Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Церковное пение. Руководство для организации церковных певческих хоров, для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Составил А. Карасев, Пенза, 1886//Там же. 6 дек. 49, часть неофиц. С. 791. Подпись: Н. П. [Библиографическая заметка:] Хронолог. Составил алтайский миссионер, протоиерей В. Вербицкий. Киев, 1885//Там же. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Жизнь Иисуса Христа. Сочинение Ф. В. Фаррара. Новый перевод с 30 английского издания А. П. Лопухина . Иллюстрированное издание книгопродавца И. Л. Тузова. СПб., 1887//Там же. 13 дек. 50, часть неофиц. С. 812. Подпись: Н.П. 335 [Отчет о поездке на VI Археологический съезд в Одессу]//ЖЗСДА за 1884/5 уч. г. 1886 (на обл.: 1888). С. 52–53. Отчет датирован 27 сентября 1884 г.; представлен на заседании в тот же день. [Отзыв] о сочинении студента Даманскою Петра (...) «История состава чинопоследования присоединения неправославных христиан к Православной Церкви»//Там же. С. 224. [Отзыв] о сочинении студента Зарницкого Николая (...) «О поминовении усопших»//Там же. С. 224– 225. [Отзыв] о сочинении студента Новоуспенского Павла (...) «Пресвитер духовник в древней церкви»//Там же. С. 225. [Отзыв] о сочинении студента Орлова Феодора (...) «Определения вселенских и поместных соборов, относящиеся к богослужению»//Там же. С. 225–226. [Отзыв] о сочинении студента Преображенского Феофана (...) «Внешние отличия русских патриархов при священнодействиях»//Там же. С. 226. [Отзыв] о сочинении студента Раевского Валентина (...) «Христианская топография Козьмы Индикоплова»//Там же. С. 226–227. [Отзыв] о сочинении студента Успенского Арсения (...) «Литургическая история утрени и вечерни»//Там же. С. 227–228. [Отзыв] о сочинении студента Утретского Ивана (...) «Студийский богослужебный устав в его истории»//Там же. С. 228–229. [Отзыв] о сочинении студента Чудновского Василия (...) «Литургические сочинения Симеона Солунского »//Там же. С. 229. 1887 О брачных венцах//Труды V АС в Тифлисе: 1881. М., 1887. Приложения. С. 203–206.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москву к брату». 835 Монахиня Раиса (Параскева Ивановна Румянцева) родилась в 1856 или 1862 году, из крестьян Тульской губернии, Каширского уезда, Липицкой волости, села Липиц. Отец ее около 25 лет был церковным старостой в Липицах. Обучалась она дома чтению и письму. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1876 году. Определена в число послушниц сего монастыря 26 января 1889 (или 1899) года. Облечена в рясофор в Троице-Одигитриевском монастыре в 1886 году. Пострижена в монашество в том же монастыре 18 марта 1907 года. В 1906–1916 годах проходила клиросное послушание и вязала пуховые вещи. В 1920 году заведовала рукоделием [Источники те же, что у монахини Иулии]. 836 Рясофорная послушница Екатерина Анисимовна Кузнецова родилась в 1860 году или 1868 году. Из крестьян Московской губернии, Подольского уезда, Кленовской волости, села Давыдова. Неграмотная. Поступила в Троице-Одигитриевский монастырь в 1881 году. Облечена в рясофор в Троице-Одигитриевском монастыре 1 декабря 1895 года. Определена в число послушниц сего монастыря 15 сентября 1910 года. Проходила послушание в хлебопекарне до 1910 года, а с 1910 года пряла пух для вязания пуховых вещей. С 1920 года на общих работах рукоделием [Источники те же, что у монахини Иулии]. 837 ГАРФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-75808. Следственное дело Зайцева Михаила Ермолаевича, Румянцевой Прасковий Ивановны, Кузнецовой Екатерины Анисимовны, Дроновой Марии Антоновны 1931 г. 838 Рыжикова (Орлова) Елизавета Архиповна родилась около 1872–1876 гг. в дер. Мелиховой. Из крестьян. Неграмотная. С 21-летнего возраста находилась в Зосимовой пустыни, несла послушание на конном дворе и в монастырские времена, и в артели в 1920-е годы. Выслана милицией по закрытии артели Зосимова пустынь, после чего приехала домой в дер. Мелихову. Родной брат Орлов Семен Архипович (бывший содержатель чайной, бывший лишенец, но к 1931 году восстановленный) в тот момент жил в Москве. Ссылку отбывала в Кокчетавском районе [Справка из КНБ республики Казахстан]. Платонова Татьяна Васильевна родилась около 1874– 1876 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Для лиц, интересующихся проблемой текста Служебника, и справщиков полезны, например, первое критическое издание литургии св. Василия Великого , к сожалению, далекое от полноты, прот. М.И. Орлова «Литургия св. Василия Великого » (СПб., 1909) 308 , библиографическая заметка московского прот.-профессора Василия Михайловича Металлова «Разночтения в греческом и славянском служебнике» 309 . Таким образом, в начале XX в. Исправление богослужебного текста стало актуальным. Возродилась синодальная Комиссия по и справлению богослужебных книг, созданная в 1881 г., но деятельность ее совершенно заглохла в конце 80-х годов. Непосредственный толчок к книжной справе, о котором пророчествовал святитель Феофан Затворник , 6ыл дан настоятелем петербургского Казанского собора прот. Димитрием Тимофеевичем Мегорским 310 . Для него необходимость исправления богослужебного текста стал а совершенно очевидной. В 1904 г. он поместил в «Православном русском слове» статью «Нужда исправления наших церковнославянских богослужебных книг» 311 . Пользуясь печатной Триодью Постной, над которой он добровольно трудился в течение долгого времени, сличая ее с греческим текстом, он показал, что в наших богослужебных книгах «немало погрешностей и, прежде всего, опечаток, не случайных, а так их, которые не должны бы иметь места и тем не менее получили, так сказать, права гражданства. повторяются из года в год и переходят, переносятся из одного издания в другое». Прот. Мегорский вдохновенно призывал к исправлению книг, убеждая, что «протоиереи и священники XX века должны выполнить то, что совсем было не под силу современникам Максима Грека , должны исправить и доделать то, чего не доделали и в че м погрешили никоновские справщики» 312 . Свои труды по сличению Триоди прот. Мегорский в 1903 г. представил митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) , который и внес их на рассмотрение Св. Синода. Было постановлено образовать специальную комиссию и передать ей рукописи Мегорского 313 . Однако окончательно Комиссия по исправлению богослужебных книг сорганизовалась в 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

   Если же происходит какое-либо несогласие между некоторыми здесь в столице, то сему виною есть неутомимое действие партизанов, скрытнейшим образом действующих, церковных и политических мятежников. Все они весьма ныне ослабели, рассеялись, но еще думают, что не удастся ли укрепиться и собираться им воедино. Хотя они не могут прежних позиций занять, но шуму, молвы, разных беспокойств и неудовольствий много наделать могут, так что начало оных трудно будет отыскать после. И так, помолившись Господу Богу, исполняя долг присяги об узнанном вреде немедленно доносить, представляю при сем записку, на кого нужно теперь особенно обратить внимание. Благодать же и мир и радость буди тебе, Царю, и всем усердным сынам Церкви и отечества от Господа и Бога Спаса Иисуса Христа вовеки. Аминь.    7 августа 1824 года Примечания    Большая часть писем и сочинений, представленных в данном издании, публикуется впервые, по сохранившимся в архивах рукописям трудов Фотия. Издания его трудов — как в дореволюционной России, так и ныне — весьма немногочисленны. При жизни архимандрита свет увидел единственный из его трудов — «Устав Новгородского Юрьева монастыря». Самая крупная дореволюционная публикация трудов Фотия — его «Автобиография» (опубликована в журнале «Русская Старина» в 1894—1896 гг.). Из современных изданий трудов Фотия и посвященных ему исследований можно отметить следующие: Фотий (Спасский). Письма желающим приобрести и сохранить духовное благополучие среди суеты. — Калуга, 1998 (переиздание писем 1881 года); Кондаков Ю. Е. Архимандрит Фотий и его время. — СПб., 2000; Улыбин В.  В. Архимандрит Фотий (Спасский) и графиня А. А. Орлова-Чесменская. — СПб., 2001; Улыбин В. В. Яко ад сокрушилися… — СПб., 2002; Улыбин В. В. Александр Первый: обратная сторона царствования. — СПб., 2004; Летопись Новгородского Юрьева монастыря. — СПб., 2008 (во второй части «Летописи» опубликован устав монастыря, составленный Фотием).    Кроме того, в настоящее время появились сочинения Псевдофотия, т.е. сочинения, приписываемые Фотию ошибочно: Фотий (Спасский). Одиннадцать бесед о страстях. — СПб., 2007; Фотий (Спасский). Первые шаги к небу. — М., 2008.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

4 Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей. 6 В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс. 7 В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища. 8 Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – археолог, филолог, график, держатель известного литературно – художественного салона. – Ред. 10 Алексей Иванович Малов (1787–1855) – протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. – Ред. 11 Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. – директор Главного инженерного училища, с 1825 – генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. – Ред. 12 Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке. 14 Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. – Ред. 16 Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) – Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. – Ред. 21 Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) – известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). – Ред. 26 Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) – благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. – Ред. 27 Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792–1838) – настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. – Ред. 28 Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из этого очерка вступления о. архимандрита Игнатия в новую обитель видно, что его настоятельская деятельность с самого начала должна была делиться на две отрасли: по внешнему устройству и внутреннему благочинию. Первым делом настоятеля было возобновление храма преподобного Сергия и капитальное исправление корпуса настоятельских келлий. Вот что он писал в 1834 году в прошении своем к тогдашнему С.-Петербургскому митрополиту Серафиму о дозволении произвести в обители необходимые постройки и исправления: «Обозревая монастырские здания, я нашел оные безысключительно в весьма неблагоприятном положении. Такое состояние видели предместники мои в управлении монастырем преосвященные епископы Ревельские, и потому приготовили заблаговременно денежную сумму (до 50 тысяч рублей ассигнациями) и значительное количество кирпича, имея непременною целию починку ветхих и постройку новых зданий». Работы были начаты с разрешения С.-Петербургского епархиального начальства, которым дозволено употребить собранные 50 тысяч рублей ассигнациями и заготовленный кирпич. Графиня Орлова также много помогала своими щедрыми даяниями. Церковь и корпус настоятельских келлий, как однофасадные здания, были соединены новым двухэтажным корпусом, в верхнем этаже которого весьма удобно устроена была обширная братская трапеза, а в нижнем расположены кухня и пекарня и другие хозяйственные помещения». Во время производства этих построек, в том же 1834 году, летом, совершенно неожиданно посетил обитель Государь Император. Приехав из Петергофа около 6-ти часов пополудни, он один вошел в церковь и спросил встреченного монаха: «Дома ли архимандрит? Скажи, что прежний товарищ хочет его видеть». Пришел архимандрит в сопровождении неизменного товарища его о. Михаила Чихачова. Милостиво и ласково обошелся с ними Государь, спрашивал о третьем их товарище Федорове, вместе с ними поступившем в монастырь, и на ответ, что Федоров возвратился в мир и вновь на службе, заметил: «Видно, ему монастырский хлеб сух показался, а тебе, – обратился к Чихачову, значительно пополневшему, пошел впрок». – В это же время приехали Государыня Императрица и Государь Наследник. Народу, естественно, собралось много, и весь этот народ был свидетелем того отеческого внимания, которое всегда составляло отличительную черту в отношениях покойного Императора к почившему владыке Игнатию. Затем Государь изволил подробно осматривать производившиеся постройки и нашел необходимым возобновить соборный храм, для чего велел архимандриту представить смету в порядке служебных инстанций. Представленная смета утверждена 25 декабря 1835 года, и по государственной росписи назначено было выдать из казначейства С.-Петербургской казенной палаты 96808 руб. 19 коп. на поправление Троицкого соборного храма. Возобновление было окончено в 1838 году, а в 1842 году в этом храме были устроены богатые клиросы на сумму, пожертвованную Императрицей Александрой Феодоровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   Спор с Рокитой и на люторов, Пам. Др. П., 63 и 86;    срв. Древнер. полемические сочинения против протестантов, Чтения 1878, кн. 2.    Срв. Н. Лебедев, Макарий, митр, всеросс., Чт. О. Л. Дух. Пр. 1877, 9 и 10. и отд.;     К. Заусцинский, Макарий, м. всея России, ЖМНПр. 1881. 10 и 11;     Н. Андреев, М. Макарий, как деятель религиозного искусства, Seminarium Kondakovianum, VII, 1935.    Великие Минеи до сих пор полностью не изданы. Полное описание дано архим. Иосифом, 1892;    срв. неоконченное Описание Мак. Миней, составленное Горским и Невоструевым, изд. с дополнениями Е. В. Барсовым Чтения,. 1884, I; 1886, I.    Срв. В. Н. Щепкин, Лицевой сборник Исторического музея, Изв. IV. 4, 1899;    о нем же А. Пресняков Изв. V, 3;    срв. у Евсеева, Хр. Чтен. 1913 и 1914.    «Стоглав» в издании Каз. академии 1862 и 1887, или в издании Субботина, 1890;    Срв. и издание Кожанчикова, 1863.    Срв. исследование свящ. Д. Стефановича, О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав, 1999; рец. Г. З. Кунцевича, Изв. XV, 4;     А. Я. Шпаков, Стоглав, К вопросу об официальном или неофициальном происхождении этого памятника, Сборн. статей по истории права, посвящ. М. Ф. Владимирскому-Буданову, К. 1904;    из старой литературы о Стоглаве см. И. В. Беляев, Об историческом значении деяний моск. собора 1551 года, Р. Беседа 1858, IV, отд. критики;     Н. И. С-н, К материалам для истории С. и его времени, «Летописи» Тихонравова, т. V, отд. 3;     И. Н. Жданов, Материалы для истории Стоглавого собора, ЖМНПр. 1878, и в Сочин., I.;     Н. И. Лебедев, Стоглавый собор 1551, Чт. О. Л. Дух. Пр., 1882 и отд.    «Домострой» см. в издании А. Орлова, Чтения, 1908, II;    и его же исследование 1917;    срв. А. А. Кизеветтер, Основные тенденции древнерусского Домостроя, Р. Бог. 1896. янв., и в «Историч. Очерках», 1912.    «Розыск» по делу Висковатого издан. в Чтениях 1847 и 1858;    см. о нем у Буслаева, Ист. Очерки, т. II;     Н. Андреев, О деле дьяка Висковатого, Seminarium Kondakovianum, V, 1932.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Сщмч. Михаил Тихоницкий. Средник иконы «Сщмч. Михаил Тихоницкий, с житием». 2015 г. Иконописец Е. Ильина (ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Кирове) Петрович Тихоницкий (1846, с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ.- 20.09.1918, г. Орлов Вятской губ.), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Удмуртской земли), прот., отец Кировского и Слободского архиеп. Вениамина (Тихоницкого) и экзарха Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата митр. Владимира (Тихоницкого) . Из семьи псаломщика. В детстве помогал отцу читать и петь на клиросе. С 1856 г. учился в Вятском ДУ: сначала на средства отца, затем за казенный счет. По окончании в 1862 г. уч-ща поступил в Вятскую ДС на полуказенное содержание. По окончании семинарии 8 марта 1868 г. рукоположен Вятским и Слободским еп. Аполлосом (Беляевым ; впосл. архиепископ) во диакона, 24 нояб. того же года - во иерея. Был определен для священнического служения к Ильинской единоверческой ц. в Ижевском Заводе Сарапульского у. Вятской губ. (ныне г. Ижевск, Удмуртия). В 1870 г. переведен священником к Введенской ц. с. Подрельского Орловского у. Вятской губ. Одновременно был учителем земской школы в г. Орлове. С 1873 г. настоятель храма, законоучитель в орловских мужской и женской земских школах. Вел миссионерскую деятельность среди старообрядцев. В 1878 г. переведен священником в ц. с. Быстрицкого того же уезда, в 1881 г.- в Троицкий храм в Орлове. В 1898 г. назначен настоятелем орловской Вознесенской кладбищенской ц. С 1882 г. законоучитель подготовительного класса Орловской жен. прогимназии, преобразованной в 1901 г. в Татианинскую женскую гимназию, член гимназического педагогического совета (1904-1914). В 1913 г. переведен в Казанский собор Орлова, возведен в сан протоиерея. Был духовником орловского городского благочиния, исполнял обязанности благочинного городских храмов.

http://pravenc.ru/text/2563560.html

Одним из наиболее примечательных объектов Ивангорода является старинное Ивангородское кладбище, расположенное на Ивановской горе к востоку от крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было уничтожено. Точная дата основания кладбища неизвестна. Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Второй, когда на фоне эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году, Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах. Тогда и появилось Нарвское (Ивангородское) православное кладбище, приписанное к приходу Нарвской (Ивангородской) церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским»; так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящее кладбище было учреждено как кладбище Нарвского Военного гарнизона, а позже оно трансформировалось в общегородское православное кладбище для русской части жителей Нарвы. В 1856 году на средства известного нарвского купца Павла Ивановича Орлова на Ивангородском кладбище была построена часовня, а также каменная ограда и ворота, частично сохранившиеся до наших дней. Проект часовни и ворот выполнил ученик известного российского архитектора К.А. Тона, архитектор В.К. Рейер. В объемно-пространственном решении он использовал центрическую композицию русских одноглавых церквей. В 1859 году часовню перестроили в церковь и освятили в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени кладбище также стало именоваться Петро-Павловским, или Нарвским (Ивангородским) православным. Сама же церковь со склепом семьи Орловых с 1880 по 1901 годы являлась приходской церковью эстонского православного прихода. С тех пор кладбище стало известно далеко за пределами Ивангорода: существуют сведения что в июле 1881 года кладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На ее убранство и утварь щедро жертвовали горожане; в частности, можно отметить серебряное паникадило — подарок барона Л. Штиглица, дискос и братину — дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. Продолжала обустраиваться и территория самого кладбища: в 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя, от которой до наших дней сохранились лишь руины стен.

http://sobory.ru/article/?object=01288

«Русская речь»: Е.К.Рапп «Меры правительства против раскола. Исторический очерк за XVIII столетие» (1880:9). «Русское слово»: Г.В.Есипов «Варлаам Левин», последователь учения о пришествии антихриста в лице Петра I, по подлинному делу первой четверти XVIII века, с приложениями (1861:6). «Русская старина» дала памятник раскольнической письменности, затем – документы и сообщения по документам и рассказам очевидцев; И.Д.Беляев «Надгробное слово выговскому екклесиарху Петру Прокопьеву», сочинённое известным выговским киновиархом Андреем Денисовым и ценное сведениями о первых временах поморского раскола (1879:11), М.А.Колчин «Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI–XIX веках», исторический очерк по монастырским документам за XVI–XIX столетия, в котором есть перечень узников собственно и за раскол (1887, 10–12; 1888, 1–2), А.А.Павлов «Самосожигатели и самоутопленники в Сибири в 1782–1783 годах», пять кратких документов о самоистреблениях в Тобольской губернии по подговору расколоучителя Михаила Мензелина (1879:10), И.Н.Лапотников «Император Павел I и старообрядцы», эпизод их жизни петербургских единоверцев 1800 года (1878:5), П.А.Степанов «Взятие у старообрядцев Иргизского монастыря в 1836 году», рассказ сына того губернатора Степанова, при котором раскольнический Средне-Никольский монастырь был передан единоверцам (1879:3), И.В.Вологдин «Обращение раскольников в Православие в 1788 году», сообщение по рассказу очевидца о безрезультатном приезде епископа Вятского Лаврентия в село Ильинск пермского уезда для увещания раскольников (1870:6), – и «Мысли о расколе», записка князя Н.А.Орлова 1858 года, поданная императору Александру II и принятая им сочувственно, характерный документ для истории раскола в это царствование (1881:5). В заключение можно назвать ещё три издания: «Русская речь»: Г.В.Есипов «Раскольничье дело в XVIII веке», о сыне протопопа Аввакума Иване, 1720 года (1861:5) и «Александр диакон», основатель диаконовского толка (1861:37). «Русь»: Н.П.Гиляров-Платонов «Логика раскола», три письма к издателю газеты И.С.Аксакову, по поводу существующих «взглядов» на раскол, по определению автора – «внешних» (1885, 7–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010