5 . Для изучения любого текста важно осознавать, для чего, с какой целью этот текст был написан. Это особенно важно, когда речь идет об автографе такой незаурядной личности, каковым был преподобный Нил Сорский . В СНС входят тексты, не являющиеся сочинениями Нила, за исключением Предисловия и Послесловия. Но СНС не менее важен для исследователей разных направлений, чем другие признанные его труды – «Предание» и Устав, поскольку уже сам факт, что это самый объемный автограф великого книжника, заслуживает пристального внимания, какого бы вопроса исследование не касалось. Вряд ли стоит сомневаться в том, что выборочное изучение одной проблемы, вырванной из общего контекста, как правило, приводит к ошибочным выводам. Наглядный пример этому – галерея псевдо-автографов, приписываемых преподобному Нилу Сорскому , или обвинение его в критицизме на основе отдельных цитат, извлеченных из случайного ряда житий. Но все эти научные погрешности бледнеют на фоне «новых открытий», имеющих место в докторской диссертации К. Окерман Саркисян, которая посвящена исследованию Жития Онуфрия Пустынника. Так, например, в указанной работе есть описание списков Жития Онуфрия Пустынника (группа S), имеющих отношение к СНС. Для того чтобы вообще чтото сказать об этих списках, сгруппированных вокруг автографа Нила Сорского , необходимо знать, как минимум, работы Б. М. Клосса, Г. М. Прохорова, Е. В. Романенко, где речь идет именно об этих рукописях и обсуждается вопрос соотношения автографа Нила Сорского и списков: ГЛМ, РОФ 2354, 14; РГБ: ТСЛ, 684 и Волок. 630; копий Гурия Тушина (и его учеников) – РНБ: Кир. Бел., Кир. Бел., РГБ, ТСЛ, 685, а также ГИМ, Увар. 17 (1054) и ряда других. Но, как видно из списка литературы, о названных работах Г. М. Прохорова и Е. В. Романенко К. Окерман Саркисян представления не имеет, а поэтому и о дискуссии, которая длится уже на протяжении более четверти века, ничего не знает. Статья Б. М. Клосса в этой работе хотя и упоминается, но в совершенно искаженном виде. Так, например, К. Окерман Саркисян утверждает, что группа S «может быть расширена списком Кир. Белоз. 23/1263, указанным Б. М. Клоссом (1974:157158)». Но это совсем не так: вопервых, на указанных страницах работы Б. М. Клосса эта рукопись не упоминается, о ней речь идет на с. 161; вовторых, Б. М. Клосс вообще ничего не говорит о составе этой рукописи; наконец, втретьих, группа S никак не может быть пополнена списком из названной рукописи, поскольку именно сборник РНБ, Кир. Бел., широко известен в агиографии как самая полная из сохранившихся копий автографа Нила Сорского , включающая Жития святых с сентября по январь и никакого Жития Онуфрия там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Избрание митрополита Онуфрия главой УПЦ говорит о промосковских настроениях большинства ее епископов, считают в " Киевском патриархате " 14.08.2014 Избрание митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия предстоятелем Украинской Православной Церкви свидетельствует о приверженности большинства епископов Московского Патриархата идеям " русского мира " и ставит крест на создании поместной Церкви Украины , заявили в самопровозглашенном " Киевском патриархате " . " Избрание этого иерарха главой Московского патриархата в Украине фактически свидетельствует о зависимости большей части епископов этой Церкви от агрессивной доктрины " русского мира " , которая стала идеологической основой нынешней агрессии Кремля против Украины, оккупации Крыма, террора на Донбассе " , - говорится в распространенном комментарии пресс-центра " Киевского патриархата " . " Понимаем, что в таких условиях начать плодотворный официальный диалог с новоизбранным руководством Московского патриархата в Украине вряд ли удастся. Поэтому мы призываем к диалогу, сотрудничеству и пониманию тех епископов, священников и верующих УПЦ (МП), которые осознают необходимость отвержения неканонически навязанной церковной власти Московского патриархата, действительно желают преодоления разделения украинского православия и создания единой поместной Православной церкви " , - подчеркивается в комментарии. Ранее Синод УПЦ-КП неоднократно отмечал, что митрополит Онуфрий фактически заблокировал ведение официального диалога с Киевским патриархатом по преодолению церковного разделения и образованию единой поместной Церкви. " Также митрополит Онуфрий неоднократно в унисон с Москвой заявлял о том, что украинцы и русские, по сути, один народ, что европейская интеграция для Украины не нужна и несет зло, называл кремлевских наемников и террористов на Донбассе " ополченцами " и т.д. На именинах патриарха Кирилла он хвалил его за " заботу " об Украине " , - отмечают в УПЦ-КП.

http://drevo-info.ru/news/17581.html

Троице, что она имеет разные три естества или существа, и что Христос сидит на четвертом престоле, соцарствуя св. Троице, что в воплощении Сын Божий сошел во утробу св. Девы не существом, а только благодатию, и что Христос в ад сходил с телом, по воскресении из мертвых. Мысли эти были изложены в грубой обличительной форме в письмах к заключенному вместе с ним диакону Федору. Федор писал на них возобличения 55 . Письма свои Аввакум послал в Керженские скиты старцу Сергию, с припискою: «прими сие вечное евангелие, не мною, но перстом Божиим писанное». Особенным приверженцем этих писем оказался, впрочем, не Сергий, а начальник одного скита, Онуфрий. Онуфрий и его последователи читали эти письма за церковною службою, написали икону Аввакума и начали ей молиться. Большинство же керженцев говорили, что в письмах содержится «зловерие», а не православие, и убеждали Онуфрия отложить их. Таким образом, по поводу Аввакумовых писем возникли горячие споры и произошла взаимная вражда. Керженцы списывались с Москвою; собирались соборы и на Керженце и в Москве; но Онуфрий упорствовал, а последователи его раз, во время собрания выбежали даже с ружьями против своих противников. Один из самых жарких приверженцев Онуфрия, Иерофей, ходил по деревням, по базарам и там читал Аввакумовы письма. Авторитет писем поддерживался тем, что их писал страдалец; вникнуть же в еретическое их содержание приверженцы оных не хотели, а только кричали: «за три разные существа умру; у меня и огнем из души не выжжешь!» «Ежели оставить письма Аввакума, то надо оставить и евангелие». Таким образом, от тех Аввакумовых писем учинялось на Керженце «великое рассечение»; последователей этих писем стали называть онуфриевцами. Но согласие Онуфриевское не могло иметь будущности, так как еретичество писем для большинства было очевидно, и сам Онуфрий при конце жизни дал обещание не держать спорных писем. В 1717 год, по смерти Онуфрия, керженцами был подписан мировой свиток, в котором они отрекались от Аввакумовых писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

167 Честертон Г. К. Писатель в газете. – М., 1984, с. 274. И еще: “Еретик тот, кто любит свою истину больше, чем Истину. Он предпочитает полуправду, которую отыскал сам, правде, которую отыскали люди” (с. 259). 168 Слово “секта” – частичность, “сектор”, вполне передает эту особенность еретического мышления. Помнится, в былой России еретиков называли “сектаторами”. Отсюда, кстати, очевидно, что вопрос об отношении католичества к православию гораздо сложнее и многограннее вопроса о соотношении православия и протестантизма. В католичестве, как раз наоборот, есть такие наслоения на вероучение древней Церкви, которые на православный вкус совсем не обязательны: догматы о непогрешимости Папы Римского или о Непорочном Зачатии Марии, о чистилище или о Filioque. Митрополит Сурожский Антоний нашел очень емкую формулу для описания этой ситуации: “Думаю, в католичестве гораздо больше неправды, а в протестантизме гораздо меньше правды. В протестантизме не хватает многого, тогда как в католичестве очень многое извращено” (митроп. Антоний Сурожский . О встрече. – СПб., 1994, с. 84). 170 “Мать Онуфрия говорила, что на следующий день после монашеского пострига она проснулась не только без всякого живого ощущения присутствия Бога, но с таким холодом в душе, который говорил, что вся ее вера – только обман, что никогда никакого Бога не было и нет. Мать Онуфрия, раньше такая горячая и твердая в вере, после пострига почувствовала себя атеисткой. И это состояние богооставленности продолжалось несколько лет. Бог отсутствовал, и весь мир без Него превратился в темную, глухую пещеру. Мать Онуфрия рассказала обо всем старцу. Тот объяснил ей, что такое испытание Господь посылает только особо сильным и любимым своим чадам. Господь хочет, чтобы человек сделал сам шаг в пустоту, чтобы его свобода не была скована ничем, а ведь ясно, что благодать Божия – поддержка, и следовательно, ограничение нашей свободы. Господь хочет, чтобы Его любили ни за что (подобно тому, как Он любит нас)” (Горичева Т. Взыскание погибших./Логос. – Брюссель-Москва. 41–44. 1984, с. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

И рыдал я, и плакал я над честным его телом, ибо не успел я приобрести отца, как тут же его и лишился. И сорвал я с себя одежду мою, отодрал подшивку ее и ею прикрыл тело святого, а верхом одежды моей вновь одел тело мое, чтобы не нагим возвратиться мне к братии моей монастырской. И нашел я камень великий, в котором не руками человеческими, но Божиим смотрением, устроено было углубление наподобие гроба: и положил я в том камне с подобающими песнопениями святое тело угодника Божьего. И, собрав множество камня мелкого, покрыл я тем камнем честное тело преподобного. Когда же я стал молиться Богу, чтобы даровал Он мне жить на том месте, и только хотел было пойти в ту пещеру, как в то же мгновенье, на глазах моих, разрушившись, пала пещера и пала с корнем пальма, питавшая святого, и иссяк источник воды ключевой. Когда же увидел я совершившееся, то познал я, что нет благоволения Божьего на то, чтобы жить мне на том месте. И собрался я уходить оттуда; съел я куски хлеба, оставшиеся от вчерашнего дня, выпил и остатки воды в сосуде и, воздев руки к небу и возведя очи, помолился. И увидел я того же мужа, которого видел и прежде, направляясь в пустыню; и тот, укрепив силы мои, пошел вперед предо мною. Исходя же оттуда, скорбел я о кончине святого Онуфрия и о том, что не удостоился дольше видеть его в живых, но скорбь свою растворял я радостью души моей, что сподобился насладиться святою его беседою и благословение от уст его принял. И так двинулся я в путь, благодаря и прославляя Бога. III Четыре дня шел я и дошел до некоей кельи, находящейся вместе с пещерою на высоком плоскогории. Вошел я в нее и, не найдя в ней ничего, посидел немного, размышляя в себе: есть ли в келии этой, куда привел меня Бог, кто-либо из числа живых? И пока помышлял я об этом, вошел некий святой муж, сединами украшенный; вид же его был чуден и благолепен, и был он одет в одежду, сплетенную из пальмовых ветвей. И как только увидел он меня, тотчас же сказал мне: — Не ты ли брат Пафнутий, предавший погребению тело преподобного Онуфрия? И уразумел я, что то было ему откровение от Бога; и припал я к ногам его.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Скачать epub pdf ДОПОЛНЕНИЕ К РЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ОНУФРИЯ В ДЕНЬ ЕГО ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА ЕЛИСАВЕТГРАДСКОГО В числе материалов литературного творчества архиепископа Онуфрия мы нашли написанную им в ссылке небольшую статью, которая является как бы дополнением его вдохновенной, прекрасной речи, произнесенной им в час его хиротонии во епископа Елисаветградского, написанной нами в первой части истории его жизни, на стр. 33–39. Приводим полный текст этой статьи: «И никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Истину этих слов я познал на себе лично. Сын весьма бедных и не знатных родителей (отец мой был простым лесником в захолустнейшей и притом сплошь польской местности: Новоалександрийского уезда, Люблинской губернии; мать моя – мещанка, была полька-католичка. Отец же – православный, малоросс, из крестьян Подольской губернии), мог ли я когда-либо думать, что буду Епископом!.. И, однако, сие стало! Чрез добрых людей я прошел духовное училище, семинарию и даже Академию! В духовной семинарии мечтал быть врачом, потом учителем, затем, в старших классах, священником, и, наконец, в последнем, 6 классе семинарии, по случаю тяжелой болезни, дал обет принять иночество, что и сделал в Академии, после долгих колебаний! Хиротония моя во епископа (1923 года 22 января по ст. ст.) произошла при чрезвычайно тревожной атмосфере: меня искали, чтобы арестовать. Митрополит Михаил, рукоположивший меня во епископа в Киеве (в Великой Лаврской Церкви) вместе с епископом Дмитрием Свирским – был арестован и услан в ссылку на второй же день после моей хиротонии. И я был арестован через несколько дней, уже в своем городе Елисаветграде. Многое и другое можно было бы сказать из жизни моей в пояснение той истины, что Господь Сам избирает из среды верующих – лиц даже самых убогих и незнатных, что ясно из моего избрания, – для великого служения братии Христовой в чине священнослужителей; когда приходится слышать о жизни и других святителей православных (и знатных, и ученых, и обыкновенных), и на них видеть руку Божию, которая среди шума и разнообразия суетной мирской жизни, незаметно, но непреклонно вела избранного к высокому и светлому жребию святительскому... Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

В свою очередь член Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков, комментируя освящение митрополитом Онуфрием антиминсов без упоминания имени патриарха, констатировал, что «раскол УПЦ продолжает оформляться». Самочинное присвоение себе прав патриарха является святотатством, написал Новиков в своем Telegram-kahaлe . Пока неизвестно, идёт ли речь о нескольких новых антиминсах или началась кампания по тотальной замене антиминсов, к чему подталкивает блаженнейшего Онуфрия проавтокефалистское лобби в УПЦ МП, которое представляет, в частности, архиепископ Иона (Черепанов). Хочется надеяться, что первое, и при умиротворении ситуации можно будет изъять эти несколько антиминсов, заменив их на канонические. Впрочем, уже сам этот жест митрополита Онуфрия свидетельствует о том, что есть тенденция к углублению и расширению раскола, который неизбежно приведёт к объединению УПЦ МП с раскольнической ПЦУ. Причём уже на унизительных основаниях «пристяжной» структуры. И епископов и клириков УПЦ МП заставят массово каяться за то, что они когда-то называли ПЦУ раскольниками.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Нельзя заставить человека стать мучеником. Хотелось бы, чтобы кто-то из архиереев, например Управляющий делами Патриархии владыка Дионисий объяснил, как сейчас молиться за священников УПЦ, за того же митр. Онуфрия. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/28/sh...

Должен признаться, что вначале я был совершенно не заинтересован в каком-либо каноническом общении с Московской Патриархией. Я вырос в атмосфере, где все делилось на красное и белое. Я помню, как мой епархиальный епископ в Чикаго запретил мне прислуживать в алтаре, потому что я на полставки работал в книжном магазине, где продавались книги из СССР . Ведь они были наши так называемые враги, а я продаю их книги!.. Мне пришлось бросить работу в этом магазине, чтобы продолжать прислуживать в алтаре. К Владыке Онуфрию я почувстовал немедленное личное расположение; для меня он был как бы второй Владыка Лавр. Но даже после встречи с Владыкой Онуфрием я отнюдь не горел идеей воссоединения. Не имея достаточно информации о всей ситуации, я относился к этому с большой осторожностью. Обратился я в сторонника воссоединения после нашего путешествия в Почаев в 2003 году. Из Почаева мы на машине отправились в Тернополь, где встретились с митрополитом Сергием, и оттуда в Черновцы, епархию Владыки Онуфрия. Мы были поражены возрождением православного монашества и приходской жизни в Черновцах и его окрестностях. Это было плодом стараний митрополита Онуфрия: повсюду, как грибы после теплого осеннего дождя, вырастали монастыри и церкви. Мы посетили приют, в котором сейчас живут более двухсот детей, из них многие - инвалиды с различными уродствами из-за близости Чернобыля. Как только мы приехали, ходячие дети выбежали и окружили большой толпой владыку Онуфрия, тесня, обнимая и целуя его. Мы не могли сдержать слез при таком трогательном зрелище. Безо всякой правительственной поддержки этот приют продолжает расти и с любовью воспитывать, одевать, кормить, лечить и учить этих детей. Глядя на все это, я думал про себя: «Что же я делаю, - сижу в США и сужу этих людей, как будто они для меня недостаточно православные». Мое отношение изменилось на 180 градусов. Я думал про себя: «Я хочу быть таким, как они!» И я обратился - стал сторонником воссоединения. Владыка имел очень сильное и важное значение в Вашей жизни до самой его кончины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 23 декабря 2014 г.      23 декабря 2014 г. в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru . Участники заседания Синода имели суждение о кризисной ситуации, которая сложилась в украинском обществе. Синод постановил обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко в связи с кризисной ситуацией в украинском обществе. Опубликовано обращение священноначалия Украинской Православной Церкви к главе Украинского государства. Члены Синода заслушал информацию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия о ситуации, связанной с жилищно-коммунальными услугами для религиозных организаций, и постановили обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко и премьер-министра Украины А.П. Яценюка по поводу предоставления льгот на природный газ для религиозных организаций. Синод заслушал отчеты Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония о деятельности Управления делами в 2014 г., а также отчеты глав других синодальных отделов и структур. Был заслушан рапорт митрополита Бориспольского и Броварского Антония, ректора Киевской духовной академии и семинарии, о праздновании в 2015 году на общецерковном уровне 400-летия Киевских духовных школ. Киевская богословская образовательная традиция берет начало от 1615 г., когда в Киеве на Подоле была основана Братская школа. В 1632 г. после объединения с Лаврской школой она была превращена в Киевский коллегиум. В 1701 г. коллегиум получил от царя Петра I статус академии. В течение 1817-19 гг. была проведена образовательная реформа, в результате которой на базе Киево-Могилянской академии была создана Киевская духовная академия, Киевская духовная семинария и Киево-Подольское духовное училище. В начале ХХ в. Киевская духовная академия готовилась к торжественному празднованию своего 300-летия, которое было назначено на 1915 г. Однако, события Первой мировой войны не позволили Академии достойно отметить этот юбилей. После установления в Украине советской власти духовные учебные заведения прекратили свое существование. Первая попытка возрождения Киевских духовных школ была осуществлена после Второй мировой войны. Однако, тогда власти разрешили открыть в Киеве только семинарию, которая просуществовала всего 13 лет, и в 1960 г. снова была закрыта. Новое возрождение духовного образования в Киеве началось в 1989 г., когда в стенах Киево-Печерской Лавры начала действовать Киевская духовная семинария, а в 1992г. Был осуществлен первый набор в Киевскую духовную академию.

http://pravoslavie.ru/76051.html

(рос.) 3 лютого 2022 р. 11:29 Митрополит Володимирський Суздальський Тихон: Служимо, живемо трудимося на [Ihmepb " ю] В Володимирська — одна з кафедра була заснована тут понад тому. В " ю «Журналу митрополит Володимирський Суздальський Тихон як задовго до свого призначення сюди перевозив до святителя Ковровського про власний (рос.) 2 лютого 2022 р. 11:02 Дар священнослужения. Интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия [Ihmepb " ю] В интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия журналу «Печерский благовестник» Предстоятель Украинской Православной Церкви дал ряд наставлений священнослужителям — о миссии пастырей, об обязательном молитвенном правиле, о том, как предотвратить выгорание, что читать, и выразил свое видение преодоления раскола церковного единства. 1 лютого 2022 р. 09:25 Митрополит Волоколамський — це не метод проблем, що накопичилися [Ihmepb " ю] 29 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 30 2022 р. 12:29 Секретар в Никон (Головко): Ми не мовчазно переносити утиски у [Ihmepb " ю] В все надходять сигнали про початок християнських За словами секретаря в Никона (Головка), стали для православних християн «гарячими точками», де спалахують лякаючою Про те, що у про спроби захоплення церковного майна та Никон в " ю порталу (рос.) 27 2022 р. 11:52 Про та в [Ihmepb " ю] Представник Московського Кирила при та всього Сходу (Соколов) про те, як свято у (рос.) 24 2022 р. 13:31 Митрополит Волоколамський Для визнання соборне Церкви [Ihmepb " ю] 22 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 17 2022 р. 14:34 Митрополит Волоколамський У та США поступки про рухатися [Ihmepb " ю] 15 у «Церква що виходить на 24» у суботу та голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на питання Катерини та (рос.) 14 2022 р. 15:40 «Милосердне знайти основу для щасливого життя» [Ihmepb " ю] " ю з В " ячеславом Пугачовим.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010