 по 1906 год он работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. В этот период он не только работает, но и усиленно занимается самообразованием. Благодаря глубоко верующей и смиренной матери, он был воспитан в истинной любви к Богу и Церкви, что и определило главное направление его устремлений к познанию. Он самостоятельно изучает Священное Писание , святоотеческое наследие, догматическое богословие, а также труды по истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

Официальным оппонентом, кроме упомянутых выше коллоквиумов: 1)В. Н. Самуилова и 2) М. И. Орлова, В. В. Болотов был еще при защите магистерских диссертаций: 3) И. С. Пальмова: «Вопрос о чаше в гуситском движении». СПб., 1881, 10 июня 1881 г.; 4) А. И. Садова: «Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма». СПб., 1883,23 октября 1883 г.; 5) В. Дмитриевского: «Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V в. по P. X.». Казань, 1884; 6) И. А. Орлова: «Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учениях о двух волях во Христе». СПб., 1888, 9 июня 1888 г. (рассмотрение поручено было вместе с A. J1. Катанским 13 июня 1887 г., согласие с отзывом A. JI. Катанского заявлено 18 марта 1888 г.); 434 7) Т. А. Налимова: «Вопрос о папской власти на Констанцском соборе». СПб, 1890, 4 ноября 1890 г.; 435 8)/7. С. Соколова: «Церковная реформа императора Иосифа II». Саратов, 1892, 16 ноября 1893 г. (вместо И. Е. Троицкого за его болезнью); 436 9) А. И. Бриллиантова : «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». СПб., 1898, 17 мая 1898 г. (также вместо И. Е. Троицкого ). 437 В 1887 г. 28 августа В. В. Болотову было поручено вместе с Н. И. Барсовым рассмотреть представленное на соискание степени магистра богословия сочинение А. И. Приселкова: «Обозрение посланий св. Климента, еп. Римского. Вып. I. Обозрение Первого послания». СПб., 1887; 19 ноября им заявлено было согласие с отзывом Н. И. Барсова , 438 но предположенный коллоквиум не состоялся вследствие болезни и затем смерти магистранта. В 1894 г. 14 октября ему поручено было дать отзыв о сочинении А. П. Попова: «Латинская Иерусалимская патриархия эпохи крестоносцев»; отзыв представлен был к 1 января 1895 г., 439 сочине-, ние появилось в свет уже в 1903 г. и было защищено 9 марта этого года. Оппонентом на докторских диспутах (по уставу 1869 г.) В. В. Болотов выступал при защите сочинений: 1) проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

По просьбе прихожан стараниями о.Михаила была построена каменная ограда с решеткой и воротами вокруг Троицкой церкви (которая и сейчас украшает церковь). В Быстрице о.Михаил продолжал учить детей Закону Божию в сельском училище. По-доброму отзывались о нем учителя и ученики: " Законоучитель священник Михаил Тихоницкий усердный и опытный преподаватель Закона Божия, уроки преподает ученикам самым простым, понятным для детей языком. При спрашивании урока внимание его не останавливается на одном ученике, а относится ко всем " . В 1875 году умерла годовалая дочь о.Михаила, в 1880 г. - новорожденный сын. С 1881 года служил в Троицком храме города Орлова Вятской губернии, где также преподавал Закон Божий в Татианинской женской гимназии. Трудами о.Михаила в 1883 году был полностью перестроен интерьер церкви и украшен новым иконостасом. Переезжая из прихода в приход, о. Михаил всегда довольствовался малым. Всегда проживал в церковном доме, не получал никакого жалования, а только пользовался добровольной платой прихожан за требоисполнение. 11 декабря 1881 года, когда о.Михаилу было 35 лет, умерла матушка Аполлинария, вслед за ней в 1882 г. - трехлетний сын Леонид. В 1885 году о.Михаил стал членом братства святителя Николая Чудотворца и депутатом окружных и епархиальных съездов. В 1898 году был переведен в Вознесенскую церковь г. Орлова . Маленькая Вознесенская церковь расположена посреди старинного городского кладбища. Из воспоминаний сына Елпидифора: " Старенький священник истово вел церковные службы. Бывало, перед Светлым Праздником, всю Страстную не выходил из церкви. За неделю целодневных молитв он, худенький, казалось, становился еще тоньше, воздушнее " . Второй сын, митрополит Владимир (Тихоницкий) , вспоминал впоследствии: " Мой батюшка был монахом не по званию, а по жизни. О.Михаил служил ежедневно в 6 часов утреню и Божественную литургию, а до собора надо было еще версты две пройти пешком во всякую погоду. После богослужения о.Михаил спешил в церковные училища, где он преподавал Закон Божий и возвращался домой только к обеду... " .

http://drevo-info.ru/articles/309.html

Синоду, что он заметил благоприятную перемену в общем расположении Чуваш и горных Черемис к христианству. Так, при освящении семи церквей в чувашских и черемисских селах, он видел многочисленное собрание сих новокрещённых, и в истинном расположении их к Церкви Православной удостоверился самым опытом. Вообще же в течение девяти неполных лет управления Казанскою паствою из всех инородцев, составляющих постоянное народонаселение нынешних Казанской, Симбирской и Самарской епархий, высокопреосв. Филаретом было обращено в Христианство слишком 5000 человек. Из них более значительное число приобретено для Церкви в первые годы его служения, именно: в 1820 году – 1 144 человека, в 1830 г. 2 294 чел., в 1881 году – 1 182 чел. Самые значительные опыты обращения были сделаны в 1830 и 1831 г. г. в нынешней Самарской губернии в имениях Графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и Графа Владимира Григорьевича Орлова. В имениях первой крещено в деревне Ивановке в Январе 1830 года чуваш 137 душ обоего пола; в деревне Кармалах Июня 1-го 1830 года – 168 душ; в деревне Березовом Солонце Июня 1-го 1830 года – 552 души; в деревне Ивановке Июня 3-го 1830 года – 350 душ и еще вновь Переселенных из деревни Березового Солонца 158 душ; и из деревни Кармал 72, всего 580 душ. В имениях второго в деревне Сергокаевой обращено Чуваш же, Мая 31-го дня 1830 года. 727 душ; в селе Покровском и деревне Преполовенской, Мая 25-го 1881 года, – 907 душ. Из 5 000 слишком, обращенных с 1828 по 1836 г. включительно, большая часть обращенных, именно 4 348 душ, принадлежали чувашскому племени. Это зависело как от благочестивого содействия Графини Орловой и Графа Орлова делу проповеди в их имениях, которые состояли из Чуваш, так и от того, что было довольно священников, знающих чувашский язык. Приобретение, сделанное проповедью между другими племенами в продолжение того же времени, было незначительно. Из татар обращено 235, из черемис 215, из мордвы 209 и из вотяков 8 душ 16 . Глава III «На сердце моём – важный святой долг обращения неверующих из тьмы в свет Веры Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Из письма епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 19 ноября 1878 г.: «…Ну, добре! Коли вы уж сделали меня крестным отцом для Тиши, с удовольствием соглашаюсь. Буду любить его и молиться, чтобы Господь сохранил его здоровым…». 374 В конце декабря 1879 г. у молодой четы родилась дочь Анна. Дата рождения определяется из писем святителя, так как метрическая запись не найдена. В письме от 14 декабря 1879 г. про новорождённую нет упоминания. Письмо епископа Феофана к племяннику А. Г. Говорову от 2 января 1880 г.: «Милость Божия буди с тобою! С Новым годом! Даруй, Господи, тебе и с семейством новых радостей! Поздравляю с новорожденною. Будьте все здоровы и веселы. Благослови, Господи, Вариньку с Тишею и Аннушкою, – с тобою во главе». 375 31 октября 1881 г. в семье родилась дочь Екатерина. ЦГА. Ф. 203. Оп. 776. Д. 367. Ч. 1 (4 марта 1876 – 31 июля 1886) 1881 год Л. 98 об. – 99; 26 родилась 31 октября – крещена 5 ноября Екатерина Родители: живущий в доме Орлова по найму квартиры коллежский секретарь, состоящий на службе в Московском окружном суде судебным приставом Алексей Гаврилов Говоров и законная жена его Варвара Петрова, оба право славного вероисповедания и в 1 браке. В верности свидетельствуют приходские: священник Александр Иванов , диакон Павел Иванов Лебедев, дьячек Иван Андреев Покровский, пономарь Афанасий Алексеев Мещерский. Восприемники: московский мещанин Дмитровской слободы Николай Петров Орлов и Московская 2-й гильдии купеческая дочь девица София Вас (? – ошибка?!) Орлова. Молитствовал о наречении имени и таинство крещения совершал Екатерининский приходской священник с приходским причтом. В 1894 г. Алексей Гаврилович – надворный советник, судебный пристав Московского окружного суда, в Москве проживает по адресу: Якиманской части, 1 участок, в доме Морозова по ул. Б. Якиманке. Варваре Петровне Говоровой принадлежал в Москве дом 17 по Б. Петропавловскому переулку. 376 (Б. Петро павловский пер., теперь Хвостов, идёт от Б. Полянки до Б. Якиманки). В 1882 г. дом 17 принадлежал Крыловым: Елизавете Ивановне, дочери коллежского асессора, и коллежскому асессору Константину Ивановичу. 377

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

П. ходатайствовал перед Синодом о преобразовании Рязанского духовного сиротовоспитательного жен. приюта в епархиальное жен. духовное уч-ще (РЕЖДУ). 8 сент. 1877 г. ходатайство было удовлетворено, училище стало 3-классным. В 1878 г. по инициативе П. на июньском епархиальном съезде представители духовенства приняли решение о возведении для РЕЖДУ нового каменного здания и выделили средства на приобретение усадьбы под строительство. Вскоре была создана особая комиссия, купившая за 30 тыс. р. усадьбу надворного советника И. М. Кедрова на ул. Владимирской (ныне ул. Свободы). Первоначально предполагали приспособить под учебное заведение имеющиеся постройки усадьбы, а к строительству нового здания РЕЖДУ приступить через 20 лет. П. благословил учредить Совет по строительству уч-ща и утвердил его председателем свящ. Феофилакта Антоновича Орлова, клирика кафедрального собора. Орлов обратился к П. с проектом «незамедлительной» постройки нового каменного здания уч-ща, предложил начать сбор пожертвований, обратившись за материальной поддержкой в т. ч. и к выпускникам Рязанской ДС, и получил от архиерея благословение. Благодаря активной деятельности о. Феофилакта строительство корпуса началось уже в 1879 г., 24 июня П. совершил при его закладке чин освящения. В 1879-1881 гг. «Рязанские ЕВ» опубликовали более 1 тыс. фамилий с указанием пожертвованных сумм; всего на строительство пожертвовали 45 тыс. р. Строительство РЕЖДУ удалось завершить к кон. сент. 1881 г., 1 окт. училище было переведено в новое здание (к 2019 в нем размещается Рязанский ГУ). По благословению П. в новом здании «в выступающем центральном ризалите, над парадным крыльцом» была устроена домовая Покровская ц. с 5-ярусным иконостасом работы рязанского художника-иконописца Николая Васильевича Шумова. 22 окт. 1881 г. по благословению П. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Августин (Гуляницкий) освятил храм и все здание ( Лучинский А. Мат-лы для истории Рязанского епархиального жен. училища//Рязанские ЕВ. Неофиц. отд. 1909. 4. С. 151).

http://pravenc.ru/text/2578737.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010